Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Закон о защите государственной тайны 2021». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Содержание:
Граждане Российской Федерации, иностранные, должностные лица и лица без гражданства при нарушении закона о защите государственной тайны или при совершении преступлений в этой сфере несут дисциплинарную, уголовную, гражданско-правовую или административную ответственность. Однако для того, чтобы человек понес ответственность за какие-либо действия, сначала нужно доказать, что он эти действия совершил.
Поэтому проводится особое экспертное расследование, в котором выявляются доказательства нарушений.
ФЗ о гос. тайне в действующей редакции последний раз был изменен 26 июля 2017 года, при принятии Федерального закона номер 193.
Последние изменения произошли в 5 статье, в пункте 4. В список сведений, относящихся к государственной тайне был добавлен пункт, сведения о мерах безопасности в области информационной структуры РФ и о ее защищенности от компьютерных атак относятся к государственной тайне.
В ст. 2 ФЗ о государственной тайне перечислены все термины и понятия, используемые в данном законе и даны их определения. Государственная тайна — это сведения, относящиеся к определенным областям политики, экономики или военного дела страны, которые находятся под защитой государства.
Другие термины, описанные во второй статье:
- Носители государственных тайн — какие-либо объекты, материальные или технические, в которых содержится информация о государственной тайне;
- Средства для защиты засекреченной информации — программы, технические объекты и другие средства, предназначенные для защиты информации;
- Система защиты гос. тайн — органы власти, меры и мероприятия, процессы, осуществляющие защиту засекреченных данных;
- Гриф «секретно» — реквизиты и уровни, свидетельствующие, что информация засекречена;
- Доступ к государственным тайнам — разрешение, полученное от сотрудника органов на ознакомление или изучение сведений, являющихся или относящихся к засекреченным.
Согласно ст. 24 закона о гос. тайне существуют случаи и причины, когда определенное лицо может быть временно ограничено в правах на ознакомление с государственными тайнами.
Среди ограничений, описанных в законе, перечисляются:
- Если гражданина или любое другое лицо допустили к ознакомлению с засекреченными данными, его могут ограничить в выезде за границу на определенный в трудовом кодексе срок;
- В период, когда лицо допущено к государственной тайне, оно может быть ограничено в праве на личную жизнь. За этот период сотрудники органов могут проводить особые проверки;
- Лицо может быть ограничено в правах на свободу слова в случае, если человек ознакомлен с какими-либо засекреченными сведениями. Такой человек не имеет право распространять полученную информацию или публиковать информацию об изобретениях или технических средствах, касающихся государственной тайны.
Влияние статьи 24 распространяется не только на физических лиц, но и на юридических лиц, ИП, сотрудников организаций, органов, компаний и т. д.
Закон о гос. тайне был принят государством для обеспечения защиты и развития мер безопасности.
Распространяется закон на каждое лицо, независимо от того, проживает оно на территории Российской Федерации или за ее пределами. Каждый гражданин, обладающий какой-либо информацией, относящейся к графе «секретно», обязан ознакомиться с положениями настоящего закона.
Иная охраняемая тайна включает в себя положение об обеспечении безопасности банковской, страховой тайны, секрета производства и др. Особое внимание необходимо уделить личной и семейной тайне. Ее регулирование происходит гражданским и семейным законодательством.
Это и тайна усыновления, личной жизни и иные виды секретных сведений, в которые вмешиваться без чьего либо дозволения не допустима.
Под правовым режимом понимается тот перечень нормативных правовых актов, с помощью которого осуществляется правовое регулирование того или иного вопроса. К перечню актов относятся:
- Закон о государственной тайне.
- Гражданский кодекс РФ.
- Семейный кодекс РФ.
- Локальные акты организации.
- Документы о наличии секрета производства (НОУ-ХАУ) и др.
Особое правовое регулирование имеется у коммерческой тайны. Связано это с тем, что она защищается и охраняется как на федеральном уровне, так и на внутреннем локальном уровне.
В рамках каждой отдельной организации принимаются документы, в которых фиксируются данные о том, что именно относится к тайне, порядок и правила ее защиты и др.
Охрана происходит путем подписания вновь прибывшим работником соответствующего документа, который может сохранять срок своего действия и после фактического увольнения.
Этот нормативный акт принят еще в 1993 году, почти сразу после объявления образования Российской Федерации, в качестве одного из законов, гарантирующего неприкосновенность и защиту важных стратегических сведений. За период его действия в него неоднократно вносились изменения. Сейчас закон о гостайне с последними изменениями в 2021 году доступен на всех основных ресурсах, содержащих тексты нормативно-правовых актов: официальных сайтах для публикации, порталах Гарант и Консультант плюс.
Сам закон достаточно небольшой, он содержит всего 8 разделов и 32 статей. Реквизиты: номер — 5485-1, дата принятия — 21 июля 1993 года. В настоящий момент используется только актуальная версия, то есть, закон о государственной тайне: последняя редакция в 2021 году.
В первом разделе размещен программные и разъяснительные положения, так, большое значение имеет ст. 2, разъясняющая основные термины. В том числе, определен термин носители информации – материальные объекты, содержащие информацию в виде знаков, сигналов, символов и т.д.
Второй раздел состоит из одной статьи, 5, в ней приведен перечень сведений, которые могут быть отнесены к гостайне.
Раздел 3 посвящен порядку засекречивания сведений. Наделение сведений соответствующим статусом производится руководителями госорганов согласно списка должностных лиц, наделенных такими полномочиями. Они несут персональную за принятое решение. Также межведомственной комиссией на основании предложения госорганов составляется Перечень подобных сведений.
В целях обеспечения должного уровня защиты сведениям присваивается гриф секретности. В необходимых случаях, при исключении обстоятельств, приведших к наложению данного статуса, происходит рассекречивание информации, то есть, на основании решения руководителя госоргана снимается гриф секретности. Срок решения о засекречивании – 30 лет, раз в лет должна производиться проверка обоснованности наложения грифа. Передача, обмен сведениями производятся на основании решения госоргана, в чьем распоряжении находятся сведения. Раздел 4 описывает эту процедуру, то есть, использование засекреченной информации.
Одним из основных направлений закона является защита государственной тайны. Есть как физические, так и правовые средства защиты. К первым относятся технические, криптографические, программные средства, ко вторым – средства контроля за исполнением закона, обеспечение ограничения доступа.
Защитой занимаются:
- межведомственная комиссия;
- специальные госорганы исполнительной власти ФСБ, Минобороны и другие.
Допуск к сведениям, наделенным статусом гостайна, производится по решению руководителя госоргана, с предупреждением об ответственности за ее разглашение. В доступе может быть отказано. За разглашение сведений предусмотрена дисциплинарная, административная и уголовная ответственность.
Финансирование мероприятий по сохранению гостайны производится как из федерального бюджета, так и из бюджетов субъектов РФ. Контроль за обеспечением защиты производится на самом высшем уровне: Президентом, Правительством.
Закон РФ «О государственной тайне» от 21.07.1993 N 5485-1 (ред. от 30.12.2020)
В 2018 году вносились последние изменения в закон о гостайне. В 2019 году поправки также не планируются. В 2018 году ФЗ- 256 был уточнен список оснований для отказа в доступе. Помимо таких оснований, как постоянное проживание лица или его родственников за границей, уклонение от проверочных мероприятий, наличие медицинских противопоказаний, установление действий, направленных против РФ, добавлена недееспособность или ограниченная дееспособность заявителя.
АПК РФ
ГК РФ (часть I)
ГК РФ (часть II)
ГК РФ (часть III)
ГК РФ (часть IV)
ГПК РФ
ГрК РФ
Жилищный кодекс
КАС РФ
КоАП РФ
НК РФ (часть I)
НК РФ (часть II)
Семейный кодекс
ТК РФ
УИК РФ
УК РФ
УПК РФ
Бюджетный кодекс
Воздушный кодекс
Водный кодекс
Земельный кодекс
Лесной кодекс
Что именно входит в перечень этих мероприятий, как правило, сам получатель допуска не знает, и раскрывать все подробности ни ему, ни окружающим закон никого не обязывает. Чтобы оформить допуск к секретным сведениям, эти мероприятия не нужны. А вот если человека планируют допустить к сведениям особой важности и совершенно секретным, проверочные мероприятия проводят в обязательном порядке.
Если человек устраивается в силовое ведомство, например в МВД, ФСИН или в любое другое, проверочные мероприятия проводит это ведомство. Если организация гражданская, заниматься проверкой будет ФСБ.
Дальше все зависит от того, к каким именно сведениям человеку оформляют допуск. Если к секретным, проверочные мероприятия проводить не обязательно, но возможно. Например, если сведения, указанные в анкете, вызвали сомнения. В этом случае руководитель организации решает провести проверку и оформляет это решение в письменном виде. Если такие сведения вопросов не вызывают, без проверки можно обойтись.
Большая часть информации фиксируется на специальных материальных объектах – носителях. Она отображается в виде образов, сигналов, символов, процессов, технических решений. Данные, относящиеся к гостайне, также фиксируются на специальных носителях. Однако для этих материальных объектов предусматривается особый режим – режим секретности. Его правовую основу составляют Конституция, ФЗ («О безопасности», «О гостайне»), а также нормативные акты Правительства и Президента.
Необходимо сказать, что ФЗ № 5485-1 – первый федеральный закон о защите гостайны, порядке использования секретных сведений, ответственности за нарушение конфиденциальности и пр. Все эти вопросы раньше регламентировались специальными подзаконными актами, не подлежащими опубликованию ввиду их секретности. Принятие открытого нормативного документа стало еще одним шагом в процессе построения демократической системы, способствовало усилению роли закона в системе административно-правового регулирования.
Их можно выделить на основании определений, приведенных выше. В первую очередь, гостайну составляют важные сведения, связанные с государственной безопасностью.
Во-вторых, их обнародование (разглашение) может нанести вред интересам страны.
Немаловажное значение имеет тот факт, что к гостайне можно отнести не любые сведения, а только те, которые указаны в федеральном законе.
Система защиты гостайны основывается на мерах уголовной ответственности и других юридических механизмах.
В соответствии с Законом «О гостайне», защита информации осуществляется посредством реализации специального административно-правового режима. Секретность считается важнейшим средством обеспечения безопасности государства. Вместе с тем засекречивание данных – это ограничение права граждан на свободный поиск, получение, производство и распространение информации, закрепленного 27 статьей Конституции.
Как показывает практика, режим секретности вполне может использоваться для усиления власти, ущемления интересов демократического общества. Проще говоря, чем выше секретность, тем сильнее чиновничий аппарат. Субъекты, обладающие неограниченной властью, могут манипулировать народом, скрывать действительные результаты своей работы.
Защита гостайны в деятельности государственного аппарата является ключевым направлением. Реализация режима секретности предполагает исполнение требований, обязательных как на территории РФ, так и за ее границами всеми субъектами административного права. В их числе не только органы местной и госвласти, но и предприятия, учреждения, организации любой формы собственности, граждане и должностные лица, принявшие на себя обязательства по обеспечению защиты гостайны.
Как и любая другая деятельность исполнительных структур, защита гостайны и соблюдение секретности должны быть эффективными. Эта работа должна основываться на принципах законности, оперативности и целесообразности. Ключевыми элементами режима секретности являются правила засекречивания, охраны гостайны и рассекречивания.
К государственной тайне могут быть отнесены и, соответственно, засекречены, сведения в сфере обороны и безопасности государства, внешней политики, научно-исследовательской и проектной области, экономики, о технологиях, имеющих экономическое или оборонное значение, о разведывательной, оперативно-розыскной, контрразведывательной деятельности.
Вместе с тем законодательство предусматривает ряд исключений. Режим секретности не распространяется на информацию о:
- катастрофах, стихийных бедствиях и чрезвычайных происшествиях, создающих угрозу здоровью и безопасности населения, их последствиях;
- состоянии здравоохранения, демографии, экологии, санитарии, культуры, образования, преступности, сельского хозяйства;
- льготах, привилегиях, компенсациях, предусмотренных законодательством для граждан, должностных лиц, предприятий, организаций, учреждений;
- фактах ущемления интересов, нарушения свобод, прав человека и гражданина, законности органами госвласти и их служащими;
- величине золотого запаса и валютного резерва страны;
- состоянии здоровья лиц, находящихся на высших государственных постах.
Засекречивание таких сведений влечет ответственность в соответствии с действующим законодательством.
Защита гостайны осуществляется путем установления ограничений на распространение информации и доступ к ее носителям. Законом предусмотрено три уровня секретности. Каждому из них соответствуют специальные грифы. Ими называют реквизиты, которые проставляются непосредственно на носителе сведений или в сопроводительных документах к нему. В настоящее время используются грифы «особой важности», «секретно» и «совершенно секретно».
Уровень секретности выбирается в зависимости от ущерба, который может возникнуть в случае нарушения конфиденциальности данных. Порядок установления грифов утверждает Правительство РФ.
Защита гостайны осуществляется должностными лицами, перечень которых был утвержден Президентом в 1997 г. В нем присутствуют служащие ряда федеральных министерств: МВД, МИД и пр. Полномочиями по утверждению перечня наделены также начальник Администрации Главы государства, руководитель ГУ Специальных президентских программ. В январе 1999 г. в документ были внесены дополнения. В перечень были добавлены должностные лица Минюста, Министерства торговли и руководители некоторых специальных подразделений.
Защита гостайны, по своей сути, — сложнейшая работа, требующая комплексного подхода. Госструктуры, руководители которых обладают полномочиями засекречивать сведения, должны разрабатывать развернутые перечни данных, подпадающих под режим конфиденциальности. Засекречивание осуществляется в случае соответствия данных перечням, утвержденным Правительством. Соответствующему уполномоченному лицу (специалисту по защите гостайны, например), направляется предложение о введении режима конфиденциальности. Он рассматривает его и принимает решение о целесообразности засекречивания и устанавливает степень секретности.
Оно предполагает формирование органов, ведомств, структурных подразделений, постоянно и профессионально осуществляющих деятельность по охране сведений, подлежащих засекречиванию. В России уже созданы Межведомственная комиссия по защите гостайны, Федеральное агентство правительственной информации и связи, СВР, Служба фельдъегерской связи, Гостехкомиссия и прочие административные ведомства и исполнительные структуры.
В организациях формируются особые подразделения, уполномоченные обеспечивать соблюдение режима секретности. За защиту гостайны на предприятии ответственен его руководитель.
Скачать Закон 5485-I О государственной тайне
(в ред. Федеральных законов от 06.10.97 N 131-ФЗ, от 30.06.2003 N 86-ФЗ, от 11.11.2003 N 153-ФЗ, от 29.06.2004 N 58-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 01.12.2007 N 294-ФЗ, от 01.12.2007 N 318-ФЗ, от 18.07.2009 N 180-ФЗ, от 15.11.2010 N 299-ФЗ, от 18.07.2011 N 242-ФЗ, от 19.07.2011 N 248-ФЗ, от 08.11.2011 N 309-ФЗ, от 21.12.2013 N 377-ФЗ, от 08.03.2015 N 23-ФЗ, от 26.07.2017 N 193-ФЗ, от 29.07.2018 N 256-ФЗ, от 30.12.2020 N 481-ФЗ)
Настоящий Закон регулирует отношения, возникающие в связи с отнесением сведений к государственной тайне, их засекречиванием или рассекречиванием и защитой в интересах обеспечения безопасности Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 06.10.97 N 131-ФЗ)
Положения настоящего Закона обязательны для исполнения на территории Российской Федерации и за ее пределами органами законодательной, исполнительной и судебной власти, а также организациями, наделенными в соответствии с федеральным законом полномочиями осуществлять от имени Российской Федерации государственное управление в установленной сфере деятельности (далее — органы государственной власти), органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями и организациями независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности, должностными лицами и гражданами Российской Федерации, взявшими на себя обязательства либо обязанными по своему статусу исполнять требования законодательства Российской Федерации о государственной тайне. (в ред. Федеральных законов от 06.10.97 N 131-ФЗ, от 01.12.2007 N 318-ФЗ)
В настоящем Законе используются следующие основные понятия:
государственная тайна — защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации;
носители сведений, составляющих государственную тайну, — материальные объекты, в том числе физические поля, в которых сведения, составляющие государственную тайну, находят свое отображение в виде символов, образов, сигналов, технических решений и процессов;
система защиты государственной тайны — совокупность органов защиты государственной тайны, используемых ими средств и методов защиты сведений, составляющих государственную тайну, и их носителей, а также мероприятий, проводимых в этих целях;
допуск к государственной тайне — процедура оформления права граждан на доступ к сведениям, составляющим государственную тайну, а предприятий, учреждений и организаций — на проведение работ с использованием таких сведений;
доступ к сведениям, составляющим государственную тайну, — санкционированное полномочным должностным лицом ознакомление конкретного лица со сведениями, составляющими государственную тайну;
гриф секретности — реквизиты, свидетельствующие о степени секретности сведений, содержащихся в их носителе, проставляемые на самом носителе и (или) в сопроводительной документации на него;
средства защиты информации — технические, криптографические, программные и другие средства, предназначенные для защиты сведений, составляющих государственную тайну, средства, в которых они реализованы, а также средства контроля эффективности защиты информации.
Перечень сведений, составляющих государственную тайну, совокупность категорий сведений, в соответствии с которыми сведения относятся к государственной тайне и засекречиваются на основаниях и в порядке, установленных федеральным законодательством. (в ред. Федерального закона от 06.10.97 N 131-ФЗ)
Законодательство Российской Федерации о государственной тайне основывается на Конституции Российской Федерации, Законе Российской Федерации «О безопасности» и включает настоящий Закон, а также положения других актов законодательства, регулирующих отношения, связанные с защитой государственной тайны.
В связи с утратой силы Закона РФ от 05.03.92 N 2446-I, следует руководствоваться принятым взамен Федеральным законом от 28.12.2010 N 390-ФЗ.
Осторожно: государственная тайна!
Отнесение сведений к государственной тайне и их засекречивание — введение в предусмотренном настоящим Законом порядке для сведений, составляющих государственную тайну, ограничений на их распространение и на доступ к их носителям. (в ред. Федерального закона от 06.10.97 N 131-ФЗ)
Отнесение сведений к государственной тайне и их засекречивание осуществляется в соответствии с принципами законности, обоснованности и своевременности. (в ред. Федерального закона от 06.10.97 N 131-ФЗ)
Законность отнесения сведений к государственной тайне и их засекречивание заключается в соответствии засекречиваемых сведений положениям статей 5 и 7 настоящего Закона и законодательству Российской Федерации о государственной тайне. (в ред. Федерального закона от 06.10.97 N 131-ФЗ)
Обоснованность отнесения сведений к государственной тайне и их засекречивание заключается в установлении путем экспертной оценки целесообразности засекречивания конкретных сведений, вероятных экономических и иных последствий этого акта исходя из баланса жизненно важных интересов государства, общества и граждан. (в ред. Федерального закона от 06.10.97 N 131-ФЗ)
Своевременность отнесения сведений к государственной тайне и их засекречивание заключается в установлении ограничений на распространение этих сведений с момента их получения (разработки) или заблаговременно. (в ред. Федерального закона от 06.10.97 N 131-ФЗ)
Степень секретности сведений, составляющих государственную тайну, должна соответствовать степени тяжести ущерба, который может быть нанесен безопасности Российской Федерации вследствие распространения указанных сведений.
Устанавливаются три степени секретности сведений, составляющих государственную тайну, и соответствующие этим степеням грифы секретности для носителей указанных сведений: «особой важности», «совершенно секретно» и «секретно».
Порядок определения размеров ущерба, который может быть нанесен безопасности Российской Федерации вследствие распространения сведений, составляющих государственную тайну, и правила отнесения указанных сведений к той или иной степени секретности устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Использование перечисленных грифов секретности для засекречивания сведений, не отнесенных к государственной тайне, не допускается.
Федеральный закон о гостайне РФ включает в себя положение об основных охраняемых законом сведениях, порядка доступа к ней, правила рассекречивания данных и др.
Нормативный правовой акт распространяет свое действие не только на всю территорию российской федерации, но и за ее пределами, в том числе и на территории иностранных государств. По сути своей, государственная тайна – это такие данные, которые относятся к политической и внешнеэкономической жизни общества. Основополагающим актом в данной ситуации является Конституция РФ и иные нормативные правовые акты по данному вопросу. Сюда относятся постановления правительства, приказы министерств и ведомств, иные законодательные акты.
Закон состоит из разделов и статей. Периодически в него вносятся изменения и дополнения. Связано это с тем, что некоторые сведения засекречиваются, а некоторые наоборот, подлежат разглашению.
Иная охраняемая тайна включает в себя положение об обеспечении безопасности банковской, страховой тайны, секрета производства и др. Особое внимание необходимо уделить личной и семейной тайне. Ее регулирование происходит гражданским и семейным законодательством.
Это и тайна усыновления, личной жизни и иные виды секретных сведений, в которые вмешиваться без чьего либо дозволения не допустима.
Закон РФ от 21.07.1993 N 5485-1 (ред. от 30.12.2020) О государственной тайне
Режим секретной системы предполагает и особый доступ к ней. Обязательство по охране секрета может возникать только тогда, когда произошло утверждение соответствующего правового статуса гражданина.
Это происходит путем подписания документа, который именуется допуском к тайне. В него входят такие элементы, как:
- Название акта.
- Дата и место его подписания.
- Указание на организацию.
- Указание на гражданина.
- Сведения, подлежащие охране.
- Права и обязанности сторон.
- Подписи сторон и печать соответствующей организации.
В документе обязательно должен быть определен срок его действия. Так, он может действовать либо до окончания рабочего контракта, либо в течение определенного времени послед разрыва трудовых правоотношений.
Ниже мы приведем краткое описание самых важных статей закона. Еще ниже можно будет скачать его полный текст.
Данная статья в действующей редакции с изменениями, дополнениями и комментариями устанавливает порядок доступа уполномоченных лиц к гостайне. Указано, что это происходит только в добровольном порядке. Никто в принудительном порядке этому подвергнут быть не может.
Порядок доступа к тем или иным сведениям может изменяться Президентом или межведомственными комиссиями. Организовывать и исполнять требования законодательства уполномочены руководители соответствующих государственных структур. Разъяснения и отнесения в сфере государственной тайны регулируются только на федеральном уровне.
Не каждого гражданина могут допустить к особо охраняемым сведениям. Порядок получения и допуска к защите предусматривает и основания отказа.
Так, должностному лицу могут отказать в допуске к государственной тайне по следующим основаниям:
- Ограничение в дееспособности.
- Наличие судимости.
- Предоставление ложных анкетных данных и др.
Для коммерческой гостайны могут быть предусмотрены и другие основания для отказа.
Учреждение имеет право предоставлять гражданам и акты, предоставляющие право доступа к секретным сведениям.
Данная статья номер 31 посвящена контролю за соблюдением тайны. Это относится к компетенции исполнительных и законодательных органов государственной власти. Особое внимание стоит уделить администрации президента РФ, которая так же имеет право на законодательное регулирование в данной области.
Помимо всего прочего, полномочия в данной сфере имеют и важнейшие органы надзора, такие как органы прокуратуры РФ.
__________________
* Название раздела в редакции, введенной в действие с 9 октября 1997 года Федеральным законом от 6 октября 1997 года N 131-ФЗ.
Все крупные госинвестиции с 2022 года будут полностью прозрачны для казначейства
__________________
* Название статьи в редакции, введенной в действие с 9 октября 1997 года Федеральным законом от 6 октября 1997 года N 131-ФЗ.
Отнесение сведений к государственной тайне и их засекречивание — введение в предусмотренном настоящим Законом порядке для сведений, составляющих государственную тайну, ограничений на их распространение и на доступ к их носителям (часть в редакции, введенной в действие с 9 октября 1997 года Федеральным законом Федеральным законом от 6 октября 1997 года N 131-ФЗ.
Отнесение сведений к государственной тайне и их засекречивание осуществляется в соответствии с принципами законности, обоснованности и своевременности (часть в редакции, введенной в действие с 9 октября 1997 года Федеральным законом от 6 октября 1997 года N 131-ФЗ.
Законность отнесения сведений к государственной тайне и их засекречивание заключается в соответствии засекречиваемых сведений положениям статей 5 и 7 настоящего Закона и законодательству Российской Федерации о государственной тайне (часть в редакции, введенной в действие с 9 октября 1997 года Федеральным законом от 6 октября 1997 года N 131-ФЗ.
Обоснованность отнесения сведений к государственной тайне и их засекречивание заключается в установлении путем экспертной оценки целесообразности засекречивания конкретных сведений, вероятных экономических и иных последствий этого акта исходя из баланса жизненно важных интересов государства, общества и граждан (часть в редакции, введенной в действие с 9 октября 1997 года Федеральным законом от 6 октября 1997 года N 131-ФЗ.
Своевременность отнесения сведений к государственной тайне и их засекречивание заключается в установлении ограничений на распространение этих сведений с момента их получения (разработки) или заблаговременно (часть в редакции, введенной в действие с 9 октября 1997 года Федеральным законом от 6 октября 1997 года N 131-ФЗ.
__________________
* Название статьи в редакции, введенной в действие с 9 октября 1997 года Федеральным законом от 6 октября 1997 года N 131-ФЗ.
Не подлежат отнесению к государственной тайне и засекречиванию сведения (абзац в редакции, введенной в действие с 9 октября 1997 года Федеральным законом от 6 октября 1997 года N 131-ФЗ:
о чрезвычайных происшествиях и катастрофах, угрожающих безопасности и здоровью граждан, и их последствиях, а также о стихийных бедствиях, их официальных прогнозах и последствиях;
о состоянии экологии, здравоохранения, санитарии, демографии, образования, культуры, сельского хозяйства, а также о состоянии преступности;
о привилегиях, компенсациях и социальных гарантиях, предоставляемых государством гражданам, должностным лицам, предприятиям, учреждениям и организациям (абзац в редакции, введенной в действие с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ;
о фактах нарушения прав и свобод человека и гражданина;
о размерах золотого запаса и государственных валютных резервах Российской Федерации;
о состоянии здоровья высших должностных лиц Российской Федерации;
о фактах нарушения законности органами государственной власти и их должностными лицами.
Должностные лица, принявшие решения о засекречивании перечисленных сведений либо о включении их в этих целях в носители сведений, составляющих государственную тайну, несут уголовную, административную или дисциплинарную ответственность в зависимости от причиненного обществу, государству и гражданам материального и морального ущерба. Граждане вправе обжаловать такие решения в суд.
Степень секретности сведений, составляющих государственную тайну, должна соответствовать степени тяжести ущерба, который может быть нанесен безопасности Российской Федерации вследствие распространения указанных сведений.
Устанавливаются три степени секретности сведений, составляющих государственную тайну, и соответствующие этим степеням грифы секретности для носителей указанных сведений: «особой важности», «совершенно секретно» и «секретно».
Порядок определения размеров ущерба, который может быть нанесен безопасности Российской Федерации вследствие распространения сведений, составляющих государственную тайну, и правила отнесения указанных сведений к той или иной степени секретности устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Использование перечисленных грифов секретности для засекречивания сведений, не отнесенных к государственной тайне, не допускается.
Должностные лица, наделенные в порядке, предусмотренном статьей 9 настоящего Закона, полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне, вправе принимать решения о засекречивании информации, находящейся в собственности предприятий, учреждений, организаций и граждан (далее — собственник информации), если эта информация включает сведения, перечисленные в Перечне сведений, отнесенных к государственной тайне. Засекречивание указанной информации осуществляется по представлению собственников информации или соответствующих органов государственной власти.
Материальный ущерб, наносимый собственнику информации в связи с ее засекречиванием, возмещается государством в размерах, определяемых в договоре между органом государственной власти, в распоряжение которого переходит эта информация, и ее собственником. В договоре также предусматриваются обязательства собственника информации по ее нераспространению. При отказе собственника информации от подписанного договора он предупреждается об ответственности за несанкционированное распространение сведений, составляющих государственную тайну, в соответствии с действующим законодательством.
Собственник информации вправе обжаловать в суд действия должностных лиц, ущемляющие, по мнению собственника информации, его права. В случае признания судом действий должностных лиц незаконными порядок возмещения ущерба, нанесенного собственнику информации, определяется решением суда в соответствии с действующим законодательством.
Не может быть ограничено право собственности на информацию иностранных организаций и иностранных граждан, если эта информация получена (разработана) ими без нарушения законодательства Российской Федерации.
О государственной тайне (с изменениями на 30 декабря 2020 года)
На носители сведений, составляющих государственную тайну, наносятся реквизиты, включающие следующие данные:
о степени секретности содержащихся в носителе сведений со ссылкой на соответствующий пункт действующего в данном органе государственной власти, на данном предприятии, в данных учреждении и организации перечня сведений, подлежащих засекречиванию;
об органе государственной власти, о предприятии, об учреждении, организации, осуществивших засекречивание носителя;
о регистрационном номере;
о дате или условии рассекречивания сведений либо о событии, после наступления которого сведения будут рассекречены.
При невозможности нанесения таких реквизитов на носитель сведений, составляющих государственную тайну, эти данные указываются в сопроводительной документации на этот носитель.
Если носитель содержит составные части с различными степенями секретности, каждой из этих составных частей присваивается соответствующий гриф секретности, а носителю в целом присваивается гриф секретности, соответствующий тому грифу секретности, который присваивается его составной части, имеющей высшую для данного носителя степень секретности сведений.
Помимо перечисленных в настоящей статье реквизитов на носителе и(или) в сопроводительной документации к нему могут проставляться дополнительные отметки, определяющие полномочия должностных лиц по ознакомлению с содержащимися в этом носителе сведениями. Вид и порядок проставления дополнительных отметок и других реквизитов определяются нормативными документами, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
ФЗ о гос. тайне в действующей редакции последний раз был изменен 26 июля 2017 года, при принятии Федерального закона номер 193. Последние изменения произошли в 5 статье, в пункте 4. В список сведений, относящихся к государственной тайне был добавлен пункт, сведения о мерах безопасности в области информационной структуры РФ и о ее защищенности от компьютерных атак относятся к государственной тайне.
В ст. 2 ФЗ о государственной тайне перечислены все термины и понятия, используемые в данном законе и даны их определения. Государственная тайна — это сведения, относящиеся к определенным областям политики, экономики или военного дела страны, которые находятся под защитой государства.
Другие термины, описанные во второй статье:
- Носители государственных тайн — какие-либо объекты, материальные или технические, в которых содержится информация о государственной тайне;
- Средства для защиты засекреченной информации — программы, технические объекты и другие средства, предназначенные для защиты информации;
- Система защиты гос. тайн — органы власти, меры и мероприятия, процессы, осуществляющие защиту засекреченных данных;
- Гриф «секретно» — реквизиты и уровни, свидетельствующие, что информация засекречена;
- Доступ к государственным тайнам — разрешение, полученное от сотрудника органов на ознакомление или изучение сведений, являющихся или относящихся к засекреченным.
Согласно ст. 24 закона о гос. тайне существуют случаи и причины, когда определенное лицо может быть временно ограничено в правах на ознакомление с государственными тайнами.
Среди ограничений, описанных в законе, перечисляются:
- Если гражданина или любое другое лицо допустили к ознакомлению с засекреченными данными, его могут ограничить в выезде за границу на определенный в трудовом кодексе срок;
- В период, когда лицо допущено к государственной тайне, оно может быть ограничено в праве на личную жизнь. За этот период сотрудники органов могут проводить особые проверки;
- Лицо может быть ограничено в правах на свободу слова в случае, если человек ознакомлен с какими-либо засекреченными сведениями. Такой человек не имеет право распространять полученную информацию или публиковать информацию об изобретениях или технических средствах, касающихся государственной тайны.
Влияние статьи 24 распространяется не только на физических лиц, но и на юридических лиц, ИП, сотрудников организаций, органов, компаний и т. д.
Перечень сведений, составляющих государственную тайну
В Конституции Российской Федерации определено: Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.
Одновременно с этим возникает ряд вопросов: А если информация является государственной тайной? Какие сведения ее составляют? Где узнать, что является государственной тайной?
Итак, чтобы ответить на эти вопросы, необходимо в первую очередь иметь под рукой Федеральный закон «О государственной тайне» от 21.07.1993 № 5485-1 (далее — Закон «О государственной тайне»). Именно в нем определен Перечень сведений, составляющих государственную тайну (статья 5). Это полный и всесторонний перечень сведений, в котором представлены сферы государственных интересов в соответствии с главными направлениями его деятельности: военной (оборона); экономической (в т.ч. в сфере науки и техники, связанных с обороной государства); внешнеполитической и внешнеэкономической, а также специальной (разведывательная, контрразведывательная и оперативно-розыскная деятельность государства).
Перечень сведений, составляющих государственную тайну — это совокупность категорий сведений, в соответствии с которыми сведения относятся к государственной тайне и засекречиваются на основаниях и в порядке, установленных федеральным законодательством.
- Тихомирова, Л. В. Долевое строительство жилья. Правовые акты, материалы судебной практики / Л.В. Тихомирова. — М.: Издание Тихомирова М. Ю., 2016. — 128 c.
- Брэбан, Г. Французское административное право; М.: Прогресс, 2012. — 488 c.
- Жанна, Владимировна Уманская История и методология науки. Учебник для бакалавриата и магистратуры / Жанна Владимировна Уманская. — М.: Юрайт, 2016. — 653 c.
- Домашняя юридическая энциклопедия. Семья / ред. И.М. Кузнецова. — М.: Олимп, 1999. — 608 c.
- Пиголкин, Ю.И. Атлас по судебной медицине / Ю.И. Пиголкин. — М.: Медицинское Информационное Агентство (МИА), 2015. — 726 c.
Федеральный закон «О коммерческой тайне» (98-ФЗ) 2021, 2020
В 2016 году в Закон о доступе к государственной тайне были внесены изменения, которые связаны с масштабами его распространения и отношением к гостайне служащих.
В частности, если ранее действие ФЗ 5485 распространялось только на территории РФ, то в последней редакции сказано, что соблюдать его необходимо и за пределами России. В законодательный акт был внесен раздел об обеспечении хранения сведений при командировке за рубеж.
В целом, последняя редакция не меняет ранее утвержденную структуру закона, а только дополняет необходимостью обеспечения секретности информации за пределами нашей страны.
Если доступ к гостайне для многих кажется чем-то загадочным, то многие из нас по роду своей деятельности связаны с необходимостью хранения коммерческой или банковской тайны, о чем при приеме на должность также подписывали соглашение о не разглашении этих данных. Как правило, коммерческую тайну составляют экономические показатели, стратегическая цель предприятия, информация о финансовом состоянии фирмы и т.д., банковская тайна — это необходимость хранить сведения о клиенте, его счетах, операциях, которые проводились банком по поручению клиента. Проведенная параллель позволит многим гражданам понять сущность секретной информации государства на примере.
В Российской Федерации правовое регулирование в данной области осуществляется на самом высоком уровне. В 1997 году 6 октября Государственной Думой принят Федеральный закон, который получил наименование «О государственной тайне». Впоследствии отдельные положения данного нормативного акта редактировались и в них вносились изменения. Документ такого высокого уровня, регламентирующий вопросы сохранения государственной тайны в нашей стране, принят впервые.
Степень секретности сведений устанавливается исходя из важности информации для безопасности страны. Для ее определения производится оценка возможного ущерба, который может быть нанесен в случае их разглашения. В РФ установлены следующие степени секретности:
- Особой важности;
- Совершенно секретно;
- Секретно.
Каждая страна тщательно оберегает свои секреты от внимания потенциальных противников и конкурентов. Для этих целей в государстве создаются специальные органы в компетенции, которых разработка порядка и правил обращения со сведениями ограниченного доступа, организации проверок и допуска лиц к ним. В РФ координация деятельности всех служб, работающих в указанной сфере, осуществляется соответствующей межведомственной комиссией.
С развитием средств связи и появлением информационных сетей вопросы защиты режима секретности приобретают особое значение. В нашей стране создана государственная система, в задачи которой входит обеспечение сохранности сведений ограниченного доступа. В рамках этой системы формируются соответствующие структуры, ориентированные на решение следующих задач:
- Противодействие технической разведке иностранных государств.
- Формирование и реализация единой технической политике в сфере защиты государственной тайны.
- Координация усилий и деятельности всех структур в данной сфере.
Государственной системе защиты информации предоставлено право издавать нормативные акты, а также контрольные функции по проверке полноты выполнения мероприятий. В структуру данной организации входит ФАПСИ, которое обеспечивает правительственную связь, а также обеспечение безопасности систем хранения и обработки информации.
Понятие государственной тайны возникло одновременно с появлением первых устойчивых общественных образований. Защита секретов от разглашения является одной из важнейших функций органов власти в каждой стране. Информация об обороноспособности страны, экономические показатели, мобилизационный потенциал и внешняя политика — важнейшие сферы от которых нередко зависит существование самого государства.