Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Уголовный кодекс рф 2021 терроризм». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Содержание:
- Решение Верховного суда: Определение N 201-АПУ17-30, Судебная коллегия по уголовным делам, апелляция Содеянное Закаевым Х.А. по ч. 3 ст. 30, ч. 3 ст. 205 УК РФ (в редакции Федерального закона от 9 февраля 1999 г. № 26-ФЗ), ч. 3 ст. 205 УК РФ (в редакции Федерального закона от 9 февраля 1999 г. № 26-ФЗ), пп. «е», «ж ч. 2 ст. 105 УК РФ (в редакции Федерального закона от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ), ч. 5 ст. 33, ч. 3 ст. 206 УК РФ (в редакции Федерального закона от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ) квалифицировано правильно…
- Решение Верховного суда: Определение N 203-АПУ17-21, Судебная коллегия по уголовным делам, апелляция Федерального закона от 27 декабря 2009 г. № 377-ФЗ), ч. 1 ст. 2054 УК РФ (в ред. Федерального закона от 2 ноября 2013 г. № 302-ФЗ), ч. 3 ст. 30, п. «а» ч. 2 ст. 205 УК РФ (в ред. Федерального закона от 27 декабря 2009 г. № 377-ФЗ), п. «а» ч. 2 ст. 205 УК РФ (в ред Федерального закона от 27 декабря 2009 г. № 377-ФЗ), п. «а» ч. 3 ст. 205 УК РФ (вред…
- Решение Верховного суда: Определение N 201-АПУ17-41, Судебная коллегия по уголовным делам, апелляция Следовательно, максимальный срок наказания, который мог быть назначен Махсудову за приготовление к совершению преступления предусмотренного ч. 2 ст. 205 УК РФ, составляет 10 лет. Обстоятельств, отягчающих наказание, по делу не установлено…
Статья 205 УК РФ. Террористический акт (действующая редакция)
1. Слово «террор» латинского происхождения и определяется как страх, ужас. Терроризм обладает высокой степенью общественной опасности, относится к преступлениям международного характера, приобрел транснациональный характер и угрожает стабильности в мире, в связи с чем от мирового сообщества требуется принятие эффективных мер противодействия. В настоящее время принят и действует ряд международных правовых документов, в частности Конвенция о преступлениях и некоторых других актах, совершаемых на борту воздушных судов, от 14 сентября 1963 г. , Гаагская конвенция о борьбе с незаконным захватом воздушных судов от 16 декабря 1970 г. , Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации, от 23 сентября 1971 г. , Конвенция о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, в том числе дипломатических агентов, от 14 декабря 1973 г. , Конвенция о физической защите ядерного материала от 26 октября 1979 г. , Международная конвенция о борьбе с захватом заложников, принятая Генеральной Ассамблеей ООН в Нью-Йорке 17 декабря 1979 г. , Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности морского судоходства, от 10 марта 1988 г. , Международная конвенция о борьбе с вербовкой, использованием, финансированием и обучением наемников от 4 декабря 1989 г. , Международная конвенция о борьбе с бомбовым терроризмом от 15 декабря 1997 г. , Международная конвенция о борьбе с финансированием терроризма от 9 декабря 1999 г. , Шанхайская конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом от 15 июня 2001 г. , Международная конвенция о борьбе с актами ядерного терроризма (принята Резолюцией N A/Res/59/290 Генеральной Ассамблеи ООН от 13 апреля 2005 г.) , Конвенция Совета Европы о предупреждении терроризма от 16 мая 2005 г. и др.
———————————
Действующее международное право. М.: Московский независимый институт международного права, 1997. Т. 3. С. 571 — 576 (извлечение).
Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. М., 1974. Вып. XXVII. С. 292 — 296.
Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. М., 1975. Вып. XXIX. С. 90 — 95.
Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. М., 1979. Вып. XXXIII. С. 90 — 94.
Действующее международное право. М. : Московский независимый институт международного права, 1997. Т. 3. С. 30 — 38.
Сборник международных договоров СССР. М., 1989. Вып. XLIII. С. 99 — 105.
БМД. 2002. N 1. С. 3 — 12.
Действующее международное право. М.: Московский независимый институт международного права, 1997. Т. 2. С. 812 — 819.
СЗ РФ. 2001. N 35. Ст. 3513.
СЗ РФ. 2003. N 12. Ст. 1059.
СЗ РФ. 2003. N 41. Ст. 3947.
СЗ РФ. 2008. N 33. Ст. 3819.
СЗ РФ. 2009. N 20. Ст. 2393.
В Концепции национальной безопасности России терроризм назван среди иных внешних и внутренних угроз национальной безопасности России. Федеральный закон от 06.03.2006 N 35-ФЗ «О противодействии терроризму» (в ред. от 08.11.2011) определяет основные понятия терроризма, террористической деятельности, устанавливает основные принципы противодействия терроризму, правовые и организационные основы профилактики терроризма и борьбы с ним, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма, а также правовые и организационные основы применения Вооруженных Сил РФ в борьбе с терроризмом.
———————————
СЗ РФ. 2006. N 11. Ст. 1146; N 31 (ч. 1). Ст. 3452; 2008. N 45. Ст. 5149; N 52 (ч. 1). Ст. 6227; 2009. N 1. Ст. 29; 2010. N 31. Ст. 4166; 2011. N 1. Ст. 16; N 19. Ст. 2713; N 46. Ст. 6407.
2. Понятие террористического акта дано в ч. 1 ст. 205 УК. Вопросы судебной практики по ст. 205 УК и других преступлений террористической направленности (ст. ст. 205.1, 205.2, 208 УК) даны в Постановлении Пленума ВС РФ от 09.02.2012 N 1.
1. Объективная сторона преступления характеризуется следующими альтернативными действиями:
1) совершением взрыва, поджога или иных действий, устрашающих население и создающих опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных общественно опасных последствий;
2) угрозой совершения указанных действий.
Иные действия — оценочное понятие. Под ними следует понимать действия, способные вызвать последствия, аналогичные взрыву и поджогу, например производство массовых отравлений, распространение эпидемий и эпизоотий, блокирование транспортных коммуникаций, вывод из строя объектов жизнеобеспечения.
Под угрозой совершения указанных действий понимается прямое высказывание угрозы совершить террористический акт, подкрепленное совершением действий, свидетельствующих о реальности такого намерения. Угроза должна вызывать у адресата обоснованное опасение ее реализации.
2. Деяние должно устрашать население, создавать опасность гибели человека, причинения значительного имущественного ущерба или иных тяжких последствий. Устрашая население, лицо стремится добиться возникновения в обществе состояния хаоса, появления у большого числа людей чувства опасности за свою жизнь, здоровье, сохранность имущества и т.п., т.е. разрушения сложившегося в определенном регионе микроклимата.
3. Под опасностью гибели человека понимается возникшая реальная возможность причинения смерти хотя бы одному лицу.
4. Значительный имущественный ущерб должен определяться с учетом стоимости и значимости уничтоженного или поврежденного имущества, материальных ценностей.
5. Иные общественно опасные последствия по степени тяжести должны быть сопоставимы с опасностью гибели человека или причинения значительного имущественного ущерба (например: причинение вреда здоровью человека; затопление больших участков территории, на которых находятся жилые дома, производственные или иные здания и сооружения; авария).
6. Преступление содержит состав реальной опасности. В случае наступления общественно опасных последствий деяние должно квалифицироваться по п. п. «б» или «в» ч. 2 либо по п. «б» ч. 3 ст. 205 УК соответственно.
7. Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом и специальной целью — оказание воздействия на принятие решений органами власти или международными организациями.
8. Субъект преступления — вменяемое лицо, достигшее 14-летнего возраста.
9. Причинение смерти человека при террористическом акте по неосторожности квалифицируется по п. «б» ч. 2 ст. 205 УК; умышленное лишение жизни влечет ответственность по п. «б» ч. 3 ст. 205 УК, дополнительной квалификации по ст. 105 УК не требуется.
10. Посягательство на объекты использования атомной энергии (атомные суда, атомные станции, космические и летательные аппараты и т.п.) охватывает совершение взрыва, поджога и других действий, имеющих целью выведение их из строя.
11. Под использованием ядерных материалов, радиоактивных веществ или источников радиоактивного излучения либо ядовитых, отравляющих, токсичных, опасных химических или биологических веществ понимается их фактическое применение в процессе совершения террористического акта (например, для производства взрыва).
12. Условия освобождения от уголовной ответственности за подготовку к террористическому акту закреплены в примечании к ст. 205 УК.
- Общая часть. Общая часть
- Раздел I. Уголовный закон
- Глава 1. Задачи и принципы уголовного кодекса российской федерации
- Глава 2. Действие уголовного закона во времени и в пространстве
- Раздел II. Преступление
- Глава 3. Понятие преступления и виды преступлений
- Глава 4. Лица, подлежащие уголовной ответственности
- Глава 5. Вина
- Глава 6. Неоконченное преступление
- Глава 7. Соучастие в преступлении
- Глава 8. Обстоятельства, исключающие преступность деяния
- Раздел III. Наказание
- Глава 9. Понятие и цели наказания. виды наказаний
- Глава 10. Назначение наказания
- Раздел IV. Освобождение от уголовной ответственности и от наказания
- Глава 11. Освобождение от уголовной ответственности
- Глава 12. Освобождение от наказания
- Глава 13. Амнистия. помилование. судимость
- Раздел V. Уголовная ответственность несовершеннолетних
- Глава 14. Особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних
- Раздел VI. Иные меры уголовно-правового характера
- Глава 15. Принудительные меры медицинского характера
- Глава 15.1. Конфискация имущества
- Глава 15.2. Судебный штраф
- Особенная часть. Особенная часть
- Раздел VII. Преступления против личности
- Глава 16. Преступления против жизни и здоровья
- Глава 17. Преступления против свободы, чести и достоинства личности
- Глава 18. Преступления против половой неприкосновенности и половой свободы личности
- Глава 19. Преступления против конституционных прав и свобод человека и гражданина
- Глава 20. Преступления против семьи и несовершеннолетних
- Раздел VIII. Преступления в сфере экономики
- Глава 21. Преступления против собственности
- Глава 22. Преступления в сфере экономической деятельности
- Глава 23. Преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях
- Раздел IX. Преступления против общественной безопасности и общественного порядка
- Глава 24. Преступления против общественной безопасности
- Глава 25. Преступления против здоровья населения и общественной нравственности
- Глава 26. Экологические преступления
- Глава 27. Преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта
- Глава 28. Преступления в сфере компьютерной информации
- Раздел X. Преступления против государственной власти
- Глава 29. Преступления против основ конституционного строя и безопасности государства
- Глава 30. Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления
- Глава 31. Преступления против правосудия
- Глава 32. Преступления против порядка управления
- Раздел XI. Преступления против военной службы
- Глава 33. Преступления против военной службы
- Раздел XII. Преступления против мира и безопасности человечества
- Глава 34. Преступления против мира и безопасности человечества
Постановление Президиума Верховного Суда РФ от 27.12.2017 N 205П17
по ч. 1 ст. 30, п. «а» ч. 3 ст. 205 УК РФ на 10 лет с ограничением свободы сроком на 1 год;
по ч. 2 ст. 209 УК РФ на 10 лет с ограничением свободы сроком на 1 год;
Апелляционное определение Судебной коллегии по делам военнослужащих Верховного Суда РФ от 10.04.2018 N 205-АПУ18-5
осужден к лишению свободы: по ч. 2 ст. 209 УК РФ (в ред. Федерального закона от 08.12.2003 г. N 162-ФЗ) на срок 10 лет; по ч. 3 ст. 205 УК РФ (в ред. Федерального закона от 13.06.1996 г. N 63-ФЗ) на срок 12 лет, а по совокупности преступлений путем частичного сложения наказаний в соответствии с ч. 3 ст. 69 УК РФ — на срок 15 лет в исправительной колонии общего режима;
Апелляционное определение Судебной коллегии по делам военнослужащих Верховного Суда РФ от 17.05.2018 N 203-АПУ18-6
осужден к лишению свободы по ч. 2 ст. 205.5 УК РФ (в редакции Федерального закона от 2 ноября 2013 г. N 302-ФЗ) на срок 8 лет со штрафом в размере 200 000 рублей; по ч. 1 ст. 30, п. «а» ч. 2 ст. 205 УК РФ (в редакции Федерального закона от 27 декабря 2009 г. N 377-ФЗ) на срок 9 лет с ограничением свободы на срок 1 год 6 месяцев; по ч. 3 ст. 223.1 УК РФ на срок 9 лет со штрафом в размере 400 000 рублей; по ч. 3 ст. 222.1 УК РФ на срок 7 лет со штрафом в размере 300 000 рублей; по ч. 4 ст. 150 УК РФ на срок 6 лет с ограничением свободы на срок 1 год.
Апелляционное определение Судебной коллегии по делам военнослужащих Верховного Суда РФ от 28.06.2018 N 201-АПУ18-22
согласно приговору осужденный Назаров признан виновным в вовлечении лица в совершение преступлений, предусмотренных ст. ст. 205, 205.5 и 208 УК РФ, а также в покушении на незаконный сбыт наркотических средств в крупном размере.
Преступления совершены на территории Санкт-Петербурга в период с 22 февраля по 19 октября 2017 г. при обстоятельствах, подробно изложенных в приговоре.
Апелляционное определение Судебной коллегии по делам военнослужащих Верховного Суда РФ от 19.07.2018 N 201-АПУ18-28
осужден к лишению свободы по ч. 2 ст. 205.5 УК РФ на срок 12 лет, по ч. 3 ст. 222.1 УК РФ на срок 7 лет с применением ст. 64 УК РФ без штрафа; по ч. 1 ст. 30, п. «а» ч. 2 ст. 205 УК РФ (в редакции Федерального закона от 6 июля 2016 г. N 375-ФЗ) на срок 6 лет.
- Указ Президента РФ от 25.01.2021 N 45 «О внесении изменений в перечень типовых должностей в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и соответствующих им специальных званий, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 15 августа 2019 г. N 382»
- Указ Президента РФ от 15.08.2019 N 382 (ред. от 25.01.2021) «Об утверждении перечня типовых должностей в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и соответствующих им специальных званий»
- Приказ Минюста России от 31.12.2020 N 341 «Об утверждении Порядка проведения служебных проверок в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы Российской Федерации»
- Постановление Правительства РФ от 31.12.2020 N 2396 «О ежемесячной выплате стимулирующего характера за выполнение особо важных работ (за особые условия труда) медицинским работникам уголовно-исполнительной системы Российской Федерации»
- «План противодействия коррупции Федеральной службы исполнения наказаний на 2021 — 2023 годы»(утв. ФСИН России 30.12.2020)
- Федеральный закон от 30.12.2020 N 543-ФЗ «О внесении изменений в статью 213 Уголовного кодекса Российской Федерации»
- Федеральный закон от 30.12.2020 N 526-ФЗ «О внесении изменения в статью 267 Уголовного кодекса Российской Федерации»
- «Уголовный кодекс Российской Федерации» от 13.06.1996 N 63-ФЗ(ред. от 30.12.2020)
- Постановление Правительства РФ от 04.06.1997 N 669 (ред. от 29.12.2020) «Об утверждении Положения о дисциплинарной воинской части»
- Постановление Правительства РФ от 28.12.2020 N 2306 «Об утверждении такс для исчисления стоимости незаконно заготовленной древесины для целей статьи 191.1 Уголовного кодекса Российской Федерации»
Объективная сторона преступления характеризуется следующими альтернативными действиями:
- совершением взрыва, поджога или иных действий, устрашающих население и создающих опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных общественно опасных последствий;
- угрозой совершения указанных действий.
Иные действия — оценочное понятие. Под ними следует понимать действия, способные вызвать последствия, аналогичные взрыву и поджогу, например производство массовых отравлений, распространение эпидемий и эпизоотий, блокирование транспортных коммуникаций, вывод из строя объектов жизнеобеспечения.
Под угрозой совершения указанных действий понимается прямое высказывание угрозы совершить террористический акт, подкрепленное совершением действий, свидетельствующих о реальности такого намерения. Угроза должна вызывать у адресата обоснованное опасение ее реализации.
Деяние должно устрашать население, создавать опасность гибели человека, причинения значительного имущественного ущерба или иных тяжких последствий. Устрашая население, лицо стремится добиться возникновения в обществе состояния хаоса, появления у большого числа людей чувства опасности за свою жизнь, здоровье, сохранность имущества и т.п., т.е. разрушения сложившегося в определенном регионе микроклимата.
Под опасностью гибели человека понимается возникшая реальная возможность причинения смерти хотя бы одному лицу.
Значительный имущественный ущерб должен определяться с учетом стоимости и значимости уничтоженного или поврежденного имущества, материальных ценностей.
Иные общественно опасные последствия по степени тяжести должны быть сопоставимы с опасностью гибели человека или причинения значительного имущественного ущерба (например: причинение вреда здоровью человека; затопление больших участков территории, на которых находятся жилые дома, производственные или иные здания и сооружения; авария).
Преступление содержит состав реальной опасности. В случае наступления общественно опасных последствий деяние должно квалифицироваться по п. п. «б» или «в» ч. 2 либо по п. «б» ч. 3 ст. 205 УК соответственно.
Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом и специальной целью — оказание воздействия на принятие решений органами власти или международными организациями.
Субъект преступления — вменяемое лицо, достигшее 14-летнего возраста.
Причинение смерти человека при террористическом акте по неосторожности квалифицируется по п. «б» ч. 2 ст. 205 УК; умышленное лишение жизни влечет ответственность по п. «б» ч. 3 ст. 205 УК, дополнительной квалификации по ст. 105 УК не требуется.
Посягательство на объекты использования атомной энергии (атомные суда, атомные станции, космические и летательные аппараты и т.п.) охватывает совершение взрыва, поджога и других действий, имеющих целью выведение их из строя.
Под использованием ядерных материалов, радиоактивных веществ или источников радиоактивного излучения либо ядовитых, отравляющих, токсичных, опасных химических или биологических веществ понимается их фактическое применение в процессе совершения террористического акта (например, для производства взрыва).
Условия освобождения от уголовной ответственности за подготовку к террористическому акту закреплены в примечании к ст. 205 УК.
АПК РФ
Бюджетный кодекс РФ
Водный кодекс РФ
Воздушный кодекс РФ
Градостроительный кодекс РФ
Гражданский кодекс РФ
ГПК РФ
Жилищный кодекс РФ
Земельный кодекс РФ
КоАП РФ
Лесной кодекс РФ
Налоговый кодекс РФ
Семейный кодекс РФ
Таможенный кодекс ЕАЭС
Трудовой кодекс РФ
Уголовный кодекс РФ
Конституция РФ
44-ФЗ
Об ипотеке
О приватизации
Уголовный кодекс ( ст 205 УК РФ 2021 )
В комментарии к статье 205 изложены основные понятия, связанные с данным злодеянием: состав, объект, субъект, а также субъективная и объективная стороны преступления.
Субъект – человек, который достиг возраста наступления уголовной ответственности (в РФ – 14 лет), который понимает степень ответственности за совершение криминальных действий и уровень опасности, к которому его действия могут привести.
Объектов здесь может быть несколько, однако прежде всего это безопасность общества. Кроме того, объектами могут быть:
- здоровье и жизни людей;
- интересы и права людей;
- интересы и права организаций и компаний;
- имущество.
Субъективная сторона – наличие умысла у преступника, а также возможнаянеосторожность, которая приводит к гибели человека или группы людей. Кроме того, у правонарушителя всегда имеется мотив, побуждающий его совершить акт терроризма, например, желание или необходимость оказать влияние на власть или на иные организации.
Если у вас остались вопросы по статье 205 УК РФ и вы хотите быть уверены в актуальности представленной информации, вы можете проконсультироваться у юристов нашего сайта.
Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.
(в редакции Федерального закона от 27.07.2006 № 153-ФЗ)
1. Совершение взрыва, поджога или иных действий, устрашающих население и создающих опасность гибели человека, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных тяжких последствий, в целях дестабилизации деятельности органов власти или международных организаций либо воздействия на принятие ими решений, а также угроза совершения указанных действий в тех же целях —
(в редакции Федерального закона от 05.05.2014 № 130-ФЗ)
наказываются лишением свободы на срок от восьми до пятнадцати лет.
(в редакции Федеральных законов от 27.12.2009 № 377-ФЗ, от 09.12.2010 № 352-ФЗ)
(часть первая в редакции Федерального закона от 27.07.2006 № 153-ФЗ)
2. Те же деяния:
а) совершенные группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;
б) повлекшие по неосторожности смерть человека;
в) повлекшие причинение значительного имущественного ущерба либо наступление иных тяжких последствий, —
наказываются лишением свободы на срок от десяти до двадцати лет с ограничением свободы на срок от одного года до двух лет.
(в редакции Федерального закона от 27.12.2009 № 377-ФЗ)
(часть вторая в редакции Федерального закона от 30.12.2008 № 321-ФЗ)
3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, если они:
а) сопряжены с посягательством на объекты использования атомной энергии либо с использованием ядерных материалов, радиоактивных веществ или источников радиоактивного излучения либо ядовитых, отравляющих, токсичных, опасных химических или биологических веществ;
б) повлекли умышленное причинение смерти человеку, —
наказываются лишением свободы на срок от пятнадцати до двадцати лет с ограничением свободы на срок от одного года до двух лет или пожизненным лишением свободы.
(в редакции Федерального закона от 27.12.2009 № 377-ФЗ)
(часть третья в редакции Федерального закона от 30.12.2008 № 321-ФЗ)
Примечание. Лицо, участвовавшее в подготовке террористического акта, освобождается от уголовной ответственности, если оно своевременным предупреждением органов власти или иным способом способствовало предотвращению осуществления террористического акта и если в действиях этого лица не содержится иного состава преступления.
1. Высокая степень общественной опасности терроризма требует от мирового сообщества принятия эффективных мер противодействия ему.
В настоящее время действует немало международно-правовых документов, относящихся к проблеме борьбы с терроризмом:
- Конвенция о преступлениях и некоторых других актах, совершаемых на борту воздушных судов (Токио, 14.09.63);
- Конвенция о борьбе с незаконным захватом воздушных судов (Гаага, 16.12.70);
- Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации (Монреаль, 23.09.71);
- Конвенция о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, в том числе дипломатических агентов (Нью-Йорк, 14.12.73);
- Конвенция о физической защите ядерного материала (Вена, 26.10.79);
- Международная конвенция о борьбе с захватом заложников (17.12.79);
- Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности морского судоходства (Рим, 10.03.88);
- Протокол о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности стационарных платформ, расположенных на континентальном шельфе (Рим, 10.03.88);
- Протокол о борьбе с незаконными актами насилия в аэропортах, обслуживающих международную гражданскую авиацию, дополняющий Конвенцию о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации, принятую в Монреале 23.09.71 (Монреаль, 24.02.88);
- Международная конвенция о борьбе с вербовкой, использованием, финансированием и обучением наемников (Нью-Йорк, 04.12.89);
- Международная конвенция о борьбе с бомбовым терроризмом (Нью-Йорк, 15.12.97);
- Пакт стабильности для юго-восточной Европы (Кельн, 10.06.99);
- Международная конвенция о борьбе с финансированием терроризма (Нью-Йорк, 09.12.99);
- Шанхайская конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом (Шанхай, 15.06.2001);
- Международная конвенция о борьбе с актами ядерного терроризма (принята Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 13.04.2005 N A/Res/59/290);
- Конвенция Совета Европы о предупреждении терроризма (заключена в г. Варшаве 16.05.2005);
- Берлинская декларация мэров Берлина, Лондона, Москвы и Парижа (Берлин, 22.02.2006), и др.
Основой борьбы с терроризмом в России является Федеральный закон от 06.03.2006 N 35-ФЗ «О противодействии терроризму». Уголовно-правовой механизм противодействия терроризму составляют ст. ст. 205, 205.1, 205.2 и 207 УК РФ.
2. Понятие террористического акта определено в ст. 205.
С объективной стороны он совершается в виде действий, выраженных в двух альтернативных формах:
- а) совершение взрыва, поджога или иных действий, устрашающих население и создающих опасность гибели человека, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных тяжких последствий и
- б) угроза совершения указанных действий.
Взрыв — это сопровождающееся сильным звуком воспламенение чего-нибудь вследствие мгновенного химического разложения вещества и образования сильно нагретых газов.
Поджог — намеренное, с преступным умыслом вызывание пожара, т.е. неконтролируемого горения, причиняющего материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства.
Иные действия — это различные по характеру действия, способные повлечь за собой такие же последствия, как и при взрыве или поджоге: использование ядовитых и сильнодействующих веществ, производство массовых отравлений, устройство аварий и катастроф, нарушение технологических либо производственных процессов и т.п.
Общим свойством всех действий, в которых может выразиться террористический акт, является то, что они устрашают население и создают опасность причинения указанных в законе последствий.
3. Под угрозой совершения указанных в ч. 1 ст. 205 действий следует понимать высказывание намерения совершить взрыв, поджог или иные подобные действия для достижения целей террориста. Именно реальность намерения, проявившаяся в конкретных действиях, отличает угрозу от обнаружения умысла и придает ей уголовно-правовой характер.
4. В качестве возможных последствий ч. 1 ст. 205 указывает на угрозу наступления гибели человека, причинения значительного имущественного ущерба или иных тяжких последствий.
Опасность гибели человека в соответствии с точным смыслом закона означает наличие опасности причинения смерти как минимум одного человека.
Возможный или причиненный имущественный ущерб признается значительным судебно-следственными органами с учетом конкретных обстоятельств дела.
5. Иные общественно опасные последствия — это сопоставимые с гибелью людей или значительным имущественным ущербом последствия (причинение лицу тяжкого вреда здоровью; серьезное нарушение деятельности транспорта; дезорганизация нормальной деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, служб жизнеобеспечения, организаций, предприятий и учреждений; нарушение работы связи; иная дестабилизация обстановки в регионе и т.п.).
6. Реальное причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью, незначительного имущественного ущерба и иных подобных последствий, не охватываемых понятием «иные тяжкие последствия», следует рассматривать как элемент «создания опасности гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных тяжких последствий». Согласно закону терроризм считается оконченным преступлением с момента совершения взрыва, поджога или иных подобных действий либо с момента создания угрозы совершения указанных действий. Фактическое причинение перечисленных выше последс��вий выходит за рамки основного состава и либо образует квалифицированные виды террористического акта, либо квалифицируется по совокупности ст. 205 и соответствующих статей УК, предусматривающих ответственность за эти деяния.
Все материалы сайта Министерства внутренних дел Российской Федерации могут быть воспроизведены в любых средствах массовой информации, на серверах сети Интернет или на любых иных носителях без каких-либо ограничений по объему и срокам публикации.
Это разрешение в равной степени распространяется на газеты, журналы, радиостанции, телеканалы, сайты и страницы сети Интернет. Единственным условием перепечатки и ретрансляции является ссылка на первоисточник.
Никакого предварительного согласия на перепечатку со стороны Министерства внутренних дел Российской Федерации не требуется.
Статья 205 УК РФ. Террористический акт
журналист
Уголовные статьи об участии в террористическом сообществе или организации нередко используются в политически мотивированных уголовных делах: дело «Сети», дела сторонников Вячеслава Мальцева, многочисленные дела за участие в «Хизб ут-Тахрир». Фигуранты этих дел получили или, вероятнее всего, получат огромные сроки, при этом никто из них не совершал и не готовил терактов. ОВД-Инфо рассказывает о специфике этих уголовных статей.
Эта статья появилась в Уголовном кодексе в 2013 году. Она разделена на две части.
Часть 1 — создание террористического сообщества. Обвиняемым грозит от 15 до 20 лет лишения свободы.
Часть 2 — участие в террористическом сообществе. Обвиняемым грозит от 5 до 10 лет лишения свободы.
Фигурантами дел по этой статье становятся люди, входящие, по мнению силовиков, в некое сообщество, цель которого — совершение терактов.
Политически мотивированные дела по этой статье: дело «Сети», дела против сторонников Вячеслава Мальцева.
— Дела по этим статьям в каком-то смысле все политические – это дела об идейных группах. Называем мы их репрессиями или не называем – это наши оценки политологического свойства. Юридически нет разницы, если вдуматься. С точки зрения следствия, что боевик Аль-Каиды, что участник «Сети», они – боевики, партизаны какие-то. А с точки зрения самих обвиняемых – они противники режима. [Оценка] очень зависит от угла зрения, откуда ты смотришь на это.
Статья 205.4 (организация террористического сообщества) аналогична статье 282.1 (организация экстремистского сообщества). А 205.5 аналогична 282.2 (организация деятельности экстремистской организации). И поскольку терроризм входит в определение экстремизма, организации, запрещенные как террористические, до 2013 года прекрасно обслуживались по 282.2 УК. Введение статей 205.4 и 205.5 позволило давать более тяжелые наказания за то же самое.
[Если говорить о специфике] 205.4, то до 2018 года эта статья использовалась реже чем 282.1. Теперь же наоборот террористическая 205.4 используется чаще. Суть дела одна и та же. Должна быть какая-то группа, по которой следователям не лень доказать, что они действительно организовано что-то делали.
Когда-то террористические группы тоже шли по 282.1. И ее применяли иногда в тех случаях, когда не хватало более конкретных обвинений. Поэтому инкриминировалось то, что люди что-то там планировали.
И если дело «Сети» идет по 205.4, то дело «Нового величия» расследуется по 282.1 – картина та же самая. Деяний конкретных, которые бы тянули на какое-то весомое наказание и оправдывали всю эту бадягу, нет. А сообщество вроде как есть. И соответственно, в качестве доказательной базы идут записи разговоров, которые можно интерпретировать как планирование. Часто это бывает очень натянуто, потому что от болтовни до реального планирования все-таки есть некая дистанция. Вот она преодолевается умственным усилием, и получается, что люди готовили преступление.
Достаточно готовить одно преступление террористической или экстремистской направленности, чтобы это был состав [преступления]. Так разъясняет это Верховный суд. Поэтому, конечно, сейчас мы наблюдаем некоторую такую деградацию. Что в «Новом величии», что с «Сетью». Вот есть люди, вот мы не можем им ничего серьезного предъявить. Но вроде как нам кажется, что они что-то готовили, и мы предъявляем им, в сущности, эту подготовку. При этом доказать, что они готовили, тоже толком не можем. Вот так выглядит позиция следствия.
[Дела по статье о террористическом сообществе] характеризуются повышенным вниманием надзорных органов, но это не гарантирует, что будет обеспечиваться соблюдение закона. Как правило, это повышенное внимание направлено на то, чтобы никаких эксцессов не произошло. Чтобы раз уж в отношении человека возбуждено дело, то все это дошло до судебного приговора.
Если в обычной практике следователи вольны сами принимать те или иные решения в ситуации, когда они видят, что появились новые обстоятельства, указывающие, к примеру, на невиновность человека, либо на то, что квалификация его завышена, — и можно применить к нему иные щадящие меры ответственности — то здесь все идет так, как заранее уже задумано.
В основном [обвиняемые по статье 205.5 УК крымские татары] — это гражданские активисты. Это волонтеры, это те, кто стримит и стримил места обысков, приезжал в суды, собирал слушателей к судебному заседанию.
Все эти уголовные дела строятся на двух китах: лингвистические экспертизы и секретные свидетели. Также в делах присутствует в качестве доказательств исламская литература. Специфика [этих дел] такая, что в доказательство обвинения приводятся аудиозаписи их разговоров: в мечети, у кого-то дома, на кухне. Потом эти «кухонные разговоры» ФСБ передает их экспертам. Эксперты составляют заключение, что манера разговора, те темы, которые поднимаются, это все присуще членам «Хизб ут-Тахрир», а значит это была тайная встреча. [Затем] в обвинительном заключении перечисляется, что велась антироссийская, антиконституционная пропаганда.
Они проходят все жернова как террористы. То есть обыски у них проходят как у террористов: выбивают окна, Росгвардия, оружие и так далее. Следствие они проходят как террористы, в СИЗО они ставятся на спецучет. Когда выносится приговор, их этапируют в места лишения свободы и сразу помещают в штрафные изоляторы, в помещения камерного типа только из-за статьи. И сразу на них накладываются взыскания. Вот вплоть до выхода из тюрьмы они постоянно находятся под взысканиями.
Об условно-досрочном [освобождении] вообще говорить не приходится. Более того, когда люди освобождаются, администрация тюрьмы обязана подать заявление в суд, а суд обязан им назначить восемь лет ограничения свободы. То есть после освобождения ты восемь лет находишься под ограничением. Не имеешь права выезжать никуда, ты должен два раза каждый месяц отмечаться. 15 лет тебе дали, ты еще восемь будешь ходить отмечаться.
Уголовная ответственность за террористическую деятельность в России
Террористический акт – это действие, как правило, группы лиц, направленное на устрашение общества. Речь идет о совершении массовых убийств, причинении материального ущерба, создании хаоса в общественной жизни и политической системе государства.
Угроза подрыва или убийства людей иным способом зачастую не менее дестабилизирует общественность, чем сам взрыв. Угрозы совершения террористического акта также караются законом.
Террористическая деятельность происходит одним из следующих способов:
- взрыв в общественном месте;
- поджог;
- открытая стрельба по людям.
Террористический акт считается состоявшимся, когда было совершено одно из вышеописанных действий или возникла угроза смерти хотя бы для одного человека. Чтобы оценить уровень опасности террористического акта, необходимо учесть такие факторы:
- время и место совершения преступления;
- количество пострадавших людей и животных на местности;
- способ и орудие совершения теракта;
- общая обстановка.
Произошедший акт терроризма рассматривается также с точки зрения материального ущерба, который был нанесен имуществу. Так, последствия теракта могут быть следующими:
- остановка транспортной системы;
- прекращение работы компаний;
- невозможность проведения государственных мероприятий (к примеру, выборов);
- невозможность проведения социальных мероприятий и культурных программ;
- возникновение заражения местности в результате использования оружия;
- прекращение функционирования объектов инфраструктуры;
- аварии и катастрофы (к ним относятся и экологические);
- массовые отравления, эпидемии.
Пранк – в переводе означает телефонный розыгрыш. Именно поэтому телефонные хулиганы получили название – пранкеры.
Вовсе не значит, что все телефонные забавы противозаконны. Никто не станет Вас судить за то, что Вы подшутили над своим товарищем 1 апреля. Другое дело, когда Ваши шутки и ложные угрозы создают угрозу общественной безопасности.
Ст. 213 УК РФ, посвященная хулиганству, регламентирует те признаки, которые отличают его от противоправных забав.
К ним относятся:
Телефонный терроризм предполагает заведомо ложное сообщение об акте терроризма: о готовящемся или происходящем террористическом акте через средства связи.
В качестве актов терроризма могут быть взрывы, поджоги, атаки, захваты заложников и другие действий, ставящие под угрозу жизнь мирного населения или создающие опасность порчи их имущества.
Опытные террористы знают, что главным условием и возможностью их безнаказанности является их анонимность.
Преступление по ст. 205 УК РФ характеризуют действия, повлекшие за собой взрывы, поджоги, причинение ущерба имуществу и другой опасный исход. Например, распространение эпидемии, массовые отравления, вывод из строя транспортных коммуникаций.
Угроза совершения подобных действий должна вызывать опасение ее исполнения. Все, к чему стремится террорист, – это возникновение хаоса, появление панического страха за жизнь, здоровье и имущество. Подобный акт насилия – масштабное и чудовищное явление мирового уровня.
Само по себе нарушение общественной безопасности не может расцениваться как терроризм. Совершение преступлений, создающих опасность для людей, служит точкой отсчета на пути воздействия на органы власти. Для верной квалификации террористического акта необходимо установление конечной цели.
Это интересно:
Как могут наказать за телефонный терроризм по УК РФ.
Какие виды обстоятельств исключают преступность деяния.
Угрозы нарушения общественной стабильности достигают мирового масштаба. Терроризм охватил религиозные, национальные и социальные сферы. Само определение террористического акта в Уголовном кодексе Российской Федерации было закреплено в 2006 году. С этого времени терактом принято считать устрашение и насилие, направленные против государственной власти и международных организаций. Чтобы приговор по ст. 205 УК РФ вступил в силу, угроза должна представлять реальную опасность для жизни людей.
1. Объективная сторона характеризуется действием в виде заведомо ложного сообщения о готовящемся террористическом акте (ст. 205 УК). Такое сообщение может быть выражено в любой форме (устно, письменно, с помощью средств связи; как анонимно, так и с указанием автора) и направлено любому адресату (органам власти, руководителям предприятий, учреждений, организаций, а также отдельным гражданам).
наказывается штрафом в размере от пятисот тысяч до семисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет либо лишением свободы на срок от трех до пяти лет.
Уголовный кодекс РФ считается базисным и единственный источником уголовного права. Является единственным нормативным актом в нашей стране, устанавливающим преступность и наказуемость деяний. Провозглашает принципы справедливости, гуманизма, равенства граждан перед законом. Определяет также действие закона в отношении людей, совершивших преступление вне пределов российского государства. Регламентирует такие вопросы, как сила уголовного закона во времени и в пространстве, совокупность и рецидив преступлений, основание уголовной ответственности, обратная сила уголовного закона и т.п.
😊 ИП на ЕНВД и ПСН отсрочили обязательное применение онлайн-ККМ до 1 июля 2021 года. Но не всем: см. таблицу. Стоимость патента и ЕНВД можно будет уменьшить на сумму покупки онлайн-ККМ. Но есть ограничение — возвратят не более 18 000 рублей за один ККМ.
Уголовный кодекс Российской Федерации (УК РФ) – основной законодательный акт, устанавливающий, какие деяния граждан России, общества в целом или Государства являются преступными и наказуемыми. Действующий УК РФ был принят в 1996 году, сменив УК РСФСР, применявшийся с 1960 года. В отличие от предыдущих кодексов новый Уголовный кодекс Российской Федерации составлен с учётом новых политических и экономических реалий общества, в нем предусматривается приоритетная защита прав и свобод человека перед государством. Установлены новые правила освобождения от уголовной ответственности и профилактические меры, предупреждающие совершение уголовных преступлений.
Основные задачи Уголовного кодекса РФ – охрана прав граждан, собственности, окружающей среды, общественного порядка, конституционного строя и предупреждение совершения преступлений. Уголовный кодекс РФ состоит из общей и особенной частей. В общей части представлены общие понятия и принципы уголовного права: определения преступления, формы вины, необходимой обороны, покушения на преступление, судимости, освобождения от уголовной ответственности и другие. Особенная часть более конкретизирована и содержит нормы, определяющие тяжесть преступлений и виды наказаний за их совершение.
Террористический акт. Статья 205 ук рф
1. Опасность преступления состоит в том, что дезорганизуется деятельность органов власти, сеется паника среди населения, отвлекаются силы правопорядка, средства на проверку ложных сообщений, причиняется материальный ущерб.
3. С объективной стороны это преступление выражается в действиях в виде заведомо ложного сообщения только о готовящемся акте терроризма — взрыве, поджоге или иных действиях, создающих опасность гибели людей, причинения значительного материального ущерба либо наступления иных опасных последствий, характеризующих терроризм (ст. 205 УК). Заведомо ложное сообщение о якобы совершенном акте терроризма влечет в определенных случаях ответственность за заведомо ложный донос (ст. 306 УК).
наказывается штрафом в размере от пятисот тысяч до семисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осуждённого за период от одного года до двух лет либо лишением свободы на срок от трёх до пяти лет.
наказываются штрафом в размере от одного миллиона пятисот тысяч до двух миллионов рублей или в размере заработной платы или иного дохода осуждённого за период от двух до трёх лет либо лишением свободы на срок от восьми до десяти лет.
11 января 2021 года вступили в силу изменения в статью 207 УК РФ (заведомо ложное сообщение об акте терроризма). Согласно ее новой редакции заведомо ложное сообщение о готовящихся взрыве, поджоге или иных действиях, создающих опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных общественно опасных последствий, совершенное из хулиганских побуждений, наказывается штрафом в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до восемнадцати месяцев, либо ограничением свободы на срок до трех лет, либо принудительными работами на срок от двух до трех лет.
- Противодействие терроризму: новеллы уголовного законодательства 2014 / Егорова Наталья Александровна
- Проблемы уголовно-правовой регламентации склонения, вербовки или иного вовлечения в осуществление террористической деятельности (часть 1 статьи 205. 1 УК РФ) 2017 / Тарбагаев А.Н, Москалев Г.Л.
- Пробелы в законодательстве о терроризме и предложения по их устранению 2016 / Кочои Самвел Мамадович
- Уголовно-правовая ответственность за организованные формы преступной (экстремистской, террористической) деятельности 2015 / Помазан Светлана Витальевна
- Пособничество террористической деятельности (ст. 2051 УК РФ) 2017 / Тарбагаев Алексей Николаевич, Москалев Георгий Леонидович
- Уголовная ответственность за создание террористического сообщества и участие в нем: недостатки и перспективы 2017 / Сипки Марат Вазирович
- О проблемах ответственности за преступления террористической направленности 2016 / Кадников Николай Григорьевич, Дайшутов Михаил Михайлович
- Общеевропейское законодательство о борьбе с терроризмом и перспективы реформирования УК РФ 2014 / Кочои Самвел Мамадович
- Терроризм и террористическая деятельность: вопросы соотношения, системный анализ и проблема совершенствования уголовно-правового и криминологического противодействия 2015 / Сидоров Борис Васильевич
- Организация деятельности террористической организации и участие в деятельности такой организации (ст. 205. 5 УК РФ) 2017 / Сипки М.В.
Под заведомо ложным сообщением об акте терроризма подразумевается ложное предумышленное оповещение о готовящихся действиях, опасных для общества, вследствие которых возникает вероятность смерти людей или значительного повреждения имущества вплоть до его полного уничтожения. Зачастую обстоятельства планируемого террористического акта выдуманы доносчиком, который, как правило, не способен совершить правонарушение.
Данное преступление регулирует статья 207 Уголовного кодекса Российской Федерации. Прилагающийся к статье 207 УК РФ комментарий информирует о том, что опасность злодеяния обусловлена:
- возможностью возникновения паники;
- нарушением функционирования транспортной системы итрудовой деятельности организаций;
- необходимостью тратить большое количество времени и материальных ресурсов, т.к. после получения ложных сообщений сотрудники правоохранительных органов вынуждены проводить розыскные мероприятия.
Стоит отметить, что информирование о якобы произошедшем террористическом акте не рассматривается в рамках статьи 207 УК РФ.
В 2003 году в республике Дагестан отмечен рекордный уровень подобной преступности – 55 случаев ложного умышленного доноса.
Как правило, заведомо ложное и умышленное информирование об акте терроризма осуществляется на почве религиозных, политических убеждений, а также личных и корыстных мотивов доносчика. Кроме этого, злодеяние может совершаться с целью организации публичного террора. Каждый из этих факторов рассматривается в ходе следствия и влияет на окончательный приговор.
Несение ответственности касательно ложного сообщения о террористических актах регулируется в статье 207 УК РФ. Опираясь на изложенную в ней информацию, факт ложного сообщения о терроризме позиционируется как очень опасное деяние, способное дезориентировать общественность и спровоцировать панику. При ложной угрозе может нарушиться работа:
- учреждений;
- предприятий;
- организаций;
- общественного транспорта;
- торговых центров и пр.
Развитие паники, которую спровоцировал ложный сигнал об акте терроризма, без проблем может быстро привести к транспортному коллапсу, многочисленным ДТП, авариям на предприятиях и не только. Потому последствия ложных террористических угроз более чем серьёзные и потенциально невероятно опасные.
Не стоит забывать, что даже при ложных сообщениях требуется задействовать большой человеческий и технический ресурс, оперативно поднять по тревоге правоохранительные органы и спецслужбы.
Ведь сначала следует удостовериться, что сообщение действительно ложное. Перестраховка в виде оцеплений, эвакуации людей и прочих мероприятий отвлекает от более значимых и реальных угроз. Пока правоохранителям приходится разбираться с чьими-то шалостями и хулиганством, реальные правонарушители продолжают создавать серьёзную угрозу для общества.
Для тщательного и подробного анализа преступления следствию необходимо определить его субъективные и объективные стороны. В случае заведомо ложного информирования об акте терроризма выделяют следующие стороны – субъект и объект правонарушения:
- Субъективная сторона правонарушения – угрожающий безопасности общества ложный донос о наличии готовящегося теракта. Такой донос может быть представлен в разных формах, в том числе он может быть анонимным. Сообщение может передаватьсяпосредством телефонной связи, письменно, в том числе в электронном виде, а также посредством других лиц.
- Объективная сторона правонарушения – имеющийся у доносчика умысел передавать общественности или органам ложные сведения о готовящемся акте терроризма. Предполагается, что человек, сообщающий недостоверную информацию о готовящемся акте терроризма, в полной мере осознаёт тот факт, что доносит сведения, не являющиеся правдой.
- Субъектом правонарушения является физическое лицо, совершающее ложный донос о планируемом террористическом акте, достигшее возраста наступления уголовной ответственности (в Российской Федерации – 14 лет).
- Объектом правонарушения могут стать общественная безопасность, права физических лиц и частных или государственных организаций.
Следствию необходимы такие сведения, как причины, орудие совершения преступления, время, место, обстановка. Лишь после точного установления сторон преступления, его субъектов и объектов следователи могут говорить о составе преступления.
У такого преступления как ложное сообщение о терроризме имеется состав преступления, предусматривающий наличие двух сторон:
- объект;
- субъект.
Опираясь на состав преступления, объектом, что есть первой стороной, может выступать:
- рядовые граждане и их права;
- юридические лица (интересы предприятий, коммерческих организаций, госучреждений и пр.);
- общественная безопасность (считается основной стороной).
Также состав преступления имеет объективную сторону, которая выражается в ложном сообщении об акте терроризма. То есть человек намеренно и заведомо ложно информирует, что кто-то намеревается совершить террористический акт. При этом не играет особой роли, какова именно природа терроризма. Это может быть:
- заложенная бомба;
- захват заложников;
- поджог и пр.
Составом преступления также предусматривается возможность участия третьих сторон, кроме субъекта и объекта. Здесь речь идёт об адресатах. Это те, кому информация передаётся, чтобы создать паническое настроение в обществе. Информирование адресатов может осуществляться в устной и письменной форме, через комментарий в социальных сетях и пр. Чаще всего в роли адресата выступают:
- государственные органы власти;
- руководители предприятий;
- руководство учебных заведений;
- крупные организации;
- торговые центры;
- бизнес-центры;
- представители медиа (пресса, журналисты);
- дирекция развлекательных учреждений и пр.
Обычным частным лицам подобная информация в основном не передаётся, поскольку целью преступника является создание максимальной паники. То есть о его сообщении должно узнать предельно возможное количество людей. Заведомо ложные сообщения об актах террористического характера могут передаваться в письменной и устой форме. Также преступления различают по мотивам, побудившим преступника.
Дополнительными сторонами данного преступления являются адресаты, то есть лица, получающие от доносчика заведомо ложную информацию о террористических действиях.
Ими могут быть:
- органы охраны порядка и общественной безопасности;
- органы власти;
- руководствовлиятельных организаций (бизнес-центров, торговых центров);
- руководство пресс-служб.
Доносчик совершает данное правонарушение с целью придачи сведений огласке. Поэтому адресатом доноса, как правило, не становятся физические лица.
За заведомо ложный донос об акте терроризма, совершённый лицом или группой лиц, достигших четырнадцатилетнего возраста, предусмотрены несколько видов наказания, регулируемые статьёй 207 УК РФ, часть 1 (редакция от 19 февраля 2020 года):
- штраф до 500 тысяч рублей;
- исправительные работы – не более 3 лет;
- арест на срок до 6 месяцев;
- ограничение свободы – не более 3 лет.
Если правонарушитель не достиг четырнадцатилетнего возраста, все вышеуказанные меры наказания на него не распространяются.
В соответствии с частью 2 статьи 207 УК РФ, вышеуказанное деяние, повлёкшее за собой порчу или уничтожение имущества, наказывается:
- штрафом в объёме до 700 тысяч рублей;
- лишением свободы – до 5 лет.
В качестве наказания по отношению к лицам, не достигшим совершеннолетнего возраста, могут применяться санкции в виде отчисления из учебного заведения, в котором виновник проходит обучение, а также возложение ответственности на родителей виновника.
1. Склонение, вербовка или иное вовлечение лица в совершение хотя бы одного из преступлений, предусмотренных статьей 205.2, частями первой и второй статьи 206, статьей 208, частями первой — третьей статьи 211, статьями 220, 221, 277, 278, 279 и 360 настоящего Кодекса, вооружение или подготовка лица в целях совершения хотя бы одного из указанных преступлений —
наказываются лишением свободы на срок от пяти до пятнадцати лет со штрафом в размере до пятисот тысяч рублей либо в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет либо без такового.
1.1. Склонение, вербовка или иное вовлечение лица в совершение хотя бы одного из преступлений, предусмотренных статьями 205, 205.3, 205.4, 205.5, частями третьей и четвертой статьи 206, частью четвертой статьи 211 настоящего Кодекса, вооружение или подготовка лица в целях совершения хотя бы одного из указанных преступлений, а равно финансирование терроризма —
наказываются лишением свободы на срок от восьми до пятнадцати лет со штрафом в размере от трехсот тысяч до семисот тысяч рублей либо в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до четырех лет либо без такового или пожизненным лишением свободы.
2. Деяния, предусмотренные частями первой или первой.1 настоящей статьи, совершенные лицом с использованием своего служебного положения, —
наказываются лишением свободы на срок от десяти до двадцати лет со штрафом в размере от пятисот тысяч до одного миллиона рублей либо в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от трех до пяти лет либо без такового или пожизненным лишением свободы.
Комментарий под редакцией Есакова Г.А.
1. Объективная сторона характеризуется альтернативно предусмотренными действиями. В их первую группу входят взрыв, поджог и иные действия (устройство обвалов, оползней; распространение отравляющих веществ; повреждение транспортных коммуникаций и т.п.), которые устрашают население и создают опасность гибели человека, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных тяжких последствий (радиоактивного, химического или бактериологического заражения местности, выведения из строя систем жизнеобеспечения, блокировки транспортных коммуникаций и т.п.). В этой своей разновидности террористический акт относится к составам реальной опасности и признается оконченным преступлением с момента совершения перечисленных действий независимо от того, наступили ли фактически общественно опасные последствия, угроза наступления которых была создана.
2. Вторую группу альтернативно предусмотренных действий образует угроза совершения действий, входящих в первую группу. Такая угроза может быть выражена в любой форме (устно, письменно, с помощью средств связи; как анонимно, так и с указанием автора) и обязательно должна носить субъективно реальный характер, т.е. вызывать у адресата обоснованное опасение в ее осуществлении. То, была ли угроза объективно реальной (т.е. предпринимались ли угрожавшим конкретные действия, направленные на приготовление к реализации угрозы, и намеревался ли он вообще исполнить угрозу), не имеет уголовно-правового значения. В этой своей разновидности состав является формальным.
3. Субъективная сторона характеризуется также целью: оказать воздействие на принятие решений органами власти или международными организациями или дестабилизировать их деятельность.
4. В ч. 2 и 3 содержатся квалифицированный и особо квалифицированный составы преступления. При этом террористический акт, квалифицируемый по п. “а” ч. 3, требует также квалификации по совокупности со ст. 220 – 221 УК; напротив, террористический акт, повлекший умышленное причинение смерти одному или нескольким лицам, квалифицируется только по п. “б” ч. 3.
5. Обстоятельством, исключающим уголовную ответственность за данное преступление, является добровольный отказ от совершения преступления, особенности которого применительно к террористическому акту сформулированы в примечании к статье.
В истекшем периоде 2020 года с участием государственных обвинителей прокуратуры Тверской области в Московском окружном военном суде рассмотрено 3 уголовных дела о преступлениях террористической направленности в отношении 5 лиц, из которых четверо осуждены за содействие террористической деятельности путем финансирования терроризма и склонения лиц к участию в деятельности организации, признанной в соответствии с законодательством РФ террористической, одно лицо – за публичные призывы через «Интернет» к осуществлению террористической деятельности посредством размещения на личной странице в социальной сети «ВКонтакте» соответствующих текстовых и графических изображений.
Объектомпреступления является общественная безопасность. Дополнительным объектом преступления могут быть жизнь и здоровье граждан, собственность физических и юридических лиц или государства.
Безопасность как условие функционирования и развития общества имеет две составляющие, которые оцениваются объективным и субъективным критерием индекса безопасности.
Объективный критерий – это уровень реальной защищенности системой законодательного регулирования, организационными мерами по использованию материальных средств, реализацией этих мер правоохранительными и другими органами.
Субъективный критерий общественной безопасности как объекта уголовно-правовой охраны – часть общественной психологии: ощущение состояния защищенности, общественное спокойствие, ощущение своей безопасности и безопасности других, неприкосновенности имущества, уверенность в нормальной работе государственных и общественных институтов.
Объективная сторона террористического акта по смыслу ч. 1 ст. 205
УК заключается в совершении одного из действий, создающих опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба или наступления иных общественно опасных последствий, либо в угрозе совершения таких действий.
Объективная сторона терроризма выражена в двух видах действий:
1) совершение взрывов, поджога или иных действий, создающих опасность гибели людей, причинения значительного материального ущерба либо наступление иных общественно опасных последствий;
2) угроза совершения указанных действий.
Взрыв – это сопровождающееся сильным звуком воспламенение чего-нибудь вследствие мгновенного химического разложения вещества и образования сильно нагретых газов. Поджог – намеренное с преступным умыслом вызывание пожара где-нибудь.
К иным действиям относятся действия, которые могут привести к аварии, катастрофе и крушениям на транспорте, разрушениям зданий, сооружений (в том числе культурных и религиозных); устройство обвалов, затоплений, блокирование транспортных коммуникаций; захват вокзалов, аэропортов, транспортных средств; заражение источников воды или запасов продовольствия; распространение болезнетворных микробов, способных вызвать эпидемию или эпизоотию; нападение на объекты, требующие особых мер безопасности (атомные электростанции, химические заводы и т.п.) и т.д..
Взрыв или поджог
могут совершаться в местах массового скопления людей (больницы, офисные здания, развлекательные комплексы и пр.) либо в местах хранения имущества (склады и т. д.). Кроме того, общественно опасные действия могут быть совершены в местах расположения государственных структур.
Часть 1 ст. 205 содержит несколько видов преступных последствий, которые могут наступить в результате совершения акта терроризма.
Обязательным элементом объективной стороны терроризма— Опасность гибели людей
при совершении преступлений, предусмотренных ст. 205, должна носить действительный и реальный характер. Наступление таких последствий охватывается ч. 2 и 3 ст. 205 в зависимости от субъективных признаков преступления. Опасность гибели должна угрожать хотя бы одному человеку.
Значительность имущественного ущерба
определяется с учетом стоимости материальных ценностей и их значимости для собственника или неопределенного круга лиц.
Иные общественно опасные последствия
могут состоять в дестабилизации обстановки на территории, где совершается террористический акт, причинении вреда здоровью граждан и пр.
Терроризм по законодательной конструкции относится к числу формально-материальных составов преступлений. Терроризм будет считаться оконченным преступлением с момента совершения взрыва, поджога или иных подобных действий либо с момента создания угрозы совершения указанных действий. При совершении преступления, квалифицируемого по ч. 2 или 3 ст. 205 по признаку причинения смерти человеку или наступления иных тяжких последствий, преступление считается оконченным с момента наступления смерти или иных тяжких последствий.
При совершении терроризма путем угрозы взрывом, поджогом или иным общеопасным действием объективная сторона преступления состоит в доведении до определенного круга лиц намерения совершить такие действия. В этом случае преступление считается оконченным с момента высказывания такой угрозы (устно, письменно, через средства массовой информации или с использованием технических средств).
Субъективная сторонапреступления характеризуется прямым умыслом. При этом необходимо наличие специальной цели: воздействие на принятие решений органами власти или международными организациями.
Для ч. 3 ст. 205 УК свойственна двойная форма вины – умысел по отношению к действиям, и неосторожность – по отношению к наступлению последствий.
Субъектомпреступления является вменяемое лицо, достигшее 14 лет. В Примечании к ст. 205 установлено специальное основание для освобождения от уголовной ответственности лиц, участвовавших в подготовке акта терроризма, если они своевременным предупреждением органов власти или иным способом способствовали предотвращению его осуществления и если в их действиях не содержится иного состава преступления.
Своевременность предупреждения органов власти
состоит в заблаговременном сообщении о готовящемся террористическом акте, что позволяет предотвратить его совершение или наступление опасных последствий. При этом не имеет значения, известно органам власти о готовящемся преступлении или нет.
Иное способствование предотвращению террористического акта
может выражаться в самостоятельных действиях лица по его предотвращению (порче взрывного устройства и пр.).
Комментарий под редакцией А.В. Бриллиантова
Основным объектом террористического акта являются общественная безопасность, нормальное функционирование органов власти. Характерной чертой террористического акта является стремление субъекта посеять страх у населения, парализовать деятельность государственных и общественных структур. Воздействие террористического акта рассчитано на неопределенно большой круг лиц или на конкретные органы власти, а в отдельных случаях и на конкретных должностных лиц.
В Федеральном законе от 28 декабря 2010 г. N 390-ФЗ “О безопасности”, в отличие от ранее действовавшего Закона РФ от 5 марта 1992 года N 2446-1 “О безопасности”, не приводится понятие общественной безопасности. Ранее она определялась как состояние защищенности жизненно важных интересов общества, т.е. совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможность прогрессивного развития общества. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г. дает понятие национальной безопасности. Это состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, которое позволяет обеспечить конституционные права, свободы, достойные качество и уровень жизни граждан, суверенитет, территориальную целостность и устойчивое развитие Российской Федерации, оборону и безопасность государства.
Таким образом, к основным объектам безопасности относятся: личность – ее права и свободы; общество – его материальные и духовные ценности; государство – его конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность.
Террористический акт относится к числу так называемых конвенционных преступлений. Как преступление, к примеру, терроризм расценивается Конвенцией Совета Европы о предупреждении терроризма (заключена в Варшаве 16 мая 2005 г.), Шанхайской конвенцией о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом (заключена в Шанхае 15 июня 2001 г.) и другими международными правовыми актами.
В Российской Федерации правовую основу противодействия терроризму составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 114-ФЗ “О противодействии экстремистской деятельности”, Федеральный закон от 6 марта 2006 г. N 35-ФЗ “О противодействии терроризму” и другие нормативные правовые акты, направленные на противодействие терроризму.
Вопросы квалификации террористического акта и других преступлений террористической направленности разъяснены в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 9 февраля 2012 г. N 1 “О некоторых вопросах судебной практики по уголовным делам о преступлениях террористической направленности”. Факультативным объектом преступления следует признать отношения по охране здоровья и жизни человека, отношения собственности.
Объективная сторона террористического акта включает в себя следующие альтернативные действия:
1) совершение взрыва, поджога или иных действий, устрашающих население и создающих опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных тяжких последствий;
2) угроза совершения указанных действий.
Вопросы квалификации террористического акта разъяснены в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 9 февраля 2012 г. N 1 “О некоторых вопросах судебной практики по уголовным делам о преступлениях террористической направленности”.
Взрыв – сопровождающееся сильным звуком воспламенение чего-нибудь вследствие мгновенного химического разложения вещества и образования сильно нагретых газов.
Поджог – намеренное воспламенение чего-либо.
Под иными действиями, устрашающими население и создающими опасность гибели человека, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных тяжких последствий, в ст. 205 УК РФ следует понимать действия, сопоставимые по последствиям со взрывом или поджогом, например устройство аварий на объектах жизнеобеспечения; разрушение транспортных коммуникаций; заражение источников питьевого водоснабжения и продуктов питания; распространение болезнетворных микробов, способных вызвать эпидемию или эпизоотию; радиоактивное, химическое, биологическое (бактериологическое) и иное заражение местности; вооруженное нападение на населенные пункты, обстрелы жилых домов, школ, больниц, административных зданий, мест дислокации (расположения) военнослужащих или сотрудников правоохранительных органов; захват и (или) разрушение зданий, вокзалов, портов, культурных или религиозных сооружений.
Для определения состава террористического акта очень важным является установление признаков, характеризующих действия, образующие объективную сторону преступления. К таким характеристикам относится прежде всего то, что указанные действия устрашают население. Этот признак означает, что террористический акт вызывает у населения чувство тревоги за свое здоровье и свою жизнь, жизнь близких людей, за сохранность имущества, за наличие возможности вести нормальный, устоявшийся, отлаженный образ жизни. Устрашение населения является объективной характеристикой, присущей террористическому акту, поскольку он проявляется в посягательстве на основные объекты, составляющие состояние безопасности.
Террористический акт создает опасность гибели человека, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных тяжких последствий.
Указанная опасность должна быть реальной, что определяется в каждом конкретном случае на основе обстоятельств места, времени, способа совершения преступления и других обстоятельств дела, например данных о количестве людей, находившихся в районе места взрыва, совершении взрыва в условиях повышенной опасности (к примеру, в тоннеле метро) и т.д.
Опасность гибели человека означает наличие угрозы жизни хотя бы одного лица.
Практика наглядно показывает, что предотвратить поступление заведомо ложных сообщений о террористических актах практически невозможно. Крайне тяжело добиться желаемого эффекта путём проведения различных профилактических мероприятий. Но органы власти, включая представителей правоохранительных ведомств, активно продолжают работы по воздействию на подростков и несовершеннолетних граждан с целью недопущения повторных совершений подобных преступлений. Для этого проводятся беседы в школах, колледжах, организовываются специальные профилактические мероприятия, экскурсии, изготавливаются памятки и пр. Подобные меры являются усиленной пропагандой, направленной на информирование граждан о тех последствиях для них и общества, которые могут повлечь заведомо ложные сообщения о терроризме.
Далеко не всегда, когда человек сообщает об акте терроризма, который в результате оказывается ложным, следует жестокое наказание согласно действующему законодательству и Уголовному кодексу. Главным фактором признания вины по статье 207 УК РФ является передача заведомо ложной информации о террористических актах. Но в случае, когда обвиняемый гражданин сам оказался в заблуждении и был уверен в подлинности передаваемой информации, его преступником признавать не будут. Здесь уже вопрос проявления своего гражданского долга. Если человек узнал или где-то услышал, что готовится террористический акт, и поспешил донести информацию общественности, спровоцировав из-за этого панику, важно учитывать его собственные мотивы. Одни передают ложные данные намеренно, чтобы вызвать общественный резонанс.
Другие же стремятся предотвратить преступление, потому спешат донести информацию до соответствующих органов, инстанций или просто общественности. Вы сами должны понимать, что не всегда есть время и возможность удостовериться в правдивости информации о терроризме, которую удаётся случайно узнать человеку. Потому непреднамеренный обман ни в коем случае не преследуется по статье 207 УК РФ. Если же человек специально распространяет заведомо ложную информацию, то есть осознаёт неправдивость передаваемого сообщения, тогда он попадает под действие Уголовного кодекса и несёт соответствующее наказание. Какое именно, решает суд.
Комиссар Совета Европы по правам человека Дуня Миятович в конце 2018 года выражала обеспокоенность тем, что «злоупотребление антитеррористическим законодательством превращается в одну из самых распространенных угроз свободе выражения мнений, в том числе свободе СМИ в Европе».
Эта проблема, по словам Миятович, характерна не только для России или Турции, но и для стран Западной Европы.
Например, во Франции уголовная статья об оправдании терроризма, отмечала еврокомиссар, применяется в самых различных делах: «От вынесения приговоров убежденным сторонникам ИГИЛ («Исламское государство», запрещено в России. — Би-би-си), призывающим к дальнейшим террористическим атакам, до судебного преследования активиста веганского движения, который был условно осужден на семь месяцев лишения свободы за пост в «Фейсбуке», в котором он радовался гибели торговца мясом в результате террористической атаки».
Последнее обновление статьи об оправдании терроризма, существовавшей во Франции еще с 1881 года, произошло в 2014 году. Максимальное наказание по ней, как и в России, составляет семь лет лишения свободы.
Согласно статистике, приведенной Миятович, после последнего обновления статьи число лиц, осужденных за оправдание терроризма, «растет в геометрической прогрессии»: три человека в 2014 году, 230 — в 2015 году, 306 — в 2016 году.
В Испании в 2015 году ужесточили наказание за «прославление терроризма» с использованием интернета. По данным организации Amnesty International, с 2015-го по 2017 год по этой статье были осуждены 84 человека, в то время как с 2011-го по 2013 год по ней были осуждены только 23 человека.
Британию Миятович отнесла «к многочисленной группе государств, которые приняли или собираются принять меры, криминализирующие выражение определенных мнений в угоду интересам национальной безопасности». Она упомянула законопроект о борьбе с терроризмом и обеспечении безопасности границ, проходивший в тот момент через британский парламент.
«Законопроект, в частности, предусматривает уголовную ответственность за просмотр онлайн-контента, который может быть полезен террористам, в отсутствие доказательств наличия террористического умысла; данные положения могут воспрепятствовать работе журналистов-расследователей и ученых», — опасалась Миятович.
Документ насторожил представителей британской прессы, но в итоге был одобрен обеими палатами парламента с поправками, делающими журналистов чуть менее уязвимыми для норм закона.