Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Проведение оперативного эксперимента допускается только в целях». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Содержание:
В отличие от результатов следственного эксперимента результаты оперативного эксперимента не являются доказательствами, однако приобретают важную роль в процессе получения доказательств. Результаты оперативного эксперимента могут указывать на факты, обстоятельства, предметы, которые при процессуальном порядке их обнаружения и фиксации становятся доказательствами.
Так, в ведомственных нормативных актах МВД России оперативный эксперимент определен как мероприятие, связанное с созданием негласно контролируемых условий и объектов для преступных посягательств, в целях выявления и задержания лиц, подготавливающих, совершающих и совершивших преступления.
Действия сотрудников ОВД нередко расцениваются как провокация, запрещенная ч. 8 ст. 5 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»5.
гуманитарных и естественных наук
Любой эксперимент представляет собой искусственное создание условий для проявления того или иного качества объекта, деятельности или поведения. Оперативный эксперимент, в отличие от иных разновидностей эксперимента, создает модель, основные параметры и характеристики которой уже известны.
В связи с этим модель противоправного поведения не может (и не должна) создаваться сотрудниками оперативных органов). В противном случае это станет провокацией.
Однако некоторые далеко не бесспорные теоретические взгляды на сущность рассматриваемого действия воспринимаются судами при признании полученных результатов недопустимыми.
Третья ситуация с позиций существующей формулировки ч. 4 ст. 157 УПК РФ представляется наиболее проблемной. Дело в том, что ст. 7 УПК РФ достаточно жестко запретила применять федеральный закон, противоречащий Кодексу, а поэтому в условиях коллизии норм ФЗ «Об ОРД» и УПК РФ следует руководствоваться положениями последнего.
Следственный эксперимент позволяет выявить последовательность событий, установить механизм возникновения следов.
В июле 2007 г. в Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» были внесены существенные изменения. Законодатель прямо запретил провокацию, т.е. проведение действий, подстрекающих, склоняющих, побуждающих в прямой или косвенной форме к совершению противоправных действий (ч. 8 ст. 5 Закона).
Следует также учесть и правовые ограничения осуществления оперативного эксперимента, которые изложены в ряде решений Конституционного Суда Российской Федерации8. В них, в частности, указывается, что проведение данного ОРМ возможно лишь в целях выполнения задач ОРД только с учетом оснований, предусмотренных в ст. 7 ФЗ об ОРД9.
Проведение рассматриваемого по уже совершенному преступлению как непроцессуальное экспериментальное действие для его обоснования не требует вынесения <*>.
Учитывая сказанное, рассматриваемое оперативное мероприятие может состоять в непроцессуальном выполнении специальных действий, направленных на проверку полученных ранее сведений, оценку версий, воспроизведение картины преступления, уточнения данных, имеющих существенное значение для расследования деяния.
В процессе мероприятия полностью воспроизводится обстановка совершаемого преступления, но с учетом того, что все действия осуществляются под контролем и фиксацией оперативных сотрудников. Запрещается оказывать физическое или какое-либо иное воздействие на проверяемого – все действия должны быть им совершены самостоятельно.
В последнем случае объектом негласного изучения оперативным работником выступает не реакция конкретного человека (его поступки, поведение), а различные обстоятельства и возможность увидеть, услышать, зафиксировать те или иные конкретные действия, воспринятые и оцененные источниками их получения как преступные.
Для достижения целей оперативною эксперимента оперативниками создаются условия, максимально приближенные к ситуациям, в которых совершалось интересующее их событие, т.е. для его осуществления должны быть привлечены необходимое количество лиц, соответствующие транспортные, технических средства, создана соответствующая обстановка в местах его проведения (в помещении, на территории).
Аналогичной позиции придерживаются и другие авторы. Так, В. Курченко, отграничивая провокацию от действий при пресечении преступлений, отмечает: «Главный вопрос здесь — от кого исходит инициатива.
Противодействие преступности в учреждениях исполняющих наказания
Еще одно отличие между мероприятиями заключается в форме фиксации результатов. При следственном эксперименте документирование осуществляется строго по процессуальным правилам, при оперативном – оформляются справки, акты, рапорты.
Проведение оперативного эксперимента может быть негласным или гласным. Он может выполняться для выявления субъектов, чьи намерения неизвестны. Оперативный эксперимент разрешено проводить в отношении конкретных лиц, выступающих в качестве подозреваемых, например.
К таким опытным действиям могут относиться контролируемое перемещение предмета взятки от участника ОРМ к лицу, ее вымогающему; установление предметов, которые представляют интерес для посягающих, с последующим контролем за такими предметами (автомобиль, оружие, наркотики и т.д.) и др.
Оперативный эксперимент может включать в себя мероприятия психологической направленности. К примеру, это может быть проверка реакции лица на присутствие какого-либо человека, фотоснимки, предметы.
Основанием для проведения оперативного эксперимента является постановление руководителя ОРО. Он проводится с санкции прокурора. В случаях которые не терпят отлагательств и могут привести к совершению тяжкого (особо тяжкого) преступления, допускается проведение оперативного эксперимента на основании мотивированного постановления с обязательным уведомлением прокурора в течение 24 часов.
Вопрос 28. Оказание юридической помощи гражданам Российской Федерации бесплатно. Гарантии предоставления юридической помощи малоимущим. Эксперимент по созданию государственных юридических бюро.
Правовая характеристика оперативного эксперимента: признаки, требования, условия проведения. Соотношение оперативного эксперимента и провокации преступления. Организация и проведение оперативного эксперимента на примере дел коррупционной направленности.
При проведении эксперимента запрещается провокация (т. е. проведение мероприятия по инициативе оперативных сотрудников при отсутствии у них информации о преступной деятельности проверяемого).
Для первой ситуации не имеет значения факт обнаружения лица, совершившего преступление, и органы дознания по любым находящимся в их производстве уголовным делам могут проводить ОРМ, в том числе оперативный эксперимент, без каких-либо ограничений.
Оперативный эксперимент проводится в целях документирования преступных действий и задержания с поличным лиц, обоснованно подозреваемых в преступной деятельности. Ярким примером такого эксперимента служит разоблачение взяточников.
Проведение ОРМ: общеобязательные условия
Результаты оперативного эксперимента оформляются рапортом сотрудника оперативного подразделения, а в случае выявления преступлений или лиц, к ним причастных, — актом оперативного эксперимента. К указанному акту могут быть приобщены физические носители информации, полученные в результате использования в процессе проведения оперативного эксперимента специальных технических и иных средств.
Keywords: operatively-search actions, operative experiment, the Constitutional Court of the Russian Federation, the European Court under human rights, documenting, bribery.
Вместе с тем на практике существуют определенные трудности в применении данного ОРМ. В определенной степени объясняются они несовершенством законодательного регулирования условий проведения оперативного эксперимента.
Она предполагает маскировку задач, ролей и целей. В структуру и замысел мероприятия посвящается весьма ограниченный круг субъектов.
Следственный и оперативный эксперимент обладают рядом общих черт. Эти процедуры обе направлены на искусственное создание какого-либо события для последующего изучения, последовательной фиксации и контроля состояния наблюдаемого явления.
Но если они действовали совместно с операми под их контролем, то почему студентов привлекли? Или студенты тоже были не в курсе?
В 26 статье указанного документа понятие «оперативный эксперимент» определяется следующим образом. Под ним понимается воспроизведение обстановки, действий, прочих обстоятельств события, совершение осуществление необходимых мероприятий для пресечения преступлений, обнаружения субъектов, их подготавливающих ибо совершающих.
Важнейшим отличием оперативного эксперимента от следственного является конспиративность, т.е. маскировка цели, ролей и задач, посвящение в замысел и структуру эксперимента весьма узкого круга оперативников.
Основания проведения оперативного эксперимента
Оперативный эксперимент законом разрешено проводить исключительно для выявления, раскрытия и пресечения преступлений разной степени тяжести. Для достижения поставленных целей сотрудники ОРО создают условия, максимальным образом приближенные к ситуации, в которой произошло исследуемое событие.
Это лишь один из вариантов. Сейчас я столкнулся с тем, что в ходе эксперимента не давали отказаться от доведения умысла до конца на стадии приготовления, т.е. искусственно создавали улики обвинения.
Федеральным законом «Об ОРД» (ст. 7) закреплены 12 оснований для проведения оперативно-розыскных мероприятий.
Раманаускас против Литвы, туда же. Как-то вы почти не затронули, вопрос об основаниях проведения ОРМ — однако, частенько, в основаниях, лежат незаКУСированные рапорта сотрудников или заявления провокаторов — тоже их «больное место».
Так вот, в прошлой своей деятельности, я провел много данных ОРМ (в судах все устояли), а потому нынче очень внимательно отношусь к документам, составленным при провдении оных мероприятий.
Недопустимость провокации очевидна. Однако представляется, что причина ее в нечеткости, абстрактном характере правовых норм, регулирующих сущность оперативного эксперимента, его основания, процедуру его проведения и оценку его результатов в уголовном процессе.
Вполне закономерно, что оперативно-розыскные мероприятия становятся предметом весьма противоречивых оценок. Результаты данных мероприятий, при всей их значимости, зачастую вызывают серьезные споры и конфликты в уголовно-процессуальной деятельности, особенно остро проявляющиеся в судебном разбирательстве.
Проведение ОРМ: условия для экстренных случаев
Наличие возбужденного уголовного дела в качестве юридического основания проведения оперативного эксперимента следует рассматривать применительно к трем типичным ситуациям:
- в случае нахождения уголовного дела в производстве органов дознания;
- в случае неустановления совершившего преступление лица по уголовному делу, находящемуся в производстве следователя;
- в случае установления виновного лица по уголовному делу, находящемуся в производстве следователя.
Статья 288. Следственный эксперимент 1. Следственный эксперимент производится судом с участием сторон, а при необходимости и с участием свидетелей, эксперта и специалиста. Следственный эксперимент производится на основании определения или постановления суда.2.
Ключевые слова: оперативно-розыскные мероприятия, оперативный эксперимент, Конституционный Суд РФ, Европейский Суд по правам человека, документирование, взяточничество.