Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Дефицит бюджета россии в 2021 2021 год кратко». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Содержание:
-
23 декабря 2020, 12:00
Общий дефицит — 10 миллиардов: депутаты утвердили бюджеты для Новосибирска и региона на 2021 год
-
23 декабря 2020, 09:30
Мэрия разрешила людям помогать бюджету деньгами и имуществом. Это как? Разбираемся в поправках к уставу
-
18 декабря 2020, 12:15
Новосибирская область отправит полтора миллиарда на отопление в 2021 году
Безболезненное наращивание заимствований стало возможным благодаря консервативной бюджетной политике последних 20 лет, когда правительство ограничивало поступление рентных доходов в текущее потребление и формировало из них суверенные резервы. Исключительно низкий госдолг и низкая инфляция создают широкое пространство для бюджетного маневрирования в условиях кризиса.
Однако очень важно не растратить преимущества здоровой финансовой системы последних лет. И здесь надо видеть ряд рисков.
Во-первых, сколь бы низким не был уровень долга, его наращивание предполагает и наращивание расходов на обслуживание. С учетом текущего уровня инфляции в России (низком, но все-таки существенно более высоком, чем в других развитых странах) стоимость долговых ресурсов у нас довольно высокая. По сравнению с 2019 годом обслуживание государственного и муниципального долга вырастает более чем вдвое — с 730,8 млрд до 1610,9 млрд руб. в 2023 году.
Во-вторых, современный кризис в основе своей имеет шок предложения, связанный с искусственной остановкой производства (из-за закрытия границ и локдаунов). Это принципиально отличает нынешнюю ситуацию от Великой депрессии или от кризиса 2008–2010 годов (Великой рецессии), в основе которых был шок спроса. И даже при схожести глубины падения шок предложения не лечится «вертолетными деньгами», поскольку есть высокий риск попадания в ловушку стагфляции. Сейчас это выглядит как экзотика, но игнорировать такой риск нельзя. Не говоря уже о том, что в России инфляционные ожидания до сих пор остаются достаточно высокими.
Именно поэтому в федеральный бюджет закладывается тренд на бюджетную консолидацию, ведущий к постепенному сокращению дефицита: с 4,4% ВВП в 2020 году до 2,4% ВВП в 2021 году и 1,0–1,1% ВВП в последующие два года. Бюджетная консолидация вполне оправданна, и сокращение расходов (до 1 трлн руб. ежегодно) не должно оказывать негативного влияния на экономику.
Разумеется, важен не только объем расходов, но и их эффективность — способность обеспечить экономический рост и рост благосостояния. Параметры федерального бюджета содержат некоторое возрастание (с 20,3% в 2019 году до 21,4% в 2023-м) доли расходов, которые принято относить к производительным, то есть повышающим совокупную факторную производительность. В частности, увеличивается доля средств, направляемых на развитие образования, здравоохранения, транспортной инфраструктуры.
Предусмотрено ежегодное наращивание финансирования мер по достижению установленных президентом национальных целей — с 2,2 трлн руб. в 2020 году до 2,8 трлн руб. в 2023-м. На нацпроекты в 2023 году пойдет около 12% бюджетных расходов (в 2019 году эта доля составляла около 9%).
По нашим оценкам, изменение структуры бюджета расширенного правительства в 2021 году по сравнению с 2019-м окажет положительное влияние на экономический рост в среднесрочной перспективе, ускорив его примерно на 0,2 п.п.
Еще в декабре 1880 года министр финансов России Александр Абаза, представляя Государственному совету очередной бюджет, предлагал пойти по пути экономии многих статей расходов, «кроме лишь таких, на которые не нужно жалеть денег, собственно, потому, что издержки на них ведут к подъему народного благосостояния; к таким расходам относятся издержки на училища и школы, на устройство судебной части и на пути сообщения». Как мы видим, бюджетные приоритеты, особенно в переломные и кризисные моменты истории, меняются не так уж сильно.
По принятому депутатами Госдумы документу сразу видны приоритеты будущего бюджета. Большую часть всех федеральных расходов — примерно 5,6 триллиона рублей — составит раздел «Социальная политика», а это почти каждый четвёртый бюджетный рубль (26%). По сравнению с докризисным бюджетом эти расходы вырастут на 4,5% в следующем году и на 10% — в 2022 году.
Больше всего подорожало, понятно, здравоохранение: затраты по этой статье бюджета выросли сразу на 15%: вместо 945 миллиардов рублей в нынешнем в следующий пандемийный год выделят 1,1 триллиона рублей. Например, на 138,1 миллиона рублей увеличится финансирование Федерального медико-биологического агентства (ФМБА) России на мероприятия по разработке вакцины против коронавирусной инфекции.
Как это понимать? Дефицит – превышение расходов над доходами. Профицит означает противоположное явление – когда доходы превышают расходы. В рамках одной семьи профицит выглядит очень замечательно: есть возможность потратить деньги в свое удовольствие или отложить на трудные времена. Что же касается бюджета целого государства, то это явление уже перестает быть столь привлекательным. В идеале, должен быть соблюден баланс, т.е. доход приблизительно равен расходу.
Бюджет России на 2021 год в цифрах
Основным источником финансирования бюджета в 2021 году являются государственные заимствования. Большую часть денег на финансирование дефицита государство найдет внутри страны – почти 2,74 триллиона. В основном, это будут заимствования в виде государственных облигаций. Около 95 миллиардов возьмут в Фонде национального благосостояния. Незначительная по государственным меркам сумма может появиться за счет внешнего заимствования – в виде размещения тех же ОФЗ и получения иностранных кредитов. Так решили в правительстве. Согласно подсчетам, общий долг вырастет до 28,4 трлн. рублей к 2023 г.
Стоит отметить, что, несмотря на дефицитный план бюджета, размер российского государственного долга сохраняется на некритичном уровне и по-прежнему остается одним из наименее высоких в мире.
Согласно главному экономическому документу страны, доходы от нефтедобывающей и нефтеперерабатывающей промышленности составят 6 триллионов руб. В общем объеме доходов поступления с продажи и переработки нефтегазовых продуктов займут 31,9%. Цена нефти марки Urals в 2021 г. прогнозируется на уровне $45,3 за баррель и $46,6–47,5 в 2022-2023 гг. Все доходы сверх предполагаемого уровня направят в государственный резервный фонд.
Весьма риторический вопрос, который рано или поздно себе задает каждый человек. И если с личным бюджетом можно разобраться достаточно быстро, то с государственным бюджетом не все так просто. При составлении экономического плана развития страны на 2021–2023 гг. правительство «исходило из двух приоритетов: безусловное исполнение социальных обязательств перед гражданами и реализация национальных целей развития, сформулированных президентом России».
Как же распределят государственный бюджет в 2021 году? Согласно официальному документу:
- Больше всего – примерно 5,6 триллиона руб. – планируют потратить на раздел «Социальная политика», что составляет 26% от общего объема расходов из бюджета.
- Второе место занимает экономика страны (на поддержание бюджета хотят потратить 3,3 триллиона руб.) в 2021 году.
- Национальная оборона (3,1 трлн. руб.).
- Органы обеспечения безопасности государства и правоохранительные органы оказались на 4 месте с расходами в 2,4 триллиона руб.
- Пятерку замыкает система здравоохранения – 1,1 триллиона руб.
Финансовая поддержка национальных проектов уменьшится примерно на 9% (2,2 триллиона руб.). Не столько важен объем расходов, сколько их эффективность, то есть способность обеспечить экономический рост и поднять уровень благосостояния государства.
В своем выступлении министр подробно описал главные приоритеты бюджетной политики. По его словам, в 2021 году она будет нацелена на продолжение программ, связанных с поддержкой граждан и отраслей в период восстановления экономики. Кроме того, предусмотрены необходимые финансовые ресурсы для реализации национальных целей развития, которые поставил президент РФ. Дефицит бюджета составит в следующем году 2,4% от ВВП, а в последующие годы он будет снижен до 1%. При этом дополнительные расходы предусматривается профинансировать в основном за счет госзаимствований. Уровень госдолга увеличится с 13% до 20-21% в 2023 году.
В последующие годы по мере восстановления экономики предусмотрена нормализация бюджетной политики, продолжил министр. Уже в 2022 году Россия выйдет на обычные параметры расходов и заимствований.
В правительстве рассчитывают, что удастся выручить дополнительные доходы, которые можно будет потратить в первую очередь на приоритеты. Деньги могут прийти с сырьевого рынка -кабмин ожидает улучшение поступлений доходов вследствие повышения цен на нефть и роста объемов добычи углеводородного сырья со второго полугодия 2022 года.
Основной акцент в бюджете сделан на снижение бедности и поддержке наиболее уязвимых слоев населения
Чтобы сохранить социальные гарантии, кабмину пришлось пойти на ряд налоговых ухудшений — для того же сырьевого сектора, а также для курильщиков и обеспеченных граждан. Среди учтенных в новом бюджете решений — отмена ряда льгот в нефтянке, повышение налогообложения для металлургов и производителей удобрений, рост акциза на табачную продукцию и другие.
Совфед одобрил дефицитный бюджет России на 2021–2023 годы
Две фракции — КПРФ и «Справедливая Россия» — не поддержали проект. Так, в «СР» объяснили это в первую очередь тем, что на следующий год не предусмотрены средства на индексирование пенсий работающим пенсионерам. Фракция предложила проект альтернативного бюджета, в котором, по словам ее лидера Сергея Миронова, заложено два главных принципа. «Во-первых, это перенастройка налоговой системы в пользу региональных бюджетов. Второй принцип: снижать налоги для производителей и увеличивать фискальную нагрузку на финансовых посредников и сверхбогатых потребителей, на крупные капиталы и ростовщиков», — пояснил он.
Лидер КПРФ Геннадий Зюганов объяснил позицию фракции тем, что проект бюджета «не ориентирован на будущее». Он не согласился с Силуановым и ЕР в том, что на приоритеты хватит средств. По словам Зюганова, с предложенным бюджетом не удастся одолеть бедность и сделать все возможное для научно-технического рывка — эти задачи финансовым блоком кабмина «полностью саботируются». «Бюджет не хочет защищать природу, ремонтировать инфраструктуру, не стыкуется с Посланием президента, которое направлено на то, чтобы избавиться от бедности, прийти к социальному государству», — заявил лидер коммунистов.
Во время выступления Зюганов, в частности, обратил внимание на статью расходов на поддержку фармацевтической отрасли: «У нас 70 процентов лекарств чужих, а в остальных на 80 процентов — чужие субстанции. И у нас эта статья почти вырезана в бюджете». «Вы обязаны ее в пять раз увеличить, если собираетесь народ лечить», — обратился лидер КПРФ к министру финансов.
Ежегодно на поддержку малоимущих семей с детьми до 7 лет будет направляться 400 млрд рублей
С позицией полного отрицания бюджета не согласился лидер ЛДПР Владимир Жириновский, который заявил, что принятие такого закона — это обязанность депутатов Госдумы. «А если отказываетесь, имеете право, но тогда в январе не получаете деньги», — заявил он, обращаясь к КПРФ. «Нету денег — нету работы. Дети не рождаются, никого не хоронят, не кормят, не лечат, не арестовывают. Все худеют», — рассказал он о том, что ждет страну без бюджета. У ЛДПР, конечно, есть и замечания, которые фракция оформит в виде поправок ко второму чтению. Жириновский озвучил весьма оригинальные предложения — например, бесплатно дать компьютеры и планшеты всем, кто на «удаленке», а всем пенсионерам, студентам, малоимущим в качестве меры поддержки раздать бюджетные машины.
С предложениями по доработке бюджета выступил и спикер Госдумы Вячеслав Володин. Среди прочего, он призвал министра финансов оперативно разработать изменения в системе оплаты труда работников бюджетной сферы и сформулировать конкретные поправки. Так, до принятия бюджета необходимо пересмотреть понятие средней зарплаты, ведь от этого показателя зависят зарплаты учителей и врачей. Однако сейчас в этой сфере порядка нет — зачастую педагог получает 15-17 тысяч при средней зарплате по экономике региона около 30 тысяч, рассказал спикер. Также Володин указал на отсутствие надбавок в колледжах и техникумах, что приводит к тому, что для преподавателей нет мотивации к тому, чтобы идти в эти учебные заведения, поскольку в школе зарплаты выше.
Спикер также призвал правительство и минфин взять на контроль ситуацию с сокращением финансирования строительства медицинских учреждений в регионах. Силуанов согласился: «Если будут дополнительные возможности, то, что сокращено, будем восполнять».
- В России — вторая волна ковида, и это опять скажется на уровне жизни. Мы спросили у экономистов, насколько плохо все будет «Экономика настолько убога, что падать уже некуда»
- Правительство России собиралось урезать бюджет из-за кризиса, но потом передумало. Почему? Разве с экономикой все в порядке?
- Центробанк выпустил первый официальный прогноз последствий «коронакризиса». ВВП России упадет на 6%, восстановление не раньше 2022 года
- В 2008 году власти прогнозировали, что к 2020 году средняя зарплата россиян будет 2700 долларов. Почему прогноз не сбылся — и сбудется не скоро Экономические итоги десятилетия
- Новости
- Истории
- Разбор
- Игры
- Шапито
- Подкасты
- Meduza Live
- Вечерняя Медуза
- Срочные новости
- Все новости
- Шапито
- Бот
Каким получился проект бюджета на 2021–2023 годы
- О «Медузе»
- Кодекс редакции
- Блог
- SecureDrop
- Реклама на «Медузе»
- Прайс-лист
- Примеры нативной рекламы
- Требования к баннерам
- Написать в рекламный отдел
Бюджет на 2020 год принимался ещё до пандемии, так что в течение года пришлось вносить коррективы. Большую роль сыграло и колебание цен на нефть, которое наблюдалось в первой половине года. Предполагалось, что доходы бюджета составят 20,38 триллионов рублей, а расходы — 19,5 триллионов. Как и до этого, наблюдался профицит бюджета — предполагаемые доходы превышали предполагаемые расходы.
Пожалуй, это одна из главных черт федерального бюджета — попытка тратить меньше, чем зарабатывается. В этом году ситуация изменилась.
Предполагается, что доходы бюджета составят 18,8 триллионов рублей, расходы — 21,5 триллионов. Впервые с 2017 года бюджет дефицитный уже на этапе его формирования. Прошлые отчёты и прогнозы говорили о том, что в ближайшие годы доходы будут расти примерно на триллион рублей в год, однако из-за пандемии они только сократились. При этом очевидно, что “резать” расходы сейчас не получится — дело и в государственных программах, и в необходимости восстанавливать экономику после пандемии. Так что вполне вероятно, что в ближайшие 2-3 года расходы будут превышать доходы.
638,9 миллиардов рублей направят на восстановление экономики от пандемии. Поддержка будет заключаться в сохранении рабочих мест в наиболее пострадавших отраслях, часть денег пойдёт на кредиты организациям.
12,6 миллиардов рублей направлено на субсидирование льготных ипотек (6,5% годовых), в дальнейшем эта сумма должна увеличиться в два раза и стать постоянной статьёй расходов федерального бюджета. На реализацию национальных проектов направят 2,25 триллионов рублей.
Бюджет-2021. На чём будут экономить в следующем году
Также отмечается, что в 2021 году будет выделено 2,717 триллионов рублей на межбюджетные трансферы, что позволит регионам планировать свой бюджет уже сейчас. Это довольно большие деньги, учитывая то, что в 2019 году эта статья расходов обошлась лишь в триллион рублей. По всей видимости, пандемия вскрыла проблемы многих регионов (в том числе и проблемы с здравоохранением).
Помимо принятия бюджета на следующий год, депутаты обрисовали примерное положение в течение следующих двух лет.
Согласно прогнозам, в 2022 году доходы бюджета составят 20,6 триллионов рублей, в 2023 — 22,3 триллиона. Конечно, сейчас очень тяжело делать прогнозы.
Надежды депутатов можно объяснить повышением цен на нефть после окончания пандемии и ростом экономической деятельности в России. Пока что нет оснований считать, что всё так и будет. Конечно, если про пандемию все забудут уже в середине 2021 года, то вполне реально, что доходы в 2022 году будут выше, чем в 2021. При этом точные цифры называть бесполезно — слишком мало вводных для хоть каких-то адекватных подсчётов. Тем не менее депутаты даже с такими хорошими прогнозами принимают как данность то, что дефицит неизбежен.
13011
18881
Силуанов: Дефицит бюджета в 2021 году составит 2,4%
Фото 34644
Фото Видео 33866
Фото 31513
Дефицит в рублях на 2021 год запланирован на уровне 2,75 триллионов рублей. При этом отдельного внимания заслуживает тот факт, какая сумма будет выделена на национальные проекты. Дело в том, что на текущий год она будет равна 2,25 триллионов рублей.
Довольно серьезная сумма выделяется на жилищно-коммунальные услуги 322 000 000 000 руб. Здравоохранение также не останется без внимания, на эту отрасль собирается направить чуть больше одного триллиона рублей, и это очень серьезное заявление, потому что практика показывает, насколько незащищенной отрасль здравоохранения оказалась перед пандемией коронавируса. Сегодня нужно уделять это вопросу более серьезное внимание.
Некоторую сумму из государственного бюджета нужно будет выделить на систему по реализации плана по восстановлению экономики. Экономическая система сегодня находится в упадке, её, безусловно, необходимо восстанавливать.
В 2021-м году на реализацию проекта будет выделено 638 миллиардов рублей, во всяком случае именно об этом говорят последние новости о бюджете России на 2021 год. Данные деньги планируется потратить на то, чтоб сохранить рабочие места, финансово помочь пострадавшим отраслям экономики, закрыть текущие кредитные программы, а также снизить ставки, насколько это возможно, по ипотечным кредитам.
Отдельно стоит упомянуть о том, что в течение ближайших трёх лет планируется выделение около 3 триллионов рублей на развитие дорожной сети, и бюджет России в долларах содержит об этом необходимую информацию. Сумма довольно большая, она будет выделяться как из региональных бюджетов, так и из федерального, и по словам властей без этих изменений обойтись точно не получится.
Предусмотрена цифровизация, которая также требует внушительной финансовой поддержки. Речь идёт о том, что из государственного бюджета будут выделены деньги на то, чтоб оснащать граждан и учреждения социальной сферы скоростным интернетом.
Задачей госказны в условиях вируса и ограничений является реализация первоначальных целей. Финансирование в основном ведётся на проекты, подтверждённые и поставленные президентом. И в следующие три года данная политика будет сохраняться.
И, конечно, военный бюджет России на 2021 год также требует поддержки, потому что забывать о военной мощь сегодня точно не рекомендуется. И в эту же статью относится бюджет МВД России
В бюджете пенсионного фонда, как и в остальных категориях данного вопроса, предусматривается дефицит на период в 2021-го по 23-й год. Однако несмотря на это ежегодная индексация пенсионных пособий, а также денег материнского капитала не отменяется.
Ожидается что в 2021-м году страховая пенсия для тех пенсионеров, которые не работают, будет иметь размер не менее 17 443 рублей, а в 2022-м году размер увеличится практически на 1000 рублей – до 18 357 рублей. И есть довольно высокая вероятность того, что в 2023-м году страховая пенсия практически достигнет 20 000 тысяч.
Относительно материнского капитала, то здесь нужно сказать, что в 2021-м году финансовая помощь в этом ключе будет составлять 639 432 рубля. Дефицит ПФ на этот период будет покрываться за счёт остатков из уходящего года. Такая практика довольно часто используется, поэтому по данному поводу никто особенно не переживает.
Профицит бюджета пенсионного фонда ожидается в 2023-м году. Однако этот прогноз формируется с учётом того, что будет создаваться доходная часть и мораторий на финансирование накоплений пенсионера.
Последствия коронавируса приведут к спаду российской экономики на 4% по итогам 2020 года, прогнозирует Всемирный банк. Ранее в этом году Всемирный банк ожидал падения на 5%, но результаты третьего квартала оказались лучше, чем ожидалось.
Будет ли рост в 2021 году — зависит от успешной вакцинации, пишут аналитики в отчете: если вакцина окажется успешной, то в 2021 году ВВП вырастет на 2,6%. У Всемирного банка есть и пессимистичный сценарий: при резком росте новых случаев Covid-19 и сохранении эпидемии во второй половине 2021 года ВВП России вырастет лишь на 0,6%.
-
-
- 1Суд над Навальным и Путин как диктатор пост-модерна. Главное 2 февраля
- 2″Лучше бы в меня выстрелили». Экс-сотрудник ЦРУ утверждает, что пострадал от секретного оружия в Москве
- 3″Э литтл бит?» Владимир Зеленский дал интервью американскому каналу НВО
- 4″Спичка в сухой траве». Почему протестуют российские регионы и что будет дальше
- 5″Ужасные издевательства». Актриса Эван Рейчел Вуд обвинила Мэрилина Мэнсона в насилии
- 6″Он же никто, просто ребенок, который ушел в лес»: как искали Влада Бахова
- 7Арестованный лидер Мьянмы Аун Сан Сун Чжи: как символ борьбы за свободу разонравился Западу
- 8Последний разговор Леха Качиньского. Почему он важен и при чем здесь Россия?
- 9Ученые: аутизм у ребенка можно точно предсказать по анализу крови матери
- 10Суть «дела Ив Роше» и братьев Навальных
Что касается основных параметров федерального бюджета, то они остались практически без изменений при некотором перераспределении расходов внутри статей.
В 2021 году на первом месте по объему направляемых из бюджета средств находятся социальная политика (5,58 трлн рублей) и национальная экономика. При этом расходы на национальную экономику в 2021 году несколько сократятся и составят 3,14 трлн рублей, а не 3,25 трлн, как было запланировано. В 2022 году на эту статью расходов отводится 2,89 трлн рублей, а в 2023 году — 3,39 трлн рублей.
На третьем месте по объему выделяемых средств в бюджете на 2021 год — национальная безопасность и правоохранительная деятельность (1,53 трлн). Далее идет статья «общегосударственные вопросы» (1,48 трлн).
Одна из поправок, которые накануне одобрил комитет по бюджету, касается обеспеченных госгарантиями кредитов, выделяемых предприятиям оборонно-промышленного комплекса. Согласно предложению правительства РФ, в 2021 году российские банки смогут пролонгировать такие кредиты до 31 марта 2026 года.
Кроме того, поправки предполагают выделение 421,2 млрд рублей субсидий российским кредитным организациям на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям на возобновление деятельности в 2021 году.
Еще одна поправка подразумевает возможность выплаты ОАО «РЖД» субсидий в размере до 7,5 млрд рублей на компенсацию потерь доходов от перевозок пассажиров в пригородном сообщении.
Третье чтение проекта федерального бюджета запланировано на 26 ноября.
Смотрите также:
Несмотря на снижение трат на оборону и секретных расходов в 2017 году, они остаются среди крупнейших статей расходов бюджета РФ. Основная часть секретных расходов обычно приходится на статью «Национальная оборона». Но, как отмечают эксперты, в 2017 году необычайно большая доля закрытых расходов выпала на такие сферы, как национальная экономика, здравоохранение и даже периодическая печать.
Автор: Ирина Филатова, Михаил Бушуев
Будет ли в 2021 году бюджетный кризис?
Республиканский бюджет — это часть консолидированного бюджета. Без учета целевых бюджетных фондов доходы консолидированного бюджета в 2020 году предполагались на уровне 38,3 млрд рублей, в то время как в республиканском бюджете были отражены доходы в размере 24,4 млрд рублей. В республиканский бюджет полностью зачисляются налоги от внешнеэкономической деятельности и акцизы, а также большая часть НДС и ряда прочих налогов. Местные бюджеты полностью распоряжаются суммами подоходного налога, налога на собственность и большей частью налога на прибыль.
Проект республиканского бюджета на 2021-й предполагает одновременный рост расходов на фоне сокращения доходов республиканского бюджета. Доходы могут составить 23,3 млрд рублей, что на 4,6% ниже в абсолютном выражении проекта прогноза на 2020-й. И это — без учета инфляции. А вот расходы в 2021 году вырастут на 7,6% и достигнут 27,4 млрд рублей. Дефицит республиканского бюджета составит более 4 млрд рублей. За последние 10 лет только в 2011 году был аналогичный дефицит бюджета относительно его доходной части. И в 2011-м и в 2021 году дефицит бюджета находился на уровне 17−18% от доходной части. Проект бюджета-2011 предполагал сокращение доходов и рост расходов по сравнению с предыдущим годом — и 2021-й повторяет эту ситуацию. Мы все помним, чем в экономике закончился подобный эксперимент — кратной девальвацией, множественностью курсов и падением доходов всех слоев населения. Радует одно — Минфин накопил определенные резервы за предыдущие годы, что предполагает менее тяжкие последствия для экономики. Но без проблем не обойдется.
Именно эту фразу хочется использовать, глядя на проект доходов на 2021 год. Надежда только на НДС и акцизы. Поступления НДС ожидаются на уровне 10,4 млрд рублей, или на 1,2 млрд больше по сравнению с 2020-м. НДС — хорошо контролируемый и собираемый налог, предлагается откорректировать перечень продовольственных товаров, в отношении которых применяется ставка НДС в размере 10%. Льготный НДС могут отменить в отношении лекарств — якобы с целью направления полученных средств на борьбу с COVID-19. Но это не точно…
В первоначальной версии проекта республиканского бюджета, который попал в СМИ в начале осени, поступления от НДС были запланированы в 9,9 млрд рублей, но были указаны более высокие поступления от акцизов. В опубликованном в декабре прогнозе объем ожидаемых поступлений вырос до 10,4 млрд.
По всей видимости, государство к началу зимы не столь уверено в том, что граждане будут столь же интенсивно злоупотреблять алкоголем и табаком, а также заправлять свои машины топливом. Сработают ли призывы в телеграм-каналах ограничить свои вредные привычки — покажет время. Но пока Минфин рассчитывает, что акцизы принесут в бюджет около 3 млрд рублей.
Если доходы снижаются, то резонным выглядит и сокращение финансирования для всех получателей бюджетных средств. Но не все так просто. Некоторые расходы сократить не получится, как бы не старался. Например, расходы по обслуживанию государственного долга. Мало того, что сам долг в валюте, а значит и проценты по нему требуют валютных выплат, так еще и суммы долга не стремятся к сокращению.
В 2021-м на обслуживание государственного долга будет потрачено 3 млрд рублей, из которых только 0,5 млрд — это платежи по внутреннему долгу, а 2,5 млрд — это плата за привлеченные иностранные займы. И она выросла на 15% по простой причине — девальвация национальной валюты. Этих средств хватило бы на финансирование всех силовых структур, за исключением МЧС. Сэкономить на обслуживании государственного долга пока не получится. Да и в будущем, скорее всего, тоже. Стоит отметить, что расчет платежей осуществлялся по среднегодовому курсу 2,5678 BYN за 1 USD. С учетом ситуации в конце 2020-го удержать этот курс будет «хлопотным дельцем».
Экономить на здравоохранении в условиях пандемии — это как пилить сук, на котором сам сидишь. И хотя правительство умудряется иногда такие фокусы устраивать, в этот раз обошлось без экстрима. На здравоохранение выделят 7,2 млрд рублей, что в 1,7 раза выше, чем на все силовые структуры и национальную оборону вместе взятые. Но из республиканского бюджета на здравоохранение выделяется 1,7 млрд рублей, еще 5,5 млрд рублей выделяется по линии местных бюджетов. Традиционно образование и здравоохранение финансируются в значительной степени за счет региональных бюджетов.
На силовых структурах тоже не получается экономить. Пятый месяц без выходных работают, как на них можно экономить, когда страну все пытаются расшатать?! Поэтому рост расходов по сравнению с 2020-м — на 12%. Стоит отметить, что в 2020 году силовики финансировались несколько выше, чем планировавшиеся расходы, поэтому на особую прибавку они вряд ли смогут рассчитывать. Но довольствие не уменьшат.
Из числа тех, на ком можно сэкономить, были выбраны очевидные жертвы. Это система ЖКХ, СМИ и нуждающиеся в жилье. Система ЖКХ получит на 114 млн рублей, или на 23%, меньше. Граждане частично перестали оплачивать услуги, государство решило поддержать их в порыве сэкономить бюджетные дотации и само сократило финансирование. Логичный и ожидаемых ход.
В-четвертых, бюджет будущей трехлетки — бюджет принципа «каждый сам за себя». Трансферты регионам после резкого роста в этом году, свершившиеся по понятным «коронавирусным» причинам, будут столь же резко сокращены. Дело, впрочем, не только в них, на регионах лежит еще и заметная часть расходов по нацпроектам. Сведение концов с концами станет еще сложнее. В целом обязательства регионов с 2004 года выросли более чем вдвое, число переложенных на них федеральных полномочий практически утроилось, при этом с 2005-го число региональных налогов сократилось с 7 до 3, а местных — с 5 до 3. Эта политика «на централизацию» привела к тому, что в среднем по стране регионы могут покрывать налоговыми и неналоговыми сборами лишь около 70% необходимых расходов, остальное надо покрывать трансфертами из центра, которые в достаточном количестве достаются не всем, но тем, кто обладает достаточным лоббистским ресурсом.
Соответственно, субъекты вынуждены наращивать долги, и в рамках бюджетного кредитования (т. е. долга перед федеральным бюджетом), и в рамках коммерческого. Вроде бы пределы здесь еще не выбраны: в среднем по стране отношение налоговых и неналоговых доходов бюджета к госдолгу составляет 24%, из которых бюджетные кредиты занимают около половины. С другой стороны, античемпионами в этом отношении являются такие значимые регионы, как Томская и Орловская области с долгом в 92% и 100% от доходов соответственно. Венчает же этот список Мордовия, чей госдолг более чем вдвое превосходит размер доходов бюджета.
Увы, ситуация в будущем году лишь ухудшится, чему уже сейчас свидетельством может являться провал конкурсов на должности мэра в Магадане и Норильске: позиция расстрельная, денег нет, обязательства выполнять надо, а чуть что не так — прокуратура рядом. При этом социум очень сильно рассчитывает на участие государства в вопросе выравнивания ситуации в регионах: по свежему опросу ФОМ, подавляющее большинство (76%) считает, что государство может что-либо сделать для создания во всех регионах страны равных условий для реализации способностей граждан. Среди востребованных обществом мер государства — создание полноценных рабочих мест, «чтобы работа была не только в Москве, но и в провинции» (17%), подъем экономики и промышленности (14%), в целом же 45% респондентов считают, что в некоторых регионах у россиян практически нет возможности для реализации своих способностей.
Бюджет 2021–2023: главные цифры
- ФЕДЕРАЛЬНЫЙ БЮДЖЕТ РФ НА 2019 г. И НА ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2020–2021 гг. В СВЕТЕ АКТУАЛЬНЫХ ЗАДАЧ СТИМУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ 2019 / И. В. Караваева, С. В. Казанцев, А. Г. Коломиец, Е. А. Иванов, М. Ю. Лев, И. А. Колпакова
- Федеральный бюджет России на 2018-2020 годы: новый шаг к победе над дефицитом и инфляцией? 2018 / Караваева И.В., Бухвальд Е.М., Павлов В.И., Казанцев С.В., Гельвановский М.И., Иванов Е.А., Коломиец А.Г., Колпакова И.А.
- Федеральный бюджет на 2020-2022 гг. : основные параметры 2019 / Соколов Илья Александрович
- Обеспечение устойчивости федерального бюджета и проведение активной стимулирующей государственной финансовой политики 2018 / Е. В. Потапова
- Трехлетний бюджет: маневр в пользу производительных расходов 2018 / Сергей Белев, Татьяна Тищенко, Анна Комарницкая
- Бюджетирование национальных проектов в условиях низкого кассового исполнения 2019 / Идрисов Георгий Искандерович, Плескачев Юрий Андреевич
- Бюджетная политика в 2019-2021 гг. : между Сциллой и Харибдой 2019 / Гришина Ольга Алексеевна, Слепов Владимир Александрович, Чалова Алла Юрьевна
- Федеральный бюджет на 2014-2016 годы: очаги напряжения и пути их «Погашения» 2014 / Пронина Л.И.
- Современная бюджетная политика и основные параметры федерального бюджета на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов. Связь бюджетной политики с прогнозом-2030 2018 / Терехина С.А., Солдатенко И.А.
- Стратегические риски трехлетнего бюджета 2018 / Караваева И.В., Иванов Е.А.
Вестник Института экономики Российской академии наук
1/2020
ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ
И КРЕДИТ
И.В. КАРАВАЕВА
доктор экономических наук, профессор, главный научный сотрудник, руководитель сектора экономической безопасности ФГБУН Институт экономики РАН
С.В. КАЗАНЦЕВ
доктор экономических наук, профессор, главный научный сотрудник сектора экономической безопасности ФГБУН Институт экономики РАН
А.Г. КОЛОМИЕЦ
доктор экономических наук, ведущий научный сотрудник сектора экономической безопасности ФГБУН Институт экономики РАН
Е.А. ИВАНОВ
кандидат экономических наук, ведущий научный сотрудник сектора экономической безопасности ФГБУН Институт экономики РАН
ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА НА 2020 ГОД И НА ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД
2021-2022 ГОДОВ
В статье анализируются основные параметры Федерального бюджета на 2020-2022 гг., дается оценка направленности государственной бюджетной политики и определена достоверность прогнозов формирования доходной базы федерального бюджета. Сопоставляются параметры прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2024 г. и Закона о федеральном бюджете на 2020 г. и плановый период 2021 и 2022 гг. с актуальными задачами развития страны и возможностями их реализации. Представлены оценки результативности источников экономического роста, заложенных в бюджет, возможностей увеличения доходной базы Федерального бюджета, согласования принципов формирования трехлетнего Федерального бюджета с государственной концепцией стратегического планирования в РФ. Ключевые слова: федеральный бюджет, прогноз социально-экономического развития, доходы, расходы, дефицит, профицит, стратегическое планирование. 1БЬ: Н60, Н12, Н77, Н131. БОТ: 10.24411/2073-6487-2020-10004
Общая направленность государственной бюджетной
политики в 2019-2022 гг.
В основном экономическом документе страны, принятом 02.12.2019 г., — в Федеральном бюджете РФ на 2020-2022 гг., предполагается реализовать в рамках наступившего крайне ответственного периода в развитии российской экономики двуединую задачу — минимизировать инфляцию и перейти к ускоренным темпам экономического роста [1].
Однако такая постановка по своей сути противоречива. В условиях остающейся достаточно неблагоприятной для российской экономики внешнеэкономической ситуации бюджетная концепция на деле продолжает сохранять ориентированность на проведение ограничительной политики, на сокращение как социально-значимых, так и инвестиционных расходов федерального бюджета.
Отчасти необходимость увеличения объемов финансирования реального и социального секторов экономики страны на фоне внешних и внутренних угроз сегодня понимается и правительством РФ. Именно поэтому при последовательной корректировке плановых показателей по годам бюджетной трехлетки — в 2019 г., 2020 г. и 2021 г. -в целом закладываются более высокие, чем предполагалось в предыдущем трехлетнем периоде, темпы роста расходов и, соответственно, возросла величина их отношения к валовому внутреннему продукту.
Таблица 1
Отношение объема расходов федерального бюджета (с учетом условно утвержденных) к объему ВВП в 2018-2022 гг., %
Показатели 2018 2019 2020 2021 2022
Объем расходов федерального бюджета к объему ВВП, в трактовке бюджетной трехлетки 2018-2020 гг. (%) 17,0 15,9 15,2 15,0 —
Объем расходов федерального бюджета к объему ВВП, в трактовке бюджетной трехлетки 2019-2021 гг. (%) 17,2 17,0 17,2 16,9 —
Объем расходов федерального бюджета к объему ВВП, в трактовке бюджетной трехлетки 2020-2022 гг. (%) 16,1 (отчет) 16,8 17,3 17,1 16,9
Дефицит (-)/ Профицит (+) в %% к ВВП +2,6 +1,7 +0,8 +0,5 +0,2
Источник: рассчитано авторами по: [1; 2].
Таким образом, мы наблюдаем не «прорывной» рост расходов бюджета, а лишь сохранение в среднесрочной перспективе их общего объема относительно ВВП практически на уровне планового показателя 2018 г., который существенно ниже показателя 2017 г., составлявшего 18,1%.
Федеральный закон от 2 декабря 2019 г. N 380-ФЗ «О федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов» вновь подготовлен в русле осторожного финансового планирования и экономии средств, что практически исключает его стимулирующую роль.
-
Законопроект о федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов внесён на рассмотрение в Госдуму. Распоряжение об этом подписал Председатель Правительства Михаил Мишустин.
При формировании документа Правительство исходило из двух приоритетов: безусловное исполнение социальных обязательств государства перед гражданами и реализация национальных целей развития, сформулированных Президентом России.
Согласно проекту, доходы бюджета будут устойчиво расти и в 2021 году составят 18,77 трлн рублей, в 2022 году – 20,64 трлн рублей, в 2023 году – 22,26 трлн рублей. Расходы в 2021 году запланированы на уровне 21,52 трлн рублей, в 2022 году – 21,88 трлн рублей, в 2023 году – 23,67 трлн рублей. При этом на реализацию национальных проектов в 2021 году предусмотрено 2,25 трлн рублей, в 2022 году – 2,62 трлн рублей, в 2023 году – 2,79 трлн рублей.
Дефицит бюджета в 2021 году будет равен 2,75 трлн рублей, в 2022 году – 1,25 трлн рублей, в 2023 году – 1,41 трлн рублей. Основным источником его финансирования станут государственные заимствования, что позволит сохранить социальную направленность бюджета и ориентир на поступательный рост.
Проект бюджета свёрстан на основе базового варианта прогноза социально-экономического развития. Он предусматривает медленное восстановление мировой экономики из-за сохранения ограничений, связанных с распространением COVID-19. Согласно прогнозу, российская экономика в 2021 году вырастет на 3,3%, в 2022 году – на 3,4%, в 2023 году – на 3%. Весь этот период инфляция не будет превышать 4%.
Прогнозный объём ВВП в 2021 году составит 115,53 трлн рублей, в 2022 году – 124,22 трлн рублей, в 2023 году – 132,82 трлн рублей.
В нижнюю палату парламента также направлены проекты бюджетов внебюджетных фондов, основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики, прогноз социально-экономического развития и ряд других документов, имеющих определяющее значение для государственных финансов. Бюджетный пакет внесён в Госдуму в электронном виде.
Работа Правительства:
- Федеральный бюджет
Министерства и ведомства, органы при правительстве:
- Министерство финансов Российской Федерации (Минфин России)
- страница1