Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «3 августа 2021 г 340 фз». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Содержание:
Подпункт 42 пункта 2 статьи 26_3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 42, ст.5005; 2003, N 27, ст.2709; 2005, N 1, ст.17, 25; 2006, N 1, ст.10; N 23, ст.2380; N 30, ст.3287; N 31, ст.3452; N 44, ст.4537; N 50, ст.5279; 2007, N 1, ст.21; N 13, ст.1464; N 21, ст.2455; N 30, ст.3747, 3805, 3808; N 43, ст.5084; N 46, ст.5553, 5556; 2008, N 29, ст.3418; N 30, ст.3613, 3616; N 48, ст.5516; N 52, ст.6236; 2009, N 48, ст.5711; N 51, ст.6163; 2010, N 15, ст.1736; N 31, ст.4160; N 41, ст.5190; N 46, ст.5918; N 47, ст.6030, 6031; N 49, ст.6409; N 52, ст.6984; 2011, N 17, ст.2310; N 27, ст.3881; N 29, ст.4283; N 30, ст.4572, 4590, 4594; N 48, ст.6727, 6732; N 49, ст.7039, 7042; N 50, ст.7359; 2012, N 10, ст.1158, 1163; N 18, ст.2126; N 31, ст.4326; N 50, ст.6957, 6967; N 53, ст.7596; 2013, N 14, ст.1663; N 19, ст.2331; N 23, ст.2875, 2876, 2878; N 27, ст.3470, 3477; N 40, ст.5034; N 43, ст.5454; N 48, ст.6165; N 51, ст.6679, 6691; N 52, ст.6981, 7010; 2014, N 11, ст.1093; N 14, ст.1562; N 22, ст.2770; N 26, ст.3371; N 30, ст.4256, 4257; N 42, ст.5615; N 43, ст.5799; N 45, ст.6138; 2015, N 1, ст.11; N 13, ст.1807, 1808; N 27, ст.3947; N 29, ст.4359; N 41, ст.5628; 2016, N 23, ст.3283; N 26, ст.3866; N 27, ст.4222; 2017, N 1, ст.6; N 31, ст.4828; N 45, ст.6573; N 50, ст.7563; 2018, N 1, ст.26, 27, 87; N 7, ст.972, 975; N 17, ст.2425; N 24, ст.3414) после слов «объекта капитального строительства» дополнить словами «, направления уведомления о соответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома (далее — уведомление о планируемом строительстве) параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке, уведомления о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке, уведомления о соответствии или несоответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности при строительстве или реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства или садовых домов на земельных участках».
Подписанные Президентом федеральные законы
Внести в Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 40, ст.3822; 2005, N 1, ст.17, 25; 2006, N 1, ст.10; N 23, ст.2380; N 30, ст.3296; N 31, ст.3452; N 43, ст.4412; N 50, ст.5279; 2007, N 1, ст.21; N 21, ст.2455; N 25, ст.2977; N 43, ст.5084; N 46, ст.5553; 2008, N 48, ст.5517; N 52, ст.6236; 2009, N 48, ст.5733; N 52, ст.6441; 2010, N 15, ст.1736; N 49, ст.6409; 2011, N 17, ст.2310; N 29, ст.4283; N 30, ст.4572, 4590, 4591, 4594, 4595; N 48, ст.6730; N 49, ст.7015, 7039; 2012, N 26, ст.3444, 3446; N 50, ст.6967; 2013, N 14, ст.1663; N 19, ст.2325; N 27, ст.3477; N 43, ст.5454; N 48, ст.6165; N 52, ст.6981, 7008; 2014, N 14, ст.1562; N 22, ст.2770; N 26, ст.3371; N 30, ст.4235; N 42, ст.5615; N 43, ст.5799; N 52, ст.7558; 2015, N 1, ст.11, 52; N 27, ст.3978, 3995; N 48, ст.6723; 2017, N 1, ст.6; N 31, ст.4828; 2018, N 1, ст.27, 47, 87; N 7, ст.975) следующие изменения:
1) пункт 20 части 1 статьи 14 дополнить словами «, направление уведомления о соответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома (далее — уведомление о планируемом строительстве) параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке, уведомления о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке, уведомления о соответствии или несоответствии построенных или реконструированных объектах индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности при строительстве или реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства или садовых домов на земельных участках, расположенных на территориях поселений, принятие в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации решения о сносе самовольной постройки, решения о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с предельными параметрами разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленными правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательными требованиями к параметрам объектов капитального строительства, установленными федеральными законами (далее также — приведение в соответствие с установленными требованиями), решения об изъятии земельного участка, не используемого по целевому назначению или используемого с нарушением законодательства Российской Федерации, осуществление сноса самовольной постройки или ее приведения в соответствие с установленными требованиями в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации»;
Часть 2_1 статьи 1 Федерального закона от 1 декабря 2007 года N 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 49, ст.6076; 2008, N 30, ст.3604; 2012, N 26, ст.3446; 2014, N 48, ст.6640; 2016, N 27, ст.4225) после слов «капитального ремонта» дополнить словом «, сноса».
В части 4 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2015 года N 459-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, N 1, ст.79) слова «пунктами 9-11 статьи 60 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (в редакции настоящего Федерального закона) и частью 11_2 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона)» заменить словами «пунктами 9-11 и 13 статьи 60 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» и частью 11_2 статьи 51, частью 9 статьи 51_1 Градостроительного кодекса Российской Федерации», слова «пунктом 4 части 9 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) описание внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства» заменить словами «пунктом 4 части 3 статьи 51_1 Градостроительного кодекса Российской Федерации описание внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома».
Продление «дачной амнистии»: «новогодний подарок» россиянам.
1. До 1 января 2019 года положения части 3 статьи 48, пункта 1 части 2 статьи 49, пункта 1 части 17 статьи 51, статьи 51_1, пункта 5 части 2_2 статьи 52, частей 16-21 статьи 55, части 6 статьи 55_31, пунктов 12_1-12_3 части 5 статьи 56 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона), пункта 13 статьи 60 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (в редакции настоящего Федерального закона), пункта 1_1 части 1 статьи 15, части 1_2 статьи 19, части 11_1 статьи 24, пунктов 58 и 59 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (в редакции настоящего Федерального закона) в части жилых домов, садовых домов, строительство, реконструкция которых осуществляются на садовых земельных участках, применяются в отношении жилых домов, жилых строений, строительство, реконструкция которых осуществляются соответственно на дачных земельных участках, садовых земельных участках.
2. Параметры жилого дома или жилого строения, возводимых на дачном или садовом земельном участке до 1 января 2019 года, должны соответствовать параметрам объекта индивидуального жилищного строительства, указанным в пункте 39 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона).
3. В случае, если до дня вступления в силу настоящего Федерального закона подано заявление о выдаче разрешения на строительство объекта индивидуального жилищного строительства, выдача такого разрешения осуществляется в соответствии со статьей 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона) и направление уведомления в соответствии со статьей 51_1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) не требуется.
Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Президент
Российской Федерации
В.Путин
Москва, Кремль
3 августа 2018 года
N 340-ФЗ
Редакция документа с учетом
изменений и дополнений подготовлена
АО «Кодекс»
Поправки призваны упорядочить индивидуальное жилищное строительство. Они устанавливают единые требования к строительству жилых домов на земельных участках, предоставленных в целях индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, а также к строительству жилых и садовых домов на садовых земельных участках.
Определены максимальные параметры жилого дома: количество надземных этажей — не более 3-х; высота — не более 20 м. Это должно быть отдельно стоящее здание, не предназначенное для раздела на самостоятельные объекты недвижимости. Такой подход позволит решить проблему возведения под видом объектов индивидуального жилищного строительства многоквартирных домов.
Планируется пересмотреть подход к разрешительным процедурам при возведении жилых и садовых домов. При их строительстве (реконструкции) подготовка проектной документации не требуется. Для получения разрешения на строительство надо подать уведомление о планируемом строительстве с указанием параметров возводимого дома.
Вместе с тем предусмотрено обязательное проведение экспертизы проектной документации на строительство и реконструкцию объектов массового пребывания граждан.
Установлены особенности государственного кадастрового учета и госрегистрации прав на жилые и садовые дома.
В целях контроля за соблюдением параметров строительства предусмотрена возможность проведения проверок в случае поступления информации о нарушениях предельных параметров разрешенного строительства.
Также детально регламентированы основания и порядок сноса объектов капстроительства, в том числе самовольных построек. Установлен механизм прекращения прав на земельный участок, на котором расположена самовольная постройка, в случае неисполнения решения о ее сносе или приведении в соответствие с установленными требованиями.
Предусмотрены переходные положения. Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Федеральный закон № 340-ФЗ, вступивший в действие с 04.08.2018 года, внес изменения в порядок строительства садовых и жилых домов на участках земли, предназначенных для ИЖС, ЛПХ и садоводства. Теперь возведение и реконструкция объектов недвижимости на таких землях требует уведомления местной администрации. Получение разрешения на возведение индивидуального жилого дома, начатого до 04.08.2018, не требуется, как и получение разрешения на ввод его в эксплуатацию.
О своем желании построить или внести изменения в имеющийся садовый дом потребуется уведомить администрацию населенного пункта, приложив к уведомлению документы на землю и описание (проект) планируемого дома.
После рассмотрения документов (в течение 7 рабочих дней) заявитель получает разрешение на строительство, которое действительно в 10-летний период.
По завершению строительства в местную администрацию направляется следующий пакет документов:
- уведомление о завершении стройки;
- технический план объекта ИЖС;
- при долевом владении участком земли требуется представить соглашение об определении долей в построенном доме;
- платежный документ об оплате гос. пошлины.
Постановка на учет в органе Росреестра осуществляется администрацией самостоятельно на основании представленных заявителем документов, если параметры построенного объекта соответствуют законодательным нормам.
Такой же пакет документов потребуется для оформления садовых домов после 1 марта 2019 года.
Более подробно узнайте об изменениях в строительстве, изложенные Росреестром для кадастровых инженеров.
Технический план объекта ИЖС или садового дома подготавливается на основании декларации об объекте и уведомления застройщика о планируемых строительстве или реконструкции, а также уведомления органа, уполномоченного на выдачу разрешений на строительство, в адрес застройщика о соответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве (реконструкции) параметров объекта ИЖС или садового дома предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, к иным градостроительным требованиям.
Согласно переходным положениям Федерального закона №340-ФЗ (ст.16): — если до 04.08.2018 подано заявление о выдаче разрешения на строительство объекта ИЖС, выдача такого разрешения осуществляется в соответствии со ст. 51 Градостроительного кодекса (в редакции, действовавшей до 04.08.2018) и направление уведомления о планируемом строительстве или реконструкции в соответствии со ст. 51.1 Градостроительного кодекса не требуется.
В этом случае, а также если разрешение на строительство объекта ИЖС получено до 04.08.2018, получение разрешения на ввод объекта в эксплуатацию не требуется. Об окончании строительства или реконструкции объекта ИЖС застройщик уведомляет орган, выдавший разрешение на строительство, в соответствии с ч. 16 ст. 55 Градостроительного кодекса. В приведенных случаях сведения об объекте ИЖС, за исключением сведений о его местоположении на земельном участке и его площади, указываются в техническом плане на основании разрешения на строительство, проектной документации такого объекта (при ее наличии) либо декларации об объекте недвижимости (в случае, если проектная документация не изготавливалась);
- до 1 марта 2019 года допускается осуществление кадастрового учета и (или) регистрации прав на жилые строения, жилые дома, созданные на земельных участках, предоставленных для ведения садоводства, дачного хозяйства, без направления уведомлений о планируемых строительстве или реконструкции указанных объектов и уведомлений об окончании строительства или реконструкции указанных объектов;
- правообладатель дачного или садового земельного участка либо предназначенного для индивидуального жилищного строительства или для ведения личного подсобного хозяйства, на которых до 04.08.2018 начаты строительство или реконструкция жилого дома, жилого строения или объекта ИЖС, вправе до 1 марта 2019 года направить в уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган уведомление о планируемых строительстве или реконструкции на соответствующем земельном участке жилого дома, жилого строения или объекта ИЖС. При этом применяются положения ст.51.1, ч.ч.16 — 21 ст.55 Градостроительного кодекса. В данном случае получение разрешения на строительство и разрешения на ввод объекта в эксплуатацию не требуется. При этом кадастровый учет и регистрация прав на такие объекты осуществляются по правилам государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на объекты ИЖС, садовые дома, предусмотренные Законом о регистрации в редакции Федерального закона №340-ФЗ.
С 4 августа 2018 изменениями, внесенными Федеральным законом от 03.08.2018 №342-ФЗ в статью 1 Градостроительного кодекс РФ уточняется понятие объекта капитального строительства. Теперь прямо указано, что к таким объектам не относятся неотделимые улучшения земельного участка (замощение, покрытие и другие). Введено понятие некапитальных строений и сооружений. К ним относятся строения, сооружения, которые не имеют прочной связи с землей и конструктивные характеристики которых позволяют осуществить их перемещение и (или) демонтаж и последующую сборку без несоразмерного ущерба назначению и без изменения основных характеристик строений, сооружений (в том числе киосков, навесов и других подобных строений, сооружений). Органы государственной власти в области градостроительной деятельности наделяются полномочием по утверждению классификатора объектов капитального строительства по их назначению и функционально-технологическим особенностям.
Сносить по правилам. Опубликован федеральный закон от 3 августа 2018 г. №340-ФЗ
В редакции закона № 36-ФЗ указан срок окончания регистрации объектов ИЖС 1 марта 2021 года. Однако, ожидаемая активность в этом вопросе себя не оправдала. Граждане используют эту возможность, но до сих пор достаточно много недвижимости остается не оформленной должным образом. Именно по этой причине на рассмотрение Государственной Думы внесли законопроект, который в очередной раз отодвинул сроки регистрации.
Напомним, что под действие дачной амнистии попадают следующие недвижимые объекты:
- участки земли, предоставленные гражданам для целей садоводческого дачного использования, ЛПХ, ИЖС.
- построенные на этих землях, строения – жилые дома, гаражи, а также любые другие постройки (сараи, бани, гаражи и т.д.).
Для вышеуказанных земель дачная амнистия бессрочна, если выполняет два условия:
- земля предоставлена до 30 октября 2001 года;
- имеется акт о предоставлении участка или о праве на участок от администрации.
Чтобы зарегистрировать земельный участок по упрощенной схеме достаточно обратиться в Росреестр или МФЦ и подать заявление с документом на землю. Это может быть:
- выписка из похозяйственной книги;
- акт об выделении участка администрацией;
- свидетельство о собственности.
Ограничение по сроку регистрации касается только жилого строения на участке с разрешенным использованием под садоводство, ИЖС или ведения ЛПХ. Отметим, что после 1 марта 2021 года всем, кто не успевает оформить право собственности в упрощенном порядке на свой жилой объект, придется проходить непростую процедуру. Связана она с уведомлением администрации о начале и конце строительства. В противном случае он может быть признан самовольной постройкой.
С введением нового закона «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд» понятие «дача» перестало свое существование и дачники стали садоводами. Теперь важно знать, на каких участках можно строить недвижимость, а на каких запрещено.
В доме построенном на садовом участке (СНТ), появилась возможность прописаться и до марта 2019 года зарегистрировать дом в упрощенном порядке. Нужно:
- При помощи кадастрового инженера на основе декларации сделать технический план дома.
- Оформить право собственности в Росреестре.
- Уведомление исполкома о постройке объекта недвижимости (с апреля 2019 года).
Именно по этой причине предлагается рассмотреть законопроект, позволяющий дать еще некоторое время тем владельцам домов, которые не успевают их оформить в собственность по упрощенной схеме. Отмечается, что таковых может оказаться несколько сотен по всей стране.
Сегодня земельный участок, находящийся в садоводческом дачном товариществе, а также постройки на нем, можно зарегистрировать с предоставлением для этого минимального набора документов. После оформления земли в собственность, жилой дом можно оформить только по следующим бумагам:
- заявление о постановке на ГКУ и ГРП недвижимого имущества;
- правоустанавливающий документ на земельный участок;
- технический план на жилое строение;
- оплаченная госпошлина.
За 13 лет в законе о «Дачной амнистии», произошло много изменений. В начале разрешения на строительство не требовалось и регистрация происходила проще и быстрее по декларации. С 2017 года ввели обязательное проектирование технического плана.
На все строения, чтобы подготовить техплан, обязательно потребуется заказывать услуги кадастровых инженеров и понадобится проектная документация (если её нет, то декларация). Без его наличия не только невозможно зарегистрировать право собственности на дом в Росреестре, но и получить технические условия на подключение его к коммуникациям.
Зачастую граждан волнует вопрос дороговизны услуг кадастровых инженеров. Решение этого вопроса было дано в ведение региональных властей, которых наделили правом устанавливать максимальный порог цен на кадастровые работы. Но предельные цены действуют только до 1 марта 2021 года. Таким образом:
- на территории Московской области действует максимальная цена услуг за 1 сотку в 450 руб., но не более 7000 руб. за один земельный участок;
- в регионах эти тарифы ниже, например Владимирская область установила для кадастрового определения «амнистируемого» участка тариф в 4 тыс. рублей.
Государство создает все условия для быстрого оформления недвижимости гражданами для учета таких объектов, заполняя базы достоверными сведениями об их количестве и характеристиках. Но основным моментом, является налогообложение земли и строений имущественным налогом и пополнение казны. Именно поэтому многие граждане не стремятся оформлять право собственности жилого дома на дачном участке, несмотря на угрозы признания их самовольными постройками.
Начало оформления дачного дома в собственность в 2019 году начинается со сбора необходимых документов, следуйте пошаговой инструкции.
Собрать необходимые документы по перечню, который включает в себя:
- декларацию или технический план на капитальную постройку, где указаны все ее характеристики (оформляется кадастровым инженером, имеющим аккредитацию в отношении прав на выдачу такого документа). Заполненный образец декларации об объекте недвижимого имущества, см ниже.;
- удостоверение личности гражданина (паспорт), который регистрирует строение в собственность;
- правоустанавливающие документы на участок земли под домом (выписка из ЕГРН или свидетельство о государственной регистрации права на земельный участок).
Если участок земли в СНТ еще не оформлен в собственность, то потребуется кадастровая справка о том, что заявитель является членом товарищества и владеет наделом в соответствии с правилами. Именно такая справка является основанием для регистрации прав сначала на землю, а потом на строение.
Справка от садоводческого товарищества (образец) — Скачать
В случае участия в СНТ лица, которое на момент регистрации жилого строения умерло, то оформить его можно наследникам только после вступления в наследные права. Если было оформлено нотариальное завещание, то определено конкретное лицо, которое этим и займется. В другом случае круг наследников определяется согласно закона. Вся информация о гражданине, который владел участком, имеется в СНТ, там и можно получить необходимые документы.
Пакет документов передается в Росреестр, одним из удобных способов. При этом обязательно приложить заявление по установленной форме.
Способ определяет сам гражданин из трех доступных:
- личное посещение офиса Росреестра или обращение в многофункциональный центр (МФЦ), при этом можно подойти с документами в любой из удобных в территориальном отношении, не привязываясь к тому месту, где непосредственно находится СНТ. На карте можете найти ближайший МФЦ;
- отправление почтой с обязательным вложением не только самих документов, но и их описи (письмо необходимо направить с уведомлением, которое вернется к вам с отметкой и том, что оно получено специалистами регистрирующего органа);
- заполнение электронной заявки на официальном сайте Росреестра с прикреплением отсканированных документов.
Если необходимо проверить, стоит ли объект на кадастровом учете — ознакомьтесь с полной инструкцией здесь. В случаи отрицательного результата, необходимо поставить его на учет.
Стоимость госпошлины при оформлении «Дачной амнистии»:
- за регистрационные действия — 350 рублей.
- за регистрацию прав на земельный участок — 100 рублей.
При обращении платежный документ о факте произведенной уплаты пошлины можно не предоставлять. Информация о том, что требуемая сумма внесена, должна отражаться в регистрирующем органе автоматически. Копию можно вложить в пакет документов только для ускорения процесса рассмотрения.
Вопрос по ФЗ от 03.08.2018 N 340-ФЗ
Февраль
- Январь
- Февраль
- Март
- Апрель
- Май
- Июнь
- Июль
- Август
- Сентябрь
- Октябрь
- Ноябрь
- Декабрь
Дорогие и уважаемые наши Заказчики!
Хотим довести до вашего сведения одну очень важную информацию. Наше Правительство, заботясь о качестве предоставляемых в строительстве услуг, а также беспопокоясь о некотролируемом росте стоимости строительства, особенно за бюджетные деньги, внесло в Градостроительный Кодекс Российской Федерации некоторые изменения. Отныне, с 01.01.2020 года, сметную оценку стоимости строительства имеет право проводить только эксперт-сметчик, обладающий квалификационным аттестатом по направлению «Ценообразование и сметное нормирование», выданным Минстроем России.
На сегодняшний день, таких экспертов-сметчиков у нас в стране единицы. Но, Экспертный центр «ИНДЕКС», как ведущая экспертная организация России, в области строительства, заранее побеспокоилась об этом и все наши эксперты-сметчики прошли данную аттестацию. Поэтому в штате нашей организации имеется целый ряд квалифицированных аттестованных специалистов по ценообразованию и сметному нормированию.
Мы, всегда будем рады помочь вам, в любых, даже самых сложных вопросах обоснования сметной стоимости строительства, а также в спорных ситуациях, в том числе с ведомственными и надзорными органами, а также в случае судебных разбирательств.
С уважением, Генеральный директор Волощук Елена Ивановна
Посвящены самовольным постройкам.
Всего три года назад была почти полностью изменена статья 222 Гражданского кодекса о самовольных постройках (ФЗ от 13.07.15 № 258-ФЗ), и ФЗ от 03.08.18 № 339-ФЗ и 340-ФЗ фактически обобщают правоприменительную практику о самовольных постройках за последние три года, а также задают ей новое направление.
При этом государство продолжает непоследовательность своих изменений о самовольных постройках, начиная с сохранения положений о них в гражданском законодательстве.
Статья 222 Гражданского кодекса о самовольных постройках появилась задолго до Градостроительного кодекса, в котором, собственно, и должны быть положения о возведении и сносе любых построек, в т.ч. самовольных. Как ни странно, до сих пор их там вообще не было, 340-ФЗ их в него ввёл. Но 339-ФЗ опять почти полностью изменены (не отменены) положения гражданского законодательства о самовольных постройках.
Государство, с одной стороны, разными законодательными изменениями и многочисленными судебными решениями отрицает само право самовольного строительства, приобретение прав на самовольные постройки, их использование, с другой стороны – сохраняет положения о них и об условиях их узаконивания в главе Гражданского кодекса о приобретении права собственности, с обильным использованием в нём земельно-градостроительной терминологии. Эта непоследовательность теперь привела к размыванию положений об одном и том же – о самовольных постройках – по разным ФЗ, что затруднит не только их применение, но и поиск.
Из конкретных положений 339-ФЗ и 340-ФЗ отметим следующие:
- В статью 222 Гражданского кодекса вернулось отменённое в 2015 году «согласование» строительства, отсутствие которого является самодостаточным признаком самовольности постройки. С кем согласование – как и прежде, не уточняется. В законодательстве для разных построек, в разных местах, на разных стадиях оформления предусмотрено не меньше двух десятков согласователей.
- Объявлена не самовольной, а значит, не подлежащей сносу, постройка, созданная с нарушением ограничений использования земельного участка под ней, если «собственник данного объекта не знал и не мог знать о действии указанных ограничений в отношении принадлежащего ему земельного участка». Безусловно, это незнание является предметом доказывания и оно вряд ли подтвердится, если ограничения на застройку предусматривались официально опубликованным нормативным актом, например, правилами землепользования и застройки. Очевидно, в данном нововведении имеются ввиду ограничения или запреты строительства в разных зонах с особыми использования территорий (ЗОУИТ). Действительно, на практике есть множество споров, установлены ли ЗОУИТ вокруг конкретных объектов, с какой даты, надлежащим ли органом и т.п. Теперь у построек в ЗОУИТ появилось больше шансов остаться не снесёнными.
- Ограничены полномочия органов местного самоуправления по сносу самовольных построек во внесудебном порядке. Теперь они не вправе сносить самовольные постройки на земельных участках частных собственников, «кроме случаев, если сохранение таких построек создаёт угрозу жизни и здоровью граждан»; жилые и садовые дома; постройки, права на которые зарегистрированы в Росреестре. Для сноса таких самовольных построек нужно судебное решение. Органам госземнадзора, стройнадзора, природнадзора и другого госнадзора предписано сообщать в орган местного самоуправления по месту нахождения самовольной постройки о ней, а тому – поведение в связи с таким сообщением, в частности, запрет вносить изменения в правила землепользования и застройки для узаконивания самовольной постройки, принять решение о сносе самовольной постройки или обратиться в суд о сносе самовольной постройки.
- Введён порядок изъятия земельного участка с самовольной постройкой. Позволено предоставлять «нечастный», в т.ч. ранее изъятый, земельный участок с самовольной постройкой через аукцион, и обязанность по её сносу возлагать на приобретателя такого земельного участка.
- Дело по спору о сносе самовольной постройки «должно быть рассмотрено арбитражным судом первой инстанции в срок, не превышающий одного месяца со дня поступления заявления в арбитражный суд, включая срок на подготовку дела к судебному разбирательству и принятие решения по делу». Аналогичное положение введено в ГПК. И до них в последние годы суды в большинстве случаев принимали решения о сносе самовольных построек. Теперь такие решения в условиях загруженности судей и нехватки у них времени на изучение обстоятельств дел сделают такое большинство подавляющим.
- Закреплено, что орган регистрации прав на недвижимость, если его вина установлена судом, возмещает убытки, причинённые правообладателю постройки, зарегистрированной в ЕГРН и впоследствии признанной самовольной. Это нововведение представляется особенно важным, поскольку до сих пор так называемая «правовая экспертиза документов», проводившаяся органами регистрации прав на недвижимость, которая вроде бы должна подтверждать законность создания постройки, в т.ч. защищать её от сноса, на практике оказывалась не имеющей значения, поскольку регистрация построек в Росреестре не препятствовала решениям об их сносе как самовольных, т.е. незаконных, а попытки взыскать с Росреестра убытки на существенные суммы оказывались в судах безуспешными.
Наряду с положениями о самовольных постройках 340-ФЗ ввёл принципиально новые положения об индивидуальных жилых и садовых домах (далее – ИЖС), в частности:
Посвящён в основном ЗОУИТ: охранным, санитарным, защитным и другим подобным зонам. Но есть в 342-ФЗ и другие существенные, касающиеся многих, нововведения.
До сих пор положения о разных видах ЗОУИТ были в десятках нормативных актах со слабым обобщением. 342-ФЗ эти обобщения ввёл.
Основные нововведения 342-ФЗ:
- Исчерпывающе перечислены виды ЗОУИТ, к ним впервые отнесены минимальные расстояния до магистральных газопроводов.
- В отношении всех ЗОУИТ введено требование считать их установленными с даты внесения их границ в ЕГРН, но не позднее 2022 года, подробно прописаны правила внесения в ЕГРН границ ЗОУИТ и уведомления об установлении ЗОУИТ попавших в них правообладателей земельных участков.
- Новые правила возмещения убытков правообладателям недвижимости в ЗОУИТ связи с их установлением, в т.ч. в случаях наложения на земельный участок ЗОУИТ разных видов.
Также 342-ФЗ вне связи с ЗОУИТ:
- Расширил состав оснований для отказа во внесении изменений в разрешение на строительство.
- Предписал вносить в реестр границ ЕГРН перечень всех видов разрешённого использования земельных участков, установленных в правилах землепользования и застройки.
Оценивая все эти ФЗ в целом, полагаем их более отвечающим интересам различных органов (чиновников), а не частных лиц. Некоторые законопроекты в интересах частных лиц были отклонены.
В частности, по-прежнему существуют широкие возможности признания построек самовольными, но не расширяются возможности строительства некоторых объектов на некоторых земельных участках, например, ИЖС на земельных участках сельскохозяйственного назначения крестьянских хозяйств, которое было разрешено до 2003 года: недавно Госдума отклонила очередной законопроект об этом. Расширение оснований для отказа во внесении изменений в разрешение на строительство тоже никак не признать в интересах частных застройщиков.
Отклонён правительственный законопроект 2014 года об отмене категорий земель с переходом к территориальному планированию, хотя в 2018 году почти везде в стране приняты документы территориального планирования. Сохранение деления земель на категории существенно затягивает и удорожает многие виды деятельности, в т.ч. на которые государством выданы лицензии, в частности, недропользование.
Отмену разрешений на строительство ИЖС перевесили «уведомлением», которое по сути является не уведомлением, а заявлением о разрешении строить ИЖС, поскольку введены основания для «уполномоченного органа» в ответ на такое уведомление отказать в строительстве ИЖС с сообщением об этом в госстройнадзор и госземнадзор, т.е. в Росреестр, чтобы не состоялась регистрация права собственности на ИЖС. Также постращали признанием ИЖС самовольной постройкой в ускоренном (один месяц) судебном порядке.
Публичный сервитут для размещения линейного объекта в редакции 341-ФЗ означает, что сетевые или другие организации, размещающие линейные объекты (трубопроводы, кабели, воздушные линии), могут быстро и неожиданно для правообладателя земельного участка «прийти» практически на любой земельный участок, а его собственнику придётся расстаться со своими планами по его использованию или торговаться/судиться с «сетевиком». При этом до сих пор было очень мало решений судов о сносе линейных объектов как самовольных построек.
За линейным объектом на условиях публичного сервитута неизбежно следует его охранная зона, т.е. ЗОУИТ, которая ещё больше ограничит пользование своим земельным участком, а убытки от ЗОУИТ предстоит доказывать.
- Декабрь-2020: очередные изменения градостроительного и смежного законодательства 2021-01-18
- Лето-2020: очередные изменения градостроительного и смежного законодательства 2021-01-18
- Декабрь-2019: изменения земельного и смежного законодательства 2020-01-14
Новости в сфере градостроительства
- Экспертное мнение по поводу отдаленных последствий внедрения дистанционного обучения и мер профилактики коронавируса в школах. экспертная оценка ряда последствий внедрения цифровых технологий
Эксперты: Е.В.Харитонова Е.А.Савчук
Экспертная оценка ряда последствий внедрения цифровых технологий.
Закон о бюджете основывается на базовом варианте прогноза социально-экономического развития страны, он предусматривает медленное восстановление мировой экономики из-за сохранения ограничений, связанных с распространением COVID-19. Согласно прогнозу, российская экономика в 2021 году вырастет на 3,3%, в 2022 году — на 3,4%, в 2023 году — на 3%. Весь этот период инфляция не будет превышать 4%. Объем ВВП в 2021 году ожидается на уровне 115,53 трлн руб., в 2022 году — 124,22 трлн руб., в 2023 году — 132,82 трлн руб.
Доходы федерального бюджета в 2021 году предусмотрены в объеме 18,8 трлн руб., в 2022 году — 20,6 трлн руб., в 2023 году — 22,3 трлн руб. Расходы бюджета в 2021 году составят 21,52 трлн руб., в 2022 году — 21,88 трлн руб., в 2023 году — 23,67 трлн руб. Таким образом, дефицит бюджета в 2021 году сложится на уровне 2,75 трлн руб., в 2022 году — 1,25 трлн руб., в 2023 году — 1,41 трлн руб.
По отношению к ВВП доходы бюджета сократятся с 16,7% ВВП в 2020 году до 16,2% ВВП в 2021 году, а затем будут постепенно расти до 16,6% ВВП в 2022 году и 16,8% ВВП в 2023 году. В то же время расходы снизятся с 21,1% ВВП в 2020 году до 18,6% в 2021 году и 17,6% в 2022 году, а в 2023 году составят 17,8% ВВП. Дефицит федерального бюджета ожидается на уровне 2,4% ВВП в 2021 году, 1% ВВП в 2022 году и 1,1% ВВП в 2023 году.
Основными источниками финансирования дефицита будут государственные заимствования в объеме 2,94 трлн руб. в 2021 году, 1,87 трлн руб. — в 2022 году, 2,39 трлн руб. — в 2023 году.
Верхний предел государственного внутреннего долга на 1 января 2022 года установлен в объеме 18,315 трлн руб., на 1 января 2023 года — 20,52 трлн руб., на 1 января 2024 года — 22,95 трлн руб. Верхний предел внешнего госдолга установлен на 1 января 2022 года в объеме 72,0 млрд долларов, на 1 января 2023 года — 73,2 млрд долларов, на 1 января 2024 года — 73,6 млрд долларов.
Объем Фонда национального благосостояния составит 12,45 трлн руб. (10,8% ВВП) в 2021 году, 12,49 трлн руб. (10,1% ВВП) в 2022 году и 12,64 трлн руб. (9,5% ВВП) в 2023 году.
В закон о бюджете заложено 50 госпрограмм, большинство из которых были скорректированы ко второму чтению. Среди них предусмотрено выделение средств, в том числе по госпрограмме «Развитие здравоохранения» — 965,1 млрд руб. в 2021 году, 947,4 млрд руб. в 2022 году, 911,4 млрд руб. в 2023 году, по госпрограмме «Развитие образования» — 383,8 млрд руб. в 2021 году, 338,4 млрд руб. в 2022 году, 359,7 млрд руб. в 2023 году (по этим госпрограммам финансирование было увеличено по сравнению с редакцией первого чтения), по госпрограмме «Социальная поддержка граждан» — 2,004 трлн руб. в 2021 году, 2,065 трлн руб. в 2022 году и 2,211 трлн руб. в 2023 году.
По госпрограмме развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельхозпродукции, сырья и продовольствия будет выделено 256,2 млрд руб. в 2021 году, 279,8 млрд руб. в 2022 году и 295,5 млрд руб. в 2023 году, по госпрограмме «Социально-экономическое развитие Арктической зоны РФ» — 3,4 млрд руб. в 2021 году, 6,1 млрд руб. в 2022 году и 5,2 млрд руб. в 2023 году, по госпрограмме «Социально-экономическое развитие Республики Крым и города Севастополя» — 76,1 млрд руб. в 2021 году, 82,3 млрд руб. в 2022 году и 150,1 млрд руб. в 2023 году. На реализацию госпрограммы «Экономическое развитие и инновационная экономика» выделят в 2021 году — 626,0 млрд руб., в 2022 году — 167,7 млрд руб., в 2023 году — 182,8 млрд руб.
Финансирование госпрограммы «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности» предусмотрено в следующих объемах: в 2021 году — 468,1 млрд руб., в 2022 году — 517,8 млрд руб., в 2023 году — 553,4 млрд руб.
Предусматривается выделение межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ: в 2021 г. — 3,053 трлн руб., в 2022 г. — 2,832 трлн руб., в 2023 г. — 2,906 трлн руб., в том числе дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности: в 2021-2022 годах 718,3 млрд рублей ежегодно, в 2023 г. — 731,2 млрд рублей.
Во втором чтении документа Госдума поддержала распределение 1,5 трлн рублей в 2021 году, 929,4 млрд рублей в 2022 году и 1,052 трлн рублей в 2023 году. В связи с ухудшением экономической ситуации и снижением доходов регионов правительство дополнительно направит им 100 млрд рублей для обеспечения сбалансированности бюджетов в 2021 году. Предусматриваются перераспределение средств в рамках национальных проектов — объем средств растет с 2,2 трлн руб. в 2021 г. до 2,7 трлн руб. в 2023 г. Ранее в Минфине сообщали, что объем поправок к проекту федерального бюджета на 2021-2023 годы составил около 3,5 трлн руб.
Депутаты одобрили норму об увеличении по сравнению с текущим годом более чем на 28% субсидий организациям воздушного транспорта в целях обеспечения доступности авиаперевозок для населения. До 36,5 млрд руб. увеличивается финансирование реализации проекта «Формирование комфортной городской среды».
В рамках распределения межбюджетных трансфертов были поддержаны поправки, направленные на обеспечение занятости в шахтерских городах и поселках. Также в бюджете будут заложены средства на расселение жителей домов, расположенных на отработанных территориях ликвидированных шахт, до конца 2024 года. Таким образом, увеличиваются средства на программы местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов на 2021 год на 2,295 млрд руб., на 2022 год — на 1,934 млрд руб., на 2023 год — на 2,456 млрд руб.
Кроме того, в проекте бюджета зарезервированы средства на строительство физкультурно-оздоровительных комплексов (ФОК) открытого типа — на эти цели выделено 2 млрд руб. На оснащение оборудованием системы контроля доступа футбольных стадионов, принимающих матчи Российской Премьер-лиги, будет выделено по 390 млн руб. в 2021 и 2022 годах. Также ежегодно будет выделяться 90 млрд руб. на первичное звено здравоохранения.
Во втором чтении также решено выделить 3,4 млрд рублей на реализацию федерального проекта «Патриотическое воспитание граждан». Средства пойдут на разработку и реализацию комплекса мер, направленных на развитие гражданского и патриотического воспитания учащихся общеобразовательных организаций (723 млн руб.), реализацию проектов и мероприятий «Юнармии», создание патриотического движения Ассоциации патриотических клубов «Я горжусь» (100 млн руб.) и ряд других направлений
На реализацию мероприятий по развитию туризма и индустрии гостеприимства (в соответствии с решениями правительства РФ) будет выделено 17,6 млрд руб. в 2021 г. На организацию бесплатного горячего питания для младшеклассников — 540 млн руб. в 2021 г., на ежемесячное денежное вознаграждение за классное руководство — 760 млн рублей в 2021 г. , на создание дополнительных мест в школах в отдельных субъектах РФ — 32,8 млрд руб. на 2021 г., 38 млрд руб. на 2022 г., 73,8 млрд руб. на 2023 г. На оснащение оборудованием системы контроля доступа футбольных стадионов, принимающих матчи Российской Премьер-лиги — будет направлено 0,39 млрд руб. в 2021 и 2022 годах.
В 2021 году по решению правительства дополнительные средства федерального бюджета в объеме до 7,5 млрд руб., могут быть направлены на предоставление субсидий ОАО «Российские железные дороги» (РЖД) — на компенсацию потерь в доходах, возникающих в результате госрегулирования тарифов на услуги по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта при перевозках пассажиров в пригородном сообщении, при поступлении в федеральный бюджет субсидии из бюджета г. Москвы в объеме до 5 млрд руб., и из бюджета Московской области в объеме до 2,5 млрд руб., в целях обеспечения транспортной доступности населения и сохранения объема транспортной работы.
В 2021 году по решению правительства ОАО «РЖД» вправе использовать средства неиспользованных взносов в уставный капитал компании на реализацию проекта интеграции остановочных пунктов радиальных направлений Московского железнодорожного узла в Малое кольцо Московской железной дороги в размере до 460 млн руб. — для реализации проекта «Строительство объектов железнодорожной инфраструктуры Киевского направления Московской железной дороги», в размере до 3,4 млрд руб. — на реализацию проекта «Организация пригородно-городского пассажирского железнодорожного движения на участке Подольск — Нахабино (МЦД-2)».
Взносы в уставный капитал РЖД для реализации проектов развития железнодорожной инфраструктуры Центрального транспортного узла с учетом организации диаметральных маршрутов осуществляются по решениям правительства в случае и в пределах поступления доходов федерального бюджета от предоставления субсидии из бюджета г. Москвы сверх предусмотренных объемов в объеме до 26 млрд руб.
В 2021 году АО «Корпорация развития Северного Кавказа» по решению кабмина вправе использовать в целях реализации инвестиционных проектов на территории Северо-Кавказского федерального округа (СКФО)неиспользованный остаток средств, полученных от оплаты госкорпорацией развития «ВЭБ.РФ» дополнительной эмиссии акций (взноса в уставной капитал) АО «Корпорация развития Северного Кавказа» в целях создания медицинского кластера на территории Кавказских минеральных вод и реализации инвестпроектов на территории СКФО в размере 1,5 млрд руб.
- Финансовые условия вступления в СРО
- Порядок вступления в СРО
- Национальный реестр специалистов
- Об организации
- Структура
- Документы
- Реестр членов СРО
- Организации, прекратившие членство в СРО
- Отчетность (бухгалтерская, аудиторская и др.)
- Иски
- Экспертиза нормативных актов
- Реквизиты
- Способы и порядок обеспечения имущественной ответственности
- Размер КФ
- Порядок формирования КФ
- Перечень выплат из КФ
- Займы
- Общее собрание членов Ассоциации СРО «МАС» 26 февраля 2021
- Вступление в силу Федерального закона от 31.07.2020 № 254-ФЗ
- Число обязательных требований в сфере строительства значительно сократится
- Ростехнадзор разъяснил особенности контрольно-надзорной деятельности до конца 2020 г.
- ФНС и Минэкономразвития реализовала меры поддержки бизнеса, занятого в пострадавших от коронавируса отраслях
- Президент РФ дал поручения по поддержке строительной отрасли по итогам совещания, состоявшегося 16.04.2020
- Нормативные правовые акты, рекомендации и разъяснения, касающиеся деятельности организаций в период пандемии
- Большинство регионов страны разрешили деятельность строительных компаний в условиях карантина
Федеральный закон от 03.08.2018 № 340-ФЗ
04.08.2018 года вступил в силу Федеральный Закон от 03.08.2018 года № 340-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный Кодекс РФ и отдельные законодательные акты Российской Федерации», который, в том числе регулирует уведомительный порядок о планируемом строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства, садового дома.
Обращаем внимание на следующее.
1. В случае, если разрешение на строительство объекта ИЖС получено до 04.08.2018 или разрешение на строительство объекта ИЖС выдано после 04.08.2018, но заявление о выдаче такого разрешения представлено до 04.08.2018, застройщик не направляет уведомление о планируемом строительстве. Осуществляет строительство и в последующем, в срок не позднее одного месяца со дня окончания строительства или реконструкции объекта ИЖС направляет в уполномоченный орган государственной власти, орган местного самоуправления уведомление об окончании строительства с приложением, в том числе, технического плана. В данном случае подготовка технического плана осуществляется на основании разрешения на строительство и проектной документации (при наличии) или разрешения на строительство и Декларации, который в обязательном порядке подлежит направлению в уполномоченный орган государственной власти, орган местного самоуправления для подготовки уведомления о соответствии/несоответствии построенного или реконструированного объекта требованиям разрешения на строительство объекта индивидуального жилищного строительства.
2. Во всех иных случаях, в целях строительства или реконструкции объекта ИЖС застройщик должен обратиться в уполномоченный орган государственной власти, орган местного самоуправления с уведомлением о планируемых строительстве или реконструкции объекта ИЖС для получения уведомления о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке либо о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке.
По окончании строительства застройщик направляет в уполномоченный орган государственной власти, орган местного самоуправления уведомление об окончании строительства с приложением, в том числе, технического плана, сведений об оплате государственной пошлины за ГРП.
В данном случае подготовка технического плана должна осуществляться на основании уведомления о планируемом строительстве и уведомления о соответствии в указанном уведомлении о планируемом строительстве параметров объектов ИЖС и Декларации.
В свою очередь, уполномоченный орган государственной власти, орган местного самоуправления в силу положений ч. 1.2 ст. 19 Федерального Закона от 13.07.2015 года «О государственной регистрации недвижимости», в течение семи рабочих дней со дня поступления уведомления об окончании строительства обязан направить в орган регистрации прав заявление о государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав на такие объект индивидуального жилищного строительства и прилагаемые к нему документы (в том числе уведомление об окончании строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, представленный застройщиком технический план, сведения об оплате государственной пошлины за государственную регистрацию права, а в случае, если земельный участок, на котором построен или реконструирован объект индивидуального жилищного строительства или садовый дом, принадлежит двум и более гражданам на праве общей долевой собственности или передан в аренду со множественностью лиц на стороне арендатора, также заключенное между правообладателями такого земельного участка соглашение об определении их долей в праве общей долевой собственности на построенные или реконструированные объект индивидуального жилищного строительства или садовый дом) посредством отправления в электронной форме, о чем уведомляет застройщика способом, указанным им в уведомлении об окончании строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома.
При этом, до 01.03.2019 допускается осуществление ГКУ и ГРП прав на жилые строения, жилые дома, созданные на земельных участках, предоставленных для ведения садоводства, дачного хозяйства, без направления уведомлений о планируемых строительстве или реконструкции указанных объектов и уведомлений об окончании строительства или реконструкции указанных объектов.
Для удобства в работе порядок осуществления строительства объектов индивидуального жилищного строительства и садовых домов (жилых строений); порядок осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на построенные объекты индивидуального жилищного строительства и садовые дома (жилые строения) в соответствии с положениями Федерального Закона № 340-ФЗ отражены в прилагаемых к настоящему письму схемах.
- Автор: Елена Степанова
- Услуги: Строительство, Недвижимость и строительство
- Дата: 08.08.2018
03 августа 2018 года Президентом РФ был подписан блок законов, вносящих поправки в законодательство РФ в сфере недвижимости, земли и строительства.
Среди множества привнесенных изменений, к ключевым из них можно отнести следующие:
- Новый подход к самовольным постройкам
Федеральным законом №339-ФЗ от 03 августа 2018 года («Закон №339-ФЗ») были внесены существенные изменения в статью 222 ГК РФ, посвященную самовольным постройками.
Ранее самовольной постройкой признавалось здание, сооружение или другое строение, возведенные, созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные, созданные без получения на это необходимых разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил.
С 03 августа 2018 года самовольной может быть признана постройка, базируясь на перечисленных выше основаниях, только если разрешенное использование земельного участка, требование о получении соответствующих согласований, разрешений и (или) указанные градостроительные и строительные нормы и правила установлены на дату начала возведения или создания самовольной постройки и являются действующими на дату выявления самовольной постройки.
Таким образом, в случае, если на момент строительства постройка отвечала признакам самовольной (к примеру, разрешенное использование земельного участка не допускало строительства на нем данного объекта), но на дату выявления такой постройки вид разрешенного использования земельного участка уже был приведен в соответствие, то такая постройка не может быть признана самовольной.
Кроме того, теперь постройка не может быть признана самовольной, если собственник данного объекта не знал и не мог знать о действии ограничений в отношении принадлежащего ему земельного участка. Безусловно, данное нововведение может быть воспринято позитивно. Вместе с тем, вряд ли оно коренным образом поменяет подход, сформировавшийся ранее в судебной практике.
Так, например, Верховный Суд РФ в Определении по делу №309-ЭС16-5381 от 27 сентября 2016 года ранее указывал на то, что отсутствие в кадастре недвижимости сведений об ограничениях в использовании земельного участка не препятствует признанию объекта самовольной постройкой. В рамках этого дела суд отклонил доводы застройщика о том, что ему не было известно об охранных зонах газопровода в связи с отсутствием таких сведений в кадастре недвижимости, и подчеркнул, что информация о газопроводах содержится в общедоступных актах муниципального образования. Тем самым, суд резюмировал, что застройщик мог самостоятельно узнать об ограничениях в использовании принадлежащего ему участка.
До вступления в силу Закона №339-ФЗ самовольная постройка подлежала исключительно сносу. С 03 августа 2018 года самовольная постройка может быть также приведена в соответствие с параметрами, установленными правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или с обязательными требованиями к параметрам постройки, предусмотренными законом.
Законом №339-ФЗ также уточнены полномочия органов местного самоуправления в части принятия решений о сносе самовольной постройки.
Предыдущая редакция пункта 4 статьи 222 ГК РФ, регламентирующего «внесудебные» основания для сноса самовольных построек лишь по решению органа местного самоуправления, вызвала значительное количество споров, ввиду осуществления сноса даже тех объектов, права на которые были зарегистрированы в ЕГРН.
Теперь же органы местного самоуправления не вправе принимать решение о сносе самовольной постройки, право собственности на которую зарегистрировано в ЕГРН или признано судом.
- Установлен механизм сноса объекта капитального строительства
Вопрос сноса объектов капитального строительства долгое время оставался законодательно неурегулированным. На практике существовали различные подходы и требования к осуществлению сноса объектов. Основным являлся подход, согласно которому снос объекта признавался по сути отдельным этапом строительства и осуществлялся на основании разрешения на строительство.
Федеральным законом №340-ФЗ от 03 августа 2018 года («Закон №340-ФЗ») была введена новая Глава 6.4 в Градостроительный кодекс РФ, посвященная сносу объектов капитального строительства. Так, теперь снос объекта капитального строительства осуществляется на основании решения собственника объекта капитального строительства или застройщика либо на основании решения суда или органа местного самоуправления и на основании проекта организации работ по сносу объекта капитального строительства в качестве самостоятельного документа.
До введения нового порядка возведения частных домов, будущему владел ьцу приходилось тратить массу своего времени для получения разрешений на возведение дома от различных государственных структур, начиная с отдела по градостроительной политике и кончая пожарным надзором. Не все структуры соглашались с созданным проектом, кому-то не нравился выбор местоположения, а кто-то ставил крест из-за не той принадлежности земель.
Похоже, все мучения отходят на задний план – законом 340 ФЗ от 03.08.2018 г. отменяется беготня по кабинетам для получения разрешений. Теперь, согласно изменениям, который внесены пунктом 5 статьи 16 ФЗ 340 в статью 51.1 Градостроительного кодекса РФ, для того, чтобы начать возводить или реконструировать жилое строение, достаточно поставить в известность подразделение по градостроительной политике органов местного самоуправления, направив им уведомление.
С 6 сентября 2020 года время проверки декларации по НДС будет составлять 2 месяца. Инспекция не имеет право проверять 3 месяца, если не докажет, что имеются конкретные нарушения. Например, таковым основанием для продления проверки до 3 месяцев может служить факт расхождения в документах продавца и покупателя.
Однако по сути ничего не изменилось. Если в декларации не было ошибок, все данные по контрагентам сходятся и у инспектора не возникало вопросов, ее и сейчас не проверяют три месяца. Единственный плюс заключается в том, что бухгалтер после подачи декларации будет нервничать и ждать требований из налоговой не три месяца, а два. Но кто показывает реальные цифры в отчете, тому и переживать незачем. А когда при проверке выявленных расхождения и ошибок, инспектору порой и трех месяцев недостаточно, чтобы собрать всю информацию. Естественно, сроки проверок будут продлеваться, а это лишние документы, лишние запросы, лишние требования, чтобы увеличить сроков было обоснованно.
Какие нормы Градостроительного кодеса о землепользовании под объектами ИЖС по 340 ФЗ претерпели изменения? Самое заметное – это разрешение выделять из состава сельскохозяйственных наделов, переоформленных под садоводческое назначение, часть для индивидуального жилищного строительства (ИЖС).
Важные поправки внесены статьей 16 в градостроительный кодекс, они касаются строительства индивидуальных жилых домов, в том числе на землях садоводств, фермерских хозяйств и дачных земель, что ранее не разрешалось. В садах и дачных землях можно было возводить только легкие летние домики, теперь же разрешено строить и капитальные дома.
Что подписано о недвижимости 03.08.18?
- До 03.2019 г. допустимо прохождение регистрационных действий объектов недвижимости без установленного законом уведомления о завершении строительных работ.
- Если предполагается снос жилого строения или его полная реконструкция до начала действия Закона, то уведомления отсылать также не нужно. Эти же правила будут действовать в отношении самовольно возведенных строений.
- Все владельцы земель, которые не успели поставить их на кадастровый учет, обязаны это сделать в до марта 2010 года, на этом основании получить кадастровые паспорта на наделы и строения. В противном случае их могут изъять в пользу муниципальных образований, в состав которых они входят сегодня. Вернуть его в свое пользование можно будет только в случае судебного разбирательства, если суд посчитает, что земли переданы по ошибке. В то время как истинному владельцу могут и не сообщить о судебном заседании, его могут лишить всех полномочий на имеющийся участок. Никакие жилые строения, расположенные на земле не помогут такому пользователю, и уже ни передать ее наследникам, ни совершить с ней сделок ему не позволят.
- Также 340 ФЗ о внесении изменений в Градостроительный кодекс РФ констатирует, что те объекты землеустройства, которые прошли регистрацию до 2012 года не могут автоматически быть поставлены на кадастровый учет. Главными пострадавшими будут владельцы дачных участков, которые так и не смогли воспользоваться дачной амнистией по 340 ФЗ до введения новых положений – закон обратной силы не имеет. Кроме этого, при постановке на учет, необходимо заново провести межевание.
Новый федеральный закон устанавливает новый принцип проведения оценки стоимости участка – этой деятельностью будут заниматься исключительно государственные организации, изымая с рынка подобных услуг частных кадастровых инженеров.
Принципиальные отличия будут заключаться в едином подходе к установлению стоимости, ведь именно от нее зависит налоговая нагрузка на собственника. Это исключает проведение независимых экспертиз, которые, во многих случаях, помогали решить вопросы по уменьшению земельного налогообложения.
Налог на движимое имущество отменяется с 1 января 2020 года. По этому налогу у бухгалтеров всегда было много вопросов из-за того, что его трудно высчитывать. В Минфине согласились, что этот налог больше наносит вреда экономике, чем пользы. Благодаря настойчивости профессионального сообщества такое понятие, как «движимое имущество» исключено из НК РФ.
В связи с отменой налога на движимое имущество, изменен порядок определения налоговой базы. Изменения в редакции п. 1 ст. 376 НК РФ предполагают, что налоговая база определяется отдельно в отношении каждого объекта недвижимого имущества.
Новый порядок передачи земель по наследству и другим сделкам
340 ФЗ установлен новый порядок по распоряжению собственным участком. Важным условием для передачи земли по наследству, дарению или совершению сделок купли-продажи будет являться наличие зарегистрированного права собственности, оформленного до наступления 2001 г., причем это должно быть прописано в самих правоустанавливающих документах. В случае их отсутствия, установить истинного владельца затруднительно, поэтому возникает необходимости в проверке следующей документации:
- наличия акта передачи земель по распоряжению местных органов власти;
- наличие справки из похозяйственной книги, оформленной при выделении участка под личное подсобное хозяйство.
- могут быть и другие справки и акты, которые помогут точно установить владельца участка.
Большие изменения внесены в статью о праве наследования земель. Теперь пройти регистрацию перехода права собственности можно будет только при наличии жилых построек на участке. Если ранее наследнику необходимо было предоставлять в регистрационный орган дарственную на дом и землю и оформленное право собственности наследодателя, теперь они будут не нужны. Правда, если ранее право собственности не было зарегистрировано, то они потребуются для оформления перехода права на владение и распоряжение участком и домом.
По новым правилам, если своевременно не поставить участок на единый кадастровый учет, то он может быть изъят в пользу государства. Также основанием могут служить неправильно оформленные границы.
С 6 сентября инспекция обязана выдавать по запросу свидетеля копии допроса. Итоги дополнительных мероприятий налогового контроля должны оформляться в виде дополнения к акту налоговой проверки. В ходе налоговой проверки в дополнения будут заноситься информация о самих мероприятиях, выводы, сделанные по их итогам.
Благодаря этому нововведению повышается объективность выносимого решения по проверке. У проверяемой стороны есть возможность ознакомиться с документами и подготовить свои возражения.Здесь нужно смотреть, какие документы вами были ранее представлены. Если предоставлялись подлинники документов и они были вам возвращены, то требование по их повторному запросу нужно будет исполнить.
- Распоряжение Правительства РФ от 26.01.2021 N 144-р О вхождении на безвозмездной основе в состав наблюдательного совета Ассоциации «Быстрорастущих технологических компаний (национальных чемпионов)»»
- Распоряжение Правительства РФ от 26.01.2021 N 145-р «О внесении изменений в распоряжение Правительства РФ от 01.04.2020 N 837-р»
- Распоряжение Правительства РФ от 26.01.2021 N 148-р «Об определении единственных исполнителей осуществляемых в 2021 году закупок моторных топлив (автомобильный бензин АИ-92 и АИ-95, дизельное топливо) экологического класса К5 для служебных транспортных средств»
- Приказ Банка России от 25.01.2021 N ОД-83 «О внесении изменений в приложение к приказу Банка России от 30 ноября 2020 года N ОД-1974»
- Приказ Банка России от 30.11.2020 N ОД-1974 (ред. от 25.01.2021) «О назначении временной администрации общества с ограниченной ответственностью «Национальная страховая группа — «РОСЭНЕРГО»
- Письмо ФНС России от 25.01.2021 N БС-4-11/765@ «О применении положений статьи 427 Налогового кодекса Российской Федерации в отношении духовных образовательных организаций»
- Распоряжение Правительства РФ от 23.01.2021 N 120-р «О внесении изменений в распоряжение Правительства РФ от 25.03.2020 N 726-р»
- Распоряжение Правительства РФ от 23.01.2021 N 121-р «О безвозмездной передаче из федеральной собственности в государственную собственность Иркутской области объекта незавершенного строительства»
- Распоряжение Правительства РФ от 23.01.2021 N 128-р Об утверждении составов экспертного совета и правления Фонда поддержки детей с тяжелыми жизнеугрожающими и хроническими заболеваниями, в том числе редкими (орфанными) заболеваниями, «Круг добра»»
- Распоряжение Правительства РФ от 23.01.2021 N 118-р О выдвижении кандидатов для избрания в качестве представителей Российской Федерации в наблюдательный совет публичного акционерного общества «Сбербанк России» (г. Москва)»
Брянское Региональное Объединение Проектировщиков
Проверки
Компенсационный фонд
Орган надзора за СРО
Членство в некоммерческих организациях
Суды
Задолженность по оплате членских взносов
Обеспечение имущественной ответственности
- Указ Президента РФ от 25.01.2021 N 45 «О внесении изменений в перечень типовых должностей в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и соответствующих им специальных званий, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 15 августа 2019 г. N 382»
- Указ Президента РФ от 15.08.2019 N 382 (ред. от 25.01.2021) «Об утверждении перечня типовых должностей в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и соответствующих им специальных званий»
- Приказ Минюста России от 31.12.2020 N 341 «Об утверждении Порядка проведения служебных проверок в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы Российской Федерации»
- Постановление Правительства РФ от 31.12.2020 N 2396 «О ежемесячной выплате стимулирующего характера за выполнение особо важных работ (за особые условия труда) медицинским работникам уголовно-исполнительной системы Российской Федерации»
- «План противодействия коррупции Федеральной службы исполнения наказаний на 2021 — 2023 годы»(утв. ФСИН России 30.12.2020)
- Федеральный закон от 30.12.2020 N 543-ФЗ «О внесении изменений в статью 213 Уголовного кодекса Российской Федерации»
- Федеральный закон от 30.12.2020 N 526-ФЗ «О внесении изменения в статью 267 Уголовного кодекса Российской Федерации»
- «Уголовный кодекс Российской Федерации» от 13.06.1996 N 63-ФЗ(ред. от 30.12.2020)
- Постановление Правительства РФ от 04.06.1997 N 669 (ред. от 29.12.2020) «Об утверждении Положения о дисциплинарной воинской части»
- Постановление Правительства РФ от 28.12.2020 N 2306 «Об утверждении такс для исчисления стоимости незаконно заготовленной древесины для целей статьи 191.1 Уголовного кодекса Российской Федерации»
Новый закон подробно регламентировал единый уведомительный порядок начала и окончания строительства объектов индивидуального жилищного строительства и садовых домов на садовых участках. Он вводится взамен ранее действовавшего разрешительного порядка, когда прежде чем заложить фундамент, требовалось получить разрешение на строительство, а затем ещё один документ – разрешение на ввод объекта в эксплуатацию. Теперь процедура упростилась: владелец земельного участка обязан уведомить администрацию муниципального образования о планируемом строительстве жилого дома.
Схематично этот процесс выглядит следующим образом: человек задумал построить дом, он обращается в орган местного самоуправления (ОМС) с уведомлением о планируемом строительстве, к которому прилагает правоустанавливающий документ на земельный участок. Форма уведомления утверждена Минстроем РФ и находится в свободном доступе в сети Интернет. Подать уведомление можно несколькими способами: через МФЦ, с помощью Единого портала госуслуг либо заказным письмом с уведомлением по почте.
В течение 7 дней со дня поступления уведомления о планируемом строительстве ОМС проводит предусмотренные законодательством проверки на соответствие объекта градостроительным параметрам и направляет застройщику уведомление о соответствии параметров планируемого строительства. Тогда можно приступать к возведению дома. На строительство отводится 10 лет.
Если же ОМС считает, что параметры не соответствуют законодательству, направляет уведомление о несоответствии указанных в уведомлении параметров объектов ИЖС или садового дома. Тогда необходимо их пересматривать.
После того как дом построен, по аналогичной схеме нужно вновь обратиться с уведомлением об окончании строительства в ОМС. Срок подачи такого уведомления — не позднее одного месяца со дня окончания строительства или реконструкции. К уведомлению необходимо приложить технический план, подготовленный кадастровым инженером. ОМС в течение 7 рабочих дней со дня поступления уведомления об окончании строительства проверяет соответствует ли построенный объект действующим параметрам разрешенного строительства. Если всё в порядке все документы направляются в Росреестр. Хочу это подчеркнуть: обращаться самостоятельно в Росреестра за постановкой на кадастровый учет и регистрацией права собственности при уведомительном порядке гражданам не нужно! Орган местного самоуправления должен самостоятельно подготовить и направить все документы, это их обязанность, оговоренная в ст.13 Федерального закона №340-ФЗ.
Уведомительный порядок касается строительства объектов индивидуального жилищного строительства и садовых домов на садовых участках.
Ещё один важный нюанс: до 1 марта 2019 года осуществить кадастровый учет и регистрацию прав на жилые дома, созданные на земельных участках, предоставленных для ведения садоводства, дачного хозяйства, можно без направления уведомлений о планируемых строительстве или реконструкции объектов и уведомлений об окончании работ. Необходимо сделать всего три шага: обратиться к кадастровому инженеру, с его помощью заполнить декларацию об объекте и подготовить технический план, подать эти документы в Росреестр через МФЦ. После 1 марта 2019 года для этой категории объектов также начнет действовать уведомительный порядок.
Госдума приняла закон о федеральном бюджете на 2021-2023 годы
Установлена равнозначность понятий «объект индивидуального жилищного строительства», «жилой дом» и «индивидуальный жилой дом» — это жилое, отдельно расположенное здание, имеющее не более трёх этажей и не выше 20 метров, состоящее из жилых и бытовых комнат, а также хозяйственных помещений. Данное здание не может быть разделено на самостоятельные объекты недвижимости, например, квартиры.
Садовый дом – здание сезонного использования, предназначенное для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их временным пребыванием в таком доме. То есть садовый дом — это объект нежилого назначения. Это новое понятие, введенное с 1 января 2019 Федеральным законом №217-ФЗ.
Ранее возведенные жилые строения (сведения о которых внесены в Единый государственный реестр недвижимости до 1 января 2019 года) в силу закона признаны жилыми домами, ранее созданные нежилые строения, не являющиеся хозяйственными и предназначенные для временного пребывания граждан на садовых участках, признаются садовыми домами.
Федеральный закон №217-ФЗ предусматривает возможность признания садового дома жилым домом и наоборот – жилого дома садовым домом. Для этого нужно обратиться в орган местного самоуправления.
Если Вы получали разрешение на строительство до вступления в силу 340-ФЗ, то получение разрешения на ввод объекта в эксплуатацию не требуется, застройщик уведомляет ОМС об окончании строительства объекта ИЖС.
К уведомлению об окончании строительства необходимо приложить технический план на дом (его готовит кадастровый инженер) и квитанцию об оплате госпошлины за регистрацию права собственности. После регистрации права собственности гражданин получит от органа местного самоуправления выписку, подтверждающую регистрацию права на недвижимое имущество.
- о нормативных значениях показателей, включенных в состав требований энергетической эффективности объекта капитального строительства;
- о фактических значениях таких показателей, определенных в отношении построенного объекта, определенных на основании проведенных исследований, замеров, экспертиз, испытаний;
- иная информация, на основе которой устанавливается соответствие объекта требованиям энергетической эффективности и требованиям его оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов.
Данный акт застройщик обязан предоставлять в уполномоченный орган для принятия решения о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
При этом из перечня документов, необходимых для выдачи разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, исключен документ, подтверждающий соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и подписанный лицом, осуществляющим строительство.
Данный документ находится в системе «Техэксперт: Стройэкспрет».
Купить специализированную программу для строителей «Техэксперт: Стройэксперт» Вы сможете, заказав бесплатную демонстрацию в Вашем офисе.
Позвоните по телефону: +7(495)730-07-66.
Контактное лицо: Зорина Екатерина
Номер документа: | 340-ФЗ |
Дата принятия: | 03/08/2018 |
Состояние документа: | Действует |
Начало действия документа: | 04/08/2018 |
Органы эмитенты: | Парламент |
Текущая редакция принята: 08/12/2020 документом Федеральный закон Российской Федерации О внесении изменений в статью 70 Федерального закона О государственной регистрации недвижимости и статью… № 404-ФЗ от 08/12/2020
Вступила в силу с: 19/12/2020
Редакция от 02/08/2019, принята документом Федеральный закон Российской Федерации О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации № 267-ФЗ от 02/08/2019
Вступила в силу с: 02/08/2019
Первоначальная редакция от 03/08/2018
Федеральный закон Российской Федерации «Об особо охраняемых природных территориях»
Федеральный закон Российской Федерации «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации»
Федеральный закон Российской Федерации «О личном подсобном хозяйстве»
Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации
Федеральный закон Российской Федерации «О саморегулируемых организациях»
Федеральный закон Российской Федерации «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные…»
Лесной кодекс Российской Федерации
Федеральный закон Российской Федерации «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной…»
Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации
Градостроительный кодекс Российской Федерации
Земельный кодекс Российской Федерации
Федеральный закон Российской Федерации «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»
Федеральный закон Российской Федерации «О внесении изменений в Федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры)…»
Федеральный закон Российской Федерации «О государственной регистрации недвижимости»
Федеральный закон Российской Федерации «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные…»
Постановление Конституционного Суда Российской Федерации «По делу о проверке конституционности статей 15, 16 и 1069 Гражданского кодекса…»
Федеральный закон Российской Федерации «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
Федеральный закон Российской Федерации «О внесении изменений в статью 70 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» и статью…»
Ссылка на Федеральный закон Российской Федерации О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации
Ссылка на Федеральный закон Российской Федерации О внесении изменений в статью 70 Федерального закона О государственной регистрации недвижимости и статью…
Ссылка на Градостроительный кодекс Российской Федерации
Ссылка на Федеральный закон Российской Федерации Об особо охраняемых природных территориях :: Статья 33. Государственный надзор и муниципальный контроль в области охраны и использования особо ох
Ссылка на Федеральный закон Российской Федерации Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной… :: 42) утверждения схем территориального планирования субъекта Российской Федерации, утверждения докуме
Ссылка на Земельный кодекс Российской Федерации
Ссылка на Федеральный закон Российской Федерации Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации
Ссылка на Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации