Авансовый платеж по транспортному в 2021 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Авансовый платеж по транспортному в 2021 году». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

ТН является региональным налогом, поэтому некоторые особенности его уплаты определяют власти субъекта РФ соответствующим законом (ст. 356 НК РФ). В частности, для налогоплательщиков-организаций законом субъекта устанавливаются порядок и сроки уплаты налога, в том числе наличие/отсутствие обязанности и сроки (если обязанность установлена) внесения авансовых платежей по транспортному налогу.

Например, авансовая система уплаты действует в Московской области. В соответствии с п. 1 ст. 2 закона Московской области от 16.11.2002 № 129/2002-ОЗ, организации платят авансовые платежи не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом.

Аналогичный по сути порядок предусмотрен подп. 1 п. 1 ст. 9 закона Нижегородской области от 28.11.2002 № 71-З, согласно которому уплата авансовых платежей по транспортному налогу производится в следующие сроки:

  • за I квартал — 30 апреля;
  • за II квартал — 31 июля;
  • за III квартал — 31 октября.

В то же время регион может и не вводить авансовые платежи по транспортному налогу.

О сроках уплаты авансовых платежей по транспортному налогу с 1 января 2021 года

Обязанность уплачивать авансовые платежи по транспортному налогу есть только у организаций (физлица платят налог одной суммой). Порядок и сроки уплаты авансов устанавливаются региональным законодательством.

Сумма платежа определяется как ¼ произведения налоговой базы и налоговой ставки с учетом коэффициента владения и повышающего коэффициента на дорогостоящие автомобили.

Итак, с 2021 года изменены сроки упла­ты транс­порт­но­го на­ло­га и аван­со­вых пла­те­жей по нему. Если до 2021 года сроки упла­ты уста­нав­ли­ва­ли своими за­ко­на­ми ре­ги­о­наль­ные вла­сти, то с 2021 года в НК РФ уста­нов­ле­ны кон­крет­ные сроки.

В итоге, транс­порт­ный налог/аван­со­вый пла­теж в 2021 году упла­чи­ва­ют в сле­ду­ю­щие сроки по таблице:

ПЕРИОД, ЗА КОТОРЫЙ УПЛАЧИВАЕТСЯ НАЛОГ/АВАНС КРАЙНИЙ СРОК УПЛАТЫ ТРАНСПОРТНОГО НАЛОГА
За 2020 год 01.03.2021
За 1 квар­тал 2021 года 30.04.2021
За 2 квар­тал 2021 года 02.08.2021
За 3 квар­тал 2021 года 01.11.2021
За 2021 год 01.03.2022

Льготы по оплате транспортного налога есть и у юридических лиц, например, в Москве от него освобождены компании, занимающиеся перевозкой пассажиров в городе. Нулевая ставка действует и для агентов особых экономических зон.

Кроме этого, к категории льготников относятся:

  1. Компании, владеющие промысловыми и рыболовными судами или водным транспортом, основной вид деятельности которого – грузовые и пассажирские перевозки.
  2. Предприниматели, работающие в сельском хозяйстве (доля продажи сельхозпродукции должна превышать 50% общей выручки компании) тоже освобождены от налога на комбайны, трактора, машины для перевозки удобрений и готовой продукции.
  3. Автомобили и техника военных и силовых ведомств (МО, Гражданская оборона, ФСБ, МЧС, служба внешней разведки).
  4. Медицинские самолеты и вертолеты, с изображением Красного Креста или Полумесяца на борту.

Автомобиль, находящийся в розыске после угона, тоже освобождается от уплаты транспортного налога, для этого в фискальные органы необходимо представить подтверждающий документ из полиции.

Если организация попадает под вышеперечисленные категории льготников, она обязана уведомить об этом налоговые органы. Начисление нулевой ставки возможно только после подачи соответствующей формы в ФНС. Связано это с тем, что раньше эта информация отражалась в налоговых декларациях, которая для транспортного налога теперь не нужна. Физическим лицам и ИП сведения подавать не обязательно, за них это сделают сотрудники налоговой службы.

Чтобы заплатить налог и спать спокойно, собственник автомобиля может воспользоваться двумя способами:

  • Дождаться почтового уведомления из налоговой инспекции, где будут прописаны данные на ТС и указана сумма налога.
  • Зарегистрироваться на сайте Федеральной Налоговой Службы и получать информацию о налогах через личный кабинет. Оплатить налог можно сразу, использую кредитную карту любого банка.

Срок оплаты транспортного налога за прошлый год истекает 1 декабря текущего года, после этой даты фискальные органы имеют право применить штрафные санкции к неплательщику.

До 2020 года регионы сами устанавливали срок уплаты транспортного налога для предприятий и организаций, но не ранее 1 февраля следующего за отчетным периодом года. В 2021 году ситуация поменяется – юридические лица по всей стране будут платить за транспорт до 1 марта следующего года.

На индивидуальных предпринимателей это закон распространяться не будет, для этой категории все останется по-прежнему – оплатить ТН нужно до 1 декабря, как и физическим лицам, на основании уведомления, пришедшего по почте.

Что касается предприятий, осуществляющих авансовые платежи по транспортному налогу, федеральный центр и здесь решил все упорядочить – теперь по общим для всей страны правилам авансовый платеж будет вноситься до конца месяца, следующего за отчетным периодом.

Налоговая служба не осталась в стороне от событий, связанных с карантинными ограничениями во время пандемии коронавируса. Наиболее пострадавшим в этот период предприятиям и субъектам малого бизнеса, внесенным в реестр не позднее 2018 года, налог на транспорт за второй квартал 2020 года платить вообще не придется, а более молодым компаниям в пострадавших отраслях экономики дана отсрочка на авансовый платеж за первый квартал до конца октября 2020 года.

Налоги, в том числе и транспортный, нужно платить обязательно. Это обязанность всех граждан и организаций страны. Текущую информацию об изменениях в законодательстве можно всегда посмотреть на официальном сайте налоговой службы. Там же находятся сведения о региональных ставках, на основании которых можно сделать окончательный расчет транспортного налога.

Платить транспортный налог должны организации, предприниматели и обычные физлица, на которых зарегистрированы транспортные средства. Эта обязанность возникает сразу после государственной регистрации ТС, а прекращается — после его снятия с учета.

По итогам года сумма налога исчисляется по каждому ТС как произведение налоговой базы и налоговой ставки с учетом повышающего коэффициента. Ставки устанавливают регионы в пределах, указанных в статье 361 НК РФ.

Повышающий коэффициент используют для (п.2 ст. 362 НК РФ):

  • 1,1 – легковых автомобилей средней стоимостью от 3 до 5 млн. рублей, с года выпуска которых прошло не более 3 лет;
  • 2 – легковых автомобилей средней стоимостью от 5 до 10 млн. рублей и не более 5 лет с года выпуска;
  • 3 – легковых автомобилей средней стоимостью от 10 до 15 млн. рублей менее 10 лет с года выпуска, а также для автомобилей средней стоимостью от 15 млн. рублей не старше 20 лет.

Среднюю стоимость легкового автомобиля определяет Минпромторг. Перечень легковых автомобилей средней стоимостью от 3 млн. рублей и выше он формирует ежегодно и размещает на своем официальном сайте не позднее 1 марта очередного года. Эти данные и используют при расчете транспортного налога (п. 2 ст. 362 НК РФ). Никакую другую стоимость при расчете транспортного налога не используют.

С 1 января 2021 года для всех организаций введены единые сроки уплаты транспортного налога и авансовых платежей по нему. Налог надо уплатить не позднее 1 марта года, следующего за истекшим календарным годом, а авансовые платежи, если они введены законом субъекта РФ, — не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим кварталом.

В 2021 году налог за 2020 год нужно заплатить до 1 марта, а авансовые платежи платите (с учетом выходных дней):

  • до 30 апреля – за I квартал 2021 г.;
  • до 2 августа – за II квартал2021 г.;
  • до 1 ноября – за III квартал 2021 г..

С 2021 года налоговики будут направлять компаниям сообщения об исчисленном транспортном налоге (п.4,5 ст.363 НК РФ). Налог будет рассчитан исходя из информации, которая имеется в инспекции:

  • от регистраторов ТС;
  • по сведениям о заявленных налоговых льготах, поступившим от владельцев.

Сроки рассылки налоговых уведомлений:

  • 6 месяцев со дня, когда закончились установленные сроки уплаты налога за 2020 год;
  • 2 месяца со дня поступления информации по перерасчету налога;
  • 1 месяц со дня получения сведений из ЕГРЮЛ о том, что компания находится в процессе ликвидации.

Уведомление о налоге отправят через ТКС или личный кабинет плательщика на сайте инспекции. Если этими способами уведомить невозможно, направят по почте заказным письмом или вручат руководителю или представителю фирмы лично под роспись.

Если ТС было уничтожено, то налог прекратят исчислять с первого числа месяца гибели автомобиля. Основание – заявление собственника транспортного средства, поданное им в ИФНС.

Когда платить транспортный налог в 2021 году: таблица со сроками

Сдавать налоговые декларации по транспортному налогу за 2020 год и последующие налоговые периоды больше не нужно. В 2021 году налоговые инспекции будут принимать только:

  • декларации, в том числе уточненные, за периоды до 2020 года;
  • уточненные декларации к декларациям, которые организации сдали в 2020 году при реорганизации.

Юридические лица обязаны уплачивать транспортный налог только за те зарегистрированные в их собственности транспортные средства, которые являются объектами налогообложения. Подробный перечень транспортных средств, являющихся и не являющихся объектом налогообложения, представлен в последней редакции статьи 358 Налогового кодекса.

НК РФ Статья 362

Порядок и сроки уплаты налога и авансовых платежей по налогу для налогоплательщиков-организаций устанавливаются законами субъектов Российской Федерации.

Сроки внесения аванса по дорожному автоналогу могут разниться в разных регионах в зависимости от местных законов. Однако авансовый платеж обязательно должен быть внесен не позднее оплаты основной части налога, иначе аванс придется вносить вместе с налогом.

Произвести уплату авансового платежа можно тремя способами:

  • лично предоставить документы сотруднику ФНС в ближайшем региональном отделении;
  • отправить документы заказным письмом на имя сотрудника ФНС либо адрес регионального отделения;
  • оплатить авансовый платеж в онлайн-режиме.

Все три способа являются одинаково эффективными и равноправными, так что при выборе следует руководствоваться только соображениями собственного удобства.

Транспортный налог в 2021 году для юридических лиц

Юридические лица для внесения авансовых платежей должны использовать в 2020-2021 годах следующий код бюджетной классификации (КБК):

  • 8210604011021000110

Следует помнить, что КБК для физических лиц и компаний отличаются. Также можно отметить, что внесение изменений в коды в ближайшее время не планируется.

С 01.01.2021 года вступят в силу сразу несколько изменений в части налогообложения транспортных средств. Законодательные правки внесены в НК РФ двумя федеральными законами — № 63-ФЗ от 15.04.2019 и № 325-ФЗ от 29.09.2019 года.

Все изменения по транспортному налогу для юридических лиц на 2021 год:

1. Годовую отчетность по транспортному налогу за 2020 год отменили. Налогоплательщики больше не обязаны заполнять декларации и подавать их в ближайшую ФНС.

Важно! Отмена отчетности не освобождает собственников автотранспорта от исчисления и уплаты налога. Компании все также будут рассчитывать обязательства перед бюджетом. Причем не только итоговые (по результатам года), но и авансовые, если региональные власти предусмотрели такие платежи.

2. Введен единый общероссийский срок уплаты налога для всех юридических лиц. С 01.01.2021 года все плательщики транспортного сбора обязаны уплачивать налог не позднее 1 марта года, следующего за отчетным. То есть, за 2020 год крайний срок — понедельник 01.03.2021 года.

3. Авансовые платежи необходимо вносить в региональную казну не позднее последнего числа месяца, следующего за отчетным периодом.

4. С 01.01.2021 года региональные власти утрачивают право устанавливать индивидуальный срок уплаты транспортного налога для юридических лиц. Теперь крайние даты для платежей регламентирует НК РФ.

Это ключевые изменения в правилах налогообложения транспортных средств юридических лиц. Теперь рассмотрим, как считать и платить налог.

До 1 марта 2021 года налогоплательщики обязаны самостоятельно рассчитать и уплатить обязательство в ФНС. Это новый срок уплаты транспортного налога юридическими лицами. Никакой отчетности сдавать не придется.

Как ФНС проверит правильность исчислений компании. Все сведения о собственниках и периодах пользования ТС аккумулируются в ГИБДД. По итогам календарного года ведомство передает необходимую информацию в ФНС. На основании данных ГИБДД, налоговая проверит, верно ли компания рассчитала налог.

Результаты расчетов будут доведены до организаций в письменном или в электронном виде. В адрес налогоплательщика поступят специальные уведомления. В уведомлении будут указаны:

  • сведения о самом объекте обложения, то есть, ТС;
  • сумма определенной налоговой базы, в рамках положений НК РФ,
  • календарный год, он же налоговый период,
  • установленная в конкретном регионе налоговая ставка,
  • фактическая сумма исчисленного фискального обязательства.

Если фирма не согласна с расчетами ФНС, то придется разбираться. Потребуется подать пояснения или доказательства того, что налог рассчитан неверно.

Для организаций правила расчетов с бюджетом остались прежними. Они заполняют специальный платежный документ (платежное поручение или заявку на кассовый расход), чтобы перечислить денежные средства в счет уплаты налога.

Обратите внимание, что регламент заполнения платежек с 01.01.2021 года меняется, в отношении платежей в бюджет. Не стал исключением и транспортный налог, уплата юридическими лицами производится по новым правилам.

Важным реквизитом при заполнении документов на уплату транспортного налога остается КБК. На 2021 год используйте следующие коды бюджетной классификации:

  • 182 1 06 04011 02 1000 110 — при уплате самого налога;
  • 182 1 06 04011 02 2100 110 — при перечислении пени;
  • 182 1 06 04011 02 3000 110 — при погашении штрафов.

КБК по транспортному налогу не изменились.

Ставки транспортного налога для юридических лиц устанавливают региональные власти (ст. 361 НК РФ). В Налоговом кодексе приведены основные значения по группам налогооблагаемых объектов. Власти субъектов РФ корректируют эти значения.

Действующие ставки согласно ст. 361 НК РФ:

Наименование объекта налогообложения

Налоговая ставка, руб.

Автомобили легковые с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):

до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно

2,5

свыше 100 л.с. до 150 л.с. (свыше 73,55 кВт до 110,33 кВт) включительно

3,5

свыше 150 л.с. до 200 л.с. (свыше 110,33 кВт до 147,1 кВт) включительно

5

свыше 200 л.с. до 250 л.с. (свыше 147,1 кВт до 183,9 кВт) включительно

7,5

свыше 250 л.с. (свыше 183,9 кВт)

15

Мотоциклы и мотороллеры с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):

до 20 л.с. (до 14,7 кВт) включительно

1

свыше 20 л.с. до 35 л.с. (свыше 14,7 кВт до 25,74 кВт) включительно

2

свыше 35 л.с. (свыше 25,74 кВт)

5

Автобусы с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):

до 200 л.с. (до 147,1 кВт) включительно

5

свыше 200 л.с. (свыше 147,1 кВт)

10

Автомобили грузовые с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):

до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно

2,5

свыше 100 л.с. до 150 л.с. (свыше 73,55 кВт до 110,33 кВт) включительно

4

свыше 150 л.с. до 200 л.с. (свыше 110,33 кВт до 147,1 кВт) включительно

5

свыше 200 л.с. до 250 л.с. (свыше 147,1 кВт до 183,9 кВт) включительно

6,5

свыше 250 л.с. (свыше 183,9 кВт)

8,5

Другие самоходные транспортные средства, машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу (с каждой лошадиной силы)

2,5

Снегоходы, мотосани с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):

до 50 л.с. (до 36,77 кВт) включительно

2,5

свыше 50 л.с. (свыше 36,77 кВт)

5

Катера, моторные лодки и другие водные транспортные средства с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):

до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно

10

свыше 100 л.с. (свыше 73,55 кВт)

20

Яхты и другие парусно-моторные суда с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):

до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно

20

свыше 100 л.с. (свыше 73,55 кВт)

40

Гидроциклы с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):

до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно

25

свыше 100 л.с. (свыше 73,55 кВт)

50

Несамоходные (буксируемые) суда, для которых определяется валовая вместимость (с каждой регистровой тонны или единицы валовой вместимости в случае, если валовая вместимость определена без указания размерности)

20

Самолеты, вертолеты и иные воздушные суда, имеющие двигатели (с каждой лошадиной силы)

25

Самолеты, имеющие реактивные двигатели (с каждого килограмма силы тяги)

20

Другие водные и воздушные транспортные средства, не имеющие двигателей (с единицы транспортного средства)

200

В каждом регионе установлены индивидуальные ставки. Проверьте, какие значения действуют в вашем регионе:

В декабре у бухгалтеров 17 важных дел. Эксперты БухСофт подготовили удобную и понятную таблицу со сроками — с ней вы не забудете о сдаче отчетности и не пропустите обязательные платежи.

Срок

Режим налогообложения

Плательщики

Вид отчетности или платежа

15 декабря

все

Юр.лица и ИП, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам (все режимы НО)

Уплатить страховые взносы за ноябрь 2020 г.

15 декабря

все

Страхователи по индивидуальному (персонифицированному) учету

Сдать СЗВ-М за ноябрь 2020 г.

Транспортный налог в 2021 году

Объектом налогообложения признаются транспортные средства (ТС), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством РФ, перечисленные в п. 1 ст. 358 НК РФ: автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства.

К сведению: перечень ТС, не являющихся объектами налогообложения, дан в п. 2 ст. 358 НК РФ.

Порядок определения базы по транспортному налогу установлен в ст. 359 НК РФ.

Согласно п. 1 этой статьи налоговая база определяется отдельно по каждому ТС:

  • в отношении ТС, имеющих двигатели, – как мощность двигателя ТС в лошадиных силах (пп. 1);

  • в отношении воздушных ТС, для которых определяется тяга реактивного двигателя, – как паспортная статическая тяга реактивного двигателя на взлетном режиме в земных условиях в килограммах силы (пп. 1.1);

  • в отношении водных несамоходных (буксируемых) ТС, для которых определяется валовая вместимость, – как валовая вместимость в регистровых тоннах (пп. 2).

Кроме того, отдельно определяется налоговая база в отношении водных и воздушных ТС, не указанных выше, – как единица ТС (пп. 3).

Фискальные органы, применяя повышенный коэффициент для расчета налога на дорогие транспортные средства, не забывают учитывать интересы и других категорий граждан и организаций.

Как правило, регионы сами определяют категории граждан, которые освобождены от уплаты налога. В основном, это Герои СССР и России, ветераны, инвалиды, многодетные родители и участники ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС. Под льготное налогообложение попадают и транспортные средства, предоставленные социальными службами.

В ряде областей России налог не взимают с владельцев электромобилей, или транспортных средств, оборудованных газовыми установками.

Процедуру уплаты налога или сбора регламентирует статье 58 Налогового кодекса (НК). Часть 1 этой статьи гласит, что налог уплачивают единовременно, одной суммой. Однако закон допускает предварительную оплату в течение периода, за который начисляют сумму налога. Она носит название «авансовый платеж».

Российское законодательство предусматривает случаи, в которых вносить аванс обязательно. Например, это налог на доходы физлиц для иностранцев, работающих в Российской Федерации, или налог на прибыль юридического лица. По транспортному налогу платить предварительно не нужно. Однако собственник авто может сделать это по собственной инициативе.

Причинами такого порядка выполнения обязанности по внесению сборов выступают:

  • Предположительное отсутствие средств в будущем году;
  • Наличие свободных денег в настоящее время;
  • Невозможность оплаты в установленный срок по другим обстоятельствам.

Процедура урегулирована нормами НК.

Так, понятие авансового платежа дают в статье 58, порядок его расчета описан в статье 286, а то, как его нужно платить, указано в статье 287 этого нормативно-правового акта.

Кто должен уплачивать авансовые платежи по транспортному налогу

Платить транспортный налог должны те лица (юридические или физические), на которых зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом обложения ТН (ст. 357 НК РФ). При этом порядок расчета и уплаты налога для организаций и граждан различен: организации исчисляют налог самостоятельно, а за физлиц сумму налога рассчитывает налоговый орган на основании сведений из ГИБДД (п. 1 ст. 362 НК РФ).

Обязанность уплачивать авансовые платежи по транспортному налогу может вводиться только для организаций (пп. 1, 2 ст. 362 НК РФ). Граждане уплачивают налог единовременно на основании полученного из налоговой уведомления (п. 3 ст. 363 НК РФ).

Начиная с налога за 2021 год юрлица тоже будут получать от налоговой сообщения с рассчитанной суммой. А подавать в ИФНС декларации по ТН они перестали. Однако это не означает, что им больше не потребуется рассчитывать налог. Эта обязанность сохранится за организациями и далее. Ведь они должны знать сумму, чтобы в течение года вносить авансовые платежи (если таковые установлены в регионе). А сообщение от налоговой носит скорее информационный характер, чтобы компания могла сверить свои начисления с теми, что сделаны по данным налоговиков. И получит она его уже после сроков уплаты авансов (см., например, письмо Минфина от 19.06.2021 № 03-05-05-02/44672).

Правила уплаты транспортного налога в 2021 году

Авансовые платежи по транспортному налогу исчисляются по итогам отчетных периодов. Отчетными периодами признаются I, II и III кварталы (п. 2 ст. 360 НК РФ).

Сумма платежа определяется как ¼ произведения налоговой базы и налоговой ставки (п. 2.1 ст. 362 НК РФ). При этом учитываются так называемый коэффициент владения и повышающий коэффициент на дорогостоящие автомобили.

В общем виде формула расчета выглядит так:

АП = ¼ × НБ × НС × Кв × Кп,

где НБ — налоговая база (для автомобиля это мощность двигателя в лошадиных силах), НС — налоговая ставка, Кв — коэффициент владения, Кп — повышающий коэффициент.

Величину налоговой ставки также устанавливает субъект РФ, и она может не только существенно различаться по регионам, но и меняться от года к году.

Коэффициент владения определяется как отношение числа полных месяцев, в течение которых транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде. Полным считается тот месяц, в котором право владения транспортом возникло до 15 числа или утрачено после 15 числа (п. 3 ст. 362 НК РФ).

Величина повышающего коэффициента зависит от средней стоимости и возраста авто. Конкретные значения коэффициента закреплены в п. 2 ст. 362 НК РФ.

С 2021 года для автомобилей стоимостью от 3 млн до 5 млн руб. не старше 3 лет применяется единый коэффициент 1,1.

Перечень автомобилей, являющихся дорогостоящими, обязан ежегодно публиковать Минпромторг.

Сумма авансовых платежей по транспортному налогу, начисленных по налоговый период 2021 года включительно, отражается в декларации, представляемой за год, как величина, уменьшающая до суммы, предназначенной к уплате за последний период года, общую сумму налога, начисленного за налоговый период. По итогам отчетных периодов никакая отчетность не сдается.

С налогового периода 2021 года декларирование транспортного налога для юрлиц отменено.

Субъектами налогообложения являются две категории граждан:

  1. те, на которых зарегистрировано ТС,
  2. те, кому ТС было передано в управление по доверенности (налогоплательщик должен известить налоговую инспекцию о том, что передал собственное ТС другому лицу на основании доверенности).

Объекты налогообложения:

  • Автомобили,
  • Автобусы,
  • Мотоциклы,
  • Самоходный транспорт,
  • Водный транспорт,
  • Гусеничный транспорт,
  • Воздушный транспорт,
  • Снегоходы,
  • Гидроциклы.

Не являются объектами налогообложения:

  • ТС, официально объявленные в розыск;
  • Весельные лодки;
  • Моторные лодки с объемом двигателя не более 5 л.с;
  • Автомобили, оборудованные для нужд инвалидов;
  • Автомобили с мощностью не более 100 л.с., выданные органами соцзащиты населения;
  • Сельхозтехника;
  • Речные, промысловые суда;
  • Транспорт, принадлежащий санавиации.

Ни в одном регионе ставки по налогу не установлены на уровне, предложенном Правительством. Все главы областей воспользовались правом увеличить величину платежей, в некоторых они близки к максимально допустимым значениям.

Для примера можно сравнить ставки по транспортному налогу в разных частях РФ: они значительно отличаются друг от друга, как и размер итогового взноса в бюджет.

Транспортный налог сопряжен с рядом трудностей. Им недовольны не только автовладельцы, но и налоговики. Система сбора непродуманна, несовершенна, несправедлива. Граждане как могут увиливают от уплаты данного сбора, собираемость налога оставляет желать лучшего.

Продавшие ТС лица часто с удивлением узнают, что им все еще продолжают начислять налоги за автомобиль, которым они давно перестали владеть, так как новые хозяева не спешат сообщать в соответствующие органы, что в их жизни произошли изменения и они обзавелись железным конем.

Транспортный налог: комментарий МНС

Срок уплаты налога разный для организаций и для физических лиц.

  1. Юридические лица. Оплатить транспортный налог необходимо до 1 февраля года, следующего за отчетным. То есть, за 2021 год соответствующая сумма должна быть внесена до 01.02.2022 года. Организации, помимо этого, вносят в бюджет авансы.
  2. Физические лица. Авансовые платежи для данной категории налогоплательщиков не предусмотрены. Сумма вносится единовременно, не позднее 1 декабря года, следующего за отчетным. Причитающуюся за 2021 год сумму потребуют внести до 01.12.2022 года.

В 2021 году вступают в силу изменения, существенно упрощающие жизнь организаций. Они позволят производить оплату транспортного налога без проволочек.

С 1 января 2021 года заполнять декларацию не потребуется – эти действия отменяются. То есть, уже 1 февраля 2021 года бумажной волоките придет конец. Заниматься всем будут сотрудники налоговых инспекций на основании уже имеющихся у них сведений.

Работники ФНС собственноручно составят извещения для юридических лиц с указанием наименований всех имеющихся в собственности организации ТС, налоговой ставки, срока оплаты, суммы, подлежащей сбору. Документы будут отправлены по адресатам при помощи одного из видов связи: по электронной почте, заказным письмом, в личный кабинет пользователям, зарегистрированным на сайте ФНС.

Организации, в свою очередь, обязаны вовремя вносить плату, в том числе, установленные авансовые платежи. В их обязанности остается сверка данных, представляемых налоговой инспекцией в извещении, с данными бухгалтерского учета. В случае несовпадения понадобится корректировка.

Среди новшеств, касающихся уплаты транспортного налога – заявительный характер льгот. Среди юридических лиц также есть категории, являющиеся льготниками, имеющие право на отмену платежа или его уменьшение. Теперь для того, чтобы подтвердить это, необходимо будет явиться в органы ФНС с пакетом подтверждающих документов.

Что касается физических лиц, для них никаких изменений по транспортному налогу в 2021 году не предвидится. Отменят ли его в дальнейшем или заменят на другой обязательный платеж – неизвестно. Поэтому все, что остается – исправно платить государству за возможность иметь в собственности автомобиль.

  • Пошаговая инструкция
  • Настройки 1С
    • Ставки
    • Авансовые платежи
    • Способы отражения расходов
  • Регистрация транспортных средств в 1С 8.3
  • Начисление налога
    • За отчетный период
    • По итогам года
    • Сверка с ИФНС по транспортному налогу

Налоговым периодом по транспортному налогу признается календарный год, то есть период с 1 января по 31 декабря, отчетными периодами для налогоплательщиков-организаций являются первый, второй и третий кварталы (п. 1, 2 ст. 360 НК РФ).

Поскольку транспортный налог отнесен НК РФ к региональным налогам, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации вправе не устанавливать отчетные периоды и предусмотреть для отдельных категорий налогоплательщиков право не исчислять и не уплачивать авансовые платежи по налогу в течение налогового периода (п. 3 ст. 360, п. 6 ст. 362 НК РФ).

Если отчетные периоды все же установлены региональным законодательством, то сумма авансовых платежей по транспортному налогу исчисляется по истечении каждого квартала в размере 1/4 произведения соответствующей налоговой базы и налоговой ставки с учетом повышающего коэффициента, указанного в п. 2 ст. 362 НК РФ (п. 2.1 ст. 362 НК РФ).

Уплата транспортного налога и авансовых платежей по нему производится налогоплательщиками в бюджет по месту нахождения транспортных средств в порядке и сроки, установленные законами субъектов Российской Федерации (п. 1 ст. 363 НК РФ). При установлении региональных налогов законами субъектов Российской Федерации в порядке и пределах, установленных НК РФ, должны быть определены такие элементы налогообложения, как налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов, если эти элементы налогообложения не установлены НК РФ (п. 3 ст. 12 НК РФ).

С января 2021 года регионы не будут устанавливать сроки уплаты транспортного налога организациями. Соответствующие изменения в ст. 356 НК РФ внесены Федеральным законом от 29.09.2019 № 325-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации».

Исходя из предположения, что транспортный налог за налоговый период 2019 г. уже уплачен организациями, отметим, что с 01.01.2021 транспортный налог подлежит уплате налогоплательщиками-организациями в срок не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом. Авансовые платежи по налогу подлежат уплате налогоплательщиками-организациями в срок не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом. То есть сумма транспортного налога за налоговый период 2020 г. должна быть уплачена не позднее 01.03.2021.

В течение налогового периода налогоплательщики-организации уплачивают авансовые платежи по налогу (если они не освобождены от обязанности уплаты авансовых платежей региональным законодательством). Срок, определенный днями, исчисляется в рабочих днях, если срок не установлен в календарных днях. При этом рабочим днем считается день, который не признается в соответствии с законодательством Российской Федерации или актом президента Российской Федерации выходным, нерабочим праздничным и нерабочим днем (п. 6 ст. 6.1 НК РФ).

В случае когда последний день срока приходится на день, признаваемый в соответствии с законодательством Российской Федерации или актом президента Российской Федерации выходным, нерабочим праздничным или нерабочим днем, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день (п. 7 ст. 6.1 НК РФ).

Первая такая ситуация возникнет при уплате транспортного налога за налоговый период 2024 г., поскольку дата 01.03.2025 приходится на субботу. Следовательно, налог должен быть уплачен не позднее 03.03.2025.

Действие, для совершения которого установлен срок, может быть выполнено до 24 часов последнего дня срока. И если документы либо денежные средства будут сданы в организацию связи до 24 часов последнего дня срока, срок не считается пропущенным (п. 8 ст. 6.1 НК РФ).

Итак, в установленные сроки транспортный налог должен быть уплачен по месту нахождения транспортных средств, коим на основании п. 5 ст. 83 НК РФ признается для:

• водных транспортных средств (за исключением маломерных судов) – место государственной регистрации транспортного средства (подп. 1 п. 5 ст. 83 НК РФ);

• воздушных транспортных средств – место нахождения организации или место жительства (место пребывания) физического лица – собственника транспортного средства (подп. 1.1 п. 5 ст. 83 НК РФ). Поскольку в регулирующих государственную регистрацию воздушных судов актах место государственной регистрации не определено, а понятие «место (порт) приписки» используется только для учета и регистрации водных транспортных средств, местом нахождения воздушных судов является место нахождения собственника (правообладателя) транспортного средства, в связи с чем уплата транспортного налога в отношении воздушных судов должна производиться по местонахождению собственника (правообладателя) воздушного судна (Письмо Минфина России от 06.04.2009 № 03-05-05-01/22);

• транспортных средств, не указанных в предыдущих подпунктах, – место нахождения организации (ее обособленного подразделения) или место жительства (место пребывания) физического лица, по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрировано транспортное средство.

Органы, осуществляющие государственную регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать сведения о транспортных средствах, зарегистрированных в этих органах (правах и сделках, зарегистрированных в этих органах), и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации, а также ежегодно до 15 февраля представлять указанные сведения по состоянию на 1 января текущего года или за иные периоды, определенные взаимодействующими органами (п. 4 ст. 85 НК РФ).

В отношении транспортных средств, не указанных в подп. 1 и 1.1 п. 5 ст. 83 НК РФ отметим, что в соответствии с п. 8 Правил государственной регистрации транспортных средств в регистрационных подразделениях Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.12.2019 № 1764, регистрация транспортных средств, принадлежащих юридическим лицам, производится с внесением в банки данных адреса места нахождения юридических лиц, определяемого местом их государственной регистрации либо адреса места нахождения их обособленных подразделений.

На основании п. 5 ст. 83 НК РФ постановка на учет, снятие с учета организации в налоговом органе по месту нахождения принадлежащих ей транспортных средств осуществляются на основании сведений, сообщаемых органами, указанными в ст. 85 НК РФ.

Следовательно, при отсутствии сведений, сообщаемых органами, указанными в ст. 85 НК РФ, об изменении ��еста государственной регистрации транспортного средства (в том числе в связи с закрытием организацией обособленного подразделения) отсутствуют основания для снятия с учета организации в налоговом органе по месту нахождения транспортного средства, по которому это транспортное средство зарегистрировано.

Необходимо отметить, что прекращение взимания транспортного налога предусмотрено НК РФ в случае снятия транспортного средства с учета в органах, осуществляющих регистрацию транспортных средств. При этом согласно ст. 362 НК РФ исчисление транспортного налога прекращается с месяца, следующего за месяцем снятия транспортного средства с учета в регистрирующих органах.

Таким образом, обязанность по уплате транспортного налога ставится в зависимость от регистрации транспортного средства, а не от фактического наличия или использования транспортного средства налогоплательщиком, о чем сказано в Письме Минфина России от 28.12.2018 № 03-05-05-04/95689.

Причем списание или уничтожение транспортного средства без прекращения его регистрации в органах, уполномоченных осуществлять государственную регистрацию транспортных средств, не освобождает от обязанности по исчислению и уплате транспортного налога (Письма ФНС России от 26.10.2018 № БС-4-21/20949@, Минфина России от 31.08.2011 № 03-05-06-04/269). Этот вывод подтверждает и арбитражная практика, в частности Постановление Президиума ВАС РФ от 15.12.2011 № 12223/10 по делу № А40-62640/09-151-457.

Минфин России в Письме от 06.05.2015 № 03-05-06-04/26019 напомнил о праве налогоплательщика в случае невозможности своевременной уплаты налога и при наличии оснований, предусмотренных п. 2 ст. 64 НК РФ, обратиться в уполномоченный орган с заявлением о предоставлении ему отсрочки или рассрочки по уплате налога. Одним из оснований предоставления таковой является угроза возникновения признаков несостоятельности (банкротства) этого лица в случае единовременной уплаты им налога (подп. 3 п. 2 ст. 64 НК РФ). Наличие указанного основания устанавливается по результатам анализа финансового состояния хозяйствующего субъекта, проведенного ФНС России, в соответствии с Методикой проведения анализа финансового состояния заинтересованного лица в целях установления угрозы возникновения признаков его несостоятельности (банкротства) в случае единовременной уплаты этим лицом налога, утвержденной Приказом Минэкономразвития России от 26.06.2019 № 382.

Отсрочка по уплате транспортного налога предоставляется по решению налогового органа по месту нахождения заинтересованного лица на срок, не превышающий один год. Решения об изменении сроков уплаты налогов принимаются по согласованию с соответствующими финансовыми органами субъектов Российской Федерации (ст. 63 НК РФ).

К заявлению о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога, направленному в уполномоченный орган, должны быть приложены документы, указанные в п. 5 и 5.1 ст. 64 НК РФ.

Многие аналитики в конце года говорили о неизбежности укрепления курса российской валюты. Эти прогнозы строились на росте цен на нефть и газ, а также традиционном усилении платежного баланса России в I квартале каждого года. Похоже, этим ожиданиям не суждено сбыться.

В начале декабря прошлого года завершился восходящий тренд по рублю. Курс доллара снизился с достигнутых 2 ноября 81 руб. до почти 73 руб. Именно эта отметка в дальнейшем выступила сильной поддержкой паре «доллар – рубль» – она неоднократно «прокалывалась», но закрепиться ниже так и не удалось.

Одним из драйверов роста был спекулятивный спрос на российскую валюту со стороны нерезидентов. Как свидетельствуют данные Комиссии по торговле товарными фьючерсами (CFTC), с конца сентября число открытых спекулятивных позиций трейдеров на фьючерсных рынках Чикаго и Нью-Йорка по производным инструментам на пару «доллар – рубль» стало отрицательным. То есть игроки делали ставку на укрепление рубля.

Это довольно редкое явление: большую часть времени спекулянты играют против рубля. Однако отметка 73 руб. за $1 так и осталась непокоренной. И неудивительно, что, видя отсутствие прогресса в укреплении рубля, в конце года многие начали закрывать короткие позиции.

Именно это стало одной из основных причин, помешавших рублю вырасти в начале года, когда нефть на решении ОПЕК+ рванула выше $55 за баррель, а доллар продолжил уверенное снижение к основным мировым валютам, в паре с евро уйдя на минимальный уровень с весны 2018 года. И опять сработало старое нехитрое правило спекулянтов: если рынок не идет вниз, значит, он пойдет вверх.

В середине позапрошлой недели на рынке сформировалась новая девальвационная волна. Поводом для нее послужило заявление из-за океана о том, что администрация президента Байдена не намерена «перезагружать» отношения с Россией, а новые санкции уже готовятся.

Сложно сказать, что именно на этот раз предпочтут сделать американские власти, но самой серьезной мерой, вероятно, могло бы быть отстранение российских банков от долларовых расчетов. Это приведет к серьезному падению российской экономики и удару по уровню жизни в стране. Однако обратной стороной медали станет переход России на расчеты за поставки нефти, газа и металлов в евро и других валютах, что ударит уже по международной позиции доллара.

Болезненным, но некритическим для отечественной финансовой системы будет и жесткий запрет на покупку российского госдолга. Внешние заимствования уже давно не делают погоды в финансировании бюджета. Что же касается ОФЗ, то в прошлом году Минфин обкатал уже довольно привычную для современной мировой финансовой системы схему: продажу ОФЗ банкам (преимущественно с госучастием), которые могли совершать сделки РЕПО с ЦБ под залог этих бумаг.

Но, как бы то ни было, инвесторы этих санкций побаиваются. Подлил масла и арест оппозиционного политика Алексея Навального, спровоцировавший протестные выступления населения. Как отмечала в своем обзоре главный экономист Альфа-Банка Наталия Орлова, «по данным независимых источников, всего по России в протестах приняли участие около 110 тысяч человек. В отличие от предыдущих лет, в этот раз в регионах активность возросла. Кроме того, примерно 30% участников, по оценкам, участвовали в протестах впервые, что указывает на потенциал возможного роста протестной активности в дальнейших акциях».

Это вызывает опасения на рынке даже безотносительно угрозы санкций, ведь рост протестных настроений сам по себе является мощным дестабилизирующим фактором для рубля и фондового рынка. Но в целом данные события стали лишь поводом для распродажи рубля. Причины его слабости кроются глубже.

Транспортный налог – это региональный налог, который регулируется главой 28 Налогового кодекса РФ. В НК РФ прописаны основные правила, регулирующие объект налогообложения, плательщиков налога, правил расчета и уплаты.

То есть, базовые условия прописаны на федеральном уровне, но региональные власти имеют право вносить свои корректировки. Важно: региональные власти не могут ухудшать права налогоплательщиков. Кроме того, регионы устанавливают ставки налога и льготные категории плательщиков.

Объектом налогообложения являются:

  • автомобили;
  • мотоциклы;
  • самоходные машины и транспортные средства на пневматическом и гусеничном ходу;
  • снегоходы и мотосани;
  • авиатранспорт (самолеты и вертолеты);
  • морские транспортные средства (теплоходы, катера, яхты и гидроциклы).

Но есть и исключения, к которым относятся:

  • легковые автомобили с мощностью двигателя до 100 лошадиных сил (приобретенные через отдел соцзащиты);
  • автомобили, оборудованные для инвалидов;
  • тракторы, самоходные комбайны и спецмашины для перевозки молока, птицы, которые используются для сельского хозяйства (для ИП);
  • промысловые суда (для ИП).

В отношении этих транспортных средств налог не рассчитывается.

Ставки транспортного налога устанавливают региональные власти. Однако в статье 361 НК РФ указаны примерные значения транспортного налога, которые регионы имеют право уменьшать или увеличивать не более чем в 10 раз, за исключением автомобилей с мощностью двигателя до 150 л.с.

Основным критерием для определения налоговой ставки является мощность двигателя. Кроме этого, региональные власти имеют право устанавливать дополнительные ставки налога в зависимости от экологического класса автотранспортного средства и количества лет использования.

Льготы по транспортному налогу устанавливаются региональными нормативными актами. В большинстве случаев от уплаты транспортного налога освобождены:

  • инвалиды I и II группы;
  • ветераны ВОВ;
  • Герои Советского Союза, Герои РФ, россияне, награжденные орденом Славы трех степеней;
  • ветераны боевых действий;
  • один из родителей ребенка-инвалида.

Некоторые регионы предоставляют льготы и другим категориям людей:

  • одному из родителей многодетной семьи;
  • чернобыльцам;
  • людям, которые участвовали в ликвидации ядерных аварий или в испытаниях ядерного оружия.

Однако в каждом регионе действуют свои льготные категории налогоплательщиков. Более подробную информацию обо всех предоставляемых льготах можно узнать в местной инспекции ФНС.

Стоит отметить, что льготы вышеперечисленным категориям людей предоставляются только на 1 автомобиль, который выбирает сам плательщик. Для предоставления льготы необходимо написать в ФНС заявление о выбранном льготном объекте налогообложения и приложить документ, подтверждающий льготу.

Если льготник относится к нескольким категориям плательщиков, которые освобождаются от транспортного налога, он имеет право воспользоваться только одной льготой в отношении одного транспортного средства.

Некоторые регионы устанавливают критерии не только к плательщику налога, но и к транспортному средству. Например, в Москве льготу по транспортному налогу можно оформить только на автомобиль с мощностью двигателя не более 200 лошадиных сил. Исключением является только автомобиль, который принадлежит одному из родителей многодетной семьи (зато нет ограничений по мощности автомобиля).

В системе налогообложения РФ существуют несколько видов налогов и сборов, которые условно можно поделить на 3 иерархических уровня:

  • Федеральные налоги — главные налоги страны, которые регламентированы Налоговым кодексом РФ. Фед. налоги платят все предприятия, ИП и физ. лица независимо от их местонахождения (и проживания). Ставки этих налогов установлены для всех налогоплательщиков резидентов РФ вне зависимости от их организационно-правового статуса. К таким налоговым сборам относятся, например: НДС,
  • НДФЛ,
  • госпошлины,
  • лицензионные сборы (акцизы на алкоголь, табак, авто, бензин и пр.),
  • налог на прибыль и пр.
  • Региональные сборы — налоги, необходимые для соц. развития территорий. Такие налоги узаконены НК РФ, ставки и сроки выплат этих налоговых сборов устанавливаются исполнительной властью субъектов РФ, их обязаны платить все бизнесмены и ФЛ, работающие и проживающие в конкретном регионе. К рег. налогам относят:
      налог на имущество организаций,
  • транспортный налог,
  • налог на игорный бизнес (для спец. зон),
  • региональные акцизы.
  • Местные налоги — определены НК РФ, устанавливаются муниципалитетами, включают:
      налог на имущество физ. лиц,
  • земельный налог,
  • местные лицензионные сборы.
  • Нужно отметить, что деление по территориальной принадлежности не влияет ни на контроль, ни на штрафные санкции регуляторов, но предусматривает распределение бюджетных средств только территориально.

    В нашем случае — транспортный налог — региональный налог.

    Налог на транспорт регламентирован гл. 28 Налогового кодекса РФ. Все платежи от него зачисляются в бюджеты субъектов РФ. Определяя ставку этого налога, законодательная власть каждого региона самостоятельно назначает налоговый тариф. При этом законодатели, устанавливая транспортные ставки, ограничены рамками 28-й главы НК РФ, которая определяет стандартные тарифы при расчёте налога на транспорт. Субъекты РФ по этому пункту не имеют права отклоняться от определённых в НК РФ тарифов в большую или меньшую сторону не более, чем в 10 раз.

    Авансовые платежи по транспортному налогу обязаны вносить только юридические лица, то есть организации на балансе которых есть автомобили. Это закреплено в пп. 1, 2 статьи 362 Налогового кодекса Российской Федерации.

    Обязанность уплаты авансов есть не во всех регионах страны, это указано в соответствующем законодательном документе региона. Чаще всего он называется «Закон о транспортном налоге».

    Обычные собственники транспортных средств платят налог за ТС по факту получения налогового уведомления, раз в год.

    Более детально о транспортном налоге для юридических лиц можно узнать здесь.

    Плательщиками налога считаются владельцы транспортных средств, физ. лица, на кого зарегистрирован транспорт. Налог платит именно собственник ТС, ранее действующее правило, когда налоговый сбор мог быть возложен на лицо, которое владеет объектом по доверенности, отменено.

    Как уже упоминалось, налог выплачивается в бюджет того региона, где зарегистрирован собственник (по месту его прописки), либо по месту нахождения организации (и её обособленных подразделений).

    Владельцы личного транспорта, а также частные предприниматели выплачивают налог, не производя самостоятельных расчётов. За них это делает налоговый регулятор. Сообщать в ИФНС о наличии (отсутствии) объектов налогообложения не нужно. Физ. лица и индивидуальные предприниматели освобождены от декларирования транспортного налога (а также от сдачи другой налоговой отчётности). Единственная обязанность частного собственника по налогу на движимое имущество — своевременно до 1 декабря уплатить начисленный налог, исходя из требования налоговой службы.

    Легковые автомобили средней стоимостью Год выпуска легковых автомобилей
    до 3 лет не более 5 лет не более 10 лет не более 20 лет
    от 3 миллионов до 5 миллионов рублей включительно 1,1
    от 5 миллионов до 10 миллионов рублей включительно 2
    от 10 миллионов до 15 миллионов рублей включительно 3
    от 15 миллионов рублей 3

    Практически во всех регионах страны ставки налогового сбора регулируются исполнительной властью, при этом они могут меняться каждый налоговый период (год). Поэтому налоговые платежи за транспорт в 2021 году существенно различаются, всё зависит от региона, где зарегистрировано транспортное средство.

    Так непонятно, по какой логике (вернее, антилогике) ставка ТН на самый бюджетный маломощный автомобиль в Пермском крае в 5 раз превышает ставку в Севастополе (25 рублей против 5-ти рублей). И если отклонение относительно Крыма, как территории экономического развития, ещё как-то можно обосновать, то почему в Москве ставка ниже пермской в 2 раза — вопрос. Сравнивать среднестатистический уровень жизни или количество авто на дорогах здесь вряд ли уместно. Основной аргумент и обоснование здесь только одно — налог на транспорт является одним из основных источников наполнения регионального бюджета, таким образом законодатели, очевидно, пытаются вывести местный бюджет из дефицита.


    Похожие записи:

    Добавить комментарий

    Для любых предложений по сайту: [email protected]