Реализация макулатуры в 2021 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Реализация макулатуры в 2021 году». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

После прочтения сжечь! Ваши старые документы не выдадут ни одной тайны Мы действительно уничтожаем документы в соответствии с Европейскими стандартами уничтожения и при этом платим Вам за это деньги!

  1. Шоссейная ул, Д 92 стр 3.
  2. Оформляем все необходимые документы и акт об уничтожении.
  3. Вы можете привезти документы в любом виде.
  4. За каждый привезенный килограмм документов (офисной бумаги), подлежащих уничтожению, мы заплатим Вам по 12 рублей. Разгрузка автотранспорта нашими силами бесплатно.

Владеешь информацией – владеешь миром.

Давно не новость, что с 2021 года ставка НДС увеличена на 2%, а в некоторых случаях обязанность исчислять и выплачивать этот налог отныне возложена на покупателей. Изменения коснулись также купли/продажи макулатуры.

Ранее ее реализация освобождалась от обложения НДС. Однако с 1 января 2021 года при сделке с макулатурой применяется особый порядок налогообложения. В статье мы рассмотрим нововведения подробнее.

В соответствии с Федеральным законом 424-ФЗ, начиная с 2021 года покупка/продажа макулатуры облагается НДС.

Согласно п. 8, ст 161 НК РФ, облагаемой НДС макулатурой являются:

  1. отходы из бумаги или картона, полученные в процессе производственных и потребительских процессов;
  2. деловые бумаги, документы и другие изделия из бумаги, срок хранения которых истек.
  3. бумага, картон, документы, типографские изделия, которые вышли из употребления или были забракованы;

Исчисление и уплата налога при реализации макулатуры теперь являются обязанностью покупателя, а не продавца. При реализации макулатуры покупатель выступает в качестве налогового агента. При этом необходимость выполнять обязанности налогового агента никак не зависит от режима налогообложения организации или предпринимателя.

В случаях, когда макулатура приобретается не для себя, а для третьих лиц, покупатель (то есть посредник) не признается налоговым агентом. Будет ли сделка с макулатурой облагаться налогом на добавленную стоимость, зависит главным образом от того, является ли продавец плательщиком НДС или нет.

  1. родавцом составляется счет-фактура, в котором указывается, что НДС начисляется налоговым агентом.
  2. покупатель выступает в качестве налогового агента;
  3. начисление и уплата налога в бюджет выполняется покупателем;

Налоговый агент, являющийся плательщиком НДС, может принять к вычету сумму налога при реализации макулатуры (п.

3 ст. 171 НК РФ).

  1. в договоре в первичных учетных документах делается пометка «Без НДС»;
  2. в

  1. /
  2. /

25 апреля 2021 0 Рейтинг Поделиться Реализация макулатуры в 2021 году НДС облагается или нет? Этот вопрос волнует как продавцов, так и покупателей.

В этой статье разберемся, как же учитывать НДС при продаже макулатуры в 2021 году, а также приведем порядок учета НДС с макулатуры у продавца и покупателя.

До 1 января 2021 года определение понятию «макулатура» давалось в подп. 31 п. 2 ст. 149 НК РФ — это бумажные и картонные отходы производства и потребления, отбракованные и вышедшие из употребления, бумага, картон и т.

д. Реализация данного актива не облагалась НДС.

Вопрос о продаже макулатуры с НДС или без в 2021 году претерпел кардинальные корректировки. С 1 января хотя суть самого понятия «макулатура» и не изменилась, но теперь ее реализация регулируется п. 8 ст. 161 НК РФ и облагается НДС.

Рассмотрим порядок учета налога у покупателя. Казалось бы, что сложного: купили с НДС, продали с НДС, входящий НДС приняли к вычету, выходящий НДС к начислению, разницу заплатили? А вот и нет! В чем же разница?

При реализации макулатуры налоговым агентом является покупатель.

То есть не продавец начисляет НДС, а покупатель.

Следовательно, обязанность по уплате налога в бюджет ложится на него. Причем при реализации макулатуры в 2021 году с НДС налоговыми агентами являются не только покупатели (организации и ИП), использующие режим ОСНО, но и те, которые находятся на других системах налогообложения (упрощенка, патент, ЕНВД, ЕСХН), а также те, кто использует освобождение от НДС по ст.

145 НК РФ. Но не все участники сделки должны начислять НДС при продаже макулатуры в 2021 году.

Здесь действует общее правило для агентов и комиссионеров, которые совершают сделки за счет принципала/комиссионера и в его интересах. В сделках с участием посредников они (посредники) не являются налоговыми агентами по НДС, а начисляют налог принципалы/комиссионеры, т.

е. конечные покупатели, которые впоследствии могут принять этот налог к вычету.

Косгу дохода в 2021 году от реализации макулатуры в университете

19.11.2019

Накануне мы упоминали о том, что с 2021 года расходы на приобретение поздравительных открыток и вкладышей к ним, приветственных адресов, почетных грамот и т. п. следует отражать по новому коду КОСГУ – 349. Обратите внимание, что по этому коду будут также учитываться расходы, связанные с организацией и проведением различных мероприятий.

В частности, это те затраты, которые в этом году мы отражаем по коду КОСГУ 296 – приобретение или изготовление подарочной и сувенирной продукции, не предназначенной для дальнейшей перепродажи. К такой продукции могут относиться как цветы и предметы с символикой учреждения, например, блокноты, ручки, футболки, кепки, значки и т. п.

, так и подарочные сертификаты на получение каких-либо товаров или услуг. Но все же повторимся и дадим определение: КВР, что это в бюджете? Законодательством предусмотрена следующая группировка кодов. Такие учреждения имеют свои особенности бухгалтерского и налогового учета.

Особое внимание уделяется финансовым процессам на бюджетных предприятиях по той причине, что их деятельность финансируется из государственного бюджета.

В соответствии с разработанным порядком бюджетные учреждения, с которыми указанные работники состоят в трудовых отношениях, возмещают расходы организациям, оказывающим жилищно-коммунальные услуги, на основании выставленных Расходы распределяйте следующим образом. Оплату по контракту, предметом которого является комплекс работ по благоустройству, отражайте по подстатье КОСГУ 226 «Прочие работы, услуги». Кто может оказать услугу по изготовлению БСО?

В статье расскажем, что такое КВР, рассмотрим изменения, произошедшие в году. Каждый госзаказчик ведет учет средств, составляет отчетность и планирует грядущие траты в соответствии с требованиями законодательства с применением специальных кодов. КОСГУ расшифровывается как классификация операций сектора государственного управления. Коды в ней соответствуют группам расходов и доходов.

Да это всё пустяки, можно сказать. Объясните, как бюджетным и автономным учреждениям учитывать доходы от поступления субсидий на иные цели? По 209н КОСГУ 152 для субсидий текущего характера, 162 для капитального характера (причем, капитальный характер — это про любые основные средства). Но по 132н от 08.06.2020:

п. 12.1.5.

На статью 150 «Безвозмездные денежные поступления» аналитической группы подвида доходов бюджетов относятся безвозмездные денежные поступления: — от бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в результате предоставления дотаций, субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также возврата неиспользованных межбюджетных трансфертов; — от организаций (в том числе от государственных (муниципальных) учреждений), в том числе поступления от возврата организациями остатков субсидии, имеющих целевое назначение, прошлых лет; — в форме грантов, пожертвований, иных безвозмездных перечислений от физических и юридических лиц;

— иные безвозмездные денежные поступления.

Напомним, что в 2021 году порядок применения КОСГУ устанавливался Указаниями № 65н (разд. V). Уже тогда были сделаны первые значительные нововведения по дополнительной детализации доходных и расходных статей КОСГУ.

С 1 января 2021 года действует новый документ, устанавливающий порядок применения классификации операций сектора государственного управления (КОСГУ), – Порядок № 209н. Еще до вступления в силу данный документ был скорректирован Приказом Минфина РФ от 30.11.2020 № 246н.

Как Отразить Доходы От Макулатуры Бюджетного Учреждения В 2021 Году Квд И Косгу

Фактическая стоимость материальных запасов, остающихся у учреждения в результате разборки, утилизации (ликвидации) основных средств или иного имущества, определяется исходя из их текущей оценочной стоимости на дату принятия к бухгалтерскому учету, а также сумм, уплачиваемых учреждением за доставку материальных запасов и приведение их в состояние, пригодное для использования (например, демонтаж) (п. 106 Инструкции № 157н).

Полученные материалы оцениваются по справедливой стоимости в соответствии с п. 52 – 53 Федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора», утв. Приказом Минфина РФ от 31.12.2016 № 256н (далее – СГС «Концептуальные основы»).

Справедливая стоимость материалов или металлолома, полученных при списании ОС, определяется методом рыночных цен (п. 54 СГС «Концептуальные основы»).

При определении справедливой стоимости данные о рыночных ценах, полученные от независимых экспертов (оценщиков) либо сформированные самостоятельно путем изучения цен в открытом доступе, должны быть документально подтверждены (п. 59 СГС «Концептуальные основы»).

220 Закупка для обеспечения специальным топливом и горюче-смазочными материалами, продовольственного и вещевого обеспечения органов в сфере национальной безопасности, правоохранительной деятельности и обороны

Эти материальные ценности, пока они находятся в местах хранения (складах), учитываем на счете 0 105 36 349. Передачу бланков строгой отчетности сотруднику учреждения, который отвечает за их оформление и выдачу, отражаем на забалансовом счете 03 «Бланки строгой отчетности» до момента предоставления им документа, который подтверждает их выдачу (либо уничтожение испорченных бланков). Одновременно стоимость БСО, выданных с мест хранения, списываем на расходы текущего финансового периода в Дт 0 401 20 272 «Расходы материальных запасов текущего финансового года».

Имущество государственного (муниципального) учреждения, непригодное для дальнейшего использования из-за утраты своих потребительских свойств, в том числе физического и морального износа, подлежит списанию с баланса учреждения. По результатам такого списания могут появиться металлолом и макулатура. Высвободившиеся после списания имущества материальные запасы, пригодные для дальнейшего использования, принимаются к бухгалтерскому учету.

Для списания материальных ценностей применяются:

– акт о списании объектов нефинансовых активов (кроме транспортных средств) (ф. 0504104); – акт о списании транспортного средства (ф. 0504105); – акт о списании мягкого и хозяйственного инвентаря (ф. 0504143); – акт о списании исключенных объектов библиотечного фонда (ф. 0504144).

В каждом из этих документов есть раздел «Результаты выбытия». В нем следует сделать отметку о результатах проведенных мероприятий, в том числе отразить перечень имущества, подлежащего постановке на учет, с целью дальнейшего использования.

Для оприходования металлолома и макулатуры, полученных от списания нефинансовых активов, следует оформить:

– приходный ордер на приемку материальных ценностей (нефинансовых активов) (ф. 0504207); – акт приемки материалов (материальных ценностей) (ф. 0504220) (п. 34 Инструкции № 174н, п. 34 Инструкции № 183н).

Все перечисленные выше формы документов утверждены Приказом от 30.03.2015 № 52н «Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению».

Следует обратить внимание, что необходимость и порядок применения таких документов должны быть закреплены в учетной политике учреждения.

Чтобы понять, как оформить сдачу макулатуры в бухгалтерском учете, необходимо уточнить, что собой представляет данный актив. И наиболее исчерпывающее ему определение дано в Налоговом Кодексе РФ, в п.2 пп.31 его статьи 149. Так, для целей налогообложения НДС к макулатуре относят бумажные и картонные производственные отходы и отходы потребления, а также забракованные и не подлежащие переработке картон, бумагу, деловые бумаги (включая документы, у которых истек срок хранения) и разнообразную типографскую продукцию.
Исходя из этого определения, главным критерием отнесения бумажно-картонных изделий к макулатуре считается невозможность дальнейшего их применения по прямому назначению в силу:

  • наличия брака, обнаруженного в ходе выпуска продукции и не подлежащего исправлению;
  • потери потребительских качеств в процессе хранения или применения;
  • истечения срока, в течение которого бумаги имеют учетную и иную ценность.

Уплата НДС при реализации макулатуры возложена на покупателей

» Расходы, связанные с реализацией мероприятий, предусмотренных актами о списании имущества, или же оплатой демонтажных работ, как правило, в фактическую стоимость вновь принимаемых к учету материальных запасов не включаются.

Они списываются в дебет соответствующих счетов аналитического учета счета 2 401 20 200 «Расходы хозяйствующего субъекта». Допускается их отнесение и на другие виды деятельности.

Если причиной таких расходов является продажа объектов нефинансовых активов, полученных при списании имущества, то на основании Справки (ф.

0504833) затраты могут быть отнесены на уменьшение финансового результата учреждения от операций с активами – в дебет счета 2 401 10 172 (абз.

4 п. 152 Инструкции № 174н, абз. 4 п. 180 Инструкции № 183н). Согласно п.

34 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – Закон № 99-ФЗ) деятельность, связанная с заготовкой, хранением, переработкой и реализацией лома черных и цветных металлов, является лицензируемой. То есть у организации, в которую учреждение сдает металлолом, должна быть соответствующая лицензия.

Фактическая стоимость материальных запасов, остающихся у учреждения в результате разборки, утилизации (ликвидации) основных средств или иного имущества, определяется исходя из их текущей оценочной стоимости на дату принятия к бухгалтерскому учету, а также сумм, уплачиваемых учреждением за доставку материальных запасов и приведение их в состояние, пригодное для использования (например, демонтаж) (п. 106 Инструкции № 157н).

Полученные материалы оцениваются по справедливой стоимости в соответствии с п. 52 – 53 Федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора», утв. Приказом Минфина РФ от 31.12.2016 № 256н (далее – СГС «Концептуальные основы»).

Справедливая стоимость материалов или металлолома, полученных при списании ОС, определяется методом рыночных цен (п. 54 СГС «Концептуальные основы»).

При определении справедливой стоимости данные о рыночных ценах, полученные от независимых экспертов (оценщиков) либо сформированные самостоятельно путем изучения цен в открытом доступе, должны быть документально подтверждены (п. 59 СГС «Концептуальные основы»).

Так, например, введен новый шифр ОСГУ 266, на который следует относить социальные пособия и компенсации, предоставленные персоналу государственного (муниципального) учреждения в денежной форме. Что относят в состав социальных пособий? На КОСГУ 266 относите пособие по временной нетрудоспособности за первые три дня болезни. То есть пособие, выплачиваемое за счет средств работодателя. На код относите ежемесячное пособие по уходу за ребенком до трех лет (в размере 50 рублей). Все категории выплат и компенсаций закреплены в ст. 10.6.6 главы 2 Приказа № 209н.

ГУП и МУП 2. Государственные корпорации и компании, публично-правовые компании; 3. Корпоративные юрлица, владельцем более 50 процентов акций (долей) которых являются публично-правовые образования или бюджетные, автономные учреждения Новая группировка выплат физлицам Все выплаты сотрудникам, бывшим сотрудникам и иным физлицам в целях применения КОСГУ можно разделить на десять групп: Виды выплат Пример Категория получателей

Подстатья 213 «Начисления на выплаты по оплате труда» Уплата страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, начисленных на компенсацию расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для членов семей лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Подстатья 214 «Прочие несоциальные выплаты персоналу в натуральной форме»:

До 01.01.2019 действовал пп. 31 п. 2 ст. 149 НК РФ, по которому реализация макулатуры освобождалась от обложения НДС.

С названной даты норма утратила силу, вследствие чего реализация макулатуры (бумажных и картонных отходов производства и потребления, отбракованной и вышедшей из употребления бумаги, картона, типографских изделия, деловой бумаги, в том числе документов с истекшим сроком хранения) попала в облагаемые НДС операции. Однако продавец не исчисляет и не уплачивает налог в данном случае, эта обязанность возлагается на покупателя (получателя) макулатуры – налогового агента (абз. 2 п. 3.1 ст. 166, п. 8 ст. 161 НК РФ).

К сведению:

В целях применения п. 8 ст. 161 НК РФ получателями товаров являются организации и индивидуальные предприниматели, имеющие право собственности на товар, в том числе на безвозмездной основе.

Порядок исчисления НДС налоговым агентом применяется при реализации макулатуры после 01.01.2019 вне зависимости от того, что этот товар приобретен до 01.01.2019 либо предварительная плата за него получена в 2018 году (Письмо Минфина России от 25.01.2019 № 03-07-11/3969).

Но исчислить и уплатить в бюджет налог покупатели обязаны только в случае приобретения ими макулатуры у продавцов – плательщиков НДС, которые сообщат о предстоящей «НДС-обязанности» покупателю путем выставления ему счета-фактуры, заполненного по-особому. Как отмечается в абз. 2 п. 5 ст. 168 НК РФ, при реализации налогоплательщиков товаров, указанных в абз. 1 п. 8 ст. 161 НК РФ, а также при получении оплаты (частичной оплаты) в счет предстоящих поставок таких товаров он должен составить счета-фактуры, корректировочные счета-фактуры без учета сумм НДС. При этом в таких счетах-фактурах, корректировочных счетах-фактурах проставляется надпись или ставится штамп «НДС исчисляется налоговым агентом» (Письмо Минфина России от 20.02.2019 № 03-07-14/10689).

Обратите внимание:

Соответствующая надпись делается в графе 7 счета-фактуры. Графы 8 (сумма налога) и 9 (стоимость товара с налогом) не заполняются (Письмо ФНС России от 16.01.2018 № СД-4-3/480@).

Вместе с тем в некоторых ситуациях (что следует из абз. 1 п. 3.1 ст. 166 НК РФ) продавцам макулатуры придется исчислить и уплатить НДС в бюджет. Такие случаи предусмотрены абз. 7 и 8 ст. 161, пп. 1 п. 1 ст. 164 НК РФ, а также при реализации указанного товара «физикам», не являющимся ИП.

К сведению:

Вне зависимости от того, исчисляют НДС продавцы макулатуры самостоятельно (абз. 1 п. 3.1 ст. 166 НК РФ) либо «передают» эту обязанность покупателям – налоговым агентам, они (продавцы – плательщики НДС) вправе принимать к вычету суммы «входного» налога по приобретенным ими товарам (работам, услугам), используемым для осуществления операций по реализации макулатуры, независимо от факта оплаты этих товаров (работ, услуг). Кроме того, необходимость вести раздельный учет при реализации такими налогоплательщиками макулатуры и осуществлении иной деятельности, подлежащей обложению НДС, исключается (письма Минфина России от 27.11.2018 № 03-07-14/85348, от 03.12.2018 № 03-07-11/87234).

Прошлый год принес много перемен, по этой причине 2021-й год может стать самым событийным в истории современной гофропромышленности.

  • С Новым 2021 годом, или не локдауном единым

  • Впереди паровоза

  • Хоумлендеры уже тут

  • Ледяное решение

  • Новые приоритеты

  • Качели гофроиндустрии и фактор X

  • Системно значимая

  • На карантине

  • Вот тебе и скотч

  • 22 декабря на платформе «Экспертного клуба Rosupack» прошел вебинар «Рынок упаковки из картона и гофрокартона. Итоги 2020 года и прогнозы на 2021 год». Главным докладчиком выступил один из ведущих аналитиков рынка гофрокартона и гофроупаковки Юрий Алпеев, директор по стратегическому маркетингу АО УК ГП «Готэк», председатель Экспертного совета ассоциации НКПак.

    Покупатели определяют НДС при поступлении сырья исходя из расчетной ставки 20/120. В качестве налоговой базы учитывается полученная сумма.

    При получении макулатуры налог на добавленную стоимость рассчитывается покупателем самостоятельно. В формуле используется расчетная ставка НДС:

    Пример

    Организация получила партию бумажных отходов на общую сумму 20 000 рублей от поставщика – плательщика НДС. Необходимо самостоятельно выделить налог и перечислить его в бюджет. Исчисленный НДС равен:

    20 000 руб.*20/120 = 3 333,33 рубля.

    Некоторое время (с 2021 по 2021 год) действовал период освобождения от НДС при реализации макулатуры. Однако при приобретении бумажных изделий НДС мог быть начислен ранее. В связи с этим у организаций, являющихся продавцами, возникал вопрос – требуется ли восстановить при продаже сырья налог, ранее принятый к возмещению? Однозначного ответа не было.

    После того, как вновь стали совершаться продажи макулатуры с НДС, проблема с восстановлением налога исчезла. Продавцы бумажных отходов могут принять НДС к вычету, даже с учетом того, что оплата произведена налоговыми агентами.

    Факт продажи и поступления бумажных отходов фиксируется в учете у поставщика и у покупателя. Поставщик отразит операцию следующими записями:

    • Дт 91 – Кт 10 – сырье списано с баланса;
    • Дт 62 – Кт 91 – макулатура отгружена покупателю.

    Покупатель поступление бумажных отходов регистрирует проводками:

    • Дт 41 – Кт 60 – поступление макулатуры;
    • Дт 19 – Кт 76 НА – начисление налога на вторсырье (при необходимости).

    С 2021 года скупщики макулатуры обязаны платить НДС

    При покупке сырья у плательщика НДС обязанность по формированию декларации НДС появляется не только у продавца, но и покупателя. При этом не имеет значения, какой режим налогообложения использует последний.

    Реализация макулатуры должна быть отражена в разделе 3 декларации, поступление – в разделе 2.

    Покупатель вправе учесть сумму начисленного НДС, но только в том случае, если сырье будет использоваться в налогооблагаемой деятельности.

    Несмотря на вступившие с начала 2021 года изменения, покупатели вторсырья не всегда могут быть признаны налоговыми агентами. Закон устанавливает следующие случаи, при которых обязанность по начислению НДС остаются за продавцами:

    • сырье отгружается физическим лицам, не имеющим статуса ИП;
    • реализация макулатуры на экспорт;
    • продавец на момент совершения сделки утратил право на освобождение от НДС.

    Если макулатуру продает «спецрежимник» (организация или ИП, не являющиеся плательщиком НДС) либо плательщик НДС, освобожденный от обязанности налогоплательщика по ст. 145 и 145.1 НК РФ (здесь же могут быть плательщики ЕСХН, которые с 01.01.

    2021 уплачивают НДС, однако подошли по условиям и воспользовались освобождением по ст. 145 НК РФ), обязанностей налогового агента у покупателей не возникает.

    В таком случае продавец в договоре и первичном учетном документе сделает соответствующую запись или проставит отметку «Без налога (НДС)».

    К сведению:

    Получив от продавца – плательщика НДС соответствующее указание о том, что налог исчисляется налоговым агентом, покупатель макулатуры исполняет вмененную ему обязанность, причем вне зависимости от применяемого режима налогообложения, а также освобождения от обязанностей плательщика НДС.

    При этом заявить к вычету исчисленный при покупке макулатуры НДС покупатель (налоговый агент) вправе только в том случае, если он является его плательщиком и приобретенный им товар предназначен для облагаемых НДС операций (п. 3 ст. 171 НК РФ).

    В Письме от 28.11.

    2021 № 03‑07‑14/85863 Минфин указал, что суммы НДС, исчисленные налоговыми агентами – покупателями макулатуры на основании счетов-фактур, выставленных продавцами, будут приниматься к вычету в том налоговом периоде, в котором эти товары поставлены на учет. Как правило, налоговый период, в котором налоговые агенты исчисляют налог за продавца – плательщика НДС, совпадает с налоговым периодом, в котором у налоговых агентов возникает право на вычет налога в качестве покупателя.

    gofro.expert – это онлайн-проект Игоря Ткаленко, в котором есть всё, что полезно знать производителям и переработчикам гофрокартона. Новости, аналитика, технологии, видеорепортажи с выставок и мероприятий – теперь все это доступно всем тем, у кого, как у нас, от слова ГОФРОКАРТОН сердце стучит сильнее.

    Макулатурный потенциал. Что сдерживает переработку вторсырья

    Но, даже несмотря на сложную текущую ситуацию на рынке, его участники позитивно смотрят на перспективы продукции из вторсырья. В первую очередь, эти технологии экономически выгодны: себестоимость «макулатурной» продукции значительно ниже, чем целлюлозной.

    Второй фактор, сулящий успех российским производителям продукции из макулатурного сырья, — это большой потенциал рынка.

    «Нет никаких сомнений, что доля тарного картона из макулатурного сырья в России будет расти», — уверен Дмитрий Дулькин.

    Доля макулатурного тарного картона в общем объёме его потребления

    Чтобы понять, как оформить сдачу макулатуры в бухгалтерском учете, необходимо уточнить, что собой представляет данный актив. И наиболее исчерпывающее ему определение дано в Налоговом Кодексе РФ, в п.2 пп.31 его статьи 149. Так, для целей налогообложения НДС к макулатуре относят бумажные и картонные производственные отходы и отходы потребления, а также забракованные и не подлежащие переработке картон, бумагу, деловые бумаги (включая документы, у которых истек срок хранения) и разнообразную типографскую продукцию.

    Исходя из этого определения, главным критерием отнесения бумажно-картонных изделий к макулатуре считается невозможность дальнейшего их применения по прямому назначению в силу:

    • наличия брака, обнаруженного в ходе выпуска продукции и не подлежащего исправлению;
    • потери потребительских качеств в процессе хранения или применения;
    • истечения срока, в течение которого бумаги имеют учетную и иную ценность.

    Любой из этих критериев позволяет предприятию перевести бумажно-картонную продукцию в разряд макулатуры и сдать ее в пункт приема. Однако тут возникает сразу же множество вопросов, один из которых – нужна ли лицензия предприятию для сдачи его собственной макулатуры?

    Все зависит от целей этого предприятия. Так, если реализация макулатуры является основным или дополнительным видом деятельности предприятия, то проводки в учете данной операции будут строиться на основании того, что изначально макулатура является товаром. Т.е. если реализуемая предприятием макулатура ранее приобреталась у других предприятий, населения и предпринимателей с целью ее дальнейшей перепродажи, или с целью переработки для последующей перепродажи, или просто даже принималась на хранение, но не для собственных производственных целей, то в этом случае лицензия необходима! Но при условии, что такая макулатура относится к отходам I-IV класса опасности (п.1 пп.30 статьи 12 федерального закона No 99-ФЗ от 04 мая 2011 г. «О лицензировании отдельных видов деятельности»).

    При этом лицензировать необходимо деятельность, которая связана со сбором, перевозкой, переработкой, с утилизацией, обезвреживанием и хранением указанных отходов. Лицензия получается на конкретный класс опасности отходов и на конкретный вид деятельности. Например, на обработку, или на сбор и обработку, и т.д. Это означает, что тот вид деятельности или тот вид отходов, который не зафиксирован в лицензии, не может быть без нее реализован.

    Однако вернемся к макулатуре. Другой закон Российской Федерации No 89-ФЗ от 24.06.98г. «Об отходах производства и потребления» в статье 4.1 перечисляет виды классов опасности для отходов и уточняет, какие именно могут быть причислены к определенному классу:

    • к 1-му классу относятся отходы – чрезвычайно опасные;
    • ко 2-му классу – отходы – опасные;
    • к 3-му классу – отходы, характеризуемые, как умеренно опасные;
    • к 4-му классу относят отходы, степень влияния которых на окружающую среду не велика. Поэтому они признаются малоопасными;
    • к 5-му классу опасности причисляют те виды отходов, которые практически безопасны.

    Обычно макулатуру относят к отходам либо IV-го, либо V-го класса опасности, поскольку она не вся обладает токсичными свойствами. А это означает, что для обращения макулатуры, если у нее будет признан IV-й класс опасности, лицензия обязательно потребуется (на основании п.1 пп.30 ст.12 закона No99-ФЗ).

    Однако, разрешение необходимо только в том случае, если организация приобретает макулатуру для дальнейшей ее перепродажи, или принимает ее для хранения и т.д. Тогда бухгалтерский учет макулатуры у такого предприятия будет организован:

    • с позиции приобретения товара (т.е. через счет 41 «Товары»), если планируется ее последующая перепродажа переработчику. Причем, если закупка макулатуры в данном случае производится у обычного населения (не у предпринимателей!), то такие операции следует оформить с помощью товарно-закупочного акта, разработанного самим предприятием. От организаций и предпринимателей, которые продают свою макулатуру, достаточно будет получить, например, накладную ТОРГ-12;
    • либо с позиции предоставлению услуг по хранению, захоронению, утилизации, и т.п. (то есть через счет 20 «Основное производство», или через счет 91 «Прочие доходы и расходы» – если деятельность не носит основного характера). В этом случае, если речь идет только о хранении макулатуры, как правило, оформляется акт по форме МХ-1 (утвержден Госкомстатом РФ в Постановлении No 66 от 09.08.99г.). Этот акт оформляется на основании заключенного договора хранения.

    А вот если предприятие продает макулатуру, которая появилась у него в ходе производственного процесса или в процессе потребления (например, в виде документов, у которых срок хранения истек), то в этом случае лицензии не требуется. Более того, учет макулатуры в бухгалтерском учете фирмы в данной ситуации будет строиться по принципу возвратных отходов.

    Можно все это просто выбросить. Но пополнение свалок — совсем не то, к чему стремится человечество, а как раз наоборот. Бумага — материал, легко поддающийся многократной переработке, поэтому ее следует сдавать предприятиям по утилизации.

    Выбрасывая документы на свалку, вы рискуете:

    • разгласить информацию о вашем предприятии посторонним;
    • получить штраф, так как данное действие незаконно.

    Сдача макулатуры на переработку имеет массу плюсов:

    1. Освобождение пространства. Место, где прежде хранились значительные объемы использованной бумажной продукции, можно будет использовать рациональным способом.
    2. Пополнение бюджета. Макулатура – то сырье, за освобождение от которого вам заплатят деньги – небольшие, но для этого не придется делать почти ничего.
    3. Улучшение имиджа предприятия. Участие вашей компании в заботе об окружающей среде можно использовать для повышения ее статуса как соответствующей тенденциям современности и берегущей экологию.

    Две трети макулатуры создаются юридическими лицами — как частными, так и бюджетными учреждениями.

    Как правило, это:

    • компании, имеющие большой документооборот;
    • учебные заведения, в которых накапливаются тетради и учебники, вышедшие из эксплуатации;
    • магазины, склады или производства, имеющие дело с немалыми объемами упаковочной тары.

    Детально разберемся, как наиболее быстро и выгодно для организации:

    • найти компанию-утилизатора,
    • оприходовать макулатуру,
    • вывезти ненужную бумагу или картон,
    • внести полученные средства в бюджет предприятия.

    Бухгалтерский учет реализации макулатуры на предприятии в 2021 году

    Если вы решили утилизировать макулатуру предприятия, то, помимо доставки до пункта приема, стоит учитывать два фактора:

    • объемы сдачи;
    • качественный состав вторсырья.

    Как показывает практика, в компании среднего размера за неделю может набираться 10, 20 или 30 кг использованной бумаги. И как правило, скорость образования макулатуры предсказуема заранее. В итоге на образование тонны макулатуры уходит полгода или год.

    В любом случае можно вычислить период времени, через который набирается критический объем:

    • ненужной бумаги,
    • картона,
    • документации,
    • рекламных проспектов,
    • журналов,
    • прочих бумажно-картонных изделий.

    Фирмы-утилизаторы нижней планкой приема макулатуры с самовывозом от юридических лиц называют 300 или 500 кг – это позволяет вам и не отвлекаться по мелочам, и не накапливать чрезмерное количество предназначенной к утилизации бумаги, регулярно избавляясь от завалов.

    Получаемые за макулатуру деньги зависят от ее качества. Цена плотной белой бумаги может в разы превосходить стоимость картона или стареньких заляпанных пособий с серыми страницами.

    Для наглядности приведем таблицу с типами макулатуры:

    Группа макулатуры Тип А Тип Б Тип В
    Что в себя включает Высококачественная бумага белого цвета, отходы бумажного производства (обрезки), бумажные сумки Книги, тетради, блокноты (без корешков и переплетов), картон разных типов Газетная бумага, изделия на основе бумажной массы, бумага с пропиткой (ламинированная или просто грязная), черные и коричневые изделия из бумаги и картона

    Сдавать бумагу можно как отсортировав по типам, так и не тратя на это время. Однако во втором случае она будет учтена как низкокачественная макулатура и принесет меньше денег.

    Идеальное сырье для сдачи в утилизацию должно быть:

    • разделенным на типы (не только в зависимости от вида изделий, но и в соответствии с наличием цветных или только черных красящих пигментов);
    • сухим;
    • чистым (не заляпанным жиром, например);
    • без включений посторонних материалов и деталей (скоб, скрепок, корешков, проволочных блокнотных держателей);
    • отсортированным;
    • компактно упакованным (сложенным в стопки, свернутым рулонами или связанным в кипы, также допустимы использование коробок и прессование).

    Последний пункт (упаковку) часто выполняют сами сотрудники фирмы-утилизатора.

    Пошаговая инструкция для избавления предприятия от гор использованной бумаги обратит ваше внимание на все этапы процесса:

    1. Найти фирму-утилизатора. В настоящее время они имеются в каждом районе крупнейших городов, так что можно выбрать для сотрудничества ту компанию, условия которой наиболее для вас удобны. Поможет в этом интерактивная карта, созданная Гринписом (см. ниже). Она включает все занимающиеся переработкой вторсырья предприятия и содержит информацию о них.
    2. Позвонить либо оставить заявку на сайте. Обычно вывоз возможен уже в день обращения.
    3. По желанию отсортировать и упаковать макулатуру.
    4. Позволить грузчикам забрать и увезти бумагу либо самостоятельно транспортировать ее в пункт приема.
    5. В месте приема с помощью автомобильных или электронных весов будет определена точная масса макулатуры, а после — в зависимости от качества бумаги произведена оценка.
    6. Деньги можно получить наличными либо банковским переводом.
    7. Итоговым шагом будет внесение полученных средств в бухгалтерскую отчетность.

    Чтобы перейти к поиску предприятия на интерактивной карте, кликните на ее изображение. После этого выберете свой город.

    Впрочем, рынок потребления макулатуры следует разделять. «Нужно отдельно рассматривать рынок макулатуры марки МС-5Б (отходы производства и потребления гофрированного картона) и рынок макулатуры всех прочих марок. Макулатура марки МС-5Б — это наиболее распространенный вид макулатуры: ее больше всего образуется, собирается и перерабатывается, — объясняет генеральный директор компании «Объединенные бумажные фабрики» Дмитрий Дулькин. — Основу такой макулатуры составляет тара из гофрокартона: упаковочные ящики для продуктов, фруктов, овощей, мебели, бытовой техники. Среди макулатуры прочих марок присутствует газетная бумага, книги, бумага для печати (архивы и прочее), то есть преимущественно информационные бумажные носители». Большую часть макулатуры МС-5Б сами ритейлеры собирают и продают переработчикам вторсырья (86% собираемой макулатуры — это марка МС-5Б).

    По оценке генерального директора Ассоциации «Лига переработчиков макулатуры» Андрея Гурьянова, общий объем сбора макулатуры в России составляет 4,4 млн т, из которых 3,8 млн т — это макулатура из гофрокартона.

    Сокращение объема сбора макулатуры присутствует и в сегменте так называемых «высоких марок»: книжно-журнальной макулатуры, отходов газетной бумаги, бумаги для письма и печати. Это связано с тем, что типографии, издательские дома, офисные центры приостановили свою деятельность.

    В настоящее время мощности по переработке макулатуры превышают объем предложения макулатуры на 1 млн т в год. В этой связи цены на макулатуру в России на протяжении длительного времени остаются высокими. Если в Европе цена на макулатуру МС-5Б составляет порядка 5-6 тыс. руб. за тонну, то в России на сегодняшний день может доходить до 12-13 тыс. руб. Кроме того, рост цен на макулатуру в России в большей степени носит спекулятивный характер (некоторые заготовители сокращают отгрузки и наращивают запасы в ожидании дальнейшего роста цен); дополнительным фактором роста цен становятся негативные настроения участников рынка, усиливающиеся в свете общего экономического спада. Данная ситуация усугубляется влиянием логистического фактора: переработчику не из Центрального федерального округа сложнее доставить к себе на производство необходимый объем макулатуры.

    Поступление макулатуры от продавца, признанного плательщиком НДС, сопровождается счетом-фактурой. Заполнение документа осуществляется на особых условиях:

    • в графе 7 проставляется надпись «НДС исчисляется налоговым агентом»;
    • в графе 8 сумма налога не указывается;
    • по графе 9 отсутствует итоговая сумма с налогом.

    Получение подобного документа обязывает покупателя уплатить НДС в качестве налогового агента. При этом появляется право на вычет входного налога, если плательщик исчисляет НДС на общих основаниях. Операции по поступлению сырья должны быть отражены в налоговой декларации, обязанность по составлению которых возлагается на всех налоговых агентов, в том числе находящихся на льготных системах налогового обложения.

    Экологи предложили отменить налог на доходы от сдачи вторсырья

    В случае, когда продавец не признается плательщиком НДС, не возникает обязанности по перечислению налога и у покупателя сырья. Выставлять счет-фактуру не требуется, в первичных документах будет проставлена отметка «без НДС».

    Определение налоговой базы

    Налоговая база по бумажным отходам определяется покупателями самостоятельно. При расчете за основу берется в 2019 году стоимость макулатуры с учетом НДС. Сумма налога определяется расчетным методом в том случае, если присутствует отметка «НДС исчисляется налоговым агентом».

    Некоторое время (с 2016 по 2018 год) действовал период освобождения от НДС при реализации макулатуры. Однако при приобретении бумажных изделий НДС мог быть начислен ранее. В связи с этим у организаций, являющихся продавцами, возникал вопрос – требуется ли восстановить при продаже сырья налог, ранее принятый к возмещению? Однозначного ответа не было.

    После того, как вновь стали совершаться продажи макулатуры с НДС, проблема с восстановлением налога исчезла. Продавцы бумажных отходов могут принять НДС к вычету, даже с учетом того, что оплата произведена налоговыми агентами.

    При получении макулатуры у налоговых агентов появляется право на использование вычета по НДС. Однако воспользоваться им можно лишь том случае, если сырье планируется использовать в налогооблагаемой деятельности.

    Оформление документов

    Операции по поступлению макулатуры необходимо фиксировать в учете. Продавцы сырья вместе с отгрузкой передают первичные документы, сведения из которых могут быть отражены в книге продаж и книге покупок.

    Реализация сырья с НДС отражается в книге продаж продавца. Условия записи следующие:

    • в графе 2 указывается код вида операции 34;
    • в графе 14 стоимость продажи указывается без налога.

    Покупатель фиксирует операцию также в книге продаж. Проставляется код вида операции – 42. Сумма указывается с НДС.

    При покупке сырья у плательщика НДС обязанность по формированию декларации НДС появляется не только у продавца, но и покупателя. При этом не имеет значения, какой режим налогообложения использует последний. Реализация макулатуры должна быть отражена в разделе 3 декларации, поступление – в разделе 2. Покупатель вправе учесть сумму начисленного НДС, но только в том случае, если сырье будет использоваться в налогооблагаемой деятельности.

    СПИСОК ТАБЛИЦ, ГРАФИКОВ, ДИАГРАММ И СХЕМ

    АННОТАЦИЯ ОТЧЕТА

    МЕТОДОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

    1. КЛЮЧЕВЫЕ ПАРАМЕТРЫ РОССИЙСКОГО РЫНКА МАКУЛАТУРЫ

    Объем рынка макулатуры в России в 2017-2020 гг.

    В натуральном выражении, [тонн]

    В стоимостном выражении, [руб]

    В стоимостном выражении, [USD]

    Баланс спроса и предложения на рынке макулатуры в России в 2017-2020 гг., [тонн]

    Темпы роста основных показателей рынка макулатуры, [%]

    Сравнение производства и импорта на российском рынке макулатуры в 2017-2020 гг., [тонн]

    Сальдо торгового баланса рынка макулатуры в России в 2017-2020 гг., в натуральном [тонн] и стоимостном [тыс.долл] выражении

    Сводные показатели российского рынка макулатуры в 2017-2020 гг.

    По федеральным округам, [тонн]

    2. ПРОИЗВОДСТВО МАКУЛАТУРЫ В РОССИИ

    Динамика объемов производства макулатуры в России в 2017-2020 гг., [тонн]

    Производство макулатуры по федеральным округам России в 2017-2020 гг., [тонн]

    Объемы [тонн] и доли [%]

    Темпы роста и CAGR [%]

    3. ИМПОРТ МАКУЛАТУРЫ В РОССИЮ

    Динамика российского импорта макулатуры в 2017-2020 гг.

    В натуральном выражении, [тонн]

    В стоимостном выражении, [тыс.долл]

    Сегментация российского импорта макулатуры по видам в 2017-2020 гг.

    В натуральном выражении, [тонн]

    В стоимостном выражении, [тыс.долл]

    Зависимость объема российского импорта макулатуры

    От курса USD

    От средних цен импорта, [тыс.долл/т]

    Импорт макулатуры в Россию по странам в 2017-2020 гг.

    Импорт макулатуры по федеральным округам России в 2017-2020 гг.

    Импорт макулатуры по регионам России в 2017-2020 гг.

    Статистика цен российского импорта в 2017-2020 гг.

    Динамика цен, USD

    Динамика цен, руб.

    Цены по странам

    Цены по федеральным округам

    Цены по регионам

    Рейтинг зарубежных фирм-поставщиков макулатуры в Россию в 2019 г. с объемами поставок

    Рейтинг российских фирм-импортеров макулатуры в 2019 г. с объемами поставок

    4. ЭКСПОРТ МАКУЛАТУРЫ ИЗ РОССИИ

    Динамика российского экспорта макулатуры в 2017-2020 гг.

    В натуральном выражении, [тонн]

    В стоимостном выражении, [тыс.долл]

    Сегментация российского экспорта макулатуры по видам в 2017-2020 гг.

    В натуральном выражении, [тонн]

    В стоимостном выражении, [тыс.долл]

    Зависимость объема российского экспорта макулатуры

    От курса USD

    От средних цен экспорта, [тыс.долл/т]

    Экспорт макулатуры из России по странам в 2017-2020 гг.

    Экспорт макулатуры по федеральным округам России в 2017-2020 гг.

    Экспорт макулатуры по регионам России в 2017-2020 гг.

    Статистика цен российского экспорта в 2017-2020 гг.

    Динамика цен, USD

    Динамика цен, руб.

    Источники информации

    • Федеральная служба государственной статистики
    • Федеральная таможенная служба
    • Федеральная налоговая служба
    • Министерство промышленности и торговли РФ
    • Министерство экономического развития РФ
    • Министерство сельского хозяйства РФ
    • База данных Tebiz Group
    • Пресс-релизы, презентации, годовые и квартальные отчеты компаний
    • Печатные и электронные отраслевые издания, брошюры
    • Оценки участников рынка и экспертов отрасли
    • Сведения об аудите розничной торговли
    • Законодательные акты РФ

    Маркетинговое исследование «Рынок макулатуры в России» предназначено для:

    • для поставщиков
    • для производителей
    • для инвесторов
    • для перевозчиков
    • для торговых компаний
    • для участников смежных рынков

    При проведении анализа рынка были проанализированы (это полный перечень, каких-то регионов или стран может не быть):

    Данные по федеральным округам:

    Центральный ФО, Южный ФО, Северо-Западный ФО, Дальневосточный ФО, Сибирский ФО, Уральский ФО, Приволжский ФО, Северо-Кавказский ФО

    Данные по регионам:

    Белгородская область, Брянская область, Владимирская область, Воронежская область, Ивановская область, Калужская область, Костромская область, Курская область, Липецкая область, Московская область, Орловская область, Рязанская область, Смоленская область, Тамбовская область, Тверская область, Тульская область, Ярославская область, Москва, Республика Адыгея, Республика Калмыкия, Краснодарский край, Астраханская область, Волгоградская область, Ростовская область, Севастополь, Республика Крым, Республика Карелия, Республика Коми, Архангельская область, Вологодская область, Калининградская область, Ленинградская область, Мурманская область, Новгородская область, Псковская область, Санкт-Петербург, Республика Саха (Якутия), Камчатский край, Приморский край, Хабаровский край, Амурская область, Магаданская область, Сахалинская область, Еврейская авт. область, Чукотский авт. округ, Республика Алтай, Республика Бурятия, Республика Тыва, Республика Хакасия, Алтайский край, Забайкальский край, Красноярский край, Иркутская область, Кемеровская область, Новосибирская область, Омская область, Томская область, Курганская область, Свердловская область, Тюменская область, Челябинская область, Республика Башкортостан, Республика Марий Эл, Республика Мордовия, Республика Татарстан, Удмуртская Республика, Чувашская Республика, Кировская область, Нижегородская область, Оренбургская область, Пензенская область, Пермский край, Самарская область, Саратовская область, Ульяновская область, Республика Дагестан, Республика Ингушетия, Кабардино-Балкарская Республика, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Северная Осетия — Алания, Чеченская Республика, Ставропольский край

    Данные по странам:

    Имущество государственного (муниципального) учреждения, непригодное для дальнейшего использования из-за утраты своих потребительских свойств, в том числе физического и морального износа, подлежит списанию с баланса учреждения. По результатам такого списания могут появиться металлолом и макулатура. Высвободившиеся после списания имущества материальные запасы, пригодные для дальнейшего использования, принимаются к бухгалтерскому учету.

    Для списания материальных ценностей применяются:

    • акт о списании объектов нефинансовых активов (кроме транспортных средств) (ф. 0504104);

    • акт о списании транспортного средства (ф. 0504105);

    • акт о списании мягкого и хозяйственного инвентаря (ф. 0504143);

    • акт о списании исключенных объектов библиотечного фонда (ф. 0504144).

    В каждом из этих документов есть раздел «Результаты выбытия». В нем следует сделать отметку о результатах проведенных мероприятий, в том числе отразить перечень имущества, подлежащего постановке на учет, с целью дальнейшего использования.

    Для оприходования металлолома и макулатуры, полученных от списания нефинансовых активов, следует оформить:

    • приходный ордер на приемку материальных ценностей (нефинансовых активов) (ф. 0504207);

    • акт приемки материалов (материальных ценностей) (ф. 0504220) (п. 34 Инструкции № 174н, п. 34 Инструкции № 183н).

    Все перечисленные выше формы документов утверждены Приказом от 30.03.2015 № 52н «Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению».

    Следует обратить внимание, что необходимость и порядок применения таких документов должны быть закреплены в учетной политике учреждения.

    Для подготовки и принятия решения о списании федерального имущества в учреждении создается специальная постоянно действующая комиссия (п. 5 Положения № 834 «Положение о списании федерального имущества, утв. Постановлением Правительства РФ от 14.10.2010 № 834»). Она проводит осмотр и обследование имущества, решает вопросы целесообразности дальнейшего его использования, восстановления, возможности использования его частей и материалов, подготавливает необходимые документы.

    Пунктом 34 Инструкции № 157н также предусмотрено, что выбытие основных средств, нематериальных, непроизведенных активов, материальных запасов, в отношении которых установлен срок эксплуатации (в том числе в результате прекращения признания объекта в качестве актива субъекта учета (выбытия с балансового учета), осуществляется на основании решения постоянно действующей комиссии по поступлению и выбытию активов, оформленного оправдательным документом (первичным (сводным) учетным документом).

    Обратите внимание. Без согласия собственника учреждения не могут самостоятельно распоряжаться:

    • казенные учреждения – всем имуществом, закрепленным за ним на праве оперативного управления;

    • бюджетные и автономные учреждения – недвижимым имуществом и ОЦДИ.

    Таким образом, для списания вышеуказанного имущества необходимо разрешение органов, осуществляющих функции и полномочия учредителя учреждения.


    Похожие записи: