Размер госдолга россии на 2021

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Размер госдолга россии на 2021». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

20% ВВП — это не какая-то объективная граница, при пересечении которой нарушается долговая устойчивость, замечает замдиректора группы суверенных рейтингов и макроэкономического анализа АКРА Дмитрий Куликов. Категория безопасного уровня госдолга многомерна и очень условна: важны стоимость обслуживания, валютная структура и профиль погашения, какие держатели и другие факторы, добавляет он. «По большинству метрик долговой нагрузки Россия останется относительно далеко от уровней, которые обычно в мире начинают считать тревожными, даже после очень крупных заимствований 2020–2021 годов», — уверен Куликов.

В 2021–2023 годах прогнозируется рост доходов федерального бюджета в номинальном выражении с 17,8 трлн руб. в 2020 году до 18,76 трлн руб. в 2021 году (+5,1% к 2020 году), 20,6 трлн руб. в 2022 году и 22,3 трлн руб. в 2023 году, говорится в проекте госбюджета.

Расходы федерального бюджета в 2021 году в номинальном выражении составят 21,5 трлн руб. после 22,56 трлн руб. в 2020 году. В 2022 году расходы вырастут до 21,9 трлн руб., в 2023 году — до 23,67 трлн руб. Однако в отношении к ВВП ожидается снижение бюджетных расходов с 21,1% ВВП в 2020 году до 18,6% ВВП к 2021 году и до 17,8% ВВП к 2023 году.

Несмотря на рост номинальных расходов, видна запланированная консолидация бюджета более чем на 2,5 п.п. ВВП в 2021 году, а ненефтегазовый дефицит планируется снизить почти до уровня 2019 года к 2022 году, отмечает Куликов. Это позволит в итоге вернуться к работе по бюджетному правилу с неизменными параметрами, заключает Куликов.

В 2020 году правительство временно смягчило бюджетное правило, которое в норме ограничивает расходы бюджета суммой базовых нефтегазовых доходов, ненефтегазовых доходов, процентных расходов и 0,5% ВВП. Ненефтегазовые доходы в этом году снизились относительно изначального закона о бюджете, и расходы по правилу должны были бы тоже сократиться. Но Минфин, наоборот, планирует нарастить их до 22,6 трлн руб. (оценка из проекта госбюджета) по сравнению с изначально заложенными 19,7 трлн руб., чтобы простимулировать затронутую пандемией экономику и поддержать доходы населения. Если будут использованы переходящие остатки 2019 года, общие расходы в 2020 году могут достичь 23,7 трлн руб., следует из бюджетной росписи Минфина.

  • Российские власти последнее время любят повторять – страна подошла подготовленной к кризису. Вся «подготовка» России заключается в изначально низком государственном долге – на начало 2020 года он не превышал 12,5% ВВП. Но всего за год суверенный долг вырос до 20% ВВП и теперь не является самым низким в мире.
  • В пересчете на рубли Россия должна 22 трлн руб. кредиторам, или чуть больше одного годового федерального бюджета. Но в 2021 году Россия должна будет уже 26,4 трлн руб. Это на 3,7% больше, чем было прописано в проекте бюджета, поскольку на финансирование дефицита бюджета уйдет 2,7 трлн руб., а на обслуживание госдолга – еще 1,7 трлн.
  • При этом в 2020 году Минфин уже занял почти 5,4 трлн руб., 4,4 трлн из которых пошли на латание дыры в бюджете, а 967 млрд руб. – на погашение предыдущих кредитов. Власти могли не использовать госдолг, а взять деньги из Фонда национального благосостояния, в котором находится 9 трлн руб. Но президент Владимир Путин поставил блок на использование средств «кубышки».
  • С одной стороны, госдолг России и в 24% ВВП можно считать не критичным. Однако нельзя забывать, что страна входит в число развивающихся стран и является сырьевой экономикой. Безопасным уровнем долга для такого типа стран считается 40% ВВП, для развитых же – 70%. При этом среди развивающихся стран средний уровень долга – 53,8%, по большей части из-за Бразилии (91,9%) и Индии (68,6%).
  • По словам министра финансов Антона Силуанова, долг в 20% ВВП для России – это «опасная черта» и правительству не очень хочется ее пересекать. Глава ЦБ Эльвира Набиуллина предостерегала власти от «неаккуратного» наращивания госдолга. Преимуществом России всегда был низкий долг на контролируемом уровне. Но кризис, вызванный коронавирусом, это преимущество у страны отнимает.

Экономика семьи, предприятия, банка и страны базируется на бюджете. Он дает возможность планировать расходы, опираясь на доход. И если в случае семьи план держится в голове, то для страны – это документ, имеющий форму Закона.

Пополняется бюджет за счет:

  • налоговых поступлений;
  • ренты на природные ресурсы, такие, как нефть, газ, полезные ископаемые;
  • прибыли с экспорта товаров и услуг госпредприятий;
  • процентов от покупки Правительством ценных бумаг других стран и т.д.

Расходная часть включает затраты на медицину и образование с наукой, оборону, социальное обеспечение, развитие инфраструктуры и многое, многое другое.

Практически всегда расходы государственного бюджета превышают доходы. Возникает дефицит денежных средств. Если он находится в пределах от 0,1 до 3%, ничего страшного не происходит – за счет роста внутренней инфляции дефицит бюджета перекрывается. Другое дело, когда нехватка средств большая, например, резко упали цены на нефть и газ, а платить пенсии, заработную плату учителям, врачам военным надо.

Дороги и больницы так же строить необходимо. В этом случае государство прибегает к займу. Деньги можно занять внутри страны у населения, банков, той части сектора экономики, которая занимается производством товаров и оказанием услуг (его называют корпоративным сектором). Если дефицит погасить не получается – выходят на международный рынок ценных бумаг, где предлагают облигации под определенный процент. И чем он выше, тем быстрее пакет раскупается.

Это классическая модель долга государства. Но жизнь разнообразнее. Поэтому во внешней задолженности присутствуют и другие денежные обязательства. Их полный перечень можно увидеть из определения внешнего долга в учебниках по экономике.

Внешний госдолг – это финансовые обязательства государства перед субъектами международного права: странами, фондами, банками, корпоративным сектором. В задолженность входят: уплата процентов по ценным бумагам и зарубежным кредитам, погашение (выкуп) ценных бумаг по истечении срока действия и возврат займа, гарантии под ссуды, выданные зарубежными банками национальным корпорациям и компаниям, обязательства по оплате импорта.

Из приведенного определения можно сделать важный вывод: в мире нет страны без внешнего долга. Даже Китай, с его мощными финансовыми ресурсами его имеет – образуется просто: компания купила товар с отсрочкой платежа. Пока деньги не ушли продавцу, государство, в лице покупателя, имеет долг.

После распада Советского Союза, Российская Федерация унаследовала долг СССР ($104,0 млрд.) в обмен на отказ бывших союзных республик от зарубежных активов распавшейся страны.

Переход промышленности и сельского хозяйства от плановой системы управления к рыночным инструментам давался молодой стране с трудом. Поэтому Россия в 90-е годы была вынуждена активно брать кредиты у международного банка и МВФ. И если в 1994 году самостоятельных кредитов было всего на 14,0 млрд. долларов США (без учета долга СССР), то уже к 1998 году задолженность превысила размер валового продукта и составила 146,4% ВВП. В абсолютных цифрах – 188,534 млрд. долларов (на конец года).

Это был пик задолженности. Страна стала слезать с кредитной иглы, что позволило уменьшить к началу 2000 года внешний госдолг до 146 млрд. долларов. Но одновременно стала меняться структура внешних заимствований. На международном кредитном рынке со стороны РФ появились новые игроки: Центральный банк, коммерческие банки, субъекты корпоративного сектора экономики. В результате совокупный внешний долг стал стремительно расти при одновременном падении задолженности Правительства.

Статистика внешнего долга России по годам приведена на графике.

Checking your browser before accessing the website.

По официальным данным Минфина, внешний долг России на 2021 год составляет $56 786 млн. С одной стороны, это много. Но если смотреть структуру задолженности, ситуация совершенно иная. Правительство РФ по выпущенным в оборот облигациям и прямым займам должно $17 679 млн. В том числе:

  • по кредитам международным банкам (МБРР, МБР, НБР БРИКС и др.) и фондам (МВФ) – $6 100 млн.;
  • владельцам ценных бумаг – $11 579 млн.

Внешний долг ЦБ РФ составил $6 890 млн.

Задолженность банков значительно сократилась и составляет всего 76 560,0 млн. долларов США. Это напрямую связано с санкциями против банковской системы, в результате чего доступ к краткосрочным кредитам (коротким деньгам) полностью перекрыт. С одной стороны плюс, с другой – минус. Ведь на краткосрочных кредитных деньгах банки, как это не покажется странным, но зарабатывали и платили налоги в бюджет.

Корпоративный внешний долг вырос и составляет $322 563,0 млн. Его объем самый значительный. Но это тот случай, когда можно не волноваться: в сумму задолженности входят инвестиции зарубежных компаний в конкретные предприятия, и кредиты компаний у зарубежных банков, и задержки в оплате по импорту, оговоренные договорами поставки. Таким образом, текущая задолженность может сильно колебаться в отдельные месяцы одного года.

Структуру внешнего долга можно рассматривать по нескольким параметрам. Наибольший интерес вызывают источники возникновения и перечень стран с удельным весом госдолга, перед которыми возникла задолженность.

По источникам госдолг подразделяется:

  • на обязательства перед держателями ценных бумаг, которые выпустило правительство;
  • кредиты у международных структур: банков и фондов;
  • гарантийные обязательства при оформлении займа корпоративным сектором у субъектов международного права. Выдаются в основном крупным государственным корпорациям (Газпром, Роснефть и т.д.);
  • долги по внешнеторговому обороту – товар в страну ввезен, но валюта на счет продавца еще не ушла.

В разрезе стран, которым должна Россия, на ведущих позициях офшоры, через которые и идут в основном торговые потоки: Кипр, Исландия, Люксембург, а так же Великобритания и Голландия. Китай предоставил кредит на строительство нефте- и газопроводов. С другими странами стандартная задолженность по внешнеторговым операциям.

Наметившаяся в последние два года динамика роста внешнего долга будет закреплена. Причин несколько:

  • падение цен на нефть в связи с ее перепроизводством;
  • уменьшение продаж углеводородов: нефти и газа;
  • падение производства ВВП на душу населения в связи с короновирусом;
  • ожидаемый финансовый кризис, который затронет в той или иной мере все страны;
  • не ослабевающее санкционное давление.

Получить кредиты в Международном банке и МФО вряд ли получится, хотя это самый выгодный в финансовом плане вариант. Правительству придется выпускать облигации, а у них процент выше. Главное, не распылить взятые деньги, а направить их на осуществление действительно значимого объекта, который не только окупит взятые в долг средства, но и принесет в казну значительные суммы в виде налоговых платежей.

Опасаться роста удельного веса внешнего займа в структуре ВВП страны не стоит. Он у России очень маленький. Для сравнения приведем данные по ведущим странам мира.

Большинство граждан России отмахнуться: какое ко мне отношение имеет внешний государственный долг России. Если ответить коротко, то прямое, через цены на товары и услуги. Рассмотрим, как это работает.

  1. Берут родители, отдавать детям и внукам. У следующего поколения будет меньше возможностей вложить бюджетные средства в культуру, образование, медицину, науку, инфраструктуру и многое другое.
  2. Происходит перераспределение доходов, не всегда справедливое. Кто-то покупает облигации и живет на ренту, кто-то всю жизнь работает и платит налоги, из которых и выплачиваются проценты по кредитам.
  3. Рост госдолга замедляет темпы роста ВВП на каждого жителя страны.
  4. В соответствии с экономическими законами увеличение внешней задолженности обратно пропорционально объему зарубежных инвестиций в страну. А это замедление роста экономики.
  5. При росте долга устойчивость экономики снижается, что ведет к риску валютного кризиса – рубль стремительно растет, а с ним и цены. Заработная плата остается той же.
Показатель Значение Период
Государственный долг к ВВП 12.2 % 2018
Международная инвестиционная позиция 470 USD млрд. 4 кв./20
Государственный долг 14573 RUB млрд. / 191.58 млрд. USD 3 кв./20

Данные Период Дата

12.2 2018 22.01.2020
13.5 2017 22.01.2019
17 2016 11.08.2017
15.9 2015 31.12.2015
15.6 2014 31.12.2014
13.1 2013 31.12.2013
11.8 2012 31.12.2012
10.9 2011 31.12.2011
Имя Период Нач. Кон. Макс. Мин. Изм.% нач/кон.
Владимир Путин (2) 07.05.2002 — 17.0000 12.6000 17.0000 12.6000 -25.88%
  • Объем международной инвестиционной позиции в России вырос до 470 USD млрд. в четвертом квартале 2020. Максимальный объем достигал 733 USD млрд., а минимальный 151 USD млрд..
  • Данные публикует Ежеквартально Центральный Банк.

Данные Период Дата

470 4 кв./20 23.01.2021
461 3 кв./20 17.10.2020
477 2 кв./20 18.07.2020
450 1 кв./20 18.04.2020
482 4 кв./19 25.01.2020
472 3 кв./19 29.10.2019
467.8 1 кв./19 13.04.2019
453.7 4 кв./18 26.01.2019

Внешний долг России на 2021 год

Имя Период Нач. Кон. Макс. Мин. Изм.% нач/кон.
Владимир Путин (2) 07.05.2002 — 529.6000 524.9000 537.5000 524.9000 -0.89%
  • Государственный долг в России вырос до 14573 RUB млрд. (191.58 млрд. USD) в третьем квартале 2020. Максимальный объем госдолга достигал 14573 RUB млрд., а минимальный 2455 RUB млрд.
  • Данные публикует Ежеквартально Министерство финансов.

Управление государственным долгом — совокупность мероприятий государства по выплате доходов кредиторам, погашению займов, изменению условий уже выпущенных займов, определению условий по выпуску новых государственных ценных бумаг. Это одно из направлений финансовой политики государства.

Выплаты доходов по займу и их погашение обычно производятся за счет бюджетных средств, однако в условиях значительного роста государственной задолженности и нарастающих бюджетных трудностей страна может прибегнуть к рефинансированию государственного долга.

Под рефинансированием государственного долга понимается погашение старой государственной задолженности путем выпуска новых займов.

Государством в 2020-2021 годах могут приниматься следующие меры в области управления государственным долгом:

— конверсия — изменение доходности займов, т. е. в целях снижения расходов по управлению государственным долгом государство чаще всего снижает размер выплачиваемых процентов по займам (однако не исключено и увеличение процентов);
— консолидация — изменение условий займов, связанных со сроком. Благодаря консолидации может быть достигнуто увеличение срока действия уже выпущенных займов;
— унификация займов — это объединение нескольких займов в один, когда облигации ранее выпущенных займов обмениваются на облигациинового займа. Унификация обычно проводится вместе с консолидацией, но может быть проведена и самостоятельно;
— аннулирование государственного долга — мера, в результате которой государство полностью отказывается от обязательств по выпущенному займу.

Существующая система управления государственным долгом способствует сокращению объема потенциальных кредитных ресурсов инвестирования и объема внутренних инвестиционных ресурсов, т. е. обладает негативным эффектом. Подрыв инвестиционных возможностей ведет к углублению экономической стагнации, что объективно способствует накоплению инфляционного потенциала и становится препятствием на пути достижения антиинфляционных результатов, ради которых и создавались вышеуказанные инструменты рынка государственных ценных бумаг.

Многие специалисты-финансисты высказывают мнение, что сегодняшний внешний государственный долг нашего государства – плод кропотливого одалживания взаймы СССР у других держав. Выражается он в долларовом эквиваленте. Дело в том, что после распада Союза ни одно новоиспеченное самостоятельное государство, кроме нашего, не смогло бы взяться за выполнение долговых обязательств своего прародителя. И по настоянию держав-кредиторов Запада сработал «нулевой вариант»: за два года (1992-1993 гг.) прежние республики Союза передали РФ свои зарубежные активы и обязательства по кредитам. Как некоторую компенсацию, РФ получила возможность также быть кредитором для Кубы, Ирака, Афганистана, Монголии, Сирии, Вьетнама, КНДР, Эфиопии, Алжира, Ливии, Индии.

Внешний долг России – 2021

Эксперты-финансисты подсчитали, что по итогам последнего квартала 2017 года внешний долг России составляет 537,5 миллиарда долларов США. Но при этом успокаивают, что даже такая сумма не сможет привести нашу страну к дефолту, хотя некоторые компании рискуют обанкротиться.

Наиболее весомый долг у России перед США и государствами ЕС. Специалисты уточняют, что в 2021 году выплаты по внешнему долгу России составили 12,5 миллиарда долларов. Благодаря девальвации (снижению курса национальной валюты) суммарная задолженность увеличивается, хотя долги выплачиваются постоянно. В 2021 году практически все бюджетные средства уйдут на выплату внешнего госдолга. В связи с этим российский бизнес столкнется со снижением доходов (как следствие – сокращение рабочих мест, уменьшение налоговых отчислений, увеличение доли импорта).

Россия постепенно меняет свой статус: из должника переходит в кредитора. Согласно финансовым отчетам, позиции частного сектора по внешним активам сравнялись с пассивами. Проблема остается со сбалансированием бюджета нашей страны, который, как известно, основан на ценовой политике нефти в рублях.

Любой внешний долг для страны является показателем доверия к ней со стороны других государств. Если в этой стране стабильная экономическая ситуация, то внешний долг не будет являться ключевой проблемой для правительства и населения. Эксперты определили пределы, переход за которые может привести экономику страны к упадку – это отношение внешнего долга к валовому внутреннему продукту свыше 80% (низкая – до 48%, умеренная – до 80%). Эти расчеты основаны на том, что любая задолженность страны другим государствам-кредиторам отдается из стоимости продуктов производимых на своей территории.

При росте внешнего долга автоматически снижается рейтинг этой страны, авторитет ее правительства у населения.

Погашение внешнего госдолга на первое полугодие 2017 год:

  • 29 млрд. долларов в счет основного долга;
  • 12,8 млрд. долларов в качестве процентной ставки.

Специалисты делают выводы: за 2021 год выплатили меньше, чем уже выплаченная сумма задолженности в 2021 году. Такая ситуация объясняется тем, что РФ в 2021 году сохранила положительное торговое сальдо (разница между ценой экспорта и импорта) – за январь — июль 2021 году эта разница составила 72 миллиарда долларов.

К тому же ЦБ России прогнозирует, что избыточного спроса на валютном рынке не будет. Также не ожидается и девальвации российского рубля, какая была в конце прошлого года (резко снизились цены на нефть, при этом доступность финансовых рынков для компаний нашей страны была ограничена). Повторения прошлогодней ситуации не будет, поэтому специалисты советуют не паниковать, а с оптимизмом строить планы на будущее.

План Российской Федерации был такой: страна берет на себя все долги СССР за отказ бывших союзных республик от заграничных активов. Предполагалось, что объем активов превысит долги СССР. Но расчет оказался неверным.

Некоторые развивающиеся страны должны были Российской Федерации около 150 млрд долл. на момент вступления РФ в 1997 году в Парижский Клуб. Но по уставу Клуба новая страна-участница была обязана списать должникам долги за поставку вооружения. А именно эта статья составляла до 80% от общего размера активов.

Кроме этого Россию обязали списать задолженности всем бедным и развивающимся странам. По итоговым вычислениям оказалось, что другие страны должны России всего 8 млрд долларов. Что в общей структуре долга покрывало не больше 5% от общего размера задолженности СССР.

С 2014 года чистый долг России снизился до отрицательных показателей. Со второй половины 2019 года задолженность Российской Федерации полностью покрылась ликвидными активами расширенного правительства. Это означает, что если бы стране пришлось немедленно выплатить всю сумму долга, она сделала бы это только за счет депозитов государственных органов в ЦБ и коммерческих организациях.

В период с 2014 по 2019 год Россия соблюдала строгую дисциплину в макроэкономике. Но у такого подхода есть и отрицательная сторона — возникает недостаток внутренних стимулов для улучшения экономического состояния страны.

Долг России удвоится в 2021 году. Власти пересекли опасную черту

Внешние долги Российской Федерации мониторит Центральный Банк Российской Федерации. Именно регулятор ежеквартально отчитывается о ситуации с изменением размера обязательств перед другими странами и проводит выплаты по ним. По данным ЦБ РФ на 1 октября текущего года внешний государственный долг России составляет 461 млрд долларов США.

Если говорить о динамике, то на данный момент наблюдается снижение долговых обязательств России перед зарубежными кредиторами относительно 2018 года и более ранних лет. В последние два года ситуация с долгом относительно стабильная. Сумма обязательств варьируется от 450 до 490 млрд долларов.

Внешний госдолг РФ по годам

Год

Сумма долга (млн долларов)

Октябрь 2012

598 927

Октябрь 2013

716 260

Октябрь 2014

680 857

Октябрь 2015

536 890

Октябрь 2016

518 330

Октябрь 2017

529 585

Октябрь 2018

470 717

Октябрь 2019

474 913

Октябрь 2020

461 157

Источник: ЦБ РФ

Структура долговых обязательств по внешнему долгу, как правило, определяется в нескольких видах валют. А именно в валютах, в которых берется заем. Разумеется, в международных отношениях преобладают доллары, а соответственно именно в этой валюте больше всего долгов у нашей страны. По данным на 1 июля текущего года, структура российского внешнего госдолга такова:

  • Доллары – 47%
  • Рубли – 30%
  • Евро – 19%
  • Остальные валюты – 4%

Стоит отметить, что в Государственный долг входят не только кредиты у зарубежных стран, но и ряд других обязательств. В частности, ценные бумаги, такие как ОФЗ или Еврооблигации, а также обязательства перед инвесторами, лизинговыми компаниями и так далее.

Государство должно возвращать долги не только внешним кредиторам, но и внутренним. И как не странно, внутренними кредиторами, как уже говорилось выше, являются жители страны и негосударственные компании. Но как же занимает правительство у населения? Через облигации федерального займа. Разновидностей таких ценных бумаг достаточно много – бюджетные, с переменным купонным доходом и прочие. Какие-то больше подходят неквалифицированным инвесторам с небольшими накоплениями, другие будут интересны крупным холдингам с высокой прибылью.

Как работает ОФЗ? Здесь все просто:

  • Покупается ценная бумага на определенный срок
  • Государство выплачивает определенными периодами уплаченные деньги обратно вплоть до полного погашения с процентами

Приобрести ценную бумагу простой человек может через брокеров в инвестиционной компании или на бирже, а также в крупных банках страны. Стоит отметить, что для обычных граждан доступны не все виды облигаций. Сегодня существуют, так называемые, народные облигации, которые призваны привлечь интерес неквалифицированных инвесторов к подобному инструменту сбережения их средств.

Да, здесь речь идет именно о сбережении. Опытные трейдеры, а также биржевая статистика, говорят о том, что доходность по таким бумагам приблизительно равна инфляции или немного превышает ее. При этом рисков для покупателя практически нет, учитывая, что дефолта в РФ не предвидится в обозримом будущем. Такой инструмент выглядит несколько привлекательнее, нежели простой банковский депозит, но россияне опасаются, ссылаясь на опыт прошлых лет и непонимание столь сложных инвестиционных продуктов.

Помимо займа через облигации у населения и негосударственных организаций, во внутренний государственный долг также входят и гарантии. В данном случае под гарантиями понимается долговое обязательство, заемные средства по которому используются для реализации определенных направлений экономики.

Уровень внутреннего госдолга отслеживается Министерством Финансов Российской Федерации. Именно это ведомство отвечает за выпуск ценных бумаг на внутреннем рынке и осуществляет выплаты по ним. По данным Минфина на 1 ноября текущего года Госдолг составляет почти 14 трлн рублей. Стоит отметить, что с начала года показатель вырос почти на 4 трлн.

Год

Сумма долга (млрд рублей)

Ноябрь 2012

4 592

Ноябрь 2013

5 210

Ноябрь 2014

5 753

Ноябрь 2015

7 119

Ноябрь 2016

7 422

Ноябрь 2017

8 996

Ноябрь 2018

9 094

Ноябрь 2019

10 678

Ноябрь 2020

13 924

Источник: Министерство Финансов Российской Федерации

Как мы видим из тенденции, за последние 9 лет размер внутреннего государственного долга существенно вырос. На вопрос «Почему растет госдолг?» отвечал в июле сам глава Минфина Антон Силуанов. По его словам, в связи с кризисными явлениями в текущем году значительно ускорился рост госдолга из-за роста дефицита бюджета. Минфин активно проводит эмиссию новых бумаг и столь же активно их продает, чтобы покрыть текущие расходы и нехватку средств. Предполагается, что всплеск в текущем году будет нивелирован за счет роста экономики после кризиса.

Стоит отметить, что осенью текущего года глава ведомства рассказал о возможном достижении уровня государственного долга РФ 20% от ВВП страны в 2021 году. Такой уровень, по мнению экономиста, не критичен, но преодолевать его нецелесообразно. Он пояснил, чем выше долг, тем меньше интереса к покупке ценных бумаг проявляют иностранные инвесторы, а соответственно меньше денег приходит в экономику страны и больше средств берется из частного сектора в России, что снижает эффективность экономики.

Понравилось? Нравится!

2

Денег всегда не хватает. Даже если твой уровень дохода выше среднего, предпочтения и потребности вырастут пропорционально этому, и ты снова почувствуешь дефицит наличных, если не научишься их грамотно распределять.

Размер внешнего долга и государственного долга России

На апрель 2019 года почти весь внешний долг России – долг корпоративный. А государство предпочитает занимать деньги внутри страны. Внутренний долг по ОФЗ – около 200 млрд.долл., в 4 раза больше внешнего. Но и сложив все долги государства, получим скромные 10-15% от ВВП.

Совокупный долг корпоративного сектора больше – около 600 млрд.долл., 30-40% от ВВП. Итого всех долгов насчитаем около $850 млрд, или около в 50% от ВВП. Основная часть долга покрыта накоплениями, в частности, международными резервами, размер которых достиг $491 млрд. Таким образом Россия остается незакредитованной и финансово устойчивой экономикой.

Основная статья: Долги субъектов России

Консолидированный бюджет субъектов федерации представляет собой объединенный бюджет всех регионов и муниципалитетов, входящих в эти регионы, без учета межбюджетных трансфертов. Дефицит конслидированного бюджета регионов покрывается в основном за счет федерального бюджета.

Примечательно, что совокупный долг России также заметно вырос с начала 2020 года — до 143,8% ВВП. Впрочем, как следует из доклада IIF, показатель по-прежнему остаётся значительно ниже, чем в большинстве государств. Более того, задолженность российского правительства составляет лишь 18% ВВП.

Как отметил Иван Капустянский, до пандемии госдолг России оставался стабильным за счёт профицита бюджета. Так, доходы казны превышали расходы, а часть прибыли от продажи нефти власти направляли в Фонд национального благосостояния (ФНБ).

Все же специалисты предлагают рассматривать, хороша или плоха экономическая ситуация в стране с учетом также величины ВВП, величины на душу населения расходов, которые нужны для обслуживания долга, а также отталкиваясь от объема экспорта.

Пока не выработана единая позиция на то, как государственный долг влияет на темпы экономического роста страны. Все же существует одна выделенная закономерность – чем больше он у страны, тем активнее растет ВВП. Это можно обосновать тем, что в разные сферы экономики привлекаются большие по объему средства. На этом фоне можно привести пример США, где госдолг на сегодняшний день более 22 трлн $. Но это не мешает стране активно развиваться.

Рассмотрим актуальные показатели внутреннего и внешнего долга страны за период с 1993 по 2020 год.

Под внутренним долгом понимаются финансовые обязательства, которые берет на себя государство по отношению к организациям или населению страны по причине того, что привлекает средства, которые необходимы, чтобы выполнять различные государственные заказы или программы. Внутренний долг России включает в себя:

  • Долговые обязательства РФ перед физическими лицами.
  • Обязательства перед юридическими лицами. Причем выражается в национальной валюте.

Выражаются обязательства в форме:

  • Государственных займов.
  • Кредитов.
  • Выпуска облигаций.
  • Долговых обязательств под гарантии правительства.

Внешний долг России за год снизился на 4,33%, до $470,1 млрд

Что касается непосредственно внешнего долга России за период начиная с 1994 года по сегодняшний день, вот какие цифры можно привести в качестве статистических показателей:

  • 1994 год – 118 млрд $.
  • 1998 год – 182 млрд $.
  • 2000 год – 178 млрд $.
  • 2003 календарный период – 151 млрд $.
  • 2006 г. – 257 млрд $. Причемначиная годом ранее, он был как в иностранной валюте, так и в национальной.
  • 2009 г. – 479 млрд $.
  • 2012 г. – 538 млрд $.
  • 2014 г. – 728 млрд $.
  • 2017 г. – 511 млрд $.
  • 2019 г. – 481 млрд $.

Как видно, вплоть до 2014 года сумма существенно увеличивалась, но затем стала постепенно снижаться.

Внутренний и внешний госдолг России представляют собой следующую структуру. Внутренний делится на:

  • Гарантийные обязательства государства по ценным бумагам.
  • Кредиты для банков и других типов кредиторов.
  • Невыплаты компенсаций физ. и юр. лицам.

Все эти обязательства могут быть как рыночными, так и нерыночными. Внешний разделяется на:

  • По реализуемым и печатаемым ценным облигациям.
  • Займы от сторонних (не расположенных в государстве) кредиторов.
  • Гарантийные обязательства под внешние займы.
  • Долги по операционным обязательствам на внешнеторговом уровне.

За последние 5 лет динамика продолжает нарастать, причем как в сторону увеличения, так и в сторону снижения, в зависимости от того, где берутся заемные средства. Это может свидетельствовать о том, что на сегодняшний день пытаются снизить влияние финансовых организаций на Россию извне, но при этом постараться сохранить темпы роста экономики.

Учитывая прогнозные данные, стоит отметить, что в ближайшие несколько лет будет увеличиваться внутренний долг и постепенно снижаться внешний. Еще один интересный момент, который необходимо отметить это то, что к лету прошлого (2019 года) активы составили около 1,25% от прогнозного внутреннего валового продукта этого же периода на основе государственной оценки.

На 1 января 2019 года государственный долг с расширенным пониманием превысил государственные активы на 1,5% от ВВП. Тем самым, у России отсутствует на сегодняшний день чистый долг. Тем самым, экономика России является одной из наиболее интересных по мнению некоторых аналитиков. Определенные политические условия вынудили правительство увеличивать запасы и контролировать достаточно жестко долговую дисциплину. Правда, из-за такого жесткого подхода ухудшилась ситуация, связанная с развитием экономической ситуации в стране.

По мнению аналитиков на сегодняшний день Россия может позволить себе увеличить общий долг на 50% не подвергая угрозе свою финансовую стабильность. Это довольно хороший резерв для того, чтобы ускорить медленные темпы роста экономики.

Внешний долг России – это обязательства Российской Федерации, возникшие в иностранной валюте.

При этом собственно госдолг составляет внешняя задолженность федеральных органов власти, субъектов федерации, ЦБ РФ.

Под общей (совокупной) задолженностью понимают внешние долги всех резидентов РФ: государственных структур, банковского и корпоративного секторов.

Правительство допустило рост госдолга до 24% ВВП

Долг России перед другими странами состоит из:

  1. Обязательства бывшего Союза (до 1 января 1992 года) перед Парижским и Лондонским клубами:
    • межбанковские кредиты;
    • векселя;
    • ценные бумаги;
    • облигации.
  2. Обязательства РФ (после января 1992 года) перед нерезидентами (МВФ и группа Всемирного банка):
    • бюжетозамещающие займы (финансовые – серия траншей для осуществления экономических реформ и финансирования импорта);
    • инвестиционные долги (нефинансовые – для финансирования в области энергетики, транспорта, коммунального хозяйства, дорожного строительства, образования, медицины);
    • авансовые долги (для помощи в подготовке технических проектов и их внедрения);
    • еврооблигации (для финансирования бюджетного дефицита);
    • коммерческие сделки;
    • государственные кредиты на двусторонней основе.

Правительство РФ выполняет ряд действий для погашения кредитов. Это:

  1. Реструктуризация (изменение условий кредитования) долга перед Парижским и Лондонским клубами.
  2. Обмен государственных краткосрочных облигаций (ГКО) на евробонды (предъявительские ценные бумаги).
  3. Переход ГКО в ОФЗ (облигации федерального займа).
  4. Обмен ОВГВЗ (облигации внутреннего государственного валютного займа) на ОГВЗ (облигации государственного валютного займа).
  5. Смена коммерческих задолженностей на еврооблигационные займы.

Кроме названых стандартных операций по погашению внешних кредитов, правительство РФ использовало ряд нестандартных:

  • финансирование экспортных поставок товаров (в счет погашения долга) в Чехию, Словакию, Венгрию, Румынию, Китай, Польшу, Францию, Финляндию, Италию, Южную Корею, Уругвай;
  • дисконтирование с досрочной выплатой по кредитным обязательствам (для этого используется фонд стабилизации РФ, сформированный благодаря дополнительным прибылям от высоких цен на нефть).

Как считают эксперты, такие нестандартные шаги приносят пользу России и помогают выплатить внешний долг. Если последовательно проводить все названные мероприятия, то существует перспектива выйти из долгового кризиса в течение ближайших десяти лет, а благодаря этому стабилизируется и экономическая ситуация в стране. Но приходится прилагать значительные усилия в сложившейся ситуации на 2021 год.

Эксперты-финансисты подсчитали, что по итогам последнего квартала 2017 года внешний долг России составляет 537,5 миллиарда долларов США. Но при этом успокаивают, что даже такая сумма не сможет привести нашу страну к дефолту, хотя некоторые компании рискуют обанкротиться.

Наиболее весомый долг у России перед США и государствами ЕС. Специалисты уточняют, что в 2018 году выплаты по внешнему долгу России составили 12,5 миллиарда долларов. Благодаря девальвации (снижению курса национальной валюты) суммарная задолженность увеличивается, хотя долги выплачиваются постоянно. В 2021 году практически все бюджетные средства уйдут на выплату внешнего госдолга. В связи с этим российский бизнес столкнется со снижением доходов (как следствие – сокращение рабочих мест, уменьшение налоговых отчислений, увеличение доли импорта).

Россия постепенно меняет свой статус: из должника переходит в кредитора. Согласно финансовым отчетам, позиции частного сектора по внешним активам сравнялись с пассивами. Проблема остается со сбалансированием бюджета нашей страны, который, как известно, основан на ценовой политике нефти в рублях.

Любой внешний долг для страны является показателем доверия к ней со стороны других государств. Если в этой стране стабильная экономическая ситуация, то внешний долг не будет являться ключевой проблемой для правительства и населения. Эксперты определили пределы, переход за которые может привести экономику страны к упадку – это отношение внешнего долга к валовому внутреннему продукту свыше 80% (низкая – до 48%, умеренная – до 80%). Эти расчеты основаны на том, что любая задолженность страны другим государствам-кредиторам отдается из стоимости продуктов производимых на своей территории.

При росте внешнего долга автоматически снижается рейтинг этой страны, авторитет ее правительства у населения.

Погашение внешнего госдолга на первое полугодие 2017 год:

  • 29 млрд. долларов в счет основного долга;
  • 12,8 млрд. долларов в качестве процентной ставки.

Специалисты делают выводы: за 2018 год выплатили меньше, чем уже выплаченная сумма задолженности в 2021 году. Такая ситуация объясняется тем, что РФ в 2021 году сохранила положительное торговое сальдо (разница между ценой экспорта и импорта) – за январь — июль 2018 году эта разница составила 72 миллиарда долларов.

В начале 90-х годов российским правительством было принято решение разделять задолженность на внешнюю и внутреннюю. На текущий момент внешний суверенный долг определяется в валюте страны кредитора, внутренняя задолженность исчисляется в рублях. Регулирующим внешние кредитные обязанности РФ документом, является бюджетный кодекс, формулировка термина «внешний долг» дается в статье 6 данного документа.

Ответственными за исполнение долговых обязательств органами, признаются:

  1. Центробанк РФ
  2. Федеральная администрация
  3. Администрация субъектов федерации

Регистрационные функции, структурное информирование, формирование истории и распределение финансовых потоков по платежам – все это функции Центробанка, выполняющего ключевую роль в иерархии кредитных обязательств. Основными источниками заемных средств являются соседние государства, МФО и фонды, организованные международными финансовыми структурами или частными лицами.

«Данная ситуация характерна не только для развитых стран, но и для России. Если до пандемии российский госдолг был 12,5% от ВВП, то сегодня он вышел за пределы 20%», — констатирует Ордов.

Мировой ВВП уменьшился в 2020 году, аналогичная судьба постигла экономики РФ и развитых государств. Так что в номинальном отношении рост госдолга ниже, чем в процентах от ВВП.

«Россия за 2020 год заняла в районе 4-5 трлн рублей. Перед нами осознанная экономическая политика по купированию острой фазы мирового финансового кризиса за счет внутреннего кредитования», — заключает Ордов.

Раньше считалось, что кредит является единственным механизмом стимулирования роста в рыночной экономике, однако, начиная с 2000-х годов, мы видим, что повышение задолженности перестало приводить к росту экономики.

«Проблемой является ловушка ликвидности: когда выпускаются дополнительные деньги, то они не приводят к росту экономики. С 2015 года стало очевидным, что экономики стагнируют даже на фоне дополнительной необеспеченной эмиссии денег», — резюмирует Ордов.

Перед нами реальность, которая будет существовать дальше: в кризисы объем госдолга будет увеличиваться ускоренными темпами, такая же политика, пусть и в меньших объемах, сохранится в стабильной ситуации. Если США, ЕС, Великобритания и Япония могут позволить эмиссию за счет того, что их валюты являются резервными в мире, то Россия данной возможности лишена.

«Ведущие развитые страны могут печатать новые деньги из-за того, что они затем расходятся по всему миру в качестве резервных валют, и обеспечивать за счет этого внутреннее финансирование», — заключает Ордов.

«Данная ситуация характерна не только для развитых стран, но и для России. Если до пандемии российский госдолг был 12,5% от ВВП, то сегодня он вышел за пределы 20%», — констатирует Ордов.

Мировой ВВП уменьшился в 2020 году, аналогичная судьба постигла экономики РФ и развитых государств. Так что в номинальном отношении рост госдолга ниже, чем в процентах от ВВП.

«Россия за 2020 год заняла в районе 4-5 трлн рублей. Перед нами осознанная экономическая политика по купированию острой фазы мирового финансового кризиса за счет внутреннего кредитования», — заключает Ордов.

Раньше считалось, что кредит является единственным механизмом стимулирования роста в рыночной экономике, однако, начиная с 2000-х годов, мы видим, что повышение задолженности перестало приводить к росту экономики.

«Проблемой является ловушка ликвидности: когда выпускаются дополнительные деньги, то они не приводят к росту экономики. С 2015 года стало очевидным, что экономики стагнируют даже на фоне дополнительной необеспеченной эмиссии денег», — резюмирует Ордов.

Перед нами реальность, которая будет существовать дальше: в кризисы объем госдолга будет увеличиваться ускоренными темпами, такая же политика, пусть и в меньших объемах, сохранится в стабильной ситуации. Если США, ЕС, Великобритания и Япония могут позволить эмиссию за счет того, что их валюты являются резервными в мире, то Россия данной возможности лишена.

«Ведущие развитые страны могут печатать новые деньги из-за того, что они затем расходятся по всему миру в качестве резервных валют, и обеспечивать за счет этого внутреннее финансирование», — заключает Ордов.


Похожие записи:

Добавить комментарий