Федеральные целевые программы на 2021 год

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Федеральные целевые программы на 2021 год». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Финансирование национального проекта «Образование» на ближайшие три года составит около 517,7 млрд рублей.

«Бюджетные ассигнования на финансовое обеспечение реализации национального проекта «Образование» запланированы в 2021 году в объеме 172 953 млн рублей, в 2022 году — 156 937,1 млн рублей, в 2023 году — 187 811,9 млн рублей», — говорится в документе.

Отмечается, что финансирование этого нацпроекта в следующие два года будет сокращено более чем на 14 млрд рублей. «Предусмотренные в законопроекте объемы бюджетных ассигнований по сравнению с объемами, утвержденными законом № 380-ФЗ, в 2021 году уменьшены на 8 388,5 млн рублей, в 2022 году — на 5 960,7 млн рублей», — говорится в документе.

В 2023 году планируется увеличить финансирование нацпроекта на 68,2 млрд рублей.

Нацпроект «Образование» охватит период с 2019 по 2024 год. Проект призван обеспечить глобальную конкурентоспособность российского образования, а также вхождение РФ в число 10 ведущих стран по качеству общего образования.

Свыше 3 трлн рублей будет направлено на образование из федерального бюджета в 2021-2023 годов.

«Бюджетные ассигнования по разделу «Образование» в 2021 году составят 1 062 854,1 млн рублей, в 2022 году — 1 035 633,9 млн рублей и в 2023 году — 1 094 133,3 млн рублей», — говорится в документе.

Отмечается, в 2021 году расходы на образование будут уменьшены на 60,3 млрд рублей, в 2022 году — на 53,8 млрд рублей. В то же время на 58,4 млрд вырастет финансирование этой сферы в 2023 году. В целом по сравнению с бюджетом 2020 года в текущем документе с 4,3% до 4,9% увеличена доля в общем объеме расходов федерального бюджета по разделу «Образование».

Государственные программы Российской Федерации

Финансовое обеспечение нового федерального проекта «Патриотическое воспитание граждан РФ» нацпроекта «Образование» в ближайшие три года составит 10,1 млрд рублей.

«Зарезервированные при формировании проекта федерального бюджета на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов по национальному проекту «Образование» бюджетные ассигнования на 2021 год в объеме 3447,4 млн рублей, в 2022 году — в объеме 3345,5 млн рублей, в 2023 году — 3345,5 млн рублей будут направлены на разработку и внедрение программ воспитания обучающихся в общеобразовательных организациях и проведение всероссийских мероприятий патриотической направленности отдельными некоммерческими организациями в рамках федерального проекта «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации», — говорится в документе.

Новый федеральный проект о патриотическом воспитании должен стать одиннадцатым в составе нацпроекта «Образование». Как ранее сообщал министр просвещения России Сергей Кравцов, проект документа планируется представить на обсуждение в сентябре, а до конца этого года он будет принят.

По словам министра, федеральный проект по патриотическому воспитанию «будет служить ресурсной базой» для реализации инициированного президентом России закона, который направлен на усиление воспитательной работы в школах. Теперь в законе «Об образовании в РФ» устанавливается механизм организации воспитательной работы, которая войдет в состав образовательных программ. Рабочая программа воспитания и календарный план воспитательной работы должны быть включены в соответствующую образовательную программу учебного заведения.

Финансирование нацпроекта «Демография» уменьшится на 84 млрд рублей в 2021 году.

«Бюджетные ассигнования на финансовое обеспечение реализации национального проекта «Демография» запланированы в 2021 году в объеме 742 509,8 млн. рублей, в 2022 году — 766 837,8 млн. рублей, в 2023 году — 866 530,3 млн. рублей», — говорится в записке.

В свою очередь, согласно закону о федеральном бюджете на 2020-2022 годы, в 2021 году планировалось выделить на нацпроект 826 млрд, в 2022 году — 840 млрд рублей.

Нацпроект «Демография», рассчитанный на 2019-2024 годы, включает в себя пять федеральных проектов: «Финансовая поддержка семей при рождении детей», «Содействие занятости женщин», «Старшее поколение», «Укрепление общественного здоровья», «Спорт — норма жизни».

Среди ключевых целей, которые должны быть выполнены в рамках национального проекта: увеличение ожидаемой продолжительности здоровой жизни до 67 лет; снижение смертности населения старше трудоспособного возраста; увеличение суммарного коэффициента рождаемости до 1,7 детей на одну женщину; увеличение числа граждан, ведущих здоровый образ жизни; увеличение доли россиян, систематически занимающихся спортом, с 36,8 до 55%.

Куратором нацпроекта является вице-премьер Татьяна Голикова, руководителем проекта — глава Минтруда Антон Котяков.

Финансирование мероприятий Роспечати в рамках национального проекта «Демография» сократят на 600 млн в 2021-2022 годах.

«На изменение расходов по разделу «Средства массовой информации» в 2021-2022 годах <...> повлияло уменьшение бюджетных ассигнований, предусмотренных: на реализацию мероприятий Роспечати в рамках национального проекта «Демография» в 2021-2022 годах на 300 млн рублей ежегодно», — сказано в документе.

Предполагается уменьшение финансирования на проведение капитального ремонта инженерного оборудования и техническое перевооружение производственно-технологического оборудования ФГУП «ТТЦ «Останкино» в 2021-2022 годах на 134,1 млн рублей ежегодно.

Кроме того, сократится финансирование информационно-разъяснительного и экспертно-социологического сопровождения результатов и мероприятий национальных проектов в СМИ и информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в 2023 году — на 207,5 млн. рублей.

Предоставление субсидии автономной некоммерческой организации «Редакция телеканала Совета Федерации» в 2023 году будет уменьшено на 6,1 млн рублей.

Представлен перечень федеральных целевых программ на 2020-2022 годы

Государственное финансирование национального проекта «Наука» в 2021 году составит 54,8 млрд рублей, всего в 2021-2023 годах на нацпроект будет направлено 228,4 млрд рублей бюджетных средств.

«Бюджетные ассигнования на финансовое обеспечение реализации национального проекта «Наука» запланированы в 2021 году в объеме 54,893 млрд рублей, в 2022 году — 76,056 млрд рублей, в 2023 году — 97,610 млрд рублей», — сказано в документе.

При этом предусмотренные в законопроекте объемы бюджетных ассигнований по сравнению с объемами, утвержденными ранее и предусмотренными паспортом проекта, в 2021 году уменьшены на 250,2 млн рублей, в 2022 году — на 310 млн рублей, в 2023 году — на 195 млн рублей.

Изменение параметров финансового обеспечения федерального проекта «Развитие передовой инфраструктуры для проведения исследований и разработок» обусловлено увеличением объема бюджетных ассигнований на строительство новых современных научно-исследовательских судов (в 2021 году — на 5,627 млрд рублей и в 2022 году — на 3,556 млрд рублей по сравнению с объемом, предусмотренным ранее) и одновременным снижением бюджетных ассигнований на модернизацию научно-исследовательских судов «Академик Сергей Вавилов» и «Академик М. А. Лаврентьев» в 2021 году на 200 млн рублей.

Также сокращен объем средств, предполагаемых на обновление приборной базы ведущих организаций, выполняющих научные исследования и разработки: в 2021 году — на 5,427 млрд рублей, в 2022 году — на 3,556 млрд рублей по сравнению с объемом, предусмотренным в проекте.

Изменение параметров финансового обеспечения федерального проекта «Развитие кадрового потенциала в сфере исследований и разработок» обусловлено уменьшением бюджетных ассигнований на информационную кампанию по научной деятельности среди молодежи, а также медиасопровождение реализации национального проекта «Наука». В 2021 и 2022 годах бюджетные ассигнования на эти цели сократятся на 100 млн рублей ежегодно. Это связано с перераспределением средств на информационно-разъяснительное и экспертно-социологическое сопровождение национального проекта «Образование».

Государственное финансирование национального проекта «Экология» в 2021 году составит 108 млрд рублей, всего в 2021-2023 годах на нацпроект будет направлено более 380 млрд рублей бюджетных средств.

«Бюджетные ассигнования на финансовое обеспечение реализации национального проекта «Экология» запланированы в 2021 году в объеме 108 млрд рублей, в 2022 году — 131,9 млрд рублей, в 2023 году — 140,3 млрд рублей», — сказано в документе.

  • Читаем
  • Как заработать
  • Как инвестировать
  • Как застраховать
  • Финграмота
  • Государство поможет
  • Жить красиво
  • Пользуемся
  • Калькуляторы
  • Книжная выжимка
  • Онлайн курсыNew
  • Страхование онлайн
  • Деньги онлайн
  • Видео
  • Наш проект
  • Политика конфиденциальности
  • Редакция
  • Напишите нам

Перечень требований и условий, которым нужно соответствовать для того, чтобы стать участником программы, зависит от выбранной подпрограммы, а также от региона, в котором она реализуется. Так, условия для участия в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» в общем случае выглядят следующим образом:

  • возраст членов семьи-участницы подпрограммы, не должен превышать 35 лет;
  • участники проекта должны быть признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий; норматив устанавливается региональными властями – как правило, семью принимают на учет в том случае, если на каждого из членов семьи приходится не более 12,5 кв. метров жилой площади (учитывается жилье, находящееся в собственности у всех членов семьи – общая его площадь делится между родителями и всеми детьми, а полученное значение сравнивается с нормативом);
  • участники проекта могут купить квартиру только на первичном рынке – на вторичное жилье господдержка не распространяется.

Объем финансирования нацпроектов в 2021 году составит 2,2 трлн рублей

УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 21 мая 2013 года N 426

(с изменениями на 1 декабря 2020 года)

________________

* Наименование в редакции, введенной в действие с 12 декабря 2020 года постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2020 года N 1983..


Характерной чертой современного мирового хозяйственного развития является переход ведущих стран к новому этапу формирования инновационного общества — построению экономики, базирующейся преимущественно на генерации, распространении и использовании знаний. Интенсификация производства и использование новых научно-технических результатов предопределили резкое сокращение инновационного цикла, ускорение темпов обновления продукции и технологий. Современная экономическая ситуация в мире требует опережающего развития отдельных специфичных направлений научных исследований и технологических разработок («чистая» энергетика, персонифицированная медицина, новые технологии в сельском хозяйстве и т.д.), по многим из которых в нашей стране нет существенных результатов.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 5 августа 2014 года постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июля 2014 года N 681.


Основной проблемой, препятствующей достижению мирового уровня исследований и разработок, обеспечивающих конкурентоспособность Российской Федерации на приоритетных научно-технологических направлениях, является несбалансированность сектора исследований и разработок и недостаточная проработанность механизмов его стратегического развития, что, в свою очередь, порождает ряд проблем, требующих разрешения, в том числе:

абзац исключен с 5 августа 2014 года — постановление Правительства Российской Федерации от 21 июля 2014 года N 681;

возрастание разрыва между потребностями бизнеса в новых технологиях и предложениями российского сектора исследований и разработок;

недостаточно активное участие промышленных компаний, включая компании с государственным участием, и инвестиционных институтов в финансировании прикладных научных исследований и экспериментальных разработок, направленных на создание продукции и технологий;
(Абзац в редакции, введенной в действие с 5 августа 2014 года постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июля 2014 года N 681.


Общими принципами системы управления реализацией Программы, действующими как единая система, являются:

обеспечение правового, методического и информационного единства Программы;

представительство в органах управления Программой государственного заказчика Программы, заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, представителей бизнеса и научного сообщества;

координация финансирования прикладных научных исследований и экспериментальных разработок, выполняемых в рамках Программы, фундаментальных и поисковых научных исследований, поддерживаемых государственными научными фондами, выполняемых в рамках реализации Программы фундаментальных научных исследований государственных академий наук на 2013-2020 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2012 года N 2237-р, Программы фундаментальных научных исследований в Российской Федерации на долгосрочный период (2013-2020 годы), утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2012 года N 2538-р, а также прикладных научных исследований и экспериментальных разработок, финансируемых в рамках других федеральных целевых программ.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 5 августа 2014 года постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июля 2014 года N 681.

Финансовое обеспечение мероприятий 1.1-1.4, 2.1, 2.2, 3.1.1 и 3.1.2 Программы осуществляется путем предоставления из федерального бюджета юридическим лицам субсидий в соответствии со статьями 78 и 78_1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Финансовое обеспечение мероприятий 2.3, 3.2, 3.3.1, 3.3.2 и 5.1 Программы осуществляется на основании государственных контрактов в пределах лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных на закупку товаров, работ и услуг для государственных нужд.

Финансовое обеспечение капитальных вложений в объекты собственности Российской Федерации, закрепленные или подлежащие закреплению на праве оперативного управления за федеральными бюджетными учреждениями, осуществляется в пределах соответствующих лимитов бюджетных обязательств в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации и принимаемыми актами Правительства Российской Федерации.

Капитальные вложения по объектам Министерства образования и науки Российской Федерации, Федерального агентства научных организаций и Министерства науки и высшего образования Российской Федерации реализуются путем осуществления бюджетных инвестиций в форме капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной собственности Российской Федерации.
(Абзац дополнительно включен с 5 августа 2014 года постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июля 2014 года N 681; в редакции, введенной в действие с 1 ноября 2018 года постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2018 года N 1256.


Реализация предусмотренных Программой мероприятий обеспечит достижение ряда положительных эффектов для экономики государства, социальной и научной сфер.

Достижение мирового уровня исследований и разработок и конкурентоспособности Российской Федерации на направлениях, определенных национальными научно-технологическими приоритетами, будет обеспечиваться за счет:

получения качественно новых результатов;

освоения новых научных областей;

роста числа эффективных и результативных научных коллективов;

повышения качества исследований и разработок за счет их выполнения наиболее эффективными научными группами;
(Абзац в редакции, введенной в действие с 5 августа 2014 года постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июля 2014 года N 681.

повышения результативности сектора исследований и разработок, выраженного в росте патентной и публикационной активности;

интеграции российской науки в мировое научное сообщество;

усиления роли науки и научного сообщества в Российской Федерации;

укрепления позиций российской науки и высшего образования в мире.

Для экономики государства основным результатом реализации Программы станет обеспечение ускоренного технологического развития отраслей экономики благодаря получению результатов исследований и разработок с множественными прикладными приложениями в различных секторах экономики, востребованности результатов прикладных научных исследований и разработок, направленных на создание продукции и технологий.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 5 августа 2014 года постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июля 2014 года N 681.

В социальной сфере и образовании основными результатами реализации Программы станут повышение спроса на квалифицированные научно-технические кадры, улучшение качественного состава научных организаций, вовлечение молодежи в исследования и разработки, расширение возможностей профессиональной самореализации молодых специалистов.

Программа обеспечивает вклад в достижение стратегических целей социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочную перспективу и влияет на динамику таких значений показателей достижения стратегических целей социально-экономического развития на период до 2020 года, как:

рост доли внутренних затрат на исследования и разработки в процентах валового внутреннего продукта;

рост коэффициента изобретательской активности;

Приложение N 1
к федеральной целевой программе
«Исследования и разработки
по приоритетным направлениям развития
научно-технологического комплекса
России на 2014-2021 годы»
(В редакции, введенной в действие
с 12 декабря 2020 года
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 1 декабря 2020 года N 1983. —
См. предыдущую редакцию)

Целевые индикаторы и показатели федеральной целевой программы «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014-2021 годы»


Показатель (индикатор)

Единица измерения

Базовый пока-
затель

2014 год

2015 год

2016 год

2017 год

2018 год

2019 год

2020 год

2021 год

1.

Число публикаций по результатам исследований и разработок в ведущих научных журналах

единиц

Приложение N 2
к федеральной целевой программе
«Исследования и разработки
по приоритетным направлениям развития
научно-технологического комплекса
России на 2014-2021 годы»
(В редакции, введенной в действие
с 12 декабря 2020 года
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 1 декабря 2020 года N 1983. —
См. предыдущую редакцию)

Целевые индикаторы и показатели мероприятий федеральной целевой программы «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014-2021 годы»


Индикатор

Единица измерения

2014 год

2015 год

2016 год

2017 год

2018 год

2019 год

2020 год

2021 год

Мероприятие 1.1 «Проведение исследований, направленных на формирование системы научно-технологических приоритетов и прогнозирование развития научно-технологической сферы»

И 1.1.1. Рекомендации по определению и корректировке научно-
технологических приоритетов исследований и разработок

Приложение N 3
к федеральной целевой программе
«Исследования и разработки
по приоритетным направлениям развития
научно-технологического комплекса
России на 2014-2021 годы»
(В редакции, введенной в действие
с 5 августа 2014 года
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 21 июля 2014 года N 681. —
См. предыдущую редакцию)


Методика сбора исходной информации и расчета целевых индикаторов и показателей федеральной целевой программы «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014-2021 годы» *

(с изменениями на 1 декабря 2020 года)

________________

* Наименование в редакции, введенной в действие с 12 декабря 2020 года постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2020 года N 1983..

1. Целевой индикатор федеральной целевой программы «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014-2021 годы» (далее — Программа). Средний возраст исследователей — участников Программы (лет) рассчитывается по формуле:
(Абзац в редакции, введенной в действие с 12 декабря 2020 года постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2020 года N 1983.

Интересно и полезно знать, какие именно направления науки, техники и технологии сейчас приоритетны, — это отражено в федеральных целевых программах:

Государственная программа Российской Федерации «Развитие науки и технологий» на 2013–2020 год. Утверждена Постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 №301

Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013–2020 годы». Утверждена Постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 №295

Концепция развития математического образования в Российской Федерации. Утверждена Распоряжение Правительства РФ от 24.12.2013 №2506-р

Федеральная целевой программа «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014–2020 годы». Утверждена Постановлением Правительства РФ от 21 мая 2013 г. №426

Концепция федеральной целевой программы «исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России» на 2014–2020 годы. Утверждена распоряжением Правительства РФ от 2 мая 2013 г. №736-р

Программа фундаментальных научных исследований в Российской Федерации на долгосрочный период (2013–2020 годы). Утверждена распоряжением Правительства РФ от 27 декабря 2012 г. №2538-р

Программа фундаментальных научных исследований государственных академий наук на 2013–2020 годы. Утверждена распоряжением Правительства РФ от 3 декабря 2012 г. №2237-р

Президентская программа повышения квалификации инженерных кадров на 2012–2014 годы. Утверждена Указом Президента РФ от 07 мая 2012 года №594

Об утверждении приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в Российской Федерации и перечня критических технологий Российской Федерации. Указ Президента РФ от 7 июля 2011 г. №899

Федеральная целевая программа развития образования на 2011–2015 годы. Утверждена Постановлением Правительства РФ от 7 февраля 2011 г. №61

Государственная программе Российской Федерации «Информационное общество (2011–2020 годы)». Утверждена Постановлением Правительства РФ от 20 октября 2010 г. №1815-р

Концепция федеральной целевой программы «Ядерные энерготехнологии нового поколения на период 2010–2015 годов и на перспективу до 2020 года». Утверждена Распоряжением Правительства РФ от 23 июля 2009 г. №1026-р

Программа фундаментальных научных исследований государственных академий наук на 2008–2012 годы. Утверждена Распоряжением Правительства РФ от 27 февраля 2008 г. №233-р

Концепция федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009–2013 годы. Утверждена Распоряжением Правительства РФ от 7 апреля 2008 г. №440-р

Федеральная целевая программа «Развитие электронной компонентной базы и радиоэлектроники» на 2008–2015 годы. Утверждена Постановлением Правительства РФ от 26 ноября 2007 г. №809

Концепция создания государственной автоматизированной системы информационного обеспечения управления приоритетными национальными проектами. Одобрена Распоряжением Правительства РФ от 24 апреля 2007 г. №516-р

Федеральная целевая программа «Национальная технологическая база» на 2007–2011 годы. Утверждена Постановлением Правительства РФ от 29 января 2007 г. №54

Подпрограмма «Развитие электронной компонентной базы» на 2007–2011 годы федеральной целевой программы «Национальная технологическая база» на 2007–2011 годы. Утверждена Постановлением Правительства РФ от 29 января 2007 г. №54

Концепция федеральной целевой программы «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007–2012 годы». Утверждена Распоряжением Правительства РФ от 6 июля 2006 г. №977-р

Основные направления политики Российской Федерации в области развития инновационной системы на период до 2010 года. Утверждены Правительством РФ 5 августа 2005 г. №2473п-П7

Образование — это основа для развития науки. Российская система образования способна конкурировать с системами образования передовых стран. Федеральные программы развития образования уделяют особое внимание информатизации образования, переходу к непрерывному, в течение всей жизни, образованию, и др. вопросам:

Федеральная целевая программа «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2014–2020 годы. Утверждена Постановлением Правительства РФ от 21 мая 2013 г. №424

Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2011–2015 годы. Утверждена Постановлением Правительства РФ от 7 февраля 2011 г.№163-р

Федеральная целевая программа «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009–2013 годы. Утверждена Постановлением Правительства РФ от 28 июля 2008 г. №568

Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2006–2010 годы. Утверждена Распоряжением Правительства РФ от 3 сентября 2005 г. №1340-р

Федеральная целевая программа «Развитие единой образовательной информационной среды (2001–2005 годы)». Утверждена Постановлением Правительства РФ от 28 августа 2001 г. №630

Программа развития дополнительного профессионального образования в Российской Федерации на 2002–2005. Утверждена Приказом Минобразования России от 26.06.2002 №2423

Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. Утверждена Приказом Министерства образования РФ от 11.02.2002 г. №393

Национальная доктрина образования в Российской Федерации. Утверждена Постановлением Правительства РФ от 4 октября 2000 г. №751

Федеральная целевая программа развития образования на 2006–2010 годы. Утверждена Постановлением Правительства РФ от 23 декабря 2005 г. №803

Федеральная программа развития образования. Утверждена Федеральным законом от 10 апреля 2000 года №51-ФЗ

Концепция национальной образовательной политики Российской Федерации. Одобрена Приказом Минобрнауки России от 3 августа 2006 г. №201

Федеральный бюджет на 2021 г. и плановый период 2022-2023 гг. Инфографика

  • Здравоохранение
  • Строительство
  • Транспорт
  • Экономика и финансы

Реализация программы зависит от выполнения целей и основных задач. Задачи:

  • формирование условий для массового строительства жилого фонда с экономклассом;
  • увеличение обеспечения лиц жилплощадью;
  • государственная помощь гражданам.

Основной задачей является формирование государственных инструментов для помощи гражданам в виде определенных льгот или возможных субсидий, которые расширят возможность приобретения нового помещения.

В пакет документов входит несколько справок. Предварительно потребуется собирать те документы, которые доказывают возможность участия. Список документации:

  • заявление с просьбой поставить на учет. Образец могут предоставить в муниципальном органе;
  • справка о наличии банковского счета или других финансовых активах;
  • выписка, которую берут в БТИ из домовой книги;
  • справка из ТСЖ, которая свидетельствует о реальном размере площади на каждого проживающего;
  • справка из ЖКХ об отсутствии долгов по коммуналке;
  • подтверждение законности проживания в помещении, например, арендный договор;
  • ряд свидетельств, подтверждающих статус лиц, в частности брак или наличие детей;
  • информация по работе и доходам предоставляется в виде трудовой и справки 2-НДФЛ. Также может быть использована справка о доходах;
  • паспортные данные в виде ксерокопий с заверением.

Проектная работа по ФЦП позволяет определенным лицам получать возможность приобрести жилую площадь с помощью государства. Есть ряд подпрограмм, отвечающих за выбранные направления. Вся реализация делится на федеральный и региональный уровень.

Для получения субсидий требуется предоставить всю информацию и отвечать всем требованиям программы.

Координирует программу Министерство строительства и ЖКХ РФ.

  • возведение энергоэффективных и функциональных объектов класса «эконом»;
  • развитие малоэтажного строительства и новых форм участия граждан в этом процессе;
  • обеспечение доступным жильем особых категорий населения, установленных федеральным законодательством;
  • предоставление финансовой поддержки нуждающимся в приобретении собственных квадратных метров;
  • модернизация коммунальной инфраструктуры;
  • преодоление стагнации на жилищном рынке.

Целевой аудиторией ФЦП являются граждане, перед которыми государство имеет обязанности по предоставлению жилых помещений, не обеспеченное жильем население. Также программа решает интересы исполнительной власти субъектов (в части создания жилого фонда на местах), представителей строительной отрасли.

ФЦП включает 5 подпрограмм, 3 из которых нацелены непосредственно на граждан.

Федеральная целевая программа «Жилище»

Пять лет понадобится правительству на разрешение жилищной проблемы граждан до 35-летнего возраста. Все они, конечно, должны числиться в очереди при муниципалитетах на улучшение условий проживания.

Официально неустроенным гражданам предоставляются социальные субсидии на часть стоимости квартиры «эконом» или возведения жилого дома.

  • 30% для бездетных молодых семей;
  • 35% для семей с детьми, в том числе неполных.

Субсидионное право подтверждает сертификат. Он выдается органами исполнительной власти на местах. Конечно, за государственные деньги купить пентхаус не выйдет.

Желания ограничены социальными нормативами площади:

  • 42 «квадрата» на семью из двух человек;
  • по 18 кв. метров на семью с большим составом.

Существенное условие для получения сертификата – наличие у семьи собственных средств или возможность оформления жилищного кредита на оставшуюся стоимость недвижимости. Государство содействует в кредитовании на льготных условиях, в том числе с использованием средств материнского капитала.

Сегмент господдержки направлен на обеспечение жильем следующих лиц:

  • отставники военной службы, подразделений внутренних дел, оформленные в качестве жилищных очередников до 01.01.2005 г.;
  • военнослужащие, сотрудники силовых ведомств, подлежащие увольнению по состоянию здоровья, в связи с штатными преобразованиями или по достижению возрастного предела. Срок их службы должен составлять не менее 10 лет «календаря»;
  • лица, пострадавшие от радиации при авариях на ядерных объектах;
  • вынужденные переселенцы, находящиеся на специальных миграционных учетах;
  • люди, покидающие Крайний Север и приравненные территории;
  • переселенцы из ЗАТО.

Поддержка оказывается в форме предоставления денежной субсидии. Подтверждением служит государственный жилищный сертификат (ГЖС). Квартира, дом, его часть, комната приобретаются как на первичном, так и на вторичном рынке. Обеспечение сертификата рассчитывается с учетом нормативов площади и стоимости квадрата жилья в регионе.

Установлены следующие нормативы:

  • 33 квадрата для одинокого гражданина;
  • 42 кв. м на семью в составе 2-х человек;
  • по 18 кв. м на семью большей численности.

Каждые полгода Минэкономразвития устанавливает расчетную стоимость квадратного метра для субъектов и по стране в целом. Запрещается приобретать помещения размером меньше норматива. Если субсидии недостаточно, допускается использование кредитных или собственных средств.

Главное условие – отсутствие собственной недвижимости или безвозмездная передача имеющейся в муниципалитет.

Социальный пакет нацелен на обеспечение современным и комфортным жильем представителей бюджетной сферы:

  • государственных служащих;
  • сотрудников прокуратуры и следственного комитета РФ;
  • спасателей министерства по делам ГО и ЧС;
  • научных сотрудников.

Отдельное направление программы – переселение из аварийного жилья населения территорий БАМ (Байкало-амурской магистрали).

Поддержка оказывается путем приобретения/строительства жилой недвижимости для сдачи в социальный найм или в качестве служебного жилья, предоставление субсидий на покупку недвижимости в собственность.

По замыслу разработчиков реализация мероприятий позволит привлечь на стратегические для страны направления деятельности квалифицированные кадры. Зона БАМ охватывает Бурятию, Забайкалье, Амурскую и Иркутскую области. В годы освоения этих участков молодым специалистам предоставили временные помещения для жизни. По сей день 10 тысяч семей продолжают жить в абсолютно непригодных условиях. К 2021 году все эти граждане должны обзавестись современным жильем эконом-класса.

Стартовала с января 2013 года. Комплекс мер рассчитан на семилетку.

Реализация пройдет по следующим направлениям:

  • расширение целевого и адресного принципа предоставления мер социальной помощи нуждающимся гражданам;
  • предоставление полномочий региональной и местной власти по разработке и распределению натуральных и денежных форм соцпомощи;
  • решение потребностей граждан с ограниченными возможностями, пожилых людей в стороннем уходе специалистов социального обслуживания и прочих структур;
  • популяризация и создание условий для перехода к семейным формам воспитания детей и подростков, оставшихся без родительского попечения.

Не обходит стороною программа и социальных работников: к 2018 году запланировано поднять зарплаты персонала соц. структур до 100% регионального среднего заработка.

На нацпроекты в 2021 году потратят 2,2 трлн рублей

Добрый вечер. Я считаю, что для молодых семей ипотека на покупку жилья с 10,5% великовата! В итоге получается переплата составляет половину стоимости квартиры, а это очень ощутимая сумма для семьи с маленькими детьми.

А всем наплевать на это, как видишь…

К сожалению, в России вообще не заботятся о людях. Почему тот же Сбербанк в Китае людям дает кредиты под 1.5 и 2 процента, а в России — пожалуйста, вот вам 11% и выше! Где справедливость? Нет и никогда не было.

Работаешь на государство, а оно тебе даже доступное жилье не может предоставить. 70-80 тысяч за квадратный метр — где это видано? Чем активнее и шире строительство, тем ниже должна быть цена, а у нас такие цены такие — как будто каждый раз последний метр земли забирают.

А посмотрите, сколько этой земли — расширяйте инфраструктуру города. Ну нет, надо один на одном строить!

Одним из первых законов, определявших методологию разработки и реализации ФЦП, был Федеральный закон РФ № 60-ФЗ «О поставках продукции для федеральных государственных нужд»[1] от 13 декабря 1994 г.

Наименование ФЦП

Период действия

Плановый объем финансирования

Фактический объем финансирования

Описание

«Жилище» 2002-2010
«Интеграция науки и высшего образования России на 2002—2006 годы» 2002-2006
«Социальное развитие села до 2012 года»
«Культура России» 1 2006-2010
«Культура России» 2 2012-2018
«Повышение безопасности дорожного движения в 2006—2012 годах» 2006-2012
«Развитие гражданской авиационной техники России на 2002—2010 годы и на период до 2015 года» 2002-2015
«Развитие телерадиовещания в Российской федерации на 2009—2015 годы» 2002-2015
«Исследования и разработки по развитию научно-технологического комплекса Российской Федерации» (2014-2020) 2002-2015
«Развитие оборонно-промышленного комплекса России до 2020 года» 2002-2015 3 трлн рублей
«Развитие гражданской авиационной техники России на 2002—2010 годы и на период до 2015 года» 2002-2015
«Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006—2015 годы» 2006-2015 158,7 млрд рублей
«Развитие Республики Карелия на период до 2020 года»[2] I этап: 2016—2017
II этап: 2018—2020
134,889 млрд рублей, в том числе:
15,0 млрд рублей — средства федерального бюджета;
1,414 млрд рублей — средства консолидированного бюджета Республики Карелия;
118,474 млрд рублей — средства внебюджетного источника
Цель Программы — развитие и реализация экономического потенциала Республики Карелия

В 2006 году Министерство экономического развития Российской Федерации заявило о провале шести федеральных целевых программ и предложило правительству их закрыть. Это были, в частности, программы по утилизации вооружений и военной техники, по сокращению различий в социально-экономическом положении регионов[3].

Кандидат биологических наук, доктор философии по зологии Принстонского университета, заведующий сектором молекулярной биологии ИППИ РАН, ведущий научный сотрудник факультета биоинженерии и биоинформатики МГУ имени М. В. Ломоносова, доцент кафедры технологий моделирования сложных систем факультета компьютерных наук НИУ ВШЭ Г. А. Базыкин в газете «Троицкий вариант — Наука» отметил, что в 2014 году «при поддержке Федеральной целевой программы „Культура России (2012–2018 годы)“, куратором которой является Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям (Роспечать)» по разделу «научная и научно-техническая литература», издательство URSS выпустило книгу П. Ф. Кононкова «Два мира — две идеологии. О положении в биологических и сельскохозяйственных науках в России в советский и постсоветский период», которая «содержит развернутую апологетику деятельности Т. Д. Лысенко и его последователей, а также запоздалую атаку на советских генетиков 1930–1940-х годов», поскольку «написана в подзабытых выражениях, которые бы вполне могли украсить статью „Правды“ того времени, хотя учитывает и современные веяния — в аннотации сталинский термин „групповщина“ соседствует со вполне актуальными „национал-предателями и агентами глобалистских структур“»[4].

  • Идея нацпроектов
  • Мировой опыт
  • Влияние бюджетной политики на экономический рост
  • Проблемы в реализации нацпроектов
  • Государственные инвестиции: изменения в мире после начала эпидемии
  • Как изменятся нацпроекты в связи с пандемией?
  • Оценка влияния реализации нацпроектов в 2019 году на темпы экономического роста
  • Альтернативные пути повышения экономического роста
  • Приложение

© 2020 Федеральное агентство по управлению государственным имуществом.

Общий бюджет у национальных проектов составляет 25,7 трлн рублей и делится на три направления. На проекты в рамках программы «Человеческий капитал» ассигновано 5,7 трлн рублей, на программу «Комфортная среда для жизни» пойдет 9,9 трлн рублей, а на «Экономический рост» израсходуют 10,1 трлн рублей.

Для координации работы создан специальный Совет по стратегическому развитию и национальным проектам при Президенте России. Развитие конкретных проектов в рамках трех программ курируют отдельные вице-премьеры. За исполнение проектов «Здравоохранение», «Образование», «Демография» и «Наука» на общую сумму в 6,3 трлн рублей отвечает Татьяна Голикова. Ольга Голодец ведет проект «Культура», на который выделено 113,5 млрд рублей. Вице-премьер Алексей Гордеев занимается проектом «Экология», на который потратят 4 трлн рублей. Максим Акимов ведет проекты «Безопасные и качественные автомобильные дороги», «Цифровая экономика», «Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры» (только транспортная часть) на общую сумму 12,8 трлн рублей. Антону Силуанову поручена работа над проектами поддержки малого и среднего предпринимательства, производительности и поддержки занятости, а также по международной кооперации и развитию экспорта, на которые потратят 1,5 трлн рублей. Финансирование национальных проектов будут вести из четырех источников: 13,2 трлн рублей (около половины расходов) даст федеральный бюджет, 7,5 трлн рублей возьмут из внебюджетных ресурсов (30 %), 4,9 трлн рублей выделят регионы (20 %), а еще 147,8 млрд – из государственных внебюджетных фондов. Правительству Дмитрия Медведева пришлось пересматривать акцизную политику, а также повышать НДС как раз для того, чтобы найти деньги на программы развития.

Три наиболее дорогостоящих национальных проекта – «Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры» (6,3 трлн рублей), «Безопасные и качественные автомобильные дороги» (4,7 трлн рублей) и «Экология» (4 трлн рублей). Меньше всего потратят на развитие малого предпринимательства (481,5 млрд рублей), культуру (113,5 млрд рублей) и на поддержку занятости (52,1 млрд рублей). Программа нацпроектов выстроена иерархически: в составе каждого из 13 нацпроектов есть ряд федеральных и еще более мелких региональных проектов (более 60 % мероприятий по нацпроектам находятся в зоне ответственности субъектов Федерации).

Китай – чемпион по вливанию государственных денег в экономику

Чтобы справиться со штормом мирового финансового кризиса 2008 года, Пекин залил в экономику 4 трлн юаней (586 млрд долларов). В итоге сразу после кризиса экономика КНР умудрилась вырасти на 9,4 % – все благодаря массированным инвестициям в инфраструктуру. Вложения в основные фонды (FAI) в рамках разнообразных общегосударственных и региональных программ до сих пор являются серьезным мотором для роста китайской экономики.

Практически весь пакет (больше 80 %) стимулирования экономики пошел на строительство. 38 % выделено на строительство инфраструктуры (транспорт, электросети), 10 % – на создание дорог и коммуникаций в сельской местности, еще 10 % – на строительство бюджетного жилья. Еще 26 % запущено на реконструкцию пострадавшей от землетрясения в 2008 году провинции Сычуань – там фактически с нуля пришлось строить жилье, школы, восстанавливать коммуникации. В результате было создано 5,6 млн долгосрочных и 50 млн краткосрочных рабочих мест.

Изначально у центрального правительства КНР не было четкого набора проектов под выделенное финансирование. Фактически формированием пула инфраструктурных проектов занимались относительно автономные в фискальной и монетарной политике провинциальные власти, у которых появилась возможность получить деньги от центра на финансирование собственного развития. Эти проекты позволяли обеспечить рост ВРП провинций, что входило в список KPI местных чиновников. Одновременно с ростом государственных инвестиций в инфраструктуру увеличились объемы кредитования банками инфраструктурных проектов в регионах: за два года активного стимулирования экономики банки выдали 4,6 трлн юаней кредитов (что превысило объемы государственных инвестиций). Отложенным результатом такого увеличения кредитования стал рост внутреннего долга провинций КНР: сейчас их задолженность, по некоторым оценкам, составляет 282 % ВВП. Несмотря на это и на заявления руководства страны о необходимости искать новые источники роста, вложения в инфраструктурные проекты до сих пор используются, чтобы подгонять темпы увеличения ВВП. Только в 2018 году китайские власти одобрили еще 27 инфраструктурных проектов на сумму 219,4 млрд долларов.

В последние годы одним из примеров общегосударственных национальных проектов являются программы борьбы с бедностью. На уровне председателя КНР Си Цзиньпина борьба с бедностью названа одной из «трех великих битв» китайского государства до 2020 года (к этому времени Пекин планирует добиться нулевого уровня бедности в стране). Сейчас на долю Китая приходится 70 % мировых результатов по борьбе с нуждой, а начиная с 1981 года из-за черты бедности вывели более 700 млн человек. Чтобы достигнуть нулевого уровня бедности к 2020 году, Пекину необходимо достойно устроить жизнь 10 млн человек.

Для достижения поставленной цели только в 2019 году правительство Китая потратит на борьбу с бедностью 13 млрд долларов. В кампании по борьбе с бедностью несколько аспектов: в наиболее неблагополучных регионах будут развивать промышленность, чтобы обеспечить инфраструктуру и рабочие места; из некоторых регионов (многие из них находятся в малодоступной или сейсмоопасной местности) будут массированно переселять в специально построенное под эти цели жилье. По планам правительства КНР в 2016–2020 годах 9,8 млн человек из наиболее отдаленных частей страны переселят в более экономически развитые регионы. Также правительство будет заниматься образованием и развитием социального страхования среди наиболее нуждающихся групп населения.

ЕС: надежды на государственные инвестиции

В Европейском союзе в 2014 году запустили программу инфраструктурного развития The Connecting Europe Facility (CEF). Программу финансируют на деньги Евросоюза, и ее практически полностью администрирует Исполнительное агентство по инновациям и сетям (INEA). Начиная с января 2014 года на программу было выделено 30,4 млрд евро. Их основная часть распределилась по трем направлениям: транспорт (24,05 млрд евро), энергетика (5,35 млрд евро), телеком (1,04 млрд евро). Каждый год проекты под эти три направления инфраструктурного развития отбирают на конкурсной основе (список номинантов на получение финансирования от еврокомиссии публикуют каждый год). По состоянию на февраль 2018 года в рамках программы реализовывали 604 транспортных, 93 энергетических и 221 телекоммуникационный проект.

Текущая программа рассчитана на период до 2020 года, и по состоянию на февраль 2018-го ЕС потратил уже 25 млрд евро. Еврокомиссия уже подготовила дорожную карту работы на 2021–2027 годы и собирается потратить на инфраструктурное развитие еще 42,2 млрд евро. Большинство денег под проекты выделяют в форме грантов, к которым добавляют средства государств, откуда приходят заявки на финансирование. Таким образом, 25 млрд евро инвестиций в рамках программы CEF по состоянию на февраль 2018 года сгенерировало 50 млрд вложений.

Рост государственных расходов сам по себе увеличивает ВВП, потому что эти затраты являются его частью.

Однако рост государственных расходов влияет на другие компоненты совокупного спроса: потребление, инвестиции, чистый экспорт.

  • Потребители и бизнес после увеличения государственных расходов будут ожидать последующего повышения налогов (или выпуска государственного долга, который в дальнейшем теоретически также будет профинансирован за счет повышения налогов) -> снизят потребление и инвестиционную активность соответственно.
  • Также будет происходить вытеснение чистого экспорта за счет повышения курса валюты из-за увеличения номинального ВВП.
  • Кроме того, увеличение госрасходов влияет и на совокупное предложение через изменение уровня труда работниками – причем, положительно или отрицательно это воздействие, сказать сложно.

Таким образом, теория не дает ответа на вопрос, насколько эффективны дополнительные госрасходы для повышения экономического роста. Эмпирические исследования, впрочем, свидетельствуют о том, что эффективность государственных расходов для повышения темпов экономического роста зависит от типа самих затрат: мультипликативный эффект производительных расходов (на инфраструктуру, здравоохранение, образование и так далее) существенно больше, чем у непроизводительных (на национальную оборону, безопасность, социальную политику и так далее). В процессе расходования средств на инфраструктуру или здравоохранение накапливается капитал, физический или человеческий, который положительно влияет на развитие экономики в будущих периодах. Расходы на национальную оборону или социальную политику в свою очередь не способствуют накоплению подобного капитала, поэтому их влияние на экономический рост значительно ниже. Более того, согласно некоторым исследованиям, по российским данным, а значит, с учетом особенностей экономики РФ расходы на национальную оборону и социальную политику влияют на экономический рост негативно.

Наиболее активно в 2019 году были исполнены расходы по тем нацпроектам, которые в 2018-м и ранее и так финансировали из федерального бюджета (бюрократические процессы их согласования не вызвали сложностей).

Суммарно затраты на нацпроекты на 2019 год составляют 5 % от расходов консолидированного бюджета 2018-го. По некоторым статьям расходы были серьезно увеличены – так, затраты на дорожное хозяйство за счет НП «Безопасные и качественные автомобильные дороги» и НП «Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года» должны вырасти почти на 30 %, а расходы на охрану окружающей среды должны вырасти почти на 38,5 % за счет НП «Экология». Однако по другим сферам рост расходов не так впечатляет: затраты на здравоохранение увеличатся только на 4,8 %, а на образование – на 2,9 % (см. таблицу 1 в приложении).

При этом расходы на большинство нацпроектов просто замещают затраты федерального бюджета: средства, которые ранее выделяли из федерального бюджета теперь выделяют за счет нацпроектов. Например, в нацпроекте «Демография» существенную долю (81 %) занимает федеральный проект «Финансовая поддержка семей при рождении детей», который в свою очередь на 80 % состоит из межбюджетных трансфертов в рамках предоставления материнского капитала. Таким образом, получается, что по меньшей мере 19 % от всех средств, выделенных на нацпроекты в 2019 году (326 из 1 719 млрд рублей), – это расходы, которые производили и раньше, но за счет финансирования из федерального бюджета.

В рамках других нацпроектов также присутствует подобный эффект вытеснения федерального бюджетного финансирования за счет средств нацпроектов, однако оценить эффект точно не представляется возможным из-за непрозрачной структуры расходования средств на нацпроекты.

Непрозрачность нацпроектов сама по себе препятствует эффективному исполнению расходов и передаче мультипликативного эффекта на экономический рост. Так, на федеральный проект «Борьба с онкологическими заболеваниями», входящий в нацпроект «Здравоохранение», предполагается потратить почти 6 % от всех средств, запланированных на 2019 год. Из заложенных 101 млрд рублей 70 % – расходы на межбюджетные трансферты по статье «Оказание медицинской помощи больным с онкологическими заболеваниями в соответствии с клиническими рекомендациями (протоколами лечения)», при этом более подробной разбивки в открытом доступе не существует.

Другое серьезное препятствие к повышению темпов роста за счет нацпроектов – низкий уровень исполнения расходов. К концу года уровень исполнения по нацпроектам составил 91,4 % при уровне исполнения бюджетных расходов в 94,2 % – на фоне рекордно низкого исполнения бюджетных расходов уровень исполнения нацпроектов выглядит приемлемо. Однако на протяжении года исполнение нацпроектов выглядело не так радужно. Например, за полгода исполнения национальных проектов бюджет израсходовал только 32 % от запланированной на год суммы, а за девять месяцев – 52,1 %.

Причем по некоторым проектам расходы исполнены относительно равномерно (НП «Демография», «Наука», «Здравоохранение»). По другим проектам большая часть затрат пришлась на последний квартал 2019 года (более 40 % запланированных расходов): «Цифровая экономика», «Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года», «Производительность труда и поддержка занятости», «Международная кооперация и экспорт», «Экология».

По ряду федеральных проектов расходов в первые полгода не произведено вовсе – например, по ФП «Создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации» в рамках нацпроекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» по паспорту запланировано 7 373 млн рублей, бюджетной росписью установлены расходы в размере 5 373 млн рублей, но в первом полугодии никаких трат не было.

По итогу 2019 года значительно отстают по уровню исполнения два национальных проекта – «Экология» (66,3 %) и «Цифровая экономика Российской Федерации» (73,3 %).

ФЦП развития Крыма в 2020 году выполнена на 95%

Нацпроект Запланировано на 2019 г., млн р. Запланировано на 2020 г., млн р. Изменение расходов, % За 4 мес. 2020 г., %
Демография 520,2 750,1 +44 29
Здравоохранение 160,3 315,5 +97 44,5
Образование 106,1 155,8 +47 16,6
Жилье и городская среда 105,3 112,9 +7 34,3
Экология 57,0 95,1 +67 11,3
Безопасные и качественные автомобильные дороги 129,7 108,4 -16 8
Производительность труда и поддержка занятости 7,1 7,8 +9 23,2
Наука 37,0 47,3 +28 23,6
Цифровая экономика 108,0 150,9 +40 5,8
Культура 14,2 17,3 +22 25,7
Малое и среднее предпринимательство 60,6 53,9 -11 21
Международная кооперация и экспорт 86,2 81,9 -5 8,8
Комплексный план 331,2 381,1 +15 20,1
Итого 1 723,0 2 278 +32 24,7
Уровень исполнения бюджетных расходов
  • «Жилище» (2002—2010)
  • «Социальное развитие села до 2012 года»
  • «Культура России»: (2006—2010 годы) и (2012—2018 годы)
  • «Повышение безопасности дорожного движения в 2006 – 2012 годах»
  • «Развитие гражданской авиационной техники России на 2002 – 2010 годы и на период до 2015 года» (2002-2015)
  • «Развитие телерадиовещания в Российской федерации в 2009-2015 годы»
  • «Развитие транспортной системы на 2012 год» — 10 млрд. рублей.

В 2006 г. Минэкономразвития заявило о провале шести федеральных целевых программ и предложило правительству их закрыть. Это были, в частности, программы по утилизации вооружений и военной техники, по сокращению различий в социально-экономическом положении регионов.[1]

Какой бы сухой ни была информация, она способна впечатлить, если содержит сведения о внушительных бюджетных средствах и средствах из внебюджетных источников:

  • 202,23 млрд руб. составит объем финансирования ФЦП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014 — 2020 годы» (далее — ФЦП «Приоритеты»), Концепция которой утверждена Распоряжением Правительства РФ от 02.05.2013 N 736-р, а сама Программа — Постановлением от 21.05.2013 N 426;
  • 153,48 млрд руб. составит объем финансирования ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России на 2014 — 2020 годы» (далее — ФЦП «Кадры»), Концепция которой утверждена Распоряжением Правительства РФ от 08.05.2013 N 760-р, а сама Программа — Постановлением от 21.05.2013 N 424.

ФЦП «Приоритеты» преемственна к аналогичной ФЦП на 2007 — 2013 гг. (далее — ФЦП на 2007 — 2013 гг.). Ее направления по-прежнему соответствуют Приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники, утвержденным Указом Президента РФ от 07.07.2011 N 899:

  • индустрия наносистем;
  • информационно-телекоммуникационные системы;
  • науки о жизни;
  • рациональное природопользование;
  • транспортные и космические системы;
  • энергоэффективность, энергосбережение, ядерная энергетика.

Основной целью ФЦП «Приоритеты» является формирование конкурентоспособного и эффективно функционирующего сектора прикладных исследований и разработок, в том числе:

  • переход к 2017 г. на преимущественное финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских (опытно-технологических) работ, выполняемых в рамках комплексных программ исследований по приоритетам развития научно-технической сферы;
  • создание эффективной системы формирования тематик научно-исследовательских и опытно-конструкторских (опытно-технологических) работ с учетом существующих инструментов государственно-частного партнерства (в том числе технологических платформ, кластеров) и государственной поддержки исследований и разработок на докоммерческой стадии.

При этом реализация мероприятий Программы должна обеспечить:

  • рост доли внутренних затрат на исследования и разработки в валовом внутреннем продукте;
  • увеличение объема внебюджетных средств в общем объеме внутренних затрат на исследования и разработки;
  • рост числа организаций, пользующихся научным оборудованием центров коллективного пользования научным оборудованием.

Цель ФЦП «Кадры» — развитие системы эффективного воспроизводства высокопрофессионального кадрового потенциала, в том числе научно-образовательной сферы, а также повышение его конкурентоспособности на мировом уровне. Достигнуть поставленной цели планируется за счет решения ряда задач, среди которых для экономистов интересны:

  • повышение результативности научных и научно-педагогических кадров, развитие механизмов стимулирования их научной и инновационной активности;
  • развитие внутрироссийской и международной мобильности научных и научно-педагогических кадров;
  • развитие сети национальных исследовательских университетов.

Достижение цели Программы к концу 2020 г. позволит Российской Федерации иметь конкурентоспособный кадровый потенциал научно-образовательной сферы, квалификация и результативность которого будут соответствовать потребностям инновационной экономики.

  1. Обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования, вхождение РФ в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования.
  2. Воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов РФ, исторических и национально-культурных традиций.
  • куратор национального проекта – заместитель председателя правительства РФ Татьяна Голикова;
  • руководитель национального проекта – министр просвещения РФ Сергей Кравцов.

Финансовое обеспечение реализации национального проекта «Образование» до 31.12.2024 года:

  • в 2019 г. – 116 млрд 628,29 млн рублей;
  • в 2020 г. – 132 млрд 741,25 млн рублей;
  • в 2021 г. – 143 млрд 544,87 млн рублей;
  • в 2022 г. – 129 млрд 293,48 млн рублей;
  • в 2023 г. – 128 млрд 910,32 млн рублей;
  • в 2024 г. – 133 млрд 335,32 млн рублей.

Источники:

723,3 млрд руб. — федеральный бюджет

45,7 млрд руб. — бюджеты субъектов РФ

15,4 млрд руб. — внебюджетные источники

  • «Поддержка семей, имеющих детей»;
  • «Цифровая образовательная среда»;
  • «Современная школа»;
  • «Успех каждого ребёнка»;
  • «Учитель будущего»;
  • «Молодые профессионалы»;
  • «Новые возможности для каждого»;
  • «Социальная активность»;
  • «Экспорт образования».

В Российской Федерации будет ликвидировано обучение в 3-ю смену к концу 2021 г.

70% обучающихся общеобразовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам, будут вовлечены в различные формы сопровождения и наставничества к концу 2024 г.

Обучающимся 5-11 классов будут предоставлены возможности освоения основных общеобразовательных программ по индивидуальному учебному плану, в том числе в сетевой форме, с зачетом результатов освоения ими дополнительных общеобразовательных программ и программ профессионального обучения, к концу 2024 г.
Будет создана сеть центров цифрового образования детей «IT-куб»

24,5 тыс. детей будут обучаться на вновь созданных местах в сельских школах и в школах, расположенных в поселках городского типа, к концу 2023 г. (тыс.)

25 школ будет построено и введено в эксплуатацию с привлечением частных инвестиций к концу 2024 года

230 тыс. новых мест в общеобразовательных организациях (продолжение реализации приоритетного проекта «Современная образовательная среда для школьников») будут созданы к концу 2024 г.

В 70% школ будет работать целевая модель вовлечения общественно-деловых объединений и участия представителей работодателей в принятии решений по вопросам управления общеобразовательными организациями, в т.ч. в обновлении образовательных программ, к концу 2024 г.

На 100% будет введена национальная система учительского роста педагогических работников к концу 2020 г.

70% учителей в возрасте до 35 лет будут вовлечены в различные формы поддержки и сопровождения в первые три года работы, к концу 2024 г.

Не менее 10% педагогических работников систем общего образования и дополнительного образования детей пройдут добровольную независимую оценку профессиональной квалификации к концу 2024 г.

50% педагогических работников системы общего, дополнительного образования детей и профессионального образования повысят уровень профессионального мастерства в форматах непрерывного образования к концу 2024 г.

Не менее 900 тыс. детей получат рекомендации по построению индивидуального учебного плана в соответствии с выбранными профессиональными компетенциями (профессиональными областями деятельности), с учетом реализации проекта «Билет в будущее»

5% обучающихся по программам основного и среднего общего образования пройдут обучение в созданных в каждом субъекте РФ региональных центрах выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, функционирующих с учетом опыта Образовательного фонда «Талант и успех»

В 85 субъектах РФ будет проведена оценка качества общего образования на основе практики международных исследований качества подготовки обучающихся в общеобразовательных организациях РФ к концу 2024 г.

Модернизация профессионального образования, в том числе посредством внедрения адаптивных, практико- ориентированных и гибких образовательных программ

Мировой чемпионат по профессиональному мастерству по стандартам Ворлдскиллс пройдет в г. Казани в августе 2019 г.

Будет обновлена инфраструктура Всероссийского учебно-тренировочного центра профессионального мастерства на базе ВДЦ «Смена» к концу сентября 2021 г.

85 субъектов РФ внедрят программы профессионального обучения по наиболее востребованным и перспективным профессиям на уровне, соответствующем стандартам Ворлдскиллс, с учетом продолжительности программ не более 6 месяцев, к концу 2023 г.

35 тыс. преподавателей-мастеров производственного обучения повысят квалификацию по программам, основанным на опыте Союза Ворлдскиллс Россия, не менее 10 тыс. из них — будут сертифицированы в качестве экспертов — к концу 2024 г.

Место Российской Федерации в мире по присутствию университетов в топ-500 глобальных рейтингов университетов

30 университетов (не менее 1 в каждом федеральном округе и не менее чем в 10 субъектах Российской Федерации) получат государственную поддержку на основании конкурсного отбора к концу 2020 г., будут сформированы (актуализированы) их программы развития («дорожные карты») с учетом национальных целей Российской Федерации до 2024 г.

80 вузов из 40 субъектов РФ будут включены в перечень образовательных организаций высшего образования, обеспечивающих подготовку кадров для базовых отраслей экономики и социальной сферы, в том числе в целях предоставления государственной поддержки, к концу 2019 г.

20% студентов будут осваивать отдельные курсы, дисциплины (модули), в том числе в формате онлайн-курсов, с использованием ресурсов иных организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе университетов, обеспечивающих соответствие качества подготовки обучающихся мировому уровню, к концу 2024 г.

Доля детей в возрасте от 5 до 18 лет, охваченных дополнительным образованием (%)

Создание условий для устойчивого экономического роста региона посредством интегрирования экономики Республики Крым и г. Севастополя в экономическое пространство Российской Федерации, обеспечения транспортной доступности, снятия инфраструктурных ограничений.

1 257,28 млрд руб. общий объем финансирования на 2015-2022 годы, в том числе:1 190,15 млрд руб. за счёт средств федерального бюджета36 млрд руб. за счет средств субъектов Российской Федерации31,13 млрд руб. за счёт средств внебюджетных источников


Похожие записи:

Добавить комментарий

Для любых предложений по сайту: [email protected]