Инструкция о предоставлении результатов орд 2021

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Инструкция о предоставлении результатов орд 2021». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

  • Новости ассоциации
  • Мероприятия, 2020
  • Мероприятия, 2019
  • Мероприятия, 2018
  • Мероприятия, 2017
  • Мероприятия, 2016
  • Мероприятия, 2015
  • Мероприятия, 2014
  • Мероприятия, 2013
  • Интервью

Приказ МВД России N 317, ФНС России N ММВ-7-2/481@ от 29.05.2017

  • Нормативно-правовая база
  • Оперативно-розыскная террология (открытый фонд)
  • Оперативно-розыскная деятельность (открытый фонд)
  • Криминалистика
  • Библиотека сыщика

Как уже отмечалось выше, в соответствии со ст. 11 Закона об ОРД такое решение оформляется в виде Постановления руководителя органа, осуществляющего ОРД.

Указанное постановление составляется в двух экземплярах. Первый направляется в следственный орган, второй — приобщается к материалам дела оперативного учета или к материалам номенклатурного (литерного) дела.

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА НАЛОГОВОЙ ПОЛИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 13 мая 1998 года N 175

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 13 мая 1998 года N 226

МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 13 мая 1998 года N 336

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ОХРАНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 13 мая 1998 года N 201

ФЕДЕРАЛЬНАЯ ПОГРАНИЧНАЯ СЛУЖБА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 13 мая 1998 года N 286

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТАМОЖЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 13 мая 1998 года N 410

СЛУЖБА ВНЕШНЕЙ РАЗВЕДКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 13 мая 1998 года N 56

ПРИКАЗ

Об утверждении Инструкции о порядке представления
результатов оперативно-розыскной
деятельности органу дознания, следователю, прокурору
или в суд

____________________________________________________________________
Утратил силу с 27 мая 2007 года на основании
совместного приказа МВД России, ФСБ России, ФСО России, ФТС России,
СВР России, ФСИН России, ФСКН России, Минобороны России
от 17 апреля 2007 года N 368/185/164/481/32/184/97/147
____________________________________________________________________

В целях повышения эффективности реализации результатов оперативно-розыскных мероприятий по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений

приказываем:

1. Утвердить Инструкцию о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю, прокурору или в суд (прилагается).

2. Положения утвержденной Инструкции учитывать при разработке ведомственных (межведомственных) нормативных правовых актов, регулирующих вопросы представления результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю, прокурору или в суд.

3. Начальникам оперативных подразделений государственных органов, наделенных правом осуществления оперативно-розыскной деятельности, обеспечивать представление результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю, прокурору или в суд в установленном Инструкцией порядке.

4. Ведомственный контроль за соблюдением требований настоящего приказа и утвержденной им Инструкции возложить на руководителей государственных органов, уполномоченных осуществлять оперативно-розыскную деятельность.

Директор Федеральной
службы налоговой полиции
Российской Федерации
С.Алмазов

Директор Федеральной
службы безопасности
Российской Федерации
Н.Ковалев

Врио Министра внутренних дел
Российской Федерации
В.Васильев

Руководитель Федеральной
службы охраны
Российской Федерации
Ю.Крапивин

Директор Федеральной
пограничной службы
Российской Федерации
Н.Бордюжа

Врио Председателя Государственного
таможенного комитета
Российской Федерации
И.Межаков

Директор Службы внешней разведки
Российской Федерации
В.Трубников

Зарегистрировано в Министерстве
юстиции Российской Федерации
3 сентября 1998 года.
Регистрационный N 1603

Процедура предоставления результатов оперативно-розыскной деятельности

Приложение
к приказу ФСНП России, ФСБ
России, МВД России, ФСО России,
ФПС России, ГТК России, СВР России
от 13 мая 1998 года
N 175/226/336/201/286/410/56

(Согласовано
с Генеральной прокуратурой РФ)

ИНСТРУКЦИЯ

о порядке представления результатов оперативно-розыскной
деятельности органу дознания, следователю, прокурору или в суд

Настоящая Инструкция разработана на основании Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» и определяет порядок представления результатов оперативно-розыскной деятельности (далее — ОРД) органу дознания, следователю, прокурору или в суд.

Правовой основой представления результатов ОРД органу дознания, следователю, прокурору или в суд являются Конституция Российской Федерации, уголовно-процессуальное и иное федеральное законодательство, нормативные правовые акты федеральных органов государственной власти, регулирующие отношения в области осуществления оперативно-розыскной и уголовно-процессуальной деятельности.

Требования, предъявляемые Инструкцией к результатам ОРД, представляемым органу дознания, следователю, прокурору или в суд, порядку их оформления и представления, являются обязательными для сотрудников оперативных подразделений* государственных органов, осуществляющих ОРД в пределах своих полномочий, и подлежат исполнению на всех этапах проведения оперативно-розыскных мероприятий (далее — ОРМ).
_______________
* Под оперативными подразделениями в настоящей Инструкции понимаются подразделения органов внутренних дел Российской Федерации, органов Федеральной службы безопасности, Службы внешней разведки Российской Федерации, федеральных органов государственной охраны, федеральных органов налоговой полиции, органов пограничной службы Российской Федерации, таможенных органов Российской Федерации, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, перечень которых определяется ведомственными нормативными правовыми актами.

1. Под результатами ОРД понимаются фактические данные, полученные оперативными подразделениями в установленном Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности» порядке, о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного преступления, о лицах, подготавливающих, совершающих или совершивших правонарушение, скрывшихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от исполнения наказания и без вести пропавших, а также о событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации.

Результаты ОРД отражаются в оперативно-служебных документах (рапортах, справках, сводках, актах, отчетах и т.п.). К оперативно-служебным документам могут прилагаться предметы и документы, полученные при проведении ОРМ (см. прилагаемую таблицу).

В случае проведения в рамках ОРД оперативно-технических мероприятий (далее — ОТМ) результаты ОРД могут быть также зафиксированы на материальных (физических) носителях информации (фонограммах, видеограммах, кинолентах, фотопленках, фотоснимках, магнитных, лазерных дисках, слепках и т.п.).

2. Органу дознания, следователю, прокурору или в суд представляются те результаты ОРД , которые могут:

— служить поводом и основанием для возбуждения уголовного дела;

— быть использованы для подготовки и осуществления следственных и судебных действий;

— использоваться в доказывании по уголовным делам в соответствии с положениями уголовно-процессуального законодательства, регламентирующими собирание, проверку и оценку доказательств.

Результаты ОРД могут представляться по инициативе органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, либо при выполнении отдельных поручений органа дознания, следователя, указания прокурора или определения суда по уголовным делам, находящимся в их производстве.

Порядок представления результатов ОРД, полученных при исполнении запросов международных правоохранительных организаций и правоохранительных органов иностранных государств, определяется отдельными нормативными правовыми актами.

3. Сотрудники оперативных подразделений, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, при решении вопросов, связанных с представлением результатов ОРД органу дознания, следователю, прокурору или в суд, обязаны руководствоваться положениями уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации, устанавливающими поводы и основания к возбуждению уголовного дела, обстоятельства, подлежащие доказыванию по уголовному делу, доказательства, виды доказательств, порядок собирания и проверки доказательств.

4. Результаты ОРД могут служить основой для формирования всех видов доказательств, создавать условия и предпосылки для их установления.

5. Результаты ОРД, представляемые для решения вопроса о возбуждении уголовного дела, должны содержать достаточные данные, указывающие на признаки преступления, а именно сведения о том, где, когда, какие признаки и какого именно преступления обнаружены, при каких обстоятельствах имело место обнаружение признаков преступления, сведения о лице (лицах), его совершившем (если оно известно), очевидцах преступления (если они известны), о местонахождении следов преступления, документов и предметов, которые могут стать вещественными доказательствами, о любых других фактах и обстоятельствах, имеющих значение для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.

Сведения, содержащиеся в представляемых результатах, должны позволять сделать вывод о наличии события и его противоправности.

6. Результаты ОРД, представляемые для подготовки и осуществления следственных и судебных действий, должны содержать сведения о лицах, скрывающихся от органов расследования и суда, о возможных источниках доказательств, лицах, которым известны обстоятельства и факты, имеющие значение для уголовного дела, о местонахождении орудий и средств совершения преступления, денег и ценностей, нажитых преступным путем, предметах и документах, связанных с обстоятельствами предмета доказывания, и о других фактах и обстоятельствах, позволяющих определить объем и последовательность проведения следственных действий, выбрать наиболее эффективную тактику их производства, выработать оптимальную методику расследования по конкретному уголовному делу.

7. Результаты ОРД, представляемые для использования в доказывании по уголовным делам, должны позволять формировать доказательства, удовлетворяющие требованиям уголовно-процессуального законодательства, предъявляемым к доказательствам в целом, к соответствующим видам доказательств, и содержать сведения, имеющие значение для установления обстоятельств, подлежащих доказыванию по уголовному делу, указания на источник получения предполагаемого доказательства или предмета, который может стать доказательством, а также данные, позволяющие проверить в условиях судопроизводства доказательства, сформированные на их основе.

Порядок представления результатов оперативно-розыскной деятельности следователю

22. Орган, представивший результаты ОРД, использование которых в уголовном процессе сопряжено с возможностью возникновения реальной угрозы для безопасности участников оперативно-розыскной деятельности, обязан предусмотреть конкретные меры по их защите. При необходимости указанные меры согласовываются с органом дознания, следователем, прокурором или судом, которым представляются указанные результаты.

При возникновении реальной угрозы противоправного посягательства на жизнь, здоровье или имущество участников оперативно-розыскной деятельности органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, обязаны принять необходимые меры но предотвращению противоправных действий, установлению виновных и привлечению их к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации.

23. В целях обеспечения безопасности участников оперативно-розыскной деятельности и членов их семей допускается проведение специальных мероприятий по их защите в порядке, определяемом Федеральным законом «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов».

24. В соответствии с частью 2 статьи 12 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» предание гласности сведений о лицах, внедренных в организованные преступные группы, о штатных негласных сотрудниках органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, а также о лицах, оказывающих или оказывавших им содействие на конфиденциальной основе, допускается лишь с их согласия в письменной форме и в случаях, предусмотренных федеральными законами.

25. При представлении органу дознания, следователю, прокурору или в суд результатов ОРД, получаемых в процессе длящегося оперативно-технического мероприятия, должны быть приняты исчерпываюшие меры, обеспечивающие вопросы конспирации проведения данного мероприятия, вплоть до его прекращения.

26. Результаты ОРД не представляются:

— если невозможно обеспечить безопасность субъектов (участников) оперативно-розыскной деятельности в связи с представлением и использованием данных результатов в уголовном процессе;

— если их использование в уголовном процессе создает реальную возможность расшифровки (разглашения) сведений об используемых или использованных при проведении негласных оперативно-розыскных мероприятий силах, средствах, источниках, методах, планах и результатах оперативно-розыскной деятельности, о лицах, внедренных в организованные преступные группы, о штатных негласных сотрудниках и о лицах, оказывающих им содействие на конфиденциальной основе, а также об организации и тактике проведения оперативно-розыскных мероприятий, отнесенных законом к государственной тайне (кроме случаев, когда указанные сведения предаются гласности в порядке, установленном Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности»).

Решение о непредставлении результатов ОРД по мотивам, изложенным в настоящем пункте, оформляется постановлением руководителя органа, осуществляющего ОРД, и приобщается к материалам дела оперативного учета или соответствующего номенклатурного дела.

О принятом решении уведомляется инициатор запроса.

В соответствии с п.1 Инструкции она стала распространяться на случаи исполнения требования суда (судьи) о представлении документов по находящейся у него на рассмотрении жалобе лица, виновность которого в совершении преступления не доказана в установленном законом порядке и которое располагает фактами проведения в отношении него оперативно-розыскных мероприятий и полагает, что при этом были нарушены его права непредставлением или представлением не в полном объеме органом, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, сведений о полученной об этом лице информации в пределах, допускаемых требованиями конспирации и исключающих возможность разглашения государственной тайны (п. 1).

В Инструкции уточнены требования к результатам ОРД, представляемым для подготовки и осуществления процессуальных действий.

В соответствии с п. 19 в них должны содержаться сведения о местонахождении лиц, скрывающихся от следствия и суда; о лицах, которым стали известны имеющие значение для дела обстоятельства; о возможных источниках доказательств; о местонахождении предметов и документов, которые могут быть признаны вещественными доказательствами ; о других фактах и обстоятельствах, позволяющих определить объем и последовательность проведения процессуальных действий, выбрать наиболее эффективную тактику их производства, выработать оптимальную методику расследования по конкретному уголовному делу.

Инструкция возлагает обязанности на орган, осуществляющий ОРД, при передаче следователю и органу дознания фонограммы, полученной при проведении ОРМ, прилагать к ней бумажный носитель записи переговоров (п. 17).

Результаты ОРД представляются Результаты в виде рапорта об обнаружении признаков преступления или сообщения о результатах ОРД в соответствии по форме имеющийся в Приложении №1 к Инструкции.

Этот рапорт (сообщение) составляет лицо, проводившее ОРМ. Рапорт (сообщение) регистрируется.

Сама процедура представления результатов ОРД осуществляется в порядке закрепленном в пунктах 8-14 Инструкции, и заключается в следующем:
Руководитель соответствующего подразделения органа дознания выносит постановление о предоставлении результатов ОРД по форме указанной в Приложении №2. Это постановление выносится в двух экземплярах. Один экземпляр постановления направляется следователю ( в орган дознания, в суд), второй — приобщается к материалам дела оперативного учета или номенклатурного (литерного) дела.

Если результаты ОРД были получены при проведении проверочной закупки, контролируемой поставки веществ свободный оборот которых ограничен, то к ним еще прилагается постановление руководителя органа осуществляющего ОРД о проведении конкретного ОРМ. Копия такого постановления должна хранится в деле оперативного учета или номенклатурного (литерного) дела.

Если результаты ОРД были получены в ходе проведения ОРМ ограничивающего конституционные права граждан, право на неприкосновенность жилища, телефонных переговоров и иных к материалам ОРД представляются копии судебных постановлений о проведении таких ОРМ.

В случаях необходимости, в рассекречивании сведений содержащихся в материалах ОРД, начальник или его зам органа осуществляющего ОРД выносит постановление о рассекречивании сведений составляющих государственную тайну по форме указанной в Приложении №3. Такое постановление составляется в двух экземплярах, один из которых направляется уполномоченному должностному лицу (органу), а другой вкладывается в дело оперативного учета, номенклатурного (литерного) дела.

Фактически передача результатов ОРД осуществляется посредством почтовой пересылки передачей нарочным и другими способами с учетом требований нормативных правовых актов, регулирующих организацию делопроизводства.

Соблюдение порядка оформления и передачи результатов ОРД имеет важное практическое значение… Нарушение процедуры предоставление результатов ОРД может повлечь признание полученных в ходе ОРД доказательств недопустимыми. На практике оперативные сотрудники правоохранительных органов крайне небрежно относятся к соблюдению описанной процедуры, чем пользуется защиты в суде. Оперативные сотрудники нередко отказываются предоставлять материалы ОРД в суд ссылаясь на государственную тайну, что как уже разъяснял ВС РФ является незаконным.

В соответствии с п.

1 Инструкции она стала распространяться на случаи исполнения требования суда (судьи) о представлении документов по находящейся у него на рассмотрении жалобе лица, виновность которого в совершении преступления не доказана в установленном законом порядке и которое располагает фактами проведения в отношении него оперативно-розыскных мероприятий и полагает, что при этом были нарушены его права непредставлением или представлением не в полном объеме органом, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, сведений о полученной об этом лице информации в пределах, допускаемых требованиями конспирации и исключающих возможность разглашения государственной тайны (п. 1).

Согласно сложившейся практике следователи нередко требуют от сотрудников оперативных подразделений, чтобы при предоставлении результатов ОРД им передавалось постановление о рассекречивании сведений, составляющих государственную тайну, и их носителей.

Такой востребованный практикой механизм получил отражение в Инструкции( абз. 1 п. 14).

При этом в новой Инструкции уточнено, что указанное постановление составляется в двух экземплярах, первый их которых направляется следователю, дознавателю или в суд, а второй приобщается к материалам дела оперативного учета или, к материалам номенклатурного дела.

В Инструкции уточнены требования к результатам ОРД, представляемым для подготовки и осуществления процессуальных действий.

В соответствии с п.

19 в них должны содержаться сведения о местонахождении лиц, скрывающихся от следствия и суда; о лицах, которым стали известны имеющие значение для дела обстоятельства; о возможных источниках доказательств; о местонахождении предметов и документов, которые могут быть признаны вещественными доказательствами ; о других фактах и обстоятельствах, позволяющих определить объем и последовательность проведения процессуальных действий, выбрать наиболее эффективную тактику их производства, выработать оптимальную методику расследования по конкретному уголовному делу.

Инструкция возлагает обязанности на орган, осуществляющий ОРД, при передаче следователю и органу дознания фонограммы, полученной при проведении ОРМ, прилагать к ней бумажный носитель записи переговоров (п. 17).

Результаты ОРД представляются Результаты в виде рапорта об обнаружении признаков преступления или сообщения о результатах ОРД в соответствии по форме имеющийся в Приложении №1 к Инструкции.

Этот рапорт (сообщение) составляет лицо, проводившее ОРМ. Рапорт (сообщение) регистрируется.

Сама процедура представления результатов ОРД осуществляется в порядке закрепленном в пунктах 8-14 Инструкции, и заключается в следующем:
Руководитель соответствующего подразделения органа дознания выносит постановление о предоставлении результатов ОРД по форме указанной в Приложении №2. Это постановление выносится в двух экземплярах. Один экземпляр постановления направляется следователю ( в орган дознания, в суд), второй — приобщается к материалам дела оперативного учета или номенклатурного (литерного) дела.

Если результаты ОРД были получены при проведении проверочной закупки, контролируемой поставки веществ свободный оборот которых ограничен, то к ним еще прилагается постановление руководителя органа осуществляющего ОРД о проведении конкретного ОРМ. Копия такого постановления должна хранится в деле оперативного учета или номенклатурного (литерного) дела.

Если результаты ОРД были получены в ходе проведения ОРМ ограничивающего конституционные права граждан, право на неприкосновенность жилища, телефонных переговоров и иных к материалам ОРД представляются копии судебных постановлений о проведении таких ОРМ.

В случаях необходимости, в рассекречивании сведений содержащихся в материалах ОРД, начальник или его зам органа осуществляющего ОРД выносит постановление о рассекречивании сведений составляющих государственную тайну по форме указанной в Приложении №3. Такое постановление составляется в двух экземплярах, один из которых направляется уполномоченному должностному лицу (органу), а другой вкладывается в дело оперативного учета, номенклатурного (литерного) дела.

Следует начать с того, что ст. 11 Закона об ОРД, говоря о направлениях использования результатов ОРД в уголовном процессе, подробно не регламентирует порядок представления (передачи) результатов ОРД следователю либо в иные органы, указанные в законе.

В ней лишь говорится о том, что основанием для такого представления является соответствующе Постановление руководителя органа, осуществляющего ОРД, в порядке, предусмотренном ведомственными нормативными актами.

Отсюда первый вывод – в любом случае, если следователь получает о того или иного оперативного подразделения материалы, которые ему предстоит проверить на предмет наличия или отсутствия оснований для возбуждения уголовного дела или использовать их в доказывании по уголовному делу, он должен убедиться, вынес ли руководитель органа, осуществляющего ОРД соответствующее постановление.

Теперь о порядке, установленном ведомственными актами, о котором говорится в ст. 11 Закона об ОРД.

Таким нормативным актом в настоящее время является “Инструкция о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю или в суд”, утвержденная приказами МВД России № 776, Минобороны России № 703, ФСБ России № 509, ФСО России № 507, ФТС России № 1820, СВР России № 42, ФСИН России № 535, ФСКН России № 398, СК России № 68 от 27.09.2013

Эта инструкция носит межведомственный характер, т.к. утверждена приказами руководителей всех ведомств, которые согласно действующему законодательству уполномочены осуществлять ОРД на территории Российской Федерации, а также руководителем Следственного комитета РФ.

Результаты ОРД могут представляться в двух вариантах.

  1. В виде рапорта об обнаружении признаков преступления. Такой рапорт составляется сотрудником оперативного подразделения в соответствии со статьей 143 УПК РФ и обязательно должен быть зарегистрирован в установленном порядке.
  2. В виде сообщения о результатах оперативно-розыскной деятельности.

Процедура представления результатов ОРД в виде рапорта или сообщения включает в себя следующие этапы.

Приказ 776 о предоставлении результатов орд

Как уже отмечалось выше, в соответствии со ст. 11 Закона об ОРД такое решение оформляется в виде Постановления руководителя органа, осуществляющего ОРД.

Указанное постановление составляется в двух экземплярах. Первый направляется в следственный орган, второй – приобщается к материалам дела оперативного учета или к материалам номенклатурного (литерного) дела.

Им является Инструкция ο порядке предоставления результатов ОРД следователю, которая содержится в приложении к совместному приказу следующих министерств:

  • внутренних дел (№ 368);
  • обороны (№ 147).

А также федеральных служб:

  • безопасности (№ 185);
  • охраны (№ 164);
  • таможенной службы (№ 481);
  • исполнения наказаний (№ 184);
  • контролирующей оборот наркотиков (№ 97)

К ним же стоит отнести Службу внешней разведки (№ 32). Документ датирован 17 апреля 2007 года.

Рассматриваемая инструкция ο предоставлении результатов ОРД была издана в 2007 году и заменила одноименную инструкцию от 1998 года. Необходимость такой замены обусловлена рядом обстоятельств.

В 2002 году был принят УПК России, который отменил действие аналогичного документа, действовавшего на территории федерации. Соответственно, старая инструкция ο предоставлении результатов ОРД опиралась на утративший силу норматив, некоторые ее положения имели противоречия с новым кодексом.

Результаты ОРД могут передаваться не только следователю, но может происходить предоставление результатов ОРД органу дознания и дознавателю, прокурору или в суд. Про это уже было сказано выше.

Это позволяет применить инструкцию № 776 ο порядке предоставления результатов ОРД. Дознание является одним из видов досудебного расследования преступления. Распространяется чаще всего на деяния небольшой и средней тяжести.

С момента попадания результатов ОРД в соответствующий орган отводится десять дней для их изучения и анализа. В некоторых случаях данные действия проводятся безотлагательно. Должностное лицо устанавливает достаточность сведений, которые говорят ο признаках преступления, в частности времени, ущербе, способе совершения, обстоятельствах, лицах, имеющих причастность к преступлению.

Использоваться могут материалы, удовлетворяющие следующим требованиям:

  • представляют собой данные об источнике документа, сопроводительной бумаге;
  • наличие необходимых реквизитов и подписей лиц, уполномоченных соответствующим образом;
  • наличие основания для возбуждения дела, полное описание обстоятельств преступления;
  • достаточность сведений для дальнейших действий.

Если у проверяющего документы лица возникли замечания, он их излагает в форме справки и возвращает на доработку. В указанной бумаге должны содержаться конкретные рекомендации по доработке. Например, какие обстоятельства преступления стоит рассмотреть подробнее, какими документами подкрепить те или иные сведения.

Руководитель оперативного подразделения, при несогласии с итогами рассмотрения материалов, вправе возразить, обратившись к вышестоящему органу следствия.

Передачей результатов ОРД работа оперативного сотрудника над делом не прекращается, он взаимодействует со следователем или иным лицом в соответствии с нормативными актами ведомства.

Если материалы, необходимые для делопроизводства, удовлетворяют требованиям, принимается решение ο неразглашении сведений ο времени и месте проведения мероприятий оперативно-розыскного характера, ресурсах, примененных при этом.

С некоторой информацией в ряде случаев вправе ознакомиться руководители подразделений и следователи, непосредственно участвующие в деле.

Последовательность предварительного расследования регламентирована статьей 151 УПК РФ. В соответствии с указанной нормой выбирается адресат получения результатов оперативно-розыскной деятельности.

На основании пункта 11 части 2 статьи 37 Уголовно-процессуального кодекса в полномочия прокурора входит истребование материалов уголовного дела у органов дознания и передача их следователю, если имеются на то основания.

Следователь вправе в письменном виде поручить органу дознания провести розыскные мероприятия оперативным путем и другие процессуальные действия, получить содействие в их выполнении. Данное положение закреплено в пункте 4 части 2 статьи 38 УПК РФ.

После передачи итогов ОРД надлежащему органу составляется совместный план действий, который подлежит утверждению со стороны руководства органа дознания. Материалы изучаются со всех сторон, и разрабатывается порядок их дальнейшего применения.

Следственный комитет российского государства занимает особенное место в органах, проводящих предварительное следствие. В уже упомянутой последовательности передачи дел он стоит на первом месте.

Лицо, уполномоченное на составление и передачу результатов ОРД, должно не только вовремя и правильно осуществить все действия по оформлению. Очень важно, чтобы данные материалы стали основой для дальнейшего расследования, могли быть использованы при доказательстве вины правонарушителя.

В некоторых случаях участники мероприятий оперативно-розыскного характера могут оказаться в опасности, потому разрабатываются меры по их защите. Руководствуются при этом законодательным актом № 45-ФЗ от 20.054.1995 года, который содержит меры по защите должностных лиц правоохранительных, контролирующих органов, а также судей.

Федеральный закон об оперативно-розыскной деятельности (сокращенно — ОРД) был принят в 1995 году. Этот нормативный правовой акт состоит из преамбулы, глав и статей, каждая из которых делится на пункты.

Он содержит в себе положения о том, что такое ОРД. Это такой вид деятельности, который осуществляется органами внутренних дел (МВД, ФСБ и др.). Осуществление регламентируется также законом о полиции, уголовным исполнительным кодексом, приказами министерств и ведомств.

Перед ОРД стоят следующие задачи:

  1. Пресечение уже совершенных или еще готовящихся преступлений.
  2. Розыск преступников.
  3. Добывание необходимой для следствия информации и др.

При осуществлении розыскной деятельности, уполномоченные сотрудники должны действовать на принципах законности, разумности и гуманизма.

Законодательная база Российской Федерации

Тут раскрывается такой важный конституционный принцип, как соблюдение прав и свобод человека и гражданина.

Этот принцип раскрывается и в уголовной деятельности. Проведение тех или иных действий органами, осуществляющими ОРД, не должны нарушать прав и свобод человека и гражданина. В той ситуации, если произошло нарушение данного права, гражданин имеет право обратиться к прокурору или в судебные органы. Такое нарушение может повлечь за собой ответственность, предусмотренную как гражданским, так и уголовным законом.

Здесь описаны оперативные розыскные мероприятия. Подробнее о них рассказывалось выше.

Нужно отметить, что при выполнении тех или иных ОРМ могут быть использованы аудио и видео фиксаторы, а также иные информационные системы. При этом не должен наноситься вред окружающей среде. Все ОРМ должны проводиться только уполномоченными лицами. Их проведение иными субъектами не допускается в соответствие с законодательством.

Здесь указаны основания для ОРМ. К таковым относятся возбуждение уголовного дела, сообщение о преступлении, поручение следователя и др.

Здесь определены условия проведения ОРМ. Предусмотрено, что исполнение ОРМ должно происходить без какой бы то ни было дискриминации по поводу расы, пола, возраста, социального и имущественного положения.

Здесь указаны возможные варианты ограничения конституционных прав граждан при проведении оперативных розыскных мероприятий. Речь идет о нарушении тайны неприкосновенности жилища, переписки, личной и семейной тайны. Такое нарушение может происходить исключительно по судебному решению.

Здесь речь идет об информационном обеспечении. Уполномоченные должностные лица могут использовать сторонние или созданные ими информационные системы для обеспечения доступа к той или иной информации, контроля за ее изменением и др.

Использование ресурсов ОРД происходит в целях возбуждения уголовного дела, применение информации в следственных и дознавательных мероприятиях и др. Использование подобных ресурсов может происходить только специально уполномоченными на то должностными лицами.

Все действия, применяемые в ходе ОРД, являются государственной тайной. За ее разглашение для должностных и иных лиц, разгласивших данную информацию, предусмотрена уголовная ответственность.

Порядок и пределы представления результатов оперативно-розыскной деятельности

Использование результатов оперативно-розыскной деятельности в доказывании существующего факта будущего, настоящего или совершенного преступления тем более важно для его раскрытия и понесения наказания виновными, чем более тяжкое правонарушение было осуществлено. Иными словами, чем более высокая степень тяжести преступления рассматривается в уголовном деле, тем более значимыми и необходимыми считаются все факты, улики, аспекты доказательной базы, которые были выявлены в ходе проведения расследования оперативниками. Ведь для того, чтобы доказать виновность преступника, нужны веские аргументированные обоснования. Поэтому в ходе деятельности опергрупп в силу особенной специфики мероприятий ограничиваются права тех лиц, в отношении которых таковые производятся.

Если информация в рапорте или сообщении, предоставленном оперативниками, имеет полный перечень обоснованных доказательных аргументов для продолжения уголовно-процессуальных мероприятий, следователь, в свою очередь, начинает приводить в действие свои должностные установки по факту работы над раскрытием уголовного дела.

  • Процедура задержания подозреваемого – в ходе следственных мероприятий в соответствии с регламентом уголовно-процессуального кодекса производится обыск и возможное освидетельствование потенциального объекта преступления.
  • Изъятие объектов приобщения к делу – осуществляется выемка и осмотр вещей, одежды, обуви и прочих предметов, которые принадлежат подозреваемому.
  • Отправка потенциальных вещественных доказательств на экспертизу – все те же предметы личного гардероба подозреваемого, его хозяйственный или рабочий инвентарь, вещи, которые могут посодействовать выяснению обстоятельств совершенного или еще только подготавливаемого преступления, – все это подлежит лабораторному анализу.
  • Проведение допроса – в соответствии с действующим законодательством сам подозреваемый и потенциальные сообщники или другие участники розыскных мероприятий подвергаются обязательному допросу с целью выявления их причастности к совершенному преступлению.

Как уже говорилось ранее, использование результатов оперативно-розыскной деятельности регламентировано законом «Об ОРД» и отдельными статьями Уголовно-процессуального кодекса, что, в свою очередь, обеспечивает правомерность действий оперуполномоченных и недопущение искажения или фальсификации полученных сведений. То есть законом предусмотрено создание надежных гарантий равенства прав обоих сторон в процессе доказывания.

Достоверность полученных в ходе оперативных работ результатов проверяется посредством сопоставления данных с другими сведениями, имеющимися по делу, а также при помощи выяснения их источников и выявления новых доказательных фактов, подтверждающих или же опровергающих ту или иную оперативную информацию. Данный порядок регламентирован статьей 85 УПК РФ, который оценивает каждое отдельно взятое доказательство как:

  • относящееся к конкретному делу;
  • допустимое с точки зрения законодательства;
  • достоверное с точки зрения сопоставления его с иными доказательствами, а также возможности его непосредственной проверки;
  • объективное с точки зрения оценки достаточности доказательств для формирования выводов о наличии или отсутствии в действиях обвиняемого преступных намерений.

Несмотря на то что результаты ОРД являются первоначальным этапом в цепи уголовного процесса, и что главными источниками обвинительного характера являются именно проходящие по делу следственные работы, нельзя умалять значимость труда и информации, предоставленной оперативниками. Порядок представления результатов оперативно-розыскных мероприятий должен предусматривать доведение до соответствующих инстанций (органов дознания, прокуратуры, суда) очень важной доказательной информации. Где и для чего могут быть применены сведения сотрудников оперативного отдела о выявленных ими фактах?

  • В судопроизводстве по части доказывания в уголовном деле факта правонарушения (с учетом требований Уголовно-процессуального кодекса).
  • Для принятия конкретных процессуальных решений – сюда относятся: основания и предпосылки для возбуждения уголовной процессии, фактичекское основание для произведения отдельных следственных мероприятий, а также непосредственный розыск обвиняемых (подозреваемых).
  • В качестве предварительного анализа и оценки наработанной доказательной базы.
  • Для выстраивания возможных версий и поиска существующих источников доказательств. В качестве таковых выступают либо вещественные доказательства – всевозможные предметы, вещи, фотографии, видеопленки, аудиозаписи, либо документальные, представляющие собой объяснения, справки и рапорты о результатах оперативной деятельности.

Использование результатов оперативно-розыскной деятельности

Вся информация, которая освещается оперативником в рапорте согласно Инструкции о представлении результатов оперативно-розыскной деятельности, условно подразделяется на три основных вида:

  • Сведения о лицах (подозреваемых), подготавливающих, совершающих или уже совершивших факт злодеяния, которые скрываются от оперативников, органов дознания, пытаясь избежать следствия и суда и уклоняясь, таким образом, от уголовного наказания. Здесь также указываются данные о пропавших без вести, проходящих по делу и неопознанных трупах.
  • Сведения о событиях и фактах, которые указывают на угрозу государственного, военного, экономического и экологического характера для безопасности России. Сюда относится и информация об аспектах зарегистрированных раскрытых и нераскрытых преступлений.
  • Сведения о предметах – имеется в виду перечень всех возможных объектов, имеющих непосредственное отношение к совершению преступления. Это могут быть орудия убийств, огнестрельное и холодное оружие, транспортные средства, используемые при перевозке заложника, жертвы, а также всевозможные вещи, использованные подозреваемым или имеющие отношение к потерпевшему в момент совершения преступления.

Следует начать с того, что ст. 11 Закона об ОРД, говоря о направлениях использования результатов ОРД в уголовном процессе, подробно не регламентирует порядок представления (передачи) результатов ОРД следователю либо в иные органы, указанные в законе.

В ней лишь говорится о том, что основанием для такого представления является соответствующе Постановление руководителя органа, осуществляющего ОРД, в порядке, предусмотренном ведомственными нормативными актами.

Отсюда первый вывод – в любом случае, если следователь получает о того или иного оперативного подразделения материалы, которые ему предстоит проверить на предмет наличия или отсутствия оснований для возбуждения уголовного дела или использовать их в доказывании по уголовному делу, он должен убедиться, вынес ли руководитель органа, осуществляющего ОРД соответствующее постановление.

Теперь о порядке, установленном ведомственными актами, о котором говорится в ст. 11 Закона об ОРД.

Таким нормативным актом в настоящее время является “Инструкция о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю или в суд”, утвержденная приказами МВД России № 776, Минобороны России № 703, ФСБ России № 509, ФСО России № 507, ФТС России № 1820, СВР России № 42, ФСИН России № 535, ФСКН России № 398, СК России № 68 от 27.09.2013

Эта инструкция носит межведомственный характер, т.к. утверждена приказами руководителей всех ведомств, которые согласно действующему законодательству уполномочены осуществлять ОРД на территории Российской Федерации, а также руководителем Следственного комитета РФ.

Подобные Инструкции существовали и ранее. До этого были ее редакции 1998 и 2007 года.

Рассмотрим основные требования, которые предъявляет данная Инструкция к порядку представления результатов ОРД следователю.

Оформление документов для представления их следователю включает в себя следующие моменты.

Рассмотрение вопроса о необходимости рассекречивания сведений, составляющих государственную тайну, содержащихся в представляемых результатах ОРД, и их носителей. Речь идет о так называемой легализации результатов ОРД.

В случае рассекречивания материалов, которые передаются в следственный орган, руководитель органа, осуществляющего ОРД, должен вынести постановление о рассекречивании сведений, составляющих государственную тайну, и их носителей.

Такое постановление должно быть составлено в 2 экземплярах. Первый экземпляр направляется в следственный орган, а затем приобщается к материалам уголовного дела, второй приобщается к материалам дела оперативного учета или (в случае его отсутствия) – к материалам номенклатурного дела.

В случае представления результатов ОРД, полученных при проведении ОРМ, которые ограничивают конституционные права человека и гражданина на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электрической и почтовой связи, а также право на неприкосновенность жилища, к ним прилагаются копии судебных решений о проведении ОРМ.

Согласно ст.

8 Закона об ОРД такие ОРМ, как проверочная закупка или контролируемая поставка предметов, веществ и продукции, свободная реализация которых запрещена либо оборот которых ограничен, а также оперативный эксперимент или оперативное внедрение должностных лиц органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, а равно лиц, оказывающих им содействие, проводятся на основании постановления, утвержденного руководителем органа, осуществляющего ОРД..

Следовательно, при передаче следователю результатов этих мероприятий, в представленных материалах должно быть наличие соответствующего постановления о проведении ОРМ.

Копии таких постановлений подлежат хранению в материалах дела оперативного учета, материалах оперативной проверки либо, в случае их отсутствия, приобщаются к материалам номенклатурного (литерного) дела.

К вышеуказанным документам прилагаются (при их наличии) полученные или выполненные при проведении ОРМ материалы фотосъемки, аудио- и видеозаписи и иные носители информации, а также различные материальные объекты, которые в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством могут быть признаны вещественными доказательствами.

При этом нужно обращать внимание на то, чтобы органом, осуществляющим ОРД, были приняты все необходимые меры по их сохранности и целостности (защита от деформации, размагничивания, обесцвечивания, стирания и другие).

Если следователю передается фонограмма, к ней должен прилагаться бумажный носитель записи переговоров.

Допускается представление материалов, документов и иных объектов, в копиях или выписках, в том числе с переносом наиболее важных частей (разговоров, сюжетов) на единый носитель, и на бумажном носителе записи переговоров.

В этом случае их оригиналы, если они не были в дальнейшем истребованы следователем, должны храниться в органе, осуществившем ОРМ, до завершения судебного разбирательства и вступления приговора в законную силу либо до прекращения уголовного дела или уголовного преследования.

Таким образом, к рапорту об обнаружении признаков преступления либо сообщению о результатах оперативно-розыскной деятельности должны быть следующие документы:

  • постановление руководителя органа, осуществляющего ОРД о передаче результатов ОРД следователю;
  • постановлении о рассекречивании результатов ОРД, утвержденное руководителе органа, который осуществлял эту деятельность;
  • постановления о проведении таких ОРМ, как проверочная закупка, контролируемая поставка, оперативный эксперимент и оперативное внедрение (если следователю представляются материалы, полученные в результате их проведения);
  • копии судебных решений о проведении ОРМ, если такое решение требовалось по закону.

Теперь о том, какие сведения должны быть указаны в документах, о которых шла речь.

Следует начать с того, что ст. 11 Закона об ОРД, говоря о направлениях использования результатов ОРД в уголовном процессе, подробно не регламентирует порядок представления (передачи) результатов ОРД следователю либо в иные органы, указанные в законе.

В ней лишь говорится о том, что основанием для такого представления является соответствующее Постановление руководителя органа, осуществляющего ОРД, в порядке, предусмотренном ведомственными нормативными актами.

Отсюда первый вывод – в любом случае, если следователь получает о того или иного оперативного подразделения материалы, которые ему предстоит проверить на предмет наличия или отсутствия оснований для возбуждения уголовного дела или использовать их в доказывании по уголовному делу, он должен убедиться, вынес ли руководитель органа, осуществляющего ОРД соответствующее постановление.

Оформление документов для представления их следователю включает в себя следующие моменты.

Рассмотрение вопроса о необходимости рассекречивания сведений, составляющих государственную тайну, содержащихся в представляемых результатах ОРД, и их носителей. Речь идет о так называемой легализации результатов ОРД.

В случае рассекречивания материалов, которые передаются в следственный орган, руководитель органа, осуществляющего ОРД, должен вынести постановление о рассекречивании сведений, составляющих государственную тайну, и их носителей.

Такое постановление должно быть составлено в 2 экземплярах. Первый экземпляр направляется в следственный орган, а затем приобщается к материалам уголовного дела, второй приобщается к материалам дела оперативного учета или (в случае его отсутствия) – к материалам номенклатурного дела.

В случае представления результатов ОРД, полученных при проведении ОРМ, которые ограничивают конституционные права человека и гражданина на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электрической и почтовой связи, а также право на неприкосновенность жилища, к ним прилагаются копии судебных решений о проведении ОРМ.

Согласно ст.

8 Закона об ОРД такие ОРМ, как проверочная закупка или контролируемая поставка предметов, веществ и продукции, свободная реализация которых запрещена либо оборот которых ограничен, а также оперативный эксперимент или оперативное внедрение должностных лиц органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, а равно лиц, оказывающих им содействие, проводятся на основании постановления, утвержденного руководителем органа, осуществляющего ОРД..

Следовательно, при передаче следователю результатов этих мероприятий, в представленных материалах должно быть наличие соответствующего постановления о проведении ОРМ.

В Инструкции уточнены требования к результатам ОРД, представляемым для подготовки и осуществления процессуальных действий.

В соответствии с п.

19 в них должны содержаться сведения о местонахождении лиц, скрывающихся от следствия и суда; о лицах, которым стали известны имеющие значение для дела обстоятельства; о возможных источниках доказательств; о местонахождении предметов и документов, которые могут быть признаны вещественными доказательствами ; о других фактах и обстоятельствах, позволяющих определить объем и последовательность проведения процессуальных действий, выбрать наиболее эффективную тактику их производства, выработать оптимальную методику расследования по конкретному уголовному делу.

Инструкция возлагает обязанности на орган, осуществляющий ОРД, при передаче следователю и органу дознания фонограммы, полученной при проведении ОРМ, прилагать к ней бумажный носитель записи переговоров (п. 17).

Сама процедура представления результатов ОРД осуществляется в порядке закрепленном в пунктах 8-14 Инструкции, и заключается в следующем:
Руководитель соответствующего подразделения органа дознания выносит постановление о предоставлении результатов ОРД по форме указанной в Приложении №2. Это постановление выносится в двух экземплярах. Один экземпляр постановления направляется следователю ( в орган дознания, в суд), второй — приобщается к материалам дела оперативного учета или номенклатурного (литерного) дела.

Если результаты ОРД были получены при проведении проверочной закупки, контролируемой поставки веществ свободный оборот которых ограничен, то к ним еще прилагается постановление руководителя органа осуществляющего ОРД о проведении конкретного ОРМ. Копия такого постановления должна хранится в деле оперативного учета или номенклатурного (литерного) дела.

Если результаты ОРД были получены в ходе проведения ОРМ ограничивающего конституционные права граждан, право на неприкосновенность жилища, телефонных переговоров и иных к материалам ОРД представляются копии судебных постановлений о проведении таких ОРМ.


Похожие записи:

Добавить комментарий