Раздельный учет 5 процентов 2021

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Раздельный учет 5 процентов 2021». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Выполнение правила 5 процентов — единственное причина, которая разрешает не распределять НДС по товарам, используемым одновременно в облагаемых и не облагаемых операциях.

Но раздельный учет операций все равно нужен. Именно он поможет понять, какая сумма налога к каким операциям относится. Если его не вести, налоговая может восстановить весь входной НДС. Тогда появится недоимка, на которую начислять штрафы и пени.

Суть правила: входной НДС, который поставщики предъявили вам в течение квартала по товарам для облагаемых и необлагаемых операций, можно полностью принять к вычету, если доля расходов на покупку товаров для необлагаемых налогом операций не превышает 5 % (п. 4 ст. 170 НК РФ).

Помните, что правило работает именно для НДС с товаров, которые приобретены для использования в обоих типах операций. Даже если правило выполняется, оно не будет действовать в отношении товаров, которые заведомо куплены для использования только одном виде операций.

Это правило работает только так и не может применяться при обратной ситуации — когда доля расходов на покупку товаров для облагаемых операций не превышает 5 %. В этом случае налог нельзя будет полностью принять к вычету и нельзя будет полностью списать в расходы. Придется распределять его в стандартном порядке.

Также не забудьте зафиксировать в учетной политике возможность применять правило 5 %, порядок распределения общехозяйственных расходов и порядок учета расходов. Для этого подойдут предложенные формулировки.

  1. Использование правила «пяти процентов» (в части деятельности, облагаемой налогами в рамках ОСНО

    «ООО ______ применяет правило пяти процентов, установленное п. 4 ст. 170 НК РФ, и не распределяет входящий налог, саккумулированный на счете 19-р, в кварталах, в которых доля совокупных расходов на приобретение, производство и (или) реализацию товаров (работ, услуг), имущественных прав, реализация которых не облагается НДС, меньше или равна 5% от общей величины совокупных расходов на приобретение, производство и (или) реализацию товаров (работ, услуг), имущественных прав. Суммы «входного» НДС, учтенные на субсчете 19-р в соответствующем квартале, подлежат вычету в полном объеме в соответствии с порядком, установленным в ст. 172 НК РФ».

  2. Порядок ведения учета расходов в целях применения правила пяти процентов

    «В целях применения правила пяти процентов организация ведет учет расходов на специальных субсчетах, открываемых к счетам учета расходов»

    или

    «Организация ведет учет расходов в специальном налоговом регистре по НДС, форма которого приведена в Приложении N 10 к настоящему Положению об учетной политике».

  3. Распределение общехозяйственных расходов

    «Общехозяйственные расходы при использовании правила 5 % определяются пропорционально доле поступление от необлагаемых операций в общих поступлениях от продаж»

    или

    «Общехозяйственные расходы при использовании правила 5 % определяются пропорционально доле прямых расходов по необлагаемым НДС операциям в общей сумме прямых расходов по всем операциям, связанным с реализацией».

ООО «Забота» за квартал купило товары для разных видов операций на следующие суммы:

  • 480 000 рублей (в т.ч. НДС — 80 000 рублей) — стоимость товаров для обоих типов операций.
  • 30 000 рублей (в т. ч. НДС — 5 000 рублей) — стоимость товаров для необлагаемых операций.

Объем реализации в облагаемых операциях составил 870 000 рублей (в т. ч. НДС — 145 000 рублей), в необлагаемых операциях — 210 000 рублей.

Посчитаем долю операций, освобожденных от налогообложения:

210 000 рублей / (870 000 — 145 000 + 210 000) × 100 % = 22,5 %.

Чтобы понять, надо ли распределять НДС в сумме 80 000 рублей с товаров, приобретенных для обоих типов операций, надо посчитать долю расходов на реализацию освобожденных от НДС товаров в общей сумме расходов.

Например, общая сумма прямых расходов, которые списаны на проданные товары, составила 540 000 рублей. Из них 522 000 рублей на реализацию облагаемых НДС товаров, 18 000 рублей — на реализацию освобожденных товаров.

Общехозяйственные расходы, списанные на реализованные товары, составили 240 000 рублей. Их нужно распределить пропорционально прямым расходом в соответствии с методом, утвержденным в учетной политике. Например так:

  • На продукцию, облагаемую НДС, спишут: 240 000 рублей × 522 000 рублей / 540 000 рублей = 232 000 рублей.
  • На продукцию, не облагаемую НДС, спишут: 240 000 рублей × 18 000 рублей / 540 000 рублей = 8 000 рублей.

Итак, общая сумма расходов на реализацию составила 780 000 рублей (540 000 + 240 000).

Доля расходов на продажу не облагаемой НДС продукции:

(18 000 рублей + 8 000 рублей) / 780 000 рублей × 100 % =3,33%.

У нас получилось, что в ООО «Забота» доля расходов на продажу необлагаемой продукции оказалась меньше 5 %. Отсюда следует, что входящий НДС (80 000 рублей) по товарам, приобретенным одновременно для обоих типов операций, можно не распределять, а принять к вычету в полном размере.

Нередко хозяйственные субъекты (юридические и физические лица) в ходе своей деятельности сталкиваются с необходимостью совершать операции, как облагаемые НДС, так, согласно условиям законодательства, освобожденные от начисления этого налога. Также встречаются случаи наличия одновременно двух действующих режимов налогообложения у одного плательщика, например общей системы и ЕНВД или общей системы и патентной.

При такой работе обязателен к применению раздельный учет по НДС. Отсутствие подобной методики не позволяет налогоплательщику как учитывать входной НДС по отношению к налогооблагаемым операциям, так и брать полученные суммы для уменьшения базы по налогу на прибыль.

За экономическим субъектом остается право на выбор конкретной методики по ведению раздельного учета НДС. Действующее законодательство не запрещает разработку и применение собственного норматива. Но при этом принятый порядок не должен нарушать основных принципов работы, при которых возможно достоверное определение, к какому виду операций относится та или иная сумма входного налога.

Подробнее о принципах и способах ведения раздельного учета вы узнаете из материала «Как ведется раздельный учет по НДС (принципы и методика)?».

Отсутствие раздельного учета не позволяет также использовать льготы по налогообложению, на что обращает внимание п. 4 ст. 149 НК РФ. Этого же мнения придерживаются Минфин и ФНС, периодически указывая в своих письмах на неправомерность применения льготы при отсутствии раздельного учета НДС. Арбитражная практика в таких случаях тоже подтверждает правомерность действий финансового и налогового ведомств, которые не признают подобные льготы за налогоплательщиками и расценивают их применение в подобной ситуации как нарушение ст. 149 НК РФ.

Однако в п. 4 ст. 170 НК РФ допускаются и моменты, когда раздельный учет вести необязательно даже при наличии операций, которые относятся к разным режимам или отличаются между собой необходимостью в налогообложении.

Подробно о случаях, когда раздельный учет НДС необязателен для применения, вы узнаете из публикации «Когда раздельный учет «входного» НДС не ведется?».

К необлагаемым НДС операциям относят и реализацию за пределами РФ. Поставка товаров, оказание услуг в этом случае не являются объектами для начисления налога. То есть, если российская организация осуществляет работы на территории иностранного государства, необходимости для начисления НДС не возникает. При оказании услуг или отгрузке товаров рекомендуется в договоре дополнительно прописывать место реализации товаров или выполнения работ для предотвращения претензий со стороны проверяющих. Однако при этом документы следует подготавливать по правилам российского законодательства.

В случае наличия как не облагаемых НДС экспортных операций, так и прочих облагаемых этим налогом операций требуется вести раздельный учет по НДС, главной целью которого является распределение входного налога для дальнейшего правомерного принятия его к вычету.

Экспортерам также необходимо вести раздельный учет НДС по операциям со ставкой налогообложения 0% и прочим.

При расчете пропорции реализация работ или услуг за рубежом теперь приравнена к облагаемым операциям. Если работы или услуги подпадают под освобождение по ст. 149 НК РФ, послабление не действует, и они считаются необлагаемыми.
Напомним: если доля необлагаемых операций не превышает 5%, можно принять к вычету весь «входной» НДС. В противном случае ставить налог к вычету или учитывать в стоимости нужно согласно пропорции.

В хоздеятельности фирмы бывают периоды, когда она не получает доходов, однако некоторые расходы все же существуют. Особенно часто подобные ситуации встречаются у вновь зарегистрированных предприятий. Что делать, если предполагается наличие нескольких видов операций, облагаемых и не облагаемых налогом? Вести ли раздельный учет входного НДС? Подробно о решении этой проблемы можно узнать из материала «Раздельный учет НДС в бездоходных периодах ведется по правилам налогоплательщика».

В ситуациях, когда в течение определенного периода не возникает факта реализации необлагаемых товаров (услуг), у налогоплательщиков могут появиться вопросы ― требуется ли в таких случаях ведение раздельного учета по НДС? Ранее Минфин придерживался позиции, что отсутствие операций, освобожденных от НДС, является основанием для возможности не вести раздельный учет. Суммы входного налога при этом принимались к вычету целиком в соответствии с положениями ст. 172 НК РФ.

С января 2018 года ситуация изменилась: раздельный учет нужно вести в любом случае, даже в периодах, когда выполняется праило 5%. Но входной НДС по общим расходам, относящимся и к облагаемым, и к необлагаемым операциям, можно полностью принять к вычету, если затраты на необлагаемые операции меньше 5% всех расходов, связанных с реализацией (п. 4 ст. 170 НК РФ, Письмо Минфина от 05.04.2018 N 03-07-14/22135).

Подробности см. здесь.

Методика ведения раздельного учета НДС разрабатывается субъектами самостоятельно, при этом она не должна нарушать законодательный порядок определения налога, относящегося к тем или иным операциям. Основные принципы ведения учета, в том числе раздельного, необходимо закрепить в учетной политике предприятия. На этом настаивает ФНС, в противном случае выбранная позиция налогоплательщика может быть оспорена, а по налогу будет произведено доначисление.

Впрочем, такое решение налоговиков можно попытаться оспорить. Арбитры встают на сторону налогоплательщиков, если последним удается доказать наличие фактического ведения налогового учета в организации. Суды нередко приводят доводы, что закрепление методики ведения раздельного учета по НДС не является прямым требованием налогового законодательства. Но во избежание претензий налоговиков рекомендуется все же отразить эти нюансы в учетной политике.

При этом следует отразить не только факт использования раздельного учета предприятием, но и перечислить возможные операции, которые попадают под разные категории налогообложения, а также те, которые освобождены от него. Здесь же перечисляют возможные счета и субсчета, которые применяются в бухгалтерских записях фирмы.

А также упоминаются основания, при которых совершаются операции, не облагаемые НДС:

  • льготные режимы налогообложения;
  • право на освобождение организации от начисления НДС по причине недостаточной выручки;
  • наличие операций, налогообложение по которым не предусмотрено ст. 149 НК РФ;
  • осуществление реализации за пределами территории государства.

Подробнее о том, какие положения следует прописать в налоговой политике, рассказано в материале «Как составить налоговую политику организации?».

Обратите внимание: п. 4 ст. 170 НК РФ указывает на пропорции, которые следует использовать при определении размера сумм входного НДС для облагаемых и необлагаемых операций. Тот же принцип действий допустим и при разделении налога, если действуют одновременно несколько систем налогообложения.

Раздельный учет НДС с 2021 года

Для того чтобы составить необходимую пропорцию, используемую для определения доли входного налога, приходящегося на облагаемые и необлагаемые операции, выделяют несколько видов расходов:

  • расходы, относящиеся только к налогооблагаемым операциям;
  • расходы, относящиеся лишь к необлагаемым операциям;
  • прочие расходы, отнести которые к какой-либо категории сложно или не представляется возможным.

При создании записей бухгалтерского учета целесообразно ввести субсчета к счету 19, отражающие входной налог по операциям разного вида. При этом проводки для определения налога при закупке товара с использованием субсчета для налогооблагаемых и не облагаемых НДС операций будут выглядеть следующим образом:

  1. Дт 41 Кт 60 ― отражена сумма поступления товара от поставщика без учета налога.
  2. Дт 19 Кт 60 ― выделена сумма НДС, которую впоследствии возможно взять к уменьшению налога.
  3. Дт 68 Кт 19 ― входящий НДС принят к вычету.
  4. Дт 41 Кт 19 ― отражена сумма НДС, используемая при необлагаемых операциях и входящая в стоимость приобретенного товара (материала, услуги).

В зависимости от вида деятельности организации использоваться, наряду со счетом 41, могут счета 25, 26, 10 и прочие.

В некоторых случаях налогоплательщики изначально принимают всю сумму налога к вычету, совершая фактически операции, относящиеся к разным видам налогообложения по НДС. А после этого часть налога, которая идет на необлагаемые действия, восстанавливается.

Однако у органов ФНС существует свое мнение по отношению к этой методике. Налоговики настаивают на том, что раздельный учет НДС необходимо фиксировать в момент принятия товара на учет. В некоторых случаях при появлении конфликтных ситуаций с органами контроля налогоплательщикам удается отстоять свою позицию, закрепленную в учетной политике организации.

Примеры составления пропорций, учитывающих все требования законодательства и налоговых структур, а также сопутствующие им проводки вы найдете в статье «Какой порядок распределения входного НДС?».

На появление особых методов подсчета пропорциональных соотношений в п. 4 ст. 170 повлияло принятие закона от 01.04.2014 № 420-ФЗ. Новые правила предназначены для подсчета пропорциональной доли в следующих налогооблагаемых операциях:

  • предоставление займов;
  • продажа ценных бумаг;
  • операции РЕПО.

В качестве дохода при продаже берется разница между ценами реализации и приобретения. Если имел место факт предоставления займов, то в качестве доходов берутся начисленные проценты.

Для того чтобы распределить между облагаемыми и необлагаемыми операциями сумму входного налога, налогоплательщик НДС использует пропорциональный метод расчета. Пропорция высчитывается исходя из общих данных стоимости проданного товара, имущественных прав. Причем в расчет берутся все операции по реализации, совершенные как на территории РФ, так и за ее пределами. На это неоднократно указывали вынесенные судебные решения в ходе арбитражных разбирательств, а также чиновники Минфина.

Последние обращают внимание также и на необходимость включения в доходы стоимости всех реализованных активов, в том числе ценных бумаг и основных средств. Для точного определения пропорции используют как выручку субъекта, так и его внереализационные доходы.

Ранее, до внесения поправок в НК РФ на основании принятого закона от 01.01.2014 № 420-ФЗ, судебные органы не раз становились на сторону налогоплательщиков, поддерживая их позицию о том, что вести раздельный учет при выдаче займов обязанности не возникает. Аргументы в пользу этой точки зрения вы найдете в публикации «Вести или не вести раздельный учет НДС при выдаче займов?».

Нередко организации предоставляют процентные займы сторонним лицам. Какое в этом случае стоит принять решение относительно ведения раздельного учета по НДС? Все ли операции, содержащие входной налог, в данном случае подлежат распределению? Или же целесообразнее в качестве расходов учитывать лишь общехозяйственные? О том, как правильнее будет организовать учет при данных обстоятельствах, читайте в статье «Порядок ведения раздельного учета НДС по выданным займам».

Если расходы по деятельности, не облагаемой НДС, составляют менее 5%, то по смешанным расходам НДС полностью может быть принят к вычету.Однако, когда расходы полностью относятся к необлагаемой деятельности, НДС учитывают в расходах организации. Если расходы по деятельности, не облагаемой налогом, составляют более чем 5%, то НДС по общим расходам может быть принят к вычету пропорционально доли доходов за квартал от операций, облагаемых налогом.

ООО «ВЕГА» осуществляет два вида деятельности, одна из которых подлежит обложению НДС, а вторая – нет. Расходы ООО «ВЕГА» по деятельности, облагаемой НДС, составляют 3 млн. рублей, НДС с расходов – 600 тыс. рублей.

Расходы ООО «ВЕГА» по деятельности, не облагаемой НДС, составляют 100 тыс. рублей, НДС с расходов 20 тыс. рублей.

Общие расходы компании равны 300 тыс. рублей, НДС 60 тыс. рублей.

Выручка компании от деятельности, облагаемой НДС составляет 4,5 млн. рублей без (НДС), а выручка компании от деятельности, не облагаемой НДС составляет 450 тыс. рублей.

Все расходы ООО «ВЕГА», приходящиеся на необлагаемую деятельность составляют:

300 000 х (450 000 / (4 500 000 + 450 000)) = 27 272,73 рублей

Общие расходы по необлагаемой деятельности составляют:

100 000 + 27 272,73 = 127 272,73 рублей

Определим долю расходов по необлагаемой деятельности:

127 272,73 / (3 000 000 + 100 000 + 300 000) х 100% = 3,74%

Расходы компании по деятельности, не облагаемой НДС, составляют менее 5%, поэтому НДС можно принять к вычету полностью в общих расходах.

НДС к вычету будет равен:

600 000 + 60 000 = 660 000 рублей.

Правило «5 процентов», Или когда раздельный учет можно не вести

В бухгалтерском учете по сделкам, облагаемым НДС, изменений нет. Операции отражают следующими проводками:

Хозяйственная операция Проводка
Начислен НДС Д90 (91) К68
НДС учтен и принят к вычету Д19 К60

Д19 К76

Д68 К19

НДС учтен и отнесен на увеличение стоимости Д19 К60

Д19 К76

Д41 Д19

НДС восстановлен Д60 К68

Д91 К68

НДС уплачен в бюджет Д68 К51

Важно! Что касается учета операций, необлагаемых НДС, то компании применяют такие аналитические счета, как 19.1 и 19.3. НДС на субсчете 19.1 по правилам пропорции распределяется для вычета.

На субсчете 19.3 учитывают входной НДС, суммы на данном субсчете уменьшают налогооблагаемую базу для отчисления прибыли.

Налоговый кодекс РФ предусматривает правило 5%, при котором в том случае если расходы по деятельности, необлагаемой НДС составляют менее 5% всех расходов компании, то она может принять весь НДС к вычету. Однако, при этом у компаний возникали вопросы о том, можно ли принимать НДС к вычету по расходам, относящимся только к деятельности, не облагаемой НДС.

Прежде ФНС говорила о том, что НДС можно принять к вычету по всем товарам, включая те, что относятся исключительно к необлагаемой деятельности. Однако позже мнение налоговиком изменилось. Они пришли к мнению, что учитывать можно только такие затраты, которые относятся одновременно и к облагаемым и к необлагаемым.

Порядок распределения налога будет выглядеть следующим образом:

  1. Суммированию подлежат выручка компании и иные доходы за квартал, подлежащие налогообложению.
  2. Полученная сумма делится на общий объем выручки и иных доходов компании за тот же квартал. Сам налоговый оборот в расчете не учитывается, весь расчет осуществляется на «чистых» значениях. Полученное отношение умножают на 100% для того, чтобы определить долю налогооблагаемой выручки.
  3. После этого рассчитывают вычет путем умножения налоговой ставки на выручку по сделкам, облагаемым налогом, без учета НДС.
  4. Входные суммы за квартал высчитывают без вычета, определяется сумма налога для увеличения активов, либо прав.

Вопрос: Какими документами компании должны подтверждать раздельный учет НДС?

Ответ: Законодательство не предусматривает определенный порядок для раздельного учета НДС, как и требования к подтверждающим такой учет документам. То есть компании должны разработать способ учета самостоятельно. В бухгалтерском учете разделяют налог по всем операциям, расходы компании и выручку с помощью отдельных субсчетов. Для этого вносят изменения в «Рабочий план счетов». Что касается налогового учета, то компании разрабатывают регистры для распределения налога по всем видам деятельности. Расчет показателей отражают в бухгалтерских справках и пояснениях к учету. А вся методика расчета закрепляется в Учетной политике в специальном разделе, либо в отдельном внутреннем документе компании (например, в методических рекомендациях).

Раздельный учет НДС. Правило «5 процентов»

Рассмотрим, как определяется правило 5 процентов по НДС, пример расчета.

Совокупные расходы ООО «Весна» за 3 квартал 2020 года составили 1 550 000 рублей, в том числе на:

  1. Реализацию консультационных услуг — 1 300 000 рублей.
  2. Оказание образовательных услуг (не облагаются НДС) — 50 000 рублей.
  3. Общехозяйственные затраты — 200 000 рублей.

Согласно действующей учетной политике ООО «Весна», общехозяйственные затраты компания решила распределять пропорционально полученной выручке, по каждому виду услуг. Так, за 3 квартал выручка составила 4 млн руб., в том числе:

  1. Консультационные услуги — 3 500 000 рублей.
  2. Образовательные услуги — 500 000 рублей.

Распределяем ОХР.

На консультации:

200 000 × (3 500 000 / (3 500 000 + 500 000)) = 175 000 руб.

На образовательные услуги:

200 000 × (500 000 / (3 500 000 + 500 000) = 25 000 рублей.

Теперь исчисляем долю затрат на необлагаемые услуги:

(50 000 + 25 000) / (1 300 000 + 50 000 + 200 000) × 100 % = 4,84 %.

Так как 4,84 % менее 5 %, значит, ООО «Весна» вправе принять к вычету весь входной налог на добавленную стоимость, предъявленный поставщиками и подрядчиками, за 3 квартал 2020 года.

Определим, как отразить раздельный учет НДС (правило 5 процентов), пример в бухгалтерском учете, какие проводки должен составить бухгалтер. Так, для обеспечения раздельного учета необходимо предусмотреть в рабочем плане счетов дополнительные субсчета к счету 19. Например:

  • 19.1 — для отражения общих затрат как по облагаемым, так и по необлагаемым сделкам;
  • 19.2 — только для облагаемых хозопераций;
  • 19.3 — исключительно для необлагаемых сделок.

Итак, проводки при правиле 5 процентов:

Операция

Дебет

Кредит

Сумма

Компания приобрела оборудование (основное средство)

08

60

300 000

Учтен входной налог на добавленную стоимость

19.2

60

54 000

Оборудование введено в эксплуатацию

01

08

300 000

Произведена оплата фирме-поставщику

51

60

354 000

Сумма входного налога принята к вычету

68

19.2

54 000

Внесите изменения в учетную политику для целей налогообложения, чтобы делить НДС по новым правилам. Измените пункт, в котором вы закрепили «правило 5 процентов». Запишите условие, чтобы принять к вычету НДС по смешанным тратам.

Например, подойдет такая формулировка:

“…Если расходы на необлагаемые операции не превышают 5 процентов от общей суммы расходов ООО „Компания“ за квартал, суммы НДС, предъявленные продавцами по товарам, работам и услугам, одновременно используемым для облагаемых и необлагаемых операций, принимаются к вычету полностью”.

Данные о процессе раздельного учета входного НДС, а также информацию о доходах и расходах следует отображать на разных счетах. Учитывать доходы, которые не подлежат обложению, требуется на счетах 90.01, 91.01. Входящий налог для облагаемых процедур отражают на 19 счете. Таким образом, для облагаемых и необлагаемых операций применяются разные счета.

В бухгалтерии обложение входного отчисления отражается на счете 19, для разных процедур при составлении проводок используются разные субсчета. Какими проводками отображается отчисление:

  • ДТ 41 КТ 60 – отражение поступления товара от поставщика, сбор не учитывается.
  • ДТ 19 КТ 60 – выделение платежа к возмещению.
  • ДТ 68 КТ 19 – принятие налога к вычету.
  • ДТ 41 КТ 19 – отражение для необлагаемой деятельности.

В зависимости от типа деятельности можно применять и другие счета, например, 10, 23, 25, 26, 29. Расчеты в бухгалтерии осуществляются с применением специального ПО. Расчет пропорций для раздельного фиксирования производится в автоматическом режиме.

Что является совокупными расходами: правило пяти процентов

Ведение раздельного учета является обязательным требованием для организаций, которые проводят разные виды операций с добавленной стоимостью. При использовании правила 5%, компания может принять к вычету входной сбор по налогам, которые относят сразу к облагаемым и необлагаемым процедурам.

Цель ведения раздельной записи налогов – правильное распределение НДС в бюджет. В НК не прописывается методика ведения раздельного прописывания данных об отчислениях. Фиксирование операций можно вести на субсчетах.

Обязанность ведения связана с тем, что налог требуется учитывать с использованием разных методик. Входной налог по продуктам или услугам, используемым для облагаемых операций, принимается к возмещению. Если деятельность необлагаемая, платеж входит в стоимость товаров или услуг. Есть также и другая категория, если компания совершает сразу два варианта операций – тогда сбор распределяется.

Единый вид деятельности.

В процессе покупки или заказа услуг, товаров, полностью использующихся в деятельности, облагаемых налогом, у налогоплательщика трудностей не возникает с обозначением их в налоговом учете.

Таким образом, налог на добавленную стоимость, предъявленный к вычету поставщиком, покупатель сможет принять целиком к вычету, опираясь на НК РФ п. 1 ст. 172 и п. 4 ст. 170.

Если же приобретаемый товар будет использоваться полностью в деятельности, освобожденной от налогообложения, то сумму НДС отнесут к увеличению его цены.

Несколько видов деятельности.

В случае, если приобретаемый товар, основное средство, услуга, нематериальный актив или имущественное право используются в качестве налогооблагаемых и в освобожденной от НДС (или же по ставке 0% облагаемой) деятельности, при раздельном учете распределение налога на добавленную стоимость отличается. Тогда предъявленный поставщиком налог используется в качестве вычета, а другую часть направляют на увеличение цены за покупку.

Законодательно не прописывают методику, поэтому налогоплательщиками она определяется самостоятельно. Практически, предприятия методические рекомендации закрепляют по раздельному учету НДС в личной учетной политике.

Если же в предприятии фактически используется раздельный учет налога на добавленную стоимость, но в правилах его ведения это не отражено в учетной политике, можно оспорить вероятный отказ фискалов по праву на судебный вычет. В данном случае предоставляются обоснованные подтверждения того, что такое разделение ведется.

Но нередкие случаи негативной судебной практики для налогоплательщика, которому не удалось доказать, что ведется раздельный учет. Поэтому игнорирование отражений правил при раздельном учете в учетной политике недопустимо.

Если раздельный учет отсутствует, то нельзя использовать по налогообложению льготы, на что указывает НК РФ п. 4 ст. 149.

Это же подтверждает Минфин и ФНС, которые периодически указывают на неправомерность применения льгот при отсутствующем раздельном учете налога на добавленную стоимость в своих письмах.

Арбитражной практикой в таких случаях тоже подтверждается правомерность действий налогового и финансового ведомств, не признающих за налогоплательщиками подобные льготы и расценивающие в подобной ситуации их применение как нарушение, согласно НК РФ ст. 149.

НДС-регистр для правила «пяти процентов»

За квартал фирма реализовала товаров на 2 млн руб., в т. ч. 1750 тыс. руб. облагаемых и 250 тыс. руб. не облагаемых. Поставщики предъявили к вычету 180 тыс. руб.

Коэффициент для последующих расчетов составляет 0,875. С купленных товаров к вычету можно принять: 180 * 0,875 = 157,5 тыс. Руб. Оставшиеся 22.5 тыс. руб. следует отразить в стоимости товаров.

За те периоды, когда удельный вес расходов по необлагаемым операциям составляет менее 5% общей суммы затрат, компания может не осуществлять раздельный учет. Порядок калькуляции общей суммы расходов при расчете барьера законодательно не установлен. Предприятие может выработать свою обоснованную методику и закрепить ее в учетной политике.

При калькуляции удельного веса учитываются вся реализация без НДС: необлагаемые налогом операции, продажи на «вмененке», расходы по сделкам за пределами РФ. Что касается первой группы, то в расчет берутся и прямые, и общехозяйственные расходы. То есть нужно сложить все затраты, добавить НДС по общехозяйственным расходам в соответствующей пропорции, затем полученную сумму разделить на объем затрат.

Чтобы понять, какая ставка НДС на товары должна применяться и как определять сумму входного налога, можно использовать следующую последовательность действий:

1. Рассчитать сумму предъявленного НДС, которую можно вычесть. Если приобретенный товар можно прямо отнести к деятельности, освобожденной от налогообложения, то НДС включается в его стоимость. В остальных случаях сумма налога принимается к вычету.

Полной трактовки «совокупных расходов» в НК не представлено. Исходя из определений в экономических словарях, под данным термином можно понимать общий объем затрат на производство товаров, понесенных самим налогоплательщиком. В Минфине разъясняют, что при расчете данной величины учитываются прямые и общие расходы на ведение деятельности.

Судебная практика также не позволяет сделать однозначный вывод относительно того, когда нужно осуществлять раздельный учет НДС. Правило 5 процентов, пример рассчета которого был рассмотрен ранее, применяется исключительно к производственным предприятиям. По мнению судей, торговые компании не могут осуществлять раздельный учет налога.

Прежде чем предоставить денежные средства в залог, предприятие привлекло аудиторов для проверки финансового состояния заемщика. Стоимость услуг фирмы составила 118 тыс. руб. с НДС. Сумма кредита – 1 млн руб. Стоимость финансовых вложений определяется, исходя из учетной политики кредитора. Если в ней не предусмотрено использования правила 5%, то НДС за услуги аудитора должны быть учтены в стоимости финвложения. При этом придется распределять общехозяйственные затраты. Если оговорка имеется, то все суммы принимаются к вычету.

Раздельный учет НДС — применяется ли «правило 5 процентов» к доходам?

Для начала стоит отметить, что предприниматели, являющиеся плательщиками единого налога, не платят НДС по операциям, которые признаются налогооблагаемыми. В тоже время в НК сказано, что организации, которые осуществляют сделки, облагаемые НДС и ЕНВД, обязаны вести двойной учет имущества, обязательств и операций. Для таких ИП порядок учета НДС регулируется налоговым кодексом. В нем же прописан порядок работы экпортеров, находящихся на ЕНВД, для ИП.

Экспортер в учетной политике может предусмотреть учет НДС по внешнеэкономическим операциям при определении входного налога по:
• прямым материальным расходам (предъявленным поставщиками материалов, сырья и т.п.);
• другим расходам, связанным с экспортной деятельностью (таможенным, транспортным, возникшим в результате оплаты услуг сопровождения, погрузки-разгрузки).
Входной налог по общехозяйственным расходам при этом принимается к вычету в общем порядке, относится в полном объеме на реализацию продукции на внутреннем рынке. Схема актуальна для многих экспортеров с небольшим количеством внешнеэкономических операций.
Если в учетной политике закреплен приведенный выше метод упрощения, экспортер может не определять копеечную долю НДС в рамках ВЭД. Это удобно. И даже существует положительная для экспортеров судебная практика по признанию схемы учета входного НДС и предъявления его к вычету правомерной. Позиция судов подкрепляется отсутствием прямых указаний НК на порядок ведения участниками ВЭД раздельного учета НДС.
Но спора с налоговиками при применении схемы упрощения почти не избежать. Позиция ФНС однозначна: НДС по общехозяйственной деятельности должен распределяться между внешними и внутренними операциями. Если этого не делает субъект предпринимательства, долю экспортного НДС определяет налоговая инспекция. И вряд ли ее расчеты устроят компанию.
Мораль проста: не хотите проблем с налоговой и увеличения расходов, распределяйте налог по общехозяйственным расходам самостоятельно.


Это правило касается совмещения облагаемых и не облагаемых налогом операций. Его использование позволяет не вести учет в налоговом периоде, если доля расходов по необлагаемым операциям меньше 5%. Данная норма закреплена ст. 170 НК РФ.
Модификация правила под себя может выйти экспортеру боком. Схема работает следующим образом. Правило пяти процентов экспортер закрепляет в учетной политике. Тем самым он определяет порог существенности для ведения раздельного учета НДС. То есть распределение экспортного налога по общехозяйственным расходам не осуществляется в налоговом периоде, в котором доля внешнеэкономических операций невелика. В чем подвох? А в том, что к вычету нераспределенный НДС заявляется в общем порядке, а если он был принят к вычету ранее – не восстанавливается.
Суть в том, что правило 5 процентов вообще не относится к субъектам, совмещающим экспортные и внутренние облагаемые и не облагаемые НДС операции. Но НК прямо не запрещает его использовать. Положительная судебная практика есть и на этот счет. Но решения в пользу экспортеров единичны.
Минфин решительно против применения правила 5% субъектами ВЭД в целях упрощения раздельного учета НДС. По мнению ведомства, компании, совмещающие операции, облагаемые по ставке 0% (экспорт) и 10% или 20% (внутренний рынок), должны вести раздельный учет на общих основаниях и без каких-либо упрощений.
Мораль: не хотите снятия вычетов по налогооблагаемым операциям на внутреннем рынке, ведите раздельный учет НДС.


Когда товар приобретен у поставщика, субъект предпринимательства может не подозревать о том, что его конечным покупателем станет заграничный заказчик. Также не всегда известно заранее, будет ли продукция связана с реализацией или производством товаров на экспорт. Соответственно, на законных основаниях входной НДС заявляется к вычету. Условия для получения последнего четко прописаны в НК.
В том же квартале товары отгружаются на экспорт. Услуги, работы оказываются связанными с экспортной операцией. Это меняет порядок применения НДС-вычета, который уже был заявлен ранее (НК РФ ст. 172, 167, 165). Вычет теперь нужно заявлять на день отгрузки или на последний день квартала, в котором экспортер подтвердил право применения нулевой ставки. Для соблюдения порядка ранее заявленный к вычету налог нужно восстановить, а потом снова принять к вычету. Зачем делать двойную операцию, если можно оставить все как есть? Схема упрощения кажется логичной, ведь по сути ничего не меняется.
Если действовать по закону, бухгалтер субъекта ВЭД должен сделать в книге покупок и продаж нивелирующие друг друга записи. Возникает логичный вопрос: зачем, если итоговая сумма НДС-расчетов с бюджетом не меняется? Но позиция Минфина на этот счет однозначна. Если товар был отгружен на экспорт в том же квартале, в котором заявлен к вычету НДС, налог подлежит восстановлению с последующим принятием к вычету. Это обусловлено порядком и необходимостью ведения раздельного учета налогов по внутренним и экспортным операциям. Позиция ведомства изложена в письмах №03-07-08/10143 (27.02.2015), №03-07-11/26720 (08.05.2015), №03-07-12/1/60242 (27.10.2015).
Пренебрегая правилами принятия НДС к учету, экспортер рискует ввязаться в налоговый спор. Возникнет необходимость отстаивать интересы в суде. А это дополнительные расходы.


Освобождение от ведения раздельного учета допустимо только в ситуации, если за квартал общая доля расходов на производство и приобретение товаров, не превысила 5% от всех совокупных расходов, направленных на производство или реализацию товаров. В данной ситуации входной НДС, который предъявляется поставщиками в том или ином квартале, может быть принят к вычету.

Допустим, прямые траты компании на операции, которые облагаются налогом составили 10 млн. руб, из них на не облагаемые 600 тыс. руб. На общехозяйственные нужды ушло 3 млн. руб.

Расчет осуществляется так:

Соотношение между расходами окажется равным 4,6% (600 000 руб.: (10 000 000 руб. +3 000 000 руб.) × 100%). Данная сумма меньше 5%, соответственно предприятие имеет полное право вести раздельный учет «входного» НДС и принять к вычету весь свой входной НДС за следующий отчетный период.

Здесь без раздельного учета не обойтись. Сырье, используемое в процессе проведения экспортных операций, то есть их сумма, представляется в налоговую в отдельно составленной декларации с нулевой ставкой.

Не существует законом установленной методики по определению входного НДС экспортируемых товаров. Она выбирается самостоятельно и в обязательном порядке закрепляется в приказах, касающихся учетной политики.

Если компания не знала, будет ли заниматься отправкой продукции на экспорт, и приняла стандартный входной НДС на общих основаниях, то уплаченный налог можно восстановить. Для этого потребуется подать уточненный бланк декларации и уплатить сумму налога.

В случае если организация ведет операции, которые подлежат обложению налогом на добавленную стоимость и лишь изредка получает доход по займам (или осуществляете расчет векселями третьих лиц), то в учетную политику рекомендуется внести такие положение об использовании «Правила пяти процентов» по НДС.

Использование этого правила позволяет организации определить величину общехозяйственных расходов, которые приходятся на необлагаемые операции пропорционально доле прямых расходов на данные операции в общей величине расходов, которые связаны с реализацией продукции.

При применении «Правила пяти процентов», если организация будет предоставлять займы, доля расходов, на необлагаемые НДС операции, будет равно 0. Таким образом, можно будет принять весь НДС по общехозяйственным расходам к вычету.

Если организация занимается ведением операций, не облагаемых налогом на добавленную стоимость на постоянной основе, то для того чтобы рассчитать доли расходов по этим операциям, следует организовать ведение бухгалтерского учета таким образом, чтобы нижеперечисленные сведения формировались отдельно:

1. О себестоимости продаж, которые подлежат обложению НДС.2. О себестоимости продаж, которые не подлежат обложению НДС.

3. О других расходах, которые связаны с реализацией:

  • облагаемой НДС (к примеру, по реализации ОС);
  • не облагаемой НДС (к примеру, реализации ценных бумаг).

4. О других расходах, которые не связаны с реализацией (к примеру, проценты, полученные предприятием по займам).

Для того чтобы вести учет операций было удобнее, рекомендуется открыть отдельные субсчета. Кроме того, можно вести отдельные регистры.

Подавляющее большинство организаций имеют дело как с облагаемой, так и с не облагаемой налогом на добавленную стоимость продукцией.

Напомним, что раздельное ведение учета по этому налогу осуществляется по исходящему НДС – по стоимости продукции, которая была отгружена. При этом продукция может быть обложена НДС или освобождена от него. НДС, включенный в цену продукции, тоже необходимо учитывать.

Тем не менее, какой-либо единой методики по ведению раздельного учета по НДС не существует. Именно поэтому можно пользоваться удобным для организации порядком. Самое главное, чтобы при ведении раздельного учета операции по облагаемые и не облагаемые по НДС операции четко разграничивались.

Выбранный организацией порядок ведения раздельного учета по НДС обязательно должен быть закреплен в общей учетной политике фирмы.

Раздельный учет по НДС при экспорте продукции обязателен. При этом сырье, которое применялось в процессе проведения операций по экспорту (сумма операций) должна быть подана в ФНС в виде декларации с нулевой ставкой.

Нормы действующего российского законодательства не предусматривают четко прописанной методики по определению входного НДС товаров на экспорт. Удобный способ учета выбирается организацией самостоятельно. Порядок учета следует закрепить в соответствующих документах (в приказах, относящихся к ведению учетной политики предприятия).

Упрощение раздельного учета НДС у экспортера: выгоды или риски?

К таким расходам можно отнести затраты на приобретение товаров, затраты на производство товаров, затраты на реализацию товаров. К товарам в данной ситуации относятся также работы, услуги и имущественные права.

Как распределять совокупные затраты, каждая организация должна решить самостоятельно и отразить свое решение в учетной политике. Предоставление самостоятельности в решение этого вопроса связано с тем, что в НК РФ порядок распределения совокупных затрат не определен.

1. Настоящий Порядок устанавливает правила ведения юридическими лицами, получающими средства, указанные в части 2 (с учетом положений частей 3 — 6), части 7 статьи 5 Федерального закона от 2 декабря 2019 г. № 380-ФЗ «О федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2019, № 49, ст. 6939) (далее соответственно — целевые средства, получатель целевых средств, Федеральный закон), раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности, распределения накладных расходов, раскрытия информации о структуре цены государственного контракта, договора о капитальных вложениях, контракта учреждения, договора о проведении капитального ремонта, договора (контракта), суммы средств, предусмотренных соглашением, в соответствии:

а) с подпунктом «в» пункта 6, пунктом 23 Правил казначейского сопровождения средств в случаях, предусмотренных Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2019 г. № 1765, в отношении целевых средств, предоставленных получателю целевых средств на основании:

соглашений (договоров) о предоставлении субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий федеральным бюджетным и автономным учреждениям) (далее — субсидии), договоров о предоставлении бюджетных инвестиций, договоров о предоставлении взносов в уставные (складочные) капиталы юридических лиц (дочерних обществ юридических лиц), вкладов в имущество юридических лиц (дочерних обществ юридических лиц), не увеличивающих их уставные (складочные) капиталы, источником финансового обеспечения которых являются субсидии и бюджетные инвестиции, соглашений (договоров) о предоставлении из бюджетов субъектов Российской Федерации (местных бюджетов) субсидий (грантов в форме субсидий) в случаях, предусмотренных пунктом 8 части 2, частью 7 статьи 5 Федерального закона (далее — соглашение);

государственных контрактов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для обеспечения федеральных нужд, предусмотренных пунктами 4 и 5 части 2 статьи 5 Федерального закона (далее — государственный контракт);

государственных (муниципальных) контрактов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, предусмотренных пунктом 8 части 2 статьи 5 Федерального закона (далее — договор о капитальных вложениях);

контрактов (договоров) на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, предусмотренных пунктом 6 части 2 статьи 5 Федерального закона (далее — контракт учреждения);

контрактов (договоров) на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, заключенных фондом капитального ремонта субъекта Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются средства, предусмотренные пунктом 2 части 7 статьи 5 Федерального закона (далее — договор о проведении капитального ремонта);

соглашений, государственных контрактов, договоров о капитальных вложениях, контрактов учреждений, договоров о проведении капитального ремонта, договоров (контрактов, соглашений), предусмотренных пунктом 10 части 2 статьи 5 Федерального закона;

договоров, контрактов и соглашений, заключенных в рамках исполнения соглашений, государственных контрактов, договоров о капитальных вложениях, контрактов учреждений, договоров о проведении капитального ремонта (далее — договор (контракт);

б) с подпунктами «е» и «ж» пункта 36 Правил казначейского сопровождения средств государственного оборонного заказа в валюте Российской Федерации в случаях, предусмотренных Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2019 г. № 1819, в отношении целевых средств, предоставленных на основании государственных контрактов (контрактов, договоров) на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для обеспечения федеральных нужд, предусмотренных пунктом 7 части 2 статьи 5 Федерального закона (далее — контракт по выполнению государственного оборонного заказа).

2. Получатель целевых средств ведет раздельный учет доходов, расходов, активов (в том числе денежных средств, имущественных прав, материальных запасов, основных средств, нематериальных активов, дебиторской задолженности) и обязательств (кредиторская задолженность), а также иных объектов учета по каждому соглашению, государственному контракту, договору о капитальных вложениях, контракту учреждения, договору о проведении капитального ремонта, договору (контракту), контракту по выполнению государственного оборонного заказа, указанным в пункте 1 настоящего Порядка (далее — при совместном упоминании — Договор), в соответствии с учетной политикой, принятой получателем целевых средств в установленном порядке1 (далее — Учетная политика).

3. Аналитический учет расходов осуществляется по статьям затрат в регистрах бухгалтерского учета в соответствии с Учетной политикой получателя целевых средств обособленно по каждому Договору (далее — регистры аналитического учета).

4. Фактические затраты, отнесенные на исполнение Договора, группируются в регистрах аналитического учета (карточке фактических затрат по калькуляционным статьям затрат, ведомости затрат на производство и иных регистрах, применяемых получателем целевых средств) в соответствии с Учетной политикой.

5. Накладные расходы включаются в себестоимость пропорционально базе распределения по выбранному показателю в соответствии с Учетной политикой.

Наименование получателя целевых средств ___________________________________ ИНН
Соглашение, государственный контракт, договор о капитальных вложениях, контракт учреждения, договор о проведении Дата
капитального ремонта, договор (контракт), контракт по выполнению государственного оборонного заказа (далее — Договор) Идентификатор Договора (при наличии)
Месяц/год расчета суммы накладных расходов по Договору
Показатель базы распределения в соответствии с Учетной политикой
Единица измерения: руб. (с точностью до второго десятичного знака после запятой) по ОКЕИ 383
Виды затрат/Статьи затрат Сумма1 База распределения накладных расходов2 Сумма (доля) Договора в базе распределения3 Коэффициент распределения накладных расходов4 Сумма, отнесенная на себестоимость Договора5
1 2 3 4 5 6
Общепроизводственные, в том числе:
Общехозяйственные, в том числе:
Административно-управленческие, в том числе:
Итого

Руководитель (уполномоченное лицо)

получателя целевых средств __________ ________ _____________________

(должность) (подпись) (расшифровка подписи)

«_____»______________20____г.

(дата подписания)

______________________________

1 указывается общая сумма затрат в разрезе видов затрат/статей затрат за период.

2 указывается сумма, являющаяся базой распределения накладных расходов в соответствии с Учетной политикой.

3 указывается сумма (доля) Договора в базе распределения накладных расходов.

4гр. 5 = гр. 4/гр. 3.

5гр. 6 = гр. 2 х гр.5.

Наименование получателя целевых средств ИНН
КПП
по Сводному Реестру
Номер лицевого счета
Аналитический код раздела
Соглашение, государственный контракт, договор о капитальных вложениях, контракт учреждения, договор о проведении капитального ремонта, договор (контракт), контракт по выполнению государственного оборонного заказа (далее — Договор) Идентификационный код закупки (при наличии)
Идентификатор Договора (при наличии)
Признак исполнения Договора (исполнение, исполнен, расторгнут)
Срок исполнения Договора Дата начала
Дата окончания
Цена исполнения Договора по годам: Всего:
на текущий финансовый год цена
на первый год планируемого периода цена
на второй год планируемого периода цена
на последующие годы цена
Единица измерения: руб. (с точностью до второго десятичного знака после запятой) по ОКЕИ 383
Наименование получателя целевых средств _____________________________________________ ИНН
Соглашение, государственный контракт, договор о капитальных вложениях, контракт учреждения, договор о проведении капитального ремонта, Номер Договора (при наличии)
договор (контракт), контракт по выполнению государственного оборонного заказа (далее — Договор) Дата
Единица измерения: руб. (с точностью до второго десятичного знака после запятой) по ОКЕИ 383
Идентификатор Договора Укрупненный код1 Детализированный код2 Наименование выплат3 Документ-основание4 Документ закупки (партии)6
наименование документа дата номер количество сумма5 наименование документа дата номер поставщик количество сумма
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15
Итого x x x x x

Руководитель


Похожие записи:

Добавить комментарий