2021 включать ли страховые в договор по п 4 по 44 фз

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «2021 включать ли страховые в договор по п 4 по 44 фз». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

☎ Связаться с нами!

В следующей статье мы расскажем о том, что изменится в закупках госкомпаний (федеральный закон 223-ФЗ) с 1 января 2021 года. Не пропустите!

Изменения в госзакупках с 1 января 2021 года

Для заказчиков становится обязательной проверка соответствия участника закупки п. 7.1 ч. 1 ст. 31. В настоящее время все положения ч. 1, начиная с п. 3 и вплоть до п. 11, просто декларируются на площадке, соответственно, участник декларируют свое соответствие. Нигде, в принципе, не написано, что заказчик должен проверять эту информацию, но он всегда может обратиться с запросом в соответствующие структуры госорганов в зависимости от вида декларируемого соответствия, в случае если у него возникнут сомнения. По новым правилам, с 1 января 2021 года комиссия заказчика обязана проверять соответствие поставщика п. 7.1 ч. 1 ст. 31.

п. 7.1 ч. 1 ст. 31 — это требование к юридическому лицу, согласно которому он, в течение двух лет до даты подачи заявки на участие, не привлекался к административной ответственности по статье 19.28 КОАП.

Еще раз обращаем внимание на то, что данное соответствие заказчик в 2021 году должен обязательно проверять!

С 1 апреля 2021 года меняются алгоритмы осуществления запроса котировок и закупки у единственного поставщика. Последние, также нередко называемые малыми закупками, или закупками с «полки», осуществляются по п. 4.5 ч. 1 ст. 93. Их название обусловлено тем, что заказчику достаточно зайти в каталог, размещенный на соответствующем сайте-операторе электронной площадки, выбрать интересующую его продукцию, составить извещение с описательными характеристиками на нее, и объявить закупочную сессию.

Отличительные нюансы запроса котировок в электронной форме:

  • достаточно короткий срок для подачи заявки для участника
  • отсутствие возможности заказчика менять положение извещения
  • возможность отменить закупку не позднее, чем за один час до даты окончания срока подачи заявок
  • стандартное время рассмотрения заявок
  • один рабочий день

Обращаем внимание на особые алгоритмы заключения контракта: не ранее, чем через два рабочих дня с даты опубликования итогового протокола. При этом протокол разногласий не допускается! То есть проект контракта направляется участнику в один рабочий день с даты подведения итогов, участник подписывает его в один рабочий день, и уже далее заказчик подписывает документ со своей стороны. Таким образом, контракт может быть заключен не ранее, чем через два рабочих дня.

Ключевое изменение в закупках у единственного поставщика — увеличение НМЦК до 3 млн руб. При этом, если проводится бумажная закупка по п. 4.5 ч. 1 ст. 93, то предельное значение начальной максимальной цены сохраняется в 600 тыс. руб. Но в случае, когда закупка по тем же основаниям выходит на функционал электронных магазинов, НМЦК возрастает до 3 млн руб. Требования к совокупным годовым объемам закупок по п. 4.5 при этом сохраняются. Это важное изменение для заказчика!

Подробнее об алгоритмах закупочных процедур рассказывает эксперт Контру.Школы Светлана Сафина.

  • Электронная подпись для торгов. Что надо знать поставщику и заказчику
  • Поставщик в системе госзакупок: как начать участвовать в государственных тендерах?
  • Комплаенс как инструмент для участия в закупках по 44‑ФЗ и 223‑ФЗ
  • Риски демпинга и антидемпинговые меры
  • Приказ Минфина РФ № 126н: особенности применения
  • Закрытый конкурс по 44‑ФЗ: пошаговая инструкция
  • Все изменения в законодательстве из-за коронавируса
  • Антикризисные меры: как сохранить бизнес в период COVID-19
  • Запреты и ограничения из-за эпидемии
  • Все изменения по проверкам организаций
  • Как организовать удаленную и офисную работу во время коронавируса
  • Переносы сроков по налогам и сборам
  • Как снизить страховые взносы до 15%
  • Налоговые каникулы и другие меры поддержки организаций
  • Получите доступ на 2 дня ко всем материалам К+

Основная часть изменений вступила в силу с 13.11.2020 г. Позднее вступят в силу следующие изменения:

  • с 01.01.2021 г. – Постановление Правительства РФ от 17.09.2012 №932 о форме плана закупок и часть изменений, касающиеся закупок для нужд обороны страны (Постановление Правительства РФ от 27.11.2017 г. №1428);
  • с 01.04.2021 г. – изменения, касающиеся закупок у МСП и СОНО (Постановление Правительства от 17.03.2015 г. № 238);
  • с 01.07.2021 г. – изменения, касающиеся утверждения планов-графиков закупок (постановление Правительства от 30.09.2019 г. №1279), а также отдельные изменения в порядке контроля закупок (Постановление Правительства от 05.08.2020 г. №1193);
  • с 01.01.2022 г. будет внесено дополнение в подпункт «б» пункта 13 Правил ведения реестра контрактов (Постановление Правительства от 28.11.2013 г. №1084) о проверке финансового обеспечения по каждому коду объекта капитального строительства или объекта недвижимого имущества, сформированному в системе «Электронный бюджет».

Изменение в правилах указания единиц измерения и количества закупаемых товаров

В Плане формирования закупки необходимо указывать единицы измерения закупаемых товаров и коды по ОКЕИ, сведения о количестве закупаемых товаров. С 01.01.2021 г. данные сведения необходимы не только для поставки товаров, но при передаче товаров при закупке работ или услуг (пп. 5 п. 1 Постановления Правительства РФ №932 от 17.09.2012 г.). При этом сильных изменений сама форма Плана в данной части не претерпела.

Все изменения в 44-ФЗ на 2020 и 2021 годы: таблицы по месяцам

План закупки

В плане закупки указывается информация об объёме финансирования за счёт субсидии, каждый код целевой статьи расходов и код видов расходов. В самой форме плана закупки также появилась соответствующая графа для данной информации.

Правила функционирования ЕИС (утв. Постановлением Правительства от 23.12.2015 г. № 1414)

Теперь ЕИС обеспечивает контроль в том числе за соответствием информации об идентификационных кодах закупок и непревышением объёма финансового обеспечения для осуществления закупок. Кроме того, внесены некоторые технические поправки относительно возможностей ЕИС по формированию информации и документов, хранению и проверке электронно-цифровой подписи.

Изменения обусловлены введением так называемых «малых электронных торгов» при закупках у единственного поставщика.

Статья 93 Закона 44-ФЗ будет дополнена частью 12 (введена Федеральным законом №449-ФЗ от 27.12.2019). С 01.04.2021 г. проведение закупок у единственного поставщика на сумму до 3 млн. рублей можно будет осуществлять по специальной процедуре через электронную площадку.

Статьей 30 Закона 44-ФЗ предусмотрена обязанность заказчика отчитаться о проведении определённого процента закупок у МСП и СОНО. Теперь при составлении отчёта о закупках у СМП и социально ориентированных организаций заказчик отдельно будет указывать сведения о заключении контрактов с единственным поставщиком на основании части 12 статьи 93 Закона 44-ФЗ.

Реестр контрактов, содержащих сведения о гостайне (постановление Правительства РФ от 30.09.2019 N 1279)

Теперь в реестр таких контрактов будут включаться также следующие сведения:

  • наименование страны происхождения товара как при закупках товара, так и при закупках работ и услуг;
  • информация о производителе товара.

Для контрактов в сфере строительства данная информация включается в реестр, если товар был принят заказчиком к бухучёту как объект основных средств. Т.е. не нужно отчитываться о том, где произведены товары, которые поставлялись для исполнения контракта, но были использованы в ходе выполнения работ и заказчику не передавались.

Правила функционирования ЕИС (Постановление Правительства РФ от 23.12.2015 №1414 (ред. от 27.12.2019))

Согласно последним изменениям в пп.б п.2 Правил ЕИС обеспечивает прежде всего контроль за соответствием информации об идентификационных кодах закупок и непревышением объёма финансового обеспечения. Формулировка п.п.б изменена в связи с тем, что были приняты новые Правила для осуществления такого контроля (Постановление Правительства №1193 от 06.08.2020 г.)

В Правила функционирования ЕИС внесены также изменения, касающиеся её технических возможностей. С 01.01.2021 г. внесены технические изменения в правила регистрации участников в ЕИС:

  • иностранные юрлица смогут указывать российский ИНН;
  • добавлена возможность указывать о статусе самозанятого для физических лиц.

Информация будет поступать в ЕИС из ФНС РФ в автоматическом режиме.

Внесены некоторые изменения в Постановление Правительства от 27 ноября 2017 г. №1428, касающееся предоставления сведений о банковских гарантиях при закупках для оборонных нужд.

Если статья была вам полезна, пожалуйста, оцените ее по «звездной» шкале ниже, где 5 звезд — очень полезна.

Мы хотим, чтобы вы читали только интересные материалы, и будем благодарны за обратную связь!

Профессиональная переподготовка

Государственные, муниципальные и корпоративные закупки

От 7 300 руб Подробнее

Повышение квалификации

Основные изменения правового регулирования закупок для государственных и муниципальных нужд

От 4 700 руб Подробнее

Повышение квалификации по 44-ФЗ

Контрактная система в сфере закупок товаров, работ, услуг

От 4 300 руб Подробнее

Профессиональная переподготовка

Эксперт в сфере закупок

От 7 500 руб Подробнее

Повышение квалификации по 223-ФЗ

Менеджмент в сфере закупок товаров, работ, услуг. Практические аспекты применения закона 223-ФЗ

От 3 900 руб Подробнее

Повышение квалификации

Государственные, муниципальные, корпоративные закупки для поставщиков (подрядчиков, исполнителей)

От 4 900 руб Подробнее

Изменения в планировании и реестре контрактов в 2021 году

Законом устанавливается, что заказчик вправе осуществлять закупки путем проведения запроса котировок в электронной форме при условии, что начальная (максимальная) цена контракта не превышает трех миллионов рублей. При этом годовой объем закупок, осуществляемых путем проведения запроса котировок в электронной форме, не должен превышать десять процентов совокупного годового объема закупок заказчика. Таким образом, ценовой предел данного способа закупки увеличивается с 500 тысяч рублей до 3 миллионов рублей, а также исключается предельное значение для годового объема закупок, осуществляемых путем проведения запроса котировок в электронной форме, в стоимостном выражении (не более чем сто миллионов рублей).

Общая длительность закупочной процедуры, проводимой данным способом, сокращается с 13 до 7 дней. В частности, минимальный срок для подачи заявок сокращен до 4 рабочих дней, а также существенно сокращен срок на заключение контракта. Контракт может быть заключен не ранее чем через два рабочих дня, следующих за днем размещения в Единой информационной системе протокола подведения итогов запроса котировок в электронной форме. При этом формирование и размещение протокола разногласий в данном способе осуществления закупки не допускаются.

Малые закупки, предусмотренные пунктами 4 и 5 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ, (те, предел по которым раньше составлял 100 тысяч рублей, а сейчас — 600 тысяч рублей) с 1 апреля 2021 года можно будет осуществлять в электронной форме с использованием электронной площадки на сумму, не превышающую трех миллионов рублей.

Закупка будет проходить в следующем порядке.

Участники закупки будут вправе сформировать, подписать усиленной электронной подписью и разместить на электронной площадке предварительное предложение о поставке товаров. (Обратите внимание, что речь идет только о товарах). Такое предварительное предложение нужно будет «обновлять» на электронной площадке не реже, чем раз в месяц. Также можно установить конкретный срок его действия и в любой момент отозвать.

Предварительное предложение должно будет содержать в себе:

  • наименование товара и его характеристики с использованием каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;
  • товарный знак (при наличии);
  • наименование страны происхождения товара;
  • документ (или его копия), подтверждающий страну происхождения товара (в случае, если такой документ в отношении соответствующего товара предусмотрен нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частями 3 и 4 статьи 14 Закона № 44-ФЗ);
  • единицу измерения товара по общероссийскому классификатору, используемому для количественной оценки технико-экономических и социальных показателей;
  • цену (цены) единицы товара с учетом стоимости доставки, налогов, сборов и иных обязательных платежей;
  • минимальное и (или) максимальное количество товара, предлагаемое участником закупки к поставкам;
  • наименование субъекта (субъектов) Российской Федерации, муниципального (муниципальных) района (районов) или городского (городских) округа (округов) по общероссийскому (общероссийским) классификатору (классификаторам), используемому (используемым) для сопоставимости и автоматизированной обработки информации в разрезах административно-территориального деления, систематизации и однозначной идентификации на всей территории Российской Федерации муниципальных образований и населенных пунктов, входящих в их состав, в пределах территории (территорий) которого (которых) участник закупки предлагает товар к поставкам;
  • минимальный (минимальные) срок (сроки) и (или) максимальный (максимальные) срок (сроки) поставки товара;
  • информацию и документы, которые участник обычно подает для участия в конкурентных способах закупок (например, декларация соответствия единым требованиям и др).

Если вы опубликовали такое предварительное предложение, это означает ваше согласие на направление оператором электронной площадки заказчикам предложений о поставке товаров, соответствующих требованиям, установленным в извещениях об осуществлении закупок, то есть предварительное предложение «превращается» в момент его размещения в заявку участника закупки. Важно помнить, что ответственность за достоверность информации и документов, содержащихся в предварительном предложении, за соответствие указанных информации и документов требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, несет участник закупки.

В свою очередь, заказчик формирует, подписывает усиленной электронной подписью и размещает в Единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, которое должно содержать также проект контракта и расчет начальной (максимальной) цены контракта. В течение одного часа с момента размещения в Единой информационной системе извещения об осуществлении закупки оператор электронной площадки определяет из числа всех размещенных предварительных предложений не более пяти заявок на участие в закупке (предварительных предложений), соответствующих требованиям, установленным в извещении и содержащих наименьшие цены за единицу товара, являющегося объектом закупки.

Оператор электронной площадки присваивает каждой заявке на участие в закупке порядковый номер в порядке возрастания цены за единицу товара и направляет их заказчику. Не позднее одного рабочего дня со дня, следующего за днем получения информации и документов, заказчик принимает в отношении каждой заявки решение. Присваивает каждой заявке на участие в закупке, которая не отклонена, порядковый номер в порядке возрастания цены за единицу товара, формирует с использованием электронной площадки протокол подведения итогов определения поставщика, где указывает победителя.

В случае наличия менее двух заявок на участие в закупке процедура не проводится — об этом заказчика уведомляет оператор электронной площадки. Контракт с победителем заключается в течение 2 рабочих дней, протокол разногласий для данной закупочной процедуры не предусмотрен.

Сильно утрируя и упрощая, данная закупочная процедура чем-то должна напоминать осуществление наших повседневных бытовых закупок в различных маркетплейсах.

С 1 января 2021 года планировался к вступлению в силу масштабный законопроект Минфина России, во многом меняющий положения Закона № 44-ФЗ. Сам регулятор контрактной системы называет его вторым оптимизационным пакетом поправок в Закон № 44-ФЗ.

Подготовка второго оптимизационного пакета поправок к Закону № 44-ФЗ была завершена только в мае, в том числе из-за пандемии коронавирусной инфекции и введения в РФ режима самоизоляции, что потребовало оперативного изменения закупочного законодательства и корректировки других законопроектов, находящихся на стадии подготовки. В конце мая Минфин России внес согласованный со всеми федеральными органами исполнительной власти оптимизационный пакет поправок к Закону № 44-ФЗ на рассмотрение правительства РФ, поэтому, очевидно, сроки вступления в силу положений законопроекта будут перенесены на более поздний срок.

Среди основных изменений, указанных в законопроекте, можно выделить следующие:

  1. Оптимизация способов закупок: существенно сократят количество способов закупок. Оставят только электронный аукцион, электронный конкурс, новый запрос котировок в электронной форме, электронные закупки «с полки» и закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
  2. Исключение документации о закупке при проведении вышеперечисленных конкурентных способов закупки. Реализация повлечет формирование одного документа о закупке (извещения) вместо двух документов (извещения и документации), при этом проект контракта, расчет начальной (максимальной) цены контракта, описание объекта закупки будут размещаться заказчиком в составе извещения.
  3. Введение универсальной стоимостной предквалификации (с сохранением специальной предквалификации по отдельным закупкам). Предусматривается необходимость наличия у участника закупки опыта исполнения любого государственного, муниципального контракта для участия в закупке с ценой от 20 млн. рублей (на 20 % от начальной (максимальной) цены проводимой закупки). Данные изменения направлены на определение заказчиками поставщиков (подрядчиков, исполнителей), обладающих квалификацией, выражающейся в опыте участия в государственных и муниципальных закупках, и исключение участия в закупках недобросовестных участников, фирм-однодневок.
  4. Расширение круга участников закупки, которые вправе заключить контракт при уклонении победителя. По электронным закупкам обязаны заключить контракт как минимум первые 3 участника закупки (остальные обязаны, если не отзовут свою заявку). При проведении электронных процедур устанавливается, что, в случае уклонения участника закупки от заключения контракта, заказчик направляет контракт для заключения участнику закупки, заявке которого присвоен следующий порядковый номер (каждому следующему участнику до заключения контракта). При этом участники закупки, за исключением первых трех, вправе отозвать заявки и не заключать контракт с заказчиком. Такой подход существенно увеличивает возможности заказчика заключить контракт со следующим участником закупки, принявшим участие в закупке, без повторного ее осуществления.
  5. Внедрение не только электронного актирования, но и электронного документооборота при расторжении контракта, а также при включении поставщика в реестр недобросовестных поставщиков.
  6. Установление условия о том, что взыскание заказчиком обеспечения исполнения контракта допускается не автоматически при расторжении контракта в одностороннем порядке, а только в случае включения ФАСом России поставщика в реестр недобросовестных поставщиков.2

Еще одной новацией второго оптимизационного законопроекта стал рейтинг деловой репутации предпринимателей. Регуляторы сообщают о запуске данного механизма не ранее 2023 года.

Правила формирования и использования в госзакупках рейтинга деловой репутации должно будет определить правительство Российской Федерации. В положении оптимизационного законопроекта отмечается, что под рейтингом деловой репутации участника закупки подразумевается совокупная оценка опыта участника закупки, формируемая в соответствии с правилами, установленными правительством Российской Федерации на основании данных из реестра контрактов, реестра договоров с госкомпаниями, информации и документов об исполнении контрактов. По замыслу Федеральной антимонопольной службы России, являющейся разработчиком этого предложения, рейтинг должен стать инструментом для поощрения добросовестных поставщиков и рассчитываться автоматически на основании данных единой информационной системы (количество исполненных контрактов, их цена, качество выполнения). Для компаний, включенных в этот рейтинг, предполагается снизить в несколько раз финансовое обеспечение заявки или контракта.3

Переход на прямые договора, сумма которых составляет не более 100 млн руб заключаются, при условии того, что сумма объема закупок за год не будет больше 2 млн руб или не превышать 5 процентов от СГОЗ и иметь размер не больше 50 млн руб.

Но имеющиеся ограничения годового объема не будут иметь значения для закупок, которые осуществляются заказчиками для обеспечения муниципальных потребностей сельских поселений. Контракт на сумму не более 100 тыс руб заключается при наличии в нем основания для совершения госзаказчиком заказа, при этом он должен соответствовать п 4 ч 1 ст 93 44 ФЗ

Госзакупки, сумма которых не будет превышать 400 тыс руб проводят заказчики, выступающие в качестве гос и муниципальных учреждений культуры, работа которых заключается в сохранности и популяризации объектов наследия культуры и иные учреждения, которые указаны в п 5 ч 1 ст 93.

  • непредоставление участником закупки в предварительном предложении информации и документов, предусмотренных извещением об осуществлении закупки;
  • несоответствии информации и документов, содержащихся в предварительном предложении, требованиям извещения
  • несоответствие участника закупки требованиям, установленным в извещении к участникам закупки
  • при наличии в предварительном предложении импортной продукции, в том числе отсутствие документов, подтверждающих страну происхождения товара (если на предмет закупки распространяется запрет, установленный актом об импортозамещении в рамках ст. 14 Закона № 44-ФЗ)
  • наличие в предварительном предложении недостоверной информации.

Участник, предварительное предложение которого полностью удовлетворяет всем требованиям извещения об осуществлении закупки заказчика и содержит наименьшую цену, становится контрагентом заказчика. С ним заключается контракт в упрощенном порядке за 2 рабочих дня.

Остались вопросы? Получите ответы на них прямо сейчас в закрытой группе WhatsApp!

Закупка осуществляется с использованием электронной площадки. Площадки, на которых будут публиковаться такие закупки, пока не определены, но на текущий момент самыми популярными из таких площадок являются: Портал поставщиков Москвы, Электронный магазин Московской области и ЭТП Березка.

Ближе к началу июля будет известно, какие заказчики, на каких площадках будут размещаться.

Согласование закупок у ед. поставщика

Перечень случаев, когда нужно согласовать закупку у ед. поставщика после несостоявшихся процедур, расширили.

Теперь, если не состоялся электронный конкурс, электронный аукцион или электронный запрос предложений, обращайтесь в контрольный орган, чтобы согласовать закупку у ед. поставщика.

В рамках 44-ФЗ заказчика обязывают прописывать в контракте условия его исполнения. При этом заказчикам необходимо при формировании государственного контракта указывать существенные условия с опорой на Закон об ОСАГО 40-ФЗ. Последний предъявляет свои требования к условиям договора.

В ФЗ-40 подчеркивается, что порядок реализации прав и обязанностей, связанных с автострахованием, утверждается Центробанком. Такой порядок регламентирован в Положении ЦБ 431-П от 2014 года. В Положении содержится порядок уплаты страховой премии и передачи полиса. Если страхователем является юрлицо, то стороны определяют порядок выдачи полиса. При этом по положениям контракта полис выдается только после оплаты стоимости страховых услуг.

Но в 44-ФЗ есть своя специфика при подписании контрактов. Так, на основании ч. 6 ст. 96 44-ФЗ размер обеспечения исполнения контракта должен быть равен размеру аванса, если авансирование превышает 30%. Означает ли это, что заказчик обязан потребовать обеспечение от страховщика в размере 100% от уплаченной страховой премии? Свою позицию по указанному вопросу высказало Минэкономразвития в письме №Д28и-3102 от 2016 года. С учетом определения страховой премии по ст. 954 ГК министерство пришло к выводу, что страховая премия не является авансом. И в данном случае обеспечение исполнения контракта устанавливается таким образом, как это требуется в ФЗ-44 и вводится только при наличии аванса.

Аналогичные затруднения вызывает вопрос указания ответственности сторон. По 44-ФЗ заказчик должен прописывать ответственность по нормам Постановления Правительства №1042 от 2017 года. Тогда как в Законе об ОСАГО устанавливаются правила, которые отличаются от норм по 44-ФЗ. В данном случае закон об ОСАГО имеет приоритет перед 44-ФЗ и заказчику следует устанавливать ответственность по специальным нормам страхового закона. На аналогичную позицию указывает сложившаяся судебная практика.

Изменения в законодательстве по 44-ФЗ в первом полугодии 2021 года

В апреле 2016 года было опубликовано постановление Правительства РФ за номером 737-р. В нем определяется список товаров, при заключении договора на поставку которых, авансирование не допускается. При этом срок поставки не должен превышать 30 дней с момента заключения контракта. В этот перечень входят:

Минфин разработал законопроект, который упрощает госзакупки. Планируется, что с декабря 2020 года заказчики перестанут составлять документацию, а закрытые закупки станет проще проводить. Вот последние новости изменений в 44 ФЗ с 2020 года:

Органы внутреннего финансового контроля контролируют обоснованность закупок по ч. 8 ст. 99 закона о контрактной системе. При проверке обоснования они контролируют только определение и обоснование НМЦК, цены контракта, цены за единицу. Получили право выдавать предписания до окончания срока подачи заявок.

  • исключили документацию;
  • установили единые требования к закупочным документам;
  • изменили порядок проведения закрытых процедур.
  • включили бюджетные учреждения и унитарные предприятия в перечень органов и организаций, в отношении закупок которых допускается централизация;
  • гармонизировали и унифицировали положения 44-ФЗ об аккредитации участников закупочных процедур как на электронных площадках, так и на специализированных электронных площадках;
  • предоставили обязанность Минфина вести перечень банков, в которых поставщики открывают специальные счета.

Заказчик не всегда может сказать, какой объем товаров и услуг ему нужен. Но товары и услуги могут быть разбиты на какие-то элементы, и у этих элементов может быть цена. Например, цена единицы товара или цена единицы услуги.

Сейчас размер обеспечения считается в процентах от НМЦК. Если в процессе торгов она существенно снижается, то расчет ведется от цены, заявленной победителем. Такой принцип будет действовать в отношении малого бизнеса.

Вносить изменения в «план-график нового образца» также будет проще, чем сейчас. Случаи, когда будет возможно внесение изменений, сходны с нынешними случаями внесения изменений в план закупок (конечно, до появления порядка формирования, утверждения и изменения планов-графиков, который будет принят Правительством РФ, любые оценки такого рода носят предварительный характер). Однако внести изменения можно будет не за 10 дней до публикации в ЕИС извещения о закупке или заключения контракта с единственным поставщиком, как сейчас, а за один день.

Извещения о закупках у единственного поставщика отменяются (независимо от основания!). Кроме того, цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком, должна будет обосновываться исключительно в случаях, предусмотренных п. 3, 6, 9, 11, 12, 18, 22, 23, 30–32, 34, 35, 37–41, 46, 49 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ (в этих случаях контракт должен будет содержать обоснование цены контракта).

При этом оператор ЭП должен будет возвратить заявку подавшему ее участнику в случае отсутствия в реестре аккредитованных участников закупок необходимых подтверждающих документов либо в случае их несоответствия установленным требованиям. Однако это не означает, что обязанность по рассмотрению документов, подтверждающих соответствие участников закупок дополнительным требованиям, полностью переложена на операторов ЭП: непредоставление подтверждающих документов, их несоответствие аукционной документации или наличие в них недостоверной информации по-прежнему будут основанием для отклонения заявки на участие в электронном аукционе «по вторым частям».

Прямой договор заключение по 44 ФЗ 2021 г.

Электронный аукцион с НМЦК до 300 млн руб, а по строительным работам до 2 млрд руб, можно провести в более короткие сроки. Извещение и документация размещается на срок не менее 7 дней. До 1 июля это возможно было при НМЦК до 3 млн руб. Но, если НМЦК превышает 300 млн рублей, а по строительным работам 2 млрд, то извещение размещается на срок не менее 15 дней.

С 1 октября 2020 года должна начать работу государственная информационная система (ГИС) «Независимый регистратор». Система предназначена для мониторинга работоспособности ЕИС и электронных площадок, фиксации действий или бездействия участников закупок в ЕИС и на ЭП, а также хранения указанной информации.

  • Письмо Минфина России от 17.01.2020 № 24-01-06/1941 «О формировании НМЦК, а также о расчете нормативных затрат на приобретение полисов ОСАГО»
  • Письмо Минфина России от 01.04.2020 № 24-03-07/25761 «О применении ставок и коэффициентов участником закупки услуг ОСАГО»
  • Письмо Минэкономразвития России от 30.01.2017 № Д28и-943 «Об установлении авансового платежа в проекте контракта на оказание услуг ОСАГО»
  • Письмо Минэкономразвития России от 28.03.2017 № Д28и-1538 «О применении ставок и коэффициентов участником конкурса на закупку услуг по ОСАГО»
  • Письмо Минэкономразвития России от 23.03.2017 № ОГ-Д28-3279 «О внесении заказчиком изменений в контракт на оказание услуг ОСАГО»

Существенными условиями называются положения, обязательные для контракта и прямо указанные в законодательстве.

Согласно п.1 ст.432 Гражданского Кодекса контракт нельзя заключить без взаимного соглашения сторон по поводу предмета обязательств и условий, которые определены законодательством или иными правовыми актами как существенные или необходимые для договоров данного вида, и все те условия, по которым должно быть достигнуто соглашение по заявлению одной из сторон.

В тексте контракта обязательно должны быть прописаны следующие условия (ч.13 ст.34 44-ФЗ):

  • способы определения объема товаров, работ или услуг (ТРУ) на основании заявок заказчика при закупке с неопределенным количеством;
  • сумма договора;
  • итоговая стоимость по каждому этапу;
  • ответственность заказчика и исполнителя;
  • порядок и сроки оплаты ТРУ;
  • порядок и срок приемки ТРУ и оформления такой приемки;
  • уменьшение суммы оплаты на размер обязательных платежей (включая налоги, сборы), связанных с оплатой обязательств, если их в бюджеты бюджетной системы должен внести заказчик;
  • обеспечение исполнения контракта (ОИК) и сроки его возврата, которое внесено деньгами;
  • порядок и срок предоставления исполнителем обеспечения гарантийных обязательств (если такое требование установлено);
  • предоставление нового ОИК, если у банка, выдавшего банковскую гарантию в качестве ОИК, отозвана лицензия;
  • источник финансирования.

В 2020 г. заказчики, которым поступают денежные средства из федерального бюджета, в случаях, указанных в 459-ФЗ от 29.11.2018 г., обязательно вносят в контракт пункт о казначейском сопровождении целевых денег, а в некоторых случаях и о казначейском обеспечении обязательств.

Ставка НДС увеличилась с 18% до 20% с 01.01.2019 г. В связи с этим в 44-ФЗ появилось еще одно основание для изменения существенных условий. Корректировка условий проекта контракта по 44-ФЗ из-за изменения ставки НДС происходит на основании ч.54 ст.112 44-ФЗ.

До 01.10.2019 г. по взаимному согласию сумма договора в рамках срока его исполнения увеличивается в пределах увеличенной ставки НДС, если выполняются следующие условия:

  • контракт был подписан до 01.01.2019 г.;
  • положениями договора (в том числе при обосновании НМЦК) не предусмотрена увеличенная с 01.01.2019 г. ставка НДС;
  • приемка и оплата ТРУ осуществляется после 01.01.2019 г.

Важный момент! Ко всем договорам, заключенным до увеличения НДС, с 01.01.2019 г. применяется новая ставка. Общая сумма при этом не меняется, а налог увеличивается за счет поставщика (Письмо Минфина РФ № 24-03-07/61247 от 28.08.2018 г.). Это требование не распространяется на договора, которые регулируются Постановлением Правительства № 1186 от 19.12.2013 г.

Не разрешается менять условия контракта по п.1 ч.1 ст.95 44-ФЗ, если он заключен в рамках проведения запроса котировок (Письма Минфина РФ от 01.12.2017 г. № 24-03-07/79960, от 09.11.2017 г. № 24-03-07/73936).

В процессе исполнения обязательств нельзя изменять источник финансирования, так как это является существенным критерием (Письмо Минэкономразвития № Д28и-2286 от 03.08.2015 г.).

Также нельзя корректировать следующие положения:

  1. Поставщика (ч.5 ст.95 44-ФЗ). Исключением является реорганизация поставщика (юрлица) в форме преобразования, слияния или присоединения. При этом возможна замена заказчика с переходом всех прав и обязанностей к новому заказчику (ч.6 ст.95 44-ФЗ).
  2. Срок поставки товара, исполнения обязательств, если иное не прописано в договоре.
  3. Корректировка суммы договора более чем на 10 %.

Ни гражданское законодательство, ни 44-ФЗ не дают определения несущественных условий. Однако, опираясь на гл.28 ГК РФ, можно сказать, что несущественные условия — это положения договора, которые не являются существенными для данной сделки и не требуют согласия каждой из сторон. Изменение несущественных условий по 44-ФЗ не влияет на результат исполнения обязательств.

Что можно изменить в договоре, не меняя ключевые положения?

  1. Платежные реквизиты. В ходе работ стороны вправе корректировать расчетные и корреспондентские счета, менять банк для перечисления денег.
  2. Местонахождение компаний. Адрес, контактные данные (телефон, электронная почта) можно менять, не уведомляя другую сторону.
  3. Арифметические и орфографические ошибки: опечатки в названии организации, в ФИО сторон, ошибочные расчеты в спецификации, не совпадающие с суммой договора.

Для разных этапов закупки (заключение и исполнение) характерны свои особенности внесения изменений.

Законодательство разрешает корректировать несущественные условия по взаимной договоренности сторон еще на этапе исполнения. Схема действий такая же, как была описана выше, повторяются этапы уведомления и анализа предложений по внесению изменений, а третьим шагом является подготовка допсоглашения с указанием всех нужных критериев.

От заказчика потребуется потом отразить все внесенные изменения в ЕИС, разместив акт корректировки.

Образец дополнительного соглашения:

По всему миру распространяется коронавирусная инфекция (COVID-19). В связи со сложившейся эпидемиологической ситуацией в нашей стране у участников закупок возникает очень много вопросов. Постановление Правительства РФ от 03.04.2020 г. дает ответы на некоторые из них. Однако остаются неясные моменты, которые требуют отдельного разъяснения. Например, заказчики и исполнители интересуются о сроках выполнения договорных обязательств.

Постановление Правительства РФ от 3 апреля 2020 г. № 443, принятое в развитие ст. 111 44-ФЗ, действует только в рамках 44-ФЗ: от планирования закупки до заключения договора. При этом данный нормативный документ ничего не говорит о контрактных отношениях, в том числе не поясняет, как быть сторонам со сроками работ, предусмотренных контрактом: продлевать или нет?

Ответ на этот вопрос частично дает Указ Президента РФ от 02.04.2020 г. № 239 «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории РФ в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» (далее – Указ № 239). В п.2 Указа говорится, что виды организаций, деятельность которых приостанавливается на территории конкретных субъектов РФ, определяются руководителями регионов. Однако эти ограничения не действуют на организации, указанные в п.4 данного регламента. Следовательно, если исполнитель относится к списку исключений по п.4 Указа № 239, либо под исключения, установленные главами субъектов РФ, такой исполнитель обязательно должен исполнить свои обязательства в сроки, обозначенные в контракте.

Однако ч.65 ст.112 44-ФЗ можно рассматривать как исключение из данного правила. Названное положение разрешает заказчикам и поставщикам оформить соглашение к контракту о корректировке его условий, если обязательства невозможно выполнить из-за COVID-19. Но такое соглашение заказчик вправе подписать только с разрешения Правительства РФ, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, местной администрации, а это очень затруднительно.

Вторая ситуация: исполнитель подпадает под исключения и обязан приостановить свою деятельность на основании решения главы субъекта РФ на территории такого субъекта. Моя точка зрения такова: исполнитель должен уведомить заказчика о невозможности выполнения работ, сославшись на Указ № 239 и решение главы региона. Заказчик не имеет права наложить на исполнителя штрафы в указанном случае, т.к. вины исполнителя за нарушение обязательств нет, но и не может продлить сроки контрактных работ в отсутствие положительного решения, в соответствии с ч.65 ст. 112 44-ФЗ.

У заказчика есть два пути выхода из данной ситуации:

  • расторгнуть контракт с поставщиком по взаимному соглашению, сославшись на ч.8 ст.95 44-ФЗ;
  • принять товар с просрочкой, формально начислить поставщику пени, включить такое начисление в реестр контрактов, а затем списать пени в порядке, установленном Правительством РФ (ч.42.1 ст.112 44-ФЗ) (прим.: на момент написания статьи Правительство РФ пока не утвердило порядок списания неустойки в 2020 г.).

Несколько иначе ситуация обстоит с продлением сроков по контракту 44-ФЗ во время карантина. В этом случае постановление Правительства РФ от 03.04.2020 г. № 443 позволяет продлить срок выполнения работ, но этот срок не должен превышать период от даты заключения договора до окончания карантина (пп.«д» п.1 Постановления № 443).

Соглашение о корректировке сроков должно быть достигнуто сторонами в процессе заключения контракта, а не после его подписания.

Существенные условия контракта по 44-ФЗ

На какую сумму можно проводить «малые» закупки у единственного поставщика с июля 2019 года?

Теперь можно заключать контракты по п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ на сумму до 300 тыс. рублей. Годовой лимит таких закупок не изменился. А предельный размер одной закупки по п. 5 ч. 1 ст. 93 Закона вырос до 600 тыс. рублей.

Для годового лимита таких закупок предусмотрели два варианта:

  • не более 5 млн руб.;
  • не более 50 % совокупного годового объёма закупок (размер этой доли не должен превышать 30 млн руб.).

К примеру, заказчик, у которого СГОЗ не превышает 7 млн руб., может заключить все контракты в рамках данного пункта и п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ, соблюдая требования о цене контрактов.

Отметим, что расширился и перечень заказчиков, установленный пунктом 5 ч. 1 ст. 93 Закона. В него включили дома (центры) народного творчества, дома (центры) ремёсел.

В течение какого срока можно начать закупку после изменения плана-графика?

Если заказчик корректирует план-график, исправляя данные о закупке или добавляя новую закупку, то начать процедуру или заключить контракт с единственным поставщиком можно уже через день во всех ситуациях. Ранее этот срок составлял десять дней.

Что изменилось в процедуре закупки у единственного поставщика?

Заказчику больше не нужно:

  • размещать извещение о закупке у единственного поставщика, а также отчёт с обоснованием выбора такого способа и существенных условий контракта;
  • проводить внешнюю экспертизу исполнения контрактов до тех пор, пока Правительство не установит, при каких обстоятельствах она необходима (ч. 4.1. ст. 94 Закона).

Когда не нужно включать обоснование цены в контракт с единственным поставщиком?

Перечень случаев, когда обоснование цены не нужно, дополнен контрактами:

  • на поставку культурных ценностей для пополнения государственных фондов;
  • на закупку произведений искусства определённых авторов и исполнителей и прав на них;
  • на закупку печатных или электронных изданий определённых авторов у издателей, если им принадлежат исключительные права или исключительные лицензии;
  • на услуги по созданию, исполнению произведений литературы или искусства, изготовление или поставку декораций, костюмов, театрального реквизита, необходимых для исполнения произведений.

Какие особенности осуществления закупок с неизвестным объёмом?

Если заказчик не может рассчитать потребность в любых товарах, работах или услугах, то он может провести закупку с неопределённым объёмом. В этом случае заказчик должен рассчитать три вида цен:

  • начальную цену единиц,
  • сумму цен единиц,
  • максимальное значение цены контракта.

В извещении о закупке заказчик должен указать все цены: начальную цену единицы, начальную сумму цен единиц и максимальное значение цены контракта. В документации информация о ценах дублируется, а также обосновывается начальная цена единицы посредством тех же методов, с помощью которых определяется НМЦК.

И в извещении, и в документации следует указать, что оплата осуществляется по цене единицы исходя из фактического исполнения, но в размере, не превышающем максимального значения цены контракта.

А в контракте отражается условие о том, что объём товаров, работ или услуг, подлежащих передаче или исполнению, определяется на основании заявок заказчика. Кроме того, требуется указать цену каждой единицы и максимальное значение цены контракта. Рассчитать цену за единицу можно разделив сумму цен, предложенную участником, на начальную сумму цен единиц и умножив результат на начальную цену единицы.

Участники делают предложения не о цене контракта, а о сумме цен единиц. Именно эту величину заказчик использует как критерий оценки заявок и окончательных предложений. Нельзя подать предложение, которое превышает начальную сумму цен.

Антидемпинговые меры заказчик применит, если участник предложит сумму цен, которая меньше начальной на 25 % и более. Прочие правила применения мер такие же, как при обычных закупках.

Обеспечение заявки и обеспечение исполнения контракта заказчик рассчитывает от максимального значения цены контракта.

Какие новшества учесть при закупках в 2020 году

Какие сроки применяются при проведении аукционов?

При проведении аукционов с НМЦК не более 300 млн руб. можно размещать извещение по-прежнему за 7 календарных дней до даты окончания срока подачи заявок. Максимальный срок рассмотрения первых частей заявок составляет 3 рабочих дня вместо 7 календарных. Для «коротких» аукционов срок не изменился.

Назначить дату проведения аукционов нужно на следующий рабочий день после рассмотрения первых частей заявок.

Что учитывать при проведении строительных аукционов?

При закупке работ по строительству, реконструкции, капремонту, сносу объекта капстроительства с НМЦК не более 2 млрд руб. нужно опубликовать извещение за 7 календарных дней до даты окончания срока подачи заявок.

Проектную документацию нужно включать в документацию о закупке, кроме случаев, когда проектирование входит в предмет контракта или проект не обязателен.

Если проектная документация размещена, то в первых частях заявок участник должен дать только согласие на выполнение работ. Комиссии заказчика не нужно рассматривать первые части заявок и составлять протокол. Участника автоматически допустит к аукциону площадка. Аукцион пройдёт через 4 часа после окончания срока подачи заявок.

Федеральный закон 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» жестко регулирует процесс заключения, исполнения, расторжения контрактов. В частности в п. 2 ст. 34 44-ФЗ однозначно определено, что на протяжении всего срока действия контракта не допускается изменение его цены или других существенных условий. Исключение составляют лишь случаи, предусмотренные ст. 95 данного нормативно-правового акта.

Чтобы понять, можно ли продлять контракт, необходимо установить: относится ли срок его действия к существенным условиям, и если да, то представлены ли случаи, связанные с продлением контракта, в перечне исключений. Ответим на эти два вопроса по порядку.

В самом 44-ФЗ четких указаний, что считать существенными условиями контракта, нет. Но они вытекают из норм гражданского права, на которые опираются положения вышеупомянутого закона. Так, в ст. 457, ст. 708, ст. 783 ГК РФ сроки поставки товаров, начала и окончания работ, предоставления услуг характеризуются как существенные условия. Из чего следует, что срок действия госконтракта также относится к существенным условиям и его изменение не допускается.

Этот вывод неоднократно подтверждали в своих разъяснениях контролирующие органы – Министерство Финансов (письмо № 02-02-15/24252 от 2016 года), Минэкономразвития России (письмо № Д28и-1818 от 2016 года), Казначейство России (письмо № 07-04-05/09-319 от 2015 года). В них четко указано, что законом 44-ФЗ пролонгация контракта не предусмотрена и установление такой возможности в контракте является неправомерным.

Теперь посмотрим, нет ли сроков действия контракта в перечне исключений. Как мы уже сказали, они перечислены в ст. 95 44-ФЗ и касаются изменения цены контракта, количества поставляемого товара, объема работ или услуг. Случаи, когда может быть изменен срок действия контракта, описаны в пп.4, 5, 6 и 9 части 1 этой статьи, но они завязаны на определенных жестких условиях их применения.

На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что продлить контракт по 44-ФЗ достаточно проблематично и возможно только при определенных обстоятельствах. Даже если возникают непредвиденные обстоятельства, делающие невозможным его исполнение, закон жестко ограничивает стороны и всячески вынуждает их расторгнуть контракт и начать процедуру новой закупки.

Это связано с тем, что базовым принципом закона 44-ФЗ является конкурентная закупка. Изменение условий отношений по контракту, в т.ч. его пролонгация, этому принципу противоречат. Если бы такого запрета не было, многие заказчики, вместо того, чтобы проводить новую закупку, продляли бы прежние контракты с устраивающими их поставщиками.

Но все же исключение из этого правила есть. В связи с распространением коронавирусной инфекции в апреле 2020 года был принят закон 124-ФЗ, которой изложил в новой редакции часть 65 ст. 112 44-ФЗ, и разрешил продлять срок контрактов в 2020 году. Рассмотрим при каких условиях и как это можно сделать.


Похожие записи:

Добавить комментарий