Международная миграция в россию официальная статистика с 2000 года по 2021 год

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Международная миграция в россию официальная статистика с 2000 года по 2021 год». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Само явление не является чем-то необычным и уникальным. Именно посредством миграции человечество, возникнув на территории Африки, заселило все земные континенты, кроме Антарктиды. В II–V веках нашей эры массовый военно-миграционный процесс, известный под названием Великое переселение народов, привёл к крушению Западной Римской империи. Тем не менее современная картина Европы была бы вряд ли возможна без этого крупнейшего исторического события.

В результате Великих географических открытий, с конца XV века начались массовые миграции европейцев в колонии. А во второй половине XX века начался обратный процесс, в виде международной миграции рабочей силы из бывших колоний в бывшие метрополии.

Международная миграция населения России по годам (Таблица)

По официальным данным Организации Объединённых Наций на 2019 год общее количество мигрантов в мире составило 232 миллиона человек. Процентное соотношение мигрантов ко всему населению Земли составляет 3,2%. При этом тогда были выделены крупнейшие мировые миграционные коридоры, по которым происходит перемещение населения. К ним относятся:

  • Мексика — США с 13 миллионами мигрировавших людей за 01.01.2019-01.08.2019.
  • Россия — Украина (3,5 миллиона переместившихся за аналогичный промежуток времени).
  • Украина — Россия (показатель — 2,9 миллиона человек).
  • Казахстан — Россия (цифра — 2,5 миллиона человек за тот же временной отрезок).

По данным экспертов число международных мигрантов на 2019 год 214 миллионов человек. Было высказано мнение, что к 2050 году оно составит 405 миллионов людей. Но этот прогноз был сделан до событий «арабской весны», Гражданских войн в Сирии и на Украине. Так что увеличившиеся во время этих событий миграционные потоки остались вне поля зрения составителей этого прогноза. Однако, какова ситуация для Российской Федерации?

Статистические органы, Министерство Внутренних дел и Федеральная служба безопасности прилагают много усилий для отслеживания миграционных потоков и налаживания миграционного учёта.

По данным федеральных статистиков, в 2018 году по Российской Федерации количество прибывших составило 4.911.566 человек, а число выбывших — 4.345.811 человек. Большая часть приходится на внутрирегиональную и межрегиональную миграцию, в том числе и трудовую. Однако, запомнив абсолютные показатели миграции, надо обратить внимание на нюансы.

Статистика миграции по данным Росстат

Заметно, что показатель миграционного прироста в 2018 году заметно снизился. Например, в 2016 году он равнялся 261.948 человек, в 2017 — 211.878 человек. Главными причинами этого явления надо считать сокращение потока с Украины (13776 человек в 2018, против 178274 в 2016) и массовое возвращение украинцев из России (122954 человека в 2018, против 59455 в 2016 году).

Больше всего в 2018 году в Россию прибыло граждан Таджикистана — 67929, Казахстана — 72141 и Узбекистана — 55378. За последние годы отмечается значительное сокращение прибытия из Узбекистана. В 2014 году оно 131725 человек.

Из дальнего зарубежья в 2018 году больше всего прибыло граждан Китая — 7544, Грузии — 6345, КНДР — 6038, Индии — 5217, Германии — 3247.

Наибольшие показатели по выбытию в государства ближнего зарубежья продемонстрировала Украина — 122954 человека в 2018 году. Затем с большим отрывом идут Казахстан — 45625 человек и Таджикистан — 36901 человек. Среди стран дальнего зарубежья лидирующие позиции по выезду из РФ удерживали Китай (7544), Северная Корея (6038), Индия (5217) и Германия (5209).

Все материалы сайта Министерства внутренних дел Российской Федерации могут быть воспроизведены в любых средствах массовой информации, на серверах сети Интернет или на любых иных носителях без каких-либо ограничений по объему и срокам публикации.

Это разрешение в равной степени распространяется на газеты, журналы, радиостанции, телеканалы, сайты и страницы сети Интернет. Единственным условием перепечатки и ретрансляции является ссылка на первоисточник.

Никакого предварительного согласия на перепечатку со стороны Министерства внутренних дел Российской Федерации не требуется.

Градация перемещения граждан из одного государства в другое осуществляется по нескольким параметрам:

  1. С точки зрения окончательности (безвозвратная – ПМЖ, возвратная – ВНЖ и другие виды);
  2. По времени пребывания (сезонная – туристическая, маятниковая – трудовая вахта и другие регулярные перемещения);
  3. По направлению (в страну – иммиграция, из страны – эмиграция);
  4. По степени принуждения (добровольная, принудительная, вынужденная).

Кстати. Миграционная ситуация все время изменяется. В настоящее время в России больше иммигрантов, чем тех, кто покинул ее для поисков лучшей жизни за пределами страны. Но специалисты, в связи с ухудшающейся экономической ситуацией, прогнозируют увеличение эмиграционной волны уже в ближайший год.

Миграция населения в России: статистика за 2020 год

Узбекистан уже несколько лет лидирует по количеству мигрантов, отправившихся в Российскую Федерацию. В нынешнем году тенденция продолжается.

Кстати. За три квартала 2021 года из этой республики въехало в федерацию более 3,5 миллионов человек. Из них почти полтора миллиона – с рабочими целями (согласно миграционным карточкам).

Разумеется, не всем удалось найти работу: кто-то вернулся обратно, кого-то выслали из страны за нарушения, но в целом узбекские работники по численности потеснили таджикских и заняли прочные лидирующие позиции.

В октябре этого года мэр Москвы, озвучивая доходы города от легальной трудовой миграции, назвал цифру 16 миллиардов рублей.

Разумеется, нелегальная миграция нежелательна государству, и оно борется с данным явлением строгими карательными мерами.

Ежегодно выписывается штрафов более чем на 7 миллионов рублей. Ужесточаются правила. Нелегалы высылаются из страны. К тому же государство может запретить возвратный въезд нелегалу в течение определенного срока и даже посадить в тюрьму, если вскрывается неоднократное или злостное нарушение миграционной политики.

В 2019 году вступил в силу ряд обновленных законов и правил, незнание которых не освобождает иностранцев от ответственности:

  • Повысилась стоимость трудовых патентов (минимум – 2 023 рубля, максимум – 8354 рубля);
  • Сократилась почти вдвое квота выдачи РВП;
  • На 20% снизилась квота для иностранных работников;
  • Стал обязательным полис ДМС;
  • Регионы получили разрешение ограничивать прием мигрантов на свое усмотрение;
  • Сахалин и Якутия не разрешают чужестранцам работать в охранных ведомствах, на добыче золота, в здравоохранении, образовании;
  • В 39 сфер деятельности не принимает мигрантов Новосибирск;
  • Повысились штрафы работодателям за несвоевременное заключение контрактов с работниками-иммигрантами.

Все эти меры направлены на легализацию труда иностранцев и их скрупулезный учет.

Наряду с принятием иностранных граждан Россия ежегодно выпускает миллионы жителей, которые совершают миграцию по отношению к государству. Переселение в экономически более развитые, чем Россия, страны – неизбежный процесс.

Ему способствуют:

  • Ослабление рубля;
  • Увеличение показателя безработицы;
  • Снижение уровня жизни в России.

Сегодня наблюдается всплеск оттока граждан из страны и постепенное уменьшение притока мигрантов. Как будет развиваться ситуация в дальнейшем? Существуют аналитические прогнозы ООН, основанные на статистических данных. Они говорят о том, что такая тенденция сохранится как минимум до 2050 года. Причем отток населения прогнозируется не только для России, но и для всех стран СНГ.

Статистика международной миграции рабочей силы за 2021 – 2021 года

Согласно предварительным данным, которые предоставила Федеральная служба государственной статистики, на 1 января 2021 года численность населения РФ составила 146,8 млн человек. В прошлом году количество жителей сократилось на 316 тыс. человек. Среди причин – уменьшение числа прибывших в РФ граждан и рост числа уехавших из страны в связи с эпидемией COVID-19.

Для миграционной ситуации в Российской Федерации на начало 2021 года характерно увеличение количества людей, сменивших место жительства в пределах страны. К миграционно привлекательным регионам относятся Северо-Западный (Санкт-Петербург, Ленинградская область) и Южный федеральные округа. Центральный федеральный округ, в состав которого входит столица и Московский регион, стал территорией, где традиционно отмечается наиболее интенсивная внутренняя миграция в России. К субъектам Федерации, которые теряют население, относятся Сибирский, Уральский, Приволжский федеральные округа.

Согласно последним исследованиям Международной организация труда ООН, во всем мире насчитывается 277 млн мигрантов. Большая часть из них (164 млн) принадлежит к категории трудовых мигрантов, еще 19 млн человек являются беженцами. За последние пять лет количество граждан, сменивших место жительства с целью устроиться на работу, выросло почти на 10%.

Главные районы миграции, лидирующие по притоку переселенцев, – страны Северной Америки и Европы. Больше всего мигрантов проживают в США, Германии, Великобритании, Франции, Канаде, Испании. В последние годы наблюдается тенденция роста трудовой миграции в странах со средним уровнем дохода. Это такие государства, как Россия, Казахстан, Туркменистан, Азербайджан, Белоруссия, Бразилия и Китай.

В связи с этим можно выделить следующие положительные особенности мирового миграционного процесса:

  • за счет мигрантов, которые переводят заработанные деньги на родину, осуществляется социальная поддержка малообеспеченных граждан;
  • мигранты получают высокую зарплату, возможность для карьерного роста и профессионального развития;
  • работодатели выбирают среди соискателей наиболее талантливых специалистов;
  • страны, которые принимают мигрантов, получают экономическую выгоду от притока инвесторов, а также работоспособных, умных и одаренных работников.

Приток происходит преимущественно за счет стран СНГ:

  • 2014 год – 92%;
  • 2015 год – 89 %.

Основную часть составляет миграция из Украины. Статистика за 2016 год насчитывает 35% (178 тыс. человек из 512 тыс. прибывших из стран СНГ). Однако за первые три месяца 2017 года статистика миграции рабочей силы показывает снижение числа прибывших на 8,1% по сравнению с первым кварталом 2016 года. В значительной мере снижение произошло за счет украинцев.

Статистика трудовой миграции россиян утверждает, что число граждан с высшим образованием составило 46% от общего количества выехавших в поисках работы в 2014 году. Они оказались не востребованы на родине.

Статистика миграции в Канаде отмечает, что сюда ежегодно уезжает 300–700 российских граждан. Благодаря политике, которую проводит правительство в отношении иностранцев, здесь легче устроиться на работу и адаптироваться в новых условиях.

Тревожная ситуация складывается и в странах СНГ. Статистика миграции в Казахстане за 2015 год принял более 16 тыс. человек, но из страны уехало более 30 тыс. В первом квартале 2016 года количество уехавших из страны увеличилось на 20,3%, а отрицательное сальдо составило 2381 человек. Анализ статистики трудовой миграции Казахстана показывает, что основной поток уезжающих направляется в страны СНГ.

Положительную динамику показывает статистика естественного движения и миграции населения в Беларуси. По официальным данным:

  • в 2016 году на заработки за пределы страны выехало 7,3 тыс. человек. В страну приехало почти в три раза больше;
  • за январь-март 2017 года уехало – 1,8 тыс. человек. Прибыло – 4,3 тыс.

Миграционный прирост в РФ — самые низкие показатели за постсоветский период

Статистика мировой миграции по количеству проживающих в стране иностранцев выделяет пять лидеров:

  1. Люксембург – 45,9%.
  2. Швейцария – 29,6%.
  3. Швеция – 18,5%.
  4. Австрия – 17,4%.
  5. Германия – 14% .

Статистика ООН по миграции отмечает основные факторы, привлекающие беженцев в Европейские страны:

  • отсутствие пограничного контроля внутри ЕС, что позволяет свободно перемещаться по территории;
  • высокий уровень социальных пособий и возможность устроиться на работу.

Статистика миграции Германии утверждает, что около 1/3 основного потока беженцев приходится на эту страну. Если нынешняя ситуация сохранится, то миграционный прирост в 2017 году составит 250 тыс. человек. За счет этого увеличится общий прирост населения до 50 тыс.

Статистика миграции во Франции прогнозирует прирост в 2017 году на 67 тыс. человек. Преимущественно это выходцы из Северной Африки. Около 1/3 из них живет на социальное пособие и находится за чертой бедности.

В 2015 году к рекордному числу приблизилась миграция в Великобритании. Статистика зафиксировала прирост на 20 тыс. человек за год – с 313 до 333 тыс. Однако официальные органы отмечают, что увеличение произошло не из-за роста количества прибывших, а вследствие уменьшения их оттока.

Статистика миграции Швейцарии демонстрирует сокращение притока рабочей силы в первой половине 2017 года на 12%. Цифра достигла 25 тыс. человек. Это самый низкий показатель за 12 последних лет.

Жесткое противодействие государства получает миграция в Испании. По статистике всего 1,1 тыс. человек принято страной из 17 тыс., согласно обязательствам перед ЕС. Низкие темпы приема беженцев испанское правительство объясняет необходимостью их тщательной проверки.

Миграционные потоки в США

Основной прирост населения страны обеспечивает трудовая миграция в США. Статистика свидетельствует, что за 2000–2010 года в страну прибыло свыше 14 млн. человек. Большинство из них выходцы из Мексики или Юго-Восточной Азии. Большую проблему представляет нелегальная миграция в США. Статистика сообщает, что из 40 млн. иностранцев, находящихся в стране в 2015 году, 12 млн. приехали нелегально. Быстро растет число прибывающих людей с Ближнего Востока и Латинской Америки.

Статистика миграции Китая свидетельствует, что поток рабочей силы из этой страны остается одним из самых больших в мире. Она занимает четвертое место по уровню оттока населения. За пределами страны живет более 8 млн. человек.

Статистика миграции: откуда и куда переселяются люди

Роль миграции в пополнении населения России в период 2000-х гг. на фоне предшествующего 10-летия выглядит довольно скромно. В 90-е гг. страна получила беспрецедентный миграционный прирост, равный 4,6 млн. чел., в 2,4 раза больше по сравнению с 80-ми гг. Вал возвратного движения как реакция на распад СССР наглядно виден на рис. 1. И тем не менее, этого оказалось недостаточно для полного возмещения естественной убыли населения, точка отсчета которой тоже совпала с коллапсом СССР. Миграция в 90-е гг. компенсировала только 70% естественных потерь.

Данные ФМС наряду с определением общего числа мигрантов подтвердили широкую распространенность в России нерегулируемой миграции, которая почти вся сосредоточена в трудовом сегменте. Если среди общего количества мигрантов легитимная и незаконная части примерно равны, то в трудовом сегменте легитимная часть составляет менее четверти, а три четверти мигрантов работают незаконно.

Природа незаконной миграции в течение постсоветского периода довольно сильно менялась. В 90-е гг., особенно после введения в действие с начала 1993 г. закона о свободе въезда-выезда, когда двери России были открыты настежь, незаконная миграция ассоциировалась, прежде всего, с неконтролируемым пересечением границы, наркотрафиком, контрабандой. Поэтому первые усилия в борьбе с незаконной миграцией были акцентированы на миграционном контроле и ограничении миграции посредством более строгих правовых требований. Были приняты законы «О порядке въезда-выезда» (1996) и «О правовом положении иностранных граждан» (2002). Последний закон ввел столь жесткие правовые нормы, что почти не оставил легитимного пространства для мигрантов. Излишние строгости дали обратный эффект, обернулись увеличением неурегулированной миграции. Так, в середине 2000-х на законных основаниях работало не более 15% трудовых мигрантов. Главными барьерами на пути официального найма были регистрация (прописка) и сложная процедура трудоустройства.

Лучший способ пресечения незаконной миграции – это простые правовые практики. «Там, где есть ограничения, там – коррупция и обман людей» – это высказывание директора ФМС О.К. Ромодановского25 – красноречивое свидетельство «смены вех» и нового подхода к управлению миграцией.

Именно в это время сформировались и укрепились мафиозные сети теневого рекрутинга, торговли людьми, получили широкое распространение методы рабской эксплуатации труда мигрантов, выросла коррупция на миграционной почве.

Постепенно стало ясно, что лучший способ пресечения незаконной миграции – это простые правовые практики. «Там, где есть ограничения, там – коррупция и обман людей» – это высказывание директора ФМС О.К. Ромодановского [25] – красноречивое свидетельство «смены вех» и нового подхода к управлению миграцией.

В середине 2007 г. государство решилось на принципиальные изменения в правоприменительной практике. Законом «О миграционном учете» разрешительная регистрация (прописка) была заменена уведомительной, что решительным образом упростило и сделало доступной процедуру регистрации, хотя и не сняло все связанные с ней проблемы. После введения упрощенных правил подавляющее большинство мигрантов регистрируются, тогда как раньше это могла сделать примерно половина из них, да и то, в значительной части за взятки. Простые процедуры регистрации к тому же дали возможность определить количество мигрантов в стране.

Одновременно не менее решительным образом были упрощены правила получения разрешений на работу для мигрантов, прибывших из безвизовых стран. Разрешения в виде трудовой карты стали выдаваться самому мигранту, а не работодателю на его найм, как было по прежним правилам. Кроме того, мигрант получил право свободного поиска работы и право смены работодателя. Результаты, как и в случае регистрации, были впечатляющими. По опросам большинство трудовых мигрантов (75%) оформили трудовые карты, однако не все работодатели готовы были к официальному найму мигрантов. На законных основаниях смог устроиться примерно каждый третий мигрант, обладающий трудовой картой, но и это в 2 раза превысило дореформенный уровень легитимной миграции. Соответственно возросли налоговые отчисления мигрантов. Положительно оценили реформу около 40% мигрантов и 60% работодателей.

По оценке ФМС в результате либерализации законодательства объем нелегальной миграции снизился как минимум в 2 раза [26]. Экспертные оценки не столь оптимистичны – в 1,5 раза [27].

Терпимое отношение к мигрантам позволило сохранить стабильную обстановку на пространстве СНГ даже во время кризиса. Массовый выезд мигрантов из России для некоторых из стран (например, Таджикистана) означал бы реальную угрозу экономического краха из-за прекращения мигрантских трансфертов и поставил бы под сомнение продолжение интеграционного евразийского процесса.

Кризис 2009 г. помешал довести правовую реформу до конца и в полной мере оценить ее эффективность. Чтобы сбить ксенофобскую волну в период роста безработицы, правила трудоустройства мигрантов были вновь ужесточены, причем стали еще строже, чем до введения новшеств.

Кроме того, в качестве антикризисной меры правительство продекларировало преференции для местной рабочей силы, снизив наполовину квоты на найм иностранцев, введя перечень профессий, на который они могут быть наняты, обязав работодателей декларировать вакансии. Оказывалась адресная поддержка безработным в переезде в другие районы страны. Ею воспользовались 5,3 тыс. чел.

Несмотря на эти строгости и раздававшиеся во множестве радикальные предложения срочно вывозить мигрантов из России, экономический кризис отразился на трудовой миграции не так сильно, как ожидалось. По данным Минздравсоцразвития потребность субъектов РФ в привлечении иностранных работников в 2011 г. по сравнению с 2010 г. уменьшилась на 10,2%, в т.ч. на работников из стран с визовым режимом – на 18,2%. По разным оценкам (и ФМС и экспертов) численность трудовых мигрантов стала меньше на 15–20%. Уровень в 20% подтвержден и исследованиями по Таджикистану [28]. Мигранты предпочли переждать «безработное» время, перебиваясь случайными заработками.

Как и до кризиса, подавляющее большинство мигрантов работало. Безработица среди них, хотя и возросла заметно, все равно оставалась низкой (3% и 7%, соответственно до и после кризиса [29]). Но теневая занятость увеличилось, т.к. часть даже законопослушных работодателей в условиях сильно урезанных квот вынуждена была нанимать мигрантов не по правилам.

Подтверждением роста удельного веса нелегальной занятости мигрантов является продолжающийся рост денежных переводов в течение 2009 г., вопреки более низкой официальной занятости [30].

Такая тенденция наблюдалась не везде. В Таджикистане и Киргизии произошло весьма ощутимое падение трансфертов – соответственно на 31% и 20% в 2009 г. относительно 2008 г. Вместе с тем трансферты оставались выше уровня 2007 г. [31] Благодаря трансфертам обе страны удержались в зоне экономического роста, избежав депрессии.

Политологи находят неуместным термин «постсоветское пространство» в контексте современных реалий, имея ввиду все большее расхождение стран, возникших на руинах СССР, по политической ориентации и другим интересам [32]. Не отвергая эту аргументацию, заметим, что для миграции и рынков труда это пространство (за исключением стран Балтии), несомненно, остается общим, а активно функционирующие миграционные сети укрепляют взаимозависимость стран СНГ.

В целом, кризис сильнее отразился на постоянной миграции, чем на трудовой.

В середине 2010 г. как паллиативная мера были введены патенты для мигрантов, занятых в домашних услугах у физических лиц. Благодаря простой процедуре их получения до конца 2011 г. ими воспользовалось более 1 млн. мигрантов [33], в том числе и занятых у юридических лиц, в обход закона. Как бы то ни было, 1 млн. мигрантов благодаря патентам вышли из тени. В итоге размеры незаконной занятости, очевидно, остались на докризисном уровне.

Возможно, систему патентов стоило бы законодательно распространить и на занятых (по крайней мере, неквалифицированным трудом) у юридических лиц, что позволило бы получить дополнительный доход в государственный бюджет и существенно сократило бы проблемный сегмент трудовой миграции.

В целом, охранительная (от мигрантов) ориентация антикризисных мер тем не менее не привела к массовым депортациям или административной высылке трудовых мигрантов. Тем самым правительство по умолчанию признало (в т.ч. и посредством введения патентов) целесообразность их присутствия в стране.

Терпимое отношение к мигрантам позволило сохранить стабильную обстановку на пространстве СНГ даже во время кризиса. Массовый выезд мигрантов из России для некоторых из стран (например, Таджикистана) означал бы реальную угрозу экономического краха из-за прекращения мигрантских трансфертов и поставил бы под сомнение продолжение интеграционного евразийского процесса.

В период кризиса, судя по исследованиям, зарплата мигрантов снизилась в большей мере по сравнению с россиянами, разрыв увеличился до 20% против 10–15% до кризиса.

Интересно, что зарплата легитимных мигрантов и тех, кто работает без разрешения, практически не различается, как и жилищные условия. Иными словами, легальные трудовые мигранты не имеют ощутимых преимуществ перед незаконными, что могло бы стимулировать последних к легализации [34]. Пока такая ситуация будет сохраняться, трудно ожидать сжатия сферы нелегитимной миграции.

Трудно также надеяться, что теневая занятость мигрантов может иметь меньшие раз-меры, чем у собственных граждан. По разным оценкам в тени находится 20–25% российского рынка труда. У трудовых мигрантов эта часть по определению должна быть больше, она доходит до 2/3 и только один из трех мигрантов получает «белую» зарплату.

Миграция – сложный социальный процесс, без которого невозможно развитие, но который вместе с тем чреват рисками социальной дестабилизации.

Миграционные вызовы России, так или иначе, связаны с современной и ожидаемой в перспективе демографической ситуацией. Наиболее серьезный демографический вызов экономике обусловлен сокращением численности населения в трудоспособном возрасте, которое началось в 2007 г. и стремительно набирает темп.

Год Городское население (тыс. человек) Сельское население (тыс. человек) Все население (тыс. человек)
1990 349,2 -74,2 275
1991 74,1 62 136,1
1992 -42,3 308,5 266,2
1993 260,4 265,9 526,3
1994 686,9 291,1 978
1995 606,1 47,6 653,7
1996 489,8 23,7 513,5
1997 481,3 32,8 514,1
1998 397,8 31 428,8
1999 219,6 49,9 269,5
2000 365,2 -2,6 362,6
2001 330,4 -51,9 278,5
2002 257,5 -26,7 230,8
2003 349 -90,5 258,5
2004 369,2 -108,8 260,4
2005 399,5 -117,4 282,1
2006 422,2 -109 313,2
2007 406 -50,9 355,1
2008 412,3 -60,6 351,7
2009 393 -47,8 345,2
2010 500,3 -228,8 271,5
2011 470 -149,9 320,1
2012 461,6 -166,6 295
2013 472,6 -176,8 295,8
2014
2015 292,2 -46,8 245,4
2016 298,4 -36,4 262
2017 258,3 -46,5 211,8
2018 194,3 -69,4 124,9

Мигранты и миграционные процессы в России

Год Миграционный прирост
(из сёл в города)
(тыс. человек)
Миграционный прирост
(из городов в сёла)
(тыс. человек)
1990 73,9 -73,9
1991 -183,4 183,4
1992 -460,6 460,6
1993 -70,4 70,4
1994 -20,2 20,2
1995 -1,7 1,7
1996 -57,5 57,5
1997 -43,7 43,7
1998 32,4 -32,4
1999 -199,6 199,6
2000 -38,1 38,1
2001 -15,7 15,7
2002 -27 27
2003 -23,7 23,7
2004 -693,9 693,9
2005 -204,1 204,1
2006 -52,4 52,4
2007 52 -52
2008 -113,2 113,2
2009 -87,1 87,1
2010 17,4 -17,4
2011 -62,6 62,6
2012 -87,3 87,3
2013 -67 67
2014
2015 -10,4 10,4
2016 4,9 -4,9
2017 76,9 -76,9
2018 44,8 -44,8
  • Статистика:Миграция на постсоветском пространстве
  • Статья
  • Обсуждение
  • Читать
  • Просмотр
  • История

В различных странах наблюдается как внешняя, так и внутренняя миграция. Последняя чаще всего заключается в переселении из деревень и поселков в крупные города. Жителей страны главным образом интересует, с какими причинами связана сельско-городская миграция населения России.

Ранее наблюдалась тенденция переезда из сельской местности в крупные города. Прежде всего, это было обусловлено улучшением условий жизни в городах, а также отсутствием в сельских поселениях высших учебных заведений и недостаточным количеством рабочих мест. Переселение из деревень способствовало снижению развития сельского хозяйства страны. Подобная миграция актуальна и по сей день, однако не имеет прежней массовости. Осознавая проблему развития сельскохозяйственной отрасли, правительство РФ решило как-то заинтересовать население и повернуть миграционный процесс в противоположную сторону. На сегодняшний день те, кто переселяются из города сельскую местность, получают определенные льготы и пособия. Государство оказывает им помощь в открытии собственного бизнеса в сфере сельского хозяйства, а также поощряет трудоустройство на предприятиях, специализирующихся в данном направлении.

Стоит отметить, что внутренняя миграция характерна для больших государств, регионы которых имеют различные климатические условия, социально-экономическое развитие, религиозные устои и так далее. Таким образом, причины миграции в России могут быть различными, но чаще всего этот процесс связан с поиском лучшей жизни. Люди переезжают из одного региона страны в другой, а также переселяются из других государств в РФ, если новое место жительства открывает перед ними лучшие перспективы.

Для того чтобы лучше спрогнозировать развитие и масштабы миграционных процессов, нужно понять причины их возникновения.

Ученые, занимающиеся этой темой, в качестве основных выделяют следующие факторы, влияющие на миграционную подвижность населения:

  • неблагоприятная политическая обстановка в стране;
  • упадок экономики;
  • плохая экология;
  • межнациональные разногласия;
  • религиозные расхождения;
  • психологические;
  • межрасовые распри;
  • гуманитарная помощь;
  • правовые причины.

Карта внутрироссийской миграции. Инфографика

Этот вид миграции не имеет какой-либо периодичности, определенных направлений и конкретных целей. Сюда можно отнести деловые, туристические и спортивные поездки, командировки, поездки с целью отдыха или оздоровления, паломничество религиозного характера и т. д. Участники эпизодической миграции преследуют различные цели и путешествуют в любое удобное для них время.

Если рассматривать масштабность эпизодической миграции, то она, пожалуй, считается самой крупной, но при этом изучается и отслеживается меньше всего, кроме, конечно, туризма. С каждым годом наблюдается увеличение количества россиян, выезжающих в туристических целях за границу.

Маятниковая миграция представляет ежедневные или еженедельные поездки человека от места жительства до места работы (и обратно), расположенных в разных населенных пунктах. Участниками является значительная часть городского и сельского населения во многих странах. Наиболее существенно она проявляется в тех агломерациях, центрами которых являются крупные города. В последние 10-20 лет значение подобных территориальных перемещений населения существенно возросло.

Распространению маятниковой миграции способствовало развитие транспортных сетей, которые обеспечивают регулярное сообщение между близлежащими населенными пунктами.

Сезонные миграции – это перемещения трудоспособного населения к местам временной работы в основном на несколько месяцев с сохранением возможности возвращения в места постоянного жительства. Они возникают из-за того, что экономика некоторых районов в большей степени состоит из отраслей, в которых потребность в рабочей силе неравномерна во времени. В сезоны наибольшего объема работ производствам этих территорий необходимо большее количество рабочих рук, которое превышает обычную потребность, а поскольку это не может быть удовлетворено за счет местных ресурсов труда. К отраслям с сезонным характером производства относится прежде всего сельское хозяйство, а также лесозаготовительная (сплавные работы), рыбодобывающая (прибрежный лов) и ряд других.

К сожалению, многие хорошо развитые страны сталкиваются с нелегальной миграцией. Связано это с благоприятными социальными, политическими и экономическими условиями в стране, куда стремятся переехать желающие.

Сразу нужно сказать, что нелегальная миграция – это преступление, связанное с нарушением правил въезда в страну, а также условий пребывания и проживания на ее территории; для нарушителей миграционного порядка предусмотрено достаточно суровое наказание, обычно заканчивающееся депортацией.

Особенно часто нелегально перебираются за границу трудовые мигранты.

Стоит отметить, что более жесткие новые правила для мигрантов в 2017 году могут увеличить количество нелегальных мигрантов, ведь запретный плод еще более сладок.

Ни для кого не секрет, что Россия ежегодно принимает огромное количество мигрантов. В основном иностранные граждане приезжают с целью устроиться на работу. Логично предположить, что наиболее развита миграция из Центральной Азии в Россию. Объяснить это можно тем, что страны находящиеся именно в данной части материка, близко расположенной к Российской Федерации, экономически менее развиты.

Также на то, что в Российской Федерации преобладают мигранты, приезжающие стран СНГ, влияет и действие программы добровольного переселения соотечественников. Именно поэтому граждане соседних государств, правительство которых не обеспечивает достойного уровня жизни, стремятся в Россию.

Стоит отметить, что в некоторых странах – бывших республиках СССР до сих пор высоко ценится российское образование, что обеспечивает еще одно миграционное направление – получение образование в РФ.

Привлечение потока мигрантов страну, конечно, обеспечивает прирост населения, однако современная миграционная ситуация в РФ в 2017 году, вернее, статистические данные говорят о том, что большое количество самих россиян ежегодно покидает страну, они отдают предпочтение таким промышленно развитым государствам, как США, Австралия, Канада, Финляндия и Германия.

Международная миграция в россию официальная статистика с 2021 года по 2021 год

Современная Россия стоит в первой тройке стран по масштабности миграции. Многие государства с высоким уровнем жизни, которые, как и РФ, граничат с менее развитыми странами, подвергаются наплыву не только, законно въехавших в страну, иностранцев, но и нелегальных мигрантов. Именно поэтому миграционные процессы требуют контроля и регулирования со стороны правительства.

Анализ миграции населения в России в 2015 году показал, что в стране на тот момент действительно находилось огромное количество иностранных граждан – около 11 миллионов, однако, по данным миграционного ведомства (ФМС), не все из них приехали в страну с целью трудоустройства. Наблюдался и приток иностранцев из высокоразвитых стран, таких как США и Германия.

На сегодняшний день можно выделить четыре сферы государственного регулирования в области трудовой миграции:

  1. Установление норм и их четкое соблюдение.
  2. Контроль найма рабочей силы частными предпринимателями.
  3. Урегулирование споров и разногласий.
  4. Развитие сферы социального обеспечения.

Российская Федерация в настоящее время испытывает большой демографический кризис и не способна ограничиться собственной рабочей силой. Миграция, как фактор стабилизации демографической ситуации в России, является наиболее реальным и действенным способом увеличения численности государства.

В РФ статистический учет лиц, прибывающих на территорию страны для осуществления трудовой деятельности, поручен МВД. С 1992 по 2016 год данная обязанность находилась в ведении ФМС. Служба была упразднена в начале апреля 2016 года, функционал возвращен МВД.

Статистические данные, сводки по ним и иная аналитика опубликованы на официальном сайте ведомства. Для удобства восприятия информация представлена в виде таблиц, в которых отражено, сколько человек прибыло из разных стран.

Всего за первое полугодие текущего года МВД поставило на учет 1 534 429 человек. Снято с учета 4 758 553 человека.

Сейчас данные о приезжих также собирает Росстат. Информация разнится – не всегда работающие в России иностранные граждане указывают точную цель своего прибытия. Приток мигрантов обеспечивает увеличение населения государства – в среднем 200-220 тысяч человек за год.

Государство Количество оформленных рабочих виз (январь-июнь текущего года)
Абхазия 93
Азербайджан 43 847
Армения 51 366
Киргизия 119 826
Туркмения 2 201
Узбекистан 656 266
Таджикистан 353 763

После завершения Октябрьской революции представители новой власти наложили полный запрет на выезд за границу. Не разрешались даже временные поездки.

Выезжать могли только «лояльные» граждане. Процесс контролировал соответствующий орган госбезопасности.

С 1921 г. побег за границу и невозвращение из поездок расценивалось как преступление, наказывалось расстрелом и конфискацией имущества.

В Советском Союзе произошли три крупные волны эмиграции:

  • с 1917 по 1940;
  • с 1941 по 1960;
  • с 1961 по 1986.

Сначала выехала гражданские и военные лица, спасающиеся от советской власти. Из-за разрушительных последствий Гражданской войны к ним присоединились другие беженцы.

В настоящее время проблема эмиграции из России приобретает для властей пугающий характер – происходят демографические и интеллектуальные потери, которые самым негативным образом скажутся на будущем государства. Уезжают обычно лучшие люди – умные, талантливые, активные и мобильные, способные внести свой вклад в развитие какой-либо научной или технической области. Почему же граждане Российской Федерации решают покинуть свою родную страну? Ответить на этот вопрос сложно, у каждого человека чаще всего свои причины, но закономерность, безусловно, можно выявить.

Важно: всегда существовали политические и религиозные причины для эмиграции из России, есть они и в настоящее время. В последние годы из государства вынужденно уехали, например, Евгений Чичваркин, создавший сеть магазинов «Евросеть», и Игорь Сутягин, аналитик, который был осужден за шпионаж. По политическим причинам переехали за границу Борис Березовский, Юлий Дубов, Борис Кузнецов и многие другие известные люди.

Статистика эмиграции из России

Иммиграция в Россию пользуется привлекательностью у многих жителей постсоветского пространства. Многие потенциальные мигранты считают, что в этой стране они смогут быть уверены в будущем, реализуют свой потенциал, обеспечат будущее детям. Существует несколько вариантов иммиграции в Россию.

Оформление РВП можно начать еще в стране, где будущий житель России постоянно проживает. Для этого необходимо обратиться в Консульство РФ. Второй вариант – получение документа уже после приезда в Россию; в этом случае заявление подается через территориальные органы Управления по вопросам миграции (ранее эти функции исполняла ФМС).

Только мигрантов России из двух последних волн можно назвать полноценными трудовыми мигрантами. Обычно мигранты отправлялись в такие популярные страны как Канада, США и Великобритания. Затем начали мигрировать в страны Балтии. Но Россию нельзя назвать лишь донором – в эту страну ежегодно прибывают миллионы мигрантов, причем нелегально около трети переселенцев.

При четвертой волне Российская Федерация серьезно пострадала от «утечки мозгов». Множество высококвалифицированных специалистов, получивших образование в авторитетных ВУЗах СССР, вынуждены были отправиться в другие страны для получения рабочих мест. РФ времен перестройки не могла обеспечить свои лучшие умы достойной заработной платой, поэтому у большинства мигрантов попросту не было выбора.

Что получает страна, из которой население уезжает на заработки? Работники, получающие зарплату за границей, не платят налоги в бюджет, страна-экспортер рабочей силы становится зависимой от миграционной политики государств, в которых большей частью трудоустроены ее граждане. Но поскольку большая часть населения решает свои экономические проблемы за границей, а полученные средства тратит у себя на родине, это уменьшает социальную напряженность. Для развития и создания собственных рабочих мест нет ни ресурсов, ни предпосылок.

Почему проблема актуальная всегда, да потому, что всегда есть государства с более развитой экономикой и менее развитой -третьего мира, всегда есть мегаполисы и небольшие поселки, то есть всегда есть неравенство возможностей и перспектив, которые открываются перед людьми.

  • Разное экономическое развитие государств, которое влечет за собой различный спрос на профессии конкретного профиля и очень большие различия в оплате труда специалистов одной специальности. Т.е. медик в своей стране может получать за свой труд 100 у.е., а за пределами государства его заработок составит 400-500 у.е.;
  • Уровень безработицы на территории, где проживает гражданин. Высокий уровень безработицы и отсутствия любых вакансий предполагают то, что субъект в поисках лучшей жизни поедет зарабатывать за пределы той территории, где нет предложения от работодателей;
  • Функционирования транснациональных корпораций. Такого рода предприятия имеют производственные мощности по всему миру, поэтому могут перемещать свои ресурсы для улучшения эффективности деятельности корпорации;


Похожие записи:

Добавить комментарий