Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Закон о государственной кадастровой оценке 2021». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Содержание:
Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие при проведении государственной кадастровой оценки на территории Российской Федерации.
Государственная кадастровая оценка: изучаем нововведения
Государственная кадастровая оценка проводится в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения, возникающие при проведении государственной кадастровой оценки.
1. В настоящем Федеральном законе используются следующие основные понятия:
1) государственная кадастровая оценка — совокупность установленных частью 3 статьи 6 настоящего Федерального закона процедур, направленных на определение кадастровой стоимости и осуществляемых в порядке, установленном настоящим Федеральным законом;
2) кадастровая стоимость объекта недвижимости — полученный на определенную дату результат оценки объекта недвижимости, определяемый на основе ценообразующих факторов в соответствии с настоящим Федеральным законом и методическими указаниями о государственной кадастровой оценке;
(Пункт в редакции, введенной в действие с 11 августа 2020 года Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 269-ФЗ.
3) кадастровая стоимость единого недвижимого комплекса — сумма кадастровых стоимостей объектов недвижимости, указанных в статье 133_1 Гражданского кодекса Российской Федерации и объединенных в такой единый недвижимый комплекс, которые определяются с учетом функционирования в составе единого недвижимого комплекса данных объектов недвижимости.
(Пункт дополнительно включен с 11 августа 2020 года Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 269-ФЗ)
2. Кадастровая стоимость определяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в том числе для целей налогообложения, на основе рыночной информации и иной информации, связанной с экономическими характеристиками использования объекта недвижимости, в соответствии с методическими указаниями о государственной кадастровой оценке.
1. Государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации (далее — уполномоченный орган субъекта Российской Федерации).
2. Уполномоченный орган субъекта Российской Федерации наделяет полномочиями, связанными с определением кадастровой стоимости, бюджетное учреждение, созданное субъектом Российской Федерации (далее — бюджетное учреждение).
3. Государственная кадастровая оценка включает в себя следующие процедуры:
1) принятие решения о проведении государственной кадастровой оценки;
2) определение кадастровой стоимости и составление отчета об итогах государственной кадастровой оценки (далее — отчет);
3) утверждение результатов определения кадастровой стоимости.
4. Для определения кадастровой стоимости осуществляется подготовка, включающая в себя в том числе сбор и обработку информации, необходимой для определения кадастровой стоимости.
(Наименование в редакции, введенной в действие с 11 августа 2020 года Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 269-ФЗ.
1. Полномочиями бюджетных учреждений в сфере государственной кадастровой оценки являются:
(Абзац в редакции, введенной в действие с 11 августа 2020 года Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 269-ФЗ.
1) определение кадастровой стоимости при проведении государственной кадастровой оценки;
2) определение кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости в случае внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о них и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик;
(Пункт в редакции, введенной в действие с 11 августа 2020 года Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 269-ФЗ.
3) предоставление разъяснений, связанных с определением кадастровой стоимости;
4) рассмотрение заявлений об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости;
(Пункт в редакции, введенной в действие с 11 августа 2020 года Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 269-ФЗ.
5) сбор, обработка, систематизация и накопление информации, необходимой для определения кадастровой стоимости, в том числе о данных рынка недвижимости, а также информации, использованной при проведении государственной кадастровой оценки и формируемой в результате ее проведения;
5_1) рассмотрение заявлений об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости и принятие решений по ним;
(Пункт дополнительно включен с 11 августа 2020 года Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 269-ФЗ)
6) иные полномочия, предусмотренные настоящим Федеральным законом.
2. Бюджетное учреждение не вправе заключать договоры на проведение оценки в качестве исполнителя в соответствии с законодательством, регулирующим оценочную деятельность в Российской Федерации, а также привлекать иных лиц, кроме работников соответствующего бюджетного учреждения, для проведения работ и (или) оказания услуг непосредственно по определению кадастровой стоимости. Для целей установления кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости не могут использоваться отчеты об оценке рыночной стоимости объектов недвижимости, составленные работниками бюджетного учреждения, созданного субъектом Российской Федерации, на территории которого расположен соответствующий объект недвижимости.
(Часть в редакции, введенной в действие с 11 августа 2020 года Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 269-ФЗ.
Принят Государственной Думой 22 июня 2016 года
Одобрен Советом Федерации 29 июня 2016 года
Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона
Статья 2. Законодательство Российской Федерации и иные акты, регулирующие проведение государственной кадастровой оценки
Статья 3. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
Статья 4. Принципы проведения государственной кадастровой оценки
Статья 5. Регулирование в сфере государственной кадастровой оценки
Статья 6. Порядок проведения государственной кадастровой оценки
Статья 7. Полномочия бюджетных учреждений в сфере государственной кадастровой оценки
Статья 8. Обязанности бюджетного учреждения
Статья 9. Федеральный государственный надзор за проведением государственной кадастровой оценки
Статья 10. Основные требования к работникам бюджетного учреждения
Статья 11. Принятие решения о проведении государственной кадастровой оценки
Статья 12. Подготовка к проведению государственной кадастровой оценки
Статья 13. Порядок формирования, предоставления и обработки перечня объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке
Статья 14. Определение кадастровой стоимости
Статья 15. Утверждение результатов определения кадастровой стоимости
Статья 16. Определение кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости в случае внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о них и объектов недвижимости, в сведения Единого государственного реестра недвижимости о которых внесены изменения
Статья 17. Внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости
Статья 18. Применение сведений о кадастровой стоимости
Статья 19. Утратила силу
Статья 19.1. Индексы рынка недвижимости
Статья 20. Предоставление разъяснений, связанных с определением кадастровой стоимости
Статья 21. Рассмотрение заявлений об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости
Статья 22. Рассмотрение споров о результатах определения кадастровой стоимости
Статья 22.1. Установление кадастровой стоимости в размере рыночной стоимости
Статья 23. Фонд данных государственной кадастровой оценки
Статья 24. Заключительные положения
Статья 25. Порядок вступления в силу настоящего Федерального закона
АПК РФ
ГК РФ (часть I)
ГК РФ (часть II)
ГК РФ (часть III)
ГК РФ (часть IV)
ГПК РФ
ГрК РФ
Жилищный кодекс
КАС РФ
КоАП РФ
НК РФ (часть I)
НК РФ (часть II)
Семейный кодекс
ТК РФ
УИК РФ
УК РФ
УПК РФ
Бюджетный кодекс
Воздушный кодекс
Водный кодекс
Земельный кодекс
Лесной кодекс
Юрист адвокатского бюро Asterisk Дмитрий Венгерский:
— В первую очередь закон направлен на получение объективной кадастровой стоимости объектов недвижимости. С его принятием кадастровая оценка будет проводиться чаще, а следовательно, кадастровая стоимость объекта недвижимости будет сопоставима его рыночной стоимости.
В случае серьезного снижения цен на рынке недвижимости исполнительный орган пересмотрит кадастровую стоимость объекта недвижимости. Для этого исполнительный орган будет применять индекс рынка недвижимости. Он будет рассчитываться путем сопоставления кадастровой и рыночной стоимости объекта недвижимости.
Таким образом, для снижения кадастровой стоимости собственникам недвижимости не нужно нести никаких расходов — Росреестр самостоятельно определит величину индекса и, в случае существенного снижения, применит его.
Кроме того, после выявления ошибки и/или существенного снижения рыночной стоимости объекта недвижимости, исполнительный орган будет обязан произвести перерасчет кадастровой стоимости не только конкретного объекта недвижимости, а всех объектов недвижимости в рассматриваемой оценочной группе. Это позволит собственникам аналогичных объектов недвижимости получить перерасчет кадастровой стоимости без обращения в исполнительный орган и/или суд».
Согласно данным Росреестра, только за прошлый 2019 год в судах по обращениям физических и юридических лиц было инициировано 22 373 спора о величине кадастровой стоимости, внесённой в государственный кадастр недвижимости.
Наиболее частыми основаниями для исков становились:
- кадастровой стоимость объекта недвижимости установлена в размере его рыночной стоимости — 22 010 исков;
- недостоверные сведения об объекте оценки, использованные при определении его кадастровой стоимости, в том числе об исправлении технической и (или) кадастровой ошибки — 88 исков;
- оспаривание решения или действия (бездействия) комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости — 91 иск.
В результате оспаривания через суды, суммарная величина кадастровой стоимости была снижена с 1 745,99 миллиарда рублей до 964,20 миллиарда.
Оценка и оспаривание кадастровой стоимости с 1 января 2020 года проводятся по «новому» закону «О государственной кадастровой оценке» от 3 июля 2016 года (№ 237-ФЗ). Основные принципы этого закона: независимость и открытость процедур государственной кадастровой оценки на каждом этапе их осуществления, единство методологии определения кадастровой стоимости, непрерывность актуализации сведений, необходимых для определения кадастровой стоимости.
Напомним, с 1 января 2017 по 1 января 2020 года действовал переходный период, позволяющий воспользоваться нормами, как «нового», так и «старого» закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» от 29 июля 1998 года (№ 135-ФЗ). Различия между законами приведены в таблице 1.
Таблица 1.
Особенности в порядках оценки и оспаривания кадастровой стоимости недвижимости по «старому» и «новому» закону:
Норма |
ФЗ №135-ФЗ (старый закон) |
ФЗ №237-ФЗ (новый закон) |
Досудебный порядок |
Обязателен для юридических лиц. |
Не предполагает досудебного порядка. |
Кто определяет кадастровую оценку недвижимости |
Отбираемая на основе конкурса оценочная организация. Итоги утверждают региональные и местные власти. |
Бюджетные учреждения в соответствии с методическими указаниями о государственной кадастровой оценке (ГКО). Ответственность за их работу возложена на региональные органы власти. |
Где оспаривать результаты кадастровой оценки |
Комиссия по рассмотрению споров, суд. Для юридических лиц предварительное обращение в комиссию – обязательно. |
Комиссия по рассмотрению споров, суд. Предварительно обращаться в комиссию – не обязательно. |
Как и ранее государственная кадастровая оценка проводится не реже одного раза в пять лет и не чаще одного раза в три года. Также появилась возможность проведения внеочередной кадастровой оценки. Она не учитывается для целей установления периодичности проведения кадастровой оценки, но должна быть обоснованной. В частности, воспользоваться ей можно, если индекс рынка недвижимости в субъекте РФ со дня проведения последней кадастровой проверки снизился на 30% и более.
Также введена процедура подготовки к проведению государственной оценки, в ходе которой проводится сбор полной информации о ценообразующих рыночных факторах и уточнение сведений об объектах оценки.
Если кадастровая стоимость объекта недвижимости, полученная в ходе проведения внеочередной проверки, будет выше, чем кадастровая стоимость, содержащаяся в ЕГРН, на дату проведения оценки, то изменять эту стоимость запрещено.
На практике кадастровая стоимость нередко выходит завышенной, в чём собственники мало заинтересованы, поскольку от неё зависят размеры налога на имущество физлиц, земельного налога и налога на имущество организаций.
Обстоятельства непреодолимой силы
Федеральный реестр инвалидов – что это?
Правила перевозки детей на переднем сиденье автомобиля
Изменения налогового законодательства с 2020 года
Реформа ОМС в 2021 году
Законом от 31.07.2020 № 269-ФЗ внесено много изменений и новых положений в закон «О государственной кадастровой оценке». Рассмотрим, какие из них уже актуальны, и какие будут подлежать применению в ближайшее время.
С 2021 года в процедуре кадастровой оценки внесены изменения
Новый закон вступил в силу в 2017 году. В структуре нового законодательного акта насчитывается 25 статей, которые регулируют правоотношения граждан и юридических лиц в сфере оценивания земли. НПА содержит информацию о процедуре проведения оценивания имущества о том, как проводится экспертиза, каким образом рассматриваются возникшие административные споры по кадастрам и т. д.
В ФЗ сообщается о том, что регулируется оценки кадастровых организаций властным исполнительным органом на нормативном уровне. Этот исполнительный властный орган отвечает за разработку политики государства в сфере предоставления кадастровых услуг.
В четвертой статье этого ФЗ говорится о принципах, которые стали основой для проведения оценивания земельной собственности.
К принципам осуществления экспертизы относятся:
- Принцип системности методов оценивания ЗУ.
- Непрерывный мониторинг сведений о стоимости недвижимого имущества.
- Экономическая обоснованность проведения оценки собственности.
- Независимость.
- Возможность проверить итоги кадастрового оценивания.
В шестой статье 237 ФЗ содержится информация о том, в каком порядке проводится такая процедуры. Выполняется оценка земель по следующим этапам:
- Сбор информации о цене типа собственности на рынке недвижимой собственности.
- Анализ полученных данных
- Поиск оснований и принятие решения об осуществлении оценивания кадастровой стоимости недвижимого имущества
- Определение цены ЗУ по кадастру
- Подготовка отчета, который содержит информацию об итогах оценочных мероприятий
- Утверждение уполномоченным органом результатов оценивания
В проекте нового закона было представлено предложение о создании государственного института, который имеет право на осуществление оценки стоимости недвижимого имущества. Это предложение было принято законодательными властными органами, вследствие чего были созданы бюджетные учреждения. Кадастровые государственные учреждения стали с 2017 года единственными организациями, которые вправе осуществлять оценку земель. По закону такая организация вправе оказывать оценивающие услуги и должна иметь в своем составе квалифицированных на проведение оценивания сотрудников.
Новый ФЗ утверждает то, что теперь оценка земельных владений производится не частными организациями, а бюджетными учреждениями, которые установлены государственными властными структурами. Это позволит обеспечить законность и достоверность оценивания стоимости земельной собственности.
Данный ФЗ взаимодействует с иными НПА и кодексами, которые регулируют отношения в области оценивания недвижимого имущества граждан и организаций Российской Федерации.
Например, если оценка земельной собственности производится на основании того, что у собственника недвижимого имущества возникла необходимость установления стоимости налогообложения, то в такой ситуации поможет Налоговый кодекс РФ.
В случаях, когда определить стоимость земельного владения по кадастру необходимо в ситуации заключения договора о купле-продаже недвижимого имущества, следует обратиться к Гражданскому кодексу РФ. Этот кодекс регулирует правоотношения, которые возникают в процессе покупки или продажи земельной собственности.
Настоящий ФЗ взаимодействует и с иными НПА, которые относятся к области строительства и градостроительства. Разумеется, важнейшим НПА в земельной сфере является Земельный кодекс РФ. Регулирующий правоотношения по поводу установления стоимости на землю, что зависит от ситуации, для которой производится оценка.
В российской судебной практике существует достаточно примеров судебных разбирательств по поводу неверной оценки земельной собственности.
Например, в 2011 году в Западно-Сибирском округе произошло судебное разбирательство по вопросу недостоверного оценивания недвижимого имущества.
Обращение в уполномоченную организацию (Росреестр) было произведено ОАО. Этой организации принадлежали земельные участки, на которые у нее было право собственности, а вследствие и безвозмездного использования. Оказалось, что в Управлении Росреестра уже содержатся сведения о проведении оценки, то есть они были подтверждены уполномоченным органом.
В ответ на это открытое акционерное общество произвело обращение в судебные органы о нарушении порядка внесения в государственный кадастр сведений о стоимости земельной собственности.
В суде первой инстанции было принято решение в пользу истца и признавалось, что внесение информации в Росреестр противоречит законодательству РФ.
Таким образом, требования истца повлекли за собой дополнительную проверку, которая вскрыла недостатки проведения оценки земельной собственности, вследствие чего информация о стоимости земли была дополнена и изменена в Управлении Росреестра.
Большинство примеров из российской судебной практики показывают, что законодательство в основном стоит на стороне истца. Чаще всего проводится дополнительное оценивание уполномоченной организацией для утверждения подлинности принятого ранее решения.
Новый ФЗ, который был принят в 2017 году, внес ряд изменений в систему оценивания земельной собственности. Например, теперь проведение экспертизы осуществляются специальными «бюджетными организациями», а не частными компаниями. Эти учреждения постепенно создаются в каждом субъекте страны.
ФЗ устанавливает ряд условий для нанимаемых сотрудников, которые будут заниматься столь ответственной деятельностью.
Настоящий Федеральный закон устанавливает сроки на проведение оценивания недвижимого имущества. Кроме того, определены причины для проведения внеплановой проверки, например, если индекс рынка недвижимости снизился на 30% и более с момента последнего проведения оценивания стоимости ЗУ.
Кадастровая оценка изменится
В соответствии с действующим законодательством в отношении каждого земельного участка, а также здания, помещения в обязательном порядке подлежит определению его кадастровая стоимость.
Кадастровая стоимость объекта недвижимости — это публичный эквивалент стоимости объекта, который учитывается при исчислении земельного налога, арендной платы, выкупной стоимости объекта при его приобретении из государственной и муниципальной собственности, а также в иных случаях, предусмотренных законодательством.
Очевидно, что размер кадастровой стоимости является одной из основных составляющих, определяющих экономическую эффективность использования объекта и затраты, связанные с приобретением и использованием земельных участков и объектов капитального строительства.
Неправильное определение кадастровой стоимости может привести к многомиллионным потерям для его правообладателей либо по существу заблокировать отдельные способы его использования.
В основу кадастровой стоимости положено определение удельного показателя кадастровой стоимости в пределах одного кадастрового квартала в разрезе различных видов разрешенного использования участков и назначения объектов капитального строительства.
Несмотря на это, на практике встречаются ситуации, когда кадастровая стоимость участков явно завышается и является несоразмерной даже по отношению к его рыночной стоимости.
Такого рода завышение является, как правило, следствием двух причин. Во-первых, неправильное отнесение земельного участка к тому или иному виду разрешенного использования (разница между удельной стоимостью 1 кв.м. земли между различными видами разрешенного использования может отличаться в десятки раз). Во-вторых, игнорирование при определении кадастровой стоимости объектов методом «общей» оценки конкретных индивидуальных показателей объектов недвижимости, существенно негативно влияющих на их реальную стоимость (транспортная доступность, гидрологические особенности, правовая история и т. д.).
Новый закон направлен на совершенствование процедур определения кадастровой стоимости, так как ранее действующая система предусматривала проведение массовой кадастровой оценки физическими лицами, которые привлекались на конкурсной основе заказчиками определения кадастровой стоимости, т.е. субъектом Российской Федерации или органами местного самоуправления.
Данная система провоцировала «размывание» ответственности между заказчиком работ и исполнителем, т.е. оценщиком.
Новый закон предусматривает введение института государственных кадастровых оценщиков, т.е. передачу полномочий государственным бюджетным учреждениям, которые будут определять кадастровую стоимость на постоянной основе (статья 6 Закона об оценке).
Оценка проводится не чаще одного раза в три года (исключение – города федерального значения – не чаще одного раза в два года) и не реже одного раза в пять лет. Внеочередная кадастровая оценка проводится в случае оспаривания кадастровой стоимости по основанию установления рыночной стоимости не менее чем по 30% объектов недвижимости в субъекте Российской Федерации (статья 11).
Важным моментом является то положение, что работники бюджетного учреждения не вправе устанавливать рыночную стоимость для оспаривания кадастровой стоимости (часть 2 статьи 7). Таким образом, исключается еще одна коррупционная составляющая.
Бюджетное учреждение обязано исправлять единичные, а также системные ошибки, допущенные при определении кадастровой стоимости, при этом изменение кадастровой стоимости допускается только в сторону понижения. Например, если в отношении одного из расположенных рядом земельных участков допущена ошибка (чаще всего принята достаточно высокая стоимость), в том случае, если ошибка будет доказана, для всех земельных участков с таким видом использования, расположенных в том же кадастровом квартале (а это обычно садоводческие товарищества, земли сельскохозяйственного назначения) стоимость пересчитается автоматически (статья 21).
Кроме того, бюджетные учреждения обязаны давать разъяснения, связанные с определением кадастровой стоимости, (статьи 20). Таким образом, по данным вопросам не нужно искать «крайнего», что обычно и не удается сделать сейчас, когда множество органов и лиц участвуют в оценке, причем каждый отвечает за достаточно узкий участок оценочной деятельности.
Теперь кадастровая стоимость будет определяться по единой методике, что повысит качество и обеспечит единообразие определения кадастровой стоимости. Расширится и упростится возможность для оспаривания оценки (статья 22).
Ожидается, что с введением и применением Закона об оценке увеличится поступление налогов. Причем увеличение должно произойти не в результате увеличения кадастровой стоимости или размера налоговых сборов, а в связи с вовлечением в хозяйственный оборот большего количества объектов недвижимости, ранее находившихся в тени, а также правильной их кадастровой оценки.
Согласно новым правкам изменится периодичность проведения оценки. Сейчас, пока изменения в сроках еще не вступили в силу, оценка проводится следующим образом:
- Через 2-5 лет с момента последней кадастровой оценки – в городах с федеральным статусом.
- Через 3-5 лет– для других городов и регионов.
Новые правила исключили «плавающие» сроки: ГКО будет проводиться с фиксированной периодичностью:
- через каждые 2 года в отношении объектов, зарегистрированных в городах Москва, Севастополь, Санкт-Петербург;
- через каждые 4 года – в других городах и регионах.
Эти правила касаются всех объектов недвижимости, но начнут применяться в разное время:
- Земельные участки начнут оценивать по новым правилам с 1 января 2022 года.
- Капитальные объекты строительства и машино-места – с 1 января 2023 года.
2022 и 2023 годы пройдут насыщенно с точки зрения кадастровой оценки. В 2022 году планируется провести новую оценку всех земельных участков в России, а в 2023 году – определить кадастровую стоимость всех других объектов.
Кто проводит кадастровую оценку земли и недвижимости в 2021 году
Согласно новой редакции ФЗ №273, кадастровая стоимость начинает применяться с 1 января года, который следует за годом вступления в силу акту, утверждающего результаты ГКО.
Если в актуальную кадастровую стоимость вносились изменения, то она начинает применяться с момента их внесения. Напомним, что собственники могут потребовать устранить техническую ошибку, снизить кадастровую стоимость до уровня рыночной и т.д.
Согласно предыдущей редакции 273-ФЗ, собственники, не согласные с кадастровой оценкой, могли ее оспорить в судебном порядке. Также им предоставлялась возможность сделать через специальные комиссии, созданные при регистрирующем органе. Теперь эта норма (ст.22) исключена. Вместо нее ввели другой порядок оспаривания – административный. Чтобы изменить кадастровую стоимость, собственнику необходимо отправить в ГБУ – государственное бюджетное учреждение – заявление о пересмотре результатов оценки. Однако есть важное условие – к документу должен быть приложен отчет об оценке. Именно на основе результатов независимой оценки региональное ГБУ вносит корректировки.
Важно! Заявление об изменении КС может подать не только собственник, но и любое заинтересованное лицо: арендатор, покупатель, инвестор и т.д. В этой ситуации мнение правообладателя может и не учитываться. Пока не ясно, к каким последствиям это приведет.
Такой порядок не исключает обращения в суд:
- Решение ГБУ (например, отказ) в отношении заявления можно оспорить в суде.
- Параллельно с заявлением об оспаривании можно подать иск с требованием установить кадастровую стоимость в размере рыночной.
Новые правки призваны облегчить процесс взаимодействия между бюджетными учреждениями и собственниками по вопросам кадастровой оценки.
1. Определение кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости в случае внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о них и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик, в период между датой проведения последней государственной кадастровой оценки и датой проведения очередной государственной кадастровой оценки осуществляется бюджетными учреждениями в порядке, предусмотренном методическими указаниями о государственной кадастровой оценке.
2. Орган регистрации прав в течение трех рабочих дней со дня внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений об объекте недвижимости, влекущих за собой изменение его кадастровой стоимости, направляет в бюджетное учреждение информацию о таких сведениях.
3. Датой определения кадастровой стоимости в указанных в настоящей статье случаях является день, по состоянию на который осуществлено внесение сведений в Единый государственный реестр недвижимости, являющихся основанием для определения кадастровой стоимости в соответствии с настоящей статьей.
4. Определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном настоящей статьей, осуществляется в течение пяти рабочих дней со дня поступления из органа регистрации прав в бюджетное учреждение сведений об объекте недвижимости, за исключением случая недостаточности информации, необходимой для определения кадастровой стоимости.
5. При недостаточности информации, необходимой для определения кадастровой стоимости, бюджетное учреждение направляет запрос о предоставлении дополнительной информации, необходимой для определения кадастровой стоимости, в федеральные органы исполнительной власти и подведомственные им организации, в частности в организации, подведомственные федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере ценообразования и сметного нормирования в сфере градостроительной деятельности, в сфере земельных отношений, государственного мониторинга земель, изучения, использования, воспроизводства и охраны природных ресурсов, органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органы местного самоуправления, а также в подведомственные им организации.
6. Федеральные органы исполнительной власти и подведомственные им организации, в частности организации, подведомственные федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере ценообразования и сметного нормирования в сфере градостроительной деятельности, в сфере земельных отношений, государственного мониторинга земель, изучения, использования, воспроизводства и охраны природных ресурсов, органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органы местного самоуправления, а также подведомственные им организации обязаны по запросу бюджетного учреждения предоставить имеющуюся в их распоряжении информацию или уведомить об отсутствии запрошенной информации в течение пяти рабочих дней со дня получения указанного запроса.
7. Бюджетное учреждение в течение трех рабочих дней со дня определения кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном настоящей статьей, направляет сведения о кадастровой стоимости в орган регистрации прав для внесения в Единый государственный реестр недвижимости, а также включения сведений о кадастровой стоимости, перечень которых определяется федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере государственной кадастровой оценки, при установлении порядка ведения фонда данных государственной кадастровой оценки, в фонд данных государственной кадастровой оценки.
Если вы уже успели снизить кадастровую стоимость вашей земли — вам можно только позавидовать: ведь теперь экономить на земельных платежах вы будете на целых два года дольше, чем планировалось изначально.
Если же ранее вы отказались от оспаривания кадастровой стоимости из-за незначительной экономии — самое время пересмотреть свое решение!
Не секрет, что суды неохотно взыскивают компенсацию расходов на оспаривание в пользу владельцев земли, поэтому до начала процесса всегда необходимо считать, окупит ли экономия на налогах или арендной плате затраты на оценку и услуги юриста. Оспаривая кадастровую стоимость сейчас, вы гарантированно получите два дополнительных года экономии, что вполне может окупить все расходы.
Важно:
Собственники земельных участков после оспаривания кадастровой стоимости могут вернуть излишне уплаченный земельный налог за последние 3 года.
Арендаторы публичной земли могут пересчитывать арендную плату с 1 января года, в котором они обратились за оспариванием кадастровой стоимости. Чтобы иметь возможность вернуть часть платежей за 2020 год, арендаторам необходимо до 31 декабря 2020 года собрать необходимый пакет документов и обратиться за оспариванием кадастровой стоимости в Комиссию или суд.
Государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа власти субъекта РФ, например, регионального Министерства имущественных отношений.
Это решение принимается не чаще одного раза в 3 года (в Москве и Санкт-Петербурге — не чаще, чем каждые 2 года) и не реже одного раза в 5 лет. Благодаря этому все данные о стоимости периодически обновляются.
Кроме того, уполномоченный орган субъекта должен распорядиться о создании государственного бюджетного учреждения (ГБУ) и наделить его соответствующими полномочиями. К примеру, в Саратовской области это ГБУ Саратовской области «Госкадастроценка».
Путин утвердил поправки о кадастровой оценке. Что это значит
Согласно приказу № 226 Минэкономразвития, который содержит методические указания, определение кадастровой цены проводит группа экспертов с использованием массовых методов оценки. Если последние не могут быть использованы, применяются индивидуальные критерии.
Важно, что именно применяемые методики позволяют разграничить отдельные виды оценок:
- кадастровую;
- инвентаризационную;
- независимую.
Так, инвентаризационные расчеты учитывают лишь технические характеристики, поэтому результат всегда ниже рыночной цены.
Независимая оценка позволяет индивидуально подойти к определению стоимости каждого объекта: состояние, расположение, выгода от продажи зачастую повышают его рыночную цену.
Кадастровая же стоимость близка к рыночной, однако не должна превышать ее.
Эксперты госоценки пользуются различными методиками, изучают данные рынка с учетом рейтинга территорий, и разрабатывают удельный показатель. На основании этого рассчитывается усредненная цена всей аналогичной недвижимости одной группы. Например, квадратный метр всех 2-комнатных квартир 3-го этажа кирпичного дома в центральном районе стоит одинаково.
Государственную оценку проводят бюджетные учреждения, называемые “ГБУ центр кадастровой оценки”. Эти центры собирают и обрабатывают полученные данные, а Росреестр формирует для них перечень всей недвижимости.
Работники ГБУ оценки обязаны соответствовать определенным требованиям:
- не иметь судимости за преступления в сфере экономики, а также за особо тяжкие, тяжкие и преступления средней тяжести;
- иметь высшее образование;
- получить профессиональную подготовку.
Собственники могут быть уверены в том, что государственный оценщик недвижимости — профессионал.
ГБУ кадастровой оценки на основе полученной информации проводит подсчет денежного выражения объектов. Каждые 3 месяца для контроля в Росреестр отправляются промежуточные отчеты.
Регистрационный орган проверяет предварительные и итоговый отчет, а затем включает все промежуточные сведения и информацию, полученную в ходе мониторинга рынка, в фонд данных кадастровой оценки.
Государственная кадастровая оценка недвижимости направлена на установление кадастровой стоимости объекта. Она учитывает его технические и рыночные характеристики. Эта оценка необходима для целей налогообложения, поэтому решение о ее проведении принимают органы власти субъектов РФ. Проводят процедуру бюджетные госучреждения — центры оценки. Результаты их работы отражает в ЕГРН Росреестр. Именно в Росреестре можно узнать кадастровую стоимость своей недвижимости, а в случае несогласия — оспорить ее.
Принятый документ вводит персональную ответственность должностных лиц за ошибки в определение кадастровой стоимости. Чиновников будут наказывать увольнением за необоснованное завышение кадастровой стоимости.
Ответственность будет зависеть от доли подтвержденных судом отказов в исправлении кадастровой стоимости — более 20% подтвержденных судом некорректных отказов в исправлении кадастровой стоимости. Сейчас за кадастровые ошибки фактически никто из независимых оценщиков ответственности не несет.
После вступления в силу закона станет проще оспорить кадастровую стоимость в досудебном порядке. Для этого достаточно будет направить соответствующий запрос через МФЦ. Более того, при выявлении одной ошибки придется автоматически исправить и аналогичные по другим однотипным объектам.
Дополнительный контроль
Закон устанавливает режим непрерывного надзора со стороны Росреестра за проведением государственной кадастровой оценки — не только на предмет соответствия требованиям действующего законодательства, но также соблюдения методических указаний о государственной кадастровой оценке.
Помимо этого, Росреестр будет ежегодно размещать информацию о выявленных нарушениях. Это позволит ответственным за определение государственным бюджетным учреждениям учитывать соответствующую информацию в рамках своей работы и снизит общее количество нарушений, считают в ведомстве.
Также расширяется перечень информации, которую Росреестр предоставляет региональным бюджетным учреждениям для определения кадастровой стоимости (с 1 января 2021 года они начнут получать сведения о ценах сделок и сведения реестра границ), а также установление переходного периода (до 1 января 2021 года), в течение которого региональные власти смогут самостоятельно определить момент начала установления кадастровой стоимости в размере рыночной.
Юрист адвокатского бюро Asterisk Дмитрий Венгерский:
— В первую очередь закон направлен на получение объективной кадастровой стоимости объектов недвижимости. С его принятием кадастровая оценка будет проводиться чаще, а следовательно, кадастровая стоимость объекта недвижимости будет сопоставима его рыночной стоимости.
В случае серьезного снижения цен на рынке недвижимости исполнительный орган пересмотрит кадастровую стоимость объекта недвижимости. Для этого исполнительный орган будет применять индекс рынка недвижимости. Он будет рассчитываться путем сопоставления кадастровой и рыночной стоимости объекта недвижимости.
Таким образом, для снижения кадастровой стоимости собственникам недвижимости не нужно нести никаких расходов — Росреестр самостоятельно определит величину индекса и, в случае существенного снижения, применит его.
Кроме того, после выявления ошибки и/или существенного снижения рыночной стоимости объекта недвижимости, исполнительный орган будет обязан произвести перерасчет кадастровой стоимости не только конкретного объекта недвижимости, а всех объектов недвижимости в рассматриваемой оценочной группе. Это позволит собственникам аналогичных объектов недвижимости получить перерасчет кадастровой стоимости без обращения в исполнительный орган и/или суд».
Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона
Настоящим Федеральным законом определяются правовые основы проведения государственной кадастровой оценки на территории Российской Федерации.
Статья 2. Законодательство Российской Федерации и иные нормативно-правовые акты, регулирующее проведение государственной кадастровой оценки
Проведение государственной кадастровой оценки осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие при проведении государственной кадастровой оценки.
Статья 3. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
Государственная кадастровая оценка – совокупность установленных статей 10 настоящего Федерального закона процедур, реализуемых в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
Под кадастровой стоимостью понимается стоимость, установленная в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, в результате проведения государственной кадастровой оценки или в соответствии со статями 15, 19, 20-20.3 настоящего Федерального закона.
Статья 4. Принципы проведения государственной кадастровой оценки
Государственная кадастровая оценка осуществляется на основе принципов единства методологии определения кадастровой стоимости, непрерывности актуализации сведений, необходимых для определения кадастровой стоимости, независимости и открытости процедур проведения государственной кадастровой оценки на каждом этапе их проведения и проверяемости результатов определения кадастровой стоимости.
Статья 5. Регулирование в сфере государственной кадастровой оценки
Государственное регулирование проведения государственной кадастровой оценки в части нормативно-правового регулирования осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации на нормативно-правовое регулирование в сфере государственной кадастровой оценки (далее — федеральный орган, осуществляющий функции по нормативно-правовому регулированию в сфере государственной кадастровой оценки).
Функциями федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию в сфере государственной кадастровой оценки, являются:
- выработка государственной политики в области государственной кадастровой оценки;
- нормативно-правовое регулирование в области государственной кадастровой оценки;
- утверждение методических указаний о государственной кадастровой оценке, изменений в методические указания о государственной кадастровой оценке;
- иные функции, предусмотренные настоящим Федеральным законом.
Методические указания о государственной кадастровой оценке не подлежат государственной регистрации.
Статья 6. Проведение государственной кадастровой оценки
Исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации наделяется полномочиями по проведению государственной кадастровой оценки законодательством субъекта Российской Федерации (далее – орган, уполномоченный на проведение государственной кадастровой оценки).
Орган, уполномоченный на проведение государственной кадастровой оценки, передает полномочия по определению кадастровой стоимости бюджетному учреждению, в отношении которого функции и полномочия учредителя осуществляет указанный орган.
Статья 7. Функции бюджетных учреждений
Функциями бюджетных учреждений являются:
- определение кадастровой стоимости при проведении государственной кадастровой оценки;
- определение кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости при включении сведений о них в государственный кадастр недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик;
- предоставление разъяснений, связанных с определением кадастровой стоимости;
- рассмотрение обращений, связанных с ошибками в определении кадастровой стоимости;
- рассмотрение обращений, связанных с расчетом платежей, исчисляемых от кадастровой стоимости;
- сбор, обработка, систематизация и накопление сведений, необходимых для определения кадастровой стоимости, в том числе данных рынка недвижимости, а также сведений, использованных при проведении государственной кадастровой оценки и формируемых в результате ее проведения.
Статья 8. Обязанности бюджетного учреждения, наделенного полномочиями в области определения кадастровой стоимости
Наше учреждение является наследником Областного БТИ Волгоградской области.
С 2017 года мы приступили к выполнению кадастровой оценки в рамках государственноо задания.
- Росреестром разъяснены вопросы, связанные с продлением «дачной амнистии». Письмо Росреестра от 19.01.2021 N 13-00021/21. «О рассмотрении обращения» 02 февраля 2021
- О проведении рабочей встречи 27.01.2021 27 января 2021
Изменения в закон о кадастровой оценке
Статья 2. Законодательство Российской Федерации и иные акты, регулирующие проведение государственной кадастровой оценки
Государственная кадастровая оценка проводится в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения, возникающие при проведении государственной кадастровой оценки.
Статья 4. Принципы проведения государственной кадастровой оценки
Государственная кадастровая оценка проводится на основе принципов единства методологии определения кадастровой стоимости, непрерывности актуализации сведений, необходимых для определения кадастровой стоимости, независимости и открытости процедур государственной кадастровой оценки на каждом этапе их осуществления, экономической обоснованности и проверяемости результатов определения кадастровой стоимости.
Статья 5. Регулирование в сфере государственной кадастровой оценки
1. Государственное регулирование проведения государственной кадастровой оценки в части нормативно-правового регулирования осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере государственной кадастровой оценки (далее — федеральный орган, осуществляющий функции по нормативно-правовому регулированию в сфере государственной кадастровой оценки).
2. Федеральный орган, осуществляющий функции по нормативно-правовому регулированию в сфере государственной кадастровой оценки, осуществляет:
1) выработку государственной политики в сфере государственной кадастровой оценки;
2) нормативно-правовое регулирование в сфере государственной кадастровой оценки;
3) разработку и утверждение методических указаний о государственной кадастровой оценке, внесение изменений в методические указания о государственной кадастровой оценке;
4) иные функции, предусмотренные настоящим Федеральным законом.
Статья 6. Порядок проведения государственной кадастровой оценки
1. Государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации (далее — уполномоченный орган субъекта Российской Федерации).
2. Уполномоченный орган субъекта Российской Федерации наделяет полномочиями, связанными с определением кадастровой стоимости, бюджетное учреждение, созданное субъектом Российской Федерации (далее — бюджетное учреждение).
3. Государственная кадастровая оценка включает в себя следующие процедуры:
1) принятие решения о проведении государственной кадастровой оценки;
2) определение кадастровой стоимости и составление отчета об итогах государственной кадастровой оценки (далее — отчет);
3) утверждение результатов определения кадастровой стоимости.
4. Для определения кадастровой стоимости осуществляется подготовка, включающая в себя в том числе сбор и обработку информации, необходимой для определения кадастровой стоимости.
Статья 25. Порядок вступления в силу настоящего Федерального закона
1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2017 года, за исключением статьи 19 настоящего Федерального закона.
2. Статья 19 настоящего Федерального закона вступает в силу с 1 января 2020 года.
Президент
Российской Федерации
В.Путин
Москва, Кремль
3 июля 2016 года
N 237-ФЗ
237 ФЗ «О государственной кадастровой оценке»
- Новости
- Мероприятия
- Интервью и выступления
- Фотогалерея
- Видеоматериалы
- Издания
Некоммерческое партнерство «САМОРЕГУЛИРУЕМАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ АССОЦИАЦИИ РОССИЙСКИХ МАГИСТРОВ ОЦЕНКИ» (НП «АРМО») — ведущая саморегулируемая организация оценщиков России.
Зарегистрирована в Государственном реестре саморегулируемых организаций оценщиков 04 июля 2007 г. за №0002- Всероссийский оценочный форум в этом году пройдет в новом формате Дек 07, 2020
- 30 ноября состоится Общее собрание членов Ноя 09, 2020
- Третья ежегодная конференция по кадастровой оценке в Севастополе Сен 08, 2020
- Ограничение работы офиса в связи с переездом Авг 31, 2020
- Экзамен
- ЭЦП
- Новости
- Кадастровая стоимость
- Налоги
Похожие записи: