Учёт Лицензий В2021

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Учёт Лицензий В2021». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Во избежание претензий со стороны налоговых органов целесообразно установить предполагаемый срок использования программ для ЭВМ с учетом срока, установленного ГК РФ (не менее пяти лет — п. 4 ст. 1235 ГК РФ), и учитывать равномерно расходы на приобретение права их использования в течение этого срока, установив такой порядок признания расходов в учетной политике в целях налогового учета.

В методических рекомендациях Минфина к Инструкции 209н (письмо от 29.06.2021 № 02-05-10/45153) сказано, что классификация нематериальных активов в зависимости от срока использования должна выполняться на основании нормативных правовых актов. На основании ГК РФ сроки могут быть установлены:

Для десяти сфер деятельности лицензии продлят автоматом еще на год

В договорах на продажу неисключительных прав указаны сроки пользования нематериальными активами, по окончании которых доступ к ПО или справочным базам будет прекращен. В бухучете при отражении факта поступления НМА требуется применение КОСГУ 353.

По расшифровке в 2021 году для бюджетных учреждений КОСГУ 352 применяется, если приобретаются права с неопределенным сроком использования. Под результатами интеллектуальной деятельности следует понимать:

При этом лицензия может быть как простой (неисключительной), сохраняющей право выдачи лицензий другим лицам за лицензиаром, так и исключительной, при которой данное право не сохраняется. Возможен и случай, предусмотренный п. 1 ст. 1238 ГК РФ, при котором лицензиар может дать письменное согласие лицензиату на право использования интеллектуального продукта по договору другим лицом на основании заключения сублицензионного договора. При этом правила о лицензионном договоре, отмеченные в Гражданском кодексе, применимы и к сублицензионному договору.

Гражданским кодексом РФ компьютерные программы обозначены как результат интеллектуальной деятельности и отнесены к объектам охраняемой законом интеллектуальной собственности, на которые признаются интеллектуальные права, включающие исключительное или имущественное право (ст. 1225 и 1226 ГК РФ). Также программы для компьютеров отнесены к объектам авторских прав, охраняемым как литературные произведения (п. 1 ст. 1259, ст. 1261 и 1262 ГК РФ).

ВАЖНО! К услугам в электронной форме не относятся(п. 1 ст. 174.2 НК РФ):
• продажа товаров (работ, услуг), если их заказывают через Интернет, но доставляют (выполняют) без использования Интернета;
• реализация (передача прав на использование) программ для ЭВМ, баз данных на материальных носителях;
• консультационные услуги по электронной почте;
• предоставление доступа к Интернету.
К таким услугам применяется общий порядок уплаты НДС по сделкам с иностранным лицом.

Несмотря на то что в примерах, содержащихся в данной норме, не перечислены затраты на приобретение лицензии, по мнению экспертов, при соблюдении приведенных выше условий стоимость лицензии (расходы на ее получение) правомерно учитывать в составе НМА: условие пп. «б» п.

Приобретенные по лицензионному договору неисключительные права на использование результата интеллектуальной деятельности объектами НМА не признаются на основании п. 3 ПБУ 14/2021 «Нематериальные активы» (далее — ПБУ 14/2021). Если организацией произведены расходы, связанные с приобретением права на использование программ для ЭВМ и баз данных по лицензионным договорам, и программы будут использоваться в производстве или продаже продукции (товаров) или для управленческих нужд организации, то затраты на их приобретение признаются в бухгалтерском учете в качестве расходов по обычным видам деятельности на основании п.

Ранее Минфин пояснял, что организация вправе самостоятельно установить порядок учета расходов на приобретение такого программного обеспечения с учетом принципа равномерности (Письмо Минфина России от 18 марта 2021 г. N 03-03-06/1/8161). Однако немногим позже вышли разъяснения Минфина, согласно которым, если срок использования программного обеспечения не установлен лицензионным соглашением, то для целей налогового учета применяются нормы ГК РФ – то есть этот срок считается равным пяти годам (Письмо Минфина РФ от 23.04.2021 № 03-03-06/1/14039). Таким образом, расходы на приобретение программного обеспечения должны списываться в налоговом учете равными частями в течение пяти лет.

Для того чтобы учесть расходы на приобретение программ в бухгалтерском и налоговом учете, необходимо документальное подтверждение (ст. 252 п. 1 НК РФ). В случае с лицензионным программным обеспечением, основным подтверждающим документом является лицензионный договор. В соответствии со ст. 1235 ГК РФ:

Лицензионным договором между поставщиком (лицензиаром) и покупателем (лицензиатом) программного продукта устанавливается размер вознаграждения (то есть стоимость программы), а также срок действия договора (срок использования программы). Если такой срок прямо не прописан в договоре, то в гражданском праве он считается равным пяти годам (п. 4 ст. 1235 ГК РФ).

Департамент бюджетной методологии Министерства финансов Российской Федерации (далее – Департамент) рассмотрел письмо по вопросу отражения в бюджетном учете программного продукта, полученного в пользование на условиях простой (неисключительной) лицензии, и сообщает.

Поскольку в рассматриваемом случае организация не получает исключительных прав на ПО, понесенные затраты нельзя отнести к расходам на приобретение НМА (п. 3 ст. 257 НК РФ, письма Минфина России от 05.05.2021 N 07-02-06/128, от 13.02.2021 N 03-03-06/2/19, от 24.11.2021 N 03-03-06/2/181). В данном случае расходы на приобретение прав на использование программ для ЭВМ принимаются к учету в соответствии с пп. 26 п. 1 ст. 264 НК РФ — в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией (письма Минфина России от 30.01.2021 N 03-03-06/1/4386, от 12.02.2021 N 07-01-09/7509). Также в составе прочих расходов налогоплательщик вправе учесть затраты, связанные с подготовкой программного обеспечения к использованию, в том числе по адаптации программного обеспечения, настройке программы, при условии, что эти расходы соответствуют критериям, установленным в п. 1 ст. 252 НК РФ (письмо УФНС России по г. Москве от 22.08.2021 N 20-12/079908).
Согласно п. 1 ст. 272 НК РФ при применении метода начисления расходы признаются в том отчетном периоде, в котором они возникают исходя из условий договора, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и (или) иной формы их оплаты и определяются с учетом положений ст.ст. 318-320 НК РФ.
Расходы признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором эти расходы возникают исходя из условий сделок. Если же сделка не содержит условий о периоде возникновения расходов и связь между доходами и расходами не может быть определена четко или определяется косвенным путем, расходы распределяются налогоплательщиком самостоятельно.
Таким образом, организация самостоятельно устанавливает срок, в течение которого расходы на приобретение прав на использование программ и баз данных (и сопутствующие непосредственно приобретению затраты по установке ПО) будут равномерно учитываться для целей налогообложения прибыли, если в лицензионном договоре срок использования программы не определен (письма Минфина России от 18.03.2021 N 03-03-06/1/11743, от 16.01.2021 N 03-03-06/1/15, от 02.02.2021 N 03-03-06/1/52, от 20.04.2021 N 03-03-06/2/88, от 19.02.2021 N 03-03-06/2/25, письмо ФНС России от 19.01.2021 N 3-2-13/9 и др.). С позиции Минфина России, при установлении срока необходимо учитывать положения ГК РФ (письмо Минфина России от 23.04.2021 N 03-03-06/1/14039).
Не можем не отметить, что существуют и разъяснения с иной точкой зрения (письма Минфина России от 23.04.2021 N 03-03-06/1/14039, от 02.02.2021 N 03-03-06/1/52, от 29.01.2021 N 03-03-06/2/13, от 16.08.2021 N 03-03-06/1/551, от 23.10.2021 N 03-03-06/1/681, от 20.04.2021 N 03-03-06/2/88, от 17.03.2021 N 03-03-06/2/48, от 19.02.2021 N 03-03-06/2/25).
Арбитражная практика показывает, что налогоплательщики успешно оспаривают требования налоговых органов о равномерном признании расходов на программы для ЭВМ (смотрите, например, постановления Четвертого арбитражного апелляционного суда от 03.04.2021 N 04АП-4378/13, ФАС Московского округа от 18.03.2021 N Ф05-1208/14 по делу N А40-14277/2021, Седьмого арбитражного апелляционного суда от 28.11.2021 N 07АП-9152/12, ФАС Поволжского округа от 12.07.2021 N Ф06-5251/12 по делу N А65-20465/2021, ФАС Северо-Западного округа от 09.08.2021 N Ф07-7033/11 по делу N А56-52065/2021 и от 21.07.2021 N Ф07-12326/10 по делу N А56-48512/2021).
В то же время существуют примеры дел с иной позицией, когда решение принимается в пользу налоговых органов. Так, судьи сделали вывод, что если условиями лицензионного соглашения срок использования программы для ЭВМ не установлен, то расходы на приобретение неисключительных прав на данное программное обеспечение принимаются при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций равномерно с учетом срока, установленного ГК РФ (5 лет), а не единовременно, как это сделано налогоплательщиком (постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.04.2021 N 11АП-2863/16).
Таким образом, вопрос учета в целях налогообложения прибыли расходов на приобретение программы для ЭВМ является на данный момент неоднозначным, поскольку законодательство не содержит правил определения срока списания затрат в случае, когда в лицензионном договоре не указан срок использования программного обеспечения.
На наш взгляд, организация в целях налогообложения вправе признать расходы по лицензионному договору равномерно в течение определенного отрезка времени, что обусловит сближение налогового и бухгалтерского учета и не приведет к появлению временных разниц (п.п. 3, 8 ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций»).

«В 2021 году предлагается продлить разрешения в социально значимых сферах, в том числе таких как медицинская, фармацевтическая, образовательная деятельность, сферах экологии, охраны труда и других. Также предусматривается право органов власти по принятию в 2021 году решений о применении дистанционных средств контроля при получении, переоформлении, продлении разрешений», — отмечают в Минэкономразвития.

По данным министерства, изменения охватят более 450 тыс. разрешений, позволят сократить издержки хозяйствующих субъектов, связанные с прохождением разрешительных процедур и минимизировать число контактов с представителями органов власти.

На 2021 год предлагается продлить срок действия аккредитации и сертификации специалистов медицинской и фармацевтической деятельности, аккредитацию образовательных программ, лицензии на розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, квалификационные аттестаты оценщиков, результаты проведения специальной оценки условий труда, результаты обучения по охране труда и проверки знаний требований по охране труда для отдельных категорий работников, аккредитации в национальной системе аккредитации, заключение государственной экологической экспертизы.

Кроме того, малый и средний лесопромышленный бизнес в России сможет получить льготные кредиты в 2021 году на модернизацию производства, сообщил Мишустин.

«Необходимо стимулировать предпринимателей к созданию мощностей по глубокой переработке древесины. Правительство предусмотрело для малого и среднего бизнеса, который работает в сфере заготовки леса, возможность получения льготного кредита на модернизацию производства», — сказал премьер.

По словам Мишустина, важно, чтобы «предприниматели уже в этом году могли начать работу по обновлению основных фондов и созданию мощностей по глубокой переработке, и на экспорт из России шло не сырье и продукция низкого передела, а мебель, фанера, картон и другая продукция с высокой добавленной стоимостью». Глава правительства также указал на необходимость повышения заинтересованности бизнеса во вложениях в деревянное домостроение или производство альтернативных видов биотоплива.

Премьер добавил, что правительство ведет работу над новой редакцией стратегии развития лесного комплекса на ближайшие девять лет. По его словам, с учетом тех задач и поручений, которые поставил перед кабмином президент, «в течение этого года предстоит в пилотном режиме выстроить взвешенную и сбалансированную систему полномочий в сфере лесного надзора между органами власти всех уровней».

В течение трёх рабочих дней после дня внесения записи о предоставлении лицензии в реестр лицензий лицензирующий орган направляет соискателю лицензии уведомление о предоставлении лицензии по его выбору в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, или на бумажном носителе заказным письмом с уведомлением о вручении.

Соискателю лицензии, либо заинтересованному лицу по требованию может быть предоставлена выписка их реестра лицензий. В соответствии с Законом, Выписка из реестра лицензий на бумажном носителе предоставляется за плату. Размер такой платы, порядок ее взимания, случаи и порядок возврата устанавливаются органом, определяющим государственную политику в сфере лицензирования. Выписка из реестра лицензий в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью лицензирующего органа, предоставляется без взимания платы. Соискатель лицензии вправе самостоятельно выбрать способ получения выписки из реестра лицензий, указав его в заявлении о предоставлении лицензии. В случае, если в заявлении о предоставлении лицензии соискатель лицензии указал на необходимость получения выписки из реестра лицензий в форме электронного документа, лицензирующий орган одновременно с направлением уведомления о предоставлении лицензии направляет лицензиату выписку из реестра лицензий в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью.

Вместе с тем, представить документы в лицензирующий орган соискатель лицензии вправе непосредственно в лицензирующий орган, путем представления необходимого комплекта документов на бумажных носителях, а также через многофункциональные центры (далее по тексту – МФЦ), или с использованием электронных технологий. В соответствии с рассматриваемым Законом, Заявление о предоставлении лицензии и прилагаемые к нему документы, предусмотренные законодательством РФ, соискатель лицензии направляет в лицензирующий орган в форме электронных документов в порядке, установленном законодательством РФ об организации предоставления государственных и муниципальных услуг. Идентификация и аутентификация заявителя осуществляются с использованием федеральной государственной информационной системы «Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме». Таким образом, с целью представления документов в электронном виде, соискателю лицензии потребуется усиленная квалифицированная электронная подпись (УКЭП). Способ представления документов в лицензирующий орган основных требований к соискателю не изменяет. Заявление о предоставлении лицензии и прилагаемые к нему документы, предусмотренные законодательством РФ, соискатель лицензии вправе представить в лицензирующий орган или в МФЦ, если соответствующая услуга предоставляется через МФЦ в соответствии с законодательством РФ, непосредственно на бумажном носителе или направить заказным письмом с уведомлением о вручении.

Закон № 478-ФЗ внес поправки сразу в 12 законов, упоминающих о выдаче лицензий. Среди них Жилищный Кодекс, закон о СМИ № 2124-1 от 27.12.1991 г., закон о детективной и охранной деятельности № 2487-1 от 11.03.1992 г., закон № 99-ФЗ о лицензируемых видах деятельности от 04.05.2011 г., а также другие нормативные акты. Эти новеллы начнут действовать с 01.01.2021 г.

С 01.01.2021 г. лицензии будут предоставляться, а не выдаваться заявителям. Законодатель сменил «выдачу» лицензии на ее «предоставление». Вроде бы это несущественное изменение. Однако данная новелла меняет порядок лицензирования. «Выдача» подразумевает передачу бланка на материальном или электронном носителе, а «предоставление» дает право или возможность заниматься определенными работами (Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. «Толковый словарь русского языка» М., Изд. «АЗЪ», 1995 г.).

Поэтому лицензии на бумаге уйдут в прошлое. Лицензирующие учреждения перестанут выдавать бланки. Кроме того, государство отменило направление лицензий в электронном виде по просьбе заявителя (ст. 9 закона № 478-ФЗ). Соответственно, отменяются типовые формы лицензий.

Учет лицензий на программное обеспечение 2021 год

Бумага не вечна. Фирмы и предприниматели теряют или иным образом утрачивают лицензии на бумажных носителях. Сегодня лицензиаты получают дубликаты или копии лицензий. Однако с 01.01.2021 г. это станет невозможным. Ст. 17 о выдаче дубликатов и копий лицензий на бланках Закона № 99-ФЗ утратит силу с 01 января будущего года. Следовательно, если лицензиат потерял бланк, то еще есть время получить дубликат. С 2021 г. вместо копии лицензирующий орган отправит только выписку из реестра.

Закон № 478-ФЗ касается всех видов деятельности за исключением банковской. ЦБ РФ не подчиняется Правительству РФ, самостоятельно выдаёт лицензии кредитным организациям и утверждает типовые формы лицензий (ст. 13 Федерального закона № 395-1 о банках и банковской деятельности от 02.12.1990 г.). Однакорано или поздно и Центробанк перейдет на реестровую модель лицензирования.

Лицензии, полученные до 01.01.2021 г., действуют после этой даты и подтверждают право субъекта работать по выбранному направлению (ст. 13). Переоформлять ничего не надо. Государственные органы, отвечающие за представление лицензий, приведут записи в реестрах в соответствии с законом № 478-ФЗ. Получается, что предоставление и продление лицензий станет проводиться одновременно с внедрением нового порядка записей. Это вызовет накладки и ошибки в реестрах.

Государство постепенно избавляется от архаичного документооборота. Лицензии на бланках уходят в прошлое, как и свидетельства из ИФНС или Росреестра. Заявители будут получать стандартные выписки из реестра. Это необратимый процесс.

Другой вопрос, что для создания реестровой модели понадобится время. Правительство успеет принять Постановления. Но министерства и ведомства (Ростехнадзор, Министерства образования и культуры, Росздравнадзор и т.д.) также должны изменить Положения о лицензировании, отработать порядок оказания услуг в электронной форме и механизмы взаимодействия с МФЦ. Кроме того, государственные, муниципальные, коммерческие организации и банки обязаны исключить требования о предъявлении лицензий на бумаге из локальных нормативных актов. Например, при проведении закупок, проверок, открытии расчетных счетов и так далее. Предприниматели опасаются незаконных требований, проволочек и накладок, как это было после отмены бумажных свидетельств ИФНС. А учитывая негативный опыт — эти опасения имеют под собой реальную почву.

Теги: законодательство РФ, индивидуальные предприниматели, общества с ограниченной ответственностью, регистрация фирм, регистрация изменений

Все материалы

(0)

В итоге получается, что если компания на общем режиме преимущественно занимается ПО, так или иначе связанным с рекламой или продажами, никакие льготы ей не положены, а НДС придется платить (хотя раньше не надо было). Как отметил Сергей Рыжиков, формулировки новых норм таковы, что трактовать их можно очень широко.

С одной стороны, власти хотели вывести из-под льгот торговые площадки, публикующие объявления о купле-продаже. Но в итоге «под одну гребенку» попало все, что так или иначе «лезет» в интернет. Ведь ни один портал не обходится или без сторонних рекламных банеров, или без собственного продвижения его владельцев. Заодно вышло, что к разряду «плохих» отнесены платформы для создания сайтов и вообще довольно широкий спектр ПО.

Даже если взять CRM – во-первых, современные системы не являются замкнутыми, во-вторых, не исключено, что даже поиск по внутренней базе данных подпадает под запрещенное для льгот понятие «поиска потенциальных покупателей». А системы электронного документооборота позволяют подписывать договоры, банковский софт – проводить транзакции – значит, заключать сделки, значит, с точки зрения льгот все это – «плохое» ПО.

Кабмин продлит на год «автоматом» лицензии для бизнеса в 10 сферах

В этом случае оформляются следующие бухгалтерские записи:

Дебет 0 401 20 226 (0 109 Х02 226) Кредит 0 302 26 73Х3 — отражены расходы на приобретение ПО;

Увеличение забалансового счета 01 — отражено поступление ПО;

Дебет 0 302 26 83Х4 Кредит 0 201 11 610 (у казенного учреждения — 1 304 05 226), одновременно увеличение забалансового счета 18 к счету 201 11 — погашена кредиторская задолженность перед поставщиком;

Уменьшение забалансового счета 01 — по истечении срока действия лицензии отражено списание нематериального актива, полученного в пользование.

Выдачей документов, а также лицензионным контролем занимаются уполномоченные государственные структуры. Например, разрешение на розничную продажу алкоголя выдают в Росалкогольрегулировании, на ведение охранной деятельности — в МВД, лицензию на транспортировку людей — в Ространснадзоре, осуществление образовательной деятельности — в Рособрнадзоре.

  • заявление по установленной форме. Заявление передается в орган, который выдает лицензию. Например, если вы открываете бизнес, связанный оказанием образовательных услуг, заявление подается в Рособрнадзор;

  • для ООО — копии учредительных документов, заверенные у нотариуса, для ИП — копия ОГРНИП и ИНН;

  • дополнительный перечень документов. Его определяет государственный орган, который выдает лицензию;

  • опись документов.

Пакет документов передается в надзорный орган разными способами:

  • лично,

  • через доверителя,

  • направить ценным письмом

  • отправить дистанционно через портал Госуслуг или сайт уполномоченного ведомства. Все электронные документы должны быть заверены усиленной квалифицированной электронной подписью.

В течение 3 рабочих дней со дня предоставления документов уполномоченные органы принимают решение о рассмотрении заявлении или возврате. Если были замечены нарушения требований или документы переданы в неполном объеме, документы возвращаются. На устранение замечаний предоставляется 30 дней.

Если документы в порядке, в течение 45 дней уполномоченный орган производит проверку сведений и принимает решение о выдаче лицензии. В течение 3 рабочих дней после подписания приказа о выдаче лицензии, ее выдают фирме.

Лицензия выдается бессрочно. Действует на территории всех субъектов РФ при условии уведомления лицензиатом лицензирующих органов этих субъектов в соответствии с законом.

С 1 января 2021 года будет введена реестровая модель лицензирования, а дистанционный порядок получения лицензии может стать основным.

Что это значит?

  • Больше не будут выдаваться бумажные и электронные лицензии.

  • Оформление и переоформление лицензий будет фиксироваться в электронном реестре.

  • Для подтверждения наличия лицензии предоставляется выписка из реестра в бумажном или электронном виде.

Все лицензии, которые были оформлены до 1 января 2021 года, действительны и внесены в реестр. Реестр лицензий станет общедоступным.

Пока сохраняется бумажный порядок предоставления документов для получения лицензий, но не исключено, что он станет альтернативой дистанционному.

Отмена лицензий на бумаге и внедрение реестровой модели лицензирования

Ставки по эквайрингу плюс/минус везде одинаковые. Единственное, если у вас небольшие безналичные обороты, то все же лучше искать варианты, где ставка фиксированная и не зависит от суммы.

Существенно сэкономить на эквайринге еще можно за счет приема безналичных оплат через систему быстрых платежей (СБП). Терминал эквайринга не понадобится – перевод проходит через кассу, а комиссия по безналичной выручке дешевле эквайринга – всего 0,4 — 0,7%.

  1. Подобрать тариф РКО вы можете вместе с нами. МТС Касса сотрудничает со многими системно значимыми банками, мы помогаем в подборе и открытии счетов без визита в банка. Эту услугу своим клиентам мы оказываем бесплатно.

  2. Еще один из вариантов экономии – это бухгалтерское сопровождение. Если у вас небольшой бизнес, вы вполне можете обойтись без наемного бухгалтера, подключив онлайн-бухгалтерию. Такой сервис сам ведет бухгалтерский учет, рассчитывает налоги, готовит отчетность и отправляет ее через интернет в ФНС, ПФР, ФСС, направляет платежные документы в банк, делает финансовый анализ. МТС Кассы, например, интегрированы с таким сервисом. Вы просто заводите первичную документацию в сервис, а все остальное он делает сам.

• Срок – пять лет (экспорт, импорт, оптовая торговля алкогольно-табачной продукцией), плата вносится ежегодно; • Срок — год (розничная торговля алкоголем и табаком), плата вносится ежеквартально; • срок действия превышает один год. • отсутствие материальной формы; • вероятность получения будущих экономических выгод; • стоимость актива может быть достоверно определена. и получай новости первым в Facebook ↓ и получай новости первым в Facebook А так, как Положения по бух.учету НЕ РАСПРОСТРАНЯЕТСЯ на частных предпринимателей, то оплата дицензий НЕ МОЖЕТ БЫТЬ отнесена к затратам!

После ввода компьютерной программы в эксплуатацию расходы на ее приобретение, учтенные как расходы будущих периодов, подлежат списанию. Порядок списания расходов, относящихся к нескольким отчетным периодам, организация устанавливает самостоятельно. Например, единовременный разовый платеж за использование компьютерной программы организация может списывать равномерно в течение периода, утвержденного приказом руководителя. Применяемый вариант списания расходов будущих периодов закрепите в учетной политике для целей бухучета (п. 7 и 8 ПБУ 1/2021).

Главбух советует: в учетной политике для целей бухучета закрепите такой же порядок списания расходов, относящихся к нескольким отчетным периодам, как и в налоговом учете. В этом случае в учете организации не будут возникать временные разницы.

Лицензии на эксплуатацию ОПО по новым правилам с 2021 года

В бухучете предельная граница стоимости ПО для идентификации его в качестве амортизируемого НМА не установлена, поэтому начислять износ следует по всем НМА с известным СПИ. По активам с неопределяемым СПИ амортизация не исчисляется, но ежегодно предприятия обязаны пересматривать и уточнять срок службы НМА, подтвердив невозможность определения или установив его (п. 27 ПБУ 14/2021).

Поставить на учет программное обеспечение следует по первоначальной стоимости, включающей в себя затраты, понесенные при покупке продукта. Если стоимость ПО не превышает 100 000 руб., то в налоговом учете актив признается неамортизируемым (п. 1 ст. 256 НК РФ), т. е. программу ценой до 100 000 руб. можно полностью списать на затраты в момент ввода в работу.

Если учреждение приобрело неисключительные права на программное обеспечение, признавать нематериальный актив не нужно. Приобретение и поддержка такого ПО (как и в предыдущем случае) учитывается с применением подстатьи 226 «Прочие работы, услуги» КОСГУ.

В налоговом учете такие затраты на ПО списывают ежемесячно равными долями в течение всего времени использования, т.е. периода действия лицензии. Если СПИ не означен в договоре, п. 4 ст. 1235 ГК РФ считает его заключенным на 5 лет, т. е.

10 указанного Закона, государственная пошлина в законодательно установленных размерах и порядке уплачивается за предоставление лицензии, ее переоформление, выдачу дубликата лицензии. Из статьи 33316 Налогового кодекса РФ следует, что государственная пошлина — это сбор, взимаемый с лиц, указанных в ст.

Какие в этом случае мы должны сделать проводки — списать с 01 и по дате доплаты заново поставить на учет с увеличенной стоимостью? В бюджетной версии программы 1С нет возможности добавить сумму доплаты без количества.

Программное обеспечение (ПО) в целях бухгалтерского учета признается нематериальным активом (НМА) только в том случае, если предприятие получает исключительные права на него (п.п. 3, 4 ПБУ 14/2021 «Учет нематериальных активов», далее — ПБУ 14/2021).
Приобретенные по лицензионному договору неисключительные права на использование результата интеллектуальной деятельности объектами НМА не признаются, то есть затраты на приобретение неисключительных прав подлежат включению в состав расходов (смотрите также п.п. 7.2 и 8.6 Концепции бухгалтерского учета в рыночной экономике России, одобренной Методологическим советом по бухгалтерскому учету при Министерстве финансов Российской Федерации, Президентским советом Института профессиональных бухгалтеров 29.12.1997).
Если программа будет использоваться в производстве или продаже продукции (товаров), для оказания услуг, выполнения работ, или для управленческих нужд предприятия, то затраты на ее приобретение по лицензионному договору признаются в бухгалтерском учете в качестве расходов по обычным видам деятельности (п.п. 2, 4, 5, 7 ПБУ 10/99 «Расходы организации», далее — ПБУ 10/99).
Согласно п. 18 ПБУ 10/99 расходы должны признаваться в том отчетном периоде, в котором они имели место, независимо от времени их фактической оплаты.
С учетом п. 65 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утвержденного приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н, и п. 39 ПБУ 14/2021 НМА, полученные в пользование (по лицензионному договору), учитываются лицензиатом на забалансовом счете в оценке, определяемой исходя из размера вознаграждения, установленного в договоре (например, по дебету забалансового счета 012 «НМА, полученные в пользование на основании лицензионного договора»).
Платежи за предоставленное право пользования объектами интеллектуальной собственности, производимые в виде фиксированного разового платежа (как в рассматриваемой ситуации), отражаются в бухгалтерском учете лицензиатом как расходы будущих периодов и подлежат списанию в течение срока действия договора.
На наш взгляд, при приятии к учету расходов по лицензионному договору, в соответствии с условиями которого производится установка ПО, стоимость установки не обособляется, поскольку без нее приобретенная программа не может быть использована.
Таким образом, если приобретенные неисключительные права на ПО используются по назначению в течение нескольких отчетных периодов (месяцев), совокупные затраты на приобретение таких прав, оплаченные разовым платежом, первоначально отражаются в бухгалтерском учете по дебету счета 97 «Расходы будущих периодов» с последующим их списанием в дебет счетов учета производственных затрат (расходов на продажу, общехозяйственных расходов) в течение срока действия договора.
В бухгалтерском учете делаются следующие записи:
Дебет 012
— права, приобретенные по лицензионному договору, поставлены на учет на забалансовый счет в оценке, определяемой исходя из размера вознаграждения, установленного в договоре;
Дебет 97 Кредит 60 (76)
— отражены в составе расходов будущих периодов затраты, связанные с приобретением прав на использование дополнительных модулей.
По мере признания расходов:
Дебет 20 (26, 44) Кредит 97
— списана часть расходов, приходящаяся на отчетный период.

Изменения в Инструкции № 157н, вступающие в силу с 2021 года

Кроме того, лиц, получивших медицинское или фармацевтическое образование в иностранных государствах, готовы допустить к осуществлению медицинской и фармацевтической деятельности в РФ при условии:

  • наличия у соискателя документов об образовании по специальности, при условии, что эти документы признаны эквивалентными российским;
  • успешной сдачи соискателя специального экзамена;
  • наличие у соискателя сертификата о владении русским языком, знании истории России и основ законодательства Российской Федерации.

Также проект продлевает срок действия результатов обучения по охране труда некоторых работников до 01.03.2021.

В новом проекте акцент сделан на заочные каналы коммуникации. Сохраняется преимущество дистанционных форм обучения и проверки знаний по охране труда. Кроме того, разрешат удаленное проведение аккредитационных экспертиз в рамках государственной аккредитации образовательных программ и оценки соответствия аккредитованных лиц критериям аккредитации (пп. б п. 17 и пп. б п.18 проекта постановления).

Также могут быть приняты решения о проведении выездных проверок соискателей лицензии при лицензировании различных видов деятельности — от криптографии и космоса до медицины и образования, в соответствии со статьей 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ (ред. от 31.07.2020) «О лицензировании отдельных видов деятельности» (п.4 проекта).

Полный текст проекта изменений в постановление правительства от 3 апреля 2020 г. № 440

С нового года вступают в силу поправки, фактически отменяющие льготу по НДС на реализацию софтверных лицензий в отношении большинства наименований ПО. В первую очередь это затронет зарубежный софт, далее идут программы для ЭВМ и базы данных российского происхождения, не попавшие в Реестр отечественного ПО.

Независимо от попадания в Реестр, льготы по НДС на ПО лишатся рекламные сервисы и приложения, агрегаторы (маркетплейсы) и поисковые программы. Есть мнение, что изменения затронут любые программы, в которых имеется реклама даже собственных продуктов или услуг. Предложение купить лицензию на платный доступ к сервису или расширенную версию условно бесплатной программы, также можно рассматривать в качестве рекламы.

Как это произошло и что предпринять читайте под катом

Поправки в Налоговый кодекс (НК РФ) внесены Федеральным законом от 31.07.2020 N 265-ФЗ. Изменения вводят дополнительные требования для освобождения от НДС реализации прав на программы для ЭВМ и базы данных. Поправки в НК РФ по «налоговому маневру в ИТ-отрасли» вступают в силу с 01 января 2021 года.

В чем суть нового требования? В новой редакции пп.26 п.2 ст.149 НК РФ право на «льготу» по НДС сохранено исключительно в отношении реализации прав на ПО, включенное в реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных (Реестр отечественного ПО), который ведет Минкомсвязи.

В результате налогового маневра в ИТ-отрасли отчуждение и предоставление прав на зарубежное программное обеспечение независимо от вида договора будет облагаться НДС. Такой софт по определению нельзя включить в Реестр отечественного ПО.

Аналогично без льготы останется ПО большинства российских правообладателей, поскольку попасть в Реестр не так-то просто.

В качестве экономической причины фактической отмены льготы по НДС на ПО называют необходимость компенсации выпадающих доходов бюджета в результате одновременного снижения налога на прибыль и ставок страховых взносов для ИТ-компаний. Подробнее об этом смотрите информацию на нашем сайте.

Переходный период по НДС на программное обеспечение

  • Сейчас
  • Вчера
  • Неделя
  • Сутки
  • Неделя
  • Месяц

Пункт 6 СГС «Нематериальные активы» определяет нематериальный актив как объект нефинансовых активов, предназначенный для неоднократного и (или) постоянного использования в деятельности учреждения свыше 12 месяцев, не имеющий материально-вещественной формы, с возможностью идентификации (выделения, отделения) от другого имущества, в отношении которого у субъекта учета при приобретении (создании) возникли исключительные права, права в соответствии с лицензионными договорами либо иными документами, подтверждающими существование права на такой актив. При этом следует определить, какие объекты учета не регулируются данным стандартом. Согласно пункту 4 СГС «Нематериальные активы» не применяется в отношении:

Просмотр статьи доступен для подписчиков журнала.

Подписаться на журнал

Наименование

Уполномоченный орган

Механизмы регулирования

I. Лицензируемые виды деятельности

1.

Аудиторская деятельность

Министерство финансов

Определить, что право на оказание аудиторских услуг предоставляется организациям, которые являются членами общественных объединений аудиторских организаций, аккредитованных в Министерстве финансов.

Обязательная сертификация аудиторов.

2.

Деятельность по воспроизведению аудиовизуальных произведений, фонограмм и программ для ЭВМ

Агентство по интеллектуальной собственности при Министерстве юстиции

Развитие общественного контроля по защите авторских и смежных прав.

Ответственность за нарушение авторских и смежных прав.

3.

Деятельность по изготовлению фонограмм

Агентство по интеллектуальной собственности при Министерстве юстиции

Развитие общественного контроля по защите авторских и смежных прав.

Привлечение к ответственности
за нарушение авторских и смежных прав.

4.

Деятельность по производству бланков ценных бумаг

Центральный банк

Установить, что деятельность по разработке бланков ценных бумаг осуществляется только государственным унитарным предприятием «Государственный знак».

5.

При лицензировании деятельности по проектированию, строительству, эксплуатация и оказание услуг сетей телекоммуникаций:

оказание услуг сетей передачи данных пунктами общего пользования, в том числе пунктами общего пользования субъектов малого предпринимательства в сельской местности;

эксплуатация, оказание услуг сетей телекоммуникаций субъектами малого предпринимательства в сельской местности;

оказание услуг субъектами малого предпринимательства в сельской местности из междугородних сетей телекоммуникаций;

оказание услуг международных сетей телекоммуникаций субъектами малого предпринимательства в сельской местности.

Министерство по развитию информационных технологий
и коммуникаций

Регулирование деятельности по проектированию, строительству, использованию и обслуживанию сетей телекоммуникаций посредством иных направлений лицензирования и иных нормативно-правовых актов.

6.

При лицензировании профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг:

деятельность инвестиционных фондов

Агентство по развитию рынка капитала

Создание инвестиционного фонда в форме акционерного общества.

Соблюдение требований законов «Об инвестиционных и паевых фондах», «Об акционерных обществах и защите прав и акционеров» и «О рынке ценных бумаг».

7.

При лицензировании проектирования, строительства, эксплуатации и ремонта мостов и тоннелей:

деятельность по эксплуатации мостов и тоннелей

Министерство строительства

Технический регламент.

Меры контроля за эксплуатацией.

8.

Проектирование, строительство, эксплуатация и ремонт оборонных объектов

Министерство строительства

Разрешение органов обороны на осуществление строительной организацией деятельности на режимных объектах.

Меры эксплуатационного контроля.

Соблюдение правил, установленных режимом объекта.

9.

При лицензировании деятельности по проектированию, разработке, производству, реализации, ремонту
и использованию средств криптографической защиты информации:

проектирование средств криптографической защиты информации;

ремонт средств криптографической защиты информации;

использование криптографических средств защиты информации

Служба государственной безопасности

Регулирование деятельности по подготовке, производству и реализации средств криптографической защиты информации посредством других направлений лицензирования и иных нормативно-правовых актов.

10.

Наименование лицензий и разрешений, отменяемых путем объединения

Наименование объединенных лицензий и разрешений

Уполномоченный орган

I. Лицензируемые виды деятельности

Лицензирование деятельности по обращению с наркотическими средствами, психотропными веществами и прекурсорами

1.

Хранение наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров

1.

Другие направления обращения с наркотическими средствами, психотропными веществами и прекурсорами (кроме транспортировки)

Министерство здравоохранения

Лицензирование ветеринарной деятельности

2.

Реализация биологических препаратов ветеринарного назначения, в том числе ветеринарных препаратов

2.

Реализация ветеринарных препаратов, в том числе биопрепаратов ветеринарного назначения, кормовых добавок и зоогигиенических средств

Государственный комитет по развитию ветеринарии и животноводства

3.

Реализация ветеринарных препаратов, в том числе лекарственных средств ветеринарного назначения, кормовых добавок и зоогигиенических средств

Городские, пригородные, междугородные и международные перевозки пассажиров и грузов автомобильным транспортом

4.

Городская перевозка пассажиров автобусом

3.

Городские, пригородные и межгородные перевозки пассажиров в микроавтобусах
и автобусах

Министерство транспорта

5.

Пригородная перевозка пассажиров автобусом

6.

Междугородная перевозка пассажиров автобусом

7.

Городская перевозка пассажиров микроавтобусом

8.

Пригородная перевозка пассажиров микроавтобусом

9.

Междугородная перевозка пассажиров микроавтобусом

10.

Городская перевозка пассажиров легковым автомобилем

4.

Городские, пригородные и межгородные перевозка пассажиров легковым автомобилем

11.

Пригородная перевозка пассажиров легковым автомобилем

12.

Междугородная перевозка пассажиров легковым автомобилем

Лицензирование деятельности по проектированию, строительству, эксплуатации и оказанию услуг сетей телекоммуникаций

13.

Проектирование локальных сетей телекоммуникаций

5.

Проектирование местных, междугородных, международных сетей телекоммуникаций

Министерство по развитию информационных технологий и коммуникаций

14.

Проектирование междугородных сетей телекоммуникаций

15.

Проектирование международных сетей телекоммуникаций

16.

Строительство местных сетей телекоммуникаций

6.

Строительство местных, междугородных, международных сетей телекоммуникаций

17.

Наименование лицензий и разрешений

Наименование уведомления

Уполномоченный орган

I. Лицензируемые виды деятельности

1.

Лицензия на деятельность по производству ювелирных изделий и других изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней

Уведомление о начале или завершении деятельности по производству ювелирных изделий и других изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней

Государственная пробирная палата при Министерстве финансов

2.

Лицензия на деятельность ломбардов

Уведомление о начале или завершении деятельности ломбарда

Центральный банк

3.

При лицензировании профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг деятельность инвестиционного консультанта

Уведомление о начале или завершении деятельности инвестиционного консультанта

Агентство по управлению государственных активов

4.

При лицензировании негосударственной образовательной деятельности:

внешкольное образование;

повышение квалификации и переподготовки кадров;

организация учебных курсов по изучению иностранных языков.

1. Уведомление о начале или окончании деятельности по предшкольной подготовки и внешкольному образованиию

2. Уведомление о начале или окончании деятельности по повышению квалификации и переподготовки кадров

3. Уведомление о начале или окончании деятельности по организации учебных курсов по изучению иностранных языков

Государственная инспекция по контролю качества образования при Кабинете Министров

5.

При лицензировании ветеринарной деятельности:

ветеринарная лечебно-профилактическая работа.

Уведомление о начале или завершении ветеринарной лечебно-профилактической деятельности

Региональные подразделения Комитета ветеринарии и развитию животноводства

6.

Лицензирование деятельности по монтажу, наладке, ремонту и техническому обслуживанию средств противопожарной автоматики, охранной, пожарной и охранно-пожарной сигнализации

1. Уведомление о начале или завершении деятельности по монтажу, наладке, ремонту и техническому обслуживанию устройств автоматического пожаротушения и пожарной сигнализации

2. Уведомление о начале или завершении деятельности по монтажу, наладке, ремонту и техническому обслуживанию технических средств и систем охраны

Министерство чрезвычайных ситуаций

Национальная гвардия

7.

Лицензия на реализацию нефтепродуктов (автобензина, авиабензина, экстрабензина, дизельного топлива, авиакеросина, мазута, печного топлива, нефтебитума, а также технических масел и смазочных материалов), за исключением расфасованных в заводские упаковки

Уведомление о начале или завершении деятельности по реализации нефтепродуктов, за исключением расфасованных в заводские упаковки

«Узнефтегазинспекция» при Министерстве Энергетики

8.

Лицензия на геодезическую и картографическую деятельность

Уведомление о начале или завершении геодезической и картографической деятельности

Государственный комитет по земельным ресурсам, геодезии, картографии и государственному кадастру

9.

Наименование

Уполномоченный орган

Действующий срок оформления

Устанавливаемые сроки оформления

I. Виды лицензируемой деятельности

1.

Лицензирование деятельности по производству пищевого и технического этилового спирта, алкогольной продукции

Инспекция по регулированию алкогольного и табачного рынка при Министерстве финансов

30 дней

25 дней

II. Документы разрешительного характера

2.

Сертификат на право вывоза или временного вывоза культурных ценностей из Узбекистана

Министерство культуры

10 дней

3 дней

3.

Разрешение на проведение исследований, изысканий на объектах культурного наследия и производство научно-консервационных и реставрационных работ на объектах культурного наследия

Министерство культуры

28 рабочих дней (42 рабочих дней по масштабным работам по сохранению объектов и территорий, включенных в список Всемирного наследия ЮНЕСКО)

28 рабочих дней (35 рабочих дней по масштабным работам по сохранению объектов и территорий, включенных в список Всемирного наследия ЮНЕСКО)

4.

Разовое разрешение на осуществление публичной демонстрации фильма

Национальное агентство «Узбеккино»

15 рабочих дней

10 рабочих дней

5.

Разрешение зарубежным кинокомпаниям на кино-видеосъемку фильмов на территории Узбекистана

Национальное агентство «Узбеккино»

15 дней

5 рабочих дней

6.

Разрешение на осуществление деятельности, которая может представлять угрозу безопасности полетов

Агентство гражданской авиации при Министерстве транспорта

25 дней

15 дней

7.

Сертификат эксплуатанта

Агентство гражданской авиации при Министерстве транспорта

30 рабочих дней

30 дней

8.

Разрешение на ввоз и вывоз образцов видов животных и образцов видов растений, входящих в приложения I, II и III Конвенции о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящихся под угрозой исчезновения (СIТЕS)

Государственный комитет по экологии и охране окружающей среды

15 рабочих дней

10 рабочих дней

9.

Разрешение на производство простейших гранулированных и водосодержащих взрывчатых веществ в пунктах, расположенных на предприятиях, ведущих взрывные работы

Государственный комитет промышленной безопасности

20 дней

15 дней

10.

Разрешение на применение ввозимых взрывчатых материалов

Государственный комитет промышленной безопасности

20 дней

15 дней

11.

  • Определен порядок получения лицензий для работы с каннабисом
  • Изменен порядок выдачи разрешения на переоборудование авто
  • Изменены лицензионные требования к производству табака
  • Как будут лицензировать деятельность в сфере атомной энергии
  • Порядки лицензирования, выдачи разрешений и уведомления будут в одном законе
  • Планируется отменить около 100 видов лицензий

Спец. режим налогообложения ЕНВД будет отменен 1 января 2021 года. Другими словами, для того чтобы подготовится к переходу на новую СНО остался от силы месяц.

Важно понимать, что несмотря на то, что срок подачи заявления о переходе на другой режим НО можно подать теоретически до 31 декабря, подготовится лучше уже сейчас, не откладывая все до последнего дня. Почему?

Все очень просто. Ввиду того, что сайт ФНС каждый раз, когда вводится какое-то глобальное изменение перегружен, есть риск просто на него не зайти. Когда начнется этот наплыв, спрогнозировать сложно. К тому же есть решения, позволяющие произвести данную смену в автоматическом режиме. О данной возможности, речь пойдет дальше.


Многие предприятия особенно те, которые длительное время находились на ЕНВД не знают, что такое книга учета доходов и расходов (КУДиР) и для чего она нужна. Это специальный журнал, в котором налогоплательщик отражает все хозяйственные операции с целью формирования налоговой базы.

В связи с тем, что предприятия на ЕНВД платят налог, который не зависит от дохода предприятия, поэтому ведение КУДиР для них — не требуется. Так как сумма налогов для плательщиков других спецрежимов зависит от доходов или разницы между доходами и расходами, поэтому ведение КУДиР для них является обязательной.

На ПСН КУДиР ведут, чтобы контролировать доходы. При получении более 60 млн рублей дохода, предприятие теряет право на патент.



Похожие записи:

Добавить комментарий

Для любых предложений по сайту: [email protected]