Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Закон об альтернативной гражданской службе 2021». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Содержание:
Давайте рассмотрим законодательные акты, которыми предусмотрено право на альтернативную гражданскую службу. Так как это понятие относится к военной службе, следует обратиться к Конституции РФ, а именно к статье 59. В этой статье приводится ссылка на закон, регламентирующий военную службу, а в 3 части явно указано, что каждый гражданин имеет право пройти АГС в установленных соответствующим федеральным законом случаях. Таким образом, право на альтернативную гражданскую службу дается каждому гражданину на основании юридического документа, имеющего высшую юридическую силу. Всем известно, что нормативно-правовые документы нижнего уровня не могут противоречить более высоким, иначе первые будут признаны не имеющими юридической силы, как минимум в той части, где есть противоречия. Давайте перейдем к Федеральному закону, устанавливающему определение, условия и порядок прохождения, сроки АГС и другие нюансы.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации был разработан и введен в действие Федеральный закон «Об альтернативной гражданской службе». Этот закон имеет номер №113-ФЗ и был подписан президентом 25 июля 2002 года. Начинается документ одним из ключевых разделов, а именно, кто имеет право на замену срочной службы в армии альтернативной службой. Это право имеют 2 категории граждан:
- Те призывники, для которых деятельность, связанная с прохождением службы (например, обучение стрельбе из боевого оружия), идет в разрез с моральными принципами (убеждениями) призывника или его религией/верой.
- Те граждане-призывники, которые относятся к немногочисленному коренному народу, живущему и ведущему традиционную деятельность или хозяйство.
Если ко второй категории относятся единицы юношей, то потенциально к первой можно отнести всех остальных ребят призывного возраста, поэтому первый вариант следует рассмотреть более детально. Здесь ситуацию можно раздеть на две группы: вера и убеждения. Теоретически некоторую распространенную веру, связанную с религиозной организацией, возможно подтвердить каким-либо способом, например показаниями единоверцев. Совершенно обратная ситуация с убеждениями гражданина – никто не узнает о принципе человека «не пользоваться оружием» пока ему не представится возможность взять это оружие в руки. Особенно, в России, где боевое оружие запрещено для граждан на законодательном уровне. Также в ФЗ об альтернативной гражданской службе не идет речь о времени, в течение которого призывник придерживается тех или иных убеждений. Один человек не приемлет насилие и все что с ним связано (например, оружие и военная форма) уже 10 лет, а другой стал придерживаться такого принципа месяц назад после каких-то событий, произошедших в его жизни. Другие словами, невозможно представить объективные доказательства наличия тех или иных убеждений.
Следующая статья Федерального закона раскрывает, кого можно направить на альтернативную гражданскую службу: здесь стоит обратить внимание на следующие моменты.
- Во-первых, гражданин, которого направляют на АГС, ввиду того что АГС является прежде всего именно заменой военной службы, должен быть призывного возраста, то есть быть совершеннолетним и, одновременно, быть младше 27-ми лет.
- Во-вторых, призывник не должен иметь противопоказаний к военной службе, так как, если противопоказания имеются, такому гражданину сразу выдается военный билет по здоровью либо отсрочка. Такой гражданин может пойти на государственную гражданскую службу, но это никак не связано с АГС, хотя эти два вида трудовой деятельности могут проходить в одной организации.
- В-третьих, те юноши, у которых действует какая-либо отсрочка, например, отсрочка от армии по учебе.
- В-четвертых, на АГС могут направить только гражданина, лично или посредством почтовой связи подавшего заявление о замене срочной службы в армии на альтернативную гражданскую службу.
- И последнее, на альтернативную службу направляются призывники, для которых призывная комиссия вынесла решение звучащее следующим образом: «Решение о направлении на АГС». Решение целиком и полностью основано на соблюдение порядка написания и подачи юношей заявления. Как и когда правильно написать такое заявление, какие необходимо приложить документы и другие вопросы, рассмотрим ниже в настоящей статье.
Наверняка у многих возникает вопрос, почему призывники готовы рисковать свободой – самым дорогим, что есть у человека – и пытаться давать взятки в надежде купить военный билет даже тогда, когда год службы в воинской части можно заменить на практически обычную работу, которую так часто приводят в качестве аргумента против военной службы. Все дело в том, что разница между военной и альтернативной службой не только в месте ее прохождения. Одно из главных отличий – это срок альтернативной гражданской службы. Здесь остановимся подробнее, каким документом установлены сроки прохождения АГС, когда начинается отсчет и так далее.
Как уже было подчеркнуто выше, альтернативная гражданская служба отличается от военной службы по призыву не только видом деятельности, но и другими условиями, главным из который, пожалуй, является срок альтернативной гражданской службы. В силу того, что АГС – это возможность, которая предоставляется гражданам для замены срочной службы, за эту возможность придется платить увеличенным сроком службы. И это одно из основных отличий. Давайте, рассмотрим сроки альтернативной гражданской службы, действующие в настоящее время, то есть в 2021 году. Эти сроки зафиксированы в Федеральном законе об альтернативной гражданской службе.
Здесь тоже есть несколько вариантов: ситуация зависит от того, в какой организации будет проходить служба. Если служба будет проходить в организациях, подведомственных российской армии, или в военных частях на должностях гражданской службы, то срок АГС составит 18 месяцев, иначе говоря, 1,5 года. И другой случай, когда служба проходит в других организациях, не связанных с вышеуказанными, то есть организации не связанные с армией, например, почта или налоговая инспекция – тогда срок альтернативной гражданской службы в России по закону будет составлять 21 календарный месяц, то есть почти 2 года. Очевидным, является значительное увеличение срока службы по сравнению классической службой по призыву, где срок службы в 2021 году составляет 12 месяцев.
Please turn JavaScript on and reload the page
Среди ребят призывного возраста является весьма распространенной следующая позиция: «Пойду пройду медкомиссию и, если вдруг признают годным, то скажу что у меня убеждения, пацифизм или что-то в этом роде». Эта позиция ошибочка и существует только потому, что юноши не изучают нормативно-правовые документы в сфере призыва, а вместо этого пересказывают друг другу эту «историю». В законе четко прописан порядок замены службы в армии на альтернативную гражданскую службу, и ключевым моментом является подача молодым человеком соответствующего заявления, а, если быть еще точнее, сроки подачи этого заявления.
Заявление в военкомат подается минимум за полгода до начала призыва, в котором юноша должен быть призван и проходить соответствующие призывные мероприятия. Точные сроки следует смотреть в актуальной версии федерального закона. Гражданам следует запомнить главное – думать о вопросе замены армии на АГС следует хотя бы за 1 год до призыва, чтобы в спокойном плановом режиме подготовить все необходимые бумаги для решения организационных вопросов.
Для чего в закон внесено эти ограничения в сроках подачи заявления? Сделано это для возможности прогнозирования необходимых вакантных мест на предприятиях. Как Вы помните, организации тоже за 6-12 месяцев подают заявки с указанием должностей и количества свободных мест для юношей, проходящих альтернативную службу. Чтобы этот процесс работал без ошибок, введено указанное ограничение на время, в течение которого можно подать заявление. Если гражданин подает заявление позже, скорее всего он получит отказ, и это решение будет законным.
Заявление пишется в свободной форме, главное указать, почему призывник просит о замену службы на АГС, то есть раскрыть те самые «убеждения». По требованиям к заявлению прикладывается автобиография молодого человека, а также характеристика, которую следует запросить у работодателя в отделе кадров, либо в учебном заведении. На этом обязательные требования заканчиваются. Можно также предоставить другие документы в качестве «доказательств» убеждения, а также показания Ваших знакомых.
Если все процессуальные моменты соблюдены, отказать призывнику могут только в случае явного противоречия такого, как, например, членство в спортивно-стрелковой организации и одновременное убеждение не держать в руках оружие. Однако, как мы уже выяснили, доказать наличие убеждений и время их появления невозможно, и, ввиду наличия серьезной ответственности за незаконный отказ гражданину в направлении на АГС, необоснованные отказы при соблюдении сроков подачи заявления выносятся крайне редко.
С чем связаны столь низкие показатели? Одна из главных причин заключается в том, что юноши вспоминают о данной возможности в последний момент, когда уже пропущены сроки подачи заявления, и у ребят просто не остается выбора, ведь по закону они либо должны быть направлены на службу, либо признаны уклонистами и привлечены к уголовной ответственности. Здесь можно посоветовать только повышать юридическую грамотность, знать свои права и обязанности. Другая возможная причина – в нашей стране практически нет молодых людей с убеждениями, которым противоречит служба в вооруженных силах. И это вполне может быть правдой, ведь нас с детства учили любить свою страну и быть готовыми встать на защиту Отечества. А возможно многие юноши и не знают, о возможности замены службы на альтернативную. Здесь, возможно, стоит проводить просветительскую деятельность в этом вопросе на уровне программ общего образования.
Главное, что следует помнить, что у каждого призывника есть право на альтернативную гражданскую службу в 2021 году, что закреплено в Конституции и ФЗ об АГС.
Давайте рассмотрим законодательные акты, которыми предусмотрено право на альтернативную гражданскую службу. Так как это понятие относится к военной службе, следует обратиться к Конституции РФ, а именно к статье 59.
В этой статье приводится ссылка на закон, регламентирующий военную службу, а в 3 части явно указано, что каждый гражданин имеет право пройти АГС в установленных соответствующим федеральным законом случаях. Таким образом, право на альтернативную гражданскую службу дается каждому гражданину на основании юридического документа, имеющего высшую юридическую силу.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации был разработан и введен в действие Федеральный закон «Об альтернативной гражданской службе». Этот закон имеет номер №113-ФЗ и был подписан президентом 25 июля 2002 года.
Начинается документ одним из ключевых разделов, а именно, кто имеет право на замену срочной службы в армии альтернативной службой. Это право имеют 2 категории граждан:
- Те призывники, для которых деятельность, связанная с прохождением службы (например, обучение стрельбе из боевого оружия), идет в разрез с моральными принципами (убеждениями) призывника или его религией/верой.
- Те граждане-призывники, которые относятся к немногочисленному коренному народу, живущему и ведущему традиционную деятельность или хозяйство.
Если ко второй категории относятся единицы юношей, то потенциально к первой можно отнести всех остальных ребят призывного возраста, поэтому первый вариант следует рассмотреть более детально. Здесь ситуацию можно раздеть на две группы: вера и убеждения.
Теоретически некоторую распространенную веру, связанную с религиозной организацией, возможно подтвердить каким-либо способом, например показаниями единоверцев. Совершенно обратная ситуация с убеждениями гражданина – никто не узнает о принципе человека «не пользоваться оружием» пока ему не представится возможность взять это оружие в руки.
Особенно, в России, где боевое оружие запрещено для граждан на законодательном уровне. Также в ФЗ об альтернативной гражданской службе не идет речь о времени, в течение которого призывник придерживается тех или иных убеждений.
Один человек не приемлет насилие и все что с ним связано (например, оружие и военная форма) уже 10 лет, а другой стал придерживаться такого принципа месяц назад после каких-то событий, произошедших в его жизни. Другие словами, невозможно представить объективные доказательства наличия тех или иных убеждений.
Не секрет, что для многих призывников наибольший интерес представляет место прохождения альтернативной гражданской службы, то есть место, где придется работать и, соответственно, что придется делать. Многие слышали истории и легенды про уход за больными в лечебных учреждениях, и у ребят сложилось впечатление, что это единственно возможный вариант.
Однако, это далеко не так. Чтобы разобраться с этим вопросом окончательно, обратимся к Федеральному закону, осуществляющему правовое регулирование альтернативной гражданской службы в России, а именно к упомянутому выше 113-ФЗ.
Правительством РФ установлен порядок, согласно которому различные муниципальные или бюджетные организации заранее подают в уполномоченные государственные органы заявки, в которых указывают вакансии для ребят, направленных на альтернативную службу. Это могут быть как технический персонал на производстве, так и работа с документами, а также в сфере обслуживания и так далее.
Перечень таких рабочих мест формируется перед каждым призывом и может меняться. При направлении призывника работать в качестве АГС, его должность может быть выбрана на основании образования юноши, но это скорее рекомендация, а не правило.
В 98 % случаев альтернативная гражданская служба проходит в городе, где юноша проживает. Однако, это тоже не правило. Отправить на АГС могут и в другой город – в этом случае призывнику должно быть предоставлено место в общежитии, но все-таки направление в другие города происходит крайне редко.
Давайте рассмотрим другие особенности альтернативной службы, которые часто волнуют призывников, а также их родителей. Как уже упоминалось, АГС имеет множество сходств с обычной работой, рассмотрим их.
- Зарплата. Действительно, на АГС платят зарплату, причем именно ту, которую платят на должности, на которой трудится призывник. Таким образом, заработная плата напрямую зависит от того, куда гражданина направят проходить службу (какая организация, должность и т. д.). Плохая новость в том, что обычно предприятия подают заявки именно на те должности, на которые трудно найти работников в связи с низкой заплатой, но здесь могут быть и исключения, однако, узнать заранее это невозможно.
- Трудовой договор. Оформляются призывники в указанном в ФЗ порядке строго по срочному трудовому договору, следовательно, отношения юноши с организацией, где он проходит альтернативную службу, регламентируется трудовым кодексом РФ.
- Отпуск, больничный, выходные и т. д. Исходя из предыдущего пункта, все эти атрибуты будут присутствовать в процессе прохождения альтернативной гражданской службы. Ежегодный отпуск, в соответствии с ТК РФ оплачивается и предоставляется по установленному заявлению.
- Прогулы. Прогулы являются нарушениями трудовой дисциплины в соответствии с трудовым кодексом, но здесь есть дополнительный нюанс, указанный в законодательстве об АГС – прогулы не засчитываются в срок АГС.
Среди ребят призывного возраста является весьма распространенной следующая позиция: «Пойду пройду медкомиссию и, если вдруг признают годным, то скажу что у меня убеждения, пацифизм или что-то в этом роде». Эта позиция ошибочка и существует только потому, что юноши не изучают нормативно-правовые документы в сфере призыва, а вместо этого пересказывают друг другу эту «историю».
В законе четко прописан порядок замены службы в армии на альтернативную гражданскую службу, и ключевым моментом является подача молодым человеком соответствующего заявления, а, если быть еще точнее, сроки подачи этого заявления.
Заявление в военкомат подается минимум за полгода до начала призыва, в котором юноша должен быть призван и проходить соответствующие призывные мероприятия. Точные сроки следует смотреть в актуальной версии федерального закона.
С чем связаны столь низкие показатели? Одна из главных причин заключается в том, что юноши вспоминают о данной возможности в последний момент, когда уже пропущены сроки подачи заявления, и у ребят просто не остается выбора, ведь по закону они либо должны быть направлены на службу, либо признаны уклонистами и привлечены к уголовной ответственности. Здесь можно посоветовать только повышать юридическую грамотность, знать свои права и обязанности.
Другая возможная причина – в нашей стране практически нет молодых людей с убеждениями, которым противоречит служба в вооруженных силах. И это вполне может быть правдой, ведь нас с детства учили любить свою страну и быть готовыми встать на защиту Отечества.
А возможно многие юноши и не знают, о возможности замены службы на альтернативную. Здесь, возможно, стоит проводить просветительскую деятельность в этом вопросе на уровне программ общего образования.
Главное, что следует помнить, что у каждого призывника есть право на альтернативную гражданскую службу в 2021 году, что закреплено в Конституции и ФЗ об АГС.
Граждане РФ, желающие пройти АГС должны за полгода до призыва подать заявление в военкомат. В нём нужно указать веские причины, по которым невозможно пройти срочную воинскую службу в стандартных рядах армии. К заявлению нужно приложить подробную автобиографию, характеристику с места работы или учёбы и прочие документы, удостоверяющие требования.
Можно при необходимости указать граждан, которые могут засвидетельствовать исключающие причины.
При подаче заявления в военкомат, его регистрируют и выдают заявителю соответствующий талон.
При зачислении на альтернативную военную службу, комиссия в личном порядке рассматривает заявление и автобиографию заявителя. Если указанные причины основаны на вероисповедании, то комиссия выслушает доводы заявителя и возможно свидетелей или изучит приложенную документацию.
Заявление рассматривается в течение месяца, если комиссия запросит дополнительную подтверждающую документацию, то срок рассмотрения продлевается ещё на месяц. После рассмотрения, комиссия выносит решение, копия которого в течение трёх дней выдаётся на руки заявителю.
При положительном решении, гражданину необходимо пройти медицинскую комиссию, для подтверждения годности к военной службе. Комиссией назначается предприятие и место для несения службы.
Далее военкомат выдаёт гражданину предписание, где указано место и время явки для несения службы, учётная карта и проездной льготный билет. Специфику рода занятий на срок АГС выбирают, учитывая профессиональное образование призывника. В обязательном порядке учитывается наличие профильного полученного образования призывника, его уровень профессиональных навыков и прочие дипломы и грамоты.
Срок АГС длится 21 месяц. Время невыхода на работу, нахождения под стражей или в отпуске в срок службы не включается.
Срок альтернативной службы в организациях Министерства Обороны РФ составляет в 1,5 раз больше, чем срок несения воинской службы, а именно 18 месяцев, включая 2 законных отпуска.
Отказ прохождения альтернативной гражданской службы. Почему?
Комиссия военкомата может дать отрицательный ответ на поданное заявление, если заявление было подано поздно. Недоказанность каких-либо фактов, указанных в заявлении или двукратная неявка для прохождения комиссии тоже могут быть причиной отказа.
В случае отказа, гражданину придётся проходить традиционную военную службу. Поэтому, для подачи заявки для прохождения АГС, нужно собрать максимальное количество документов и свидетелей. Потому, что во внимание берутся только веские основания, которые носят личный и социальный характер. Например, наличие профессионального образования и положительная характеристика с места работы и учёбы с непреодолимым желанием гражданина продолжать обучение, для повышения квалификации и личного роста, могут служить веской причиной.
Федеральный закон от 31 июля 2020 г. N 268-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» Федеральный закон от 27 июня 2018 г. N 164-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части приведения к единообразию терминологии, касающейся коренных малочисленных народов Российской Федерации» Изменения в законы «О воинской обязанности и военной службе» и «Об альтернативной гражданской службе» Изменения в закон об альтернативной службе
Принят Государственной Думой 28 июня 2002 года
Одобрен Советом Федерации 10 июля 2002 года
Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, связанные с реализацией гражданами Российской Федерации (далее — граждане) конституционного права на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой.
Глава 1. Общие положения
Статья 1. Альтернативная гражданская служба
1. Альтернативная гражданская служба — особый вид трудовой деятельности в интересах общества и государства, осуществляемой гражданами взамен военной службы по призыву.
2. Правовой основой альтернативной гражданской службы являются Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы и принятые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации.
3. Статус граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу, устанавливается настоящим Федеральным законом в соответствии с Конституцией Российской Федерации.
Трудовая деятельность граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу, регулируется Трудовым кодексом Российской Федерации с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Статья 2. Право гражданина на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой
Гражданин имеет право на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой в случаях, если:
несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию;
он относится к коренному малочисленному народу, ведет традиционный образ жизни, осуществляет традиционное хозяйствование и занимается традиционными промыслами.
Статья 3. Граждане, направляемые на альтернативную гражданскую службу
1. На альтернативную гражданскую службу направляются граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, которые не пребывают в запасе, имеют право на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой, лично подали заявление в военный комиссариат о желании заменить военную службу по призыву альтернативной гражданской службой и в отношении которых в соответствии с настоящим Федеральным законом призывной комиссией района, города без районного деления, иного муниципального (административно-территориального) образования (далее — призывная комиссия) принято соответствующее решение.
2. На альтернативную гражданскую службу не направляются граждане, которые в соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе»:
имеют основания для освобождения от призыва на военную службу;
не подлежат призыву на военную службу;
имеют основания для предоставления отсрочки от призыва на военную службу.
Статья 4. Место прохождения гражданами альтернативной гражданской службы
1. Граждане проходят альтернативную гражданскую службу индивидуально, а также в составе групп или формирований:
в организациях, подведомственных федеральным органам исполнительной власти;
в организациях, подведомственных органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
в организациях Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов в качестве гражданского персонала.
Прохождение альтернативной гражданской службы в организациях, подведомственных органам местного самоуправления, определяется федеральным законом.
Альтернативная служба в армии подходит тем, кто по своим принципам не может взять в руки оружие, осуждает войну или любые насильственные действия. Ее могут выбрать:
- призывники, моральные или религиозные убеждения которых противоречат прохождению службы в армии;
- коренные представители малочисленных народов (ненцы, коряки, ханты и пр.)
Попасть на альтернативную службу сложно. Во-первых, нужно вовремя подать заявление в военкомат: не позднее, чем за полгода до призыва в армию. А во-вторых, даже если аргументы в заявлении будут достаточно убедительны, призывная комиссия может отказать в просьбе, так как количество мест для альтернативщиков ограничено. Например, в прошлом году вакансии были выделены только для 3 416 человек. Для сравнения, на военную службу было направлено 263 000 призывников.
Полный перечень профессий, на которые может быть направлен призывник, утверждается каждый год Министерством труда. В прошлом году Министерство труда предложило альтернативщикам 120 профессий и должностей.
Вакантные места могут выделить государственные учреждения социального обслуживания, здравоохранения, образования, культуры и искусства. В список профессий и должностей войдут: дворник, уборщик, курьер, грузчик, парикмахер, плотник, садовник, артист, слесарь, врач, ветеринар, педагог, программист, юрисконсульт и др.
По закону призывники (кроме представителей малочисленных народов) могут направляться для прохождения АГС в другие регионы РФ, но в реальности выбор населенного пункта зависит от наличия предложенных рабочих мест. Если для прохождения службы призывнику придется покинуть родной город, государство обязано обеспечить его жильем (комнатой в общежитии) и оплатить все транспортные расходы. Также он имеет право на бесплатный проезд во время отпуска.
Прохождение АГС предусматривает обязательное заключение срочного трудового договора. За выполненную работу альтернативщик получает заработную плату, размер которой зависит от выбранной профессии и места работы. Я не советую рассчитывать на высокие гонорары, так как госучреждения обычно выделяют для призывников места, на которые из-за низкой зарплаты сложно найти специалистов. Не получится исправить финансовое положение и подработками: АГС запрещается совмещать с работой в другом месте.
Альтернативная служба в армии 2021 год
Прохождение альтернативной гражданской службы приравнивается к нахождению в войсковых частях. Поэтому неявка на рабочее место расценивается как попытка уклонения от воинской обязанности.
После обращения работодателя в СК РФ на уклониста заводят уголовное дело по статье 328 УК РФ. Если призывник будет признан уклонистом, ему может грозить:
- штраф до 80 тысяч рублей,
- штраф в размере заработной платы за период до 6 месяцев,
- обязательные работы до 480 часов,
- арест до 6 месяцев.
Конкретный вид наказания определяется после судебного процесса. Если молодой человек не согласен с решением суда, он может подать апелляцию.
Альтернативная гражданская служба (АГС) – это особый вид деятельности, который осуществляется вместо срочной службы из-за религиозных убеждений или по другим причинам. Она предполагает полный отказ от использования оружия, ежедневного ношения воинской формы и выполнения приказов.
Прохождение альтернативной службы осуществляется в государственных учреждениях, например, можно работать санитаром в больнице, водителем, почтальоном и т.д. В отличие от военной службы, АГС также отличается и длительностью. Если в армии молодому человеку необходимо отслужить на протяжении 12 месяцев, то на альтернативном варианте службы – 21 месяц. В данный срок засчитываются праздничные и выходные дни, а также больничный.
Согласно законодательству право на подачу заявления на АГС имеют граждане, которые:
- Имеют религиозные взгляды, не позволяющие использовать оружие;
- Могут подтвердить истинность своих религиозных убеждений, предоставив соответствующие справки с религиозной организации;
- Имеют положительное решение специальной военной комиссии для прохождения АГС.
На альтернативный вид службы допускаются только те граждане, которые призываются на срочную службу. Если же после прохождения военной медицинской комиссии призывник признается негодным для службы по состоянию здоровья или по другой причине, тогда он также освобождается и от АГС.
Перед тем, как попасть на альтернативную военную службу в армии, необходимо разобраться в особенностях ее прохождения. После вступления на АГС мужчину ожидает следующее:
- Стабильная заработная плата. Труд молодого человека, который проходит АГС, оплачивается в полном объеме. Размер его заработной платы будет зависеть от занимаемой должности. В основном юношу направляют работать в ту сферу, куда устраиваться никто не хочет из-за низкой зарплаты, поэтому изначально не стоит рассчитывать на большие суммы оклада;
- Заключение трудового договора. Молодой человек подписывает трудовое соглашение, что означает его официальное трудоустройство. После его подписания гражданин лишается необходимости проходить службу в армии;
- Получение отпуска, больничного и выходных. Все из перечисленного оговаривается непосредственно во время трудоустройства. Ежегодно призывник получает оплачиваемый отпуск. Для этого молодому человеку достаточно написать заявление на имя своего руководителя;
- Если юноша на АГС прогуливает рабочее время, тогда это воспринимается как нарушение трудовой дисциплины, на него накладывается штраф или понижается заработная плата.
Все возможные профессии, подлежащие АГС, указаны в специальном перечне и с ним может ознакомиться каждый призывник, которого интересует данный вид службы. Молодому человеку может быть предложена работа в одном из направлений:
- Охранная сфера;
- Строительная деятельность;
- Образовательная или культурная деятельность;
- Работа в диспансерах или в учреждениях здравоохранения;
- Социальная сфера.
Среди причин, по которым военная комиссия может отказать от прохождения альтернативной службы, может быть:
- Предоставление неверной информации членам комиссии;
- Попытка уклониться от призыва на срочную службу;
- Пропуск без уважительной причины заседания призывной комиссии;
- Нехватка документов и аргументов для замещения срочной службы на альтернативную;
- Поздно поданное заявление.
После того как призывнику будет отказано в предоставлении АГС, комиссия должна дать ответ в письменном виде о причинах отказа. Если же призывник будет не согласен с вынесенным решением, то он может подать на его обжалование.
Юноши, решившие пройти альтернативную службу, могут рассчитывать на получение следующих привилегий:
- Бесплатный проезд в транспорте к месту прохождения АГС (на такси данная льгота не распространяется);
- Ежегодное предоставление отпуска длительностью в один месяц;
- Предоставление бесплатного жилья на время прохождения АГС.
Как и игнорирование срочной армии, уклонение от альтернативной службы также считается нарушением закона. Единственное отличие заключается лишь в том, что наказание несколько мягче.
Согласно УК Российской Федерации, уклонение от службы карается наложением штрафа в размере до 80 тысяч рублей или же в объеме зарплаты осужденного. Другим наказанием может быть арест сроком на 6 месяцев или общественные работы.
Уклонистами от службы в основном считаются граждане, которые не являются в государственные структуры в положенное время для прохождения альтернативной службы. Кроме того, наказанию подлежат юноши, которые сбегают с места службы, не выполняют возлагаемые на них обязательства или же которые увольняются по фальшивым причинам раньше установленного срока.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
ОБ АЛЬТЕРНАТИВНОЙ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЕ
Принят Государственной Думой 28 июня 2002 года
Одобрен Советом Федерации 10 июля 2002 года
Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, связанные с реализацией гражданами Российской Федерации (далее — граждане) конституционного права на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой.
Призывник имеет право подать заявление о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской в случаях, если несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию либо он относится к коренному малочисленному народу, ведет традиционный образ жизни, осуществляет традиционное хозяйствование и занимается промыслами. Такая служба, как и служба по призыву, предусмотрена для граждан мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, которые не пребывают в запасе. Призывник имеет право на замену военной службы по призыву, для чего нужно лично подать заявление в военный комиссариат о желании заменить срочную службу по призыву альтернативной. Перед подачей заявления нужно убедиться, что вами соблюдены сроки. Оно подается не позднее, чем за полгода до начала того, призыва, в котором вас должны призвать в армию, а не когда пришла повестка из военкомата. К примеру, если вас призывают этой весной, то вы были должны подать заявление в прошлый осенний призыв. После этого призывная комиссия выносит решение о прохождении службы на альтернативной основе, если соблюдены все условия для принятия этого решения. Важно помнить, что необходимо подтвердить те основания, которые вы указали в заявлении, например, что ваша вера запрещает вам держать оружие, даже в целях защиты родной страны. АГС не предусмотрена для призывников, которые в соответствии с ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»:
- имеют медицинские основания для освобождения от призыва на военную службу, в том числе, на основании присвоенной категории годности к военной службе, например, категория В и категория Д.
- не подлежат призыву на военную службу, в том числе, служившие в армии;
- имеют основания для предоставления отсрочки от призыва на военную службу, например, отсрочка от армии по здоровью (присвоена категория годности Г), отсрочка от армии по учебе или другим основаниям.
Если же призывнику вдруг отказано в замене срочной службы, то такое решение вы можете обжаловать в судебном или административном порядке.
Призывники, которые выбрали АГС, как правило, проходят ее за пределами территорий субъектов Российской Федерации, в которых они постоянно проживают. При невозможности направления данных лиц для прохождения АГС за пределы территорий субъектов Российской Федерации, в которых они постоянно проживают, граждане в соответствии с решением специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти могут быть направлены для прохождения АГС в организации, находящиеся на территориях субъектов Российской Федерации, в которых они постоянно проживают. Призывники, относящиеся к коренным малочисленным народам, направляются для прохождения альтернативной службы в организации традиционных отраслей хозяйствования и традиционных промыслов. Перечень видов работ, профессий, должностей, на которых призывники могут пройти такую службу, а также организаций, где предусмотрено прохождение АГС, определяются Постановлением Правительства Российской Федерации «Об организации альтернативной гражданской службы». При определении вида работы, профессии, должности, на которых может быть занят призывник, направляемый на нее, и места прохождения такой гражданской службы учитываются образование, специальность, квалификация, опыт предыдущей работы, состояние здоровья, семейное положение гражданина, а также потребность организаций в трудовых ресурсах, например, в отделении связи.
Срок АГС в 1,75 раза превышает установленный Федеральным законом «О воинской обязанности» срок военной службы по призыву и составляет 21 месяц.
Срок АГС для граждан, проходящих данную ее в организациях Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, в 1,5 раза превышает срок военной службы по призыву и составляет 18 месяцев (полтора года). При этом призывнику, проходящему альтернативную службу выдают зарплату и ,при необходимости, общежитие. В части оплаты труда заработок гражданина не может быть меньше МРОТ.
Служба альтернативная гражданская для призывника начинается в день его убытия к месту ее прохождения, указанный в предписании военного комиссариата, а заканчивается она в день прекращения работодателем срочного трудового договора с гражданином. Призывнику, желающему воспользоваться правом на прохождение военной службы на альтернативной основе важно знать, что в ее срок не засчитываются:
- прогулы (отсутствие на рабочем месте без уважительных причин более четырех часов подряд в течение рабочего дня);
- время нахождения в дополнительных отпусках, предоставляемых работодателем гражданам, обучающимся в образовательных организациях;
- время отбывания уголовного или административного наказания в виде ареста;
- появление на работе в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения.
Некоторые призывники думают о том, можно ли отказаться от службы в армии. Мало кто знает, что отказ от нее предусмотрен законом «Об Альтернативной службе». Призывник может отказаться от исполнения воинской обязанности по личным убеждениям, в соответствии со своими моральными принципами, по вопросам вероисповедания. Религиозная принадлежность немалого числа призывников к определенным группам стала причиной, по которой им дали право на такой выбор. Если призывник относится к коренному малочисленному народу и ведет традиционный образ жизни (занимается традиционными промыслами), то он также может избежать армии законно. В этом случае, заявление гражданин должен подать в военкомат по месту воинского учета.
Отказ от военной службы по личным убеждениям и вероисповеданию:
- пацифизм и неприятие насилия;
- носить и применять оружие;
- участвовать в боевых действиях;
- принимать военную присягу;
- участвовать в производстве и обслуживании военной техники, а также боевых припасов.
Следует отметить, что призывная комиссия попросит предоставить доказательства того, что у вас есть основания для прохождения альтернативной службы. Ходатайство должно быть подкреплено соответствующими документами, такими как, автобиография, характеристика с места учебы.
(в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 31.12.2005 N 211-ФЗ, от 06.07.2006 N 104-ФЗ, от 09.03.2010 N 27-ФЗ, от 30.11.2011 N 343-ФЗ, от 02.07.2013 N 185-ФЗ, от 25.11.2013 N 317-ФЗ, от 28.12.2016 N 495-ФЗ, от 27.06.2018 N 164-ФЗ, от 31.07.2020 N 268-ФЗ)
Принят
Государственной Думой
28 июня 2002 года
Одобрен
Советом Федерации
10 июля 2002 года
Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, связанные с реализацией гражданами Российской Федерации (далее — граждане) конституционного права на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой.
1. Альтернативная гражданская служба — особый вид трудовой деятельности в интересах общества и государства, осуществляемой гражданами взамен военной службы по призыву.
2. Правовой основой альтернативной гражданской службы являются Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы и принятые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации, а также законодательство субъектов Российской Федерации, применяемое в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону. (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
3. Статус граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу, устанавливается настоящим Федеральным законом в соответствии с Конституцией Российской Федерации.
Трудовая деятельность граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу, регулируется Трудовым кодексом Российской Федерации с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Гражданин имеет право на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой в случаях, если:
несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию;
он относится к коренному малочисленному народу Российской Федерации, ведет традиционный образ жизни, осуществляет традиционную хозяйственную деятельность и занимается традиционными промыслами коренных малочисленных народов Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 27.06.2018 N 164-ФЗ)
1. На альтернативную гражданскую службу направляются граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, которые не пребывают в запасе, имеют право на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой, лично подали заявление в военный комиссариат о желании заменить военную службу по призыву альтернативной гражданской службой и в отношении которых в соответствии с настоящим Федеральным законом призывной комиссией, создание которой регулируется Федеральным законом от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (далее — Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе»), принято соответствующее решение. (в ред. Федерального закона от 31.12.2005 N 211-ФЗ)
2. На альтернативную гражданскую службу не направляются граждане, которые в соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе»:
имеют основания для освобождения от призыва на военную службу;
не подлежат призыву на военную службу;
имеют основания для предоставления отсрочки от призыва на военную службу.
1. Срок альтернативной гражданской службы в 1,75 раза превышает установленный Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» срок военной службы по призыву и составляет:
для граждан, направленных для ее прохождения до 1 января 2007 года, за исключением граждан, указанных в абзаце четвертом настоящего пункта, — 42 месяца;
для граждан, направленных для ее прохождения с 1 января по 31 декабря 2007 года включительно, за исключением граждан, указанных в абзаце четвертом настоящего пункта, — 31,5 месяца;
для граждан, окончивших государственные, муниципальные или имеющие государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) негосударственные образовательные учреждения высшего профессионального образования и направленных для ее прохождения до 1 января 2008 года, — 21 месяц;
для граждан, направленных для ее прохождения после 1 января 2008 года, — 21 месяц. (в ред. Федерального закона от 06.07.2006 N 104-ФЗ)
2. Срок альтернативной гражданской службы для граждан, проходящих данную службу в организациях Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, в 1,5 раза превышает установленный Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» срок военной службы по призыву и составляет:
для граждан, направленных для ее прохождения до 1 января 2007 года, за исключением граждан, указанных в абзаце четвертом настоящего пункта, — 36 месяцев;
для граждан, направленных для ее прохождения с 1 января по 31 декабря 2007 года включительно, за исключением граждан, указанных в абзаце четвертом настоящего пункта, — 27 месяцев;
для граждан, окончивших государственные, муниципальные или имеющие государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) негосударственные образовательные учреждения высшего профессионального образования и направленных для ее прохождения до 1 января 2008 года, — 18 месяцев;
для граждан, направленных для ее прохождения после 1 января 2008 года, — 18 месяцев. (в ред. Федерального закона от 06.07.2006 N 104-ФЗ)
3. Началом альтернативной гражданской службы гражданина считается день его убытия к месту прохождения альтернативной гражданской службы, указанный в предписании военного комиссариата.
4. Окончанием альтернативной гражданской службы гражданина считается день прекращения работодателем срочного трудового договора с гражданином при прекращении альтернативной гражданской службы. При этом срочный трудовой договор с гражданином, проходящим альтернативную гражданскую службу, должен быть прекращен работодателем в день истечения срока его альтернативной гражданской службы. (в ред. Федерального закона от 30.11.2011 N 343-ФЗ)
5. В срок альтернативной гражданской службы не засчитывается: (в ред. Федерального закона от 28.12.2016 N 495-ФЗ)
срок отбывания уголовного или административного наказания в виде ареста; (в ред. Федерального закона от 28.12.2016 N 495-ФЗ)
время нахождения в дополнительных отпусках, предоставляемых работодателем работникам, совмещающим работу с получением образования; (в ред. Федерального закона от 28.12.2016 N 495-ФЗ)
время нахождения в отпуске по уходу за ребенком и время проезда к месту использования указанного отпуска и обратно; (в ред. Федерального закона от 28.12.2016 N 495-ФЗ)
время прогула (отсутствия на рабочем месте без уважительных причин в течение всего рабочего дня (смены) независимо от его (ее) продолжительности, а также отсутствия на рабочем месте без уважительных причин более четырех часов подряд в течение рабочего дня (смены); (в ред. Федерального закона от 28.12.2016 N 495-ФЗ)
1. Альтернативная гражданская служба организуется в соответствии с настоящим Федеральным законом, положением о порядке прохождения альтернативной гражданской службы, а также иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
2. Организация альтернативной гражданской службы осуществляется специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, определяемыми Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации в соответствии со своими полномочиями.
Президент Российской Федерации и Правительство Российской Федерации в соответствии со своими полномочиями и настоящим Федеральным законом возлагают на специально уполномоченные федеральные органы исполнительной власти осуществление нормативного регулирования, а также организационных, контрольных и иных функций в области организации альтернативной гражданской службы.
3. Правительство Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации утверждает положение о порядке прохождения альтернативной гражданской службы, издает иные нормативные правовые акты в области организации альтернативной гражданской службы и обеспечивает их исполнение.
4. В организации альтернативной гражданской службы участвуют федеральные органы исполнительной власти, определяемые Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации в соответствии со своими полномочиями, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, которым подведомственны организации, где предусмотрено прохождение альтернативной гражданской службы, а также эти организации.
Функции указанных федеральных органов исполнительной власти в области организации альтернативной гражданской службы определяются Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации в соответствии со своими полномочиями и настоящим Федеральным законом.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации:
представляют в специально уполномоченные федеральные органы исполнительной власти предложения по перечням видов работ, профессий, должностей, на которых могут быть заняты граждане, проходящие альтернативную гражданскую службу, а также организаций, где предлагается предусмотреть прохождение альтернативной гражданской службы;
ведут учет подведомственных им организаций, где предусмотрено прохождение альтернативной гражданской службы;
направляют в специально уполномоченные федеральные органы исполнительной власти необходимую информацию о гражданах, прибывших для прохождения альтернативной гражданской службы в подведомственные им организации;
ведут учет граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу в подведомственных им организациях, организуют их размещение и бытовое обслуживание;
Абзац — Утратил силу. (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
обеспечивают в пределах своей компетенции соблюдение положений настоящего Федерального закона, осуществляют меры по реализации прав граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу, и их социальную защиту.
Организации, где предусмотрено прохождение альтернативной гражданской службы:
представляют в соответствующий федеральный орган исполнительный власти или в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации предложения по перечням видов работ, профессий, должностей, на которых могут быть заняты граждане, проходящие альтернативную гражданскую службу;
заключают срочные трудовые договоры с гражданами, направленными для прохождения альтернативной гражданской службы, и прекращают с ними срочные трудовые договоры;
1. Альтернативная гражданская служба — особый вид трудовой деятельности в интересах общества и государства, осуществляемой гражданами взамен военной службы по призыву.
2. Правовой основой альтернативной гражданской службы являются Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы и принятые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации, а также законодательство субъектов Российской Федерации, применяемое в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону (пункт дополнен с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ.
3. Статус граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу, устанавливается настоящим Федеральным законом в соответствии с Конституцией Российской Федерации.
Трудовая деятельность граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу, регулируется Трудовым кодексом Российской Федерации с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
1. На альтернативную гражданскую службу направляются граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, которые не пребывают в запасе, имеют право на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой, лично подали заявление в военный комиссариат о желании заменить военную службу по призыву альтернативной гражданской службой и в отношении которых в соответствии с настоящим Федеральным законом призывной комиссией, создание которой регулируется Федеральным законом от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (далее — Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе»), принято соответствующее решение (пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2006 года Федеральным законом от 31 декабря 2005 года N 211-ФЗ, — см. предыдущую редакцию).
2. На альтернативную гражданскую службу не направляются граждане, которые в соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе»:
имеют основания для освобождения от призыва на военную службу;
не подлежат призыву на военную службу;
имеют основания для предоставления отсрочки от призыва на военную службу.
Как попасть на альтернативную службу в армии в 2021 году
1. Альтернативная гражданская служба организуется в соответствии с настоящим Федеральным законом, положением о порядке прохождения альтернативной гражданской службы, а также иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
2. Организация альтернативной гражданской службы осуществляется специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, определяемыми Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации в соответствии со своими полномочиями.
Президент Российской Федерации и Правительство Российской Федерации в соответствии со своими полномочиями и настоящим Федеральным законом возлагают на специально уполномоченные федеральные органы исполнительной власти осуществление нормативного регулирования, а также организационных, контрольных и иных функций в области организации альтернативной гражданской службы.
3. Правительство Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации утверждает положение о порядке прохождения альтернативной гражданской службы, издает иные нормативные правовые акты в области организации альтернативной гражданской службы и обеспечивает их исполнение.
4. В организации альтернативной гражданской службы участвуют федеральные органы исполнительной власти, определяемые Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации в соответствии со своими полномочиями, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, которым подведомственны организации, где предусмотрено прохождение альтернативной гражданской службы, а также эти организации.
Функции указанных федеральных органов исполнительной власти в области организации альтернативной гражданской службы определяются Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации в соответствии со своими полномочиями и настоящим Федеральным законом.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации:
Члены призывных комиссий, должностные лица федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, способствующие своими действиями незаконному направлению граждан на альтернативную гражданскую службу либо уклонению граждан от исполнения обязанностей альтернативной гражданской службы, а также препятствующие исполнению гражданами обязанностей альтернативной гражданской службы или не исполняющие обязанности, связанные с организацией альтернативной гражданской службы, установленные законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, привлекаются к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации.
Финансирование мероприятий, связанных с организацией альтернативной гражданской службы и предоставлением прав и социальных гарантий гражданам, проходящим альтернативную гражданскую службу, осуществляется за счет средств федерального бюджета, а также средств организаций, в которых они проходят альтернативную гражданскую службу, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (статья в редакции, введенной в действие с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ.
Организация и прохождение альтернативной гражданской службы в период мобилизации, в период военного положения и в военное время определяются федеральными конституционными законами, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.