Компенсация Семейное Обучение Воронеж 2021

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Компенсация Семейное Обучение Воронеж 2021». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Семейная форма обучения – это одна из разновидностей заочного школьного образования. Суть ее состоит в том, что родители принципиально отказываются от перспективы нахождения ребенка в школе и получения знаний наравне со всеми.

Что ж, это их право, тем более, что закон позволяет переводить детей на заочную форму и самостоятельно заниматься их развитием.

Какие могут быть причины для перевода:

  1. Ребенок, по мнению родителей, очень умный и требует к себе повышенного внимания. Например, занятий с более квалифицированными преподавателями-репетиторами. Такое действительно может быть. И умственно продвинутые дети часто подвергаются насмешкам со стороны одноклассников, которым больше нечем похвастаться, кроме как физической силой. Родители защищают своего сына или дочь от психологической травмы, позволяя им заниматься самостоятельно.
  2. Болезнь или ограниченные возможности ученика. Хотя эта причина находится далеко не на первом месте.
  3. Тяжелые материальные условия в семье, когда ребенка воспитывает мать или отец, не имея времени привести и забрать школьника из учебного заведения.

Чаще всего встречаются недовольные качеством образования родители, которые трезво оценивают ситуацию и хотят, чтобы ребенок не терял зря времени, а учился индивидуально. В этом есть смысл, потому что подобрать коллектив преподавателей крайне сложно, да и не бывает такого, чтобы все учителя были одинаково позитивно настроены к детям. Обязательно кто-нибудь испортит табель, аттестат или психику.

Компенсация за семейное образование: что это и как ее получить?

Дети на семейном обучении вынуждены заниматься и проходить школьную программу самостоятельно, с помощью родителей или репетиторов. Возможно также посещение специализированных платных школ, которые проводят подготовку по отдельным предметам.

Некоторые родители недооценивают свою ответственность при переводе ребенка на семейное обучение – в школе по новому закону руководство несет ответственность только в период сдачи экзаменов, ОГЭ и ЕГЭ. Остальное время семьи предоставлены сами себе. Конечно, хорошо, если кто-то из родителей окончил престижній вуз, прекрасно разбирается в науке, может помочь в любом предмете, вдобавок ребенок тянется к учебе. В таких семьях проблем с экзаменами не возникает.

Другое дело, когда родители излишне доверяют школьнику, но не контролируют его знания. В результате оказывается, что к моменту экзаменов ничего не сделано. В таком случае лучше бы было, если бы ученик ходил в школу вместе со всеми.

Здесь вопросы разделились на теоретические и фактические. Теоретически можно претендовать на выплату от государства, так как оно финансирует всех учащихся, кто посещает школу очно. Но когда некоторые родители попробовали добиться этих самых выплат, то столкунлись с проблемами.

Теоретически процесс выплаты денежной компенсации выглядит так:

  1. Перевод ребенка на семейную форму.
  2. Заключение договора с руководством школы о размере выплат.
  3. Если школа отказывается компенсировать семейное обучение, то родители идут в региональное управление по вопросам образования.

Почему государство обязано выплачивать денежные компенсации при семейной форме образования? Считается, что дети не пользуются школьными учебниками, а покупают их сами. Не пользуются трудом учителей, а ищут репетиторов и оплачивают их работу. Не изнашивают школьное оборудование. Всего получается от 19 до 150 тысяч рублей в год. Сумма зависит от местного бюджета – такую фразу услышали родители, когда попробовали добиваться выплат.

Они узнали вот еще что:

  • Не в каждом регионе принят местный закон, на основании которого власти будут выплачивать детям на семейном образовании денежную компенсацию.
  • Региональные власти имеют право выплачивать деньги родителям, но совершенно законно могут этого не делать.

Дальше были судебные разбирательства. Но закончились они неблагоприятно для родителей – большинство исков против школ и отделов образования были проиграны.

Чтобы как-то сгладить ситуацию, школы со своей стороны начали предлагать бесплатно пользоваться учебниками и другими учебными пособиями. Это делалось для того, чтобы все доступные бесплатные «опции» школы касались и семейников.

Прежде чем переводить детей на семейное обучение, необходимо обсудить вопрос компенсации с руководством школы. Дело в том, что не во всех регионах такую форму подачи знаний практикуют. Для сравнения – в Москве и области на семейной форме числится около 2000 учеников средних школ. Это очень небольшая цифра для столицы.

Можно представить, что делается в других регионах страны.

Интересно то, что Сибирь в этом отношении лидирует. В Челябинске около 500 детей учатся семейным способом, там планируют полностью узаконить семейное образование и ввести гарантированные выплаты родителям.

Что же сдерживает столичных чиновников от введения такой денежной компенсации? Больше всего они опасаются, что многие неадекватные родители будут тратить деньги на себя, а не на ребенка. Тем более, что есть опыт в Закарпатской области в Украине, где проживает много представителей ромской национальности, проще говоря – цыган. При введении пособий при рождении детей, в их среде рождаемость повысилась в 4 раза. При этом украинцы не стали «плодиться» выше обычного уровня. Это говорит о том, что детей использовали как повод купить дома, машины, бытовое имущество, алкоголь.

На лицо коррупционная схема: кто сможет договориться с начальством, тот получит компенсацию. Кто не сможет, тот будет платить за обучение ребенка сам, ведь закон звучит двояко: ни в одном акте не прописано, что региональные власти обязаны выплачивать деньги, они лишь могут воспользоваться этим правом.

В лучшем случае, стоит рассчитывать на добровольную помощь учебного заведения, если ребенок действительно нуждается в деньгах. А вот решать, по каким критериям он в них нуждается, будут все равно местные власти.

Что такое компенсация за семейное образование и как её получить

На обучение каждого ребёнка государство выделяет деньги. Школы на них закупают учебники, платят зарплату учителям и так далее. При семейном образовании логично, чтобы средства выделялись родителям, ведь они тоже несут организационные расходы.

До 2012 года компенсация за семейное образование была зафиксирована на федеральном уровне. В новой редакции закона «Об образовании» возможность выплаты компенсации не исключена, но платить или нет теперь решают субъекты Российской Федерации.

О том, что компенсировать затраты родителей при семейном образовании — это право, а не обязанность регионов, говорится также в рекомендательном письме Министерства образования и науки.

Субъекты Российской Федерации в рамках имеющихся полномочий вправе предусмотреть оказание поддержки нуждающимся семьям при их выборе получения образования в семейной форме. Субъектом Российской Федерации может быть введена для таких семей компенсация в качестве меры социальной поддержки.

Письмо Минобрнауки России от 15 ноября 2013 года

  1. Перевестись на семейное образование.
  2. Прикрепиться к школе и заключить с ней договор, где будет прописан размер компенсации и порядок её выплаты.
  3. Если школа отказывает в заключении такого договора, обратиться в управление образования региона.

«Домашняя школа Фоксфорда» поддерживает семьи на семейном образовании. Юрист и координаторы проекта готовы помочь вам с переходом на СО и оформлением документов. Для более подробной консультации заполните следующую форму.

  1. Региональный материнский капитал в Воронежской области – 125 919.

    Право на маткапитал возникает при рождении ребенка (детей), имеющего гражданство Российской Федерации, у женщин, имеющих гражданство Российской Федерации, родивших третьего и каждого последующего ребенка с 01.01.2017 г по 30.11.2019, постоянно проживающих на территории Воронежской области не менее одного года на момент рождения третьего и каждого последующего ребенка, из числа семей, имеющих по независящим от них причинам среднедушевой доход, размер которого не превышает величину прожиточного минимума в Воронежской области.

    Закон Воронежской области от 20.12.2019 N 154-ОЗ «Об областном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов».

  2. Региональный материнский капитал в Воронежской области – 150 000.

    Право на получение регионального материнского капитала возникает при рождении ребенка, имеющего гражданство Российской Федерации, у женщин, имеющих гражданство Российской Федерации, родивших третьего и каждого последующего ребенка с 1 декабря 2019 г по 31.112.2022 г, постоянно проживающих на территории Воронежской области не менее одного года на момент рождения третьего и каждого последующего ребенка, из числа семей, имеющих по независящим от них причинам среднедушевой доход, размер которого не превышает 2-кратную величину прожиточного минимума в Воронежской области.

    Закон Воронежской области от 14.11.2008 N 103-ОЗ «О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Воронежской области».

Пособия рассчитаны исходя из коэффициента инфляции 4,9 % (Постановление Правительства РФ № 73 от 28 января 2021 года «Об утверждении коэффициента индексации выплат, пособий и компенсаций в 2021 году»).

Часть пособий зависит от федерального МРОТ, который с 1 января 2021 года равен 12 792 рубля в месяц (Федеральный закон от 29.12.2020 № 473-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»).

  1. Единовременное пособие по беременности и родам, работающим женщинам — Зависит от зарплаты
  2. Единовременное пособие работающим женщинам за постановку на учет в ранние сроки беременности — 708,23
  3. Единовременное пособие по беременности и родам, в месяц — 708,23
  4. Пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских организациях в ранние сроки беременности — 708,23
  5. Условия труда беременных женщин. Это снижение норм выработки, сокращение рабочего времени, запрет на увольнение и другие поблажки
  6. Родовой сертификат (положен всем женщинам) — на сумму 12000 рублей.

    Родовой сертификат позволяет женщине выбрать медицинское учреждение, где она будет наблюдаться во время беременности, рожать, наблюдать ребенка.

Установить в Воронежской области денежную компенсацию семейного образования

  1. Единовременное пособие при рождении ребенка — 18 886,32
  2. Ежемесячное пособие по уходу за ребенком до полутора лет работающим женщинам — Зависит от зарплаты
  3. Минимальное ежемесячное пособие по уходу за ребенком до полутора лет — 7 082,85
  4. Ежемесячная выплата в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка (до 3 лет) — 9 375 (Региональный прожиточный минимум в Воронежской области для детей за 2 квартал 2020 г).

    Выплачивается малоимущим семьям (среднедушевой доход семьи не должен превышать 2-кратную величину регионального прожиточного минимума трудоспособного населения за 2 квартал 2020 года).

  5. Ежемесячная компенсационная выплата матерям, имеющим детей в возрасте до трех лет (за счет средств работодателя) — 50

    С 2020 года данная выплата отменена. Право на ее получение осталось у следующих граждан:

    1. которым выплата была назначена до 01.01.2020 года;
    2. находящимся в отпуске по уходу за ребенком родившимся не позднее 31.12.2019 года (речь идет о родственниках фактически осуществляющим уход за ребенком и женщинах — военнослужащих).
  6. Ежемесячная выплата на детей от 3 до 7 лет — 4 687,50 (50% регионального прожиточного минимума в Воронежской области для детей за 2 квартал 2020 г).

    Выплачивается из федерального и регионального бюджета, если размер среднедушевого дохода семьи не превышает величину прожиточного минимума на душу населения, установленную в субъекте Российской Федерации за 2 квартал 2020 года.

  7. Единовременное денежное поощрение лиц, награждаемых орденом «Родительская слава» — 100 000
  1. Единовременное пособие беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву — 29 908,46;
  2. Ежемесячное пособие на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву — 12 817,91
  3. Ежемесячное пособие детям военнослужащих и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, погибших (умерших), пропавших без вести при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей) — 2 565,93.

    Назначение пособия осуществляется пенсионными органами Министерства внутренних дел РФ по месту получения пенсии по случаю потери кормильца. Пособие проиндексировано с 01.01.2021 г. (коэффициент индексации — 1,037).

  4. Ежегодное пособие на проведение летнего оздоровительного отдыха детей военнослужащих по призыву и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, погибших в связи с выполнением задач в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике (на тер. Северного Кавказа) — 27 224,52
  1. Материнский (семейный) капитал:
    • 483 881,83 — если право на материнский капитал возникло до 01.01.2020
    • 483 881,83 — на первого ребенка в случае его рождения (усыновления) начиная с 01.01.2020. Материнский капитал увеличивается на 155 550 рублей, в случае рождения (усыновления) второго ребенка начиная с 01.01.2020 при условии, что первый ребенок был рожден (усыновлен) не ранее 01.01.2020 (итого — 639 431,83 рублей)
    • 639 431,83 — на второго или третьего ребенка или последующих детей в случае его (их) рождения (усыновления) начиная с 01.01.2020 при условии, что ранее право на материнский капитал не возникало.
  2. Ежемесячная выплата из средств материнского капитала на второго ребенка (до 1,5 лет) — 9 375 (Региональный прожиточный минимум в Воронежской области для детей за 2 квартал 2020 г)

Многие путают или объединяют понятия семейное образование и домашняя учеба. Обучаться дома можно только по состоянию здоровья. В этом случае образовательным процессом полностью занимается ответственная школа. Домой к ребенку приходят учителя и проводят с ним уроки, проверяют задания и выдают аттестат.

Под семейным образованием надлежит понимать добровольную процедуру, когда родители забирают ребенка со школы учиться под их присмотром. В этом случае школа не участвует в обучении ребенка, а только проводит проверку его знаний – аттестацию.

Чтобы перейти на семейное образование, не нужно никаких дополнительных причин, кроме желания самих родителей.

Детские пособия в Воронежской области в 2021 году

В том случае, если ребенок еще не учился в школе, а только должен идти в первый класс, писать заявление директору не нужно. Следует сразу же идти в Департамент образования и там писать специальное уведомление.

Сотрудник организации проведет с родителями беседу, и если он решит что их решение обдуманное и правильное, то направить в определенную школу. В этом учебном заведении ребенок будет проходить аттестации.

Каждая школа имеет свой Устав, в котором прописаны правила аттестации. Это значит, что в одном учреждении она может проходить каждую четверть, в другом – раз в год. Некоторые школы выбирают блочную систему для сдачи экзаменов, другие хотят, чтобы ребенок сдавал все контрольные работы.

Процедура обучения первоклассников на семейном образовании должна состоять из таких шагов:

  1. Изучить правила и Уставы местных школ.
  2. Попасть на прием в Департамент образования, заполнить уведомление.
  3. Согласовать прикрепление к школе с сотрудниками Департамента.
  4. Получить направление в образовательное учреждение для вступления на экстернат.
  5. Согласовать все необходимые моменты с директором школы.

В школе нужно будет написать заявление об аттестации. К этому аспекту следует отнестись очень внимательно, так как установленным в нем моментам придется следовать. Практически всегда для проведения всех аттестаций следует написать только одно заявления, но в некоторых школах просят писать заявление для каждой аттестации по отдельности.

Аттестация учеников бывает нескольких видов:

  • текущая;
  • промежуточная;
  • итоговая (государственная).

Для лиц, которые проходят обучение в семейной форме, не проводится текущая аттестация. Для получения возможности сдавать промежуточную и итоговую аттестацию в школе, ребенок туда оформляется экстерном.

Статья 44 действующего закона об образовании возлагает всю ответственность за обучение ребенка на семейной форме на его родителей или опекунов. На школу возлагается ответственность только за организацию процедуры аттестации.

Действия должностных лиц, которые не являются правомерными, или же их бездействие могут быть обжалованы родителями в суде. Об этом говорится в статье 45 закона об образовании.

Где можно найти образец заявления о переходе на семейную форму обучения? Такой бланк можно взять на сайте Департамента образования. Документ следует адресовать директору школы. В тексте нужно указать посылания на законодательные акты, опираясь на которые происходит переход.
Новое законодательство относит семейное образование к формам обучения вне образовательных учреждений. Насколько это хорошо или плохо? В статье 17 нового закона указано, что семейное образование считается таким, что происходит вне школы. Это следовало и из норм старого закона, но было описано не так четко. Это приводило к тому, что школы считали возможным контролировать образовательный процесс в семье.В новом же законе четко указано, что обучение происходит за пределами школы, а значит, школа в него вмешиваться не имеет права. Это нововведение делает закон более ясным и устраняет двусмысленности.
Имеют ли дети, учащиеся в семье, отношение к школе? Имеют, но уже не в качестве непосредственных учеников, а только как аттестующиеся. В законе сказано, что аттестация происходит экстерном, а дети имеют право проходить ее бесплатно. Экстерны хоть и являются по закону обучающимися в образовательном учреждении, но они не считаются учащимися.
Обязательным ли условием считается согласование аттестации? Нет, но специалисты настоятельно рекомендуют это сделать. В таком случае родители будут точно знать, когда и какой экзамен ждет на ребенка. В ином случае можно слишком поздно узнать, что учителя уже заняты и некому принимать аттестацию. Дата может переноситься раз за разом, что не принесет комфорта ни родителям, ни ребенку.
Что можно предпринять, если директора школы нет на месте в часы приема, а больше никто не хочет принимать заявление? Заявление можно отправить по почте заказным письмом с уведомлением о том, что его уже вручили. Так не придется ждать на директора и родители будут полностью уверены в том, что документ дошел до адресата.
Когда ребенку уже не нужно будет посещать школу? Дату перехода на семейное обучение сообщит Департамент образования. С этого времени ходить в школу уже будет не нужно.
Сколько раз в год ребенку нужно будет посещать школу? Во-первых, необходимо будет приходить на аттестации. Их количество оговаривается в договоре. Во-вторых, ребенок сможет посещать школьную библиотеку и общешкольные мероприятия, но это уже полностью добровольно.
Какие права получает ребенок, пребывающий на семейном обучении? Ребенок может бесплатно получать учебники, пользоваться библиотекой, а также принимать участие в школьных мероприятиях. Кроме того, у семейного ученика есть право на консультации перед аттестацией. На каждый предмет выделяется по два часа.
Можно ли в таком случае оформить справку, что ребенок является учеником образовательного учреждения? Это возможно только в том случае, если ребенок зачислен в школу как экстерн. В ином случае он не будет считаться контингентом школы, поэтому и звания школьника у него не будет.
Как получить компенсацию за обучение ребенка на семейной форме? Это очень сложная процедура, так как компенсацию выплачивают не в каждом учебном заведении. О возможности получения подобных выплат стоит узнавать в местном Департаменте образования.

Внимание!

  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.

Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

10-летний Олег Кузьмин — очень серьёзный и не по годам рассудительный ребёнок. А вот с детским садом не сложилось — мальчик не только часто болел, он плохо ел в саду, а каждое утро начиналось с истерики.

— Мы пошли к психологу, и она сказала: «Несадовский ребёнок, водите лучше в кружки», — рассказывает Евгения. — Больше Олег не ходил в садик, мы начали заниматься в разных студиях. А потом я подумала: а может, мы и в школу не пойдём? А что касается общения — Олегу вполне хватает его и в кружках.

Юлия Торлопова и её 7-летний сын Миша только начали обучение по семейной форме. Она вспоминает, что сын постоянно хворал в садике, и школа началась с болезней и стрессов.

— Я ещё во время беременности задумывалась о семейном обучении, — рассказывает Юля, — Так как у меня своё дело, магазин, то я могу сама планировать время. Школьная система, на мой взгляд, имеет ряд недостатков – отсутствие индивидуального подхода, большое количество детей в классах, обязаловка. Давая одинаковую программу очень разным детям, наша школа не учитывает их личных склонностей и особенностей развития. Главное, чему там учат – строго следовать правилам и всё заучивать. К сожалению, школа не даёт детям навыков мотивации, самоорганизации, не помогает с выбором профессии. Я, будучи покладистым ребенком, закончив её, не представляла даже, кем хочу быть…
В общей сложности мы отходили в школу 3 недели. Этого времени хватило, чтобы энтузиазм ребенка учиться практически полностью угас. Сын искренне не понимал, зачем для получения знаний нужно обязательно идти к 8 утра, сидеть там в неподвижном состоянии за партой, и, что самое главное, заново учиться делать то, что он к этому времени уже и так умел, в итоге захворал. И я ему сказала: «Завтра в школу не пойдём!» Он тут же выздоровел, хотя не притворялся, действительно сильно кашлял и температурил! Больше мы теперь совсем не болеем. А вот родители, узнав о моём решении, неделю со мной не разговаривали. И до сих пор надеются, что я брошу это «баловство»: «Ты что, учитель? Ты уверена, что сможешь организовать ребёнка?» — говорят они.

Руководитель бюро переводов Анастасия Седых вспоминает, как три года накануне первого сентября назад её муж, бизнес-консультант Сергей уверенно заявил: «Я не хочу отдавать сына в школу!»

— И я глубоко задумалась, — рассказывает мама троих детей, — Понимаете, и садик, и школа – это лишь иллюзия безопасности и контроля. Потому что твоего ребёнка там могут обижать, а никому нет дела. И социализация такая, я считаю, не слишком полезна. Общаться имеет смысл с единомышленниками, а не со «случайными» людьми, которые оказались вместе с тобой в классе. Ярик, наш старший сын, с детства ходит на аккордеон, на теннис, в кружок зоологии, на китайский. Мы, взрослые можем выбирать себе круг общения. А дети-школьники – нет!

Анастасия с мужем начали обзванивать близлежащие школы, чтобы прикрепиться. Но им отвечали: у нас такой формы обучения нет.

— В районном управлении образования нам посоветовали не настаивать и не заставлять школы брать нас, от этого одни сложности, — рассказывает Анастасия, — И посоветовали школу №87 со спортивным уклоном, где много ребят учатся экстерном и на дому. А впоследствии мы перешли на дистанционное обучение в «Центре обучения детей и взрослых» Ленинградской области. Всё-таки на аттестацию нам приходилось ходить в школу, я вынуждена была «натаскивать» Ярика, чтобы он написал контрольную за 40 минут. У него хорошая голова, но он «медленно запрягает». Поэтому когда его торопят, у сына начинается паника. В общем, проходить аттестацию дома, дистанционно как-то спокойнее.

Увеличение пособия происходит двумя способами: повышается базовый размер пособия либо базовый размер остается прежним, но индексируется на коэффициент инфляции. Вот некоторые «вехи» увеличения пособий:

  • С 1 января меняется размер материнского капитала в связи с индексацией;
  • С 1 февраля индексируются некоторые федеральные пособия (перечень ниже);
  • С даты изменения МРОТ и ПМ меняются «привязанные» к ним пособия;
  • С даты вступления в силу акта об увеличении размера пособия или с даты, указанной в этом акте.

Увеличение выплаты на ребенка от 3 до 7 лет

Повышенное пособие на детей от 3 до 7 лет в размере 75 и 100% от детского прожиточного минимума в регионе получат только особо нуждающиеся семьи, чей среднедушевой доход даже с учетом ежемесячных поступлений пособия не достигает отметки прожиточного минимуму. Базовый размер пособия тоже изменится, но незначительно. Его увеличение произойдет за счет повышения ПМ на ребенка в регионе на 2021 год.

Увеличение других пособий в регионах
С конца 2020 и в начале 2021 года некоторые регионы уже приняли решения об увеличении детских пособий. Например, в Ивановской области, Москве и ряде других регионов действуют новые размеры пособий и выплат уже с 1 января текущего года. Новые размеры будут опубликованы на сайтах региональных соцзащит.

Семейное образование в Воронеже: 150 детей вместо школы учатся только дома

Закон предусматривает, что получить семейное образование могут дети до 9 класса, после чего разговор уже идет о самообразовании. Родители, узнав об этом, считают, что семейное обучение доступно только до получения общего образования, но это не так. На самом деле, речь идет о том, что до достижения ребенком определенного возраста процесс обучения происходит при непосредственном участии родителей, а по окончании 9 класса подростки могут сами решать, что выбрать: семейное образование, самообразование или смешанную форму обучения. Все дело в том, что дети выросли, и некоторые предметы могут изучать уже самостоятельно.

Родители должны отличать семейное образование от домашнего обучения. Последнее назначается в случае отсутствия у ребенка возможности посещать школу (по инвалидности, к примеру). В этом случае обучением занимаются не родители, а учителя, приходящие на дом к ученику.

Плохого в том, что родители сами дадут образование ребенку, нет, особенно если они имеют педагогическое образование и много свободного времени. В этом случае родители должны четко осознавать, что вся ответственность за качество образования и результаты аттестации ложится на них. Родители сами должны выбирать программу обучения, давать ребенку задания и проверять их исполнение, а на это уходит немало времени.

Не стоит забывать также о том, что образование на дому происходит в свободной форме, а это означает, что ребенок не будет чувствовать ответственности, откладывать выполнение задания «на завтра», а еще ребенку нужно общение со сверстниками. С другой стороны, все внимание преподавателей, а в их роли выступают родители, уделяется одному ученику, а это, в случае достаточной подготовки родителей, благотворно действует на качество образования.

К сожалению, большинство школ категорически не хочет терять деньги, вернее, передавать их родителям. Поэтому вместо семейного образования ребёнка чаще оформляют на домашнее или экстернат. Но тут надо помнить о своих правах. Существует «Закон об образовании» и приложение к нему «О получении образования в семье», где чёрным по белому написано, что любой родитель может воспользоваться правом дать ребёнку семейное образование, которое должно быть профинансировано учредителем учебного заведения. Школы же соглашаются «отпустить» ребёнка на семейное образование лишь тогда, когда родители пишут отказ от денег, что незаконно.

Новый закон «Об образовании», принятый в 2013 году оставил для администрации школ множество лазеек, которые они при желании используют. Теперь все расходы по образованию несут сами субъекты федерации, а значит именно они должны принять постановление о выплатах компенсаций. Такие «местные» законы приняты не везде, что усложняет родителям получение компенсаций за семейное образование ребёнка.

Индексация детских пособий в 2021 году в Воронежской области

Семейное образование практикуется в России достаточно давно и его популярность постоянно растет. Такой формат выбирают тот, кто:

  • дорожит своим временем;
  • недоволен качеством образования или психологической обстановкой в обычной школе;
  • много путешествует и вынужден пропускать занятия;
  • имеет проблемы со здоровьем.

Это совершенно законно с точки зрения российского законодательства.

Ранее вопросы выплат за семейное образование родителям оговаривались на уровне федерального законодательства. Однако еще в двухтысячных годах подобные регламенты были отменены.

В последней редакции закона «Об образовании», которая была разработана в 2012 г., возможность компенсации не исключается, однако решение о выплатах принимают отдельно в каждой области России.

На практике с выплатами за семейное образование возникают проблемы даже в тех регионах, где они утверждены на местном уровне. Например, в Омской области компенсацию узаконили в 2013 г., но спустя несколько лет решили отменить. В 2016 г. даже подготовили соответствующий законопроект, но все же решили оставить все по-прежнему.

В Пермском крае, ситуация более стабильная. Этот регион считается прогрессивным в части домашнего образования. Родители в Прикамье не только получают компенсацию, но и кооперируются, открывая мини-школы.

Поскольку нормы о денежной компенсации за семейное образование при обучении ребенка на дому не закреплены на федеральном уровне, в каждом субъекте РФ складывается своя ситуация. В одних областях разворачиваются настоящие судебные баталии, а в других – противоречия урегулированы местными законами.

Теоретически, оформить компенсацию можно следующим образом:

  1. Подготовить и отправить официальные уведомления о переходе на семейное образование.
  2. Прикрепить ребенка к школе для прохождения промежуточной аттестации.
  3. Заключить со школьной администрацией договор о размере и порядке компенсационных выплат.

Если в школе вам откажут в компенсации, то запрос можно перенаправить в местное управление образованием. Там родителям должны выдать официальное заключение чиновников, объясняющие причины отказа.

Рекомендательные формулировки законодательства РФ насчет компенсации за домашнее обучение ребенка оставили множество лазеек. Директора школ используют это по своему разумению и на практике, школьная администрация имеет возможность отказать в осуществлении выплат. Некоторые директора упирают на то, что дети действительно имеют полное право получить бесплатное образование. Для этого достаточно ходить на уроки в школу. Никаких обязательных компенсаций при домашних занятиях законодательством не предусмотрено.

В данном случае, родителям, при отстаивании своих интересов, следует упирать на то, что средства из госбюджета учебным учреждениям выделяют на обучение всех школьников РФ. Независимо от формы получения образования. Идея лишить этих выплат ученика, который находятся на семейном образовании, выглядит, по меньшей мере, нелогично, а по сути, противоречит ст. 43 Конституции РФ.

Если в учебном заведении вам твердо отказали в компенсации, с соответствующим заявлением стоит обратиться в органы управления по вопросам образования. Если отказ получен и там, но вы настроены решительно, можно подать исковое заявление в суд. Главное, подготовить доказательную базу и убедительно отстаивать свои позиции.

Разумеется, было бы намного удобнее, если бы единую норму в отношении компенсации «семейникам» выработали и закрепили на федеральном уровне. Тогда этот вопрос не вызывал бы столько споров. Однако пока родителям остается только ожидать подобное решение и настойчиво его добиваться.

Законом не запрещается переводить детей на семейную форму обучения — это могут сделать абсолютно все. Полученные дома знания проверяются на государственных экзаменах — их сдача обязательна для получения аттестата. Среди самых распространенных причин, из-за которых родители отказываются от традиционного образования для своего ребенка:

  • школьная программа дается слишком легко — умственно продвинутым детям посещать обычные уроки скучно и нецелесообразно;

  • плохие отношения со сверстниками и преподавателями — если ребенок, в силу особенностей своей внешности или характера, терпит постоянные насмешки, упреки, угрозы со стороны одноклассников и даже учителей, обучение дома будет для него более комфортным и безопасным;

  • ограниченные возможности или болезнь — в силу такой причины родители должны не только обеспечить достойный уровень образования, но и предотвратить психологические проблемы своего чада, которые неизбежно возникнут, если в обществе он будет не таким, как все;

  • тяжелое материальное положение или специфический рабочий график, из-за которых родители не могут водить детей в школу.

Какой бы ни была причина, семейное образование ничуть не хуже традиционного, но при условии, что родители отдают себе отчет в уровне принимаемой на себя ответственности. Получить в этом случае компенсацию достаточно непросто, поэтому асоциальным людям нет смысла гнаться за финансовыми выплатами в ущерб развитию своего ребенка.

Семейное образование стремительно набирает популярность, и отнюдь не из-за шанса получить материальную помощь. Многих родителей не устраивают школьные программы, они хотят обучать детей по-своему, и потому забирают их со школ, собственноручно формируя особый учебный процесс. Чем чаще всего аргументируют люди решение перейти на семейную форму обучения:

  • родители имеют высшее образование, хорошие знания и широкий кругозор, а потому могут самостоятельно обучать, не уступая школьным преподавателям;

  • возможность организовать быт по собственному усмотрению — в современном обществе все больше людей работают удаленно, через Интернет, что позволяет проводить с ребенком больше времени и составлять график учебы удобный для всех;

  • разбираясь в тонкостях детской психологии, родители не хотят доверять развитие своих детей учителям, работающим по шаблонам;

  • желание расставить приоритеты в занятиях — больше времени уделять тому, что ребенку интересно, и что, по мнению родителей, наверняка пригодится ему в жизни.

Многие приходят к единому мнению, что семейное образование позволяет максимально подготовить детей к реальной жизни, приучить их к самостоятельным занятиям, критическому мышлению. Если родители уверены в своих силах и готовы взять на себя ответственность, их ребенок нисколько не уступит тем, кто окончит 11 классов школы. А материальная компенсация, если таковую удастся получить, будет лишь приятным бонусом.

  • Новости ЕГЭ
  • Нацпроект «Образование»
  • Советы студенту
  • Дистанционное обучение
  • Рождение второго ребёнка женщиной в возрасте до 28 лет на момент рождения второго ребёнка (в случае смерти матери выплату может получить отец);
  • Постоянное проживание на территории Воронежской области не менее одного года на момент рождения второго ребенка.

Обратиться за выплатой нужно не позднее шести месяцев со дня рождения второго ребенка!!!. При рождении мёртвого ребенка выплата не назначается.

В период с 1 января 2012 года по 31 декабря 2016 года:

  • женщина, родившая (усыновившая) третьего ребёнка или последующих детей;
  • мужчина, являющийся единственным усыновителем третьего ребёнка или последующих детей, если решение суда об усыновлении вступило в законную силу;
  • отец (усыновитель), если женщина теряет право на получение РМК;
  • в случае утраты права матери и отца на получение РМК — ребёнок (или дети в равных долях), не достигший совершеннолетия, и (или) совершеннолетний ребёнок (дети в равных долях), обучающийся по очной форме обучения в образовательной организации (за исключением организации дополнительного образования), до окончания такого обучения, но не дольше чем до достижения им возраста 23-х лет.

С 1 января 2017 года в закон были внесены изменения. Теперь усыновлённые дети не учитываются, а среднедушевой доход семьи не должен превышать величину прожиточного минимума в Воронежской области:

  • мать, родившая третьего и каждого последующего ребёнка;
  • отец, если мать теряет право на получение РМК;
  • в случае утраты права матери и отца на получение РМК — ребёнок (или дети в равных долях), не достигший совершеннолетия, и (или) совершеннолетний ребёнок (дети в равных долях), обучающийся по очной форме обучения в образовательной организации (за исключением организации дополнительного образования), до окончания такого обучения, но не дольше чем до достижения им возраста 23-х лет.

С 1 декабря 2019 года в закон опять были внесены изменения. Теперь среднедушевой доход семьи не должен превышать двухкратную величину прожиточного минимума в Воронежской области:

  • мать, родившая третьего и каждого последующего ребёнка;
  • отец, если мать теряет право на получение РМК;
  • в случае утраты права матери и отца на получение РМК — ребёнок (или дети в равных долях), не достигший совершеннолетия, и (или) совершеннолетний ребёнок (дети в равных долях), обучающийся по очной форме обучения в образовательной организации (за исключением организации дополнительного образования), до окончания такого обучения, но не дольше чем до достижения им возраста 23-х лет.

При возникновении права на получение регионального материнского капитала не учитываются дети, в отношении которых претенденты на получение РМК были лишены родительских прав или в отношении которых было отменено усыновление, а также усыновленные дети, которые на момент усыновления являлись пасынками или падчерицами данных лиц.

Право на РМК возникает со дня рождения (усыновления — до 2017 года) третьего и каждого последующего ребёнка независимо от периода времени, прошедшего с даты рождения (усыновления) предыдущего ребёнка (детей), и может быть реализовано не ранее чем по истечении двух лет со дня рождения (усыновления) третьего и каждого последующего ребёнка.

Можно не ждать истечения двух лет, если РМК направляется:

  • на уплату первоначального взноса и (или) погашение основного долга и уплату процентов по кредитам на приобретение (строительство) жилого помещения, включая ипотечные кредиты;
  • на приобретение товаров и услуг, предназначенных для социальной адаптации и интеграции в общество детей-инвалидов;
  • на оплату платных образовательных услуг по реализации образовательных программ дошкольного образования;
  • на оплату иных связанных с получением дошкольного образования расходов.

Несмотря на масштаб строительства и расширения школ, борьбы властей с перегруженностью и второй сменой, в городе существует тенденция перехода на семейное образование. В 2016-2017 учебном году таких детей было 115 человек, в прошлом – 141 человек, а в нынешнем их количество выросло до 182.

С другой стороны, растет и число учеников в воронежских школах. Так, в 2013-2014 учебном году их количество составило 80,7 тыс. человек (из них первоклассников – 8,6 тыс.), а в текущем – уже 102,5 тыс. учеников (11,2 тыс. первоклашек).

Семейное образование часто путают с домашним обучением. На самом деле это совершенно разные вещи. Ребенок, находящийся на домашнем обучении, не посещает школу из-за состояния здоровья на основании выданных медицинским учреждением заключений. По данным пресс-службы мэрии, по состоянию на 20 сентября 2018 года домашнее обучение организовали для 506 детей.

Семейным обучением называют получение знаний дома, но при этом общеобразовательное учреждение не контролирует учебный процесс. Необходимо лишь регулярно подтверждать уровень образования промежуточной и итоговой аттестацией.

Корреспондент «Времени Воронежа» пообщался с матерями, чьи дети находятся на семейном обучении, и выяснил, почему они решили отказаться в свое время от школы. А также узнал, какие есть плюсы и минусы семейного образования.

Десятилетняя дочь Клары Михайлусь год находилась на семейном образовании, а с сентября этого снова вернулась в четвертый класс воронежского лицея №1. Мать призналась, что решила попробовать такой вид образования в надежде решить некоторые проблемы со здоровьем ребенка.

– При наших диагнозах можно обучаться и в школе, но мне показалось, что перейдя на семейное образование, эффект от лечения будет лучше. Ведь можно было больше времени уделять процедурам, находясь в комфортной домашней обстановке. Никаких конфликтов с детьми, боязни школы или особых нервных переживаний у нее не было, но захотелось попробовать. Аттестацию дочь проходила каждую четверть в своей школе и у своего учителя, – рассказала Клара Михайлусь.

К плюсам семейного образования мама девочки отнесла индивидуальный план и скорость прохождения материала, большое количество свободного времени на другие занятия, отсутствие необходимости носить тяжелый рюкзак, контроль за здоровьем ребенка (принятие лекарств, нормирование отдыха, нормальная еда), а также экономию на школьной форме и других принадлежностях.

– Еще один существенный плюс – это качество усеваемого материала. Всегда есть возможность вернуться к непонятому материалу и разобрать его. Я очень прониклась к учительскому труду. Поняла, что довольно сложно быть учителем, особенно когда в классе 27 маленьких «я», к каждому индивидуальный подход подобрать невозможно. Но стремиться к этому нужно. Поэтому все очень индивидуально. Кому-то подходит семейное обучение, кому-то нет. Кто-то по- другому и не может учиться. Все-таки хорошо, что есть возможность такого образования. Я рада, что в нашей семье был подобный опыт, и не исключено, что когда-либо мы вернемся к нему, – пояснила Клара Михайлусь.

Мама девочки назвала и отрицательные стороны такого образования. Ведь ребенку трудно настроиться первое время на новый лад. А также если обучать не самостоятельно, а нанимать учителей, репетиторов, то экономии не будет, а наоборот предстоят существенные траты.

– Еще один огромный минус – это отсутствие общения со сверстниками. Дочь заскучала по одноклассникам. В конечном итоге это и перевесило все плюсы, и мы решили вернуться в школу, – призналась Клара Михайлусь.

Сын Людмилы Котолевской с шести лет находится на семейном образовании. Сейчас ему восемь, он проходит программу третьего класса. Она считает, что единственный недостаток семейного образования в том, что ребенок постоянно находится дома. В остальном же только преимущества.

– Школа занимает огромное количество времени. У моего ребенка гораздо больше времени, чем у его сверстников. Сын успевает ходить на различные кружки, заниматься рисованием, танцами, карате. Что касается самой системы школьного образования, то она построена так, что дети не могут сами выполнить домашнее задание в начальной школе. У всех детей есть сначала тяга к знаниям, просто эта система многих отбивают желание учиться, – пояснила Людмила, она не хочет пока отдавать сына в школу. – Ребенок на семейном обучении достаточно легко все схватывает. Если я вижу, что он не понял, я объясняю до тех пор, пока ребенку станет понятно. Я считаю, что в школе ему и мне легче не будет. Он будет приходить из школы, и мне придется заново все с ним проходить.

Сын Людмилы Котолевской в течение года сдает аттестацию в Санкт-Петербургской частной школе. Мама ребенка рассказала, что раньше практически невозможно было прикрепиться к воронежским школам для того, чтобы там проходили аттестацию дети на семейном образовании. Сейчас же есть возможность прикрепиться и к частным, и к государственным школам.

– Когда мы три года назад только начинали, в Воронеже все крутили у виска. Я обзвонила все частные школы, потому что в обычные я даже не пыталась обращаться с этим вопросом. Раньше в Воронеже практически никого не было на семейном образовании, даже не с кем было поговорить об этом, не к кому обратиться. Сейчас же очень много семей, которые выбирают такой способ обучения, даже прикрепляются к общеобразовательным государственным школам. Но я также продолжаю дистанционное, потому что мне это удобно. Тем более мы платим всего 9,5 тыс. рублей за год за всю аттестацию, за все предметы, – поделилась Людмила Котолевская.

Руководитель АНО «Центр «Спика»», автор проекта «Дом семьи» и мать шестерых детей Елена Яковец считает хорошим как семейное, так и школьное образование. По ее мнению, в семейном обучении проще учесть интересы ребенка, его склонности, дать возможность заниматься дополнительно тем, что ему нравиться.

– Основная сложность связана с тем, что ответственность за обучение ложится на родителей и им приходится проделывать немалую работу, чтобы или самим заниматься с ребенком, или подыскивать хороших преподавателей,репет��торов или подходящие ресурсы в интернете, – считает Елена Яковец.

«Время Воронежа» опросила более десяти воронежских семей, и в каждой большим минусом современных общеобразовательных школ назвали переполненность классов. При нормативе в 25 учеников в них учатся по 30-35 детей. Особенно сложно детям из начальной школы. Учителя тоже не успевают уделять внимание каждому ребенку. По словам матерей, их детям не достается тех знаний, какие они должны были получить. Им приходится заново с проходить школьную программу дома, заниматься по несколько часов дополнительно.

Возможно, с расширением и строительством новых школ исчезнет переполненность в классах, учителя смогут прорабатывать материал с каждым учеником. И родители задумаются о возвращении своих детей в образовательные учреждения города.

Автор: Эльвира Бутырина

В Воронеже около 10 частных школ. Обучение в них в среднем стоит от 16 до 23 тыс. рублей в месяц. Но этим траты не ограничиваются. К примеру, чтобы стать учеником школы «Мариоль», родителям необходимо внести вступительный взнос – 60 тыс. рублей. Обучение в школе стоит более 266 тыс. рублей в год, или 22,2 тыс. в месяц.

При таком очевидном минусе, как дороговизна, у частных школ есть несомненные преимущества. Это углубленное изучение иностранных языков (порой – нескольких), свои театральные студии и художественные мастерские, свой бассейн и малочисленные классы. По словам Богдана Степового, чей сын учился в «Мариоле», в классе было по 12-13 детей. В классе бывшего выпускника частной школы «Гармония» Дмитрия Попернацкого – всего четыре ученика, в отличие от обычной школы, где в классе бывает и по 40 человек. Следствие малочисленности – индивидуальный подход учителя к каждому ребенку.

Обучение на дому возможно как по медицинским показаниям, так и по желанию родителей. Список заболеваний, по которым дети могут обучаться на дому, регламентирует приказ министерства здравоохранения. Эта форма обучения практикуется с советских времен – дети болели всегда.

– Есть такие заболевания, когда дети не встают с кровати. Мы обучали одного мальчика в течение десяти лет. У него был церебральный паралич. За несколько месяцев до окончания школы он умер, – рассказала замдиректора по учебно-воспитательной работе школы № 28 Ирина Козберг. – Сейчас у нас один мальчик получил такую справку на полгода из-за того, что у него тяжелый компрессионный перелом позвоночника. И если ребенок живет недалеко от школы, учителя будут ходить к нему домой. Такие занятия школе оплачивает государство. Конечно, выполнить всю образовательную программу в таком формате невозможно: к примеру, если первоклассники учатся 21 час в неделю, то эти дети – только восемь часов.

Семейное образование (или хоумскулинг) пользуется популярностью у продвинутых родителей. Часто это многодетные семьи, живущие в мегаполисах. Как отметила Ирина Козберг, семейное образование в основном выбирают родители детей, серьезно занимающихся спортом, их жизнь проходит в сложных тренировках и поездках на соревнования. Также предпочтение семейной форме обучения выбирают родители детей, у которых произошла ранняя профессиональная ориентация. Например, если в семье приняли решение, что ребенок будет музыкантом или артистом.

В соцсети «ВКонтакте» есть несколько групп приверженцев хоумскулинга. В сообществе «Дневник хоумскулера» приводятся цитаты известных людей с нелестными высказываниями о школе. «Школа готовит нас к жизни в мире, которого не существует» (Альбер Камю), «Я никогда не позволял, чтобы мои школьные занятия мешали моему образованию» (Марк Твен), «Школа — это место, где шлифуют булыжники и портят алмазы» (Роберт Ингерсолл). В пользу семейного образования хоумскулеры приводят несколько аргументов. Во-первых, дети учатся по своим биологическим часам: когда хотят и как им удобно. Во-вторых, дома исключено насилие со стороны педагогов и сверстников. Наконец, родители контролируют моральные, этические и религиозные воззрения своего ребенка.

Татьяна Лобачева – еще одна мама-хоумскулер. Они с мужем занимаются бизнесом и достаточно много времени проводят дома с детьми.

Идея получать образование в семье к Татьяне пришла тоже после подготовки к школе. Туда ребенок пришел, уже умея читать и писать, и на трехчасовых занятиях повторял уже пройденное.

– Педагог дал мне понять, что учить в школе никто не собирается, вся ответственность лежит на родителях, – рассказала Татьяна. – Нам стало жалко времени, в том числе потраченного на дорогу в школу. Мы решили использовать его на дополнительные занятия спортом, в театральной студии, художественной школе, для прогулок на свежем воздухе. Все наши знакомые, чьи дети ходят в школу, жалуются на то, что ребенку некогда погулять. С первого класса все начинают по максимуму водить детей на кружки, а ко второму – выдыхаются, потому что им тяжело.

Сын Татьяны пошел во второй класс. Сидя дома, обучается в Новосибирске, где находится головной офис центра дистанционного обучения «Экстерн-офис».

– Центр является посредником между школой и родителями, облегчает процесс взаимодействия со школой, ведет документацию и предоставляет доступ ко всем учебным материалам, – объяснила Татьяна. – Список вопросов для контроля знаний ребенка представлен в виде тренажера. Это удобно тем, что ребенок самостоятельно выполняет домашнее задание, а родителям не надо с головой уходить в поиск учебников.

Личное дело — это папка с документами, куда вносят основные данные об ученике. Помимо личных сведений там отмечают, что ребенок освоил базовую общеобразовательную программу за один класс в определенной школе и может начинать учиться в следующем. Еще там есть сведения об оценках за все годы. На основе личного дела в девятом и одиннадцатом классе ученикам выдают аттестат о среднем образовании.


Похожие записи:

Добавить комментарий