Расчет авансового платежа по налогу на имущество в 2021 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Расчет авансового платежа по налогу на имущество в 2021 году». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

  • Вводится заявительный порядок предоставления льгот по транспортному и земельному налогам для организаций (Подробнее…)
  • Реализуется возможность провести сверку с налоговым органом с учетом всех объектов, находящихся на учёте (Подробнее…)
  • Одна налоговая декларация по налогу на имущество организаций — по всем объектам в одну Инспекцию (Подробнее…)

  • Отменяются декларации по транспортному и земельному налогам для организаций (Подробнее…)
  • Устанавливаются единые сроки уплаты транспортного и земельного налогов для организаций — не позднее 1 марта (Подробнее…)
  • Вводится обязанность представлять сообщение о наличии у организации транспортных средств и (или) земельных участков, признаваемых объектами налогообложени (Подробнее…)

Налоговая база по налогу на имущество — это его среднегодовая стоимость.

Налоговая база по налогу на имущество — это его среднегодовая стоимость или кадастровая стоимость. Если база по объектам недвижимости не определяется как кадастровая стоимость, ее нужно считать по среднегодовой стоимости. База рассчитывается отдельно по каждому объекту.

Приступая к вычислению суммы авансового платежа по налогу на имущество, нужно иметь в виду, что результат этого процесса придется делить в зависимости от (пп. 1, 2 ст. 376, п. 3 ст. 382 НК РФ):

  • мест, где находится имущество;
  • видов облагаемых налогом объектов;
  • установленных для этих видов ставок налога;
  • вариантов применяемых льгот.

Эти обстоятельства определят необходимость:

  • создания отчетов, предназначенных для разных ИФНС;
  • разнесения имущества по разным разделам отчета;
  • создания нескольких листов одного и того же раздела, в т. ч. это может потребоваться в отношении одного и того же объекта;
  • суммирования результатов расчета, относящихся к одной и той же местности, для отражения итоговых сумм начислений.

Разнесение по разным разделам предопределено, в первую очередь, базой, от которой рассчитывается налог. Такой базой может оказаться либо средняя (среднегодовая) стоимость (в общем случае), либо кадастровая (для недвижимости определенных видов или определенной принадлежности).

Несмотря на разницу в базах налогообложения, сумму аванса, причитающуюся к уплате за очередной отчетный период, рассчитывают по единой формуле: как ¼ произведения базы налогообложения на ставку налога (подп. 1 п. 12 ст. 378.2, п. 4 ст. 382 НК РФ).

То есть для средней стоимости расчет аванса окажется таким:

Аср = Сср × СНср / 4,

где:

Аср — величина авансового платежа, рассчитанная для средней стоимости;

Сср — средняя стоимость имущества за отчетный период;

СНср — ставка налога, действующая для базы, рассчитанной от средней стоимости.

А аванс от кадастровой оценки рассчитается так:

Акад = Скад × СНкад / 4;

где:

Акад — величина авансового платежа, рассчитанная от кадастровой стоимости;

Скад — кадастровая стоимость имущества, установленная на начало расчетного года;

СНкад — ставка налога, действующая для базы, представляющей собой кадастровую оценку.

Ключевые положения приведенного алгоритма закреплены в ст. 382 НК РФ, предписывающей соблюдать ряд правил в части имущества, базой для обложения которого налогом служит кадастровая оценка. Совместное прочтение ст. 378.2 и 382 НК РФ позволяет к числу этих правил отнести такие:

  • если кадастровая оценка на начало года не сделана или такая стоимость устанавливается впервые в текущем году, то базой для объекта в нем будет служить среднегодовая стоимость (подп. 2 п. 12 ст. 378.2);
  • если право, обязывающее к уплате налога (собственность или хозяйственное ведение), на объект, имеющий кадастровую оценку, возникло или утрачено в расчетном периоде, то при определении базы учитывается коэффициент, равный отношению числа полных месяцев наличия права, обязывающего к уплате налога, к общему количеству месяцев в периоде расчета (п. 5 ст. 382). При этом полным окажется месяц, в котором права на имущество возникли до 15-го числа или утрачены после 15-го числа.

Рассчитанная по формуле сумма аванса может быть уменьшена на величину льготы, если в регионе установлена такая, которая позволяет снижать величину самого налогового платежа.

Напомним, что в связи с принятием Федерального закона от 22.04.2020 № 121-ФЗ, в п.3 ст.286 НК РФ были внесены изменения, которые позволили налогоплательщику уплачивать в 2020 году только квартальные платежи по налогу на прибыль при условии не превышения доходов от реализации в среднем 25 миллионов рублей за каждый квартал по итогам отчетного периода.

С 1-го января 2021 года данные правила утратят силу, и предельный порог доходов от реализации для уплаты квартальных платежей вновь вернется к 15 млн. руб.

Организациям, которые воспользовались указанной в законе № 121-ФЗ возможностью, для перехода на уплату налога по фактической прибыли или к другому способу уплаты платежей необходимо подать уведомление о переходе не позднее 31 декабря 2020 года, предшествующего году, в котором планируете такой переход. В уведомлении необходимо будет указать выбранный способ уплаты авансовых платежей.

При сохранении способа уплаты налога в виде квартального платежа, налогоплательщикам, у которых сумма реализации в 2021 году превысит лимит в 15 млн. рублей, необходимо будет рассчитывать и уплачивать ежемесячные авансы внутри квартала. Подавать уведомление в налоговый орган при этом не нужно.

В сентябре 2020 года ФНС России опубликовал приказ, которым вносятся изменения в форму, формат и порядок заполнения декларации по налогу на прибыль. Обновленная форма применяется с отчетности за 2020 год.

Были внесены изменения:

  • В штрих-коды указываемые на титульном листе декларации;

  • для налогоплательщиков заключивших соглашение о защите и поощрении капиталовложений, а также для организаций резидентов территории опережающего социально-экономического развития в Листе 02 «Расчет налога» появились дополнительные поля для заполнения, Коды строк 352- 359;

  • Приложение № 2 к налоговой декларации будут заполнять только налогоплательщики заключившие соглашение о защите и поощрении капиталовложений. Сведения о доходах физического лица от операций с ценными бумагами в Приложении 2 больше указывать не нужно;

  • Приложение № 4 к Листу 02 «Расчет суммы убытка или части убытка, уменьшающего налоговую базу» и Приложение № 5 к Листу 02 «Расчет распределения авансовых платежей и налога на прибыль организаций в бюджет субъекта Российской Федерации организацией, имеющей обособленные подразделения» дополнены новыми кодами налогоплательщиков;

  • Приложение № 7 к Листу 01 «Расчет инвестиционного налогового вычета», Раздел А Приложения дополнен дополнительным полем с кодом 017 для расходов предусмотренных п.2 ст.286.1 «Инвестиционный налоговый вычет» НК РФ;

  • Раздел В дополнен новым полем с кодом 024 для расходов предусмотренных п.3 ст.286.1 НК РФ;

  • в Листе 04 «Расчет налога на прибыль организаций с доходов, исчисленного по ставкам, отличным от ставки, указанной в пункте 1 статьи 284 Налогового кодекса Российской Федерации» добавлен код вида дохода: доходы полученные акционером (участником) организации (его правопреемником) при распределении имущества ликвидируемой организации (код 09);

  • в Листе 08 «Доходы и расходы налогоплательщика, осуществившего самостоятельную (симметричную, обратную) корректировку» изменен штрих-код;

  • в Приложении N 2 к налоговой декларации появился еще один вид корректировки: по результатам взаимосогласительной процедуры.

Федеральными законами от 09.11.2020 № 368-Ф и от 23.11.2020 № 374-ФЗ были внесены изменения в порядок применения инвестиционного налогового вычета.

С 1-го января 2021 года разрешено переносить на следующие налоговые периоды не только неиспользованный остаток инвестиционного налогового вычета в уменьшение платежей в бюджет субъекта РФ, но и расходы уменьшающие платежи в Федеральный бюджет.

Доходы от продажи основного средства, к части стоимости которого был применен инвестиционный налоговый вычет, можно уменьшить на остаточную стоимость ОС соответствующую части первоначальной стоимости, к которой не был применен вычет.

Если налогоплательщик понес расходы на достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию, техническое перевооружение ОС, в отношении которого ранее был применен инвестиционный налоговый вычет и понесенные расходы произошли после окончания использования налогоплательщиком права на применение инвестиционного налогового вычета в отношении данного объекта, то по указанным расходам допускается начисление амортизации.

Также с 2021 года в полномочия субъектов РФ вошло право на утверждение возможности применения инвестиционного налогового вычета в данном субъекте в отношении НИОКР, его предельный размер, категорию налогоплательщиков, которым предоставляется такое право и виды разработок.

Таблица сроков уплаты налогов в 2021 году

В октябре 2020 был опубликован Приказ Минтранса России от 11.09.2020 № 368

«Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов», которым ведомство утвердило порядок заполнения и обязательные реквизиты документа.

Приказом в частности закреплено правило о заполнении путевого листа при любом использовании транспортного средства, вне зависимости от вида и особенностей перевозки. Кроме того появился новый реквизит – «сведения о перевозке», который включает в себя информацию о видах сообщения и видах перевозок.

Дополнительно, кроме модели транспортного средства, нужно будет указывать марку транспортного средства и прицепа.

Должностным лицом, ответственным за техническое состояние и эксплуатацию ТС в путевом листе должны будут проставляться:

  • дата и время выпуска транспортного средства на линию;

  • дата и время возвращения ТС;

  • дата и время проведения предрейсового или предсменного контроля технического состояния ТС.

Данные заверяются подписью и инициалами ответственного лица и отметкой «выпуск на линию разрешен».

С 01.01.2021 вступают в силу поправки, внесенные Федеральным законом от 31.07.2020 № 265-ФЗ, согласно которым для российских организаций, осуществляющих деятельность:

  • в области информационных технологий;

  • по разработке и реализации разработанных ими программы для ЭВМ, базы данных на материальном носителе или в форме электронного документа по каналам связи независимо от вида договора;

  • по оказанию услуг (выполнению работ) по разработке, адаптации, модификации программ для ЭВМ, баз данных (программных средств и информационных продуктов вычислительной техники);

  • по установке, тестированию и сопровождению программ для ЭВМ, базы данных;

  • по проектированию и разработке изделий электронной компонентной базы и электронной (радиоэлектронной) продукции.

Налоговая ставка устанавливается в следующем размере:

Федеральный бюджет – 3 %;

Бюджет субъектов РФ – 0%.

Указанные ставки применяются при одновременном соблюдении российскими организациями условий установленных в пунктах 1.15 и 1.16 ст.284 НК РФ.

При этом оплата ежемесячных авансовых платежей по налогу на прибыль за 1 квартал 2021 года производится в размере ежемесячного авансового платежа
произведенного в 4 квартале 2020 года (Письмо Минфина России от 17.11.2020 № 03-03-06/1/99926).

Отчитаться за 4 квартал 2020 года нужно будет обновленной формой декларации. В сентябре 2020 ФНС России внес изменения в ранее изданный Приказ от 29.10.2014 № ММВ-7-3/558@ «Об утверждении формы налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, порядка ее заполнения, а также формата представления налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость в электронной форме» (Приказ от 19.08.2020 № ЕД-7-3/591@).

Изменения касаются налогоплательщиков, заключивших с государством соглашение о защите и поощрении капиталовложений, а также налогоплательщиков IT-отрасли и организаций, передавших в собственность государства недвижимость для организации и проведения научных исследований в Антарктике.

Внесены также изменения в электронные форматы налоговой декларации, сведений из книги покупок, книги продаж, журнала учета выставленных счетов-фактур, журнала учета полученных счетов-фактур.

С 1-го января 2021 года в редакции ФЗ № 265-ФЗ изложен пп.26.п.2 ст.149 НК РФ, согласно которому не подлежит обложению НДС реализация на территории РФ исключительных прав на программы для ЭВМ и базы данных, включенные в единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных.

Таким образом, если программное обеспечение и базы данных не перечислены в указанном реестре, организация должна исчислять и уплачивать НДС с операций по передаче прав на них.

Согласно действующим нормам фискального законодательства, расчет налога на имущество юридических лиц зависит от того, что конкретно является налогооблагаемой базой.

ВАЖНО! С 01.01.2019 правила расчета изменены. Теперь налогооблагаемым объектом по налогу на имущество признается только недвижимость. Движимые активы полностью исключены из налоговой базы. Введено законом от 03.08.2018 № 302-ФЗ.

Налог на имущество организаций — региональное обязательство. Ставки, срок уплаты авансовых платежей, льготы и освобождения обязаны устанавливать органы власти соответствующего региона, субъекта или области.

Расчет суммы авансовых платежей по налогу на имущество

Чиновники определили два варианта расчета налога на имущество. Общепринятый вариант — это исчисление налогооблагаемой базы исходя из среднегодовой стоимости недвижимых активов. Второй случай — это расчет по кадастровой цене. Второй вариант более простой, однако применять его можно только в отношении закрытого перечня объектов. Все имущество, стоимость которого определяется по кадастру, указано в п. 2 ст. 375, ст. 378.2 НК РФ.

Если на балансе одной компании имеются обе категории имущественных активов, то исчислять налоговые обязательства придется отдельно по каждой категории объектов. Иными словами, в расчет среднегодовой стоимости нельзя включать объекты, по которым начислять налог на имущество организаций следует из расчета кадастровой стоимости, и наоборот. Требуется отдельный учет и подсчет.

О том, как рассчитать и учесть налог на имущество организаций с кадастровой стоимостью, мы рассказали в специальной статье «Учет налога на имущество юрлиц, исходя из кадастровой стоимости». Теперь покажем на примере, как рассчитать сумму платежей в бюджет по среднегодовой стоимости объектов.

Размер налога на имущество определяется как произведение налогооблагаемой базы на ставку, утвержденную региональными властями на соответствующий отчетный период. Показатели ставок могут отличаться в зависимости от территориальной принадлежности налогоплательщика. Уточнить текущие значения можно на сайте ФНС, однако максимальное значение не может превышать 2,2 %.

В первую очередь определяем налогооблагаемую базу.

Вычисление осуществляем по формуле расчета налога на имущество организации:

СрГодСт = (ОС1 + ОС2 + … + ОСп1 + ОСп2) / (М + 1),

где:

  • СрГодСт — среднегодовая стоимость имущества за налоговый период;
  • ОС1, ОС2… — остаточная стоимость имущества на 1-ое число каждого месяца налогового периода;
  • ОСп1 — остаточная стоимость имущества на 1-ое число последнего месяца налогового периода;
  • ОСп2 — остаточная стоимость имущества на последнее число последнего месяца налогового периода;
  • М — количество месяцев в налоговом периоде.

По общим правилам, налогоплательщики обязаны исчислять и уплачивать авансовые платежи по итогам отчетных периодов (кварталов). Например, чтобы рассчитать авансовый платеж за 9 месяцев 2020 года, в знаменателе укажите 10 (9+1). Полученную сумму разделите на 4, и только потом примените ставку налога на имущество организаций, расчет-пример далее.

За существенные ошибки в расчетах налоговики могут наказать. Чтобы исключить неточности в исчислении фискальных траншей, используйте бесплатный онлайн-калькулятор по налогу на имущество.

Для проверки потребуется указать текущую ставку налогового обязательства и внести сведения об остаточной стоимости недвижимых активов, которые признаны налогооблагаемыми объектами.

ВАЖНО! Данные в онлайн-калькулятор вносите на основании отчетных данных бухгалтерского учета. Для этого подготовьте заранее оборотную ведомость или карточки по счетам 01 и 03 на соответствующие учетные даты в разрезе объектов учета.

К каким изменениям нужно быть готовым бухгалтеру в 2021 году

Во все времена сборщиков налогов (мытарей) в широких народных массах недолюбливали. Тем не менее, органы, исполняющие фискальные функции – неизбежный атрибут любого государства. Налог на имущество, согласно общепринятой классификации, относится к следующим категориям:

  • По характеру изъятия – прямой (в противовес косвенным, таким как НДС);
  • По уровню управления – местный (средства адресуются бюджетам муниципальных и региональных административных образований РФ);
  • По субъекту – может взиматься и с физических, и с юридических лиц;
  • По объекту также разнообразен – фискальное обязательство начисляется на движимое имущество и объекты недвижимости;
  • Целевое назначение – общее (бывают также специальные сборы, но это не тот случай).

Теперь о том, кем рассчитывается налог на имущество. Организации должны считать его сами. Эта работа поручается, как правило, бухгалтерии – как подразделению, владеющему наиболее полной и обоснованной документально информацией. О том, как начисляется размер налога, уже рассказано выше. Остаётся лишь напомнить, что достоверность сведений о стоимости имущества контролируется, и технически проверка не составляет проблемы.

Заботу о правильности начисления налога на недвижимость граждан берёт на себя государство в лице ФНС РФ.

Регистрирующие органы отправляют Федеральной Налоговой Службе сведения о собственности физических лиц в течение десяти дней после приобретения объекта недвижимости (пункт 4 статьи 85 НК). Местное отделение ФНС, за месяц до 1 декабря (крайней даты зачисления средств) каждого года (то есть до 1 ноября), направляет уведомление, из которого можно узнать сумму и код бюджетной классификации.

Налоговая политика в отношении имущества проводится регионами в значительной мере самостоятельно. Ставки обложения могут увеличиваться (не более, чем в три раза) или вообще обнуляться для отдельных категорий граждан, относительно установленных в пункте 4 статьи 406 Налогового кодекса значений:

База налогообложения, тыс. руб. Налоговая ставка, %
Менее 300 0,1
300 – 500 от 0,1 до 0,3
Более 500 от 0,3 до 2

Кроме стоимости, налоговая ставка для физлиц может зависеть от функционального назначения объекта недвижимости. В частности, для жилых помещений, хозяйственных построек и гаражей она, как правило, не превышает значения 0,1%.

Право на льготное налогообложение, вплоть до полной отмены сбора на имущество, имеют граждане, чьи заслуги перед Отечеством признаны государством: Герои СССР и России, участники боевых действий, ликвидаторы аварии на ЧАЭС. Также к этой особой категории относятся инвалиды первой и второй групп, детства, и семьи военнослужащих, утратившие кормильца. Право на уменьшение фискальных обязательств предоставляется на основании поданного в ФНС заявления.

Льготы касаются только одного объекта недвижимости. Поэтому если у гражданина в собственности имеются, к примеру, две квартиры, то основной ему есть прямой смысл указать наиболее дорогостоящую.

Как уже было указано, налог на имущество физического лица считает отделение ФНС, а его сумма отражается в уведомлении, направляемом плательщику. В случае если гражданин обнаружил ошибку (завышение или занижение, что тоже плохо) ему рекомендуется выполнить следующие действия:

  1. Подготовить пакет документов, аргументированно указывающий на неточность. Таковой включает в себя:
    а) заявление, составленное по установленной форме или, если её нет, произвольно, с указанием ФИО плательщика, его ИНН, номера уведомления и адреса инспекции;
    б) копии (сканы, если пакет подаётся в электронном виде) документов, подтверждающих правильное значение суммы налога.
  2. Отправить указанный пакет на адрес службы. Это можно сделать несколькими способами, в том числе и с личного кабинета после регистрации на сайте ФНС РФ. Надёжнее всего – заказное письмо с описью прилагаемых вложений и уведомлением о доставке.
  3. Дождаться и получить ответ, представляющий собой новое налоговое уведомление с графой «Исчисленная сумма налога» (исправленное значение) и отменённой суммой, «исчисленной ранее». Нормативный срок реагирования – 30 дней. В некоторых случаях он может быть продлён ещё на 30 суток.
  4. Если оплата завышенной суммы уже произведена, гражданин пишет заявление на возврат излишка или зачёт его на следующий период согласно пункту 1 статьи 78 НК РФ. Решение (как правило, положительное) принимается не позднее 10 суток после получения заявления. Ещё 5 рабочих дней отводится законодательством на его оформление и отправку плательщику.

После возврата или зачёта переплаты налога на имущество, вопрос можно считать закрытым.

Налог на имущество является местным, прямым и общим. Он взимается с физических и юридических лиц.

Сумма налога тем больше, чем выше стоимость имущества, которым обладает плательщик. Зависимость носит нелинейный характер.

Сумма сбора на имущество, которым владеет рядовой гражданин России, относительно невелика.

Существуют простые и доступные методы расчёта налога на имущество.

Следует внимательно следить за своевременностью уплаты налога на имущество.

Срок уплаты налога на имущество организаций и сроки уплаты авансов по этому налогу устанавливаются законами субъектами РФ.

Срок уплаты транспортного налога в 2021 году

С 2021 года меняются сроки уплаты транспортного налога и авансовых платежей по нему. Если до 2021 года сроки уплаты устанавливались законами региональных властей, то с 2021 года в НК установлены конкретные сроки. Итак, транспортный налог/авансовый платеж в 2021 году уплачивается в следующие сроки:

Период, за который уплачивается налог/аванс Крайний срок уплаты
За 2020 год 01.03.2021
За I квартал 2021 года 30.04.2021
За II квартал 2021 года 02.08.2021
За III квартал 2021 года 01.11.2021
За 2021 год 01.03.2022

С 2021 года также меняются сроки уплаты земельного налога. Налог/авансовые платежи нужно уплатить не позднее нижеприведенных дат:

Период, за который уплачивается налог/аванс Крайний срок уплаты
За 2020 год 01.03.2021
За I квартал 2021 года 30.04.2021
За II квартал 2021 года 02.08.2021
За III квартал 2021 года 01.11.2021
За 2021 год 01.03.2022

Страховые взносы на ОПС, ОМС, ВНиМ и травматизм, уплачиваемые работодателями, а также взносы, перечисляемые ИП за себя, нужно уплатить в следующие сроки.

Вид страховых взносов За какой период уплачивается Крайний срок уплаты
Страховые взносы, уплачиваемые в ИФНС
Взносы с выплат работникам/иным физлицам (на ОПС, на ОМС и на ВНиМ) За декабрь 2020 года 15.01.2021
За январь 2021 года 15.02.2021
За февраль 2021 года 15.03.2021
За март 2021 года 15.04.2021
За апрель 2021 года 17.05.2021
За май 2021 года 15.06.2021
За июнь 2021 года 15.07.2021
За июль 2021 года 16.08.2021
За август 2021 года 15.09.2021
За сентябрь 2021 года 15.10.2021
За октябрь 2021 года 15.11.2021
За ноябрь 2021 года 15.12.2021
За декабрь 2021 года 17.01.2022
Взносы ИП за себя За 2020 год (доплата взносов на ОПС при сумме дохода за 2020 год, превышающей 300000 руб.) 01.07.2021
За 2021 год 10.01.2022
За 2021 год (доплата взносов на ОПС при сумме дохода за 2020 год, превышающей 300000 руб.) 01.07.2022
Страховые взносы, уплачиваемые в ФСС
Взносы на травматизм За декабрь 2020 года 15.01.2021
За январь 2021 года 15.02.2021
За февраль 2021 года 15.03.2021
За март 2021 года 15.04.2021
За апрель 2021 года 17.05.2021
За май 2021 года 15.06.2021
За июнь 2021 года 15.07.2021
За июль 2021 года 16.08.2021
За август 2021 года 15.09.2021
За сентябрь 2021 года 15.10.2021
За октябрь 2021 года 15.11.2021
За ноябрь 2021 года 15.12.2021
За декабрь 2021 года 17.01.2022

В числе существенных нововведений – отмена налоговых деклараций по земельному налогу и изменение сроков его уплаты.

1. Федеральный закон от 15 апреля 2019 г. № 63-ФЗ.

Статья 398 НК РФ с 1 января 2021 г. утрачивает силу, освобождая налогоплательщиков от подачи налоговой декларации по земельному налогу. Соответственно, декларации за 2020 г. представлять не потребуется. С 1 января 2021 г. налоговые органы будут принимать декларации, в том числе уточненные, только за налоговые периоды, предшествующие 2020 г., а также уточненные декларации, если первоначально налоговые декларации были представлены в этом году в случае реорганизации организации1.

С нового года налоговые органы будут направлять организациям-налогоплательщикам сообщения об исчисленных суммах земельного налога. В случае неполучения такого сообщения налогоплательщик будет обязан передать в налоговый орган информацию о наличии каждого из принадлежащих ему земельных участков до 31 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 2.2 ст. 23 НК РФ).

2. Федеральный закон от 23 ноября 2020 г. № 374-ФЗ.

  • Изменены сроки уплаты земельного налога. Законодательные органы муниципальных образований больше не будут устанавливать эти сроки (п. 2 ст. 387 НК РФ). Налогоплательщики-организации должны будут уплачивать налог не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом. Авансовые платежи по земельному налогу нужно будет уплачивать не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом (п. 1 ст. 397 НК РФ).
  • Изменен порядок рассмотрения уведомления о выбранном для получения налогового вычета земельном участке (п. 6.1 ст. 391 НК РФ). Теперь такое уведомление рассматривается налоговым органом в течение 30 дней со дня его получения (с правом продления этого срока еще на 30 дней).
  • Внесены изменения в п. 1.1 ст. 391 НК РФ относительно учета сведений об изменяемой кадастровой стоимости участков. Изменение кадастровой стоимости, произошедшее в течение налогового периода, более не будет учитываться при определении налоговой базы в текущем и предыдущих налоговых периодах, за исключением случаев, при которых учет подобных изменений будет предусмотрен п. 1.1 ст. 391 НК РФ и законодательством РФ.
  • В случае когда кадастровая стоимость земельного участка будет изменена вследствие установления его рыночной стоимости, сведения об измененной кадастровой стоимости, внесенные в ЕГРН, будут учитываться при определении налоговой базы по земельному налогу начиная с даты начала применения для целей налогообложения сведений об изменяемой кадастровой стоимости (п. 1.1 ст. 391 НК РФ).

Из важного – отменены налоговые декларации по транспортному налогу и изменены сроки его уплаты. Также предусмотрены особенности прекращения уплаты налога в связи с уничтожением транспортного средства.

1. Федеральный закон от 15 апреля 2019 г. № 63-ФЗ.

  • Статья 363.1 НК РФ с 1 января 2021 г. утрачивает силу, освобождая налогоплательщиков от подачи налоговой декларации по транспортному налогу. Налог они будут уплачивать на основании собственных расчетов.
  • Налоговые органы начнут направлять налогоплательщикам-организациям сообщения об исчисленных суммах налога. В случае несогласия с расчетом налога налогоплательщик вправе в течение 10 дней со дня получения сообщения представить в налоговый орган пояснения или документы, подтверждающие правильность исчисления, полноту и своевременность уплаты налога. Срок рассмотрения таких пояснений составляет 1 месяц (с правом его продления еще на 1 месяц). По его истечении налогоплательщику направляется уточненное сообщение об исчисленной сумме налога (в течение 10 дней после составления такого сообщения) либо требование об уплате налога, если по результатам рассмотрения пояснений выявлена недоимка (п. 4–6 ст. 363 НК РФ).

2. Федеральный закон от 29 сентября 2019 г. № 325-ФЗ.

Законодательные органы субъектов РФ больше не станут определять сроки уплаты транспортного налога (абз. 2 ст. 356 НК РФ). Налогоплательщики-организации должны будут уплачивать налог не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом. Авансовые платежи по транспортному налогу нужно будет вносить не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом (п. 1 ст. 363 НК РФ).

3. Федеральный закон от 23 ноября 2020 г. № 374-ФЗ.

В случае уничтожения транспортного средства исчисление налога прекращается с 1-го числа месяца, в котором ТС было утрачено. Только для этого налогоплательщику нужно будет подать соответствующее заявление. К нему можно приложить документы, подтверждающие факт уничтожения ТС. Заявление должно быть рассмотрено в течение 30 дней. Затем налогоплательщику будет направлено уведомление о прекращении исчисления налога или сообщение об отсутствии основания для этого.

Расчет налога на имущество за 1 квартал 2021 года

Законодатель обновил условия налогообложения при изменении кадастровой стоимости объекта налогообложения в течение налогового периода и уточнил особенности заполнения налоговой декларации.

1. Федеральный закон от 23 ноября 2020 г. № 374-ФЗ.

  • Изменение кадастровой стоимости объекта налогообложения в течение налогового периода будет учитываться при определении налоговой базы в текущем и предыдущих налоговых периодах только в случае, если это будет прямо предусмотрено п. 15 ст. 378.2 НК РФ и законодательством РФ, регулирующим проведение государственной кадастровой оценки.
  • Если кадастровая стоимость объекта налогообложения будет изменена по причине установления его рыночной стоимости, сведения об измененной кадастровой стоимости, внесенные в ЕГРН, будут учитываться при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения сведений об изменяемой кадастровой стоимости (п. 15 ст. 378.2 НК РФ).
  • В налоговой декларации должны быть отражены сведения о среднегодовой стоимости объектов движимого имущества, учтенных на балансе организации в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета (п. 1 ст. 386 НК РФ).
  • Согласно п. 1.1 ст. 386 НК РФ налогоплательщик, состоящий на учете в нескольких налоговых органах по месту нахождения принадлежащих ему объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как их среднегодовая стоимость, на территории субъекта РФ, вправе представлять налоговую декларацию в отношении таких объектов в один из указанных налоговых органов по своему выбору, уведомив об этом налоговый орган по субъекту РФ. Это уведомление подлежит рассмотрению в течение 30 дней со дня его получения (с правом продления данного срока еще на 30 дней). При наличии оснований, препятствующих применению предусмотренного п. 1.1 ст. 386 НК РФ порядка представления налоговой декларации, налоговый орган должен будет сообщить об этом налогоплательщику.

На фоне нововведений, коснувшихся земельного и транспортного налогов, изменения в части налога на имущество организаций выглядят скромно. В то же время тенденции в судебной практике показывают, что именно этот налог чаще становится причиной споров.

Подавляющее большинство споров по налогу на имущество организаций по-прежнему сконцентрировано вокруг утративших силу еще 1 января 2019 г. положений п. 25 ст. 381 НК РФ. Они предусматривали освобождение от налога для движимого имущества, принятого с 1 января 2013 г. на учет в качестве объектов основных средств. После упразднения этой нормы движимое имущество и вовсе было исключено из перечня облагаемых налогом объектов, однако это не поспособствовало решению вопроса о том, как отграничить для целей налогообложения движимое имущество от недвижимого.

Теоретически серьезных проблем при таком разграничении возникать не должно. Разумному налогоплательщику следовало бы напрямую обратиться к ст. 130 ГК РФ, руководствуясь положениями п. 1 ст. 11 НК РФ о том, что институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства, используемые в НК РФ, должны применяться в том значении, в каком они используются в этих отраслях. В ст. 130 ГК РФ установлено следующее: к недвижимым вещам относится все, что прочно связано с землей, т.е. объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.

Согласно разъяснениям Верховного Суда РФ, «вещь является недвижимой либо в силу своих природных свойств… либо в силу прямого указания закона, что такой объект подчинен режиму недвижимых вещей»2. Учитывая это, можно заключить, что при квалификации вещи в качестве движимой или недвижимой ключевыми будут следующие факторы: 1) недвижимая вещь имеет прочную связь с землей; 2) наличие у недвижимой вещи прочной связи с землей исключает возможность ее перемещения без причинения несоразмерного ущерба ее назначению. В остальных случаях (за исключением тех, когда вещь в силу прямого указания закона является недвижимой) вещь является движимой.

Налогоплательщикам остается посоветовать лишь одно: внимательно отнеситесь ко всем объектам организации, принятым на учет в качестве движимого имущества. Необходимо учитывать, что анкерное крепление или возможность сборки/разборки вещи не являются гарантией ее движимого характера. Оцените, насколько автономным является каждый принятый на учет объект, насколько сильно он задействован в глобальных технологических процессах предприятия, в каких местах и как он крепится к другому оборудованию или объекту, какие объекты он соединяет – движимые или недвижимые.

Во избежание ошибок при квалификации имущества в качестве движимого/недвижимого производственным компаниям может быть рекомендовано на основе полномасштабного анализа судебной практики разработать для своих сотрудников методические рекомендации по такой квалификации. Нужно будет подробно описать правила и руководящие принципы, которые следует использовать персоналу при квалификации вновь приобретаемого объекта основных средств и постановке его на бухгалтерский учет. Такие меры помогут нивелировать часть претензий налоговых органов в отношении объектов основных средств, по которым налог на имущество исчислять и уплачивать не планируется.


1 Письмо ФНС России от 31 октября 2019 г. № БС-4-21/22311@ «Об отмене с 01.01.2021 обязанности представления налоговых деклараций по транспортному налогу и земельному налогу».

2 Пункт 38 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23 июня 2015 г. № 25 «О применении судами некоторых положений раздела 1 части первой ГК РФ».

С 2021 года расширяется перечень доходов физлиц, не подлежащих обложению страховыми взносами (Федеральный закон от 23.11.2020 № 374-ФЗ). Указанный перечень дополняется денежными компенсациями, получаемыми подрядчиками и исполнителями от заказчиков в счет возмещения расходов, связанных с выполнением работ и оказанием услуг по договорам гражданско-правового характера.

Одновременно от страховых взносов освобождаются суммы, получаемые исполнителями по гражданско-правовым договорам, связанные с возмещением расходов на оплату жилых помещений (будущая редакция п. 1 ст. 422 НК РФ).

С 01.10.2021 налогоплательщики должны будут использовать новый электронный формат корректировочного счета-фактуры (приказ ФНС России от 12.10.2020 № ЕД-7-26/736). До этого времени допускается применение как нового электронного формата, так и формата, утв. приказом ФНС России от 13.04.2016 № ММВ-7-15/189@. Обновленный формат корректировочного счета-фактуры учитывает изменения в законодательстве, связанные в том числе с внедрением системы обязательной прослеживаемости товаров.

Имущественные налоги: нововведения 2021 года

Новые формы реестра деклараций на товары для экспресс-грузов и реестра таможенных деклараций начинают применяться с 01.01.2021 (приказ ФНС России от 20.08.2020 № ЕД-7-15/593@). Данные реестры представляются в налоговые органы для подтверждения обоснованности применения ставки НДС 0 % при экспорте товаров.

На 2021 год продлевается действие налоговой льготы по НДС в отношении племенной животноводческой продукции (Федеральный закон от 23.11.2020 № 375-ФЗ). Соответственно, импорт, реализация и передача для собственных нужд племенного крупного рогатого скота, племенных свиней, овец, коз, лошадей, птицы и полученного от них семени и эмбрионов освобождаются от налогообложения НДС. Указанная льгота будет действовать до 31.12.2022.

С 01.01.2021 года для IT-компаний снижается налог на прибыль организаций (Федеральный закон от 31.07.2020 № 265-ФЗ).

В соответствии с законом IT-компании смогут уплачивать налог на прибыль только в федеральный бюджет по ставке 3 % при соблюдении ряда жестких условий. В целях применения указанной льготы доля доходов от IT- услуг должна составлять не менее 90 % от всех доходов организации, а в ее штате должно работать не менее 7 человек. Ожидаются разъяснения и уточнения по применению Закона № 265-ФЗ.

Для издательств и средств массовой информации (СМИ) с 01.01.2021 изменяются правила списания в расходы стоимости нереализованной печатной продукции (Федеральный закон от 15.10.2020 № 323-ФЗ).

Сейчас к прочим расходам для целей налога на прибыль издательствам и СМИ разрешается относить не более 10 % стоимости вовремя не реализованного тиража соответствующего номера периодического печатного издания или соответствующего тиража книжной продукции. С нового года указанный лимит повышается до 30 %.

С января 2021 года расширяется перечень сведений, вносимых в налоговую декларацию по налогу на имущество организаций (Федеральный закон от 23.11.2020 № 374-ФЗ). По новым правилам в налоговую декларацию должны будут включаться сведения о среднегодовой стоимости не только недвижимости, но и объектов движимого имущества.

Речь идет о движимом имуществе, учтенном на балансе организации в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета. При этом облагаться налогом движимое имущество организаций по-прежнему не будет.

Для организаций с 01.01.2021 меняются сроки уплаты земельного налога и авансовых платежей по данному налогу (п. 68 ст. 2 Закона № 325-ФЗ).

С нового года земельный налог подлежит уплате организациями в срок не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом. По аналогии с транспортным налогом авансовые платежи по земельному налогу также станут уплачиваться не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом.

Изменения в законодательстве: что будет с бизнесом в 2021 году

Помимо физических лиц собственниками недвижимости могут быть и юридические лица. Они обязаны уплачивать налоги авансовыми платежами поквартально, а по истечении налогового периода сдавать декларацию по уплате налога. В отличие от физических лиц организации обязаны самостоятельно рассчитать налоги согласно действующему законодательству.

Налог на имущество организаций это региональный налог и регламентируется главой 30 Налогового кодекса.

Что касается налогов на имущество физ. лиц, такое как хозяйственные постройки, гаражи и недостроенные объекты – они также облагаются налогом, если учтены государством.

Имущественные и земельные налоги платятся физическими лицами до 1 декабря следующего года за отчетным (за 2020 год надо заплатить до 1 декабря 2021). При этом из налоговой приходит налоговое уведомление, где указана сумма, подлежащая уплате, а также порядок расчета налога.
Организации платят налоги в течение года (раз в квартал) и оставшуюся сумму в начале следующего года за отчетным (срок устанавливается местным законодательством).

  • земельные участки и прочие объекты природопользования;
  • имущество федеральных органов власти, используемое для нужд обороны;
  • объекты культурного наследия народов РФ;
  • объекты, связанные с ядерной отраслью (установки, хранилища и т.д.);
  • ледоколы и прочие суда;
  • объекты космической отрасли;
  • движимое имущество, находящееся на балансе начиная с 01.01.2013 г.;
  • имущество, приобретаемое для перепродажи и т. д.

Законодательством закреплен полный перечень льготных категорий, перечисленный в статье 381 НК РФ.

  • организации уголовно-процессуальной системы в отношении имущества, которое используется для осуществления их функций;
  • религиозные организации в отношении имущества, используемого для осуществления религиозной деятельности;
  • общероссийские организации инвалидов (не менее 80% инвалидов) в отношении имущества, которое используется для осуществления ими деятельности указанной в уставе;
  • организации, занимающиеся выпуском фармацевтической продукции, касаемо имущества, которое используется для производства препаратов направленных на борьбу с эпидемиями и эпизоотиями;
  • организации, получивших статус участников “Сколково”;
  • судостроительные компании в отношении ТМЦ используемых для ремонта и строительства судов;
  • управляющие компании особых экономических зон и т. д.

Налог на имущество организаций в 2021 году

За налоговый период по налогу на имущество принят год.

Первый квартал, полугодие, девять месяцев считаются отчетными периодами.

Авансовые платежи уплачиваются ежеквартально в сроки установленные законодательством.

Налог уплачивается:

  • для российской организации — в бюджет по местонахождению данной организации;
  • для иностранной организации — в бюджет по месту регистрации российского представительства или по месту нахождения недвижимого имущества, указанного в статье 375 НК РФ;
  • для обособленных подразделений, имеющих отдельный баланс, в бюджет субъекта по местонахождению каждого подразделения.

Налоговая декларация предоставляется по истечении всех отчетных и налоговых периодов.

Итоговая годовая декларация подается до 30 марта следующего года.

Анализируемый налог относятся к компетенции главы 30 Налогового Кодекса Российской Федерации. Имущественные активы входят в налоговую базу согласно условиям, задекларированным в ст. 374 НК РФ. П. 4. этой статьи оглашает перечень объектов, по которым платить данный налог не нужно. Ст. 381 НК РФ рассматривает определенные виды деятельности, которые не предусматривают взимание с предпринимателя этого налога.

В целом, российские организации, а также иностранные, имеющие представительство в РФ, обязаны платить налог на имущество, находящееся на их балансе, движимое, оприходованное ранее 2013 года, и/либо недвижимое. Некоторые категории организаций являются льготниками.

Данный налог является региональным, это значит, что субъекты Российской Федерации могут самостоятельно снижать установленную Правительством налоговую ставку в 2,2%.

СПРАВКА! Если предприниматель хочет узнать налоговую ставку своего региона, он может обратиться к официальному сайту ФНС, где содержится справочная информация о различных ставках и льготах, в том числе и по налогу на имущество.

Согласно законодательству РФ, плательщиками имущественного налога являются те организации, в отношении которых соблюдены три условия:

  • владение на правах собственности, временно, по доверенности или по совместительству недвижимостью и/или движимым имуществом, внесенном на баланс до 2013 года, не входящим в состав 1 и 2 группы амортизации;
  • бухгалтерский учет данных имущественных активов ведется по счетам 01 «Основные средства» или 03 «доходные вложения в материальные ценности»;
  • все эти активы предусмотрены соответствующей статьей НК (ст. 374) и не входят в перечень исключений.

ВНИМАНИЕ! Конкретным лицом в организации, ответственным за расчет и своевременную уплату имущественного налога, является учредитель доверительного управления (ст. 378 НК РФ).

Налоговой базой является балансовая стоимость имущества, подлежащего учету по налогообложению. Во внимание принимается среднегодовое значение остаточной стоимости, которое сначала нужно вычислить согласно закрепленной в нормативных актах организации процедуре.

Чтоб узнать остаточную стоимость, нужно из первоначальной балансовой оценки вычесть величину амортизации.

СТ.ост. = СТ.перв. – Аначисл.

где:

  • СТ.ост. – суммарная остаточная стоимость имущественных активов, подлежащих налогообложению;
  • СТ.перв. – первоначальная балансовая стоимость активов;
  • Аначисл. – начисленная амортизация.


Похожие записи: