Приказ о проведении годовой инвентаризации в бухгалтерии коммерческой организацииобразец 2021

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Приказ о проведении годовой инвентаризации в бухгалтерии коммерческой организацииобразец 2021». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Шаг 1. Указываем название документа.

Шаг 2. В соответствующие поля вписываем наименование организации (ИП), указываем ОКПО, пишем дату составления.

Шаг 3. Заполняем основную часть распоряжения. Здесь следует уточнить тип проверки и ее цели, а также перечислить участвующих в мероприятии членов инвентаризационной комиссии и ее председателя. Их имена и отчества можно сокращать.

Шаг 4. Указываем, какие именно материальные ценности и в каких отделах и обособленных подразделениях фирмы надлежит проверить.

Шаг 5. Указываем точные сроки проведения проверки с датой ее начала и окончания.

Шаг 6. Сообщаем о причинах необходимости инвентаризировать ценности.

Шаг 7. Указываем сроки сдачи итогов проверки в бухгалтерию.

Шаг 8. Заверяем документ у руководителя.

Шаг 9. Присваиваем номер и регистрируем в специальном журнале.

Шаг 10. Знакомим с ним всех заинтересованных лиц, включая работников отделов и подразделений, где будет проходить проверка.

Приказ о проведении инвентаризации ИНВ-22 — образец заполнения

  • продажа, аренда, выкуп имущественных объектов;
  • преобразование ГУП, МУП;
  • составление ежегодной бухгалтерской отчетности;
  • смена матответственного лица;
  • обнаружение хищения или порчи имущества;
  • реорганизация, ликвидация учреждения;
  • иные случаи в соответствии с действующим российским законодательством.

Типовая форма приказа о начале проведения инвентаризации была утверждена Госкомстатом РФ в Постановлении №88. Ее бланк имеет унифицированную форму №ИНВ-22. В соответствующих строках указывается информация о самом предприятии, членах комиссии, целях и сроках проведения мероприятия.

Под инвентаризацией понимают проведение мероприятий, в процессе которых проверяется наличие и состояние определенного товара либо имущества предприятия, а также сверяется его фактическое соответствие данным, указанным в бухотчетности. Поводом для начала такой проверки является издание руководством организации соответствующего приказа.

Внешний вид приказа можно разработать самостоятельно, но проще воспользоваться готовым бланком. Отлично подойдет унифицированная форма ИНВ-22 «Приказ о проведении инвентаризации». Она утверждена постановлением Госкомстата России № 88 от 18 августа 1998 г.

  • перед составлением годового отчета;
  • при назначении новых материально ответственных лиц, в том числе в связи с передачей имущества третьим лицам;
  • после краж или чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера (пожары, наводнения, взрывы и т. п.).

В любой организации хотя бы раз в год проводится инвентаризация материальных ценностей. Для этого необходимо назначить специальную комиссию из числа уполномоченных работников и издать приказ о проведении инвентаризации. Порядок и график проведения инвентаризации в организации должен быть закреплен в учетной политике для целей бухучета (п. 4 ПБУ 1/2021). Однако инвентаризационная комиссия создается для каждого конкретного случая. Ее состав, полномочия, а также сроки проведения инвентаризации должны быть закреплены в отдельном внутреннем акте организации.

В бюджетных организациях посредством инвентаризации становится возможным проверить наличие и состояние имущества. Сличить данные об имуществе со времени последней проверки с результатами на текущую дату, выявить характер и причины возможных несоответствий. И уже на основании полученных данных оценить правильность и соответствие бухгалтерского учета, осуществляемого на предприятии. В целом причины и процедура инвентаризации в бюджетной и коммерческой организации примерно одинаковы.

Кроме вышеперечисленных нормативных документов, законодательство предписывает субъекту хозяйствования в обязательном порядке закрепить регламент проведения инвентаризационных мероприятий в учетной политике предприятия.

Как составить приказ о проведении инвентаризации

Обращаем внимание! Поскольку законодательством в п. 27 Приказа № 34н Минфина РФ от 29.07.1998 г. конкретизированы случаи, подпадающие под проведение обязательных проверок материальных активов субъектов хозяйствования, должна быть указана цель и причина инвентаризации в приказе, а также ее формат (плановая, неплановая).

Так называется процедура проверки количественных и качественных характеристик имущества учреждения и состояний ее финансовых обязательств на установленную дату, обеспечивающая контроль за сохранностью объектов основных средств. Производится данное действие путем сверки фактических данных с регистрами бухгалтерского учета, а в процессе составляется образец приказа о проведении годовой инвентаризации 2021 года.

Проводится в 4 квартале. Дата начала, как правило, — 1 октября. Цель — проверить наличие имущества организации и сопоставить его с данными бухучета. Проверяются все активы и обязательства. Для проведения составляется образец приказа на проведение годовой инвентаризации 2021 .

Образец приказа о проведении инвентаризации был разработан и утвержден Постановлением Госкомстата России от 18.08.1998 № 88. Это форма № ИНВ-22. Ею необходимо пользоваться независимо от того, с чем связано разбирательство, является ли оно полным или частичным, было заранее запланировано или будет проводиться неожиданно.

Как правило, форма ИНВ-22 заполняется от лица директора предприятия (или его заместителя). Председателем инвентаризационной комиссии обычно выступает главный бухгалтер (его зам), однако в частных случаях ответственные лица могут изменяться. Количество членов может быть меньшим, чем предусмотренное документом количество полей.

Должности могут сокращаться, а ФИО приводиться в форме фамилии и инициалов. В постановлении Госкомстата нет никаких указаний на то, что расшифровывать подпись нужно с указанием полного имени и отчества.

В зависимости от того, по какому поводу планируется инвентаризация, указываются причины инвентаризации в приказе. Допустим, процедура будет проводиться в связи с передачей имущества организации в аренду. Тогда в графе «Причина инвентаризации» в приказе можно так и написать: «Подготовка к передаче имущества организации в аренду». Если это годовая инвентаризация, то формулировка будет такая: «Подготовка к составлению годовой бухгалтерской отчетности». Именно так и показано в нашем образце выше. Аналогично причины инвентаризации в приказе прописываются и для всех остальных случаев. Наиболее популярный вариант — «Контрольная проверка».

Образец приказа на годовую инвентаризацию в 2021 году

Необходимость проведения инвентаризации установлена законодательством России о бухгалтерском учете. В частности, об этом говорит ст.11 Федерального закона «О бухгалтерском учете» № 402-ФЗ от 06.12.2011 г.

УСЛУГИ ПО ИНВЕНТАРИЗАЦИИ

Важно! Инвентаризация производится в отношении активов и обязательств по инициативе самого налогоплательщика или во исполнении требований закона – обязательная инвентаризация.

В случае, если инвентаризация производится по инициативе налогоплательщика, то он самостоятельно определяет случаи, сроки и порядок проведения инвентаризации, а также перечень объектов, подлежащих инвентаризации. Обязательное проведение инвентаризации, а также требования к ее проведению устанавливаются законодательством России, федеральными и отраслевыми стандартами.

Важно! Процедура проведения инвентаризации начинается изданием соответствующего Приказа руководителя. Постановлением Госкомстата России № 88 от 18.08.98 г. утверждена унифицированная форма Приказа о проведении инвентаризации № ИНВ-22. Приказ о проведении инвентаризации для частного случая ее проведения может быть составлен с учетом реквизитов, предусмотренных для данной формы.

В качестве образца ниже приведем форму Приказа о проведении инвентаризации.

  • Справка о среднем заработке для определения размера пособия по безработице (стипендии)
  • Бухгалтерский баланс
  • Налоговая декларация по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения
  • Отчет о финансовых результатах
  • Расчет по страховым взносам
  • Платежная ведомость
  • Приходный кассовый ордер
  • Справка-подтверждение основного вида экономической деятельности

Образец приказа о проведении инвентаризации обычно требуется в некоторых случаях, перечисленных в п. 27 Приказа Минфина РФ от 29.07.1998 № 34н, в частности:

  • перед составлением годового отчета;
  • при назначении новых материально ответственных лиц, в том числе в связи с передачей имущества третьим лицам;
  • после краж или чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера (пожары, наводнения, взрывы и т. п.).

Обычно распоряжение о начале проверки издает руководитель организации в плановом или внеплановом порядке. Ответственным за такое мероприятие обычно является главный бухгалтер или другой работник бухгалтерии. Занимается подсчетом материальных ценностей специальная комиссия, члены которой должны быть ознакомлены с соответствующим локальным актом под подпись.

Основным документом инвентаризационного процесса является приказ. Поэтому рассмотрим его подробнее и научимся составлять этот документ правильно. Унифицированный образец приказа на инвентаризацию 2021 г. можно найти в Постановлении Госкомстата России от 18.08.1998 № 88. Форма № ИНВ-22 представляет собой универсальный бланк, который могут использовать организации всех форм собственности. Форму можно применять как при проведении плановых, так и при назначении внеплановых проверок материальных ценностей.

Приказ о проведении инвентаризации по форме ИНВ-22

  1. Внеплановая – проводится в срочном порядке, вне зависимости от ранее запланированного графика.
  2. Плановая – проводится на протяжении всего года по заранее составленному и согласованному руководством инвентаризационному графику.
  3. Контрольная – является своеобразной проверкой уже проведенной инвентаризации. На ней присутствуют члены комиссии и МОЛ (материально-ответственные лица) с целью удостовериться, что проверка прошла корректно.
  4. Повторная – проводиться после контрольной, если возникают подозрения в правдивости и правильности проведении первой.
  • ТМЦ (товарно-материальных ценностей);
  • расчетов;
  • нематериальных средств;
  • ОС — основных средств;
  • денежных средств.
  1. Неполная – проводится опись только определенных видов имущества.
  2. Полная – описывается все имущество предприятия, которое можно отнести к ТМЦ.
  • выборочная – проверяются только определенные виды ТМЦ;
  • сплошная – проверяются все ТМЦ, расчеты и средства, принадлежащие предприятию.
  1. Отдельные структурные подразделения (касса, склады, бухгалтерия).
  2. Полностью все предприятие.

Для чего нужна и когда проводится?

Согласно Приказу МФ №49 от 1995г., проведение инвентаризации имеет следующие цели:

  1. Сверка полноты и корректности отображения в учете предприятия его обязательств.
  2. Выявления количества имущества, которое по факту имеется на предприятии.
  3. Сопоставление данных, указанных в бухучете с тем, что имеется по факту.

Если в организации работники несут коллективную материальную ответственность (КМО), то инвентаризация должна проводиться в следующих ситуациях:

  • из бригады либо коллектива выбыло более 50% участников;
  • происходит смена руководителя;
  • от одного либо нескольких членов коллектива поступило требование провести инвентаризацию.

Независимо от формы предприятия, в обязательном порядке инвентаризация должна проводиться в таких случаях:

  • Планируется составление ежегодной бухотчетности.
  • Предусмотрена смена МОЛ.
  • На предприятии были выявлены либо есть подозрения на злоупотребление сотрудниками своим положением, хищения, недостачи, факты порчи имущества.
  • Имущество предприятия планируют передать в аренду, предстоит реорганизация, преобразование либо его полная ликвидация.
  • Произошел форс-мажор – стихийное бедствие, пожар, авария и т.п.

Проведение такого мероприятия позволяет проверить и обнаружить:

  1. Насколько правильно хранятся ТМЦ.
  2. Присутствие недостачи и фактов хищения.
  3. ТМЦ, которые в процессе хранения, полностью либо частично утратили свою первоначальную стоимость.
  4. Наличие на хранении неиспользуемых либо превышающих нормативное количество ТМЦ, которые в последствии, будут подлежать реализации.

Ознакомиться с правилами и порядком проведения инвентаризации можно в Методических указаниях, утвержденных Приказом МФ РФ №49, принятым в 1995 г.

Также правила и порядок проведения инвентаризации на предприятиях содержатся в таких нормативно-правовых актах:

  • Постановления Госкомстата №26 от 27.03.2000 и №88 от 18.08.98.
  • ФЗ о бухучете №402 от 06.12.2011.
  • Положения по бухучету №1/98 и по ведению бухучета и бухотчетности в РФ, утвержденное приказом МФ РФ 29.07.98, №34н.

После того, как проведение инвентаризации окончено в полном объеме, все задачи приказа о выполнении работы решены, предстоит серьезный этап подведения итогов. Основные цели в данном случае такие:

  1. Строгое сведение всех данных в отчетные документы – этим занимаются сотрудники бухгалтерии.
  2. Выявление недостатков и/или излишков по всем категориям объектов, по которым был проведен учет.
  3. Анализ и объяснение причин расхождений с фиксированием фактов в соответствующих отчетных документах.

Как правило, для этого проводится заседание той же самой инвентаризационной комиссии. В ее состав входят сотрудники, непосредственно участвовавшие в работе, а при необходимости – и иные работники. Заседание может длиться один или несколько дней в зависимости от объема задач. При этом таких комиссий может одновременно работать не одна, а несколько.

Основными отчетными документами являются:

  1. Протокол(ы) заседания.
  2. Ведомость по расхождениям (форма ИНВ-26).

Соответственно, последним этапом является издание приказа о подведении итогов инвентаризации, проведение которой состоялось в соответствии с исходным планом. Форма этого документа произвольная. Как правило, он составляется и подписывается также директором компании.

Унифицированная форма ИНВ-22. Приказ о проведении инвентаризации

Благодаря инвентаризации удается решить сразу несколько задач:

  1. Установить точное фактическое количество каждой материальной единицы – товара, сырья, иной ценности.
  2. Установить расхождения по каждой группе – как в сторону убытка, так и в сторону излишка.
  3. Проанализировать причины недостачи и/или избытка.
  4. Отследить динамику изменений количества товарно-материальных ценностей, сделать выводы о том, как можно снизить недостачу (например, изменить логистику, усилить охрану, модернизировать складское оборудование и т.п.).

При этом важно понимать, что издание приказа о проведении инвентаризация и само проведение этой процедуры – обязанность, а не право компании. Закон четко регламентирует случаи, когда обязательно следует провести учет:

  1. Накануне составления документов по бухгалтерской отчетности за уходящий год.
  2. Смена лиц, ответственных за хранение товаров – это материально ответственные лица. Например, увольнение, переход на другую позицию и т.п.

Также есть основания и для проведения внепланового учета:

  1. Стихийное бедствие, которое привело к порче любого количества товарно-материальных ценностей.
  2. Обнаружение и документальное фиксирование фактов хищения (например, в магазине сотрудниками полиции был задержан покупатель, укравший товар), а также порчи объектов.
  3. В случае ликвидации компании (например, в связи с банкротством) или ее реорганизации (например, в случае слияния компании с другими юридическими лицами).

В качестве причины для плановой инвентаризации указываем «контрольная проверка» или, прямо — «плановая инвентаризация». Если же происходят кадровые изменения — «смена материально ответственных лиц» или «реорганизация». Постановление также заполняется для случаев переоценки.

После того, как ИНВ-22 заполнена, ее следует занести в журнал по форме ИНВ-23. А вот результаты проверки заносятся в журнал по форме ИНВ-25. Эти документы могут остаться в структурном подразделении или быть переданы (в случае, о котором мы говорили выше).

Инвентаризацией называется процедура проверки наличия имущества предприятия и его состояния на определенную дату. Данные этой проверки сопоставляются с информацией по этому имуществу, которая проходит по бухгалтерскому учету. Инвентаризации могут быть как плановыми, так и внеплановыми. Для проведения этого мероприятия должна быть создана комиссия, в состав которой входят сотрудники организации, имеющие необходимый опыт и знания. В комиссию должно быть включено не менее трех человек. Результаты проведенной инвентаризации доводятся до сведения всем работникам предприятия, которые имеют отношение к ее проведению. Перед началом инвентаризации должен быть издан приказ, регламентирующий проведение данной процедуры – ее сроки, состав комиссии и так далее.

Приказ о проведении инвентаризации не имеет утвержденной законодательством формы. Но для того чтобы данная процедура была проведена в соответствии со всеми правилами, он должен содержать такие данные, как:

  • перед составлением годовой бухгалтерской отчетности (кроме имущества, инвентаризация которого проводилась не ранее 1 октября отчетного года);
  • при смене материально ответственных лиц;
  • при передаче имущества в аренду, выкупе, продаже;
  • при выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества;
  • в случае стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями;
  • при реорганизации или ликвидации организации.

Приказ о проведении инвентаризации: образец

Шаг 4. Указываем, какие именно материальные ценности и в каких отделах и обособленных подразделениях фирмы надлежит проверить. Шаг 5. Указываем точные сроки проведения проверки с датой ее начала и окончания.
Шаг 6. Сообщаем о причинах необходимости инвентаризировать ценности. Шаг 7. Указываем сроки сдачи итогов проверки в бухгалтерию. Шаг 8. Заверяем документ у руководителя. Шаг 9. Присваиваем номер и регистрируем в специльном журнале. Шаг 10. Знакомим с ним всех заинтересованных лиц, включая работников отделов и подразделений, где будет проходить проверка.

Ответственным за такое мероприятие обычно является главный бухгалтер или другой работник бухгалтерии. Занимается подсчетом материальных ценностей специальная комиссия, члены которой должны быть ознакомлены с соответствующим локальным актом под подпись.

  • перед составлением годового отчета;
  • при назначении новых материально ответственных лиц, в том числе в связи с передачей имущества третьим лицам;
  • после краж или чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера (пожары, наводнения, взрывы и т. п.).

В бюджетных организациях посредством инвентаризации становится возможным проверить наличие и состояние имущества. Сличить данные об имуществе со времени последней проверки с результатами на текущую дату, выявить характер и причины возможных несоответствий. И уже на основании полученных данных оценить правильность и соответствие бухгалтерского учета, осуществляемого на предприятии. В целом причины и процедура инвентаризации в бюджетной и коммерческой организации примерно одинаковы.

После того как устанавливающий документ подготовлен, его необходимо зарегистрировать в журнале для учета контроля исполнения таких решений. Соответствующую форму реестра можно взять из Постановления Госкомстата № 88 — форма № ИНВ-23. Это необязательно, компания может разработать собственный вариант журнала, но для удобства можно пользоваться шаблоном, предложенным чиновниками.

  • конкретную цель проведения — инвентаризация товаров, основных средств, активов, дебиторских задолженностей, всего имущества;
  • перечисление подразделений организации, где будет проводиться проверка, к примеру, только на складе или в ином отделе, по всей компании;
  • период и длительность мероприятия — с какой по какую дату проходит, когда предоставить результаты проверочных действий;
  • состав комиссии, в том числе Ф.И.О. ее председателя, — в нее могут входить не только сотрудники компании, способные оценить состояние имущества и обязательств, но и сторонние аудиторы;
  • данные о приказе: его дата, номер, информация о подписавшем распоряжение руководителе.

В соответствии с п. 27 Положения бухгалтерском учёте и отчётности в РФ, утверждённым Приказом Минфина РФ от 29.07.98 № 34-Н, и руководствуясь методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утверждённым приказом Министерства финансов РФ от 13.06.95г. № 49, на основании приказа Управления образования администрации образования № 215 от 17.11.16г. «О проведении годовой инвентаризации в системе образования»

ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Провести инвентаризацию продуктов питания, товаро-материальных ценностей, мягкого инвентаря.
Срок: с 19.12.2018г. по 31.12.2018г.
2. Для проведения инвентаризации назначить комиссию в следующем составе:
Председатель комиссии: Иванова И.И. — зам. заведующего по BMP
Члены комиссии: Сидорова М.И.- младший воспитатель,
Петрова П.П. — музыкальный руководитель, Андреева А.А. — бухгалтер УО
3. Инвентаризационной комиссии:

3.1. Провести инвентаризацию мягкого инвентаря у кастелянши Борисовой Б.Б.
Срок: с 16.12.2018г. по 18.12.2018г.
3.2. Провести инвентаризацию товаро-материальных ценностей у завхоза Васильевой В.В.
Срок: с 19.12.2018г. по 31.12.2018г.

Заведующий МДОУ Александрова А.А.

Приказ о проведении инвентаризации 2020

Насколько часто проводить инвентаризацию, организации определяют самостоятельно. В 2021 году обязательным является только проведение годовой инвентаризации. Это сказано в пункте 27 Приказе Минфина России № 34н от 29.07.1998 «Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации».При этом инвентаризацию основных средств можно проводить один раз в три года. Принятое решение необходимо закрепить в учетной политике организации. Как правило, инвентаризацию проводят по окончанию года перед составлением годовой бухгалтерской отчетности. Однако существуют случаи, когда организация должна провести инвентаризацию внепланово. Случаи могут быть следующего плана:

  • ликвидация организации;
  • реорганизация организации;
  • смена материально-ответственных сотрудников (увольнение, перемещение, прием на работу);
  • продажа имущества;
  • выкуп имущества;
  • передача в аренду имущества;
  • воровство, хищение и т.д.;
  • порча имущества;
  • форс-мажорные ситуации.

Алгоритм проведения инвентаризации в организации выглядит следующим образом:

  1. Руководитель организации издает приказ о проведении инвентаризации. Для оформления приказа можно использовать унифицированную форму ИНВ-22, так как в данной форме содержатся все необходимые данные для проведения инвентаризации;
  2. На инвентаризации должны присутствовать материально-ответственные лица;
  3. Необходимо определиться со сроками проведения инвентаризации, утвердить состав инвентаризационной комиссии и указать всю эту информацию в приказе;
  4. К началу проведения инвентаризации все имущество должно быть приведено в порядок;
  5. Если инвентаризация проходит, например, на складе, то в процессе инвентаризации наличие имущества определяется путем подсчета, взвешивания и т.д.;
  6. Все данные заносятся в инвентарные описи. Инвентарную опись должны подписать все члены комиссии.
  7. Материально ответственное лицо должно письменно согласиться с тем, что инвентаризация проходила в его присутствии;
  8. Все расхождения записываются в сличительные ведомости;
  9. После проведения инвентаризации выясняются причины расхождения, выявленные в процессе инвентаризации;
  10. С материально ответственного лица берутся письменные объяснения

Инвентаризация проводится не только в отношении имущества, находящегося на балансе, но также и в отношении других объектов бухгалтерского учета, например, тех, которые находятся на забалансовых счетах.

Перед проведением плановой или неплановой инвентаризации необходимо издать приказ. Форму приказа организация может разработать самостоятельно. В этом случае форму разработанного документа необходимо описать в локальных документах организации и утвердить. Также можно использовать уже существующую унифицированную форму ИНВ-22. Существует также журнал учета инвентаризаций. В нем фиксируются все проведенные в организации инвентаризации. У журнала есть унифицированная форма ИНВ-23. Результаты проверки инвентаризации фиксируются в так называемых инвентаризационных описях. В описях фиксируются разные сведения об имуществе организации, например, количество, наименование, инвентарные номера и т.д. Существуют унифицированные формы инвентаризационных описей. Они приведены в следующей таблице.

Имущество, проверяемое в процессе инвентаризации Унифицированная форма
основные средства ИНВ-1, ИНВ-18 (сличительная ведомость)
нематериальные активы (НМА) ИНВ-1а, ИНВ-18 (сличительная ведомость)
товарно-материальные ценности ИНВ-3, ИНВ-4, ИНВ-19 (сличительная ведомость)
товарно-материальные ценности, находящиеся на ответственном хранении или в пути ИНВ-5, ИНВ-6
наличные денежные средства ИНВ-15
драгметаллы, драгоценные камни ИНВ-8, ИНВ-8а, ИНВ-9
ценные бумаги и БСО ИНВ-16
дебиторская, кредиторская задолженности ИНВ-17

Если при инвентаризации выявлены недостачи или излишки, оформляется сличительная ведомость. Итоговым документом, в котором отражается вся информация по проведенной инвентаризации, является ведомость учета результатов инвентаризационной проверки. Унифицированная форма этого документа – ИНВ-26.

Излишки в бухгалтерском учете приходуются по рыночной стоимости. НДС и акцизы при этом не учитываются. Дата оприходования должна соответствовать дате инвентаризации. Основные проводки по ситуациям, возникшим в результате проведения инвентаризации, отражены в таблице.

Хозяйственная операция Проводка
Дебет Кредит
Выявлены излишки в ходе инвентаризации, а именно
основные средства 08 91 «Прочие доходы»
материалы 10
товары 41
готовая продукция 43
Имущество, выявленное в процессе инвентаризации, оказалось неликвидным
материалы 91 «Прочие расходы» 10
товары 41
готовая продукция 43
списано имущество в пределах норм естественной убыли 20, 23, 25, 44 94
недостача отнесена на материально ответственное лицо 73 94
Недостача удержана из зарплаты материально ответственного лица 70 73
Списан убыток в связи с отсутствием виновных лиц 91 «Прочие расходы» 94

Если в процессе инвентаризации выявилось ненужное, неликвидное, морально устаревшее имущество, его необходимо списать на 91 счет. Для налогового учета все излишки, выявленные в процессе инвентаризации, признаются внереализационным доходом. Это сказано в статье 250 Налогового Кодекса. Их необходимо оприходовать по рыночным ценам без НДС и акцизов. Это сказано в статье 274 Налогового Кодекса РФ. Если в результате инвентаризации обнаружилась пересортица, то в этом случае излишки и недостачи необходимо засчитать между собой. Засчитать между собой излишки и недостачи можно только за проверяемый период, по одним и тем же ценностям у одного и того же материально ответственного лица. По пересортице материально ответственные лица также обязаны предоставить письменные объяснения. Недостача также может быть результатом естественной убыли. Такую недостачу нужно отнести на счет затрат организации.

Важно! Стоит помнить, что ссылаться на нормы естественной убыли можно только в том случае, если они утверждены законодательными актами.

Вопрос. Обязательна ли инвентаризация при смене главного бухгалтера?

Ответ. Делать инвентаризацию при смене главного бухгалтера необходимо только в том случае, если в трудовом договоре предусмотрена полная материальная ответственность главного бухгалтера в соответствии со статьей 243 Трудового Кодекса РФ. Если же такого условия в договоре нет, то и инвентаризация необязательна. Но если есть желание, то такую возможность можно указать в учетной политике.

Порядок, сроки проведения и перечень объектов устанавливаются в учетной политике. На ее основе ежегодно составляется образец приказа на инвентаризацию перед годовым отчетом. Перечислите в нем состав комиссии, наименование инвентаризируемых активов и обязательств, даты начала и окончания, сформулируйте причину:

необходимость составления годовой бухгалтерской отчетности.

Положение об инвентаризации образец 2021

Приказ допускается составлять и в произвольной форме. Но существует перечень сведений и реквизитов, которые обязательно указать в официальном документе:

  • наименование фирмы;
  • дата составления и номер документа;
  • объекты и цель проведения проверки;
  • перечень задействованных подразделений;
  • период проведения;
  • сроки предоставления результатов;
  • состав комиссии с указанием фамилий, имен, отчеств и должностей каждого ее члена;
  • фамилия, имя, отчество и подпись руководителя.

Проверка заключается в сравнении и сопоставлении фактических объемов ценностей с теми, которые зафиксированы в первичных документах. Поэтому вначале члены комиссии знакомятся с описями имеющихся ценностей, товаров, запасов. Затем они сравнивают имущество в наличии с тем, что указано на бумаге.

По окончании процедуры подсчета и сопоставления члены комиссии оформляют документы, содержащие результаты проверки. Чаще всего это не один документ, а несколько. Так, выявленные расхождения фиксируются в ведомости учета результатов. В качестве шаблона такого документа используют форму № ИНВ-26 из постановления Госкомстата от 27.03.2000 № 26.

Документы для оформления результатов инвентаризации составляются после ее проведения. Например, если ваша организация проводила инвентаризацию перед составлением годовой отчетности в декабре 2019, то разрешается оформить документы по ее результатам уже в январе 2020. Если выявлено расхождение между фактическими данными и данными бухгалтерского учета, то их необходимо зафиксировать в сличительной ведомости. На объекты, находящиеся на ответственном хранении, или арендуемые объекты составляется отдельная сличительная ведомость.

Бухгалтер составляет сличительную ведомость в двух экземплярах. Один из них останется в бухгалтерии, второй передается материально ответственному лицу.

Позже итоги обсуждаются на специальном заседании постоянной инвентаризационной комиссии, которое является основанием для составления протокола. Утвержденной формы для протокола нет, поэтому главные требования — правильно указать данные из распоряжения об инициировании контрольных мероприятий, о членах комиссии, выявленных расхождениях. Если несоответствий нет, это надо задокументировать. Одновременно комиссия выдвигает предложения оприходовать, списать выявленные излишки (недостатки), отразить их в балансе. Кроме того, в протоколе допустимо зафиксировать иные инициативы, к примеру, усилить охрану, чтобы в будущем избежать хищений. Итак, в списке итоговых документов содержатся следующие документы:

  • ведомость учета результатов, выявленных инвентаризацией;
  • сличительная ведомость результатов инвентаризации;
  • сличительная ведомость результатов инвентаризации ценностей, находящихся в собственности организации;
  • сличительная ведомость результатов инвентаризации арендуемых объектов;
  • инвентаризационная опись;
  • объяснительная записка.

После того как комиссия закончила проводить инвентаризацию, проводят заседание. Во время него определяют основные результаты и выявленные расхождения. Одновременно устанавливают причину несоответствий и способы исправления ситуации. По результатам составляется протокол заседания. Обычно этот документ имеет такую структуру:

  • наименование компании с указанием организационно-правовой формы;
  • название подразделения, где проводилась инвентаризация;
  • наименование документа — протокол инвентаризационной комиссии;
  • список членов комиссии с указанием фамилий, инициалов и должностей;
  • описание результатов проверки;
  • перечень выступавших на заседании;
  • принятое решение;
  • заключение комиссии;
  • выявленные нарушения (если они есть);
  • виновные в нарушении с указанием фамилий, инициалов и должностей;
  • сведения о мероприятиях по устранению нарушений;
  • подписи председателя и всех членов комиссии;
  • приложения.

В качестве иллюстрации дадим вариант протокола.

В этом документе обязательно отражается «реакция» руководства на предложения членов комиссии и конкретные указания, что необходимо сделать: провести дополнительную проверку, наказать виновных, ввести дополнительные меры безопасности. Контроль за исполнением распоряжения руководитель иногда оставляет за собой. Остановимся подробнее на структуре приказа. Его, как и аналогичный распорядительный документ, составляют по определенным правилам. В его структуре обязательно содержатся следующие пункты:

  • наименование организации и ее организационно-правовая форма;
  • реквизиты (удобно использовать фирменный бланк);
  • дата и номер приказа;
  • преамбула, в которой идет перечисление всех документов, регулирующих проведение инвентаризации (акты инвентаризации, сличительная и учетная ведомости, протокол ревизии);
  • приказная часть.

В последней части приказа отражают следующие пункты:

  • результаты проверки подлежат утверждению;
  • необходимо обозначить требование об урегулировании расхождений, выявленных в ходе инвентаризации и зафиксированных в соответствующих документах;
  • назначается сотрудник, как правило, из бухгалтерии, который ответственен за исполнение требований настоящего приказа, связанных с устранением ранее выявленных в ходе проверки расхождений;
  • назначается сотрудник, ответственный за контроль выполнения распоряжений, зафиксированных в положениях приказа о подведении итогов.

После подписания приказа первым лицом компании бланк передается ответственному сотруднику, уполномоченному ознакомить обозначенных сотрудников с положениями приказа под подпись.


Скачать образец приказа о проведении годовой инвентаризации

Скачать образец приказа об инвентаризации в бюджетном учреждении 2020

Скачать образец приказа об инвентаризации товарно-материальных ценностей при смене материально ответственного работника

Скачать образец протокола по итогам

Порядок и этапы проведения инвентаризации имущества и финансовых обязательств организации и оформления ее результатов подробно описаны в Методических указаниях по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утв. Приказом Минфина РФ от 13.06.1995 № 49 (далее — Методические указания № 49).

Форма приказа ИНВ-22 о проведении инвентаризации

При выявлении не принятых на учет ОС комиссия должна включить в опись правильные сведения и технические показатели (п. 3.3 Методических указаний № 49). Выявленные при инвентаризации активы, отвечающие признакам ОС, указанным в п. 4 ПБУ 6/01, принимаются к бухучету по текущей рыночной стоимости и отражаются по дебету счета 08 (01) в корреспонденции со счетом 91 «Прочие доходы».

Срок полезного использования выявленного ОС определяется при его принятии к бухгалтерскому учету. С месяца, следующего за месяцем оприходования ОС, начисляется амортизация.

В целях налогообложения стоимость обнаруженного имущества признается внереализационным доходом. Первоначальной стоимостью ОС признается его рыночная стоимость (п. 20 ст. 250 НК РФ, абз. 2 п. 1 ст. 257 НК РФ). Эту величину нужно подтвердить документально.

Для этого могут быть использованы данные о ценах на аналогичные основные средства, полученные в письменной форме от организаций-изготовителей; сведения об уровне цен, имеющиеся у органов государственной статистики, торговых инспекций, а также в СМИ и специальной литературе; экспертные заключения (например, оценщиков) о стоимости отдельных объектов основных средств. Начисление амортизации по ОС начинается с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором оно было введено в эксплуатацию.

Формы документов для оформления проведения и результатов инвентаризации:

  1. Акт инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами (ИНВ-17).
  2. По расчетам с контрагентами (счета 60, 62, 76) составляются акты сверки расчетов. Акт составляется с каждым контрагентом в 2-х экземплярах: один для организации, другой для контрагента. Акт подписывается руководителями организаций и задолженность считается согласованной.
  3. По полученным займам и кредитам (счета 66, 67) задолженность показывается с учетом причитающихся на конец отчетного периода к уплате процентов.
  4. По каждому подотчетному лицу (счет 71) необходимо сверить данные о полученных, израсходованных и возвращенных деньгах и об отраженных в бухучете первичных документах.
  5. По расчетам с бюджетом и внебюджетными фондами (счет 68, 69) обязательно получить от ИФНС, ПФР и ФСС документы, подтверждающие суммы задолженности (п. 74 Положения по ведению бухучета № 34н). Оставление на бухгалтерском балансе неурегулированных сумм по этим расчетам не допускается.
  6. По задолженности работникам (счет 70) выявляются невыплаченные суммы заработной платы, подлежащие перечислению на счет депонентов, а также суммы и причины возникновения переплат работникам.

Одна из основных задач инвентаризации — выявить просроченную задолженность, подлежащую списанию.

Безнадежная дебиторская задолженность — сумма, которую организация не может взыскать со своих контрагентов в силу определенных причин, в том числе в связи с истечением срока исковой давности. Общий срок исковой давности составляет три года (ст. 196 ГК РФ).

В бухгалтерском учете безнадежная (нереальная к взысканию) задолженность списывается по каждому обязательству на основании инвентаризации, письменного обоснования и приказа (распоряжения) руководителя организации и относятся на счет средств резерва сомнительных долгов. А если в период, предшествующий отчетному, суммы таких долгов не резервировались, они относятся на финансовые результаты у коммерческой организации (п. 77 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утв. приказом Минфина РФ от 29.07.1998 № 34н).

Списание долга в убыток вследствие неплатежеспособности должника не является аннулированием задолженности. Указанная задолженность должна учитываться на забалансовом счете 007 «Списанная в убыток задолженность неплатежеспособных дебиторов» в течение пяти лет с момента списания для наблюдения за возможностью ее взыскания в случае изменения имущественного положения должника (приказ Минфина РФ от 31.10.2000 № 94н).

В целях налогообложения согласно п. 2 ст. 266 НК РФ безнадежными долгами (долгами, нереальными ко взысканию) признаются те долги перед налогоплательщиком, по которым истек установленный срок исковой давности, а также те долги, по которым в соответствии с гражданским законодательством обязательство прекращено вследствие невозможности его исполнения, на основании акта госоргана или ликвидации организации.

Безнадежными долгами также признаются долги, невозможность взыскания которых подтверждена постановлением судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства, в случае возврата взыскателю исполнительного документа по основаниям, перечисленным в п. 2 ст. 266 НК РФ.

В целях исчисления налога на прибыль суммы безнадежных долгов приравниваются к убыткам, полученным налогоплательщиком в отчетном (налоговом) периоде, и включаются в состав внереализационных расходов организации, если в отношении конкретной задолженности ранее не создавался резерв по сомнительным долгам, а в случае, если налогоплательщик принял решение о создании резерва по сомнительным долгам, то в состав внереализационных расходов включаются суммы безнадежных долгов, не покрытые за счет средств резерва (пп. 2 п. 2 с. 265 НК РФ).

Факт истечения срока исковой давности для взыскания долга является достаточным основанием для признания задолженности безнадежной и от организации не требуется проведения других мероприятий, например, направления письма контрагенту.

Важно заметить, что расход признается в отчетном периоде, в котором истек срок исковой давности (письмо Минфина России от 25.08.2017 № 03-03-06/1/54556, постановление Президиума ВАС РФ от 15.06.2010 № 1574/10). Безнадежная задолженность списывается в полной сумме с учетом НДС (письма Минфина России от 26.10.2017 № 03-07-11/70423, от 24.07.2013 № 03-03-06/1/29315, от 11.06.2013 № 03-03-06/1/21726).

На счетах бухгалтерского учета списание безнадежной «дебиторки» отражается следующим образом:

  1. Дебет 91 (63) Кредит 62 (76) — списана безнадежная дебиторская задолженность;
  2. Дебет 007 — списанный безнадежный долг учтен за балансом.

Если списывается безнадежный долг по выданным авансам, то ранее принятый к вычету НДС безопаснее восстановить и включить в расходы вместе со всей суммой долга (письма Минфина России от 05.06.2018 № 03-07-11/38251, от 23.06.2016 № 03-07-11/36478, от 17.08.2015 № 03-07-11/47347, от 23.01.2015 № 03-07-11/69652, от 11.04.2014 № 03-07-11/16527). Хотя, из буквального толкования норм НК РФ данный вывод не следует.

Полный перечень случаев, когда налогоплательщику следует восстановить принятый к вычету НДС, приведен в п. 3 ст. 170 НК РФ и является закрытым. Основания для восстановления НДС в случае списания покупателем дебиторской задолженности по предоплате в приведенной норме не содержатся. Cм. также постановления АС Западно-Сибирского округа от 12.03.2018 № Ф04-6237/2017, АС Поволжского округа от 16.11.2016 № Ф06-14629/2016, АС Московского округа от 10.10.2016 № Ф05-14000/2016 и др.

На счетах бухгалтерского учета:

  1. Дебет 60 Кредит 51 — перечислен аванс поставщику;
  2. Дебет 68 Кредит 76.ВА — НДС заявлен к вычету;
  3. Дебет 91 Кредит 60 — списана задолженность по истечении срока исковой давности;
  4. Дебет 76.ВА Кредит 68 — восстановлен ранее заявленный к вычету НДС.

Суммы кредиторской задолженности, по которой истек срок исковой давности, включаются в доходы по результатам проведенной инвентаризации при наличии письменного обоснования и приказа (распоряжения) руководителя организации и относятся на финансовые результаты у коммерческой организации (п. 78 Положения по ведению бухучета № 34н, п. 7, 10.4, абз. 4 п. 16 ПБУ 9/99).

Согласно п. 18 ст. 250 НК РФ суммы кредиторской задолженности (обязательства перед кредиторами), списанной в связи с истечением срока исковой давности включаются в состав внереализационных доходов в последний день того отчетного периода, в котором истекает срок исковой давности (Письмо ФНС России от 08.12.2014 № ГД-4-3/25307@).

Задолженность может быть признана нереальной ко взысканию и по другим основаниям (например, при исключении организации-контрагента из ЕГРЮЛ). Восстанавливать НДС, принятый к вычету при приобретении товаров (работ, услуг), в связи со списанием просроченной кредиторской задолженности не нужно (письмо Минфина России от 21.06.2013 № 03-07-11/23503).

На счетах бухгалтерского учета операции по списанию кредиторской задолженности отражаются так:

  1. Дебет 41 (10, 08) Кредит 60 — приняты к учету материальные ценности;
  2. Дебет 19 Кредит 60 — выделен НДС;
  3. Дебет 68 Кредит 19 — НДС принят к вычету;
  4. Дебет 60 Кредит 91 — сумма долга включена в состав доходов.

НДС, начисленный при получении аванса, следует признать прочим расходом с отнесением в дебет счета 91.«Прочие расходы».

По мнению Минфина России, сумму НДС с полученного аванса налогоплательщик не может принять к вычету и включить в налоговые расходы (письма Минфина России от 10.02.2010 № 03-03-06/1/58, от 07.12.2012 № 03-03-06/1/635, постановление АС Московского округа от 05.03.2015 N Ф05-15737/2014). Вопрос о включении суммы НДС в доходы в составе задолженности законодательством не решен.

Полагаем, если НДС не признается в составе расходов, то в соответствии с п. 1 ст. 248 НК РФ НДС, предъявленный покупателю в доходы включаться не должен, т. е. сумма долга должна включаться в доходы за минусом НДС. Включение в доход полной суммы авансовых платежей означало бы уплату налога на прибыль с суммы уже уплаченного в бюджет НДС, что противоречит налоговому законодательству.

  1. Дебет 51 Кредит 62 — получен аванс от покупателя;
  2. Дебет 76.АВ Кредит 68 — начислен НДС с аванса;
  3. Дебет 62 Кредит 91 — сумма долга включена в состав доходов;
  4. Дебет 91 Кредит 76.АВ — НДС списан в расход без учета в целях налогообложения.

Любая инвентаризация проводится только после издания соответствующего распоряжения. Бланк относится к первичным документам. Он имеет унифицированную форму ИНВ-22. Порядок ее заполнения утвержден постановлением Госкомстата РФ №88 от 18 августа 1998 года.

Форма включает один лист. В ней отражаются:

  • реквизиты документа (наименование, порядковый номер, дата подписания);
  • сведения о запланированной ревизии (причины, элементы, подлежащие инвентаризации, время, отведенное на ее выполнение).

Когда процедура завершена, все составленные документы (ведомости, описи) направляются в бухгалтерский отдел. Реквизиты самого приказа вносятся в журнал регистрации, для которого предусмотрена форма ИНВ-23.

Приказа о проведении инвентаризации образец отражает всю информацию, которая может понадобиться в ходе проверок. Основные пункты перечислены далее:

  1. Местонахождение объекта, где будет выполняться ревизия.
  2. Объект инвентаризации.
  3. Причины проведения проверки.
  4. Перечень лиц, входящих в комиссию.
  5. Время проведения мероприятия.

Стоит отметить, что под строчками формы имеются подсказки по заполнению, что значительно упрощает работу с документом.

Сверка с бухгалтерской отчетностью может быть назначена для любого вида имущества, в том числе товарно-материальных ценностей, основных средств и так далее. В конце приказа ставится подпись руководителя организации либо ИП в зависимости от организационно-правовой формы. Утвержденный указ на проведение инвентаризации передается председателю комиссии, после чего он приступает к действию.

Важно! Реквизиты указа отражаются во всех документах, заполняемых в ходе проверки.

Компании большого масштаба нередко готовят отдельные постановления по каждому виду имущества. Например, если в распоряжении организации имеется много складов, бланк на проверку товарно-материальных ценностей может быть заполнен для каждого из них в отдельности. Сроки и причины выполнения остаются неизменными, при этом члены комиссии назначаются разные.

В зависимости от того, почему началась проверка, в документе указывается соответствующая причина. Перечислим основные:

  • подготовка к отправке отчетности за прошедший период;
  • передача имущества в аренду другой фирме;
  • выявление недостач.

Приказа о проведении инвентаризации образец заполнения для вышеперечисленных случаев отличается только причиной. Для этих и подобных проверок применим унифицированный бланк ИНВ-22.

Инвентаризация может как быть обязательной, так и проводимой по инициативе организации. В последнем случае сроки, объекты и порядок процедуры назначаются руководством предприятия. Если речь идет об обязательной ревизии, она будет проводиться в соответствии с законодательными актами и стандартами для конкретной отрасли.

Итак, издание постановления обязательное условие для выполнения ревизии. Вся эта процедура состоит из следующих этапов:

  1. Назначение членов инвентаризационной комиссии. При этом каждый из них упоминается с указанием ФИО и должности. Один из участников назначается председателем. В конце документа будут стоять подписи всех упомянутых лиц.
  2. Печать и подписание руководителем соответствующего приказа.
  3. Подготовка описи имущества организации на основе данных бухгалтерского учета.
  4. Непосредственно проведение инвентаризации.
  5. Подготовка отчета по итогам выполненной проверки.

Во время ревизии будет проводиться сверка имущества по факту с данными по отчетности. Инвентаризации могут быть подвержены:

  • активы предприятия (финансовые и имущественные), такие как наличные средства, материально-производственные ресурсы и так далее;
  • задолженности и прочие денежные обязательства.

Таким образом, чтобы провести на предприятии проверку имущества, необходимо издать приказ. Назначается комиссия, один из членов которой выделяется в качестве председателя. Ему вручается приказ о проведении ревизии, руководствуясь которым он приступает к действию.

Для подготовки приказа используется установленная форма ИНВ-22. В ней отражаются все сведения, которые потребуются в период проверки. В их числе причины проведения мероприятия, виды имущества, подлежащие инвентаризации, дата начала и окончания процедуры. Далее можно загрузить по ссылке бланк и заполненный пример.


Похожие записи:

Добавить комментарий