Комментарии к земельному кодексу 2021

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Комментарии к земельному кодексу 2021». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

В силу новой редакции статьи 27 ЗК РФ, запрещено передавать в частную собственность и признавать объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством, в том числе, земельные участки:

  • занятые государственными природными заповедниками и национальными парками, если иное не предусмотрено ЗК РФ и Федеральным законом от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях»;
  • расположенные в пределах особо охраняемых природных территорий, не указанные в п. 4 статьи 27 ЗК РФ, если иное не предусмотрено ЗК РФ и законодательством об особо охраняемых природных территориях.

Такие земли являются ограниченными в обороте.

Земельный налог-2021: комментарий МНС

Новой редакцией статьи 95 ЗК РФ предусмотрено, что земли и земельные участки в границах населенных пунктов, включенных в состав особо охраняемых природных территорий, относятся к землям населенных пунктов. В статье указано, что:

Использование включенных в состав особо охраняемых природных территорий земель и земельных участков иных категорий ограничивается с учетом необходимости защиты природных комплексов особо охраняемых природных территорий от неблагоприятных антропогенных воздействий.

Не подлежат приватизации:

  1. Земельные участки в границах государственных заповедников.
  2. Земельные участки в границах национальных парков.

Исключение сделано для случаев, предусмотренных Федеральным законом от 14.03.1995 № 33-ФЗ.

На землях особо охраняемых природных территорий федерального значения, расположенных за пределами населенных пунктов, включенных в состав особо охраняемых природных территорий, запретили предоставление земельных участков для:

  • ведения садоводства или огородничества;
  • индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства.

Положения статьи 95 ЗК РФ применяются к населенным пунктам, сведения о границах которых внесены в Единый государственный реестр недвижимости.

Вподпункте 3) пункта 8 федерального закона № 494-ФЗ от 30 декабря 2020 года указано, что земельные участки с расположенными на них жилыми домами блокированной застройки, с объектами ИЖС или садовыми домами, не могут быть изъяты в целях комплексного развития. Но, тут же следует оговорка: за исключением участков с аварийными домами, имеющими признаки высокого износа или ненадлежащего технического состояния, а также объекты, в которых отсутствуют системы инженерно-технического обеспечения.

В соответствии со статьей 56.12 Земельного кодекса РФ, недвижимость изымается для комплексного развития территории при заключении соглашения о размерах выкупной стоимости и возмещении убытков. Если соглашение не заключается в течении месяца, то органы власти обращаются в суд для прекращения права собственности и изъятия объекта недвижимости.

В течении недели после вынесения судебного решения, на счет собственника или депозит нотариуса (если счет не известен) перечисляются денежные средства за изымаемую недвижимость. При этом, собственник может оспорить сумму, если будет с ней не согласен.

Но, как кажется мне, при назначении компенсации может в первую очередь приниматься во внимание кадастровая стоимость.

А что по этому поводу думаете вы? Приглашаю обсудить тему в комментариях.

Спасибо за внимание. Здоровья и счастья вам и вашим близким!

Также мне очень важны ваши оценки – если публикация вам понравилась, прошу поддержать ее, нажав «ДА».

С 1 января 2021 года при получении разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома застройщик обязан будет предоставить документы, подтверждающие передачу энергетикам приборов учета электроэнергии (в просторечии — счетчиков) в квартирах и МКД. Без этих бумаг чиновники уже не выдадут разрешение на ввод здания в эксплуатацию.

Земельный кодекс — возвращение «старой» нормы

Пандемия коронавируса привела и к временным изменениям законодательства. Классический пример — часть 6 статьи 19 закона № 98-ФЗ. Эта норма разрешила арендаторам государственной и муниципальной земли (при условиях, указанных в законе № 98-ФЗ) потребовать увеличения срока аренды, если граждане (или компании) заключили договор до введения в субъекте РФ режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации. Эта же статья временно прекратила действие пункта 8 статьи 39.8 ЗК РФ о сроках аренды государственных и муниципальных участков. Однако с 01.03.2021 г. «чрезвычайная» норма отменяется, и положение о сроках аренды снова вступает в силу. Хотя если к марту будущего года ситуация с коронавирусом не изменится, то государство продлит действие этой статьи.

В 2021 году вступят в силу поправки в ЖК РФ. Так, с июля 2021 г. можно будет проводить общее собрание собственников в МКД с помощью ГИС ЖКХ. По крайне мере до 01.07.2021 г. ответственные службы обязаны обеспечить такую возможность (ст. 4 закона № 156-ФЗ). Кроме того, законодатель наконец-то уточнил категории граждан, которым власти откажутся выплатить субсидии и компенсации на оплату услуг ЖКХ. Сейчас статьи 159 и 160 отказывает в предоставлении выплат субъектам, имеющим задолженность. Однако это расплывчатое и некорректное определение. Поэтому с 01.01.2021 года вступит в силу уточненная редакция статьи, определяющая, что субсидии и компенсации не получат граждане, в отношении которых вступило в силу судебное решение о взыскании задолженности по оплате услуг ЖКХ, возникшей в течение последних трех лет.

С 1 января будущего года статья 9 закона № 237-ФЗ начнет действовать в новой редакции. Росреестр будет наблюдать (без осуществления плановых проверок) за соблюдением закона о кадастровой оценке, а не предупреждать, выявлять или пресекать нарушения правил государственной кадастровой оценки, как это записано сейчас в законе. Кроме того, с 01.01.2021 года вступит в силу и новая редакция статьи 14, зафиксировавшая факторы, влияющие на расчет кадастровой стоимости. Таковыми считаются местоположение и год постройки здания, материал стен, серия МКД, состояние здания (ветхое, аварийное), расположение недвижимости в зоне с особыми условиями использования территории и т.д. Эта же статья описывает алгоритм действий бюджетного учреждения при определении стоимости и подготовки отчета об оценке.

Ну и наконец, законодатель упростил рассмотрение заявлений об исправлении ошибок, сделанных при определении кадастровой стоимости (ст. 21 закона № 237-ФЗ). Новая норма вводит пятилетний срок на подачу обращений, дает возможность направить заявление об исправлении ошибки всем юридическим и физическим лицам, а не только тем, чьи интересы нарушены неточностью, сокращает с 60 до 45 дней срок исправления ошибки по заявлению и т.д.

Постановление правительства — это не законодательный акт, но сказать о нем следует, так как этот документ регулирует правоотношения в сфере противопожарной безопасности объектов недвижимости и затрагивает интересы собственников, нанимателей и арендодателей. С 1 января вступают в силу новые правила противопожарной безопасности, утвержденные постановлением правительства № 1479. Эти правила запретили хранить мебель и имущество не только на чердаках и технических этажах, но и в цоколях и подпольях. Запрет остеклять лоджии и балконы, ведущие к лестничным клеткам, дополнился запретом устанавливать на таких балконах жалюзи. Кроме того, Правила запретили пользоваться не только неисправными газовыми приборами, но и всеми подобными устройствами, не прошедшими техобслуживания, а также парковать машины на колодцах пожарных гидрантов и в местах вывода на фасад здания патрубков для подключения пожарной техники.

По состоянию на ноябрь 2020 года в Думе находятся несколько проектов, которые примут в конце этого или течение следующего года. Например, Госдума работает над проектом № 962484-7. Этот нормативный акт внесет очередные изменения в закон о государственной регистрации недвижимости. Государство снимет ограничения на размер машино-мест, запретит создание сайтов-посредников для получения сведений из ЕГРН и т.д.

ЗК РФ регулирует правоотношения, складывающиеся в сфере использования, гражданского оборота и охраны земель в России. Эти отношения называются земельными. Земля понимается как основа жизни народонаселения России и его деятельности.

Отношения по владению землей, ее пользованию и распоряжению ею, по совершению сделок с землей не входят в предмет земельных отношений. Они составляют предмет гражданско-правовых отношений, поскольку земля считается одним из объектов гражданского оборота. Изъятия из этого правила и дополнения к нему предусмотрены нормами земельного, лесного, водного законодательства и других федеральных законов.

ЗК РФ устанавливает следующие обязательные принципы:

  • Земля понимается как природный объект, важнейшая составная часть природы, средство производства и одновременно как объект собственности и объект гражданских прав;
  • Осуществление прав относительно земли допускается свободно, но насколько это соответствует правилам защиты земель, требованиям экологического законодательства и не причиняет ущерб и вред окружающей среде;
  • Приоритет охраны права на жизнь и права на здоровье человека над интересами защиты и охраны земли;
  • Связанные неразрывно и прочно с землей объекты следуют судьбе земельного участка, на котором они расположены;
  • Возможность изменения целевого назначения земель с целью их сохранения;
  • Платность использования земли;
  • Деление земель на категории согласно целевому назначению и установление режима разрешенного использования;
  • Разграничение государственной собственности на собственность государства, субъектов федерации и муниципальных образования;
  • Учет природных, экономико-социальных и других важных факторов при установлении правового режима земель;
  • Сочетание общественных интересов народа и личных интересов граждан при организации охраны земель;
  • Обеспечение каждого гражданина гарантией на свободное обращение и пользование земельного участка, принадлежащим ему;
  • Разграничение действия правовых норм земельного закона и гражданского права в области такого предмета регулирования, как использования земель;
  • Государственное регулирование приватизации земли.

В число участников земельных отношений, соответственно, тех, к кому применяются нормы Земельного кодекса, входят:

  • Граждане России,
  • Юридические лица, зарегистрированные или работающие в России,
  • Муниципальные образования,
  • Субъекты федерации,
  • Государство.

Иностранные граждане и иностранные организации земельным законодательством ограничиваются в некоторых правах в отношении земельных участков.

Если у вас остались вопросы по законодательству РФ и вы хотите быть уверены в актуальности представленной информации, вы можете проконсультироваться у юристов нашего сайта.

Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.

Изъятие домов и участков по новому закону – что обязательно нужно знать

Ошибка 1. Наличие секретаря у общего собрания не является обязательным. При этом непосредственно на самом собрании члены товарищества могут избрать любого председательствующего из числа лиц, которые присутствуют на нем. Основание: п. 20 ч. 1 ст. 17 ФЗ РФ № 217.

Ошибка 2. Правление товарищества согласно ФЗ РФ № 217 наделено новыми полномочиями. Теперь правление определяет конкретные случаи, при которых решение собрания может быть принято заочно либо очно-заочно (применительно к ч. 21 ст. 17).

Ошибка 3. Во избежание нецелевых и неподконтрольных трат отныне взносы следует вносить только на расчетный счет товарищества. ФЗ № 217 не учреждает иной способ сбора взносов, равно как и возможность его установления посредством устава товарищества.

ФЗ 136, устанавливающий правила использования земельных участков, был принят депутатами федерального парламента в 2001 г. В него неоднократно вносились поправки, которые были нацелены на то, чтобы привести официальный текст документа в полное соответствие с существующими законодательными нормами. Кроме того, депутаты принимали изменения, необходимые для сохранения актуальности представленных в проекте сведений.

Действующая редакция законопроекта состоит из 18 глав и 103 статей. Они определяют ключевые моменты землепользования:

  • основные положения и определения касаются принципов формирования законодательных норм в отношении владения землей, установлены полномочия региональных властей, описаны принципы формирования, деления и объединения земельных участков;
  • сформированы принципы охраны земель, а также использования наделов, которые подверглись загрязнению опасными веществами;
  • определено право собственности, перечислены ситуации, в которых гражданин получает право владения участком, установлена собственность субъектов и муниципалитетов;
  • сформированы правила ограниченного использования чужой земли, стандарты аренды и права безвозмездного пользования;
  • перечислены ситуации, в которых возникает право на участок, определен перечень правоустанавливающих документов и расписаны особенности оформления договора купли-продажи;
  • установлены правила, которых обязаны придерживаться владельцы или арендаторы земельных наделов в отношении использования участков;
  • сформирован список ситуаций, в которых гражданина могут лишить права собственности, аренды, бессрочного пользования. Описаны положения, позволяющие конфисковать землю или ограничить права на нее;
  • определен перечень убытков, которые обязан возместить собственник/арендатор при ухудшении состояния надела;
  • регламентировано рассмотрение спорных вопросов, касающихся установления права собственности;
  • установлена плата за землю и проведение оценочных действий;
  • сформированы положения мониторинга землеустройства и резервирования участков для государственных либо муниципальных нужд;
  • перечислены полномочия в сфере землепользования, определен государственный, муниципальный и общественный контроль;
  • законом установлена ответственность за нарушения в сфере использования и охраны земель;
  • определены стандарты пользования земель сельскохозяйственного назначения;
  • регламентированы участки, находящиеся в границах населенных пунктов, сформированы принципы их деления и расположения границ;
  • классифицированы земли особого назначения. В них входят участки, относящиеся к промышленным предприятиям, сфере энергетики, транспорта, обороны и проч.;
  • установлены стандарты использования наделов особо охраняемых территорий и объектов;
  • определены правила охраны и использования земель лесного и водного фондов, запаса.

В законопроекте описаны основные правила землепользования. При этом установлена правовая база, позволяющая соблюдать предписанные нормы. Основополагающие принципы базируются на следующих определениях:

  • земля составляет основу жизнедеятельности жителей РФ;
  • все законодательные нормы направлены на охрану земли. Защита территорий является приоритетом государственной политики;
  • сделан уклон на сохранении жизни и здоровья жителей страны;
  • владельцы земельных участков вправе принимать решения, которые непосредственно касаются территорий, находящихся в собственности;
  • земельные наделы неразрывно связаны с объектами, располагающимися на их территории;
  • ценные объекты должны сохраняться в первую очередь;
  • за пользование землей взимается установленная плата (кроме случаев, которые предусмотрены в законодательстве);
  • участки разделены согласно своему значению;
  • территории могут находиться в государственном, региональном, муниципальном владении;
  • земельное законодательство не связано с гражданским;
  • должны соблюдаться интересы как самих жителей, так и общества.

Земля может рассматриваться как природный объект или как отдельные земельные участки. При этом участвовать в формировании земельных отношений могут жители, предприниматели, регионы и муниципалитеты.

Обзор изменений. Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 N 136-ФЗ

Предлагаемая вниманию читателя книга представляет собой новое, существенно переработанное и дополненное, издание профессионального постатейного комментария к Земельному кодексу РФ, подготовленного коллективом опытных юристов — ученых и практиков. Среди наших авторов — ведущие ученые Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ, Российской правовой академии Министерства юстиции РФ, сотрудники Правового управления Аппарата Государственной Думы, другие известные юристы.

За время, прошедшее после введения в действие Земельного кодекса РФ (далее — Кодекс), земельное законодательство России было радикально обновлено. Внесены существенные изменения в текст самого Кодекса, принято множество новых федеральных законов, постановлений Правительства РФ, ведомственных нормативных правовых актов, содержащих нормы земельного права. Развивалось законодательство субъектов Российской Федерации, регулирующее земельные отношения. Существенно обогатилась судебная и арбитражная практика применения земельного законодательства.

Настоящее издание подготовлено с учетом указанных изменений земельного и смежных отраслей законодательства, а также новых материалов правоприменительной практики.

Напомним, что Кодекс был принят Государственной Думой 28.09.2001г., одобрен Советом Федерации 10.10.2001г. и подписан Президентом Российской Федерации 25.10.2001г. Кодекс введен в действие с даты официального опубликования — 29.10.2001г.[1]. Важные правовые нормы, обеспечивающие практическое применение нового Кодекса, установлены в ФЗ от 25.10.2001г. N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (далее — Вводный закон), текст которого приводится в настоящем издании.

Кодекс состоит из восемнадцати глав, содержащих сто семь статей, детально регулирующих отношения по использованию и охране земель в Российской Федерации как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

В целом Кодекс как продукт законотворческой деятельности заслуживает положительной оценки. Он выгодно отличается от Земельного кодекса РСФСР 1991 года более высоким уровнем законодательной техники, большей степенью детализации правового регулирования. Нормы Кодекса чаще всего являются нормами прямого действия, не нуждающимися в конкретизации при помощи других правовых актов. В механизме правового регулирования, использованном в Кодексе, найдено довольно удачное сочетание императивного и диспозитивного методов. Это позволило законодателю достаточно успешно применить в разнообразных комбинациях более частные методы регулирования — стимулирование, дозволение, обязывание, запрет и принуждение.

Заслугой разработчиков законопроекта является также удачная попытка объединить в Кодексе не утратившие актуальности правила, ранее установленные в Земельном кодексе РСФСР 1991 года, и содержащиеся в ряде нормативных, в том числе подзаконных, актов, регулирующих земельные отношения. Думается, именно поэтому Кодекс содержит относительно небольшое количество отсылочных норм, что должно облегчить его практическое использование.

В то же время детальный анализ норм Кодекса позволяет отметить и недостатки этого правового акта, многие из которых являются существенными. Так, в комментариях к статьям авторы обращают внимание читателя на коллизии правовых норм, содержащихся в Кодексе и Гражданском кодексе Российской Федерации. Основной причиной такого «столкновения» норм земельного и гражданского законодательства, на наш взгляд, является то, что Кодекс нередко выходит за пределы регулирования отношений по использованию и охране земель (земельных отношений) и неоправданно вторгается в сферу гражданско-правового регулирования. Нарушая границы собственно земельно-правового регулирования, нормы Кодекса порой затрагивают и отношения, первично регламентируемые не только гражданским, но и некоторыми другими отраслями права, например, административным, трудовым (см. ст.74, 75 Кодекса).

В комментариях к статьям авторы стремились раскрыть юридическое и практическое значение каждой нормы Кодекса, предложить рекомендации по применению комментируемых правил на практике, разъяснить, в чем заключается новизна той или иной нормы, как следует понимать значение употребляемых в ней понятий. В работе обобщены большое количество нормативных правовых актов Российской Федерации, зарубежное законодательство и опыт его применения, правоприменительная практика органов, осуществляющих управление земельными ресурсами, а также судов.

Кодекс в ряде статей содержит положения, не являющиеся бесспорными. Поэтому по вопросам, которые в настоящее время не могли быть однозначно разрешены путем толкования норм, а также по вопросам, не нашедшим единообразного разрешения в судебной практике, авторы высказывают собственную точку зрения.

Перед Россией стоит сложная задача завершения реформирования земельных отношений и создания российской национальной системы землепользования, которая позволила бы соединить свободу владения землей, ее эффективное использование и социальную справедливость при распределении земли. Правовое обеспечение решения данной задачи предполагает совершенствование и развитие земельного законодательства, а также правоприменительной практики.

1. В российской правовой системе земельное законодательство выделено в отдельную отрасль. Поэтому вполне логично, что в комментируемой статье, имеющей основополагающее значение для остальных норм Кодекса, сформулированы принципы данной отрасли.

Нормативное определение основных принципов земельного законодательства, предложенное в п.1 ст.1 Кодекса, следует рассматривать в качестве новеллы по сравнению с ЗК 1991г.: последний подобных норм не содержал.

Статья основывается на конституционной норме, установившей, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (п.1 ст.9 Конституции РФ).

Значение норм-принципов, содержащихся в комментируемой статье, прежде всего состоит в том, что они определяют цели, на которые должна быть ориентирована вся нормотворческая деятельность в области земельного законодательства, находящая выражение в нормах как Кодекса, так и других федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации. Этим же принципам должно подчиняться также подзаконное нормотворчество в сфере земельных отношений, осуществляемое Президентом России, Правительством РФ, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в рамках их компетенции.

Кроме того, указанные нормы-принципы могут в определенных случаях служить критерием, позволяющим разрешать возможные правовые коллизии при применении отдельных актов и норм земельного законодательства.

Значение земли как основы жизни и деятельности человека предопределяет двойственный характер этого объекта материального мира. С одной стороны, земля — природный объект, важнейшая составная часть природы, используемая в качестве средства производства, а с другой — один из объектов гражданских прав, имущество (см. ст.128 ГК РФ), которое, за определенными изъятиями, участвует в гражданском обороте в качестве объекта права собственности (ст.261 ГК РФ) или других прав. С учетом этого и должно осуществляться правовое регулирование отношений по использованию и охране земли.

Учитывая двойственное значение земли, законодатель определил необходимые приоритеты, поскольку без этого в нормотворческой и правоприменительной деятельности неизбежны юридические коллизии. Так, охрана земли имеет приоритетное значение перед ее использованием в качестве объекта недвижимости. Это означает, что собственники земельных участков владеют, пользуются и распоряжаются ими свободно, на основе норм гражданского законодательства, но лишь до пределов, определенных земельным и природоохранным законодательством, за которыми действия (бездействие) собственника могут нанести ущерб окружающей природной среде.

Приоритетное значение имеет также охрана жизни и здоровья человека. Поэтому деятельность в сфере как использования, так и охраны земель должна обеспечивать сохранение жизни человека или предотвращение вредного воздействия на его здоровье, даже если это потребует больших затрат.

В качестве еще одного приоритета назван приоритет сохранения особо ценных земель (ст.100 Кодекса) и земель особо охраняемых территорий (ст.95 Кодекса). Изменение целевого назначения земель, указанных в подп.6 п.1 ст.1 Кодекса, запрещено или ограничено по правилам, установленным в данном подпункте. Правовую основу мер, обеспечивающих действие рассматриваемого принципа, составляют более конкретные нормы Кодекса и других федеральных законов.

Принцип участия граждан, общественных организаций (объединений) и религиозных организаций в решении вопросов, касающихся их прав на землю, обеспечивается действием конституционных норм, положений подп.4 п.1 ст.1, п.2 ст.23, п.3, 4 ст.31 и других норм Кодекса. Например, согласно п.2 ст.23 установление публичного сервитута осуществляется с учетом результатов общественных слушаний. Пункт 3 ст.31 обязывает органы местного самоуправления информировать население о возможном или предстоящем предоставлении земель для строительства тех или иных объектов. Согласно п.4 ст.31 Кодекса орган местного самоуправления должен информировать собственников, землевладельцев, землепользователей и арендаторов в связи с возможным изъятием их земельных участков. Действие рассматриваемого принципа обеспечивается также нормами гражданского законодательства Российской Федерации, законодательства о местном самоуправлении и других нормативных правовых актов.

Принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов обеспечивается нормами как земельного, так и гражданского законодательства Российской Федерации. С одной стороны, по общему правилу подп.5 п.1 ст.1 Кодекса, все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков; это правило развито и в других статьях Кодекса. С другой — при переходе права собственности на здание или сооружение, принадлежавшее собственнику земельного участка, на котором оно находится, к приобретателю здания (сооружения) переходят права на земельный участок, определяемые соглашением сторон (ст.273 ГК РФ).

1. Прежде в ЗК 1991г. земельное законодательство тоже структурировалось как самостоятельная отрасль, но в современных ему исторических и государственно-правовых условиях система отрасли определялась иначе. Комментируемая статья основывается на норме подп.»в» п.1 ст.72 Конституции РФ, согласно которой вопросы владения, пользования, распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами относятся к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов.

Термин «законодательство» использован в п.1 комментируемой статьи в узком смысле — под «законодательством» здесь понимаются только Кодекс (как вид федерального закона), федеральные законы и законы субъектов Российской Федерации. Буквальное толкование нормы первого абзаца п.1 позволяет утверждать, что собственно понятие «земельное законодательство» не охватывает правовые акты Президента РФ и органов, нормотворческие полномочия которых названы в п.2-4 комментируемой статьи. Содержащиеся в таких актах нормы земельного права входят в систему отрасли права, а не отрасли законодательства.

Статья определяет иерархию правовых актов в системе земельного законодательства. Наибольшей юридической силой в этой системе обладают Кодекс и федеральные законы, регулирующие земельные отношения. К числу таких федеральных законов относятся, в частности, ФЗ от 02.01.2000г. «О государственном земельном кадастре»[3]; ФЗ от 18.06.2001г. «О землеустройстве»[4]; ФЗ от 17.07.2001г. «О разграничении государственной собственности на землю»[5]; ФЗ от 14.03.1995г. «Об особо охраняемых природных территориях»[6] и др. Оборот земель сельскохозяйственного назначения регулируется специальным федеральным законом — ФЗ от 24.07.2002г. «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»[7].

Уместно напомнить, что до введения в действие Кодекса, в период отсутствия полноценного федерального правового регулирования земельных отношений весьма бурно развивалось нормотворчество многих субъектов Российской Федерации в этой сфере (Татарстан, Воронежская, Саратовская области и др.). Кодекс определил место законов субъектов Российской Федерации в иерархии актов земельного законодательства — такие законы должны быть приняты в соответствии с Кодексом и федеральными законами (п.1 ст.2 Кодекса). Таким образом официально констатирован очевидный факт — в системе земельного законодательства федеральные законы обладают большей юридической силой по сравнению с законами субъектов Российской Федерации.

Логическим продолжением норм первого абзаца п.1 ст.2 является правило, которое сформулировано во втором абзаце п.1 комментируемой статьи: нормы земельного права, содержащиеся в Кодексе, обладают большей юридической силой по отношению к соответствующим нормам, установленным в других (т.е. не входящих в систему земельного законодательства) федеральных законах и законах субъектов Российской Федерации.

Третий абзац п.1 комментируемой статьи, не относя указы Президента РФ к актам земельного законодательства, в то же время допускает регулирование земельных отношений при помощи таких правовых актов. При этом указы Президента РФ обладают меньшей, по сравнению с Кодексом и федеральными законами, юридической силой. Под федеральными законами в данной норме следует понимать не только входящие в систему земельного законодательства, но и те, которые не имеют основным предметом регулирования земельные отношения, однако содержат отдельные нормы земельного права.

1. В соответствии с ч.1 ст.9 Конституции РФ земля используется и охраняется в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

В подп.1 п.1 ст.6 Кодекса земля рассматривается как природный объект — составная часть природы — и одновременно как природный ресурс с точки зрения ее охраны и использования (извлечения полезных свойств) в целях удовлетворения различных потребностей человека (см. ст.1 Кодекса и комментарий к ней).

В подп.2 п.1 земельный участок рассматривается как недвижимое имущество, являющееся объектом гражданских прав (см. ст.128-130, 260 ГК РФ). Соответственно объектом гражданского оборота может быть и часть земельного участка (подп.3 п.1).

2. В первом абзаце п.2 комментируемой статьи дублируется определение земельного участка, содержащееся в ст.1 ФЗ от 2.01.2000г. «О государственном земельном кадастре». Границы земельного участка описываются и удостоверяются в соответствии с законодательством по ведению государственного земельного кадастра и использованию его сведений.

Делимым признается земельный участок, если каждая из образующихся в результате его раздела частей может использоваться без перевода в состав земель иной категории (см. ст.7-8 Кодекса), т.е. без изменения назначения. Следовательно, как мы полагаем, земельный участок является неделимым в том случае, если раздел данного участка повлечет изменение его целевого использования.

1. В императивной норме п.1 ст.7 Кодекса исчерпывающим образом перечислены семь категорий земель, на которые подразделяются земли в Российской Федерации. Положения комментируемой статьи о составе земель имеют основополагающее значение для всех других актов земельного законодательства при регулировании соответствующих отношений.

Понятие, состав и основные правила использования земель каждой из указанных в п.1 ст.7 категорий установлены в специальных нормах Кодекса, которые сгруппированы в пяти последних его главах.

Землям сельскохозяйственного назначения посвящены положения гл.XIV, землям поселений — гл.XV, землям промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, землям для обеспечения космической деятельности, землям обороны, безопасности и землям иного специального назначения — гл.XVI, землям особо охраняемых территорий и объектов — гл.XVII, землям лесного фонда, землям водного фонда и землям запаса — гл.XVIII Кодекса (см. статьи указанных глав и комментарии к ним).

Иные, помимо названных в п.1 ст.7 Кодекса, категории земель в Российской Федерации, земельным законодательством не могут быть предусмотрены, за исключением случая внесения соответствующих изменений в комментируемую статью. Из этого, в частности, следует, что каждый конкретный земельный участок (часть поверхности земли, в том числе почвенный слой, границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке) может быть отнесен только к одной, определенной категории земель.

Отнесение земель к той или иной категории, перевод их из одной категории в другую осуществляется по правилам ст.8 Кодекса (см. указанную статью и комментарий к ней).

2. Пункт 2 комментируемой статьи воспроизводит один из основных принципов земельного законодательства, установленный в подп.8 п.1 ст.1 Кодекса (см. также комментарий к указанной статье). Императивная норма первого предложения данного пункта вводит юридический запрет на нецелевое использование земель.

Принадлежность земель к определенным категориям, их разрешенное использование в соответствии с зонированием территорий обусловливают правовой режим соответствующих земельных участков. При этом целесообразно иметь в виду, что особый правовой режим использования земель категорий, указанных в п.1 ст.7 Кодекса, может быть установлен специальным законодательством в соответствии с п.3 комментируемой статьи (см. указанный пункт и комментарий к нему).

По определению ст.1 ФЗ от 02.01.2000г. «О государственном земельном кадастре»[45] территориальная зона — это часть территории, которая характеризуется особым правовым режимом использования земельных участков и границы которой определены при зонировании земель в соответствии с земельным законодательством, градостроительным законодательством, лесным законодательством, водным законодательством, законодательством о налогах и сборах, законодательством об охране окружающей природной среды и иным законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Федерации.

Зонирование территории для тех или иных целей регулируется федеральными законами. Например, новый ГрК РФ устанавливает правила градостроительного зонирования, т.е. зонирования территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов. В целях ГрК РФ под территориальными зонами понимаются зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты (см. ст.1 ГрК РФ).

Регламентируя градостроительное зонирование, ГрК РФ устанавливает требования к правилам землепользования и застройки (ст.30), порядку подготовки проекта указанных правил (ст.31), их утверждения (ст.32) и изменения (ст.33), определяет порядок установления территориальных зон (ст.34), виды и состав таких зон (ст.35), вводит правила о градостроительных регламентах (ст.36), видах разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства (ст.37) и регулирует другие отношения.

Зонирование территории для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений подчиняется правилам ст.12 ФЗ от 15.04.1998г. «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан»[46]. При зонировании территории определяются зоны, которые наиболее благоприятны для развития садоводства, огородничества и дачного хозяйства исходя из природно-экономических условий, а также исходя из затрат на развитие межселенной социальной и инженерно-транспортной инфраструктур и в которых обеспечивается установление минимальных ограничений на использование земельных участков.

В схемах зонирования территорий для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений должны содержаться сведения о местах нахождения, площадях и целевом назначении земельных участков (ведение садоводства, огородничества, дачного хозяйства), разрешенном использовании земельных участков (перечень ограничений, обременений и сервитутов), а также сведения о правах, на которых земельные участки в конкретной зоне допускается предоставлять гражданам. Указанная схема служит основой для определения объемов строительства подъездных автомобильных дорог, объектов электроснабжения, связи, а также для развития общественного транспорта, торговли, медицинского и бытового обслуживания населения.

Заказчиками схем зонирования территорий для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений выступают органы местного самоуправления. Порядок финансирования разработки указанных схем определяется органами местного самоуправления.

Земельный кодекс (ЗК РФ) 2021, 2020

1. Правовое регулирование земельных отношений в нашем федеративном государстве имеет три уровня. В ЗК 1991г. (ст.1, 2) были установлены задачи земельного законодательства РСФСР как одной из союзных республик бывшего Союза ССР. Соответственно различалось земельное законодательство Союза ССР, РСФСР и республик, входящих в состав РСФСР. Такое построение законодательства исторически объяснимо, однако после распада СССР ситуация изменилась.

В ст.9 Кодекса определена компетенция Российской Федерации в данной сфере. Ввиду федеративного устройства страны в ст.71-73 Конституции РФ закреплена соответствующая компетенция Федерации и ее субъектов. В их совместном ведении находится земельное законодательство как одна из отраслей российского законодательства.

Концепция нового Кодекса исходит из конституционных положений о роли земли как основы жизни и деятельности народов, о разных формах собственности на землю — частной, государственной, муниципальной (ст.15-19 Кодекса).

Для всех федеративных государств распределение компетенции между центром и регионами является важной задачей. Для сравнения отметим, что в Конституции ФРГ к сфере конкурирующей компетенции федерации и земель отнесены передача земли и природных ресурсов в общественную собственность или иные формы общественного хозяйства, сделки по поводу земельных участков, земельное право — без права участия в освоении земли (п.15, 17 ст.74).

Конституция Австрии к ведению федерации относит установление общих принципов законодательства, а к ведению земель — издание конкретизирующих законов и исполнительная деятельность в сфере земельной реформы. Вопросы решаются в специальных сенатах, создаваемых при компетентном федеральном министерстве (п.1 «з», п.2 ст.12).

В ст.9 Кодекса конкретно определены характер и объем полномочий Российской Федерации. Перечень полномочий — смешанный, поскольку допускается отнесение к полномочиям Федерации иных полномочий в соответствии с Кодексом и другими федеральными законами. Нормы, закрепляющие полномочия, являются преимущественно императивными. Речь идет о полномочиях Российской Федерации как государства, которое организует их осуществление на разных уровнях[56]. Применение указанных норм связано прежде всего с решениями и властными действиями уполномоченных органов и должностных лиц.

Полномочия Российской Федерации можно условно разделить на две группы. Одна из них касается государственной собственности на землю и ее разграничения, другая — регулирования и управления земельными отношениями в широком смысле, применительно ко всем формам собственности на землю.

Установлению первой группы полномочий посвящен ФЗ от 17.07.2001г. «О разграничении государственной собственности на землю»[57]. В нем определены порядок возникновения права собственности на земельные участки у Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований и основания внесения земельных участков в соответствующие перечни.

Нормы земельного законодательства находятся в тесной связи с нормами смежных отраслей. Это обстоятельство необходимо тщательно учитывать в процессе правоприменения. Особое значение имеет гл.17 ГК РФ о праве собственности и других правах на землю. О разграничении сфер регулирования гражданского и земельного законодательства см. ст.3 Кодекса и комментарий к ней.

Правовые нормы, посвященные разграничению полномочий между Федерацией и ее субъектами, установлены не только в законах, но и в подзаконных нормативных правовых актах. Среди последних можно назвать, например, Правила подготовки и согласования перечней земельных участков, на которые у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает право собственности[58]; Правила подготовки, согласования и утверждения соглашений между федеральными органами исполнительной власти и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации о передаче ими друг другу осуществления части своих полномочий, а также о внесении изменений в такие соглашения[59]; Правила распоряжения земельными участками, находящимися в государственной собственности, до разграничения государственной собственности на землю[60].

1) Подпункт 1 п.1 комментируемой статьи относит к ведению Федерации установление лишь основ федеральной политики в области земельных отношений. Иными словами, речь идет об определении стратегических целей и главных направлений деятельности. Это предполагает регулирование и на региональном уровне — в пределах обозначенных Федерацией позиций. От имени Федерации указанное полномочие осуществляет Президент РФ (в виде указов) и Правительство РФ (в виде постановлений, концепций и программ). Отдельные направления федеральной политики разрабатывается соответствующими федеральными органами исполнительной власти.

1. Как уже отмечалось, в соответствии со ст.72 Конституции РФ земельное законодательство отнесено к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов. Это означает, что регулирование земельных отношений должно осуществляться на согласованной основе с помощью законов и иных правовых актов Федерации и ее субъектов. В иностранных федеративных государствах компетенция субъектов — штатов, земель, провинций, кантонов — в сфере земельных отношений весьма широка. Она включает функции в сфере правового регулирования, управления земельными участками, распоряжения ими, а также контроля за использованием земель. Федерация либо сохраняет за собой решение межтерриториальных земельных вопросов, либо вообще оставляет земельные отношения за пределами федерального конституционного регулирования.

В п.1 комментируемой статьи конкретно определены два важнейших полномочия субъектов Российской Федерации. Допускается отнесение к их ведению также иных полномочий. Объем и характер последних определяется по «остаточному принципу» — если они не отнесены к полномочиям Российской Федерации или органов местного самоуправления. Такая юридическая формула позволяет субъектам Федерации самостоятельно регулировать земельные отношения, учитывая специфику региональных и местных условий. А они весьма разнообразны.

С учетом сказанного можно объяснить использование ряда регуляторов. Наиболее важные вопросы отражены в конституциях и уставах субъектов Федерации. Речь идет, во-первых, о землях, закрепленных в государственной собственности субъекта Федерации. Во-вторых — об использовании земель, о владении, пользовании и распоряжении землей в соответствии с федеральным законодательством, конституцией или уставом субъекта Федерации, его законами и иными правовыми актами. В-третьих, запрещается пользование и распоряжение земельными ресурсами в ущерб интересам народа и будущих поколений жителей региона. В-четвертых, обеспечивается рациональное использование земли как элемента окружающей природной среды в сочетании с лесным, водным и иным законодательством.

Стремясь определить «свой пласт» законодательного регулирования земельных отношений, почти половина субъектов Российской Федерации приняли в последние годы свои земельные законы. В ряде республик и областей действуют земельные кодексы, многие положения которых вполне оправданны ввиду потребности в детальном регулировании и максимальном учете местной специфики. И все же потребуется более четко увязать положения регионального законодательства с императивными требованиями Кодекса. Кроме того, такая форма закона, как кодекс, вряд ли соответствует уровню регионального регулирования. В некоторых субъектах Федерации действуют законы о регулировании земельных отношений и иные законы.

Выделенное в п.1 ст.10 Кодекса полномочие по изъятию земель для нужд субъекта Федерации обычно закрепляется и в названных региональных законах. В них предусмотрены основания изъятия земель, субъекты, имеющие право постановки данного вопроса, и субъекты, уполномоченные его решать, порядок сбора информации, документов и их анализа, принятые решения, а также способы изъятия. В последнем случае имеется в виду либо безвозмездный способ (в качестве превентивной или обеспечительной меры) либо возмездный, — в порядке выкупа за счет средств бюджета субъекта Федерации. Это диктуется его публичными интересами. Решение принимается либо губернатором, правительством субъекта Федерации, либо судом.

Другое полномочие субъектов Российской Федерации связано с региональными программами использования и охраны земель. Экономические структуры типа министерств, департаментов по экономике и специальные земельные структуры — комитеты по земельным ресурсам и землеустройству и др. — готовят проекты программ. Программы утверждаются постановлением законодательного органа либо высшего должностного лица (правительства) субъекта Федерации. Практикуется включение в общие социально-экономические программы регионов земельных подпрограмм.

Иные полномочия субъектов Федерации в данной сфере предусматриваются либо в федеральных правовых актах, либо в их собственных законах. В них подробно регулируется компетенция региональных и местных органов, способы планирования развития территории и территориального зонирования, режимы использования земель разных категорий, способы рассмотрения земельных споров и защиты прав участников земельных отношений.

Ряд положений, содержащихся в нормативных правовых актах подобного рода, требует корректировки в целях приведения их в соответствие с Кодексом.

Полномочия субъектов Российской Федерации в области земельных отношений находят выражение, в частности, в компетенции региональных специальных органов, которые осуществляют управление данными отношениями.

2. Норма, установленная в п.2 ст.10 Кодекса, посвящена использованию государственной собственности на землю на уровне субъектов Федерации. Как уже отмечалось, объем и структура соответствующей земельной собственности определяются в порядке, установленном ФЗ от 17.07.2001г. «О разграничении государственной собственности на землю»[71]. Субъекты Российской Федерации регулируют режим ее использования в соответствии с нормами своих конституций и уставов, земельных законов и законов о государственной (соответствующих субъектов Федерации) собственности.

«Есть ли у вас план?» – спрашивал сам себя герой известного мультфильма «80 дней вокруг света». У Минэкономразвития России и (как сказано в оригинале документа) «заинтересованных федеральных органов исполнительной власти» план появился. Согласно ему, до января 2021 года в Земельный Кодекс РФ должны быть внесены необходимые поправки.

Документ состоит из двадцати шести пунктов. Контрольные сроки выполнения отдельных частей плана – март 2021 и январь 2021 года. Одна из основных задач «зелёной карты» – создание механизмов, позволяющих наиболее эффективно определять правовой режим земель. Цель этих механизмов – прозрачность в сфере землепользования и бережное отношение к земельным ресурсам страны.

Новые законы о земельных участках в 2020 году

Сравнить редакции кодекса

Вы можете сравнить редакции данного кодекса, выбрав даты вступления редакций в силу и нажать на кнопку «Сравнить». Все последние изменения и дополнения откроются перед Вами как на ладони.

Земельный кодекс Российской Федерации (ЗК РФ) – один из нормативных актов, регулирующих в соответствии с Конституцией РФ земельное законодательство. Земельный кодекс устанавливает право собственности на землю: предоставления и изъятия земельных участков и регулирует разрешение земельных споров. Основной задачей земельного кодекса является обеспечение рационального использования земельных ресурсов и их охраны.

Земельный кодекс состоит из восемнадцати глав, включающих 103 статьи, которые регулируют земельные отношения в соответствии с категорией земельных участков и их назначения. Действующий Земельный кодекс Российской Федерации был принят Государственной Думой в сентябре 2021 года. Рыночные отношения в экономике и политическое развитие демократического государства оказали большое влияние на формирование основных принципов земельного законодательства, которое в свою очередь неизбежно влияет на другие сферы жизни государства: налоговое законодательство, налогообложение, охрану земельных ресурсов и социальную эффективность.

С основными статьями и положениями земельного Кодекса РФ необходимо ознакомиться всем землепользователям, землевладельцам и арендаторам, так как любое строительство или перестройка сооружений на земельном участке должно подкрепляться разрешением в соответствии с его целевым назначением. Земельное законодательство России не ограничивается только рамками Земельного Кодекса, опираясь на ряд Федеративных законов о земельном регулировании, которые дополняют и развивают общие нормы и принципы ЗК РФ.

Узаконить прилегающую площадь участка можно за счет оформления прирезки земельного участка. Какие существуют особенности оформления прирезки земельного участка к основному в 2021 году, подробно рассмотрим в данной статье.

Как оформить прирезку земельного участка в соответствии с земельным кодексом

Земельный кодекс не содержит такое понятие — прирезка земельного участка. Прирезкой принято называть перераспределение земельных участков. По общим правилам образования земельных участков (Ст. 11.2 Земельного кодекса) есть несколько видов образования новых земельных участков:

  • Выдел;
  • Объединение;
  • Перераспределение;
  • Раздел.

В статье не будем подробно рассматривать каждый из этих видов, но более подробно поговорим о перераспределении, а точнее о том, как происходит прирезка земельного участка в 2021 году за счет площади смежных земель, и как законно можно увеличить размер земельного участка.

Законы в сфере землеустройства и кадастра в последние годы претерпели активные изменения. Новый закон о прирезке земельных участков, действующий в 2021 году – это целый пласт норм, затрагивающий образование земельных участков. С начала 2021 года вступил в силу 217-ФЗ о садоводстве, меняющий основные понятия и определения дачных участков. 17 июня 2021 года был принят новый закон 150-ФЗ, вносящий изменения в законы о кадастровой деятельности и регистрации недвижимости (218-ФЗ и 221-ФЗ). Изменения касаются комплексных кадастровых работ: порядок их проведения упрощается, при этом остается возможность увеличить земельный участок до 10 % от его общей площади, если во время проведения комплексных кадастровых работ выяснится, что по факту участок больше, чем на бумаге. Также Госдума рассматривает еще ряд поправок, упрощающих процедуру оформления земельных участков и строений (дачную амнистию продлят до 2021 года).

Прирезка земельного участка к основному – это увеличение размера земельного участка за счет смежных земель. Не каждый собственник в курсе, что он может на законных основаниях оформить прирезок к земельному участку и бесплатно получить в собственность дополнительные земли. Как бесплатно узаконить прирезку земельного участка спросите вы? На самом деле, закон разрешает увеличить земельный участок, не более чем на 10% от его площади за счет муниципальных земель. Но тут есть и оговорки. Важно чтобы земля не была в частной собственности и под обременением, кроме того, местные власти вправе законно устанавливать дополнительные ограничения в размерах прирезки земельных участков. В любом случае оформление прирезки земельного участка следует узаконить, предоставив в органы Росреестра необходимые документы.

1. В комментируемой статье содержится общее правило, регламентирующее отношения, в которых лицо, являющееся одновременно собственником земельного участка и объекта недвижимости на нем, производит отчуждение этой недвижимости. В дальнейшем это правило находит развитие в специальных нормах при регулировании отношений по продаже зданий и сооружений, мене, дарению, ренте.

Настоящая редакция комментируемой статьи не дает возможности сторонам договариваться о правовой судьбе земельного участка при отчуждении объекта недвижимости на нем, как это было прежде. То есть если продавец здания является к тому же и собственником земельного участка, то право собственности на земельный участок переходит к новому собственнику недвижимости в силу закона.

Изменения в Земельный кодекс РФ

  • переоформления правоустанавливающих документов на пользование земельным участком до 2021 года;
  • создания новых СНТ на землях населенных пунктов и участках сельскохозяйственного назначения;
  • внесения поправок в существующий устав СНТ (включая принятие его новой редакции);
  • осуществления регистрации права собственности на жилую постройку, расположенную на дачном участке (данная опция доступна дачникам до 1 марта 2021 года).

В дачной конституции, вступившей в силу с началом текущего года, не установлены жесткие временные границы для внесения поправок в устав СНТ. Это означает, что учредительные документы допускается скорректировать в 2021 и в последующие годы. Впрочем, некоторые товарищества уже внесли необходимые поправки и испробовали на себе действие нового закона. Для тех, кто еще на пути к преобразованию, эксперты рекомендуют не затягивать процесс перехода к новому юридическому статусу.

Временная маржа сроком в 1,5 года была предоставлена главой государства для дачных объединений не случайно. За это время каждый желающий садовод мог ознакомиться с текстом закона и понять суть грядущих изменений. Также предполагалось, что такого промежутка времени будет достаточно для того чтобы управленцы товариществ привели всю документацию в соответствие с 217-ФЗ.

С 1 января 2021 года вступил в силу ФЗ № 217, что повлекло за собой немало изменений, касающихся граждан, имеющих садовые и огородные участки. Прежде всего упразднилось понятие «дача» и все производные от него. Вместе с этим установлены новые требования к постройкам на земельных участках, изменились некоторые правила использования наделов для личных нужд, а также внесены поправки в Налоговый Кодекс Российской Федерации. В статье предлагаются к ознакомления все ключевые изменения в законодательстве, которые начали действовать в 2021 году и касаются владельцев участков в СНТ и граждан, чьи земельные наделы не входят в товарищества.

Новые садовые и огородные земельные участки, как и ранее, образуются из земель населённых пунктов или из земель сельскохозяйственного назначения. Каждый садовый или огородный земельные участки могут быть включены в границы только одной территории садоводства или огородничества.

  • садоводческим и огородническим некоммерческим товариществам и правообладателям садовых или огородных земельных участков, находящихся в границах их территорий СНТ или ОНТ, предоставлено право пользования участком недр местного значения для добычи подземных вод, используемых:
    1. для целей хозяйственно-бытового водоснабжения
    2. для личных, бытовых и иных задач, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности
  • добыча подземных вод может осуществляться в упрощённом порядке:
    1. без проведения геологического изучения недр
    2. без проведения государственной экспертизы запасов полезных ископаемых
    3. без геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр
    4. без согласования и утверждения технических проектов и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием недрами
    5. без представления доказательств того, что товарищества обладают или будут обладать квалифицированными специалистами, необходимыми финансовыми и техническими средствами для эффективного и безопасного проведения работ

Земельный кодекс РФ с изменениями и дополнения на 2021 году

  • основные положения и определения касаются принципов формирования законодательных норм в отношении владения землей, установлены полномочия региональных властей, описаны принципы формирования, деления и объединения земельных участков;
  • сформированы принципы охраны земель, а также использования наделов, которые подверглись загрязнению опасными веществами;
  • определено право собственности, перечислены ситуации, в которых гражданин получает право владения участком, установлена собственность субъектов и муниципалитетов;
  • сформированы правила ограниченного использования чужой земли, стандарты аренды и права безвозмездного пользования;
  • перечислены ситуации, в которых возникает право на участок, определен перечень правоустанавливающих документов и расписаны особенности оформления договора купли-продажи;
  • установлены правила, которых обязаны придерживаться владельцы или арендаторы земельных наделов в отношении использования участков;
  • сформирован список ситуаций, в которых гражданина могут лишить права собственности, аренды, бессрочного пользования. Описаны положения, позволяющие конфисковать землю или ограничить права на нее;
  • определен перечень убытков, которые обязан возместить собственник/арендатор при ухудшении состояния надела;
  • регламентировано рассмотрение спорных вопросов, касающихся установления права собственности;
  • установлена плата за землю и проведение оценочных действий;
  • сформированы положения мониторинга землеустройства и резервирования участков для государственных либо муниципальных нужд;
  • перечислены полномочия в сфере землепользования, определен государственный, муниципальный и общественный контроль;
  • законом установлена ответственность за нарушения в сфере использования и охраны земель;
  • определены стандарты пользования земель сельскохозяйственного назначения;
  • регламентированы участки, находящиеся в границах населенных пунктов, сформированы принципы их деления и расположения границ;
  • классифицированы земли особого назначения. В них входят участки, относящиеся к промышленным предприятиям, сфере энергетики, транспорта, обороны и проч.;
  • установлены стандарты использования наделов особо охраняемых территорий и объектов;
  • определены правила охраны и использования земель лесного и водного фондов, запаса.

Это было сделано с целью, чтобы каждый садовод смог прочитать и вникнуть в суть изменений. Предполагалось, что этого времени хватит, чтобы руководители товариществ привели все документы в порядок сообразно ФЗ-217.

Тому, кто является хозяином участка (территории, надела), отданного под садоводство, процесс подготовки документов на жилье облегчен. Какие же изменения в учредительной документации по закону №217 от 29.07.2021 нужны в уставах товариществ:

Определены основные принципы земельного законодательства. Так, установлен приоритет охраны земли перед ее использованием в качестве объекта недвижимости. Все прочно связанные с землей объекты следуют судьбе соответствующих участков (за исключением случаев, установленных федеральными законами).

30 июня 2003 г., 29 июня, 3 октября, 21, 29 декабря 2004 г., 7 марта, 21, 22 июля, 31 декабря 2021 г., 17 апреля, 3, 30 июня, 27 июля, 16 октября, 4, 18, 29 декабря 2021 г., 28 февраля, 10 мая, 19 июня, 24 июля, 30 октября, 8 ноября 2021 г., 13 мая, 14, 22, 23 июля, 25, 30 декабря 2021 г., 14 марта, 17, 24 июля, 25, 27 декабря 2021 г., 22 июля, 29 декабря 2021 г., 20 марта, 5 апреля, 14 июня, 1, 11, 18, 19, 21 июля, 21, 30 ноября, 6, 7, 8, 12 декабря 2021 г., 25 июня, 28 июля, 30 декабря 2021 г., 4 марта, 5 апреля, 7 июня, 2, 23 июля, 28 декабря 2021 г., 23 июня, 21 июля, 22 октября, 29, 31 декабря 2021 г., 8 марта, 20 апреля, 29 июня, 13 июля, 5 октября, 28 ноября, 30 декабря 2021 г., 1, 23 мая, 23 июня, 3 июля 2021 г., 1, 18, 29 июля, 31 декабря 2021 г., 27, 29 июня, 1, 3, 19 июля, 3 августа, 18, 25 декабря 2021 г., 27 июня, 2 августа 2021 г.

Статья 39.37. Цели установления публичного сервитута
Статья 39.38. Органы, принимающие решение об установлении публичного сервитута
Статья 39.39. Условия установления публичного сервитута
Статья 39.40. Лица, имеющие право ходатайствовать об установлении публичного сервитута
Статья 39.41. Ходатайство об установлении публичного сервитута
Статья 39.42. Выявление правообладателей земельных участков в целях установления публичного сервитута
Статья 39.43. Решение об установлении публичного сервитута
Статья 39.44. Отказ в установлении публичного сервитута
Статья 39.45. Срок публичного сервитута
Статья 39.46. Плата за публичный сервитут
Статья 39.47. Соглашение об осуществлении публичного сервитута
Статья 39.48. Последствия невозможности или существенного затруднения использования земельного участка (его части), обремененного публичным сервитутом
Статья 39.49. Особенности публичного сервитута, устанавливаемого в целях реконструкции инженерного сооружения, которое переносится в связи с изъятием земельного участка для государственных или муниципальных нужд
Статья 39.50. Права и обязанности обладателя публичного сервитута

Статья 44. Основания прекращения права собственности на земельный участок
Статья 45. Основания прекращения права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, права пожизненного наследуемого владения земельным участком
Статья 46. Основания прекращения аренды земельного участка
Статья 47. Основания прекращения права безвозмездного пользования земельным участком
Статья 48. Основания прекращения сервитута
Статья 49. Основания изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд
Статья 50. Конфискация земельного участка
Статья 51. Реквизиция земельного участка
Статья 52. Условия и порядок отчуждения земельного участка
Статья 53. Условия и порядок отказа лица от права на земельный участок
Статья 54. Порядок изъятия земельного участка, предоставленного на праве пожизненного наследуемого владения, праве постоянного (бессрочного) пользования, ввиду неиспользования земельного участка по целевому назначению или использования земельного участка с нарушением законодательства Российской Федерации
Статья 54.1. Порядок отчуждения земельного участка, находящегося в частной собственности, в случае его изъятия в связи с неиспользованием такого земельного участка по целевому назначению или использованием такого земельного участка с нарушением законодательства Российской Федерации
Статья 55. Утратила силу
Статья 56. Ограничение прав на землю
Статья 56.1. Ограничения прав на землю в связи с резервированием земель для государственных или муниципальных нужд

Статья 59. Признание права на земельный участок
Статья 60. Восстановление положения, существовавшего до нарушения права на земельный участок, и пресечение действий, нарушающих право на земельный участок или создающих угрозу его нарушения
Статья 61. Признание недействительным акта исполнительного органа государственной власти или акта органа местного самоуправления
Статья 62. Возмещение убытков
Статья 63. Утратила силу
Статья 64. Рассмотрение земельных споров

Земельный Кодекс РФ в 2021 году

Статья 94. Понятие и состав земель особо охраняемых территорий
Статья 95. Земли особо охраняемых природных территорий
Статья 96. Земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов
Статья 97. Земли природоохранного назначения
Статья 98. Земли рекреационного назначения
Статья 99. Земли историко-культурного назначения
Статья 100. Особо ценные земли

  • Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
  • Глава 1.1. ЗЕМЕЛЬНЫЕ УЧАСТКИ
  • Глава 2. ОХРАНА ЗЕМЕЛЬ
  • Глава 3. СОБСТВЕННОСТЬ НА ЗЕМЛЮ
  • Глава 4. ПОСТОЯННОЕ (БЕССРОЧНОЕ) ПОЛЬЗОВАНИЕ, ПОЖИЗНЕННОЕ НАСЛЕДУЕМОЕ ВЛАДЕНИЕ ЗЕМЕЛЬНЫМИ УЧАСТКАМИ, ОГРАНИЧЕННОЕ ПОЛЬЗОВАНИЕ ЧУЖИМИ ЗЕМЕЛЬНЫМИ УЧАСТКАМИ (СЕРВИТУТ), АРЕНДА ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ, БЕЗВОЗМЕЗДНОЕ СРОЧНОЕ ПОЛЬЗОВАНИЕ ЗЕМЕЛЬНЫМИ УЧАСТКАМИ
  • Глава 5. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ПРАВ НА ЗЕМЛЮ
  • Глава 6. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ СОБСТВЕННИКОВ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ, ЗЕМЛЕПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ, ЗЕМЛЕВЛАДЕЛЬЦЕВ И АРЕНДАТОРОВ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ
  • Глава 7. ПРЕКРАЩЕНИЕ И ОГРАНИЧЕНИЕ ПРАВ НА ЗЕМЛЮ
  • Глава 8. ВОЗМЕЩЕНИЕ УБЫТКОВ ПРИ ИЗЪЯТИИ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД
  • Глава 9. ЗАЩИТА ПРАВ НА ЗЕМЛЮ И РАССМОТРЕНИЕ ЗЕМЕЛЬНЫХ СПОРОВ
  • Глава 10. ПЛАТА ЗА ЗЕМЛЮ И ОЦЕНКА ЗЕМЛИ
  • Глава 11. МОНИТОРИНГ ЗЕМЕЛЬ, ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВО, ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КАДАСТРОВЫЙ УЧЕТ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ И РЕЗЕРВИРОВАНИЕ ЗЕМЕЛЬ ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД
  • Глава 12. КОНТРОЛЬ ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ЗЕМЕЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА, ОХРАНОЙ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЗЕМЕЛЬ (ЗЕМЕЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ)
  • Глава 13. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ПРАВОНАРУШЕНИЯ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЗЕМЕЛЬ
  • Глава 14. ЗЕМЛИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ
  • Глава 15. ЗЕМЛИ НАСЕЛЕННЫХ ПУНКТОВ
  • Глава 16. ЗЕМЛИ ПРОМЫШЛЕННОСТИ, ЭНЕРГЕТИКИ, ТРАНСПОРТА, СВЯЗИ, РАДИОВЕЩАНИЯ, ТЕЛЕВИДЕНИЯ, ИНФОРМАТИКИ, ЗЕМЛИ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КОСМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ЗЕМЛИ ОБОРОНЫ, БЕЗОПАСНОСТИ И ЗЕМЛИ ИНОГО СПЕЦИАЛЬНОГО НАЗНАЧЕНИЯ
  • Глава 17. ЗЕМЛИ ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ТЕРРИТОРИЙ И ОБЪЕКТОВ
  • Глава 18. ЗЕМЛИ ЛЕСНОГО ФОНДА, ЗЕМЛИ ВОДНОГО ФОНДА И ЗЕМЛИ ЗАПАСА

ЗЕМЕЛЬНЫЙ КОДЕКС
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(с изменениями на 30 декабря 2020 года)
(редакция, действующая с 10 января 2021 года)

____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
Федеральным законом от 30 июня 2003 года N 86-ФЗ (Российская газета, N 126, 01.07.2003) (вступил в силу с 1 июля 2003 года);

1. Земельное законодательство в соответствии с Конституцией Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Земельное законодательство состоит из настоящего Кодекса, федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации.

Нормы земельного права, содержащиеся в других федеральных законах, законах субъектов Российской Федерации, должны соответствовать настоящему Кодексу.

Земельные отношения могут регулироваться также указами Президента Российской Федерации, которые не должны противоречить настоящему Кодексу, федеральным законам.

2. Правительство Российской Федерации принимает решения, регулирующие земельные отношения, в пределах полномочий, определенных настоящим Кодексом, федеральными законами, а также указами Президента Российской Федерации, регулирующими земельные отношения.

3. На основании и во исполнение настоящего Кодекса, федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах своих полномочий могут издавать акты, содержащие нормы земельного права.

4. На основании и во исполнение настоящего Кодекса, федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут издавать акты, содержащие нормы земельного права.

Комментарий к статье 2.

1. Земельное законодательство регулирует отношения по использованию и охране земель в Российской Федерации как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (земельные отношения).

2. К отношениям по использованию и охране недр, водных объектов, лесов, животного мира и иных природных ресурсов, охране окружающей среды, охране особо охраняемых природных территорий и объектов, охране атмосферного воздуха и охране объектов культурного наследия народов Российской Федерации применяются соответственно законодательство о недрах, лесное, водное законодательство, законодательство о животном мире, об охране и использовании других природных ресурсов, об охране окружающей среды, об охране атмосферного воздуха, об особо охраняемых природных территориях и объектах, об охране объектов культурного наследия народов Российской Федерации, специальные федеральные законы (абзац в редакции, введенной в действие с 18 июля 2008 года Федеральным законом от 14 июля 2008 года N 118-ФЗ.

К земельным отношениям нормы указанных отраслей законодательства применяются, если эти отношения не урегулированы земельным законодательством.

3. Имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами.

Комментарий к статье 3.


Похожие записи:

Добавить комментарий