Закон о погребении москвы 2021

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Закон о погребении москвы 2021». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

С момента принятия нормативно-правового акта он неоднократно подвергался внесению коррективов. Последние изменения были внесены 03.07.2016 и 22.02.2018 года и затронули несколько статей.

Так, в ст. 7 присутствует информация о том, что гражданин, взявший на себя траты, связанные с погребением, может организовать похороны в любом населенном пункте, в том числе и за пределами РФ.

Если захоронение будет происходить на территории другого государства, то, согласно изменениям, внесенным 03.07.2016, следить за подготовкой необходимых документов для пересечения границы теперь обязаны федеральные органы власти.

В ст. 11 описывается стоимость обязательных ритуальных услуг, таких как подготовка справки о смерти и других документов, предоставление гроба и иных необходимых для погребения предметов, транспортировка усопшего до кладбища или крематория, изготовление и установка памятников.

Согласно изменениям, внесенным 03.07.2016, производство и монтаж памятников для отдельных категорий граждан будут оплачивать федеральные органы исполнительной и государственной власти.

Ст. 15 регламентирует порядок захоронения на специальных кладбищах. Изменения, внесенные 03.07.2016, дополнили список структур, обязанных координировать погребение участников ВОВ, граждан военной профессии, полицейских, пожарных и т.д.

ФЗ «О погребении и похоронном деле»: редакция 2021 года

В соответствии с законом “О погребении и похоронном деле” 2021 года, после смерти гражданина ему предоставляются гарантированные ритуальные услуги. К ним относятся:

  • Оформление документов, необходимых для погребения.
  • Предоставление гроба и других предметов, требуемых для процедуры захоронения.
  • Транспортировка тела умершего к месту погребения.
  • Захоронение усопшего на кладбище или кремация в крематории.

Законопроект допускает согласование таких нюансов, как:

  • Проведение вскрытия тела в морге.
  • Изъятие органов усопшего для трансплантации.
  • Выбор способа погребения (предание земле или кремация).
  • Выбор места захоронения и т.д.

В случае, если при жизни гражданин не изъявил воли в отношении собственного тела после смерти, соответствующие решения принимаются его близкими.

Гражданам, столкнувшимся с тяжелой задачей организации похорон, важно четко понимать, на какие услуги, гарантии и льготы они могут рассчитывать. В законе «О погребении и похоронном деле» в 2021 году отражена актуальная информация о порядке захоронения, предоставлении мер социальной поддержки в случае смерти человека, правилах обращения в ритуальные агентства и т.д.

Знание ФЗ — 8 позволит вам защитить себя от мошенничества и организовать процедуру погребения умершего в соответствии с установленными правилами

Для помощи и поддержки граждан в случае смерти родственника, супруга, друга или знакомого государством был принят Федеральный закон 8. Согласно настоящему закону погребение считается обрядовыми манипуляциями, проводимыми после смерти человека. Такие манипуляции могут быть проведены при помощи предания тела земле, огню или воде.

Супругу, близким родственникам, иным родственникам, законному представителю умершего или иному лицу, взявшему на себя обязанность осуществить погребение умершего, гарантируются:

  1. выдача документов, необходимых для погребения умершего, в течение суток с момента установления причины смерти; в случаях, если для установления причины смерти возникли основания для помещения тела умершего в морг, выдача тела умершего по требованию супруга, близких родственников, иных родственников, законного представителя умершего или иного лица, взявшего на себя обязанность осуществить погребение умершего, не может быть задержана на срок более двух суток с момента установления причины смерти;
  2. предоставление возможности нахождения тела умершего в морге бесплатно до семи суток с момента установления причины смерти в случае, если супруг, близкие родственники, иные родственники, законный представитель умершего или иное лицо, взявшее на себя обязанность осуществить погребение умершего, извещены о смерти, но существуют обстоятельства, затрудняющие осуществление ими погребения; в случае поиска супруга, близких родственников, иных родственников либо законного представителя умершего этот срок может быть увеличен до четырнадцати дней;
  3. оказание содействия в решении вопросов, предусмотренных пунктом 3 статьи 7 настоящего Федерального закона;
  4. исполнение волеизъявления умершего в соответствии со статьями 5 и 7 настоящего Федерального закона.

Структура нормативно-правового акта не отличается от других федеральных законов и представлена:

  • номером;
  • полным названием;
  • годом, месяцем и днем принятия и вступлением в силу;
  • нормативно-правовой частью, в том числе последствиями за нарушение федерального закона;
  • особенностями реализации на практике.

Документ состоит из пяти глав (в каждой из них описываются похожие правоотношения):

  1. Общая информация о погребении.
  2. Гарантии погребения.
  3. Организация места погребения.
  4. Похоронное дело.
  5. Итоговые положения о погребении.

Последние поправки датируются 03.07.2016. Они затронули несколько статей, в частности, седьмую, одиннадцатую и пятнадцатую.

В седьмой статье говорится о том, что родственник или знакомый, готовый взять на себя похороны, может организовать погребение в другом населенном пункте, даже за границей. При этом он должен оплатить все расходы.

На смену словосочетанию «исполнительные органы власти» пришла формулировка «федеральные органы власти». Теперь они обязаны заботиться об ускорении процесса подготовки бумаг для пересечения государственной границы.

В одиннадцатой статье указывается цена обязательных ритуальных услуг:

  • подготовки справки о смерти и всех остальных бумаг;
  • предоставления гроба и других товаров для погребения;
  • перевозки покойника до кладбища или крематория;
  • захоронения и др.

Она была дополнена предложением «федеральные органы исполнительной власти и федеральные органы государственной власти». Они переводят деньги на производство и монтаж памятников для некоторых групп людей.

Статья 15. Предложения по созданию мест погребения

(в ред. Федерального закона от 21.04.2005 N 36-ФЗ)

1. Предложения по созданию мест погребения вносятся:

1) Правительством Российской Федерации совместно с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого предлагается размещение мест погребения, для создания Федерального военного мемориального кладбища;

2) федеральными органами исполнительной власти и федеральными государственными органами, в которых предусмотрены военная служба, служба в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах принудительного исполнения Российской Федерации, для создания воинских кладбищ, воинских участков на общественных кладбищах;

(в ред. Федеральных законов от 04.06.2014 N 145-ФЗ, от 03.07.2016 N 305-ФЗ, от 01.10.2019 N 328-ФЗ)

3) массовыми религиозными объединениями, уставы которых предусматривают осуществление религиозных обрядов на кладбищах, для создания вероисповедальных кладбищ;

4) собраниями (сходами) граждан, проживающих в сельских поселениях, если это предусмотрено уставом муниципального образования.

2. Решение о создании Федерального военного мемориального кладбища принимается Президентом Российской Федерации.

Решение о создании других мест погребения принимается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления, на территориях которых они создаются.

Места погребения могут быть:

по принадлежности — государственные, муниципальные;

по обычаям — общественные, вероисповедальные, воинские;

по историческому и культурному значению — историко-мемориальные.

Статья 16. Санитарные и экологические требования к размещению мест погребения

1. Выбор земельного участка для размещения места погребения осуществляется в соответствии с правилами застройки города или иного поселения с учетом гидрогеологических характеристик, особенностей рельефа местности, состава грунтов, предельно допустимых экологических нагрузок на окружающую среду, а также в соответствии с санитарными правилами и нормами и должен обеспечивать неопределенно долгий срок существования места погребения.

(в ред. Федерального закона от 30.12.2008 N 309-ФЗ)

2. Вновь создаваемые места погребения должны размещаться на расстоянии не менее 300 метров от границ селитебной территории.

Не разрешается устройство кладбищ на территориях:

1) первого и второго поясов зоны санитарной охраны источника водоснабжения, минерального источника, первой зоны округа санитарной (горно-санитарной) охраны курорта;

2) с выходами на поверхность закарстованных, сильнотрещиноватых пород и в местах выклинивания водоносных горизонтов;

3) на берегах озер, рек и других поверхностных водных объектов, используемых населением для хозяйственно-бытовых нужд, купания и культурно-оздоровительных целей;

(в ред. Федерального закона от 14.07.2008 N 118-ФЗ)

4) со стоянием грунтовых вод менее двух метров от поверхности земли при наиболее высоком их стоянии, а также на затапливаемых, подверженных оползням и обвалам, заболоченных.

(в ред. Федерального закона от 25.11.2009 N 270-ФЗ)

3. Создание новых мест погребения, реконструкция действующих мест погребения возможны при наличии положительного заключения экологической и санитарно-гигиенической экспертизы.

4. Предоставление земельного участка для размещения места погребения осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с земельным законодательством, а также в соответствии с проектной документацией, утвержденной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Размер пособия на погребение определяется возрастом и местом работы умершего. В таблице — суммы компенсации на взрослого жителя Москвы в 2021 году.

Социальный статус

Сумма, рублей

Где оформляется пособие

Трудоустроенные граждане

6 144,86

По месту работы усопшего

Неработающие граждане

17 740,86

Управление

Размер пособия на погребение в 2021 году в Москве

  1. Расходы, связанные с проведением церемонии прощания и погребением, возмещаются государством в установленном объеме.
  2. Размер компенсации зависит от социального статуса умершего, возраста и трудоустройства.
  3. Претендовать на получение пособия могут только лица, непосредственно занимавшиеся организацией похорон.

Чтобы иметь понимание, как получить пособие на погребение, нужно знать, в какие инстанции обращаться с подготовленным перечнем документации. Итак, это могут быть следующие учреждения:

  • отделения Пенсионного Фонда, если покойный был пенсионером и не работал на момент смерти;
  • органы ФСС занимаются выплатами пособий гражданам, не имевшим ни работы, ни пенсионного стажа, а также мертворожденными детьми;
  • районные и территориальные военкоматы, если усопший являлся ветераном ВОВ или других боевых действий, тружеником тыла, участником войны или действующим военнослужащим;
  • организация-работодатель обязана оформить и выплатить пособие на погребение, когда умерший на день смерти был ее сотрудником (в том числе, и будучи на пенсии);
  • также за счёт ФСС производятся выплаты помощи умершим индивидуальным предпринимателям.

Для того, чтобы иметь права на перевод социального пособия, связанного с организацией захоронения умершего, его родственники собирают и подают следующие документы:

  1. удостоверение, которым подтверждается личность лица-заявителя;
  2. справку, выписанную органами ЗАГС о смерти пенсионера;
  3. бланк-заявление с просьбой о выдачи материального пособия для погребения умершего;
  4. документы, свидетельствующие об отсутствии места работы пенсионера (трудовая книжка или др.);
  5. возможен расширенный список документов, исходя из индивидуальной ситуации усопшего.

Документ, который необходим на выдачу государственного пособия на захоронение, будет выдан в территориальном отделе Пенсионного Фонда РФ в тот день, когда за ним обратился заявитель и предоставил справку о смерти родственника.

Получателями пособия на погребение являются, как правило, ближайшие родственники усопшего или наследники. Законодательство устанавливает, что тот гражданин, что взял на себя хлопоты и затраты, связанные с захоронением, имеет право на их компенсацию, которая называется пособием по погребению. Для этих целей он обращается в один из органов социальных служб или по месту работы.

Итак, как правило, такую помощь выплачивает государство:

  • супругу покойного (покойной);
  • одному из детей;
  • близким родственникам, предоставившим документы о том, что они занимались захоронением;
  • законным представителям (опекунам);
  • прочим лицам, взявшим на себя ответственность по погребению усопшего.

Важно, что родственники любого умершего российского гражданина имеют возможность обратиться за социальной компенсацией на погребение. В ситуации, когда на день своей кончины человек не являлся трудоустроенным официально, его семья все равно может претендовать на получение средств, которые будут выделены из местного органа социальной защиты для населения в конкретном регионе.

Дело в том, что его размер ежегодно пересматривается и индексируется. К примеру, в 2017-м он составлял немногим более 5,5 тысяч рублей. В 2020 году единовременное пособие для захоронения составляло сумму в 6124,86 рублей. Однако в отдельных регионах Федерации могут применяться дополнительные региональные надбавки и корректировочные коэффициенты, влияющие на итоговую сумму к выплате.

Такие госуслуги и способ их пересчёта регулируются федеральным законом №8-ФЗ, который называется «О погребении и похоронном деле». Согласно его нормам, ежегодный пересчёт размеров выплат производится не ранее 1 февраля вновь наступившего года. Поскольку размер индексации устанавливается правительством, то и точные суммы на 2012-й год пока неизвестны, но ясно, что они будут не меньше, чем размер пособия, действовавший в текущем году.

Не все жители нашей страны знают, где получить пособие на погребение, если не сталкивались с этой необходимостью ранее. Существует множество инстанций, рассматривающих подобные обращения — для каждой категории граждан предусмотрены различные учреждения:

  1. Пенсионный Фонд выплачивает помощь для погребения пенсионера, который получал при жизни пенсионные выплаты и был официально нигде не трудоустроен.
  2. Органы, отвечающие за социальную защиту населения, оформляют компенсации родственникам не работающего человека, который также не получал пенсию.
  3. Военкоматы работают с заявителями тех покойных, которые при жизни были действующими военными в воинских частях или гарнизонах, военными пенсионерами, участниками боевых действий и Великой отечественной войны, трудились в тылу и пр. Суммы компенсаций нужно уточнять индивидуально, поскольку платятся они из фондов Министерства обороны РФ.
  4. Предприятия и организации – работодатели обязаны принимать заявления с полным перечнем документов от родственников работающего человека, который на момент смерти находился в штате предприятия (в том числе, от пенсионеров по возрасту или выслуге).
  5. За счет средств из фонда социального страхования выплачивается помощь на погребение тех умерших, кто при жизни являлся индивидуальным предпринимателем. То же самое относится к ИП, которые потеряли своего несовершеннолетнего ребенка.

Список требуемых документов может варьироваться в каждой из перечисленных выше инстанций. В большинстве своем это обязательно документы, подтверждающие личность обратившегося и свидетельствующие о факте смерти усопшего.

Отдельное внимание следует уделить информации о том, где и как получить пособие на погребение в Москве и Московской области в 2021 году. Местные власти проявили отдельную заботу о жителях этого мегаполиса и, помимо, компенсации от центрального правительства, утвердили свою надбавку. Поэтому родственники усопшего, который постоянно проживал в столице РФ, могут рассчитывать не только на федеральную выплату в размере 6 124,86 руб., но и на доплату от правительства Москвы — она составляет 11 616 рублей. Итого, общий размер помощи составит для москвичей 17 740,86 руб. На эту сумму делаются соответствующие бухгалтерские проводки.

Родные или близкие покойного, который постоянно проживал в Москве, для оформления выплаты должны подать следующие документы:

  • документ, удостоверяющий личность обратившегося;
  • свидетельство компетентных органов о смерти (в некоторых случаях, переведенное на русский и легализованное);
    справка формы №11 о смерти гражданина РФ, проживающего в Москве;
  • документ об отсутствии трудовой деятельности на дату ухода из жизни;
  • копия удостоверения пенсионера либо справка из ПФ;
  • удостоверение инвалида (при необходимости);
  • подтверждение постоянного проживания покойного на территории столицы.

Порядок оформления и выплаты помощи, предназначенной для организации похорон, несколько отличается по округам города Москвы. Для большинства округов заявители обращаются в территориальное отделение Пенсионного Фонда по тому району, где усопший регулярно получал свою пенсию. Но отдельный порядок оформления такого социального пособия касается проживавших в Новомосковском и Троицком административных округах. Родным и близким покойного следует обращаться в главное управление ПФ по Москве и области №4, где будет назначена сумма основной социальной помощи. За доплатой придется подъехать в отдел соцзащиты соответствующего округа.

Для того, чтобы иметь возможность оформить материальную компенсацию затрат, связанных с похоронной процедурой, обязательно подается заявление на выплату социального пособия на погребение в ПФР. Следует знать, что не утверждена единая унифицированная форма подобных заявлений, и в каждом ведомстве или учреждении предусмотрены собственные бланки, которые заполняются по заданном образцу.

Несмотря на то, что в средствах массовой информации активно транслируют упрощенный порядок оформления пособий, до выплаты на погребение дело еще не дошло.

На заметку!

Но зато на сайте Госуслуг возможно просмотреть точный список документов, необходимых для получения с учетом каждого конкретного случая.

В ситуации, когда умерший относится к категории неработающих граждан, проще всего получить выплату через МФЦ. Единственный минус – при оформлении заявки через МФЦ средства перечисляются на расчетный счет заявителя на следующий день, а не в тот же, как непосредственно при обращении в уполномоченный орган. Удобно тем, что сотрудники МФЦ самостоятельно сделают копии документов, которые необходимы.

В 2021 году в Российской Федерации начнут действовать прямые выплаты дотации на погребение. Это означает, что работодатели не будут участвовать в процессе оформления пособия. Все обязанности будут возложены на плечи Фонда социального страхования.

Правительство РФ будет регулировать процесс финансового обеспечения социальных пособий. На данный момент правила начали свое действие в рамках пилотного проекта. Планируется, что механизм будет работать следующим образом:

  • родственники умершего должны будут получить справку о смерти и предоставить ее в организацию, осуществляющую выплату пособия;
  • Фонд социального страхования, осуществляющий выплату пособия, должен будет направить заявление и копией свидетельства о смерти в одно из своих отделений;
  • в срок не более 10 дней ФСС должен рассмотреть поступившее заявление и принять по нему решение о выплате дотации;
  • в случае принятия положительного решения, организация в течение двух дней направляет денежные средства на банковский счет заявителя.

1. Законодательство Российской Федерации о погребении и похоронном деле состоит из настоящего Федерального закона и принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

2. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, то применяются правила международного договора.

3. Решения межгосударственных органов, принятые на основании положений международных договоров Российской Федерации в их истолковании, противоречащем Конституции Российской Федерации, не подлежат исполнению в Российской Федерации. Такое противоречие может быть установлено в порядке, определенном федеральным конституционным законом.
(Пункт дополнительно включен Федеральным законом от 8 декабря 2020 года N 429-ФЗ)

Настоящий Федеральный закон определяет погребение как обрядовые действия по захоронению тела (останков) человека после его смерти в соответствии с обычаями и традициями, не противоречащими санитарным и иным требованиям. Погребение может осуществляться путем предания тела (останков) умершего земле (захоронение в могилу, склеп), огню (кремация с последующим захоронением урны с прахом), воде (захоронение в воду в порядке, определенном нормативными правовыми актами Российской Федерации).

1. Местами погребения являются отведенные в соответствии с этическими, санитарными и экологическими требованиями участки земли с сооружаемыми на них кладбищами для захоронения тел (останков) умерших, стенами скорби для захоронения урн с прахом умерших (пеплом после сожжения тел (останков) умерших, далее — прах), крематориями для предания тел (останков) умерших огню, а также иными зданиями и сооружениями, предназначенными для осуществления погребения умерших. Места погребения могут относиться к объектам, имеющим культурно-историческое значение.

2. Создаваемые, а также существующие места погребения не подлежат сносу и могут быть перенесены только по решению органов местного самоуправления в случае угрозы постоянных затоплений, оползней, после землетрясений и других стихийных бедствий (пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ.

1. Волеизъявление лица о достойном отношении к его телу после смерти (далее — волеизъявление умершего) — пожелание, выраженное в устной форме в присутствии свидетелей или в письменной форме:

о согласии или несогласии быть подвергнутым патологоанатомическому вскрытию;

о согласии или несогласии на изъятие органов и (или) тканей из его тела;

быть погребенным на том или ином месте, по тем или иным обычаям или традициям, рядом с теми или иными ранее умершими;

быть подвергнутым кремации;

о доверии исполнить свое волеизъявление тому или иному лицу.

1_1. В случае возложения завещателем на одного или нескольких наследников по завещанию или по закону обязанности по осуществлению погребения завещателя в соответствии с его волей (статья 1139 Гражданского кодекса Российской Федерации) приоритет имеет волеизъявление умершего, выраженное в завещании.
(Пункт дополнительно включен с 1 сентября 2018 года Федеральным законом от 23 мая 2018 года N 117-ФЗ)

2. Действия по достойному отношению к телу умершего должны осуществляться в полном соответствии с волеизъявлением умершего, если не возникли обстоятельства, при которых исполнение волеизъявления умершего невозможно, либо иное не установлено законодательством Российской Федерации.

3. В случае отсутствия волеизъявления умершего право на разрешение действий, указанных в пункте 1 настоящей статьи, имеют супруг, близкие родственники (дети, родители, усыновленные, усыновители, родные братья и родные сестры, внуки, дедушка, бабушка), иные родственники либо законный представитель умершего, а при отсутствии таковых иные лица, взявшие на себя обязанность осуществить погребение умершего.

Исполнителями волеизъявления умершего являются лица, указанные в его волеизъявлении, при их согласии взять на себя обязанность исполнить волеизъявление умершего. В случае отсутствия в волеизъявлении умершего указания на исполнителей волеизъявления либо в случае их отказа от исполнения волеизъявления умершего оно осуществляется супругом, близкими родственниками, иными родственниками либо законным представителем умершего. В случае мотивированного отказа кого-либо из указанных лиц от исполнения волеизъявления умершего оно может быть исполнено иным лицом, взявшим на себя обязанность осуществить погребение умершего, либо осуществляется специализированной службой по вопросам похоронного дела.

Супругу, близким родственникам, иным родственникам, законному представителю умершего или иному лицу, взявшему на себя обязанность осуществить погребение умершего, гарантируются:

1) выдача документов, необходимых для погребения умершего, в течение суток с момента установления причины смерти; в случаях, если для установления причины смерти возникли основания для помещения тела умершего в морг, выдача тела умершего по требованию супруга, близких родственников, иных родственников, законного представителя умершего или иного лица, взявшего на себя обязанность осуществить погребение умершего, не может быть задержана на срок более двух суток с момента установления причины смерти;

2) предоставление возможности нахождения тела умершего в морге бесплатно до семи суток с момента установления причины смерти в случае, если супруг, близкие родственники, иные родственники, законный представитель умершего или иное лицо, взявшее на себя обязанность осуществить погребение умершего, извещены о смерти, но существуют обстоятельства, затрудняющие осуществление ими погребения; в случае поиска супруга, близких родственников, иных родственников либо законного представителя умершего этот срок может быть увеличен до четырнадцати дней;

3) оказание содействия в решении вопросов, предусмотренных пунктом 3 статьи 7 настоящего Федерального закона;

4) исполнение волеизъявления умершего в соответствии со статьями 5 и 7 настоящего Федерального закона.

Размер пособия на погребение 2021 года

1. Супругу, близким родственникам, иным родственникам, законному представителю или иному лицу, взявшему на себя обязанность осуществить погребение умершего, гарантируется оказание на безвозмездной основе следующего перечня услуг по погребению:

1) оформление документов, необходимых для погребения;

2) предоставление и доставка гроба и других предметов, необходимых для погребения;

3) перевозка тела (останков) умершего на кладбище (в крематорий);

4) погребение (кремация с последующей выдачей урны с прахом).

Качество предоставляемых услуг должно соответствовать требованиям, устанавливаемым органами местного самоуправления (абзац в редакции, введенной в действие с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ.

2. Услуги по погребению, указанные в пункте 1 настоящей статьи, оказываются специализированной службой по вопросам похоронного дела (пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ.

3. Стоимость услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, определяется органами местного самоуправления по согласованию с соответствующими отделениями Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, а также с органами государственной власти субъектов Российской Федерации и возмещается специализированной службе по вопросам похоронного дела в десятидневный срок со дня обращения этой службы за счет средств (абзац в редакции, введенной в действие с 21 января 2007 года Федеральным законом от 29 декабря 2006 года N 263-ФЗ; дополнен с 1 января 2010 года Федеральным законом от 24 июля 2009 года N 213-ФЗ:

Пенсионного фонда Российской Федерации — на погребение умерших пенсионеров, не подлежавших обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти (абзац в редакции, введенной в действие со 2 июля 1997 года Федеральным законом от 28 июня 1997 года N 91-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 января 2010 года Федеральным законом от 24 июля 2009 года N 213-ФЗ;

«Всем понятно, что в словосочетании „похоронный бизнес“ для тех, кто в этой сфере задействован, слово „бизнес“ является ключевым. Никому нет дела до чувств и эмоций родственников усопших, — говорит автор законопроекта, депутат Госдумы Антон Жарков. — Главное — чтобы платили, а как эта услуга будет оказана, уже не имеет значения. Всё равно ни одна проверка Роспотребнадзора (по существующим правилам) прийти не успевает, а значит, за руку никто поймать не может. Это и есть основная проблема. У похоронной услуги очень короткий срок предоставления, и от неё невозможно отказаться. Этим и пользуются те, у кого жажда денег сильнее человеческих норм. Близкие родственники умершего, как правило, находятся в шоковом состоянии и не могут принимать рациональных решений. И тут в дверях появляется похоронный агент и подсовывает уже заполненный договор. Случается, что он стучится в квартиру даже раньше бригады скорой помощи. Далее на каждом шагу начинаются поборы».

Размер пособия на погребение складывается из нескольких составляющих:

  1. базовая федеральная часть;
  2. надбавка с учетом регионального коэффициента;
  3. региональные доплаты по решению органов местной власти;
  4. дополнительные компенсации отдельным категориям граждан.

Базовая федеральная часть рассчитывается исходя из гарантированного набора ритуальных услуг, которые предоставляются государством бесплатно. К ним относятся оформление необходимых для захоронения бумаг (документы для работодателя, ПФР и пр.), предоставление гроба и похоронных принадлежностей, перевозка тела или останков к месту захоронения, копка могилы с формированием могильного холма, погребение или кремация с последующим предоставлением урны с прахом. На конец 2020 года сумма пособия на погребение составила 6 124 руб. 86 коп. Ежегодно делается индексация согласно прогнозируемому уровню инфляции. Размер пособия на погребение в 2021 году проиндексируют согласно ФЗ «О федеральном бюджете на 2021 год».

В некоторых регионах (например, труднодоступные районы Крайнего Севера) установлен региональный коэффициент заработной платы (1,2-2). Он же применяется и к пособию на погребение. Например, в Норильске его значение составляет 1,8. Соответственно, размер пособия на погребение составит 6124,86 * 1,8 = 11024,75 руб. Полный перечень коэффициентов представлен на официальном сайте ФСС.

Региональные выплаты по решению местной власти есть далеко не везде. Например, в Волгограде доплачивают по 1000 руб. сверх гарантированных государством 6124,86 руб. малоимущим семьям, понесшим расходы в связи с похоронами.

Увеличенная компенсация положена, если усопший был:

  • пострадавшим при аварии на ПО «Маяк» или Чернобыльской АЭС (12307,21 руб.);
  • военнослужащим (до 28 178 руб.);
  • инвалидом или участников Великой Отечественной войны (40 551 руб.);
  • застрахованным в соответствии с №25-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастного случая на производстве и профессиональных заболеваний» (1 млн. руб.).

Также дополнительные выплаты положены военнослужащим старшего и высшего офицерского состава и высшему начальству при выслуге минимум 25 лет или увольнении из рядов вооруженных сил по состоянию здоровья.

После погребения помимо пособия можно рассчитывать на следующую материальную помощь:

  1. выплата неполученной заработной платы или пенсии усопшего;
  2. компенсация до 100 тыс. руб. с банковского счета умершего даже для тех, кто не является наследником (для получения нотариусу необходимо предоставить паспорт и документы, подтверждающие понесенные расходы);
  3. оформление пенсии для нетрудоспособного члена семьи при потере кормильца;
  4. единовременное пособие в размере пенсии кормильца, если супруг/га умершего военнослужащего на пенсии;
  5. возмещение всех расходов на погребение, если человек погиб по вине третьих лиц (можно истребовать с виновника через суд);
  6. дополнительные выплаты сверх государственных, если усопший состоял в профсоюзе или подписал коллективный договор с работодателем (при наличии в документе соответствующих пунктов);
  7. компенсация установки надгробного памятника для военнослужащих (до 35 171 руб.).

Бесплатно захоранивают полных кавалеров Ордена славы, Героев труда (РФ и Советского Союза) согласно №5-ФЗ. Безвозмездно предоставляется место для погребения. Почетные похороны (с оркестром, эскортом и караулом) положены Героя РФ и Советского Союза, полным кавалерам Ордена Славы, занимавшим высокие государственные должности и за особые заслуги перед Отечеством.

Вместо получения пособия на погребение допустимо оформить бесплатное социальное захоронение. Часто к нему прибегают при отсутствии родственников и лиц, желающих заняться организацией похорон. Также бесплатное погребение положение зарегистрированным на бирже труда безработным, мертворожденным детям и неработающим пенсионерам. Но стоит помнить, что набор гарантированных государством бесплатных ритуальных услуг в данном случае сведен к минимуму. Предоставляется гроб, обеспечивается транспортировка тела к месту захоронения или кремации. Копка могилы не предусматривает формирование могильного холма. Устанавливается только регистрационный знак (без таблички и креста). Компенсация за установку надгробия составляет 3 200 руб. Если организаторы похорон выбрали бесплатное социальное погребение, то в дальнейшем получении пособия от государства невозможно.

Кто выплачивает пособие на погребение зависит от того, кем был усопший. Выплату назначает ПФР, ФСС, работодатель, военкомат или органы социальной защиты. Далее разберем подробнее где получить пособие на погребение в зависимости от категории умершего.

Родственники, уполномоченные лица или сотрудники организации, в которой работал усопший, пишут заявление на имя руководителя. Выплата назначается в тот же день или на следующий. В дальнейшем юридическое лицо получает возврат средств за счет ФСС РФ (для этого в бухгалтерии должны сделать правильные проводки и оформить нужные документы). Если в рамках коллективного договора или членам профсоюза предусмотрено увеличенное пособие на погребение работающего человека, то доплата производится отдельно от основной суммы, гарантированной государством.

В данном случае следует обращаться в органы социальной защиты по месту регистрации неработающего человека. Потребуется предоставить документ, подтверждающий, что усопший не состоял в трудовых отношениях (справка с биржи труда, студенческий билет студента очной формы обучения, трудовая книжка и пр.).

Необходимо обращаться в территориальное подразделение ПФР (туда, где выплачивалась пенсия). Список документов такой же, как для безработных. Дополнительно следует приложить пенсионное удостоверение или справку, подтверждающую назначение пенсии. Выплата пособия на погребение пенсионера назначается в день обращения. При заполнении заявления необходимо указать способ получения денег: на счет в банке или через Почту РФ.

Правительство планирует увеличить пособие на погребение

Заявление подает один из родителей по месту работы. Если в коллективный договор включен пункт об оплате части расходов на похороны членов семьи работника, то доплата производится отдельно от федеральной выплаты. Компенсация назначается в день обращения.

При погребении индивидуальных предпринимателей и самозанятых, которые самостоятельно платили взносы в ФСС, следует обращаться в территориальное подразделение ФСС. Аналогично следует действовать в случае смерти несовершеннолетнего ребенка самозанятого или ИП. Набор документов стандартный.

Пособие назначают органы социальной защиты по месту прописки усопшего. Помимо базовых документов требуется заверенная у нотариуса копия удостоверения, дающего право на дополнительную соцподдержку из-за лучевой болезни, инвалидности из-за аварии и пр. Если нет возможности заверить документ, то прикладывается оригинал.

Пособия оформляют в военкоматах по месту прохождения службы либо по месту проживания (для военных пенсионеров). Помимо базовых документов может потребоваться подтверждение степени родства.

Помимо несущих службу к военнослужащим приравниваются:

  • сотрудники МВД, таможенных органов и ФСИН;
  • призванные на военные сборы;
  • пожарные;
  • сотрудники ФСИН.

При появлении на свет мертвого ребенка через 154 дня беременности пособие назначат органы соцзащиты по месту проживания (не имеет значения трудоустроен официально заявитель или нет). Помимо базовых документов прикладывается справка о рождении по форме №3 с записью о смерти и подписью матери.

За компенсацией расходов на похороны данной категории граждан отвечает Минобороны России. Назначает пособие МФЦ «Мои документы» (необязательно по месту жительства усопшего). Может потребоваться военный билет и иных документов, связанных с прохождением военной службы и награждениями.

Процесс захоронения усопшего попадает под регулирование Законы Москвы №11 «О погребении и похоронном деле». Если усопший был зарегистрирован на территории столицы, то к базовому федеральному пособию (6 124 руб. 86 коп.) добавляется региональная выплата 11 616 руб. Общая сумма пособия на погребение составляет 17 740 руб. 86 коп. Факт регистрации подтверждается выпиской из домовой книги (берется в управляющей компании, ТСЖ или МФЦ). Если захоронен мертворожденный ребенок, то для получения доплаты один из родителей должен быть зарегистрирован в Москве.

При получении пособия на погребение неработающего пенсионера необходимо обращаться в территориальное подразделение ПФР (по месту получении пенсии). Однако для жителей Новомосковского и Троицкого округов ситуация иная. Социальное пособие (базовую федеральную выплату) назначают в ГУ ПФР №4 по Москве и Московской области, а региональную доплату — в органах социальной защиты по месту постоянного проживания.

Пособие на погребение пенсионеров в Москве составляет 18 170 руб. 86 копеек (сумма федерального и московского пособия).

Вместо денежной выплаты родственники не работавших на момент ухода из жизни пенсионеров, а также официально зарегистрированных безработных, могут выбрать бесплатные социальные похороны.

Пособие на погребение пенсионеров-инвалидов 1 и 2 групп, пенсионеров-инвалидов с детства и реабилитированных граждан также составляет 18 170 руб. 86 копеек. Вместо денежного пособия родственники могут выбрать бесплатные социальные похороны. В этом случае эти категории имеют право получить бесплатную услугу по установке надгробия на сумму 3200 руб.

Ветеранам боевых действий, военной службы и действующим военнослужащим установка надгробия компенсируется на сумму до 35 171 руб. Участникам и ветеранам ВОВ установка надгробия компенсируется на сумму до 28 178 руб.

Пособие на погребение в 2021 году, как получить и оформить

Выплата пособий производится в срок не позднее 6 месяцев со дня смерти. Для получения льгот и компенсаций необходимо обратиться в соответствующие инстанции: отделения пенсионного фонда для безработных пенсионеров, отделения социальной защиты населения для безработных (и не пенсионеров) и пострадавших от аварий на ПО «Маяк» или Чернобыльской АЭС, военный комиссариат для военнослужащих и пенсионеров из числа военнослужащих.

Статья 1. Законодательство города Москвы о погребении и похоронном деле

Законодательство города Москвы о погребении и похоронном деле состоит из настоящего Закона и иных принимаемых в соответствии с ним нормативных правовых актов города Москвы и является частью законодательства Российской Федерации о погребении и похоронном деле./1)

Настоящий Закон города Москвы определяет погребение как обрядовые действия по захоронению тела (останков) человека после его смерти (в соответствии с обычаями и традициями, существующими на территории города Москвы), не противоречащие санитарным, экологическим и иным нормам и правилам. Погребение может осуществляться путем предания тела (останков) земле (захоронение в могилу на кладбище), огню (кремация в крематории с последующим захоронением урны с прахом в стенах скорби, могилах), помещения тела (останков) в склеп (саркофаг) (статья в редакции, введенной в действие с 11 апреля 2004 года Законом Москвы от 25 февраля 2004 года N 8, — см. предыдущую редакцию).

Похоронное дело в городе Москве — отрасль городского хозяйства, включающая в себя деятельность по оказанию ритуальных, обрядовых, юридических, а также иных видов услуг, связанных с погребением умерших, созданием и эксплуатацией объектов похоронного назначения (кладбищ, крематориев, стен скорби, салонов-магазинов (бюро) ритуального обслуживания, мастерских по изготовлению надмогильных сооружений и так далее) (статья в редакции, введенной в действие с 11 апреля 2004 года Законом Москвы от 25 февраля 2004 года N 8, — см. предыдущую редакцию).

  1. Погребение умерших в городе Москве осуществляется на специально отведенных для этих целей в соответствии с санитарными, экологическими и иными требованиями участках земли с сооружаемыми на них кладбищами для захоронения тел (останков), стенами скорби для захоронения урн с прахом, крематориями для предания тел (останков) огню, а также иными зданиями и сооружениями, предназначенными для осуществления деятельности по погребению (часть в редакции, введенной в действие с 11 апреля 2004 года Законом Москвы от 25 февраля 2004 года N 8, — см. предыдущую редакцию).

1.1. Места погребения по принадлежности могут быть государственными и муниципальными. Перечень городских и муниципальных кладбищ устанавливается Правительством Москвы (часть дополнительно включена с 1 июля 2012 года Законом города Москвы от 27 июня 2012 года N 28).

  1. Создаваемые, а также существующие государственные места погребения не подлежат сносу и могут быть перенесены только в соответствии с правовым актом органов исполнительной власти города Москвы, а муниципальные места погребения — в соответствии с муниципальным правовым актом в случае угрозы постоянных затоплений, оползней, после землетрясения и других стихийных бедствий (часть в редакции, введенной в действие с 1 июля 2012 года Законом города Москвы от 27 июня 2012 года N 28, — см. предыдущую редакцию).
  1. Каждый имеет право на достойное отношение к его телу после смерти. Город Москва как субъект Российской Федерации гарантирует исполнение законного волеизъявления лица об отношении к его телу после смерти.
  2. Каждый вправе в устной форме в присутствии свидетелей или в письменной форме заявить (абзац дополнен с 14 февраля 2011 года Законом города Москвы от 19 января 2011 года N 2, — см. предыдущую редакцию):

— о согласии или несогласии на изъятие органов и (или) тканей из его тела после смерти;

— о согласии или несогласии быть подвергнутым патолого-анатомическому вскрытию (абзац в редакции, введенной в действие с 14 февраля 2011 года Законом города Москвы от 19 января 2011 года N 2, — см. предыдущую редакцию).

В случае отсутствия волеизъявления лица право на разрешение вышеуказанных действий имеют супруг, близкие родственники (дети, родители, усыновленные, усыновители, родные братья и родные сестры, внуки, дедушка, бабушка), иные родственники либо законный представитель умершего (погибшего), а при отсутствии таковых иные лица, взявшие на себя обязанность осуществить погребение умершего (погибшего) (абзац в редакции, введенной в действие с 14 февраля 2011 года Законом города Москвы от 19 января 2011 года N 2, — см. предыдущую редакцию).

  1. Каждый вправе в устной форме в присутствии свидетелей или в письменной форме заявить (абзац в редакции, введенной в действие с 14 февраля 2011 года Законом города Москвы от 19 января 2011 года N 2, — см. предыдущую редакцию):

— о желании быть погребенным тем или иным способом, по тем или иным обычаям и традициям;

— о желании быть погребенным в определенном месте и в определенное время;

— о доверии конкретному лицу организовать погребение и исполнить волеизъявление.

В случае отсутствия волеизъявления лица право на разрешение вышеуказанных действий имеют супруг, дети, родители, усыновленные, усыновители, полнородные и неполнородные братья и сестры, внуки, дедушка, бабушка, иные родственники либо законный представитель умершего (погибшего), а при отсутствии таковых — иные лица, взявшие на себя обязанность осуществить погребение умершего (погибшего).

  1. Действия по достойному отношению к телу умершего (погибшего) должны осуществляться в полном соответствии с волеизъявлением умершего (погибшего), если не возникли обстоятельства, при которых исполнение волеизъявления умершего (погибшего) невозможно, либо иное не установлено законодательством Российской Федерации (часть дополнительно включена с 14 февраля 2011 года Законом города Москвы от 19 января 2011 года N 2).

Статья 8. Лицо, осуществляющее организацию погребения

В случае, если лицо при жизни не поручило (в письменной форме либо в присутствии свидетелей) осуществить его погребение какому-либо конкретному лицу, либо если лицо, получившее прижизненное поручение, отказалось от исполнения данных функций, осуществить организацию погребения умершего имеют право в первую очередь: супруг, дети, родители, внуки. В случае отсутствия родственников первой очереди либо их отказа от осуществления организации погребения во вторую очередь имеют право на совершение данных действий: бабушка, дедушка, полнородные и неполнородные братья и сестры умершего. В случае отсутствия родственников первой и второй очереди и законного представителя осуществить организацию погребения умершего имеет право иное лицо, личность которого удостоверена в установленном порядке (часть в редакции, введенной в действие с 11 апреля 2004 года Законом Москвы от 25 февраля 2004 года N 8, — см. предыдущую редакцию).

Лицо, взявшее на себя обязанность по организации похорон, должно осуществить весь процесс организации погребения, в том числе: оформление документов, необходимых для погребения, получение гербового свидетельства о смерти, справки о смерти, пособия на погребение, включая принятие на себя ответственности за место захоронения.

В случае отсутствия лиц, взявших на себя обязанности по организации похорон, она осуществляется специализированными службами по вопросам похоронного дела (часть в редакции, введенной в действие с 1 июля 2012 года Законом города Москвы от 27 июня 2012 года N 28, — см. предыдущую редакцию).

(Статья в редакции, введенной в действие с 11 апреля 2004 года Законом Москвы от 25 февраля 2004 года N 8, — см. предыдущую редакцию)

(в ред. Федеральных законов от 28.06.97 N 91-ФЗ, от 21.07.98 N 117-ФЗ, от 07.08.2000 N 122-ФЗ, от 30.05.2001 N 64-ФЗ, от 25.07.2002 N 116-ФЗ, от 11.12.2002 N 170-ФЗ, от 10.01.2003 N 8-ФЗ, от 10.01.2003 N 15-ФЗ, от 30.06.2003 N 86-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред. от 31.12.2005), от 21.04.2005 N 36-ФЗ, от 17.10.2006 N 162-ФЗ, от 29.12.2006 N 263-ФЗ, от 26.06.2007 N 118-ФЗ, от 14.07.2008 N 118-ФЗ, от 23.07.2008 N 160-ФЗ, от 03.12.2008 N 238-ФЗ, от 30.12.2008 N 309-ФЗ, от 24.07.2009 N 213-ФЗ, от 25.11.2009 N 270-ФЗ, от 19.07.2011 N 248-ФЗ, от 21.11.2011 N 331-ФЗ, от 28.07.2012 N 138-ФЗ, от 04.06.2014 N 145-ФЗ, от 29.12.2014 N 485-ФЗ, от 28.11.2015 N 357-ФЗ, от 03.07.2016 N 305-ФЗ, от 19.12.2016 N 444-ФЗ, от 07.03.2018 N 56-ФЗ, от 23.05.2018 N 117-ФЗ, от 01.10.2019 N 328-ФЗ, от 08.12.2020 N 429-ФЗ)

Принят
Государственной Думой
8 декабря 1995 года

Настоящий Федеральный закон определяет погребение как обрядовые действия по захоронению тела (останков) человека после его смерти в соответствии с обычаями и традициями, не противоречащими санитарным и иным требованиям. Погребение может осуществляться путем предания тела (останков) умершего земле (захоронение в могилу, склеп), огню (кремация с последующим захоронением урны с прахом), воде (захоронение в воду в порядке, определенном нормативными правовыми актами Российской Федерации).

1. Местами погребения являются отведенные в соответствии с этическими, санитарными и экологическими требованиями участки земли с сооружаемыми на них кладбищами для захоронения тел (останков) умерших, стенами скорби для захоронения урн с прахом умерших (пеплом после сожжения тел (останков) умерших, далее — прах), крематориями для предания тел (останков) умерших огню, а также иными зданиями и сооружениями, предназначенными для осуществления погребения умерших. Места погребения могут относиться к объектам, имеющим культурно-историческое значение.

2. Создаваемые, а также существующие места погребения не подлежат сносу и могут быть перенесены только по решению органов местного самоуправления в случае угрозы постоянных затоплений, оползней, после землетрясений и других стихийных бедствий. (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред. от 31.12.2005))

1. Волеизъявление лица о достойном отношении к его телу после смерти (далее — волеизъявление умершего) — пожелание, выраженное в устной форме в присутствии свидетелей или в письменной форме:

о согласии или несогласии быть подвергнутым патологоанатомическому вскрытию;

о согласии или несогласии на изъятие органов и (или) тканей из его тела;

быть погребенным на том или ином месте, по тем или иным обычаям или традициям, рядом с теми или иными ранее умершими;

быть подвергнутым кремации;

о доверии исполнить свое волеизъявление тому или иному лицу.

1.1. В случае возложения завещателем на одного или нескольких наследников по завещанию или по закону обязанности по осуществлению погребения завещателя в соответствии с его волей (статья 1139 Гражданского кодекса Российской Федерации) приоритет имеет волеизъявление умершего, выраженное в завещании. (в ред. Федерального закона от 23.05.2018 N 117-ФЗ)

2. Действия по достойному отношению к телу умершего должны осуществляться в полном соответствии с волеизъявлением умершего, если не возникли обстоятельства, при которых исполнение волеизъявления умершего невозможно, либо иное не установлено законодательством Российской Федерации.

3. В случае отсутствия волеизъявления умершего право на разрешение действий, указанных в пункте 1 настоящей статьи, имеют супруг, близкие родственники (дети, родители, усыновленные, усыновители, родные братья и родные сестры, внуки, дедушка, бабушка), иные родственники либо законный представитель умершего, а при отсутствии таковых иные лица, взявшие на себя обязанность осуществить погребение умершего.

Исполнителями волеизъявления умершего являются лица, указанные в его волеизъявлении, при их согласии взять на себя обязанность исполнить волеизъявление умершего. В случае отсутствия в волеизъявлении умершего указания на исполнителей волеизъявления либо в случае их отказа от исполнения волеизъявления умершего оно осуществляется супругом, близкими родственниками, иными родственниками либо законным представителем умершего. В случае мотивированного отказа кого-либо из указанных лиц от исполнения волеизъявления умершего оно может быть исполнено иным лицом, взявшим на себя обязанность осуществить погребение умершего, либо осуществляется специализированной службой по вопросам похоронного дела.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Для любых предложений по сайту: [email protected]