Закон о трансфертном ценообразовании рк 2021

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Закон о трансфертном ценообразовании рк 2021». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

1. Законодательство Республики Казахстан о трансфертном ценообразовании основывается на Конституции Республики Казахстан, состоит из настоящего Закона и иных нормативных правовых актов.

2. Если международным договором, ратифицированным Республикой Казахстан, установлены иные правила, чем те, которые содержатся в настоящем Законе, применяются правила международного договора.

О трансфертном ценообразовании

В настоящем Законе используются следующие основные понятия:

1) цена из источников информации — цена, полученная из официально признанных источников информации, данных о биржевых котировках, от уполномоченных органов, а также из других источников информации;

2) диапазон цен — ряд значений рыночных цен, ограниченный минимальным и максимальным значениями рыночных цен, определенных в результате применения одного из методов определения рыночных цен или источников информации в порядке, установленном настоящим Законом;

2-1) контроль – контроль, определяемый в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности либо иными международно признанными стандартами составления финансовой отчетности, принимаемыми фондовыми биржами для допуска ценных бумаг к торгам.

1. Контроль при трансфертном ценообразовании (далее — контроль) осуществляется по следующим сделкам:

1) международным деловым операциям.

При этом для целей настоящего подпункта:

экспорт товаров – вывоз товаров с территории Республики Казахстан, осуществляемый в соответствии с таможенным законодательством Евразийского экономического союза и (или) Республики Казахстан, а также вывоз товаров с территории Республики Казахстан на территорию другого государства – члена Евразийского экономического союза;

импорт товаров – ввоз товаров на территорию Республики Казахстан, осуществляемый в соответствии с таможенным законодательством Евразийского экономического союза и (или) таможенным законодательством Республики Казахстан, а также ввоз товаров на территорию Республики Казахстан с территории другого государства – члена Евразийского экономического союза;

2) совершаемым на территории Республики Казахстан, непосредственно взаимосвязанным с международными деловыми операциями:

по реализуемым полезным ископаемым, добытым недропользователем, являющимся одной из сторон;

одна из сторон которых имеет льготы по налогам;

одна из сторон которых имеет убыток по данным налоговых деклараций за два последних налоговых периода, предшествующих году совершения сделки.

2. Контроль осуществляется посредством проведения уполномоченными органами:

1) мониторинга сделок;

2) проверок;

3) иных процедур, установленных законами Республики Казахстан.

3. Порядок взаимодействия уполномоченных органов при проведении контроля, осуществляемого в соответствии с настоящим Законом, определяется уполномоченными органами.

4. Контроль не осуществляется по сделкам, совершенным на товарной бирже с биржевыми товарами в соответствии с законодательством Республики Казахстан о товарных биржах.

1. Уполномоченные органы для целей осуществления контроля имеют право:

1) запрашивать от участников сделки, государственных органов и третьих лиц в порядке, установленном законами Республики Казахстан, информацию, необходимую для определения рыночной цены и дифференциала, а также другие данные для проведения мониторинга сделок;

2) исключен Законом РК от 13.01.2014 № 159-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования);

3) осуществлять мониторинг сделок;

4) исключен Законом РК от 13.01.2014 № 159-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования);
5) исключен Законом РК от 13.01.2014 № 159-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования);

6) заключать соглашение по применению трансфертного ценообразования в порядке, утвержденном Правительством Республики Казахстан;

7) направить требование участнику международной группы о представлении в уполномоченный орган основной и (или) межстрановой отчетности за отчетный финансовый год в случаях, установленных статьями 7-2 и 7-3 настоящего Закона.

2. Исключен Законом РК от 05.07.2011 № 452-IV (вводится в действие с 13.10.2011).

3. Уполномоченные органы обязаны:

1) соблюдать права участников сделки и участников международной группы, на которых распространяются положения настоящего Закона;

2) защищать интересы государства;

3) рассматривать экономическое обоснование применяемой цены, в том числе документы, подтверждающие цену сделки и дифференциал, информацию о применении одного из методов определения рыночной цены и другую информацию, подтверждающую обоснованность применяемой цены;

3-1) рассматривать заявление участника сделки на заключение соглашения по применению трансфертного ценообразования в течение девяноста рабочих дней со дня получения от участника сделки заявления;

3-2) направлять участнику сделки письменный ответ с причинами отказа в заключении соглашения по применению трансфертного ценообразования в течение пяти рабочих дней со дня принятия решения по результатам рассмотрения заявления участника сделки;

4) разъяснять порядок заполнения форм установленной отчетности по мониторингу сделок;

5) соблюдать тайну сведений, полученных в ходе осуществления контроля;

6) проводить рассмотрение жалоб участников сделки по результатам проверки в соответствии с законами Республики Казахстан.

4. Уполномоченные органы выполняют иные полномочия, предусмотренные настоящим Законом, иными законами Республики Казахстан, актами Президента Республики Казахстан и Правительства Республики Казахстан.

1. Мониторинг сделок осуществляется путем наблюдения уполномоченными органами за ценами, применяемыми участниками сделок.

2. Мониторингу сделок подлежат международные деловые операции по товарам (работам, услугам), перечень которых утверждается уполномоченным органом.

3. По результатам мониторинга сделок в случае установления отклонения цены сделки от рыночной цены уполномоченными органами проводится проверка по вопросам трансфертного ценообразования.

4. Правила осуществления мониторинга сделок утверждаются уполномоченным органом и включают в себя порядок заполнения участником сделки утвержденных форм отчетности по мониторингу сделок и их представления в уполномоченные органы, а также порядок ведения документации по мониторингу сделок.

Трансфертное ценообразование в Казахстане

1. Отчетность по трансфертному ценообразованию, представляемая участником международной группы, состоит из заявления об участии в международной группе и следующих видов отчетности:

1) местная;

2) основная;

3) межстрановая.

Формы отчетности по трансфертному ценообразованию и порядок их заполнения утверждаются уполномоченным органом.

2. Отчетность, предусмотренная настоящей статьей, содержащая сведения, составляющие государственные секреты в соответствии с законодательством Республики Казахстан о государственных секретах, представляется в части, не содержащей сведений, составляющих государственные секреты.

3. В случае обнаружения участником международной группы неполноты сведений, неточностей либо ошибок в заполнении представленной отчетности такой участник международной группы обязан представить скорректированную отчетность с учетом обновленной информации.

При этом сроки по представлению отчетности, установленные настоящим Законом, не распространяются на представление скорректированной отчетности.

4. Непредставление участником международной группы отчетности, предусмотренной настоящей статьей, или представление отчетности, содержащей недостоверные сведения, влечет ответственность в соответствии с законами Республики Казахстан.

1. Местная отчетность за отчетный финансовый год представляется участником международной группы в уполномоченный орган не позднее 12 месяцев, следующих за отчетным финансовым годом.

2. Если иное не установлено пунктом 3 настоящей статьи, обязанность по представлению местной отчетности возлагается на следующих участников международной группы:

1) материнскую компанию международной группы, которая является резидентом Республики Казахстан;

2) уполномоченного участника международной группы (в случае, если местная отчетность подлежит представлению уполномоченным участником международной группы);

3) резидента, являющегося участником международной группы и не являющегося материнской компанией международной группы или уполномоченным участником международной группы;

4) нерезидента, являющегося участником международной группы и осуществляющего предпринимательскую деятельность в Республике Казахстан через структурное подразделение, постоянное учреждение.

Несмотря на положения подпункта 3) или 4) настоящего пункта, в случае, если местная отчетность будет представлена уполномоченным участником международной группы от имени лица, указанного в подпункте 3) или 4) настоящего пункта, обязанность по представлению местной отчетности считается исполненной таким лицом.

3. Положения настоящей статьи распространяются на участника международной группы (за исключением указанного в подпункте 2) пункта 2 настоящей статьи), которым за отчетный финансовый год совершены сделки, указанные в статье 3 настоящего Закона, и у которого размер выручки в соответствии с его финансовой отчетностью за финансовый год, предшествующий отчетному финансовому году, составляет не менее пятимиллионнократного месячного расчетного показателя, установленного законом о республиканском бюджете и действующего на 1 января соответствующего финансового года.

Трансферные цены, устанавливающиеся при сделках между взаимосвязанными (аффилированными) компаниями, формируются под влиянием нерыночных факторов и могут решать не только прямые коммерческие задачи, но и уменьшить затраты на налоги. Это объясняется возможностью перераспределять прибыль между разными подразделениями компании, уводя ее в сторону более мягких налоговых режимов.

Российское налоговое законодательство направлено на противодействие схемам налоговой оптимизации в части ТЦО, что характерно для развитых стран.

Контроль за данным механизмом ценообразования осуществляется налоговой службой согласно положениям статей Налогового Кодекса, в частности, ст. 40. В данной статье, в частности, устанавливается предельное расхождение трансфертной цены с рыночной — не более чем на 20%. Но зачастую такое ограничение необходимо обойти в целях достижения запланированных показателей прибыльности сделки. В таком случае налоговые риски организации можно значительно минимизировать, следуя ряду правил.

Если трансфертные цены отклоняются от среднерыночных более чем на 20%, целесообразно применять в деятельности организации следующие правила:

  1. Юридически стороны, участвующие в таких сделках, не должны быть связаны (аффилированы) друг с другом.
  2. Организация, предоставляющая товары (услуги) по трансфертным ценам, не должна одновременно осуществлять их реализацию по рыночным ценам. То же правило применимо и для покупателя товаров (услуг).
  3. Низкую трансфертную цену для продавца необходимо обосновать объемами, авансом, обязательствами покупателя по будущим закупкам, либо иными существенными условиями, если не выполняются вышеописанные правила. Правила предоставления таких скидок должны быть описаны и закреплены в локальных нормативных актах продавца.
  4. Высокую трансфертную цену для покупателя обосновывают условиями отсрочки платежа, дополнительными обязательствами продавца по доставке, сервисному обслуживанию, ремонту купленного товара. Все существенные условия, влияющие не цену, должны быть отражены в локальных нормативных актах покупателя.

Выполнение данных правил на всех уровнях (маркетинг, продажи, бухгалтерская и финансовая отчетность) позволяет существенно снизить налоговые риски организации.

На данный момент все изменения налогового законодательства в части ТЦО находятся в стадии законопроектов, некоторые из них уже приняты в 1 чтении.

Основные изменения касаются:

  • возможности применения методов ценообразования другого государства в сделках с иностранными резидентами;
  • отсутствия проверок от ФНС в случае, если участник сделки обратился с заявлением для заключения договора о ценообразовании и никакого решения ФНС не было принято;
  • уменьшения перечня документов, прилагаемых к заявлению в ФНС (из него исключены копия свидетельства о государственной регистрации налогоплательщика и копия свидетельства о постановке на учет в налоговом органе);
  • обязанности налогоплательщика сообщать в срок до 6 месяцев о подаче в иностранный налоговый орган заявления о заключении договора о ценообразовании иностранным контрагентом;
  • расширения перечня оснований для отказа в заключении соглашения о ценообразовании (в него войдут недостижение соглашения с иностранным налоговым органом, непредоставление полного перечня необходимых документов, несогласие налогоплательщика необходимостью доработки соглашения о ценообразовании);
  • оснований для досрочного расторжения договора о ценообразовании.

В целом изменения механизмов государственного контроля за трансфертными ценами направлены в сторону ужесточения контроля и предотвращения ухода корпораций от налогов.

Добро пожаловать на портал Ирис!

  • сегодня
  • неделя
  • месяц
  • 02.02.2021МОН начало работу по снижению нагрузки на школьников 12745МОН начало работу по снижению нагрузки на школьников
  • 02.02.2021В Актюбинской области преступная группа обналичивала деньги через подставные компании 11557В Актюбинской области преступная группа обналичивала деньги через подставные компании
  • 02.02.2021Синоптики рассказали о погоде в Казахстане во вторник 11071Синоптики рассказали о погоде в Казахстане во вторник
  • 02.02.2021Какой будет погода в Казахстане в феврале 10045Какой будет погода в Казахстане в феврале
  • Бла-бла-бла от депутатов очковтирателей. Выборы 2021

    10.12.2020 в 10:28

    Kaspi Pay — это мобильный POS и система мобильных платежей от Kaspi.kz

    09.12.2020 в 11:48

    Хотели как лучше… В итоге более 3000 предпринимателей вынуждены закрыться!

    • 2021
    • 2020
    • 2019
    • 2018
    • 2017
    • 2016
    МЗП 42 500 тг
    МРП 2 917 тг
    КПН 20 %
    ИПН 10 %
    ОПВ 10 %
    ОППВ 5 %
    Соц. налог 9,5 %
    Соц. отчисления 3,5 %
    НДС 12 %
    Ставка рефинансирования 9 %
    МЗП 42 500 тг
    МРП 2 778 тг
    КПН 20 %
    ИПН 10 %
    ОПВ 10 %
    ОППВ 5 %
    Соц. налог 9,5 %
    Соц. отчисления 3,5 %
    НДС 12 %
    Ставка рефинансирования 9,25 %
    ОСМС 2 %

    Дополнительный контроль вводится относительно сделок, отличающихся следующими характеристиками:

    • Операции между сторонами, которые зависят друг от друга (в том числе с участием сторонника).
    • Операции между российскими фирмами и представительствами других стран.
    • Сделки, совершаемые на внешнем рынке с биржевой продукцией (к ней относятся, к примеру, металлы). Дополнительная проверка осуществляется только тогда, когда годовая выручка фирмы превышает 60 млн рублей.
    • Один из контрагентов находится в зоне со льготным налогообложением.
    • Для одного из контрагентов действует налоговая ставка 0%.
    • Сделка осуществляется с участием субъекта, который добывает природные ресурсы и перечисляет средства в казну НДПИ.
    • Операции между сестринскими фирмами, если доля их участия в головной фирме равна 25% и более.
    • Сделки между субъектом и его гендиректором.
    • Операции между предприятиями, гендиректор в которых – это один и тот же человек.

    Могут существовать и другие основания для проверок. Однако все они должны подтверждаться законом. Контроль осуществляется только тогда, когда сумма сделки превышает определенный уровень. Как правило, это 60-100 млн рублей.

    На компании, формирующие трансфертные цены, возлагаются следующие обязанности:

    • Ежегодное направление в ФНС о сделках, подлежащих дополнительному контролю. Уведомление нужно направить до 20 мая следующего периода.
    • По запросу налоговых органов компания должна предоставить все документы по совершаемой сделке.

    Компанию могут в любой момент проверить на предмет объективности ценообразования.

    Принцип применения способа цены последующей продажи и затратного метода кроется в том, что в этом случае происходит сопоставление рыночного интервала рентабельности независимых лиц с валовой рентабельностью, приобретенной вследствие сделки с лицом, которое зависит от компании.

    К примеру, компания закупает продукцию у взаимозависимого лица и продает ее в дальнейшем независимому лицу. В этой ситуации актуален метод цены последующей реализации. В его рамках проверяется получение дистрибьютором валовой рентабельности (ВР), объективность закупочных цен. Полученное значение нужно сравнить с ВР независимых дистрибьюторов. Если ВР в рамках сделки находится внутри рыночного интервала, закупочная стоимость признается рыночной.

    Затратный метод подразумевает анализ не закупочных цен, а стоимостей при продаже. Нужно сравнить ВР трат с рыночным интервалом независимых лиц.

    Перечисленные методы применяются достаточно редко. Связано это с тем, что компании достаточно сложно отыскать данные о ВР независимых лиц. Кроме того, сравниваемые сделки должны быть сопоставимыми.

    Метод сопоставимой рентабельности является довольно популярным. В его рамках во внимание принимаются параметры операционной рентабельности. Рассмотрим этапы применения метода:

    1. Проведение функционального анализа.
    2. Выбор участника, который будет тестироваться.
    3. Подбор финансового показателя.
    4. Поиск источника получения данных.
    5. Поиск компаний, показатели которых являются сопоставимыми.
    6. Определение рыночного интервала рентабельности.
    7. Сравнение рентабельности тестируемого участника с рыночным интервалом.

    Рассмотрим пример. Компания занимается оптовыми закупками. То есть нужно отыскать организации, которые также специализируются на оптовых закупках. Затем из полученного перечня исключаются компании, информации о которых нет в открытом доступе. После этого определяется рыночный интервал. После этого сравнивается рентабельность субъекта с рентабельностью сопоставимых организаций.

    ВАЖНО! Метод будет актуальным в том случае, если отсутствует вся полнота данных для применения вышеприведенных методов.

    Данный способ применяется крайне редко. Связано это с тем, что он очень сложен. Суть его заключается в перераспределении прибыли всех участников операции пропорционально функциям, которые ими исполнялись. При распределении можно ориентироваться на особенности распределения между независимыми участниками в рамках сопоставимой сделки.

    Источники получения сведений

    ТЦ предполагает использование определенного перечня данных. Нужные сведения можно брать из таких источников, как:

    • Данные о ценах фондовых и товарных бирж.
    • Таможенная статистика.
    • Информация, размещенная на государственных ресурсах.
    • Сведения, полученные информационно-ценовыми организациями.
    • Данные о сопоставимых операциях, уже проведенных субъектами.
    • Финансовая и статистическая отчетность.
    • Заключение, полученное от независимых оценщиков.

    Также предприятие имеет право использовать прочую информацию, которая нужна для адекватного ценообразования.

    ВНИМАНИЕ! Используемые источники должны быть проверяемыми. Требуется это для обеспечения возможности проверки адекватности ТЦ.

    Памятка по использованию сервиса «Улучшим законы вместе»

    На данный момент все изменения налогового законодательства в части ТЦО находятся в стадии законопроектов, некоторые из них уже приняты в 1 чтении.

    Основные изменения касаются:

    • возможности применения методов ценообразования другого государства в сделках с иностранными резидентами;
    • отсутствия проверок от ФНС в случае, если участник сделки обратился с заявлением для заключения договора о ценообразовании и никакого решения ФНС не было принято;
    • уменьшения перечня документов, прилагаемых к заявлению в ФНС (из него исключены копия свидетельства о государственной регистрации налогоплательщика и копия свидетельства о постановке на учет в налоговом органе);
    • обязанности налогоплательщика сообщать в срок до 6 месяцев о подаче в иностранный налоговый орган заявления о заключении договора о ценообразовании иностранным контрагентом;
    • расширения перечня оснований для отказа в заключении соглашения о ценообразовании (в него войдут недостижение соглашения с иностранным налоговым органом, непредоставление полного перечня необходимых документов, несогласие налогоплательщика необходимостью доработки соглашения о ценообразовании);
    • оснований для досрочного расторжения договора о ценообразовании.

    В целом изменения механизмов государственного контроля за трансфертными ценами направлены в сторону ужесточения контроля и предотвращения ухода корпораций от налогов.

    Трансфертные цены позволяют перераспределять общую прибыль группы лиц в пользу лиц, находящихся в государствах (территориях) с более низкими налогами.

    Это наиболее простая и распространенная схема минимизации уплачиваемых налогов, что неизбежно требует повышенного внимания со стороны любого государства.

    Перечень сделок, в отношении которых не выполняется дополнительный контроль, определен статьей 104.4 НК РФ:

    • Операции, выполненные представителями консолидированной группы, которые соответствуют законам РФ.
    • Сделки, совершаемые между лицами с юридическими адресами в рамках одного региона.
    • Операции между предприятиями, у которых нет обособленных подразделений в иных субъектах страны или других государствах.
    • Операции между сторонами, которые уплачивают налог в бюджет одного и того же региона.
    • У одной из сторон отсутствуют убытки за предыдущий период, которые сокращают налоговую нагрузку.
    • Ни один из участников не перешел на специальный режим налогообложения.

    Нормативными актами предполагается, что стоимость сделок между независимыми фирмами является априори рыночной.

    ТЦ предполагает расчет стоимости на основании цен, установленных между взаимозависимыми лицами. Но что понимается под взаимозависимыми лицами? Это компании, которые могут воздействовать на финансовые показатели друг друга. На такие фирмы обращается особый контроль со стороны налоговых органов, так как они имеют возможности для снижения фискальной нагрузки и выведения прибыли из-под обложения налогами.

    Взаимосвязанные лица могут воздействовать на следующие показатели друг друга:

    • Стоимость сделок.
    • Размеры дохода и прибыли.
    • Иные экономические параметры.

    Взаимосвязанность лиц определяется по следующим принципам:

    • Прямое или косвенное участие ФЛ или ЮЛ в капитале компании, составляющее не меньше 25%.
    • Родственная связь между ФЛ.
    • Наличие должностной подчиненности.

    Если присутствуют прочие признаки взаимосвязанности, налоговый органы вправе обратиться в суд и установить их. Признаки могут быть признаны компаниями в добровольном порядке.

    На компании, формирующие трансфертные цены, возлагаются следующие обязанности:

    • Ежегодное направление в ФНС о сделках, подлежащих дополнительному контролю. Уведомление нужно направить до 20 мая следующего периода.
    • По запросу налоговых органов компания должна предоставить все документы по совершаемой сделке.

    Компанию могут в любой момент проверить на предмет объективности ценообразования.

    Предложения о внесении изменений

    Метод сопоставимых рыночных цен считается приоритетным. То есть он может использоваться во всех случаях, исключая ситуации с наличием законных ограничений. Суть его состоит в установлении стоимости на основании цен на аналогичные объекты. Актуален этот метод только в том случае, если есть информация из открытых источников о ценах на идентичную продукцию. Рассмотрим ситуации, в которых метод СРЦ использовать необходимо:

    • Сделка с контрагентом, условия которой идентичны условиям внутренних сделок, производимых субъектом.
    • Выдача займа.
    • Разработка товарного знака.
    • Операции с продукцией, по которой есть биржевые котировки или прочие статистические данные.

    Во всех этих случаях можно найти сведения о ценах на объекты, которые сопоставимы с реализуемым объектом.

    Принцип применения способа цены последующей продажи и затратного метода кроется в том, что в этом случае происходит сопоставление рыночного интервала рентабельности независимых лиц с валовой рентабельностью, приобретенной вследствие сделки с лицом, которое зависит от компании.

    К примеру, компания закупает продукцию у взаимозависимого лица и продает ее в дальнейшем независимому лицу. В этой ситуации актуален метод цены последующей реализации. В его рамках проверяется получение дистрибьютором валовой рентабельности (ВР), объективность закупочных цен. Полученное значение нужно сравнить с ВР независимых дистрибьюторов. Если ВР в рамках сделки находится внутри рыночного интервала, закупочная стоимость признается рыночной.

    Затратный метод подразумевает анализ не закупочных цен, а стоимостей при продаже. Нужно сравнить ВР трат с рыночным интервалом независимых лиц.

    Перечисленные методы применяются достаточно редко. Связано это с тем, что компании достаточно сложно отыскать данные о ВР независимых лиц. Кроме того, сравниваемые сделки должны быть сопоставимыми.

    Номер документа: 67-IV ЗРК
    Дата принятия: 05/07/2008
    Состояние документа: Действует
    Начало действия документа: 01/01/2009
    Органы эмитенты: Парламент

    Текущая редакция принята: 29/06/2020 документом Закон Республики Казахстан О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам улучшения… № 352-VI ЗРК от 29/06/2020
    Вступила в силу с: 11/07/2020


    Редакция от 02/04/2019, принята документом Закон Республики Казахстан О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам развития… № 241-VI ЗРК от 02/04/2019
    Вступила в силу с: 14/04/2019


    Редакция от 26/12/2017, принята документом Закон Республики Казахстан О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам таможенного… № 124-VI ЗРК от 26/12/2017
    Вступила в силу с: 01/01/2018


    Редакция от 25/12/2017, принята документом Закон Республики Казахстан О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам налогообложения № 122-VI ЗРК от 25/12/2017
    Вступила в силу с: 01/01/2018


    Редакция от 29/10/2015, принята документом Закон Республики Казахстан О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам… № 376-V ЗРК от 29/10/2015
    Вступила в силу с: 01/01/2016


    Редакция от 07/11/2014, принята документом Закон Республики Казахстан О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам дальнейшего… № 248-V ЗРК от 07/11/2014
    Вступила в силу с: 19/11/2014


    Редакция от 29/09/2014, принята документом Закон Республики Казахстан О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам разграничения… № 239-V ЗРК от 29/09/2014
    Вступила в силу с: 13/10/2014


    Редакция от 13/01/2014, принята документом Закон Республики Казахстан О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам закрепления… № 159-V ЗРК от 13/01/2014
    Вступила в силу с: 26/01/2014


    Редакция от 05/12/2013, принята документом Закон Республики Казахстан О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам налогообложения № 152-V ЗРК от 05/12/2013
    Вступила в силу с: 01/01/2014


    Редакция от 05/07/2011, принята документом Закон Республики Казахстан О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам пересмотра… № 452-IV ЗРК от 05/07/2011
    Вступила в силу с: 14/10/2011


    Редакция от 06/01/2011


    Редакция от 22/06/2012, принята документом Закон Республики Казахстан О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам магистрального… № 21-V ЗРК от 22/06/2012
    Вступила в силу с: 01/01/2009

    Постановление Правительства Республики Казахстан «Об установлении цены сделок по реализации газа на экспорт»

    Закон Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам таможенного…»

    Приказ Министра финансов Республики Казахстан «Об утверждении Правил заключения Соглашения по применению трансфертного ценообразования»

    Приказ Министра финансов Республики Казахстан «Об утверждении Инструкции по детализации методов определения рыночной цены и порядка корректировки…»

    Приказ Министра финансов Республики Казахстан «Об утверждении Правил о порядке взаимодействия уполномоченных органов при проведении контроля по…»

    Постановление Правительства Республики Казахстан «Об утверждении Перечня официально признанных источников информации о рыночных ценах»

    Постановление Правительства Республики Казахстан «Об установлении цены сделок, осуществляемых по взаимообмену газом»

    • 2009
    • 2010
    • 2011
    • 2012
    • 2013
    • 2014
    • 2015
    • 2016
    • 2017
    • 2018
    • 2019
    • 2020
    • 2021
    • Январь
    • Февраль
    • Март
    • Апрель
    • Май
    • Июнь
    • Июль
    • Август
    • Сентябрь
    • Октябрь
    • Ноябрь
    • Декабрь
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5
    • 6
    • 7
    • 8
    • 9
    • 10
    • 11
    • 12
    • 13
    • 14
    • 15
    • 16
    • 17
    • 18
    • 19
    • 20
    • 21
    • 22
    • 23
    • 24
    • 25
    • 26
    • 27
    • 28
    • Подготовка ответа на уведомление органов государственных доходов
    • Подготовка и сдача форм налоговой отчетности
    • Приостановление представления форм налоговой отчетности
    • Защита интересов налогоплательщика. Обжалование действий органов государственных доходов.
    • Сопровождение в ходе налоговой проверки и обжалование решений налоговых органов
    • Постановка на НДС — первичная и обязательная
    • Прекращение деятельности ИП
    • Упрощенная ликвидация ЮЛ
    • Подготовка экспертных заключений по вопросам налогообложения, в том числе для представления в судебных органах
    • Восстановление из бездействующих налогоплательщиков
    • Иные услуги Налоговых консультантов
    • Базовые ставки МРП, МЗП
    • Баланс рабочего времени
    • Произв. календарь
    • Налоговый календарь
    • Нормативно правовые акты
    • ФНО и правила
    • Налоговый кодекс
    • Ерлан Галиев прокомментировал возможность ношения камуфляжной одежды 28.11.2020
    • Ерлан Галиев против вырубки деревьев 28.11.2020
    • Участие Ерлана Галиева в IX Гражданском форуме, организованном Гражданским Альянсом Казахстана 26.11.2020
    • Ерлан Галиев выступил с комментариями на телеканале «Хабар 24» в программе «Дело особой важности» 24.11.2020
    • Об исчислении социального налога после применения коэффициента «0» 23.11.2020
    • Большинство казахстанцев предпочитают брать быстрые кредиты на продукты, одежду и технику 14.01.2021
    • Консалтинг фармации от БАУФАРМ 19.12.2020
    • Олимп БК в Казахстане 24.11.2020
    • Реорганизация РГКП (КГКП) в акционерное общество (РГП на ПХВ) 12.11.2020
    • Интернет-магазин сетевого оборудования 27.10.2020
    • JKR Investment Group – инвестируй в свое будущее 26.10.2020
    • Выгодные инвестиции: чем полезен депозит 26.10.2020
    • Лучший сайт о беттинге в Казахстане 02.10.2020
    • Рекомендации по выбору скейта: главные критерии 23.09.2020
    • Реально ли получить микрозайм на долгий срок? 02.09.2020

    03.02.21

    Ардак Мырзабаева, ardakm, Динара Кожбанова, Дастан Бердібаев, Перов Александр, nyarovikova

    04.02.21

    Елена Костюкова, Павлов Александр, Ербол Амангалиев, Жаныл Мусабекова, Лидия Яценко

    05.02.21

    Кошкимбаев Аскархан, Алпарова Назым, Кужабекова Зарина, Гулзия Тайбекова, Шеркешбай Сұлухан

    Трансфертное ценообразование в 2021 году

    Бизнес: • Банки • Богатство и благосостояние • Коррупция • (Преступность) • Маркетинг • Менеджмент • Инвестиции • Ценные бумаги: • Управление • Открытые акционерные общества • Проекты • Документы • Ценные бумаги — контроль • Ценные бумаги — оценки • Облигации • Долги • Валюта • Недвижимость • (Аренда) • Профессии • Работа • Торговля • Услуги • Финансы • Страхование • Бюджет • Финансовые услуги • Кредиты • Компании • Государственные предприятия • Экономика • Макроэкономика • Микроэкономика • Налоги • Аудит
    Промышленность: • Металлургия • Нефть • Сельское хозяйство • Энергетика
    Строительство • Архитектура • Интерьер • Полы и перекрытия • Процесс строительства • Строительные материалы • Теплоизоляция • Экстерьер • Организация и управление производством

    Бытовые услуги • Телекоммуникационные компании • Доставка готовых блюд • Организация и проведение праздников • Ремонт мобильных устройств • Ателье швейные • Химчистки одежды • Сервисные центры • Фотоуслуги • Праздничные агентства

    Поправками ко второму чтению предусматривается, что банки по запросу налоговых органов в течение трех дней будут обязаны предоставлять копии паспортов лиц, имеющих право на получение денежных средств, находящихся на счете клиента, доверенностей на их получение, документов, определяющих отношения по открытию, ведению и закрытию счета клиента, договор на обслуживание с использованием системы «клиент — банк», документы и информацию, предоставляемые клиентом (его представителями) при открытии счета, карточек с образцами подписей и оттиска печати, а также информацию о бенефициарных владельцах, выгодоприобретателях и представителях клиента. В отношении организации или ИП копии этих документов могут быть запрошены в случаях проведения налоговой проверки, вынесения в отношении этой организации решения о взыскании налога и (или) принятия решения о приостановлении операций по счетам организации. Прописывается также порядок запроса этих копий в отношений физлиц.

    Кроме того, в случаях, установленных федеральными законами, личный кабинет налогоплательщика может быть использован также налоговыми органами и лицами, получившими доступ к личному кабинету налогоплательщика, для реализации ими прав и обязанностей, установленных такими федеральными законами.

    В случае принятия документ вступит в силу 1 января 2021 года, но не ранее чем через месяц со дня официального опубликования.

    Как подчеркнул глава комитета Госдумы по бюджету и налогам Андрей Макаров, комитет учел просьбу представителей бизнеса отсрочить нормы по расширению перечня сделок, поскольку бизнес не успеет подготовиться к их введению. По словам Макарова, введение этих норм перенесено на 1 января 2022 года.

    1. Операции, над которыми осуществляется контроль
    2. Кто такие связанные лица
    3. Принцип «вытянутой руки»
    4. Методы утсановления соответствия условий контролируемых операций принципу «вытянутой руки»
    5. Налоговый контроль и отчетность
    6. Согласование цен в контролируемых операциях
    7. Штрафные санкции

    Закон Республики Казахстан «О трансфертном ценообразовании»

    Определение связанных лиц для целей трансфертного ценообразования также весьма пространно, в частности, к ним относятся:

    • юридические лица — в случае, когда одно из таких лиц напрямую и/или опосредованно (через связанных лиц) владеет корпоративными правами юридического лица в размере 20 и более процентов;
    • физическое и юридическое лицо — в случае, когда физическое лицо напрямую и/или опосредованно (через связанных лиц) владеет корпоративными правами другого юридического лица в размере 20 и более процентов;
    • юридическое лицо и лицо, имеющее полномочия на назначение (избрание) единоличного исполнительного органа юридического лица или на назначение (избрание) 50 и более процентов ее состава коллегиального исполнительного органа или наблюдательного совета;
    • юридические лица, единоличные исполнительные органы которых назначены (избраны) по решению одной и той же лица (владельца или уполномоченного им органа);
    • юридические лица, в которых 50 и более процентов состава коллегиального исполнительного органа или наблюдательного совета назначены (избраны) по решению одного и того же лица (владельца или уполномоченного им органа);
    • юридические лица, в которых 50 и более процентов состава коллегиального исполнительного органа и/или наблюдательного совета составляют одни и те же физические лица;
    • юридическое лицо и физическое лицо — в случае совершения физическим лицом полномочий единоличного исполнительного органа юридического лица;
    • юридические лица, в которых полномочия единоличного исполнительного органа осуществляет одно и то же лицо;
    • физические лица: супруг (супруга), родители (в том числе усыновители), дети (совершеннолетние, несовершеннолетние, в том числе усыновленные), полнородные и неполнородные братья и сестры, опекун, попечитель и ребенок, над которым установлена опека, попечительство.

    Для физического лица общая доля корпоративных прав налогоплательщика (голосов в руководящем органе), которой она владеет, определяется как доля корпоративных прав, непосредственно принадлежащих такому физическому лицу, и доля корпоративных прав, принадлежащих юридическим лицам, которые контролируются таким физическим лицом.

    Хозяйственные операции признаются контролируемыми, если одновременно выполняются следующие условия:

    годовой доход налогоплательщика от любой деятельности, определенный по правилам бухгалтерского учета, превышает 150 000 000 гривен (за вычетом косвенных налогов) за соответствующий налоговый (отчетный) год;

    объем таких хозяйственных операций налогоплательщика с каждым контрагентом, определенный по правилам бухгалтерского учета, превышает 10 000 000 гривен (за вычетом косвенных налогов) за соответствующий налоговый (отчетный) год.

    Хозяйственные операции, осуществляемые между нерезидентом и его постоянным представительством в Украине, признаются контролируемыми, если объем таких хозяйственных операций, определенный по правилам бухгалтерского учета, превышает 10 000 000 гривен (за вычетом косвенных налогов) за соответствующий налоговый (отчетный) год.

    Налогоплательщик, который участвует в контролируемой операции, должен определять объем его налогооблагаемой прибыли в соответствии с принципом «вытянутой руки».

    Объем налогооблагаемой прибыли, полученной налогоплательщиком, который участвует в одной или более контролируемых операциях, считается соответствующим принципу «вытянутой руки», если условия указанных операций не отличаются от условий, применяемых между несвязанными лицами в сопоставимых неконтролируемых операциях.

    Если условия в одной или более контролируемых операциях не соответствуют принципу «вытянутой руки», прибыль, которая была бы начислена налогоплательщику в условиях контролируемой операции, что соответствует указанному принципу, включается в налогооблагаемую прибыль налогоплательщика.

    Условия, при которых хозяйственные операции признаются соответствующими принципу «вытянутой руки»:

    • если цены (наценки) на товары (работы, услуги) подлежат государственному регулированию согласно законодательству, цена считается соответствующей принципу «вытянутой руки», если она установлена ​​в соответствии с правилами такого регулирования. Это положение не распространяется на случаи, когда устанавливается минимальная (максимальная) цена (наценка) продажи или индикативная цена. В таком случае цена операции, что соответствует принципу «вытянутой руки», определяется в соответствии с настоящей статьей, но не может быть меньше минимальной цены (наценки) или индикативной цены и большей максимальной цены (наценки)
    • если во время совершения сделки обязательным является проведение оценки, стоимость объекта оценки является основанием для установления соответствия принципа «вытянутой руки» для целей налогообложения;
    • в случае проведения аукциона (публичных торгов), обязательность проведения которого определена законом, условия, которые сложились по результатам такого аукциона (публичных торгов), признаются соответствующими принципу «вытянутой руки»;
    • если продажа (отчуждение) товаров, в том числе имущества, переданного в залог заемщиком с целью обеспечения требований кредитора осуществляется в принудительном порядке согласно законодательству, условия, сложившиеся во время такой продажи, признаются соответствующими принципу «вытянутой руки».

    Установление соответствия условий контролируемой операции принципу «вытянутой руки» проводится по методам, определенным пунктом 39.3 статьи 39 НКУ, с целью проверки правильности, полноты начисления и уплаты налога на прибыль предприятий.

    Установление соответствия условий контролируемой операции принципу «вытянутой руки» осуществляется по одному из таких методов:

    а) сопоставимой неконтролируемой цены (аналогов продажи) — базируется на сравнении цены товаров (работ, услуг), примененной во время контролируемой сделки, с рыночным диапазоном цен на идентичные (а при их отсутствии — однородные) товары (работы, услуги) в сопоставимых операциях;

    б) цены перепродажи — заключается в сопоставлении валовой рентабельности контролируемой операции, полученной при дальнейшей реализации (перепродаже) товаров (работ, услуг), которые были приобретены в контролируемой сделке, с рыночным диапазоном валовой рентабельности ;

    в) “затраты плюс”- заключается в сопоставлении валовой рентабельности себестоимости контролируемой операции с рыночным диапазоном валовой рентабельности себестоимости в сопоставимых операциях;

    г) чистой прибыли — сравнение рентабельности контролируемой операции с рыночным диапазоном рентабельности в сопоставимых операциях;

    д) распределение прибыли — заключается в сопоставлении фактического распределения полученного совокупного дохода между сторонами контролируемой сделки с распределением прибыли, осуществленным на экономически обоснованной основе между несвязанными лицами.

    Соответствие условий контролируемой операции принципу «вытянутой руки» определяется с помощью применения метода трансфертного ценообразования, который является наиболее целесообразным к фактам и обстоятельств совершения контролируемой сделки.

    Наиболее целесообразный метод трансфертного ценообразования избирается с учетом следующих критериев:

    • целесообразности выбранного метода в соответствии с характером контролируемой операции, что определяется, в частности, на основе результатов функционального анализа контролируемой операции (с учетом выполняемых функций, используемых активов и понесенных рисков);
    • наличии полной и достоверной информации, необходимой для применения выбранного метода и / или методов трансфертного ценообразования;
    • степени сопоставимости между контролируемыми и неконтролируемыми операциями, включая надежность корректировок сопоставимости, если такие применяются, которые могут использоваться для устранения разногласий между такими операциями.

    Плательщик налога с учетом указанных критериев использует любой метод, который он считает наиболее целесообразным, однако в случае, когда существует возможность применения и метода сравнительной неконтролируемой цены, и любого другого метода, применяется метод сравнительной неконтролируемой цены.

    В случае, если с учетом таких критериев метод цены перепродажи или метод «затраты плюс» и метод чистой прибыли или распределения прибыли могут применяться плательщиком налога с одинаковой надежностью, применяется метод цены перепродажи или метод «затраты плюс».

    Налогоплательщик может не применять более одного метода для определения того, соответствуют ли условия контролируемой операции принципу «вытянутой руки».

    Если налогоплательщик использовал метод в соответствии с положениями статьи 39 НКУ, установление контролирующим органом соответствия условий контролируемых операций налогоплательщика принципу «вытянутой руки» базируется на том методе трансфертного ценообразования, который применяется налогоплательщиком, за исключением случаев, когда контролирующий орган обоснует, что метод, который применяется налогоплательщиком, не является наиболее целесообразным.

    Контролирующий орган не вправе применять при установлении соответствия условий контролируемых операций налогоплательщика принципа «вытянутой руки» другой метод трансфертного ценообразования, чем указанный в договоре о предварительном согласовании ценообразования.

    Крупный налогоплательщик имеет право обратиться в ГФС с заявлением о согласовании цен в контролируемых сделках.

    Предварительное согласование ценообразования в контролируемых операциях является процедурой между крупным налогоплательщиком и центральным органом исполнительной власти, реализующим государственную налоговую и таможенную политику, при которой согласуются критерии для определения соответствия условий контролируемых сделок, совершаемых или тех, которые будут осуществлены крупным налогоплательщиком, принципу «вытянутой руки «на основании договора на ограниченный срок.

    По результатам предварительного согласования ценообразования в контролируемых операциях заключается договор, который подписывается руководителем крупного налогоплательщика или его уполномоченным лицом и руководителем (заместителем руководителя) центрального органа исполнительной власти, реализующего государственную налоговую и таможенную политику.

    В случае соблюдения условий договора о предварительном согласовании ценообразования в контролируемых операциях контролирующие органы не имеют права принимать решение о доначислении налоговых обязательств, штрафов, пени по контролируемым операциям, являющимся предметом такого договора.

    В случае несоблюдения условий договора о согласовании ценообразования налогоплательщиком такой договор теряет силу с даты вступления в силу. Контролирующие органы имеют право принимать решение о доначислении налоговых обязательств, штрафов, пени по контролируемым операциям, являющимся предметом такого договора, условия которых не соответствуют принципу «вытянутой руки».

    Непредставление налогоплательщиком отчета о контролируемых операциях (уточняющего отчета) и / или документации по трансфертному ценообразованию или невключение в такой отчет информации обо всех осуществленных в течение отчетного периода контролируемых операциях в соответствии с требованиями пункта 39.4 статьи 39 Налогового Кодекса влечет наложение штрафа (штрафов) в размере:

    300 размеров прожиточного минимума для трудоспособного лица, установленного законом на 1 января налогового (отчетного) года, — в случае непредставления отчета о контролируемых операциях;

    1 процента суммы контролируемых операций, незадекларированных в представленном отчете о контролируемых операциях, но не более 300 размеров прожиточного минимума для трудоспособного лица, установленного законом на 1 января налогового (отчетного) года, за все незадекларированные контролируемые операции;

    3 процента суммы контролируемых операций, по которым не была подана документация, определенная подпунктами 39.4.6 и 39.4.8 пункта 39.4 статьи 39 Налогового Кодекса, но не более 200 размеров прожиточного минимума для трудоспособного лица, установленного законом на 1 января налогового (отчетного) года за все контролируемые сделки, совершенные в соответствующем отчетном году.

    Непредставление налогоплательщиком отчета о контролируемых операции (уточняющего отчета) и / или документации по трансфертному ценообразованию по истечении 30 календарных дней, следующих за последним днем ​​предельного срока уплаты штрафа (штрафов), —

    влечет наложение штрафа в размере 5 размеров прожиточного минимума для трудоспособного лица, установленного законом на 1 января налогового (отчетного) года, за каждый календарный день непредставление отчета о контролируемых операциях (уточняющего отчета) и / или документации по трансфертному ценообразованию.

    Несвоевременное представление налогоплательщиком отчета о контролируемых операциях и / или документации по трансфертному ценообразованию или несвоевременное декларирование контролируемых операций в представленном отчете в соответствии с требованиями пункта 39.4 статьи 39 Налогового Кодекса влечет наложение штрафа (штрафов) в размере:

    одного размера прожиточного минимума для трудоспособного лица, установленного законом на 1 января налогового (отчетного) года, за каждый календарный день несвоевременного представления отчета о контролируемых операциях, но не более 300 размеров прожиточного минимума для трудоспособного лица, установленного законом на 1 января налогового (отчетного) года;

    одного размера прожиточного минимума для трудоспособного лица, установленного законом на 1 января налогового (отчетного) года, за каждый календарный день несвоевременного декларирования контролируемых операций в представленном отчете о контролируемых операциях в случае представления уточняющего отчета, но не более 300 размеров прожиточного минимума для трудоспособного лица, установленного законом на 1 января налогового (отчетного) года;

    двух размеров прожиточного минимума для трудоспособного лица, установленного законом на 1 января налогового (отчетного) года, за каждый календарный день несвоевременного представления документации по трансфертному ценообразованию, определенной подпунктами 39.4.6 и 39.4.8 пункта 39.4 статьи 39 НКУ, но не более 200 размеров прожиточного минимума для трудоспособного лица, установленного законом на 1 января налогового (отчетного) года.

    Исходя из специфики сделок, попадающих под контроль государства, можно выделить следующие цели закона о трансфертном ценообразовании:

    • контроль сделок между компаниями с разными режимами налогообложения;
    • создание единого налогового пространства для всех участников рынка.

    Подобного рода сделки характерны для международных торговых операций, а так же для сделок между предприятиями, работающими в разных регионах или федеративных округах. Здесь существует конкуренция между государственным и местным бюджетом в части исчисления налогов, кроме того такие сделки могут привести к перекосам в бюджетах различных регионов. Для крупных холдингов и корпораций такая система сделок также помогает снизить налоговую базу, особенно, если их контрагентом выступает компания со специальным подходом к налогообложению, либо те компании, что налог на прибыль не выплачивают.

    • Основания уголовной ответственности за уклонение от уплаты налогов и(или) других обязательных платежей в бюджет организацийОснования уголовной ответственности за уклонение от уплаты налогов и(или) других обязательных платежей в бюджет организаций
    • Право на обжалование решений и действий (бездействия) органов предварительного расследованияПраво на обжалование решений и действий (бездействия) органов предварительного расследования

    В гл. 14.1 определены понятие и категории взаимозависимых лиц, а также приведен механизм расчета доли участия одной организации в другой (либо же физического лица в организации).

    Определение взаимозависимых лиц схоже с определением, которое представлено в Модельной конвенции ОЭСР в отношении налогов на доходы и капитал. В частности, лица признаются взаимозависимыми, если особенности отношений между ними могут оказать влияние на условия или результаты заключенных сделок либо экономические результаты деятельности этих лиц. При этом для признания взаимозависимости учитывается не только участие одного лица в капитале других лиц или состав органов управления, но и наличие соглашений между ними, а также иные факторы, которые предоставляют возможность повлиять на решение контрагента. Исключение составляют случаи влияния на условия или результаты сделок в силу преимущественного положения одной из сторон сделки на рынке или иных подобных обстоятельств — такое влияние само по себе не является основанием для признания лиц взаимозависимыми для целей налогообложения.

    Закон значительно расширил список взаимозависимых лиц по сравнению с действующей редакцией ст. 20 Налогового кодекса РФ, включив в него, например, организации с общим составом исполнительного органа или совета директоров. Основным критерием, однако, остается доля прямого или косвенного участия одной организации в другой. При этом, если согласно действующей ст. 20 Налогового кодекса РФ для признания сторон взаимозависимыми размер такого участия должен составлять более 20%, Законом N 227-ФЗ доля участия увеличена до 25%.

    Как и в настоящий момент, стороны сделки могут быть признаны взаимозависимыми и по решению суда, если доказано наличие влияния на условия или результаты сделок в силу отношений между этими сторонами.

    В гл. 14.2 определены основные положения о налогообложении в сделках между взаимозависимыми лицами, особенности признания цен рыночными, критерии сопоставимости сделок. Кроме того, обозначены перечень информации, которая может быть использована для целей сопоставления условий сделок, и особенности определения рыночных цен в сделках, в отношении которых предусмотрено регулирование цен.

    Закон устанавливает особенности признания цен рыночными при применении регулируемых цен. По общему правилу регулируемые цены признаются рыночными. Однако в случае установления минимальной и (или) максимальной предельной цены, ограничений на надбавки к ценам, скидки к ним, а также иных ограничений на размеры рентабельности или прибыли по сделкам необходимо соотносить применяемые цены с интервалом фактически сложившихся на рынке цен (рентабельности) с учетом особенностей расчета интервала, установленных Законом N 227-ФЗ.


    Похожие записи: